Николай выбрал самый кратчайший путь к дому ошибка

Исправьте ошибки в предложениях .
1) Этот человек произвел на меня большое воздействие .
2) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому .
3) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины .
4) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
5) Проснувшись, ему сказали , что завтрак уже подан .
6) Светильник подвешен над диваном и очень красивый .
7) Сократ сказал ,что «я знаю, что ничего не знаю «.
8)Подъезжая к городу, начался сильный ветер .
9) Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты .
10) Роман «Отцы и дети » написаны И.С.Тургеневым в 1862 году .
11) Писатель подробно описывает о жизни .
12) У него аллергия к апельсинам .
13) Девушка оплатила за проезд.
14) Все трактора были отремонтированы к 18 марту .
15) мы купили много апельсин и мандарин .

 Найти и исправить ошибки.  Самолет с двести пятьюдесятью тремя пассажирами. Нам хватит и полутораста рублей. Студент отсутствовал не более полчаса. Отчет необходимо сдать ко второму октябрю. К несчастью, оба ворота были закрыты. Пять от двадцати составляют одну четвертую. Я заметил характерную ему ошибку. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. Подходя к дому мне стало холодно. Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале п
оставить правильный диагноз. Светильник подвешен над диваном и очень красивый

1. Писатель изобразил героя правдиво и эмоционально. 2. Этот человек произвел на меня большое впечатление. 3. Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак уже подан. 4. На улице рос бурьян, и стояли покосившиеся заборы. 5. Николай выбрал самый короткий путь к дому. 6. Мне очень нравится любоваться природой и рисовать её. 7. Он быстро заполнил анкету и написал автобиографию. 8. Маяковский стоял у истоков новой поэзии. 

Исправьте ошибки в предложениях .

1) Этот человек произвел на меня большое воздействие .

2) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому .

3) В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины .

4) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

5) Проснувшись, ему сказали , что завтрак уже подан .

6) Светильник подвешен над диваном и очень красивый .

7) Сократ сказал , что «я знаю, что ничего не знаю «.

8)Подъезжая к городу, начался сильный ветер .

9) Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты .

10) Роман «Отцы и дети » написаны И.

С. Тургеневым в 1862 году .

11) Писатель подробно описывает о жизни .

12) У него аллергия к апельсинам .

13) Девушка оплатила за проезд.

14) Все трактора были отремонтированы к 18 марту .

15) мы купили много апельсин и мандарин .

На этой странице находится ответ на вопрос Исправьте ошибки в предложениях ?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Грамматические ошибки

Читайте также:

  1. I. Грамматические упражнения
  2. Lt;question>Какие ошибки являются фонетическими?
  3. А31. Речевые ошибки допущены в предложении
  4. В) Фундаментальные ошибки теоретизирования
  5. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
  6. Грамматические значения, грамматические категории, грамматические формы
  7. Грамматические категории: род

9. Ошибки в словообразовании.

Неправильная словообразовательная форма слова

Сейчас я зацитирую письмо, пришедшее к нам сегодня. (Нужно: процитирую письмо). Петр Великий, Екатерина II и другие российские самодержавцы способствовали формированию сильного и мощного государства. (Нужно: самодержцы). В дворянском обществе XIX века основными разносчиками культуры были чаще всего женщины. (Нужно: носителями культуры). Народ уполномачивает депутатов защищать гражданские права. (Нужно: уполномочивает депутатов).

10. Неправильное образование грамматических форм
(мн. число существительных singularia tantum и ед. число существительных pluralia tantum)

Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей. (Нужно: форму морали). Без финансовых поддержек театр существовать не сможет. (Нужно: без финансовой поддержки). На подмосток вышел мужчина с букетом цветов в скромном костюме. (Нужно: На подмостки вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. Необходимо также изменить порядок слов). Президент обещал не вводить никаких цензур. (Нужно: не вводить никакой цензуры). Психологи утверждают, что людям надоели бесконечные полемики. (Нужно: надоела бесконечная полемика).

