Нормы синтаксиса и синтаксические ошибки

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

План урока:

Теоретические основы синтаксических норм

Нормы согласования и управления

Построение предложений с однородными членами

Построение сложноподчиненных предложений

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

Теоретические основы синтаксических норм

Сначала необходимо разобраться с сущностью понятия синтаксических норм. Они обладают своими функциями, свойствами и видами, о которых стоит знать.

Что такое синтаксические нормы. Понятие и сущность

В русском языке есть много средств, которые регулируют порядок и связь слов в предложениях и словосочетаниях. Одним из таких инструментов являются синтаксические нормы. По-другому их можно назвать смотрящими за благополучное существование и развитие языка. В толковых словарях существуют разные определения данного понятия. В справочнике Ожегова синтаксические нормы обозначаются следующим образом:

«Нормы русского языка, регулирующие правила грамотного построения единиц синтаксиса».

В толковом словаре Ушакова дается другое определение:

«Синтаксические нормы – это правильное употребление слов и словосочетаний в предложениях».

Данные определения хоть и отличаются по структуре, но при этом тождественны по значению. Иными словами, можно сказать, что под синтаксическими нормами понимается совокупность правил и общепринятых норм синтаксиса, определяющая основы для грамотного построения словосочетаний и предложений. Без них наша устная и письменная речь была бы бессвязной и непонятной.

Функции синтаксических норм. Предмет регулирования

Синтаксические нормы представляют основу для всего великого русского языка. Именно с них начинается слияние слов в словосочетания, затем в предложения, а в конце уже и в полноценный текст. Но допуская ошибки, целостность и смысл синтаксических единиц теряется, поэтому такой процесс необходимо контролировать.

Именно данные нормы занимаются регулированием и контролем за правильным соблюдением всех грамматических основ. Они включают в себя правила для всех синтаксических случаев. Под их область регулирования попадают следующие составляющие:

  • верное согласование подлежащего и сказуемого;
  • связи между частями сложного предложения;
  • правильный порядок слов в синтаксических единицах;
  • случаи связи с помощью управления;
  • совместимость определения и определяемого слова;
  • создание простых предложений и их осложняющих элементов (причастных и деепричастных оборотов).

Со всеми этими функциями справляются синтаксические нормы. Такие правила применяются повсеместно, поскольку нормы встречаются везде и требуют строго соблюдения. В противном случае из контекста будет пропадать смысл и авторская задумка, а иногда слушатель может даже неправильно понять суть сообщаемой информации.

Распространенные ошибки. Нарушение синтаксических правил

Существует много категорий ошибок, которые люди допускают при устном или письменном построении предложений. Они разделены по типам и частям речи. В уроке мы рассмотрим самые часто встречаемые варианты неправильного построения и научимся не совершать таких же ошибок.

Несоблюдение правил встречается в следующих разделах:

  • построение предложений с однородными членами;
  • употребление причастного и деепричастного оборота в предложениях;
  • ошибки в употреблении составных предлогов;
  • написание сложноподчиненных предложений;
  • трансформирование прямой речи в косвенную;
  • согласованность подлежащего и сказуемого.

Каждый вид делится еще на несколько подвидов, с которыми необходимо ознакомиться. Встречаются и такие ошибки, которые, как оказываются, совершаются нами очень давно. Именно поэтому важно обращать внимание на синтаксические нормы, которые очищают и облагораживают русский язык, избавляя его от неграмотной речи.

Нормы согласования и управления

Грамматическая основа и другие составные части в предложении связываются друг с другом при помощи специальных средств. В согласовании подлежащего и сказуемого есть нюансы, которое необходимо учитывать. Рассмотрим все тонкости средств связи членов предложения.

Согласование подлежащего и сказуемого

Есть несколько правил, которые помогут разобраться в аспектах синтаксических норм, касающихся подлежащего и сказуемого. Их нужно запомнить, чтобы потом не допускать грубых ошибок в построении предложений.

