Ни одной паузы ни одной ошибки

Нередко люди совершают ошибку в написании выражения «не одна» и пишут его как «ни одна». А ошибка ли это? Предлагаем узнать, как будет правильно: «не одна» или «ни одна».

Читайте в статье

  • Как правильно?
  • Когда пишем «не одна»?
    • Примеры предложений
  • Когда пишем «ни одна»?
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание
  • Вывод

Как правильно?

Нормы русского языка допускают употребление с числительным женского рода «одна» обеих частиц – «не» и «ни».

Это будут совершенно разные по смыслу фигуры речи, и применять их следует только в определённых случаях.

Когда пишем «не одна»?

Всем известно, что частица «не» всегда подразумевает отрицание. И хотя вместе со словом «одна» она будет нести такой же смысл, сама суть предложения будет утвердительной.

Примеры предложений

Лучше понять правило помогут наглядные примеры:

  1. Она была так рада, что сегодняшний вечер проведёт не одна.
  2. Как же я счастлива, что пойду завтра в кино не одна, а с Максимом.
  3. На наш зов собака пришла не одна: их было шестеро.

В первом примере есть простая констатация того, что она не одна. Во втором – противопоставление: не одна, а с Максимом. Третье предложение содержит дополнительное разъяснение: их было шестеро. Каждый из этих случаев подразумевает написание слова «одна» только с частицей «не».

Когда пишем «ни одна»?

Примеры предложений

Это работает вот так:

  1. Он боялся, что ни одна из разработанных ним программ не окажется по-настоящему действенной.
  2. Ни одна из девушек не взглянула на него за первый час вечеринки.
  3. Знаешь, сколько лаборанток согласилось на понижение зарплаты? Ни одна.

В 1 и 2 образцах после существительных «программ» и «девушек» стоит отрицание «не». Такая конструкция предложения подразумевает написание «ни одна». Третий пример предлагает ещё один вариант использования этой лексемы. Когда на вопрос «сколько?» ответ «нисколько» или «ноль», мы тоже должны писать «ни одна». «Не одна» сюда не подходит.

Ошибочное написание

Нельзя писать данные выражения слитно или через дефис: «ниодна», «не-одна». Кроме того, всегда надо помнить, для каких ситуаций подходит то или иное написание:

  1. Не одна из инструкций в интернете не давала объяснения.
  2. Джулия веселилась, потому что проводила время ни одна, а с компанией друзей.

Это – ошибки. В первом примере должно быть «ни», во втором – «не».

Вывод

«Ни одна» и «не одна» – два допустимых варианта написания.

Они применяются для описания совершенно разных ситуаций. «Не одна» подразумевает констатацию или противопоставление, «ни одна» усиливает отрицание.

Какую частицу выбрать? НЕ или НИ?

Не было уже не одной двойки. Так и не получила не одной пятерки.

М_Г's user avatar

М_Г

21.8k5 золотых знаков33 серебряных знака75 бронзовых знаков

задан 6 фев 2018 в 20:52

Юля's user avatar

В первом предложении это зависит от вкладываемого смысла. Во втором предложении (на второй позиции) — только усилительная частица ни:

Чернила испарялись медленно, но верно. Не было уже не одной двойки.
Из дневника исчезла ещё и вчерашняя тройка.

Стала учиться лучше. Не было уже ни одной двойки. Так и не получила ни
одной пятерки.

«Не одной» имеет значение «не только (этой)«, «ни одной» — «ни сколько, ни в каком количестве«.

ответ дан 7 фев 2018 в 4:49

Alex_ander's user avatar

Alex_anderAlex_ander

43.4k2 золотых знака13 серебряных знаков27 бронзовых знаков

2

В обоих случаях это усиление отрицания, поэтому используется частица ни.

Справочник В. Лопатина объясняет:

Основная функция частицы ни — усиление отрицания. …

  1. Одиночная частица ни выступает перед словами один и (реже) единый, которые могут быть и подразумеваемыми, напр.: За несколько дней он не
    увидел ни одного человека.

Дух сообщества's user avatar

ответ дан 6 фев 2018 в 21:17

grizzly's user avatar

grizzlygrizzly

10.1k2 золотых знака13 серебряных знаков32 бронзовых знака

При написании какого-либо текста немало людей задумывается, как правильно писать: “ни одного” или “не одного”. На самом деле найти верное решение несложно. Для этого всего лишь придется вспомнить несколько простых правил и научиться их применять на практике. Давайте вместе разберемся в этом вопросе раз и навсегда, чтобы никогда не делать ошибок.

Содержание

  • 1 Правильные варианты
  • 2 Правописание с “ни”
    • 2.1 Примеры
  • 3 Правописание с “не”
    • 3.1 Примеры
  • 4 Неверные варианты

Правильные варианты

В соответствии с утвержденными правилами русского языка верными являются оба варианта: “ни одного”, “не одного” и, соответственно, «ни один» и «не один».

Здесь все зависит от общего смысла, который несет конкретное предложение. Чтобы обойтись без ошибок, следует обязательно обращать внимание на контекст и наличие в нём отрицания или утверждения, а также на то, какими словами можно заменить выражение.

Правописание с “ни”

Ни” в русском языке считается усилением отрицания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в тексте это самое отрицание уже должно быть. Чаще всего оно создаётся с помощью частицы “не”, а иногда для этой цели применяется “нет”.

Таким образом, прежде всего нужно проверить, есть ли эти слова в высказывании. Если в предложении присутствуют «не» или «нет», то словосочетание будет начинаться с «ни».

Важно! Частица “ни” используется только в контексте, когда в наличии нет даже единственной единицы чего-либо. В таком высказывании часто словосочетание с «ни» можно заменить на «никто» или «ничто».

Примеры

На этой полке нет ни одного нужного мне предмета, там лежат только совершенно бесполезные предметы. (На полке нет ничего из нужных предметов)
К сожалению или к счастью, но ни одна похожая ситуация у меня в жизни не происходила. (Со мной не происходило ничего похожего)

Возвращаясь вчера с работы домой, Сергей не встретил на улице ни одного знакомого человека. (Сергей не встретил никого из знакомых)

Правописание с “не”

При написании «не» действуют другие правила. Частицу «не» необходимо писать в следующих случаях:

  1. Если по смыслу имеется в виду «много», «больше единицы» или же «несколько».
  2. Если есть противопоставление или дополнительные поясняющие словосочетания.