11. Грамматические ошибки (неправильное образование грамматической формы)

Не покупайте некачественные крема. (Нужно: кремы). Я себя чувствую более скромнее телевизионным ведущим, нежели музыкантом. (Нужно: чувствую скорее ведущим, нежели музыкантом). Степан продирался через сырые стены развешанных прохладных полотенцев. (Нужно: полотенец). Наше завтра будет не сильно хуже сегодняшнего состояния дел. (Нужно: завтра будет не хуже сегодняшнего состояния дел). Одного директора убили, но вместо его пришел другой. (Нужно: вместо него пришел…). Он стал звонить в дверь более яростнее. (Нужно: более яростно). Тема оставившего нас отца была у детей и матери негласной табу.(Нужно: негласным табу. Слово табу среднего рода). Новый бра создавал уютную атмосферу в комнате. (Нужно: новое бра создавало…. Слово бра среднего рода). Николай выбрал самый кратчайший путь к дому. (Нужно: кратчайший или самый краткий). Площадь участка – более пятидесяти гектар. (Нужно: гектаров). Мы знакомы с обоими женщинами и с группой армянов. (Нужно: с обеими женщинами и с группой армян). Его первые стихи были слабже. (Нужно: были слабее). Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. (Нужно: считали талантливейшим пианистом или наиболее талантливым). Хочешь увидеть летнее солнце зимой – едь на Канарские острова или в Африку. (Нужно: поезжай). Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица. (Нужно: клала).

12. Смешение возвратных-невозвратных форм глаголов и причастий,
действительных-страдательных причастий

От безделья человек постепенно деградируется. (Нужно: человек деградирует). Владельцы участков вносят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. (Нужно: устанавливаемый). В зале вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты. (Нужно: не смолкающие). На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам. (Нужно: отправляемые). Выпускающиеся предприятием сувениры изящны и красивы. (Нужно: выпускаемые предприятием сувениры).

13. Неправильная форма числительного

Театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей. (Нужно: до пятисот пятидесяти). Число состоит из пятиста цифр. (Нужно: из пятисот). Мы подготовили около двухста специалистов. (Нужно: около двухсот). Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. (Нужно: двумстам). Умение выражать свои чувства в стихотворной форме, вера в будущее – вот одни из важнейших достоинств поэзии Блока. (Нужно: одно из важнейших достоинств).


Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1937 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Закончите предложение. По времени употребления слова бывают | З. Каковы отношения между частями сложного предложениями 13? | Закончите предложение. | Орфография | Пунктуация 1 страница | Пунктуация 2 страница | Пунктуация 3 страница | Пунктуация 4 страница | Ярославль | Культура речи |


mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.014 сек.)

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Нормы современного русского языка

Слайд 2

О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические .

Слайд 3

Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы)

Слайд 4

Орфоэпические нормы, акцентологические нормы Некоторые закономерности в постановке ударений : Существительные мужского рода на –лог , называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий — на среднем слоге, то есть не на части –лог : антрополог, физиолог

Слайд 5

Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью – провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на – ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота . Если о т глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота

Слайд 6

Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на – анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин

Слайд 7

Орфоэпические нормы В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята ( НО: крала, клала ) У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блок и ровать, коп и ровать, экспорт и ровать, делег и ровать. НО : премиров а ть, пломбиров а ть, маркиров а ть.

Слайд 8

Расставьте ударения в словах: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Слайд 9

Проверьте свои ответы: Ср е дства, св е кла, крас и вее, зав и дно, дос у г, балов а ть, догов о р, позвон и т, опт о вый, пр и няли, доб ы ча, брал а , сл и вовый, кварт а л, нач а ть, н а чал, зак у порить, т у фля, щав е ль, симм е трия, эксп е рт, катал о г, звон я т, бензопров о д, облегч и ть, т о рты, ход а тайство, прин у дить, мышл е ние, б а нты, жалюз и , включ и т, танц о вщица, кр е мы, мастерск и , м е льком, христиан и н.

Слайд 10

Словообразовательные нормы – определяют правила образования слов Исправьте ошибки: ▪ Брат подскользнулся на льду. ▪ Почему ты надсмехаешься надо мной? ▪ Позвольте, я вам зацитирую письмо. ▪ У Сергея подчерк неразборчивый. ▪ Скипяти чайник и сними обвёртку с печенья.

Слайд 11

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта. Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, правила построения предложений.

Слайд 12

Морфологические нормы Запомните род существительных: Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф; Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета. Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч. : адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа.

