Никому не удавалось провести его вокруг пальца какая ошибка

Лексические нормы

1.
В
нижеприведенных предложениях найдите
слова, употребленные в несвойственном
им значении. Исправьте речевые ошибки.

Книги
Дементьева – это признак жизнеутверждающего
оптимизма. В душе моей накапливается
противоречие к войне. Несмотря на то
что мы с большой оказией добрались до
театра, настроение было приподнятое.
Эти данные позволяют основать следующие
выводы и предположения. Субъекты
федерации какую роль несут в полиции?
В вузах Москвы родилась новая традиция.
Началась избирательная фиеста. Он
познакомился с плеядой новейших
компьютеров.

2.

На
основе данных словарей продолжите
список прилагательных, сочетающихся
со следующими словами:


политика: инвестиционная, налоговая,
социальная, активная, антимонопольная,
маркетинговая, монетарная, …


оппозиция: политическая, непримиримая,
легальная, …


служба: миграционная, налоговая,
городская, …


власть: федеральная, региональная,


опыт: политический, ….


климат: инвестиционный, …


предприятие: убыточное, ….

3.

Определите виды речевых ошибок, исправьте
предложения.

Образец:
Хочу
одолжить у знакомого 500 рублей.

Одолжить
что
кому
.
Дать взаймы. (//Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка. М.,
1999). В данном предложении слово одолжить
употреблено в несвойственном ему
значении. Правильно: Хочу
занять
у знакомого 500 рублей.

Основную
работу с группой мы начали с начала
учебного года.

Сторонники
этого метода объединились воедино.

К
недостаткам диссертации нужно отнести
недостаточную разработку отдельных
частных вопросов.

Как
и следовало ожидать, все выяснилось на
следующий день.

Роль
самого артиста в этом скандале, мягко
говоря, нелицеприятная.

Похвальбу
близко к сердцу не принимаю.

Ситуация
в стране меняется со всей принципиальностью.

Студенты,
авторы кроссворда, в разгадывании не
участвуют, но представляют преподавателю
перечень слов кроссворда.

Директора
лицея скоропостижно сняли с должности.

Кроме
глубоководного оборудования ждут
психологов из центра.

Он
записал песни коренных аборигенов
Севера.

Уровень
несчастных случаев на шахтах увеличивается.

В
субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Вдали
показалась стая уток и зайцев.

И
в этой боевой операции отряд ОМОНа
потерпел победу.

Это
высказывание меня очень потрясло.

Подростки
сознались в убийстве подполковника под
пытками.

Осмысление
содержания самого вопроса теста и в
особенности правильного ответа требует
от студента сосредоточенности, достичь
которой в период менее 1 минуты
проблематично либо совершенно нереально.

Факт
проведения тестирования хорош тем, что
заставляет студентов серьезно готовиться
к нему и, следовательно, способен
выполнить роль активного средства в
подготовке студентов к тому или иному
учебному курсу.

В
этом понимании считаю, что тестированию
студентов должно уделяться особое
внимание как со стороны кафедр, так и
учебного отдела университета.

Мы
не успели еще расположиться, а я уже
понимал, что происходит, ибо увидел папу
со скрипкой в черном деревянном футляре.

  1. Уточните
    по словарю значения приведенных слов,
    составьте с ними словосочетания

Активация
– активизация, абонент – абонемент,
действенность — действительность,
дипломат – дипломант, гарантийный –
гарантированный, замысел – умысел,
прогрессивный – прогрессирующий,
рекомендательное – рекомендованное,
оплатить – заплатить, эффектный –
эффективный, будний – будничный, отборный
– отборочный, отображение – отражение,
дипломатический – дипломатичный,
воинственный – воинствующий, цветной
– цветовой, криминальный – криминогенный,
экономный – экономический – экономичный.

  1. Раскройте
    скобки, выбирая подходящие по смыслу
    слова.

(Демократичная,
демократическая) система.

Телевизор
(дефектный, дефективный).

(Наследие,
наследство) Ренессанса.

В
заводской столовой всегда был (сытый,
сытный) обед.

(Заплатить,
оплатить) проезд по железной дороге.

Слово
(представляется, предоставляется)
генеральному директору.

В
ответ на конкретный вопрос мы получили
весьма (пространственные, пространные)
ответы.

Депутаты
(демонстрационно, демонстративно)
покинули зал.

В
журнале «Русский язык в школе» существует
рубрика «Лингвистическое (наследство,
наследие)», в которой рассказывается о
деятельности выдающихся лингвистов
прошлого.

  1. Найдите
    среди приведенных ниже словосочетаний
    ошибочные, внесите необходимые
    исправления

Демонстративный
материал, методологическая литература,
оборонительный рубеж, отрывной календарь,
сыскать уважение, оплатить за проезд,
выразить признание, снискать ключ,
снискать средства к жизни, сыскать
дорогу домой, надеть шляпу, предоставить
в дирекцию отчет, водяные растения,
неоплаканные слезы, прогрессивная
близорукость.