    Внимание! При этом сказуемое не должно употребляться в отрицательной формулировке, а само предложение в большинстве случаев будет утвердительным.

Примеры

Надеюсь, ты понимаешь, что решение подобных задач – дело не одного дня? (Дело нескольких дней).

В магазине игрушек мне понравился не один розовый кролик, а целых два. (Здесь есть противопоставление).

Не одного добросовестного человека я встречал в своей практике, на свете немало существует таких людей. (Здесь присутствует пояснительная часть).

Неверные варианты

Ошибочным будет путать правильные варианты употребления словосочетания, не принимая во внимание контекст. Примеры неграмотного написания:

Не одного свежего авокадо в овощном отделе этого магазина он не наблюдал.
Ни одного раненого животного я вылечил за всё время своей работы в этой ветеринарной лечебнице.
На самом деле в первом предложении нужно писать “ни”, а во втором пишется “не”.

Ещё более грубой ошибкой в русском языке будет считаться слитное или дефисное написание данных частей речи: «неодного», «ниодного», «не-одного», «ни-одного», «неодин», «ниодин», «не-один», «ни-один».

Несмотря на свою некую похожесть, обе фигуры речи говорят совсем о разном. Перед написанием словосочетания нужно сначала подумать и понять смысл всего предложения, тогда риск совершения ошибки сведется к нулю. Не забывайте про правила и пишите грамотно!

 «Ни один» или «не один» — оба написания слов существуют в русской орфографии. Необходимый вариант слова выберем в зависимости от контекста, от наличия в нем отрицания или утверждения.

Написание слова «ни один»

Узнаем, когда правильно пишется слово «ни один».

В русском языке частица «ни» является усиливающей отрицание. Значит, чтобы выбрать написание слова «ни один», в контексте должно уже иметься отрицание. Оно создается с помощью отрицательной частицы «не», которая употребляется в паре с глаголом-сказуемым или словом любой другой части, выражающим сказуемое, например:

Ни один истинный мудрец не тосковал еще о своем ребяческом возрасте.

Ни один город мира не похож на столицу нашей Родины — Москву.

Ни один человек не знал о случившемся.

В данных примерах слово «ни один» синонимично отрицательным местоимениям «никто», если речь идет об одушевленных предметах, или «ничто», если в суждении употреблено неодушевленное существительное.

Сравним:

Никто не тосковал еще о своем ребяческом возрасте.

Ничто в мире не похоже на город Москву.

Никто не знал о случившемся.

Можем сделать вывод, что частица «ни» употребляется при отрицательном сказуемом в предложении для усиления этого отрицания.

Написание слова «не один»

Написание слова «не один» выберем в предложении, в котором содержится утверждение, то есть сказуемое не имеет при себе отрицательной частицы «не», например:

Не один человек подсказал мне, как пройти к вокзалу.

В таком контексте «не один» синонимично словам «несколько», «много», в результате чего можно трансформировать указанный пример в следующее утвердительное предложение:

Несколько человек подсказали мне, как пройти к вокзалу.

Для сравнения приведем еще несколько примеров со словом «не один» с утвердительным сказуемым.

Примеры

Средства массовой информации отметили, что не один содержательный доклад прозвучал на этой научной конференции.

Я не один знал о случившемся в тот вечер.

Мой друг пришёл не один на молодежную вечеринку.

На поиски медвежьей берлоги старый лесник отправился не один.

Не один мальчик подбежал к тренеру.

На Арбате приветливо распахивает двери не один магазин модной одежды.

Подытожим

В предложениях с отрицательным сказуемым употребляется слово «ни один» с усиливающей отрицание частицей «ни».

Если в предложении используется утвердительное сказуемое, то в контексте употребляется слово «не один».

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 36

Всего найдено: 24

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после «него» в этом абзаце (полный абзац, кроме интересующего предложения, привожу для контекста: 26 июля Тилль Линдеманн опубликовал короткометражный фильм «Ich Hasse Kinder» по мотивам одноимённого клипа. Главную роль в триллере исполнил сам эпатажный музыкант. Кроме него(,) в картине и музыкальном видео «Ich Hasse Kinder» снялись Александр Ревва и Аглая Тарасова.

Ответ справочной службы русского языка

В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина по поводу оборотов с предлогом кроме сказано следующее: «Оборот с предлогом кроме имеет два значения: а) одно совпадает со значением слов за исключением, т. е. имеет значение исключения из ряда подобных предметов: На всех берегах залива на протяжении сотен верст мною не было встречено ни одного человека, и, кроме горчайшей полыни и сухого бурьяна, я не сорвал ни одной травинки (Пауст.); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме Свиридовой, — ее он включил в высокогорный отряд (Зал.); б) другое — это обозначение включения в ряд подобных предметов: У Бунина, кроме блестящих, совершенно классических рассказов, есть необычайные по чистоте рисунки (Пауст.); Я слышал, кроме гудения мотора, еще несколько звуков (Пауст.).

В настоящее время различия в значениях оборотов со словом кроме не сказываются на пунктуации: и в том и в другом случае предусмотрено выделение запятыми. Однако в прошлом обороты со значением включения знаками препинания не выделялись. Ср.: Кроме учителей на собрание пришли и ученики. — Кроме учителей, на собрание никто не пришел».

В соответствии с рекомендацией справочника в Вашем случае обособление нужно. 

Снова про запятые. «Ни одной сделки ни он, ни его компания не совершили». Правильно стоит запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна.

Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед —ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед —ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно. 

1. В инфинитиве после гласной о пишется —ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить

2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.  

Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы: 

1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

2) драить, клеить, 

3) кашлять.

Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеить — заклеить, клеиться.

3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

Подскажите, пожалуйста, пунктуацию в конструкции: одно дело… другое дело… Одно дело, например, модный Приморский район, где находится 20 % всех готовых новостроек. И другое дело, например, Красносельский район, где есть парки, но нет ни одной станции метро. Нужны ли тире? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

При наличии вводного слова например тире ставить не нужно. 

З)дравствуйте. Нужна ли тут запятая перед «чего»? Или две запятые? Или ни одной? Но максимум чего удалось добиться — избежать конфликтов

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Но максимум, чего удалось добиться, – избежать конфликтов.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. в предложении: нет ни одной семьи, которую бы не/ни коснулась война. — пишется не или ни?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война.