1 sintaksicheskie normy

1 1 sintaksicheskie normy

Управление как норма синтаксиса            

Под управлением понимается вид связи в словосочетаниях, который обозначает верное употребление падежа. Из-за смены одного окончания происходят изменения и во всем смысле предложения. Поэтому важно изучить все предлоги, которые относятся к своим падежам. Так при виде предлога можно будет сразу определить падеж, в котором будет стоять слово.

Таблица предлогов и падежей:

2 sintaksicheskie normy

Построение предложений с однородными членами

Сталкиваются с целым рядом проблем и те, кто не знают употребление синтаксических норм с однородными членами в предложениях. Здесь важно обращать внимание на расстановку слов, их падежный вопрос и предлог, стоящий рядом.

Что такое однородные члены. Где они встречаются

Под однородными членами предложения понимаются синтаксические единицы, которые относятся к одному слову и отражают действие, признак или свойство объекта. Как правило, они имеют разное значение, но представляют одну и ту же фигуру.

Пример однородных членов в предложении:

Мама и папа пошли в магазин за новым телевизором.

«Мама» и «папа» относятся к сказуемому «пошли» и представляют собой однородные члены. И тот, и другой субъект осуществили одно и то же действие.

Если между однородными членами нет соединительных или разделительных союзов, то они разделяются между собой запятыми или иными знаками препинания, что тоже зависит от контекста. Важно уметь различать однородность составных частей предложения, иначе по ошибке можно посчитать члены синтаксиса тождественными, что придет к неправильной расстановке знаков препинания и к потере смысла текста.

Связь между однородными членами. Распространенные ошибки

Существуют сложные случаи, которые предусматривают частные ошибки в заданиях на экзаменах или обычных жизненных ситуациях, когда требуется написать или составить текст. Они разделены на группы, чтобы данное правило было легче выучить и навсегда запомнить все трудные места, касающиеся употребления однородных членов.

Таблица правил и ошибок:

3 sintaksicheskie normy

Построение сложноподчиненных предложений

Данные единицы синтаксиса связаны между собой с помощью союзов. Поэтому важно разобраться в структуре таких предложений и правильно употреблять подчинительные союзы.

Что такое сложноподчиненное предложение. Особенности

Сложноподчиненным предложением называют единицу синтаксиса, которая содержит в себе несколько грамматических основ и соединена при помощи подчинительного союза или союзного слова.

Пример сложноподчиненного предложения:

Сегодня на улице целый день шел дождь, поэтому Алина решила остаться дома.

Здесь представлены две грамматические основы: «шел дождь» и «Алина решила». Они соединены подчинительным союзом «поэтому», значит данное предложение – подчинительное.

Они делятся на несколько видов:

  • причины;
  • условия;
  • уступки.

Определяются данные типы по падежным вопросам, которые задаются от подчинительных союзов. Пунктуация в таких синтаксических единицах сложна и требует постоянного заучивания правил. Помимо пунктуационных ошибок, встречаются еще и синтаксические, связанные с незнанием союзов.

Распространенные ошибки. Правила употребления

Самые распространенные ошибки возникают в предложениях, придаточная часть которых начинается с союза или союзного слова «кто».

Пример ошибок:

Все, кто пробовали сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Такое употребление сказуемого после слова «кто» не допустимо, поскольку оно употреблено в единственном числе, а значит и сказуемого должно быть в этой же форме.

Правильный ответ:

Все, кто пробовал сок «моя цена», остались довольны покупкой.

Подобные ошибки возникают с такими связками, как «те, кто…», «все те, что …» и т.д.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Синтаксические нормы»

На Едином государственном экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить задание 8, в котором требуется знание синтаксических норм русского языка. Рассмотрим структуру задания более подробно.