  1. Выясните
    значение приведенных ниже фразеологизмов.
    Какова их стилистическая окраска:
    нейтральная, разговорная, книжная? В
    каких стилях речи Вы можете их употребить?
    Составьте текст, включив в него не менее
    7 фразеологизмов.

Калиф
на час, перейти Рубикон, кануть в Лету,
буриданов осёл, панургово стадо, адамово
яблоко, яблоко раздора, по щучьему
велению, орать благим матом, белые мухи,
притча во языцех, прокрустово ложе,
Содом и Гоморра, избиение младенцев,
дамоклов меч, геркулесовы столбы,
аттическая соль, гордиев узел, аркадская
идиллия, желтая пресса.

  1. Замените
    выделенные слова подходящими по смыслу
    фразеологизмами.

Встать
рано;
я
вас разоблачу;
не надо преувеличивать;
это ему не
поможет
;
изучить основательно;
ребенок растет быстро;
у него много
денег; он учится с
большим напряжением;
ему
все безразлично;
администрация не
замечает

этих недостатков; он очень умный;
путешественникам пришлось поголодать.

  1. В
    каких предложениях допущены ошибки
    при употреблении фразеологизмов?

Выпускники,
радостные и веселые, на прощанье спели
свою лебединую песню. В соседней комнате
раздался веселый гомерический хохот.
Никому не удавалось провести его вокруг
пальца. Гордиев узел абитуриента – не
сделать ошибок в работе. Он не хочет
работать, а гоняется за длинными рублями.
Необходимо уделить самое серьезное
значение подготовке к экзаменам.
Значительный эффект на аудиторию
оказывает использование лектором
примеров из жизни. Ваше предложение
представляет интерес для нас. Пора
приподнять занавес над этой историей.
На солнечной полянке дети заморили
червячков и пошли по дороге к станции.
В этом году «Аэрофлоту» удалось удержать
поток пассажиров на высоком уровне.
Положение на комбинате остается из рук
вон плохим. И пошел он куда глаза смотрят.
Сын во всем следовал за стопами отца.
Ребята просили после окончания техникума
отправить их в одно место. Вам это чревато
боком. Начало – полдела, конец – всему
делу голова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Упражнение 174. В каких предложениях допущены ошибки, возник­шие при употреблении фразеологизмов?

  1. Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою ле­бединую песню.
  2. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.
  3. Никому не удавалось провести его вокруг пальца.
  4. Успехи этого ученика желают лучшего.
  5. Положение на комбинате остается из рук вон плохим.
  6. Павел Константинович знал всю его подноготную.
  7. Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.
  8. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.
  9. Гордиев узел абитуриента — не сделать ошибок в сочинении.
  10. Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, — что ж, да будет им земля пухом!
  11. На солнечной полянке дети заморили червячков и пошли по до­роге к станции.
  12. Писатель идет в ногу со временем.
  13. Необходимо уделить самое серьезное значение подготовке к эк­заменам.
  14. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование лектором примеров из жизни.
  15. Ваше предложение представляет интерес для нас.
  16. Пора приподнять занавес над этой историей.
  17. В этом году аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне.

Упражнение 175. Приведите примеры фразеологизмов, в которых опорными (семантическим центром) являются данные слова
Голова, рука, нога, нос, глаза; брать (взять), бросать (бросить), быть, крутить, лить, плавать; воздушный, вольный, вооруженный, левый, легкий.
Упражнение 176. С какими частями речи соотносятся следующие фразеологизмы? Употребите их в составе предложения. В каких случаях отнесение фразеологизмов к определенному семантико-грамматическому классу (части речи) вызывает затруднение? Почему?

Полным ходом, время от времени, путеводная нить, первые шаги, делать первые шаги, метать бисер перед свиньями, надрывать животики, яблоко раздора, воздать должное, подавать голос, вправлять мозги, какой ни есть, за плечами, батюшки светы, кот наплакал, развешивать уши, мало каши ел, финишная прямая, вертеть хвостом, пожинать лавры, из первых рук, живым манером, сыграть в ящик, смотреть сквозь пальцы, рыцарь печального образа, петь дифирамбы, собак гонять, наше вам с кисточкой, ну и ну, от нечего делать, заколдованный круг, не лыком шит, почем зря, на хвосте, как миленький, идти в ход, висеть на хвосте, день ото дня, в розовом свете, не ахти, во всю глотку, собаку съел, чистой воды, задеть за живое, за тридевять земель, железный занавес, крокодиловы слезы, одним миром мазаны, в сорочке родился, скатертью дорога, в поте лица, уши вянут, как сельди в бочке.
Упражнение 177. Установите границы фразеологизмов (количество компонентов, входящих в состав фразеологизмов, факультативные компоненты).

1. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. (Шол.)

2. Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ре­бенка не обидит, а напьется — святых вон выноси. (Бун.)

3. — На мать посмотри! Она все глаза по тебе проплакала. (Фад.)