Слайд 13

Морфологические нормы Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р. : Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.: ▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок ( но : греков, узбеков, якутов, монголов, курдов); ▪ названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок ( но : носков);

Слайд 14

Морфологические нормы ▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом ( но: граммов, килограммов, ярдов, акров); ▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин ( но : помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов).

Слайд 15

Морфологические нормы Запомните! ▪ форма несов.вида к положить – класть , а не ложить; ▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить . Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться , которому соответствует форма сов.вида – лечь : ложиться спать – лечь спать ; ▪ повелительное наклонение от глагола лечь : ляг — лягте

Слайд 16

Морфологические нормы От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.: мандарины, гектары, ботинки, граммы, комментарии, носки, осетины, помидоры, сапоги, туфли, яблоки, яблони. От данных сущ. образуйте форму Им.п. мн.ч.: бухгалтер, конструктор, лектор, ректор, редактор, джемпер, инспектор, свитер, слесарь, токарь, торт, шницель, шофёр, отпуск, сектор, шторм, ястреб.

Слайд 17

Морфологические нормы Проверьте свои ответы! ▪ мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги — сапог, туфель, яблок, яблонь. ▪ бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы.

Слайд 18

Исправьте грамматические ошибки: Малыши были крепкие и веселы . Я чувствую себя более скромнее в этой роли Мы подготовили около пятиста специалистов C обоих сторон C троими ученицами Ихнии привычки

Слайд 19

Синтаксические нормы — правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

Слайд 20

Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь ; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов ;

Слайд 21

Синтаксические нормы ▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении: Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников. ▪ Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.

Слайд 22

Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов

Слайд 23

Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что? Доволен чем ? – рад чему ? Дорожить чем ? – ценить что ? Предостеречь от чего ? – предупредить о чём ? Коснуться чего ? – говорить о чём ? Писать о чём ? – описывать что ? Платить за что ? – оплачивать что ? Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём ? Упрекать в чём ?- попрекать чем ? –порицать за что ? Различать что и что ? – отличать что от чего ? Отзыв о чём ? – рецензия на что ? Обращать внимание на что ? – уделять внимание чему ?

Слайд 24

Исправьте ошибки в управлении Мать описывает о путешествии Действуем согласно распоряжения Заведующий склада отдал распоряжение График нарушен вопреки указания директора Больше время уделить на чтение книг Павел пришёл с армии Студенты уделяют внимание на записи во время лекций

Слайд 25

Исправьте синтаксические ошибки Любить и наслаждаться природой Смотреть и любоваться картиной О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор Я люблю игру на фортепиано и петь в хоре Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран

Слайд 26

Исправьте синтаксические ошибки Ряд предложений остались нерассмотренными Ряд парт было придвинуто к стене Тридцать одна делегация принимали участие в совещании Женщины, в том числе Анна Петровна, выразила своё возмущение Все, кто видео море, не забывает его

Слайд 27

Запомните! При числительных два , три , четыре , входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе При подлежащем типа ряд , часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт

Слайд 28

Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота Запомните! Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду. Исправьте ошибки: ▪ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа ▪ Думая о ней, мне становится грустно ▪ Приехав домой, мне стало значительно лучше

Слайд 29

Лексические ошибки Нарушение смысловой точности слова: он упал навзничь и уткнулся лицом в землю («навзничь» – вверх лицом) Нарушение соразмерности соединяемых понятий: плеяда ди-джеев (плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления) Смешение паронимов: сломленная челюсть отчаянно болела Лексические анахронизмы: Печорин получил путёвку на Кавказ Нарушение сочетаемости слов: памятный сувенир Ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир на час, играть значение, львиная часть

Слайд 30

Примеры лексических ошибок Этот памятник архитектуры поражает своими размерами Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык Состоялся первый дебют молодой актрисы Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей Больные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, выкладываются в архив Татьяне была характерна вера в преданья старины глубокой Целый день льёт проливной дождь

Слайд 31

Исправьте лексические ошибки: К службе Чацкий относился честно и добровольно. На небе появилась дождливая туча Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли её выловить.