Задание 8. ЕГЭ 2020 русский язык

Суть задания в том, чтобы ученик нашел ошибки в приведенных предложениях и сопоставил их с предложенными графами. Чтобы справиться с требованием, важно помнить все типы ошибок, которые относятся к разным частям речи и синтаксическим ситуациям. Важно внимательно смотреть на построение предложений и искать неверно употребленные слова.

Пример задания:

4 sintaksicheskie normy

Ответ: 53847

Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.

Нормы синтаксиса в русской речи

В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.

Содержание

  1. Нарушение синтаксических норм
  2. Нормы управления
  3. Употребление предлогов
  4. Употребление предложений с однородными членами
  5. Употребление деепричастных оборотов
  6. Употребление сложноподчинённых предложений

Нарушение синтаксических норм

Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.

Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах:

  • читая её, возникает вопрос;
  • поэме характерен синтез лирического и эпического начал;
  • выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:

  • Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
  • Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
  • Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.

При построении словосочетаний используются связи управление, согласование и примыкание.

Нормы управления

Управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.

Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении при употреблении однородных членов. Первое сказуемое не согласуется с дополнением вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) вас и выразить (кому?) вам свою признательность.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: с некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения. Правильно так: с некоторыми словосочетаниями (какими?), приведёнными в упражнении, надо было составить предложения.

Читайте также стих Пушкина «Памятник» – один из самых знаменитых.

Употребление предлогов

Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: Поезд отправился в рейс согласно расписанию. Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.

Запомните формы существительных с предлогом по: по истечении, по окончании, по заключении; по приезде сдайте отчёт о командировке, скучаю по вас (допустимо: по вам).

Употребление предложений с однородными членами

Ошибочно употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательного: Деревья высокие и стройны. Нужно говорить: Деревья высоки и стройны (высокие и стройные).

Ошибочно употребление в качестве однородных членов существительного и инфинитива: Прошу тишины и выслушать меня. Нужно говорить: Прошу тишины и внимания.

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастные обороты не употребляются:

  • в безличных предложениях:

Ошибка: Заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно. Правильно: Заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался.

  • в страдательных конструкциях:

Ошибка: Анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. Правильно: Анализируя стихотворный текст, я неверно определил размер.

Действия, выраженные глаголом-сказуемым и связанным с ним деепричастием, должны относиться к одному лицу или предмету.

Ошибка: Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море. Правильно: Когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.

Употребление сложноподчинённых предложений

Ошибочно одновременно использовать в сложноподчинённом предложении синонимичные союзы:

Ошибка: В этом году наша команда подготовилась к соревнования лучше, чем нежели в прошлом. Правильно: В этом году наша команда подготовилась к соревнованиям лучше, чем (или нежели) в прошлом.

При последовательном подчинении следует избегать повторения одинаковых союзов, если это не оправдано стилистически:

Ошибка: Дай мне солонку, которая находится в буфете, который стоит на кухне. Правильно: Дай мне солонку, которая находится в буфете, что стоит на кухне.

Определительное придаточное с союзным словом который не должно отрываться от определяемого слова в главном предложении:

Ошибка: Из путешествий по разным странам, которые он совершал на автомобиле, он всегда привозил сувениры. Правильно: Из путешествий, которые он совершал на автомобиле по разным странам, он всегда привозил сувениры.

Допускаются ошибки в предложениях с косвенной речью. Заменяя прямую речь косвенной, нужно помнить, что это разные конструкции. Необходимо заменять формы первого лица подлежащего и глагола-сказуемого и правильно выбирать средства связи частей предложения: Лермонтов писал: «Люблю отчизну я…» — Лермонтов писал, что он любит отчизну. Она спросила: «Ты придёшь?» — Она спросила, приду ли я.

Таким образом, синтаксические нормы русского литературного языка регламентируют построение словосочетаний и предложений. Ошибки чаще всего связаны с неправильным выбором управляемой формы в словосочетании, нарушением согласования подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов, а также построением некоторых типов сложных предложений.