4. Он держал всех членов семейства без различия в ежовых ру­кавицах — потачки никому не давал. (Григ.)

5. Большая и круглая дата, ради которой мы собрались, обязывает нас к искренности. (Леон.)

6. — Вы же в госпиталь с вашей рукой не легли? А если по де­лу — вас давно бы самих надо отправить! – Держи карман шире,— сказал Ефимов. (Сим.)

7. Идет, на мертвеца похожий, Нет ни одной души.в прихожей. Он в залу; дальше: никого. (П.)

8. Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все-таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью вообще невозможно. (Сим.)
Упражнение 178. Распределите фразеологизмы по разрядам, выделив предметные, процессуальные, призначные, качественно-обстоятельственные и модальные.

1. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,—

Французы тут как тут. (Л.)

2. — Дом ваш, как был, — словно полная чаша. Братья все живы, родная здорова,

Умер сосед,— овдовела Параша,

Да через месяц пошла за другого. (Г.)

3. — Я же просил вас держать себя в свете так, чтоб и злые язы­ки не могли ничего сказать против вас. (Л. Т.)

4. О, как на склоне наших лет tQt Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней! (Тютч.) дАл

5. Офицер был длинный, худущий, кости да кожа. (М. Г.)

6. О, да! Я был светлой личностью, от которой никому не было светло. (Ч.)

7. Старику и в голову не могло прийти, что товарищ Рудин ни аза в цветоводстве не смыслит. (Горб.)

8. Сводом каменным кажется небо, Уязвленное желтым огнем,

И нужнее насущного хлеба Мне единое слово о нем. (Ахм.)

9. Смотрят люди: вот так штука! Видят: верно — жив солдат. (Твард.)

10. Балагуру смотрят в ротг Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врет Весело и складно. (Твард.)

11. Через минуту из землянки вышел крепкий, плотный чело­век очень маленького роста, в летнем комбинезоне, с непокрытой головой. «Вес пера»,— подумал Лунин. (Н. Чук.)
Упражнение 179. Укажите предложения, в которых есть фразеологизмы

1. Поездка в Москву повисла в воздухе. (Инб.)

2. …Жизнь Ольги Сергеевны висела на волоске. (М.-С.)

3. Костер горит, на шомполе котелок висит, бурлит во­дой. (Лавр.)

4. Рассеянная огнем кавалерия в беспорядке поворачивала на­зад, прибавляя хода. Матросы-всадники уже сидели у казаков на плечах, и в воздухе засверкали шашки. (Фед.).

5. Под широкими черными бровями глубоко сидят большие круглые черные глаза. (Купр.) 6.— Вы еще ближе увидите наших, наше общество… Надобно ж вам знать, каким я воздухом дышу. (Т.)

7. Мы жадно вдыхали влажный лесной воздух. (Гайд.)

8. Склад авиационных бомб взлетел на воздух. (В. Кожев.)

9. К тому же я хоть и робко, но со страстной надеждой любила свое искусство, строила воздушные замки, выкраивала себе самое чудесное будущее, и нередко, возвращаясь, была будто в огне от своих фантазий. (Дост.)

10. За окном и за стеной в репродукторе возник рыдающий вой
сирены. — Внимание! Внимание! Воздушная тревога! — озабоченно объ­явил низкий мужской голос, и снова завыла сирена. (Кетл.)

11. Весь этот сияющий героический мир полетов и воздушных боев, к которому они были только отдаленно причастны… он видел
вблизи. (Н. Чук.)
Упражнение 180. Какие из указанных фразеологизмов обозначают лицо, предмет или имеют собирательное значение? Какие из них имеют оба числа? Определите в каждом случае их род.

Бывшие люди, центр тяжести, пятая колонна, кривое зеркало, позорный столб, соломенная вдова, бразды правления, медовый месяц, мокрая курица, мелкая сошка, музейная редкость, рабочий класс.
Упражнени181. Приведите примеры номинаций (словесных и составных), употребляющихся для обозначения ‘органа зрения’ (глаз). Например, луна — ‘ночное светило’ — ‘селена’. Объясните в каждом случае, чем они различаются.
Упражнение 182. Объясните значение следующих «крылатых выражений» и укажите их источник (для справок см.: Ашукин Н.С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. — М., 1996; и др.)

Мои университеты; охота к перемене мест; окно в Европу; не от мира сего; не по чину берешь; на деревню дедушке; медвежья услуга; лучшее — враг хорошего; лошадиная фамилия; злачное место; звездный час; живая хронология.

Упражнение 183. Приведите примеры составных наименований среди топонимов
(например: Красная площадь, Цветной бульвар и т.п.).

Определите характер мотивации (в тех случаях, где можете) у рассматриваемых номинаций.
Упражнение 184. В языке среди составных наименований выделяется категория так называемых перифразов (или перифраз). «Перифраз, перифраза (от гречperi ‘вокруг’ + phraso ‘говорю’), — стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица» (Квятковский А.А. Школьный поэтический словарь. — М, 1998. — С. 245).
Замените данные перифразы соответствующими словами.