Слайд 32

Стилистические ошибки Тавтология — повторение в одном предложении одинаковых или однокоренных слов: случай случился Плеоназм – языковое излишество: автобиография своей жизни Смешение разностильных языковых элементов: в преддверии собрания нам необходимо подготовить все нужные бумажки Употребление канцеляризмов: во всех стилях, кроме официально-делового: Процесс выгружения вещей с подвод во дворе Ростовых остановить было невозможно Речевые штампы: Пушкин показал типичные черты, Гоголь раскрыл образ и т.п.

Слайд 33

Исправьте стилистические ошибки: По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры Гринёв сочинил песенку и понёс её Швабрину для рассмотрения Согласно фактам, приведённым в «Мёртвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко раскрыл образы своих героев Это люди честные, добрые, у них есть нравственный потенциал Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме Каждый чиновник корчил из себя человека

Слайд 34

Орфографические и пунктуационные нормы Войдеш.. в дом и услышиш.. запах яблок а потом уже другие старой мебели, суше..ого лип..вого цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого что дом окруж..н садом а верхние стекла окон цветные синие л..ловые. Всюду тишина и чистота хотя кажется кресла столы и зеркала в витых золоче..ых рамах (н..)когда (н..)сдвигались с места. И вот входит тетка и сейчас же начинают появляться угощения ветчина с горошком фарширова..ая курица маринады квас крепкий и сладкий (пр..сладкий). А когда вечером возвращаеш..ся мим.. сада домой надышавшись на гумне ржа..ым ароматом новой соломы из него тян..т душистым дымом вишневых суч..ев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина пылает около шалаша б..гровое пламя вокру.. него двигаются чьи(то) точно выреза..ые из дерева силуэты гиган..ские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.)

Слайд 35

Проверьте себя Войдешь в дом и услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели, сушеного липового цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие, лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы и зеркала в витых золоченых рамах никогда не сдвигались с места. И вот входит тетка, и сейчас же начинают появляться угощения: ветчина с горошком, фаршированная курица, маринады, квас, крепкий и сладкий-пресладкий. А когда вечером возвращаешься мимо сада домой, надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то, точно вырезанные из дерева, силуэты, гигантские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.)

Слайд 36

Список литературы: 1. Л.К. Граудина. Беседы о русской грамматике, — М.: Знание, 1983 2. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка, — М.: Высшая школа, 1987 3. Т.Л.Сидорова. Культура речи. Пособие для подготовки к ЕГЭ, — Ростов-на -Дону: Феникс, 2004 4. Л. Г Смирнова. Культура русской речи.- М.: Русское слово, 2007 5. Л.Г.Смирнова, Б.Г.Меркин. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, — М.: Русское слово, 2008

Выполните домашнее задание:

а) Ситуативно-ролевая игра (подготовить устное сообщение).

Вы – абитуриент, набравший одинаковое количество баллов на вступительных экзаменах еще с одним абитуриентом. Зачислить могут только одного из вас. В качестве дополнительного испытания вас просят обосновать выбор будущей профессии. Зачисление будет зависеть от того, насколько убедительно и грамотно вы изложите свои планы, связанные с будущей профессией.

б) Определите типы речевых ошибок путем наблюдения за речью окружающих.

в) Письменно выполнить упражнение № 30, 41 (Учебник В.В. Грекова)
*Индивидуальные задания

Задание 1. Найдите в тексте слова, обороты речи, конструкции, соответствующие разговорному стилю. Изложите содержание литературным языком, не имеющим ярких признаков разговорного стиля.

Подул ветерок, вершины высоких сосен слегка зашумели. Мой спутник сказал:

– Люблю, когда лес шумит, особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько так шумят… будто шепчутся промеж собою. Это значит, погожий день устоялся, и ты иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают да застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уже такой по лесу радостный разговор пойдет, так веришь ли, прямо заслушаться можно. Так-то оно, брат, в природе устроено.

(Г. Скребицкий)
Задание 2. Прочитайте. Внесите необходимые исправления и перепишите предложения.