Но что-то в ней такое было, что и не одной девушке не снилось. Как правильно: не одной или ни одной? Или и так, и так можно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ни одной девушке не снилось.

Добрый день! Я не признаю ни одну из названных ошибок. Верно ли использованы частицы не-, ни-? Ни одну из названных ошибок или ни одной?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Я не признаю ни одной из названных ошибок.

Ни одной …. где бы не… Как правильно: Нет ни одной школы, где бы он не побывал. Нет ни одной школы, где бы он ни побывал.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Нет ни одной школы, где бы он не побывал.

Добрый день. Являюсь инженером. Часто приходится переводить чертежи и документы в формат pdf. Для этого коллегами используются слова: «запдфь», «спдфнуть», «спдфь» (ни одной гласной!), «перепдфь» в различных вариантах написания и произношения. Эти слова используются повсеместно людьми, которые хотя бы сталкивались раз с печатью документов, т.е. людьми различных профессий и социальных групп. Везде можно услышать подобные слова. Как согласно правилам русского языка использовать такие слова? Можно ли их отнести к профессиональному жаргону, если они не «привязаны» ни к какой профессии и даже отрасли? Существует ли элегантные и лаконичные выражения, описывающие процесс печати документов в формате pdf на основе предоставленных файлов?.

Ответ справочной службы русского языка

В явлении, которое Вы описываете, проявляется важный закон языка  закон экономии. В соответствии с литературной нормой нужно говорить: распечатать файл в формате pdf, перевести документ в формат pdf и т. п. Но эти выражения слишком длинны, и вот язык рождает новые, необходимые для быстрой коммуникации слова. Эти слова относятся к профессиональному жаргону и произносятся с гласными  по законам русской фонетики: [спэдээф’], [п’эр’эпэдээф’ит’].

нет ни одной церкви, где бы не было его иконы. НИ или НЕ БЫЛО ЕГО ИКОНЫ?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: нет ни одной церкви, где бы не было его иконы.

возможно, я ошибаюсь, но в орфографическом словаре на этом сайте вместо слова ТАБИЯ (начальное положение фигур в шахматах) написано ТАБНЯ. На это слово — ни одной ссылки или упоминания! Думаю, просто опечатка…

Ответ справочной службы русского языка

Да, это опечатка. Исправлено. Спасибо за замечание!

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, склоняются ли фамилии у людей: Калаур Александр, Калина Роман, Голубка Татьяна, Гулий Павел, Данилюк Никита, Коган Мария, Романец Алёна, Савиных Валерия?

Не могу найти ни одного правила и ни одной книги, где бы все они были рассмотрены. Помогите, пожалуйста!

Ответ справочной службы русского языка

См.: Особенности склонения фамилий и личных имен.

Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, с пунктуацией в предложении:
Особо следует подчеркнуть 10-летний опыт хирургии травм селезенки, и, при этом, ретроспективный анализ не выявил ни одной посттравматической кисты.
Можно убрать союз «и», тогда останется одна бесспорная запятая перед «при этом», но интересно узнать пунктуацию в полном варианте.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предложение стилистически некорректно, его части плохо связаны по смыслу между собой.

Верная пунктуация: Особо следует подчеркнуть 10-летний опыт хирургии травм селезенки, и при этом ретроспективный анализ не выявил ни одной посттравматической кисты.

Огромнейшая признательность за скорые ответы!
Еще вопрос, пожалуйста, по мотивам ответов на вопросы № 250323 и № 242126.
1) Сколько заказов теряется (именно) будучи не услышанными… 2) Письмо поступило в редакцию, будучи не подписанным (ни одной фамилией). Скажите, пожалуйста, разве и в том и другом случае не следует признать обороты некорректными? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти предложения корректны, так как в них деепричастный оборот соотносится с двусоставной грамматической основой.

Перейти к содержанию

«Ни одного» или «не одного» — как правильно?

На чтение 3 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 30.12.2021

Иногда составление текста оказывается не такой уж и лёгкой работой, потому что русский язык содержит в себе такие слова, употребление в письменной речи которых может вызывать трудности. Чтобы не ошибиться, важно усвоить, как именно употребляется: «ни одного» или «не одного».

Как пишется правильно: «ни одного» или «не одного»?

Какое правило применяется?

Указанное выше слово может употребляться как с частицей «ни», так и с частицей «не». Всё зависит от значения данной конструкции. Мы пишем «не одного», если имеется в виду какое-либо количество чего-то («несколько»). «Ни одного» следует употреблять, когда речь идёт об отрицании, об отсутствии чего-либо.

Примеры предложений

Примеры предложений способны помочь нам быстрее разобраться в том, когда мы можем использовать каждый из указанных выше вариантов написания слов:

  • Он не смог привести ни одного достойного аргумента, который доказал бы его невиновность.
  • Изучив составленный план, мы поняли, что это дело не одного дня.

Как неправильно писать

Орфограммка

  • Поиск

  • Кабинет
  • Орфограммка
  • Библиотека
    • Возможности системы
    • Орфография
    • Пунктуация
    • Грамматика
    • Стилистика
    • Типографика
    • Орфоэпия
    • Буква Ё
    • Семантика
    • Оформление
    • Синонимы
    • Эпитеты
    • Литература
    • Справочники
    • Госты
    • Шпаргалки
    • Тотальный диктант
    • Тотальный диктант 2014
    • Разное
    • Интересная филология
    • Блог
    • О нас
    • Контакты
    • Справка
    • Диктанты
  • Блог
  • О нас
  • Контакты
  • Справка
  • Диктанты

Блог Орфограммки » интересное » Не один — ни один

Не один — ни один

Рубрика: интересное Автор: Мария Дата: 05.08.2019

не-один

Написание частицы зависит от значения. «Не один» через Е пишется в значении «несколько, много». Например: Он пришёл не один, а с другом. А «ни один» через И пишется в значении «никто». Например: Ни один человек не пошёл с ним.

Не один — ни один

Комментарии

Комментировать

Вы можете использовать HTML-тэги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong> 

Электропочта

обязательно, не будет опубликовано

Website

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Проблемы чтения и пути их решения

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у ребенка навыка чтения, который является фундаментом всего последующего образования.