Люди в белых халатах, черное золото, белое золото, голубой экран, солнечная ягода, труженики полей, банановые республики, нечистая сила, крылатый металл.
Упражнение 185. Какие «предметы» традиционно в поэтической речи именовались следующими перифазами:

царица ночи, царица дум и вздохов нежных, богиня мирных снов, лампада ночи; царица цветов’, пернатые певцы; путь, исполненный бед и напастей, чаша бытия, доска гробовая’, нежная страсть утехи Купидона.

.

Упражнение 186. В чем состоят различия между следующими сочетаниями.

Брать книгу, пальто, папку, лопату — брать пример, брать на себя смелость, брать на себя обязательство.
Упражнение 187. Среди указанных фразеологизмов выделите такие, которые называют предметы (в широком значении слова) и признаки (разграничьте процессуальные и непроцессуальные признаки).

Артезианский колодец, зарыть талант в землю, гвоздь сезона, благим матом, зубы заговаривать, живой труп, задеть за живое, от всего сердца, как зеницу ока, лебединая песня, на воде вила ми писано, остаться с носом, сами с усами, семи пядей во лбу, собак вешать, ставить в тупик, страны света, сума переметная, сломя голову.
Упражнение 188. Какие из указанных субстантивных фразеологизмов обозначают лицо и его характеристику?

Волк в овечьей шкуре, красный петух, иерихонская труба, зо­лотые руки, змея подколодная, толстый (тугой) карман, слабая струна (струнка), правая рука, мелкая сошка, краеугольный ка­мень, китайская стена, золотая середина.
Упражнение 189. Выделите среди названных ФЕ фразеологические сращения и мотивируйте свое решение.

1. Артезианский колодец, зарыть талант в землю, гвоздь сезона, благим матом, зубы заговаривать, живой труп, задеть за живое, от всего сердца, как зеницу ока, лебединая песня, на воде вила ми писано, остаться с носом, сами с усами, семи пядей во лбу, собак вешать, ставить в тупик, страны света, сума переметная, сломя голову.

2. Волк в овечьей шкуре, красный петух, иерихонская труба, зо­лотые руки, змея подколодная, толстый (тугой) карман, слабая струна (струнка), правая рука, мелкая сошка, краеугольный ка­мень, китайская стена, золотая середина.
Упражнение 190. Определите, к каким фразео-семантическим группам относятся сле­дующие фразеологизмы.

1. . Болеть душой, брать (взять) быка за рога, витать в облаках, воспрянуть духом, впадать в детство, вставлять палки в колеса, не
давать рта раскрыть, пускать пыль в глаза, нести ахинею, нести крест, становиться поперек дороги.

2. Где раки зимуют, на первых порах, куда ворон костей
не заносил, в четырех стенах, после дождичка в четверг, за триде­вять земель, у черта на куличках, ни свет ни заря.
Упражнение 191. Замените следующие слова близкими по значению фразеологизмами.

Насмехаться, обманывать, исчезнуть, умереть, сердиться. 2. Глупый, умный, маленький, большой, опытный, льстивый.
Упражнение 192. Определите различия между следующими фразеологизмами-синонимами (оттенки значения, стилистическая окраска и сочетаемость).

Втирать очки, обводить вокруг пальца, водить за нос, заговаривать зубы, пускать пыль в глаза.
Упражнение 193. Определите, к каким фразео-семантическим группам относятся сле­дующие фразеологизмы.

Насмехаться, обманывать, исчезнуть, умереть, сердиться. 2. Глупый, умный, маленький, большой, опытный, льстивый.

Упражнение 194. Определите значение следующих фразеологизмов. В каких случаях
ваше определение будет состоять из нескольких слов? Почему?

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята (пятка); бабье лето; белая ворона; благим матом; болеть душой (сердцем) за кого (что); брать (взять) быка за рога; во время оно; водой не разольешь; ворона в павлиньих перьях; вольная птица; время от времени; всплеснул руками; ловить на лету.
Упражнение 195. Определите семный состав фразеологического значения у следующих фразеологизмов, указав категориальную сему, интегральные и дифференциальные семантические компоненты.

Краеугольный камень — ‘основа, сущность чего-л.’.

Синий чулок— ‘женщина, лишенная обаяния и поглощенная книжными, учеными интересами’.

Отбивать (отбить) хлеб (у кого-л.)— ‘лишать того, что является важным, необходимым для кого-л.)1.

Подложить свинью (кому-л.) — ‘тайком причинить неприятность, сделать подлость кому-л)’.

Сложа руки — ничем не занимаясь, бездельничая’.
Упражнение 196. Сравните конструктивные возможности (валентность и роль в предложении) и характер словоизменительных форм у следующих слов и фразеологизмов:

1. Глаза на мокром месте— плакса, рёва. 2. Держать язык за зубами — молчать. 3. Кот наплакал — мало. 4. Навострить уши — прислушиваться.
Упражнение 197. О каких особенностях фразеологизмов свидетельствуют следующие данные (см. все пометы), содержащиеся в словарях при их толковании?