1. Печорина глаза не смеялись. 2. В романе «Обломов» И.А. Гончаров создал типичный образ для его современников. 3. Это не позволяет жить Раскольникову как другие. 4. Он говорит о вещах возвышенных, и его стихотворения надо понять, вслушаться в них. 5. Также хочется отметить и множество второстепенных героев романа. 6. Гнев Чацкого вызывает отношение фамусовского общества к службе. 7. По плану в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» должно было быть десять глав, но она не могла пройти цензуру. 8. Катерина мечтала и стремилась к настоящей любви. 9. Если честно, то я увидела это стихотворение впервые и не сразу поняла, в чем его смысл, но, прочитав, несколько раз, я вникла в суть. 10. Для меня это не играет значения. 11. Об этом особо подчеркнули на собрании. 12. Увезенная кошка даже на большое расстояние от дома может неожиданно вернуться обратно. 13. Я хотел устранить имеющиеся недочеты. 14. Ихний участок зарос сорняками. 15. Предполагающееся в скором времени открытие школьного музея волновало всех.

Задание 3. Передайте современным языком основное содержание текста.

Звенит звонок. Он приглашает нас в древнерусскую школу. В школах русских юношей учили уму-разуму, или, как тогда говорили, «словесам книжного разума» – чтению, письму, счету.

Учителя втолковывали своим питомцам знания «не яростию, не жестокостию, но любовным обычаем», что значит – терпеливо, добром и лаской.

Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной просторной избе.

Порядки в школах были строгие. В одном их тогдашних азбуковников (по-нашему – букварей) ребятам дается наказ: «Пхание друг друга и битие и резвого бегания и каменновержения и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас». И еще: «Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон вносить!»

Но правила правилами, а все же «пхание», «каменновержение» и прочие «детские глумления» порой случались. И тут шла в ход гроза всех мальчишек и девчонок – розга. В каждой «Азбуке» было обязательное стихотворение: «Похвала розге». В старину даже говорили: не «когда я учился в школе», а «когда я ходил под розгами».

Как только в 7 часов утра колокол возвещал о начале занятий, все рассаживались по местам. Об этом в «Наказе» говорилось особо: «Дружнего места не восхищай (не занимай). И товарищев не утесняй». (Г. Юрмин)
Практическая работа № 2. Виды норм. Формирование норм литературного языка.

Цель и задачи учебного занятия:

Закрепление понятий литературного языка и культуры речи, норм литературного языка. Формирование потребности применять полученные знания на практике во всех сферах жизнедеятельности.

Воспитывать навыки культурного вербального и невербального общения в ситуациях морального выбора.

Овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:

ОК 1.
ОК 3.
ОК 4.

ОК 5.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ход практической работы:

  1. Повторить понятия о литературном языке и языковой норме, типы норм, языковые нормы.
  2. Выполнить упражнения (устно и письменно).

Словарная разминка

Задание 1. Выделите лексику устной речи. Определите роль разговорных и просторечных слов в этих текстах.

1. Рассказ написан несколько жидковато: тенденция так и прет, подробности расплываются, как пролитое масло. 2. Я опешил, растерялся, каково отмахать тридцать верст задаром! 3. Паша сыпал сахар горкой на ладонь и отправлял в свою широкую пасть. 4. «Да отвори, жив аль нет? И все-то он дрыхнет! – кричала Настасья, стуча кулаком в дверь, – целые дни-то деньские, как пес, дрыхнет!» 5. Или другое стихотворение: «Чу, пушки грянули» – поэтический репортаж о спуске на Неву нового корабля. Когда это произошло? Обнаружен документ, утверждающий, что корабль сошел со стапелей петербургской верфи 11 августа 1833 года. 6. По фуникулерам поднимаются в город мордатые иностранцы. 7. В небе плыла круглая серая туча с провисающим брюхом. 8. Из дома высыпали трое мальчишек-дошколят. 9. Я завалился на дно саней, съежился, чтобы холод не жрал меня так страшно, и самому себе казался жалкой собачонкой, псом, бездомным и неумелым. 10. Николай Петрович Шаповаленко, ученик академика Павлова, физиолог-экспериментатор, стал лечащим врачом, специалистом по хворям младенцев.

Задание 2. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний – один из наиболее распространенных элементов в природе – широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
Упражнение 1. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Например: Удивляться, терпение – удивляться терпению; восхищаться, терпение – восхищаться терпением.

Тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.
Упражнение 2. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Фраз(и,е)ология оф(е,и)циально-д(е,и)лового стиля отр(а,о)жает стр(и,е)мление стиля к стандартизации выр(о,а)жений, к пр(е,и)обретению единообразия в языковом оформлении д(и,е)ловых документов. Эта фраз(и,е)ология лишена образности и эмоц(е,и)ональности, она (не)употребляется для меткости и остроумия фразы. Характерная пр(е,и)мета оф(е,и)циально-д(и,е)лового стиля – употребление устойчивых слов(а,о)сочетаний. У таких слов(а,о)сочетаний определе(н,нн)ое значение и определе(н,нн)ая роль в д(и,е)ловых бумагах. Они называют документы: (удостов(и,е)рение личности, а(т,тт)естат зрелости, св(и,е)детельство о рождении, ч(е,и)тательский б(е,и)лет, зачетная книжка), д(и,е)ловые операции (регистрация брака, н(о,а)логовое обл(а,о)жение, ко(м,мм)унальные платежи) или служат стандартными оборотами изл(а,о)жения (в целях обеспечения). (В. Бондалетов)
Дайте письменно ответы на вопросы анкеты

Анкета

Языковая личность и коммуникативное поведение современного человека

Цель анкеты – составить представление о ценностных ориентациях и культуре поведения современно молодежи.

1. Как Вы понимаете термин «языковая личность»?

1) соблюдение норм культуры речи, этики общения;

2) человек как носитель определенных речевых предпочтений, знаний и умений, установок и поведения;

3) самовыражение, реализация собственного «Я» любым способом;

4) другое (укажите).

В следующем вопросе, если у Вас несколько вариантов ответа, отметьте их в порядке значимости для ВАС (!!! – максимально; ! – минимально), например: 1)!!!; 2)!!; 3)! и т.д.

2. Что формирует Вашу языковую личность?

1) семья, родители;

2) друзья, коллектив;

3) книги, чтение;

4)Интернет;

5) педагоги в школе, колледже;

6) я сам;

7) СМИ (журналы, газеты, теле- и радиопередачи);

8) другое (укажите).

3. Коммуникативное поведение – это:

1) общение без использования слов: через жесты, мимику, молчание и т.д.;

2) совокупность норм и традиций общения народа, социума;

3) этика и культура общения;

4) другое (укажите).

Для коммуникативного поведения в современной России характерно (характерна):

1) речевая агрессия;

2) речевая толерантность;

3) безразличие, отстраненность;

4) другое (укажите).

5. Меняется ли Ваше коммуникативное поведение в зависимости от Вашей социальной роли?

1) да, меняется;

2) нет, не меняется;

3) в зависимости от ситуации общения;

4) другое (укажите).

6. Каков Ваш идеал языкового поведения?

1) культурное, этичное общение;

2) самореализация, выплеск эмоций;

3) соблюдение нейтралитета в ходе спора, дискуссии;

4) другое (укажите).

7. Речевая агрессия – это:

1) грубое попрание норм этики и этикета, недопустимое ни при каких обстоятельствах;

2) естественная и закономерная реакция на грубость и хамство окружающих;

3) единственная возможность для человека выжить в современном мире;

4) другое (укажите).

8. Речевая толерантность – это:

1) словесное выражение к собеседнику, крайне необходимое в наше время;

2) устаревшее понятие для современного человека, живущего в век скоростей и стрессов;

3) возможность показать свое подлинное «Я»; раскрыться перед другими;

4) другое (укажите).

9. Обращаете ли Вы внимание на языковую личность и коммуникативное поведение Вашего собеседника?

1) да, всегда;

2) нет времени обращать внимание на подобные мелочи;

3) все зависит от ситуации общения;

4) другое (укажите).

10. Напишите радио- или телепередачу, которая может служить положительным примером (образцом) коммуникативного поведения, речевой толерантности.

11. Напишите радио- или телепередачу, которая может служить отрицательным примером (образцом) коммуникативного поведения, несет в себе речевую агрессию.

12. Напишите Ваши конкретные предложения по совершенствованию языковой личности, коммуникативного поведения современного человека (не менее 5 позиций).
Выполните домашнее задание:

Из словаря выписать 5 фразеологизмов и объяснить их происхождение и значение. Например:

«Коломенская верста» — так называют высоких худощавых людей. Это выражение вошло в обиход в 18 веке, когда царем был Алексей Михайлович – отец Петра Первого. Царь занялся обустройством дороги в летнюю царскую резиденцию в селе Коломенском и приказал заново измерить расстояние от Москвы до Коломенского.