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания.
Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно
Благодаря
Вопреки
Подобно
Наперекор
            Кому?
Чему?
            правилу
Вам
непогоде
ракете
мнению

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру
в течение
в продолжение
в силу
в заключение
в виде
по причине
наподобие
            Чего?             возможностей
года
четверти
обстоятельств
лекции
чертежа
поездки
креста

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.


Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть.
Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.
  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.
  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

    3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

    Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
    Например: О нем написали в газете «Ведомости».

    Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
    Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.

    4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

    Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

    1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
    Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
    Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

    2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
    Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
    Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

    3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
    несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
    Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
    Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

    4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
    Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
    Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

    5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
    Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
    Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
    6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

    Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
    Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

    7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.

    Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
    Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

    5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

    В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
    Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

    Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
    Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

    Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
    Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

    6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
    Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
    Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
    Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
    Например: Студентам — каким?— желающим.

    2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
    Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
    Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

    7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

    Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
    Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.

    Темы для самостоятельного изучения

    1. Морфологические
      особенности научной речи.

    2. Стилистическое
      использование имен существительных.

    3. Стилистика имени
      прилагательного.

    4. Происхождение и
      стилистика числительных.

    5. Этимология и
      стилистика местоимений.

    6. Место глагола в
      разных стилях речи.

    7. Наречие – самая
      «молодая» часть речи.

    8. Склонение имен
      собственных.

    Список рекомендуемой литературы

    1. Виноградов, В.В.
      Очерки по истории русского литературного
      языка XVII
      – XIХ
      вв. / В.В. Виноградов. – М., 1984.

    2. Виноградов, В.В.
      Русский язык. Грамматическое учение о
      слове / В.В. Виноградов. – М., 1986.

    3. Голуб, И.Б.
      Стилистика русского языка / И.Б. Голуб.
      – М., 1997.

    4. Грамматика русского
      языка. – М., 1952.

    5. Розенталь, Д.Э.
      Практическая стилистика русского языка
      / Д.Э. Розенталь. – М., 1998.

    6. Сенкевич, М.П.
      Стилистика научной речи и литературное
      редактирование научных произведений
      / М.П.Сенкевич. – М., 1984.

    7. Нормы синтаксиса и синтаксические ошибки

    Синтаксис (от
    греческого syntaxis
    – сочетание, построение, порядок,
    составление) –

    1. Одна из подсистем
    (наряду с морфологией) грамматического
    строя языка, в которой реализуются
    морфологические категории и словоизменение,
    а также существуют собственные единицы,
    категории и средства. Основная единица
    синтаксиса – предложение – не называет
    отдельные предметы, признаки, действия
    и пр., а сообщает о событиях, ситуациях;
    языковая функция предложения –
    коммуникативная (общения, сообщения).
    Специфика синтаксиса проявляется в
    выражении отношений: между словоформами,
    предикативными единицами, компонентами
    текста; между участниками речевой
    ситуации; между говорящим, высказыванием
    и реальностью и пр.

    2. Раздел языкознания,
    предметом которого являются синтаксические
    единицы – предложение и словосочетание,
    синтаксические отношения (связи) и
    синтаксические средства.

    Словосочетание
    – синтаксическая
    конструкция, образуемая соединением
    двух и более знаменательных (самостоятельных,
    полнозначных) слов, связанных между
    собой грамматически и семантически;
    словосочетания формируются в предложении
    и выделяются из него.

    Предложение
    1) структурная схема, модель, формула
    минимального речевого сообщения; 2)
    речевая реализация этой формулы,
    конкретное сообщение (высказывание,
    фраза). Предложение как структурная
    схема – факт языка, высказывание (фраза)
    – факт речи, свободная комбинация знаков
    (слов и фразеологизмов), выполняющая
    коммуникативную функцию. Предложение
    (высказывание) – цепочка слов,
    последовательно связанных друг с
    другом; минимальное конкретное речевое
    произведение, имеющее структуру,
    лексическое наполнение и смысл.