при подлежащем со значением лица.

Взятки гладки (с кого?, с чего?). — разг.

<Идти (пойти)> на попятный <деор> (на попятную) — разг. неодобр., употр. при подлеж. со значением лица.

(См.: Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 1980)
Упражнение 198. О каких возможностях фразеологических единиц говорят следующие трансформации, встречающиеся в речи?

Собаку съел, съевший собаку; съесть по собаке в чем-л. (шутл.-ирон.); каждый съел по своей собаке; съели собаку премудрости; двух собак съел и др.

(См.: Мелерович A.M., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. — М., 1977. — С. 674 — 675)
Упражнение 199. Какие из указанных фразеологизмов употребляются преимущественно в роли части сказуемого?

Живой труп, отрезанный ломоть, оперативный работник, детский сад, железный занавес, синий чулок, маменькин сынок, божья коровка.
Упражнение 200. В каких случаях ФЕ имеют полную падежную парадигму, а в каких — нет?

Лебединая песня, филькина грамота, ноль без палочки, золотые руки, задняя мысль.
Упражнение 201. Почему указанные фразеологизмы обычно употребляются только в единственном числе?

Чертова дюжина, ахиллесова пята, мышиная возня, святая простота, адмиральский час.
Упражнение 202. Какие из указанных глагольных фразеологизмов имеют оба вида?
Образуйте видовые пары там, где это возможно.

Заговаривать зубы, гнуть в бараний рог, метать бисер перед свиньями, терять голову, умывать руки, заткнуть за пояс, стереть с лица земли, скалить зубы, плыть по течению, мозолить глаза, выходить в тираж, кривить душой, строить глазки, кормить завтраками.
Упражнение 203. Среди указанных фразеологизмов укажите такие, которые имеют
ограничения в употреблении формы лица.

Находить общий язык, вариться в собственном соку, ни в какие ворота не лезет, на мякине не проведешь, заморить червячка, ума не приложу, дух захватывает, рвать на себе волосы, ходить вокруг да около.
Упражнение 204. В каких из указанных случаев имеются ограничения в употреблении
форм повелительного наклонения?

Чесать язык, терять голову, сыграть в ящик, влипнуть в историю, мелко плавать, небо коптить, согнуть в бараний рог, заговаривать зубы.

Тест по теме: «Лексика.
Фразеология»

 

                     
                     
       Вариант 1

1.
Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Апелляция,
вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера,
атташе.

2.
Толкование какого слова дано неправильно?

1)
Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или
рекламного характера.

2)
Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

3)
Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

4)
Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно
публикующих материалы научного или официального характера.

5)
Фолиант – толстая книга большого формата.

3.
Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

1) Ажиотаж

А. Высшая степень
воодушевления, восторга

2) Амбиция

Б. Искусственно
вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к
чему-нибудь.

3) Апология

В. Глубокое уважение,
почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

4) Пиетет

Г. Чрезмерные
претензии на что-либо, часто необоснованные.

5) Экзальтация

Д. Состояние радости,
душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

6) Эпатаж

Е. Неумерное,
чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

7) Экстаз

Ж.
Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит
себя намеренно, выставляя свои чувства

8) Эйфория

З. Скандальная
выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

4.
В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения
 слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1)
В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

2)
Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

3)
На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

4)
 За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять
минут.

5)
Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

5.
Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Бродяжий 

Бродячий

А. Не имеющий
постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с
работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

Б. Свойственный бродяге или
принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

Орудие

Оружие

А.
Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское
вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

Б. Всякое средство, технически пригодное
для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное,
охотничье.

6.
Объясните разницу в значении словосочетаний.

1)
Вдовый сын – вдовий сын

2)
Виноватое лицо – виновное лицо

3)
Соседняя квартира – соседская квартира

7.
Исправьте возможные ошибки.

1)
Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

2)
 Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

3)
Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

4)
Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

8.
Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи
 фразеологизмов.

1)
Он любого способен провести  вокруг пальца.

2)
Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3)
 А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

4)
После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

5)
Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

9.
Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием
паронимов.

1)
 Удачный состав исполнителей.

2)
  Повлияли многие факты.

3)
Плохо основанные  выводы
4) Запах болотистых  цветов.

5)
Ни на чем не основанные обвинения

6)
Рубашка болотистого цвета.

7)
Отборная комиссия  Евровидения

Тест по теме: «Лексика.
Фразеология»

Вариант  2

1.
Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

Импичмент,
вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

2.
Толкование какого слова дано неправильно?

1)
Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

2)
Филателия – коллекционирование открыток.

3)
Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

4)
Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

3.
Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

 1) Альтернатива

А. Случай, служащий
примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

 2) Дилемма

Б. Необходимость
выбора из нескольких возможных решений.

 3) Инцидент

В. Повторное
проявление чего-либо, например, болезни.

 4) Прецедент

Г. Выбор одного из
двух взаимоисключающих решений.