По всей дороге установили верстовые столбы необычайно большой высоты. Именно поэтому такие дороги стали называть столбовыми, а фразеологизм «коломенская верста» стали использовать для обозначения чего-то очень большого, выходящего за пределы, в том числе очень высоких людей.

Пример: «Могу проводить тебя на первый раз для безопасности, – предложил Борейко. – Нет, нет! — решительно возразила Ольга Семеновна. – Во-первых, на такую коломенскую версту, как ты, все будут обращать внимание, а во-вторых, некому детей нянчить» (А. Степанов).
*Индивидуальные задания

Задание 1. Исправьте ошибки в употреблении слов и построении предложений. Отредактируйте данный текст.

1. Благодаря шторму сети были унесены в море. 2. Более лучшие показатели у первой бригады. 3. Андрей подошел к мальчику, и я увидел, что он побледнел. 4. Большая половина декабря была снежной. 5. Начиная с конца зимы у белки кончаются припасы. 6. В этих лесах водится много птиц, заросших мелким кустарником. 7. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 8. Парохода ждали только четверо женщин. 9. Докладчик усиленно готовился к заседанию, состоящемуся через неделю. 10. Я не мог закончить работу, благодаря болезни. 11. Ваш вывод беспочвенен и необоснованный. 12. Жюри должно было решить, кто из исполнителей более хороший. 13. Мы столкнулись с самой наисложнейшей проблемой. 14. Эти места отличаются наибольшим интенсивным движением.

Задание 2. Из данных слов составьте пословицы о языке:

Язык, мудра, короткий, голова

По улову, видать, по слову, а рыбака, болтуна

А делом, языком, не ленись, не спеши.

Молчание, в тягость, болтливому.

Ума, язык, прежде, глаголет, враг.

Пройми, не пройми, языком, копьем.

Отдыхает, когда, голова, язык, думает.

Того и, чего, язык, не видит, глаз, не бередит.

Выманит, язык, острый, змею, из гнезда.

Ледок, медок, на языке, а на сердце

Как смола, не отлепишь, слово, пристанет, дурное.

Не воротишь, коня, удержишь, а слова, на вожжах, с языка.

Задание 3. Отредактируйте предложения:

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.
  2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину на рассмотрение.
  3. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
  4. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
  5. Мать-медведица следила, чтобы дети не получили травмы.
  6. К пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка.
  7. Каждый чиновник корчил из себя человека.
  8. Светлана рассказала небольшое стихотворение про мыша.
  9. Книги Марк Твена пользуются большой популярностью в нашей стране.
  10. Моя соседка купила сегодня очень красивую тюль на окна.
  11. В ихнем доме всегда было чисто и прибрано.
  12. Ему удалили сухой мозоль.
  13. Вы думаете, что воздух пахнул хлебом?
  14. Почему ты все время надсмехаешься надо мной?
  15. Позвольте, я вам зацитирую пришедшее к нам письмо.
  16. Петя не с нами, он идет взади.
  17. Я с братом ходили на рынок.
  18. За Ирину Александровну я ничего не могу сказать плохого.
  19. Катаясь на моторных лодках и создавая шум в воде, рыбы не всегда откладывают икру.
  20. Поезд прибыл согласно расписания.
  21. Вы не стали описывать о внедрении.
  22. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех борзых собак, которые не раз спасали его жизнь и честь.
  23. К службе Чацкий относился честно и добровольно.
  24. На небе появилась дождливая туча.
  25. Предлагаю наиболее эффектный способ решения данной проблемы.
  26. Сегодня у меня на редкость удачливый день.
  27. Он оказался круглым невежей в технике.
  28. Лиза была домработницей в доме Фамусова.
  29. На репродукции художник изобразил букет цветов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива ошибка
  • Николай 2 основные ошибки внутренней и внешней политики
  • Никогда эти ошибки не совершайте
  • Никогда такого не было и вот опять ошибка
  • Никогда не совершай одну и ту же ошибку дважды