Многие дети испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги, у них возникают проблемы при слогослиянии и другие ошибки, создающие сложности понимания прочитанного.

Ребята нервничают и переживают. В результате у них складывается негативное отношение к процессу чтения.

Если подобные нарушения вовремя не исправить, то в дальнейшем они вызовут трудности общения с окружающими и повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития ребенок — подросток — взрослый, т.е. приведут к возникновению у школьника закомплексованности, мешая ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. Она проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и тренировок дома навык чтения развивается плохо и медленно.

Навык чтения складывается из смыслового и технического факторов. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинен пониманию прочитанного. Ведь, собственно, и главная цель чтения — извлечь информацию, заключенную в тексте.

Скорость

К сожалению, некоторые учителя и родители направляют всю свою энергию на борьбу за количество слов в минуту.

Скорость чтения действительно важна, но если ребенок, прочитав 100 слов за 60 секунд, допустил 10 ошибок, не сделав ни одной паузы даже на границе предложений, и не может рассказать о том, что он прочитал, то кому нужно такое «чтение»?

Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома, просите ребенка читать медленнее, но без ошибок.

Сознательность

Самое важное качество чтения — сознательность. Она предполагает понимание прочитанного, причем на первых порах — лишь его предметнофактической стороны (буквальное понимание), а затем уже и подтекста, метафор, авторского отношения, юмора, иронии, общей идеи текста.

Сознательность чтения на уровне слова проявляется в его узнавании. Звучание слова, прочитанного начинающим чтецом, сильно отличается от его обычного звучания, поэтому нередко ребенок прибегает к повтору: ко-ш — кош-ка. Кошка! А иногда у него не получается даже и это, потому что части слова читались так долго и были настолько оторваны друг от друга во времени, что оперативная память не сумела их сохранить и соединить. В последнем случае нужно наращивать скорость чтения, применяя слоговую таблицу, а для устранения повтора можно использовать слуховое упражнение: взрослый медленно и растянуто произносит слово и просит ребенка его узнать и назвать.

Слова можно выговаривать плавно, по слогам или слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Желательно произносить их орфографически (то есть так, как они пишутся и как бы их прочитал ребенок).

Осознанность чтения на уровне предложения и текста проверяется вопросами: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков? Куда они отправились?».

Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и искаженное воспроизведение написанного. Дети довольно часто пытаются угадывать слова по первым двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов.

Выразительность

С сознательностью чтения тесно связана его выразительность. Если ребенок не делает паузы, не отделяет одно предложение от другого, ему крайне нелегко разобраться в содержании, поскольку при таком чтении связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются.

С другой стороны, если он понимает каждое прочитанное слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает верно расставить логические ударения и разобраться в содержании, а понимание смысла, в свою очередь, повышает выразительность чтения.

Правильность

С первых шагов следует обращать внимание на правильность чтения. Не пропускайте ошибки, просите ребенка перечитать еще раз, как написано, выполняйте специальные упражнения.

Например, поиграйте в игру «День и ночь». Когда вы говорите «ночь!», школьник должен закрыть глаза, а вы в это время заменяете 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «день!» он открывает глаза и старается прочитать новое слово как можно быстрее и без ошибок. За каждую ошибку можно начислять штрафные очки или фанты.

Буквы можно не только заменять (кот — кит, кукла — куклы, пришла — прошла), но и убирать (экран — кран, смех — мех, игра — Ира) или добавлять (лапа — лампа, нора — норка). Можно каждый раз «наращивать» исходное слово: береза — березы — березка — березовый. Уточняйте у ребенка значения новых слов. Например, спросите: «Чем различаются слова береза и березка? (Березка — это маленькая береза.) Что значит березовый? (Относящийся к березе, сделанный из березы.) Какие слова можно подобрать к слову березовый? (Лист, веник, лес, сок.)».

Опытный читатель узнает слово, ориентируясь главным образом на верхние части букв. Полезно потренировать ребенка в таком «угадывании». Например, напишите любое небольшое слово, доступное школьнику на данном этапе, и закройте его нижнюю часть примерно наполовину полоской бумаги или линейкой. Попросите ребенка угадать, какое слово здесь спряталось.

В качестве упражнения на правильность чтения можно использовать и прямое задание: «Читай внимательно и правильно, тщательно проговаривая каждое слово!».

Иногда ребенок допускает ошибки при чтении не просто из-за невнимательности, а потому, что путает буквы (например, читает б как д и наоборот) или у него недостаточно хорошо развит артикуляционный аппарат, что порой не позволяет ему при беглом чтении верно произносить трудные слоги. Проблемы дикции могут тормозить и развитие скорости чтения, поэтому их следует устранить как можно быстрее. Если занятия со скороговорками и чистоговорками не дают результата, обратитесь к логопеду.

Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Так называемой врожденной грамотностью обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно.

СОВЕТЫ при нарушении техники чтения

1. При чтении ребенок глотает окончания или читает начальный слог и додумывает слово независимо от текста.
2. Ребенок пропускает слоги в середине или не дочитывает их в конце — как результат либо меняется смысл текста, либо он вообще не воспринимается ребенком.
3. Ребенок при чтении «задыхается» в результате нарушается смысл прочитанного и ребенок очень быстро устает.

Все эти признаки говорят о нарушении формирования техники чтения.
Если же ребенок не имеет описанных выше нарушений читает правильно, чисто но медленно, то корректировать в общем то не чего. Скорость чтения вслух зависит от темперамента ребенка и от скорости его устной речи. Если ребенок говорит с небольшой скоростью, то и читать со скоростью 100 — 120 слов в минуту он не будет. И даже если во время постоянных тренировок он достигнет желанных цифр то постепенно все равно скорость его чтения снизится до природной. Хотя при чтении про себя его скорость будет намного больше, ведь слова не надо проговаривать вслух. 

От того какова проблема, зависят и средства решения этой проблемы.

Если не видит текста, то проблема скорее всего во внимании, точнее с одной из функций внимания: сосредоточенность и углубленность в деятельность. В таком случае рекомендую проводить упражнения на коррекцию данной проблемы:

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят? 
Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко — и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи «окошечка», у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете «окошечко». Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом,

это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка

. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №3. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение «взять на буксир»? Правильно, оно означает «оказывать поддержку, помощь».
Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир — продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем — ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию «буксира» ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае — развивать у него навык скоростного чтения.