 5) Рецидив

Д.
 Происшествие, недоразумение, столкновение.

 6) Кодекс

Е. Мировоззрение,
принципы

 7) Кредо

Ж. Склад ума,
мироощущение, мировосприятие

  8)
 Менталитет

З. Свод законов;
совокупность правил.

4.
В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения
 слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

1)
 Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов
преследовал ее по пятам.

2)
В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы
атакующего футбола.

3)
Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой
 дачи. 4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной
минуты, чтобы броситься.

5)
Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

5.
Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

Гордость

Гордыня

А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от
сознания достигнутых успехов.

Б. Чрезмерно высокое
мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

Признание

Признательность

А. Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

Б. Чувство
благодарности за услуги, помощь, внимание.

6.
Объясните разницу в значении словосочетаний.

1)
Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

2)
Опасный человек – опасливый человек

3)
Враждебные действия – вражеские действия

7.
Исправьте возможные ошибки.

1)
Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

2)
 По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная
комиссия опубликует окончательные данные.

3)
Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

4)
Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и
любовь к родине.

8.
Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи
 фразеологизмов.

1)
Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет
востребована потребителями.

2)
Язык не поднимается говорить об этом.

3)
 Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

4)
Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.

5)
Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре
посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

9.
Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием
паронимов.

1)
 Получить земляной надел.

2)
 Заглавная страница книги.

3)
Жильцы города.
4) Ее двухгодовый малыш.

5)
Благодарная телеграмма.

6)
Игривые  вина.

7)
Повеяло домовым теплом.

Ответы на  тест по
 теме «Лексика. Фразеология»

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1.

атташе, остальные
связаны с судом, судопроизводством

турне, остальные
связаны с деятельностью властей

2.

Монография — это
научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких
соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

Филателия – это
коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

3.

1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж,
6З, 7А, 8Д.

1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В,
6З, 7Е, 8Ж

4.

1) Отвечает за  реквизит и костюм. 

2) Нужно установить тотальный контроль. 

3) Расположилась большая компания молодых людей. 

4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять
минут

5) Стоят в
подвенечном наряде.

 1) Армия (отряды, войска) французов.

2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и
приверженцы атакующего футбола.

3) За аферу с покупкой дачи.

4) Волки бежали за ним стаей.

5) Лежал не смыкая
глаз.

5.

Бродяжий – Б.

Бродячий – А.

Орудие – А.

Оружие – Б.

Гордость – А.

Гордыня – Б.

Признание – А. 
Признательность — Б.

6.

1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

2) Изображение вины мимикой.  — Человек, виновный в
каком-либо проступке.

3) Находящаяся
 справа или слева квартира. – Квартира соседей.

1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для
хозяйственных нужд (сарай).

2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный
человек.

3) Действия,
 прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

7.

1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

4) По взглядам
Печорин похож на многих людей своего поколения.  

1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия
опубликует окончательные данные.

3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной
биологии.

4) Руководители
телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

8.

1) Обвести вокруг пальца.

2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

5) Скажет свое слово.

1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована
потребителями.

2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается
делать.

3) Кинулась со всех ног.

4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

5) Увидеть
собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

9.

1)  Правильно. 

2) Повлияли многие факторы.

3)  Плохо обоснованные выводы.

4) Запах болотных цветов.

5) Правильно.

6) Рубашка болотного цвета.

7) Отборочная
комиссия Евровидения.

1) Получить земельный надел.

2) Правильно.

3)Жители города.

4) Ее двухгодовалый малыш.

5) Благодарственная телеграмма.

6) Игристые вина.

7) Повеяло домашним
теплом.

Условия
выполнения заданий:
 

  1. в
    тестах найти 1 правильный ответ;
  2. в
    заданиях творческого характера написать словами верный вариант.

Критерии
оценки:

«5»
— допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4»
— допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

 «3»
— допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

 «2»
— допущено более ошибок.

Тест
по теме «Лексика и фразеология»

1.
Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других,
человеколюбивый»?

а) порядочный 
б) гуманный  
в) преданный 
г) добрый

2.
Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли

3.
Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба
бледно-красен, и реки блестят извивы.

а) летний   
б) дремлют  
в) бледно-красен 
г) блестят

4.  В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный

5. 
Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?

а) печаль 
в) смятение  
б) праздник 
г) блаженство

6. 
Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

а) бежать  
б) четыреста  
в) гипотенуза 
г) время

7. 
Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?

а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди

8. 
Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?

а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения

ВАРИАНТ
2

Упражнение
1.

Выделите
в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны
.
Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский)
Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях
его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом
простейших. 

Упражнение 2.

Выделите
синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один
синонимический ряд.

Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной,
изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый
летчик, умный, талантливый инженер.

Упражнение 3.

Выделите
в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы.  Запишите получившиеся
антонимические пары.

Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и
простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не
подарок? (Ю. Даниэль)

Упражнение 4.