    Валентность
    это сочетательная способность,
    сочетательный потенциал лингвистической
    единицы, прежде всего – слова. Различают
    лексическую
    валентность (сочетаемость) и грамматическую
    (категориальную, синтаксическую). Слова
    соединяются в предложении в соответствии
    со своей валентностью: Я
    тебя не понимаю,
    но
    не ٭Моя
    твоя не понимает.
    Синтаксическая
    валентность реализуется в способах
    (видах) синтаксической связи слов в
    предложении: согласовании, управлении,
    примыкании.

    Согласование
    это уподобление формы числа, падежа и
    рода или только числа и падежа зависимого
    слова форме господствующего (главного)
    слова: белый
    снег, моя сестра, третий день, новые
    книги
    . При
    изменении главного слова аналогично
    изменяется зависимое: белого
    снега, моей сестры, третьего дня, новых
    книг.

    Управление
    падежное подчинение существительного
    или субстантивированного слова,
    непосредственное или с участием предлога
    главному: произносил
    (что? вин. п.) речи,
    бежит через дорогу, холод осени, дом из
    кирпича, лес у реки.
    При
    изменении главного слова зависимая
    словоформа не меняется:
    произнесла / произнесу речи, бежал /
    побегу через дорогу, холодом осени, дома
    из кирпича, в лесу у реки.

    Примыкание
    зависимость неизменяемых слов (наречий,
    деепричастий, инфинитива, компаратива):
    говорил тихо,
    смотрит не мигая, способность мыслить,
    лица ярче роз, пошел быстрее
    .
    Главное слово своей грамматической
    формой и / или семантикой мотивирует
    зависимую словоформу.

    Простое предложение
    (ПП) – основной структурный тип
    предложения, обладающий одной предикативной
    основой (подлежащим и сказуемым, или
    только подлежащим, или только сказуемым):
    Снег растаял;
    Весна; Стало тепло.

    Подлежащее
    главный член двусоставного предложения,
    соотносительный со сказуемым, обозначающий
    предмет (субъект) или действие (инфинитивное
    подлежащее): Книга
    – источник знаний; Учиться
    всегда пригодится. В роли подлежащего
    могут употребляться все знаменательные
    части речи (кроме деепричастия) и
    словосочетания.

    Сказуемое
    главный член двусоставного предложения,
    соотносительный с подлежащим, грамматически
    подчиненный ему, обозначающий предикативный
    признак (действие, состояние, качество
    и пр. подлежащего – субъекта): Нефть
    пошла;
    Геологи были
    в восторге
    ;
    Их работа оказалась
    не напрасной
    .

    Порядок слов в
    простом предложении

    – типичное относительное расположение
    слов в их определенных функциях.
    Грамматический
    порядок
    слов (прямой) определяется такими
    нормами: подлежащее предшествует
    сказуемому, согласованное определение
    – определяемому слову, обстоятельство
    – сказуемому (глаголу), дополнение
    располагается после глагола: Тюменские
    нефтяники самоотверженно трудятся на
    благо Родины
    .
    Коммуникативный
    порядок
    слов (обратный): на первом месте словоформы,
    представляющие тему (данное), после них
    располагается рема (новое): На
    севере области // геологи открыли новое
    месторождение нефти.

    Стилистический,
    экспрессивный

    порядок слов
    (инверсия) служит для вынесения на
    «видное» место ключевых для смысла
    слов: На
    краю дороги
    стоял дуб

    (Л. Толстой); Тихо
    пришли в равновесие зыбкого сердца весы
    (Брюсов);
    Безумству
    храбрых поем мы песню
    !
    (Горький).