И на последок еще один совет: уважаемые взрослые, помните, что ваш ребенок не специально делает ошибки и у него проблемы, которые его расстраивают не меньше вашего, просто не все дети это умеют выражать так, чтобы взрослому было понятно. Поэтому если у ребенка не получается читать быстро, красиво, правильно не надо увеличивать объем и время чтения вслух, это как правило ведет к противоположному результату — ребенок просто боится читать и чтение становиться его нелюбимым предметом. Ну подумайте сами, кому из нас хочется быть «неумейкой».

Здесь уместно отметить психологический фактор.

Ребенок стремиться всеми силами порадовать родителей, быть лучшим в их глазах, успешным, принести хорошую оценку! И для этого старается, как может!

Совет.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими (хотя бы при нем!). Не «давите» на него с оценками.

  • Поговорите спокойно с ребенком. Объясните, что самое главное не скорость чтения, а правильность. Пообещайте, что не будете ругать ребенка за низкие результаты по чтению. Но и ребенок должен пообещать стараться.

  • Девиз данного процесса: лучше медленнее, но правильно!

  • Просите ребенка при чтении следить пальчиком. Это позволит снизить напряжение для глаз и усилит внимание.

Не скупитесь на похвалу за старание!!! Подбадривайте ребенка.

Чем больше участия и теплоты вы проявите к ребенку, помогая ему преодолеть эту проблему, тем быстрее ребенок сможет освоить технику чтения.

Дело в том, что сама техника чтения не самоцель, а средство к достижении цели: в данном случае она позволяет сосредоточиться на решении учебной задачи, а не на осмыслении прочитанных слов, это облегчает ребенку учебную деятельность как таковую, помогает легче и интереснее осваивать учебный материал.
Когда нет проблем с техникой чтения, нет и барьера к чтению как таковому, и это позволяет расширить лексический запас у ребенка, и расширить зону ближайшего развития (это те навыки, знания, умения, которые ребенок с легкостью может применить в любых заданиях из разных областей без дополнительной помощи или консультации педагога или взрослого).

И последнее, главноетехника чтения позволяет ребенку направить свои усилия на систематизацию знаний и умений — и это главная задача, которую ребенок решает на протяжении всего периода обучения и не только в школе.

Определить насколько плохо или хорошо ребенок понимает текст можно по вопросам и ответам самого ребенка.

Поиграйте в игру «Вопрос- ответ».

Смысл игры в следующем:
После прочтения текста мы как бы переводим этот текст на более понятный язык, т.е. делаем пересказ своими словами (как это делает ваш ребенок пересказывая содержание игры или фильма или мультика) можно вначале в роли пересказчика выступать взрослому, делая при этом намеренно разные ошибки, ребенок включается в игру и старается поправить вас, если этого не происходит начните сомневаться в своем пересказе запутайтесь окончательно и предложите ребенку перечитать текст вместе или попробовать самому пересказать содержание прочитанного, выделяя основное содержание, без которого смысл текста теряется, такие игры позволяют решить несколько задач:
1.тренировка осмысленного чтения и умение переводить авторский текст на более понятный для ребенка язык, используя свой лексический запас
2.снимает лишнее напряжение и позволяет ребенку почувствовать себя успешным и это главное.

В качестве примера искажения текста могу привести отрывок взрослого пересказа сказки «Красная шапочка»:
Жила была Синяя шапочка (ребенок: «Не синяя, а Красная») , а да, Красная Шапочка. Ее так назвали, потому что она постоянно носила красную беретку («Не беретку, а шапочку») ну да, шапочку. Отправилась однажды Красная беретка в магазин за пирожками («Все ты перепутал») Да? Ну раз ты лучше знаешь, может быть поможешь и расскажешь, как было на самом деле?

Техника чтения

tehnika chtenija 300 200

Ребята нервничают и переживают. В результате у них складывается негативное отношение к процессу чтения.

После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. Она проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и тренировок дома навык чтения развивается плохо и медленно.

Скорость

К сожалению, некоторые учителя и родители направляют всю свою энергию на борьбу за количество слов в минуту.

Скорость чтения действительно важна, но если ребенок, прочитав 100 слов за 60 секунд, допустил 10 ошибок, не сделав ни одной паузы даже на границе предложений, и не может рассказать о том, что он прочитал, то кому нужно такое «чтение»?

Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома, просите ребенка читать медленнее, но без ошибок.

Сознательность

Слова можно выговаривать плавно, по слогам или слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Желательно произносить их орфографически (то есть так, как они пишутся и как бы их прочитал ребенок).

Осознанность чтения на уровне предложения и текста проверяется вопросами: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков? Куда они отправились?».

Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и искаженное воспроизведение написанного. Дети довольно часто пытаются угадывать слова по первым двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов.

Выразительность

С сознательностью чтения тесно связана его выразительность. Если ребенок не делает паузы, не отделяет одно предложение от другого, ему крайне нелегко разобраться в содержании, поскольку при таком чтении связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются.

С другой стороны, если он понимает каждое прочитанное слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает верно расставить логические ударения и разобраться в содержании, а понимание смысла, в свою очередь, повышает выразительность чтения.

Правильность

С первых шагов следует обращать внимание на правильность чтения. Не пропускайте ошибки, просите ребенка перечитать еще раз, как написано, выполняйте специальные упражнения.

Например, поиграйте в игру «День и ночь». Когда вы говорите «ночь!», школьник должен закрыть глаза, а вы в это время заменяете 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «день!» он открывает глаза и старается прочитать новое слово как можно быстрее и без ошибок. За каждую ошибку можно начислять штрафные очки или фанты.

Опытный читатель узнает слово, ориентируясь главным образом на верхние части букв. Полезно потренировать ребенка в таком «угадывании». Например, напишите любое небольшое слово, доступное школьнику на данном этапе, и закройте его нижнюю часть примерно наполовину полоской бумаги или линейкой. Попросите ребенка угадать, какое слово здесь спряталось.

В качестве упражнения на правильность чтения можно использовать и прямое задание: «Читай внимательно и правильно, тщательно проговаривая каждое слово!».