Вместо
точек употребите один из паронимов, данных в скобках.

Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем — склоняем) голову. Мы так
давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал — признал). На голове отца
(одета —  надета) меховая шапка.

Тест
по теме «Лексика и фразеология»

1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной
ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?

а) совесть 
б) долг 
 
в) стыд 
 
г) благородство

2.
В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?

а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати,
беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы

3. Какое из слов в предложении употреблено в переносном
значении?

В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа
народа.

а) площадь 
 
б) вокзал 
 
в) собралась 
 
г) густая
4. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия  
 
б) брак 
 
в) линейка 
 
г) давление
5.  В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.

6.  Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной
лексике?

а) клевый
 
б) классный 
 
в) крутой 
 
г) отличный
7.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма
указано неверно.

а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники


8.  В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях
победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с
ним никому не удавалось найти общий язык.

Условия
выполнения заданий

1) в
тестах найти 1 правильный ответ;

  1. в
    заданиях творческого характера написать словами верный вариант.

Критерии
оценки

Критерии
оценки:

«5»
— допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4»
— допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

 «3»
— допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

 «2»
— допущено более ошибок.

В предложениях исправьте ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов
1. Выпускники, радостные и веселые, на прощанье спели свою ле­бединую песню.

2. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.

3. Никому не удавалось провести его вокруг пальца.

4. Успехи этого ученика желают лучшего.

5. Положение на комбинате остается из рук вон плохим.

6. Павел Константинович знал всю его подноготную.

7. Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.

8. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.

9. Гордиев узел абитуриента — не сделать ошибок в сочинении.

10. Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, — что ж, да будет им земля пухом!

В предложениях исправьте оплошности, возникшие при употреблении фразеологизмов
1. Выпускники, веселые и радостные, на прощанье спели свою лебединую песню.

2. В примыкающей комнате раздался радостный гомерический смех.

3. Никому не удавалось провести его вокруг пальца.

4. Успехи этого воспитанника хотят лучшего.

5. Положение на комбинате остается из рук вон нехорошим.

6. Павел Константинович знал всю его подноготную.

7. Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.

8. Он не желает работать, а гоняется за длинными рублями.

9. Гордиев узел абитуриента — не сделать ошибок в сочинении.

10. Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, — что ж, да будет им земля пушком!

Татьяна

Начальник пообещал сотрудникам золотые горы.
Студент не принял на свой счет данное замечание.
Он знал всю его подноготную.
Никому не удалось обвести вокруг пальца директора.
Не вали с больной головы на здоровую.

Ошибка — искажены фразеологизмы

Лексические нормы

1.
В
нижеприведенных предложениях найдите
слова, употребленные в несвойственном
им значении. Исправьте речевые ошибки.

Книги
Дементьева – это признак жизнеутверждающего
оптимизма. В душе моей накапливается
противоречие к войне. Несмотря на то
что мы с большой оказией добрались до
театра, настроение было приподнятое.
Эти данные позволяют основать следующие
выводы и предположения. Субъекты
федерации какую роль несут в полиции?
В вузах Москвы родилась новая традиция.
Началась избирательная фиеста. Он
познакомился с плеядой новейших
компьютеров.

2.

На
основе данных словарей продолжите
список прилагательных, сочетающихся
со следующими словами:


политика: инвестиционная, налоговая,
социальная, активная, антимонопольная,
маркетинговая, монетарная, …


оппозиция: политическая, непримиримая,
легальная, …


служба: миграционная, налоговая,
городская, …


власть: федеральная, региональная,


опыт: политический, ….


климат: инвестиционный, …


предприятие: убыточное, ….

3.

Определите виды речевых ошибок, исправьте
предложения.

Образец:
Хочу
одолжить у знакомого 500 рублей.

Одолжить
что
кому
.
Дать взаймы. (//Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка. М.,
1999). В данном предложении слово одолжить
употреблено в несвойственном ему
значении. Правильно: Хочу
занять
у знакомого 500 рублей.

Основную
работу с группой мы начали с начала
учебного года.

Сторонники
этого метода объединились воедино.

К
недостаткам диссертации нужно отнести
недостаточную разработку отдельных
частных вопросов.

Как
и следовало ожидать, все выяснилось на
следующий день.

Роль
самого артиста в этом скандале, мягко
говоря, нелицеприятная.

Похвальбу
близко к сердцу не принимаю.

Ситуация
в стране меняется со всей принципиальностью.

Студенты,
авторы кроссворда, в разгадывании не
участвуют, но представляют преподавателю
перечень слов кроссворда.

Директора
лицея скоропостижно сняли с должности.

Кроме
глубоководного оборудования ждут
психологов из центра.

Он
записал песни коренных аборигенов
Севера.

Уровень
несчастных случаев на шахтах увеличивается.

В
субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод.

Вдали
показалась стая уток и зайцев.

И
в этой боевой операции отряд ОМОНа
потерпел победу.

Это
высказывание меня очень потрясло.