    Сложное предложение
    (СП) – структурное, смысловое и
    интонационное объединение двух и более
    предикативных единиц, грамматически
    аналогичных простому предложению.
    Отличие СП от ПП не количественное, а
    качественное: грамматическое значение
    СП – это типизированные синтаксические
    отношения между его частями. В русском
    языке существует набор средств, с помощью
    которых соединяются части СП и выражаются
    отношения между ними: интонация, союзы,
    союзные слова, указательные слова и
    соотношение глагольных форм. СП
    разделяются
    на союзные
    и бессоюзные.
    Союзные СП делятся на два
    структурно-семантических подтипа:
    сложносочиненные

    и сложноподчиненные.

    Сложносочиненное
    предложение
    (ССП)
    – тип СП, образованного на основе
    сочинительной синтаксической связи:
    формальной взаимной независимости
    частей (ПП), входящих в него, и их
    функционально-синтаксической однородности.
    Основной показатель этого значения,
    средство связи частей в целое и выражения
    отношений между ними – сочинительный
    союз: Пришла
    весна, и природа стала оживать.

    Сложноподчиненное
    предложение
    (СПП)
    – тип СП, образованного на основе
    подчинительной синтаксической связи
    частей (ПП), из которых одна – главная,
    другая – придаточная (зависимая от
    главной). Связь и выражение отношений
    между ними осуществляется с помощью
    подчинительных союзов и союзных слов,
    находящихся в придаточной части: Когда
    окончу университет, стану инженером
    .
    В СПП может быть несколько придаточных,
    при этом одна и та же часть может быть
    зависимой (придаточной) и в то же время
    господствующей (главной): Часто
    осенью я пристально следил за опадающими
    листьями, чтобы поймать ту незаметную
    долю секунды, когда лист отделяется от
    ветки и начинает падать на землю
    (Паустовский).

    Бессоюзное
    сложное предложение
    (БСП)
    – один из основных структурно-семантических
    типов СП; выделяется по формальному
    признаку – отсутствию союза: В
    рубле копейки нет, так и не полон рубль

    (пословица).

    Прямая речь
    – особое синтаксическое образование
    (способ дословной передачи чужой речи),
    состоящее из двух частей – ввода
    (авторских слов) и чужой речи, которые
    различаются по функции и по стилю:
    Кто-то сказал: «Многие
    одержимы страстью писать книги, но
    редкие стыдятся их потом»

    (Горький); «Завтра
    я еду в командировку»,

    сказал отец.

    Косвенная речь
    – способ
    максимально полной передачи содержания
    чужой речи, но без сохранения ее формы
    и стиля: Отец
    сказал, что завтра он едет в командировку.

    Причастный оборот
    – синтаксическое
    образование, осложняющее структуру ПП,
    состоящее из причастия с подчиненными
    ему словами: Он взглянул на небо, усыпанное
    мириадами звезд
    .

    Деепричастный
    оборот

    синтаксическая конструкция, структурным
    центром которой является особая
    глагольная форма – деепричастие. В
    деепричастном обороте реализуется
    значение действия и добавочное,
    элементарное сообщение; он соотносится
    с субъектом (подлежащим) основного
    действия (сказуемого): Однажды, возвращаясь
    домой
    , я
    встретил своего давнего друга.

    Нормы синтаксиса
    – это правила
    конструирования предложений с учетом
    лексической и синтаксической сочетаемости
    слов.

    • Форма именительного
      падежа именной части составного
      сказуемого выражает устойчивый,
      постоянный, присущий субъекту признак
      (характеристику), а форма творительного
      падежа обычно указывает на временный
      признак: Мой дедушка был генерал;
      Он
      был
      рабочим,
      потом
      бригадиром, начальником цеха,
      а
      в результате, окончив университет, стал
      директором завода.

    • При глаголах-связках
      стать,
      становиться, являться, казаться,
      сделаться, считаться

      и др. именная часть сказуемого имеет
      форму творительного падежа: Жизнь
      кажется
      сказкой;
      так
      же при глаголах звать,
      называться:
      Ее
      зовут Татьяной;
      Его
      называли
      героем.