Иногда ребенок допускает ошибки при чтении не просто из-за невнимательности, а потому, что путает буквы (например, читает б как д и наоборот) или у него недостаточно хорошо развит артикуляционный аппарат, что порой не позволяет ему при беглом чтении верно произносить трудные слоги. Проблемы дикции могут тормозить и развитие скорости чтения, поэтому их следует устранить как можно быстрее. Если занятия со скороговорками и чистоговорками не дают результата, обратитесь к логопеду.

Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Так называемой врожденной грамотностью обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно.

star widОбщий бал: 5 userПроголосовало: 8

Консультант

about1Нигматуллина Лейла, терапевт, кардиолог, переводчик.

Башкирский государственный медицинский университет. Факультет: Лечебный, Январь 1999 — Январь 2005

Другие записи

strah beremennosti 220 150

razdrazhenie pri beremennosti 220 150

406235f57f247467321feae512af1d34 220 150

С самого юного детства не испытывал никаких проблем касаемо чтения. Читать начал еще до школы. В детском саду, мне и еще нескольким ребятам, чтение давалось чуть легче, чем остальным. Так вот, моя воспитательница периодически давала нам прочесть небольшой рассказик перед всей группой. Именно с тех пор появился стимул. Уже будучи в школе читал очень много, даже вел календарь прочитанных книг. Это было как некое соревнование с самим собой и подталкивало к прочтению все новых и новых книг. О чем жалею, так это о том, что в старших классах (когда уже все базы заложены) – не давали никаких техник чтения, направленных на увеличение скорости. Как по мне, это самое время для такого обучения. Очень бы пригодилось и в дальнейшей учебе в ВУЗах да и просто в жизни.

Источник

Техника чтения это определение в методике

Как часто проверяют технику чтения

Обычно технику чтения учитель проверяет 2 раза в год. Для учеников первого класса проверка техники чтения в первом полугодии может не проводиться.

Как проверить технику чтения дома

Родители могут сами проверить технику чтения ребенка дома. Для этого нужно взять часы с секундной стрелкой (у многих в телефонах есть секундомер) или песочные часы на 1-2 минуты.

К слову, я не поклонник работы с песочными часами. Ребенок, который не видел таких часов будет отвлекаться на новый предмет, переживать и подглядывать как быстро сыпется в них песок.

Нужно взять незнакомый ребенку текст, только не техническое руководство к вашей мультиварке или автомобилю. Текст должен быть понятен для ребенка. Обратите внимание на размер шрифта и структуру предложений. Для первоклассников это должны быть короткие, простые предложение, без большого количества запятых, двоеточий тире и др. усложняющих текст знаков.

Лучше, если текст будет без иллюстраций и диалогов. Глаза ребенка должны спокойно двигаться вдоль строчки, не перескакивая, поэтому текст должен быть на 1 листке.

Перед тем как вы начнете, сориентируйте ребенка чтобы он читал спокойно, не переживал. Не стоит в процессе чтения повторять слова или исправлять ошибки ребенка. Просто вам нужно будет пометить слова, на которых малыш запнулся или ошибся.

Чтобы понять было ли чтение осмысленным, вам придется задать ребенку несколько вопросов к тексту.

Не стоит переживать, если ваш ребенок показывает разные результаты. Вроде бы вчера читал быстро, а сегодня мямлит и ошибается. Можно проверить технику чтения несколько раз. Например, проверьте как читает малыш утром, а потом возьмите другой текст и читайте его после обеда. На скорость чтения могут влиять много факторов: усталость ребенка, его желание читать, настроение и состояние здоровья.

Если вы видите, что ребенок волнуется, у него срывается голос и он запинается, то лучше перенесите проверку на другое время или проведите ее в форме игры.

Учителя могут скачать у меня на сайте карты для проверки скорости чтения. Такие карты удобно хранить в портфолио ученика.

Источник

«Понятие чтения и техники чтения»

ПОНЯТИЯ «ЧТЕНИЕ», «ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ».

Чтение – как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность влияет на взгляды, сознание, поведение человека. Чтение – это сложный психологический процесс восприятия и понимания письменной речи. С одной стороны, это процесс непосредственного чувственного познания, с другой – процесс опосредованного отражения действительности, включающий в себя высшие психические функции: восприятие, внимание, память и мышление [1, с.229].

Процесс чтения, по мнению Егорова Т.Г., состоит из трех основных моментов: восприятия увиденного и произнесенного, понимание содержания и оценка прочитанного.

Чтение – это процесс, посредством которого письменная речь перекодируется в звуковую речь и понимание прочитанного. Понимание содержания прочитанного вызывает изменения в сознании читателя. Эти изменения могут быть связаны с созданием определенного образа, чувств, желаний, душевных состояний, разнообразие которых зависит от разнообразия личных жизненных переживаний [11, с.59].

Исходя из того, что чтение является одной из разновидностей восприятия, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и А.Н. Соколов описали четыре стадии развития этого процесса. Первый этап связан с предсказанием значения и угадыванием других частей слова, текста. Второй этап предполагает словесное сравнение: выделение графических образов и разделение текста на предложения, словосочетания, слова. Третий этап – создание семантических связей между частями предложения, текста. Четвертый этап – ознакомление читателя с текстом [15, с.88].

Чтение – совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и процесс работы с самим текстом: восприятие, извлечение информации и его осмысление. В широком смысле – процесс получения информации также из любой символической системы.

Чтение не ограничивается связью письменных знаков с соответствующими звуками, оно представляет собой сложный когнитивный процесс, в котором непосредственно участвуют высшие психические функции. Процесс чтения включает в себя как фонетические, так и семантические процессы, то есть понимание прочитанного, а перевод письменной речи в устную зависит от системы письма, существенно различающейся по алфавиту, логографическому и идеографическому письму [47, с.59].

Желание и привычка читать книгу, выбор тем и конкретных книг для чтения, умение их находить библиотечном каталоге, взаимодействие с библиотеками, книжными магазинами и другими источниками литературы, в том числе, и интернет – источниками, степень систематического и последовательного чтения, а также использование специальных методик усвоения прочитанного, общение и обсуждение мнений о прочитанном (изложение, написание рецензий и т.д.) составляют культуру чтения [5, с.13].