Подростки
сознались в убийстве подполковника под
пытками.

Осмысление
содержания самого вопроса теста и в
особенности правильного ответа требует
от студента сосредоточенности, достичь
которой в период менее 1 минуты
проблематично либо совершенно нереально.

Факт
проведения тестирования хорош тем, что
заставляет студентов серьезно готовиться
к нему и, следовательно, способен
выполнить роль активного средства в
подготовке студентов к тому или иному
учебному курсу.

В
этом понимании считаю, что тестированию
студентов должно уделяться особое
внимание как со стороны кафедр, так и
учебного отдела университета.

Мы
не успели еще расположиться, а я уже
понимал, что происходит, ибо увидел папу
со скрипкой в черном деревянном футляре.

  1. Уточните
    по словарю значения приведенных слов,
    составьте с ними словосочетания

Активация
– активизация, абонент – абонемент,
действенность — действительность,
дипломат – дипломант, гарантийный –
гарантированный, замысел – умысел,
прогрессивный – прогрессирующий,
рекомендательное – рекомендованное,
оплатить – заплатить, эффектный –
эффективный, будний – будничный, отборный
– отборочный, отображение – отражение,
дипломатический – дипломатичный,
воинственный – воинствующий, цветной
– цветовой, криминальный – криминогенный,
экономный – экономический – экономичный.

  1. Раскройте
    скобки, выбирая подходящие по смыслу
    слова.

(Демократичная,
демократическая) система.

Телевизор
(дефектный, дефективный).

(Наследие,
наследство) Ренессанса.

В
заводской столовой всегда был (сытый,
сытный) обед.

(Заплатить,
оплатить) проезд по железной дороге.

Слово
(представляется, предоставляется)
генеральному директору.

В
ответ на конкретный вопрос мы получили
весьма (пространственные, пространные)
ответы.

Депутаты
(демонстрационно, демонстративно)
покинули зал.

В
журнале «Русский язык в школе» существует
рубрика «Лингвистическое (наследство,
наследие)», в которой рассказывается о
деятельности выдающихся лингвистов
прошлого.

  1. Найдите
    среди приведенных ниже словосочетаний
    ошибочные, внесите необходимые
    исправления

Демонстративный
материал, методологическая литература,
оборонительный рубеж, отрывной календарь,
сыскать уважение, оплатить за проезд,
выразить признание, снискать ключ,
снискать средства к жизни, сыскать
дорогу домой, надеть шляпу, предоставить
в дирекцию отчет, водяные растения,
неоплаканные слезы, прогрессивная
близорукость.

  1. Выясните
    значение приведенных ниже фразеологизмов.
    Какова их стилистическая окраска:
    нейтральная, разговорная, книжная? В
    каких стилях речи Вы можете их употребить?
    Составьте текст, включив в него не менее
    7 фразеологизмов.

Калиф
на час, перейти Рубикон, кануть в Лету,
буриданов осёл, панургово стадо, адамово
яблоко, яблоко раздора, по щучьему
велению, орать благим матом, белые мухи,
притча во языцех, прокрустово ложе,
Содом и Гоморра, избиение младенцев,
дамоклов меч, геркулесовы столбы,
аттическая соль, гордиев узел, аркадская
идиллия, желтая пресса.

  1. Замените
    выделенные слова подходящими по смыслу
    фразеологизмами.

Встать
рано;
я
вас разоблачу;
не надо преувеличивать;
это ему не
поможет
;
изучить основательно;
ребенок растет быстро;
у него много
денег; он учится с
большим напряжением;
ему
все безразлично;
администрация не
замечает

этих недостатков; он очень умный;
путешественникам пришлось поголодать.

  1. В
    каких предложениях допущены ошибки
    при употреблении фразеологизмов?

Выпускники,
радостные и веселые, на прощанье спели
свою лебединую песню. В соседней комнате
раздался веселый гомерический хохот.
Никому не удавалось провести его вокруг
пальца. Гордиев узел абитуриента – не
сделать ошибок в работе. Он не хочет
работать, а гоняется за длинными рублями.
Необходимо уделить самое серьезное
значение подготовке к экзаменам.
Значительный эффект на аудиторию
оказывает использование лектором
примеров из жизни. Ваше предложение
представляет интерес для нас. Пора
приподнять занавес над этой историей.
На солнечной полянке дети заморили
червячков и пошли по дороге к станции.
В этом году «Аэрофлоту» удалось удержать
поток пассажиров на высоком уровне.
Положение на комбинате остается из рук
вон плохим. И пошел он куда глаза смотрят.
Сын во всем следовал за стопами отца.
Ребята просили после окончания техникума
отправить их в одно место. Вам это чревато
боком. Начало – полдела, конец – всему
делу голова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Николай стариков роковая ошибка гитлера
  • Николай ростов и его ошибки
  • Николай петрович был готов поспорить об этом где ошибка
  • Николай лесков маленькая ошибка краткое содержание
  • Николай и леонид выполняют контрольную работу вероятность ошибки при