    • В повествовательных
      предложениях подлежащее обычно
      предшествует сказуемому: Техника
      требует
      квалифицированных
      кадров.

    • В вопросительных
      предложениях сказуемое часто предшествует
      подлежащему: Не
      скажете
      ли
      вы?

    • Согласованное
      определение обычно ставится перед
      определяемым словом: Белая
      береза
      под
      моим окном
      принакрылась снегом…

    • Несогласованное
      определение ставится после определяемого
      слова: помощь друга,
      тетрадь с
      лекциями
      ,
      но его
      помощь, их
      книги.

    • Дополнение обычно
      стоит после управляющего (главного)
      слова: составление конспекта,
      радуюсь
      жизни
      , писать
      письмо другу.

    • Обстоятельства
      образа действия, меры и степени, времени,
      места, причины и цели обычно ставятся
      перед глаголом-сказуемым: Нам это вполне
      подходит; Студенты внимательно
      слушают; Вчера
      был сильный дождь; Вдалеке
      звонит колокол; Из-за
      плохой погоды

      соревнования перенесли;
      Для достижения успеха

      нужно упорно трудиться.

    • Сказуемое
      согласуется с подлежащим грамматически
      (по форме), а также по смыслу: Большинство
      студентов учится
      успешно; Большинство студентов учатся
      успешно.

    • Существительные
      большинство,
      меньшинство, большая / меньшая часть,
      множество, ряд,

      несмотря на грамматическую форму
      единственного числа, обозначают много
      предметов, и поэтому сказуемое может
      принимать форму единственного и
      множественного числа. Форма множественного
      числа употребляется, если 1) сказуемое
      указывает на активный характер действия
      (Большинство
      депутатов решительно
      отвергли
      дополнения к Конституции
      );
      2) подлежащее называет одушевленные
      предметы (Множество
      людей
      вышли на площадь
      );
      3) сказуемое отделено от подлежащего
      другими членами предложения (Большинство
      студентов,
      успешно
      сдавших сессию,
      разъехались на каникулы
      );
      4) в составе подлежащего есть однородные
      члены (Большинство
      преподавателей,
      сотрудников и студентов ознакомились
      с Уставом университета
      ).
      Так же при подлежащем, выраженном
      количественно-именным сочетанием (Пять
      самолетов

      взлетели, в
      ангаре осталось
      два самолета;
      Восемь
      студентов занимаются

      спортом). Если количество обозначается
      приблизительно или уточняется словами
      лишь, только,
      всего,
      сказуемое
      ставится в единственном числе (Пришло
      всего
      шесть человек
      ).
      Так же при подлежащем с
      неопределенно-количественным числительным
      несколько,
      сколько, столько, много, мало, немного,
      немало

      (Прошло
      несколько
      человек
      ).

    • Предлоги благодаря,
      согласно, вопреки, наперекор

      (чему?) требуют дательного падежа
      зависимого существительного или
      местоимения: согласно
      приказу,
      благодаря
      трудолюбию,
      вопреки
      прогнозу,
      наперекор

      болезни.

    • Предлог по
      требует
      предложного падежа зависимых
      существительных со значением времени:
      по приезде,
      по окончании, по прибытии, по возвращении,
      по приходе
      (домой),
      по истечении
      (срока).

    Синтаксические
    ошибки

    это нарушения правил конструирования
    предложений и сочетания слов в предложении.
    Синтаксические ошибки очень разнообразны.

    Соседние файлы в папке Русский

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Норд винд ошибка в фамилии пустят ли на рейс
  • Нормы русского литературного языка примеры ошибок
  • Норбеков 20 ошибок которые разрушают вашу жизнь
  • Нора робертс моя любимая ошибка книга скачать
  • Номера ошибок на калине 1 на приборной панели