Существуют различные направления чтения, которые выбираются читателями исходя из цели чтения (ознакомительное, вводное, справочное и предварительное чтение) и соображений удобства чтения.

Наряду с появлением письма как формы фиксации выраженных в языке смыслов, чтение возникло и как обратная сторона письма, как часть общения, отделенная от ситуации «здесь и сейчас» взаимодействия. Первоначально основными сферами применения чтения были: сфера хозяйственной деятельности (учет и контроль), в которой чтение закрепляло систему властных отношений, сфера религии, где «священные тексты» подразумевали выборочное чтение (в особенное время, специальными лицами) как одну из основных составляющих в культовых практиках, а также сфера литературы, предполагавшая чтение текста в разнообразно ритуальных пространствах [48, с.12].

Большое значение для развития практики и процедур чтения имело появление фонетических систем письма на основе алфавита, которые позволяют читать текст, не зная и не понимая смысла его составляющих, тем самым изменяя систему обучения чтению и расширяя круг читателей, которые овладели хотя бы элементарной грамотностью [6, с.14].

Т.Г. Егоров в «Очерках о психологии обучения детей чтению» (1953) рассматривал чтение как, состоящих из трех, взаимосвязанных между собой, видов деятельности:

¾ восприятие зрительных знаков,

¾ озвучивание (произнесение) того, что они обозначают,

¾ понимание того, что читают [11, с.59].

Как говорилось ранее, чтение – это набор навыков и умений. Это, прежде всего, умение правильно читать слова, читать выразительно, учитывая знаки препинания, понимание смысла текста, не забывая при этом о темпе чтения.

Умение читать можно представить в общих чертах по следующей схеме:

image001

Рисунок 1.1 – Компоненты техники чтения

Каждый из компонентов, составляющих техники чтения, сначала формируется, отрабатывается как навык и через упражнения постепенно поднимается до уровня навыка, то есть выполняется без напряжения, автоматически [4, с.289].

В целом, чтение состоит из двух сторон – семантической, которая обеспечивается процессом понимания прочитанного, и технической, подчиненной первой и служащей ей.

image002

Рисунок 1.2 – Стороны развития навыка чтения

Ведущее место в этом комплексе занимает семантическая сторона, то есть осознание, понимание прочитанного текста. Сематическая сторона чтения – это совокупное понимание читателем:

1) значения слов, используемых в буквальном и переносном смысле;

2) содержание каждого предложения;

3) содержание и значение отдельных частей текста (параграфы, главы);

4) основное значение всего содержания текста [8, с.53].

Цель осмысленного чтения – как можно точнее и полнее передать содержание текста, объяснить все детали и анализировать полученную информацию. Это вдумчивое чтение и проникновение в содержание путем анализа текста. При вдумчивом чтении, воображение читателя создает образы, с которыми он может активно взаимодействовать. Человек строит отношения между собой, текстом и окружающим миром. При осмысленном чтении развивается устная речь, которая способствует развитию письменной речи[18, с.133].

Осмысленное чтение позволяет осуществлять познавательную деятельность. Ведь для того, чтобы чтение было осмысленным читателю необходимо понимать содержание читаемого, окунуться в это содержание и построить свою систему образов.

Осмысленное чтение отличается от любого другого чтения (например, «чтение» или «поиск информации») тем, что при осмысленном чтении происходит определение ценностей, идей произведения через анализ прочитанного [50, с.13].

Оценивая глубину и степень усвоения текста, преподаватель проверяет понимание содержания текста (настройки, символов, диалогов, значений слов и т. д.) и сообщения произведения (то, что хотел сказать автор).

Для развития навыков осмысленного чтения существует множество способов организации познавательной деятельности: обсуждение, дискуссия, проблемно-ориентированный поиск, моделирование, рисование [19, с.20].

Техническая сторона чтения включает в себя все остальные составляющие техники чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения.

Техника чтения – это автоматизированное умение воспринимать, озвучивать печатный текст, понимать его идею и художественное содержание и выражение своего отношения к прочитанному.

Каждая из составляющих, составляющих всю технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим эти компоненты техники чтения.

Способ чтения является важной составляющей техники чтения, которая влияет на другие его стороны.

image003

Рисунок 1.3 – Способы чтения

Основными показателями техники чтения являются его четыре качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:

¾ правильность – плавное чтение без искажений, влияющих на смысл прочитанного;

¾ беглость чтения – скорость чтения, определяющая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством прочитанных печатных символов за единицу времени (обычно это количество слов в минуту);

¾ осознанность – понимание авторского замысла, понимание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, понимание собственного отношения к прочитанному;

¾ выразительность – умение посредством устной речи донести до зрителя основную идею произведения и собственное отношение к нему [7, с.102].

Все качества чтения взаимосвязаны и требуют одновременной работы над их формированием и развитием:

¾ для понимания смысла читаемого, важно правильное звучание графических знаков (букв);

¾ важно понимание каждого слова в предложении;

¾ для понимания всего текста важно понимание каждого предложения текста, связи предложений между собой;

¾ для понимания общего смысл читаемого важно правильное чтение слов, предложений;

¾ правильное прочтение, демонстрирующее понимание текста составляет выразительность чтения[10, с.34].

Правильность чтения выражается в том, что при чтении, допускаются:

е) повторяющиеся буквы (звуки), слоги, слова;

ж) неправильные ударения в словах;

з) ошибки в окончании.

Выразительное чтение выражается в умении правильно использовать паузы, делать логический акцент, находить и применить нужную интонацию, читать громко и понятно.

При оценке уровня владения элементарными навыками чтения желательно проверить всю технику чтения и каждую его составляющую. Неправильно и неполноценно оценивать навык чтения учащегося, основываясь только на одном аспекте навыка (чаще всего измеряемом скоростью чтения) [12, с.188].

Беглость чтения (темп, скорость) – это сколько слов можно прочитать за минуту времени. Для учащихся школы даны требования к скорости чтения. Ориентировочный темп для выпускника начальной школы составляет 100 – 120 слов в минуту.

Таким образом, мы определили, что чтение представляет собой сложный познавательный процесс, который требует нормативного взаимодействия всех анализаторов. Чтение – это автоматизированное умение воспринимать, озвучивать печатный текст, понимать его идею и художественное содержание и выражение своего отношения к прочитанному.

Чтение состоит из двух сторон – семантической, которая обеспечивается процессом понимания прочитанного, и технической, подчиненной первой и служащей ей.

Основные компоненты техники чтения: способ чтения, правильность, беглость и выразительность.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Источник

Статья «Что понимать под техникой чтения?»

ФГОС о нормах чтения

Что понимают под техникой чтения?

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

предполагает понимание читающим:

— значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

— содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

И наконец, самое важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Ориентировочные показатели по скорости

чтения в начальных классах

1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту.
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.

3 класс
1 полугодие: 60-70 сл./мин.
2 полугодие: 70 80 сл./мин.
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин.
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА

Про чудака лягушонка

Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном.

А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет.

И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце.

А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон.

Тут лягушонок обрадовался и закричал:

Только большой слон очень обиделся.

– И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня.

После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы.

Для этого ты можешь перечитывать сказку.

▢ о козлике и баране

2. О чём мечтал маленький лягушонок?

▢ отправиться в путешествие

3. Что сделал лягушонок в большом поле?

▢ начал прыгать по траве

▢ сел на бугорок и стал ждать захода солнца

4. Впиши нужное слово.

Потянуть себя за ________________? – не получается.

5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

Большой слон очень обиделся.

От лягушонка начала расти тень.

1 Лягушонок захотел стать больше.

Лягушонок назвал себя слоном.

6. Допиши предложение.

А когда солнце покатилось к закату, _____________________________________________________.

Слон обиделся на лягушонка, потому что:

▢ лягушонок дразнил слона

▢ лягушонок назвал себя слоном

▢ лягушонок не пришёл к слону в гости

▢ слон обижался на всех без разбора

8. Как ты думаешь, почему слон назвал лягушонка чудаком?

9. Как ты думаешь, лягушонок обрадовался, когда увидел большую тень?

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

10. Маленький лягушонок пытался разными способами стать больше. Что в тексте помогло тебе это понять? Приведи два примера.

Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод

с развернутым ответом

о нормах чтения в начальной школе:

Выдержка из сайта учителя начальных классов:

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

3 четверть: меньше 20 слов «2», 20-25 слов «3», 26-35 слов «4», больше 35 слов «5».

4 четверть: меньше 25 слов «2», 25-30 слов «3», 31-40 слов «4», больше 40 слов «5».

3 четверть: меньше 35 слов «2», 35-49 слов «3», 50-65 слов «4», больше 65 слов «5».

4 четверть:меньше 40 слов «2», 40-54 слова «3», 55-70 слов «4», больше 70 слов «5».

3 четверть: меньше 55 слов «2», 55-69 слов «3», 70-85 слов «4», больше 85 слов «5».

4 четверть: меньше 60слов «2», 60-74 слова «3», 75-90 слов «4», больше 90 слов «5».

4 четверть: меньше 90 слов «2», 90-104 слова «3», 105-120 слов «4», больше 120 слов «5».

Источник

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у ребенка навыка чтения, который является фундаментом всего последующего образования. Закончив первый класс и перейдя во второй, многие дети испытывают трудности при чтении, пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги, у них возникают проблемы при слогослиянии и другие ошибки, создающие сложности понимания прочитанного.

Техника чтения — формирование у ребенка навыка чтения

Ребята нервничают и переживают. В результате у них складывается негативное отношение к процессу чтения.

Если подобные нарушения вовремя не исправить, то в дальнейшем они вызовут трудности общения с окружающими и повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития ребенок — подросток — взрослый, т.е. приведут к возникновению у школьника закомплексованности, мешая ему учиться, в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения. Она проводится на уроках классного и внеклассного чтения. Однако без помощи родителей и тренировок дома навык чтения развивается плохо и медленно.

Навык чтения складывается из смыслового и технического факторов. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из данных компонентов, как и их совокупность, подчинен пониманию прочитанного. Ведь, собственно, и главная цель чтения — извлечь информацию, заключенную в тексте.

Скорость

К сожалению, некоторые учителя и родители направляют всю свою энергию на борьбу за количество слов в минуту.

Скорость чтения действительно важна, но если ребенок, прочитав 100 слов за 60 секунд, допустил 10 ошибок, не сделав ни одной паузы даже на границе предложений, и не может рассказать о том, что он прочитал, то кому нужно такое «чтение»?

Поэтому не спешите радоваться высокой скорости чтения, если она сочетается с ошибками. Занимаясь дома, просите ребенка читать медленнее, но без ошибок.

Сознательность

Самое важное качество чтения — сознательность. Она предполагает понимание прочитанного, причем на первых порах — лишь его предметнофактической стороны (буквальное понимание), а затем уже и подтекста, метафор, авторского отношения, юмора, иронии, общей идеи текста.

Сознательность чтения на уровне слова проявляется в его узнавании. Звучание слова, прочитанного начинающим чтецом, сильно отличается от его обычного звучания, поэтому нередко ребенок прибегает к повтору: ко-ш — кош-ка. Кошка! А иногда у него не получается даже и это, потому что части слова читались так долго и были настолько оторваны друг от друга во времени, что оперативная память не сумела их сохранить и соединить. В последнем случае нужно наращивать скорость чтения, применяя слоговую таблицу, а для устранения повтора можно использовать слуховое упражнение: взрослый медленно и растянуто произносит слово и просит ребенка его узнать и назвать.

Слова можно выговаривать плавно, по слогам или слияниям и причитываниям (кош-ка или ко-ш-ка). Желательно произносить их орфографически (то есть так, как они пишутся и как бы их прочитал ребенок).

Осознанность чтения на уровне предложения и текста проверяется вопросами: «О ком ты прочитал? Как зовут мальчиков? Куда они отправились?».

Мешать пониманию прочитанного может не только низкая скорость чтения, но и искаженное воспроизведение написанного. Дети довольно часто пытаются угадывать слова по первым двум-трем буквам, не дочитывают окончания, меняют формы слов.

Выразительность

С сознательностью чтения тесно связана его выразительность. Если ребенок не делает паузы, не отделяет одно предложение от другого, ему крайне нелегко разобраться в содержании, поскольку при таком чтении связи между отдельными словами, словосочетаниями и предложениями безнадежно теряются.

С другой стороны, если он понимает каждое прочитанное слово, в своем сознании соединяет его с предыдущими, ему легче следить за развитием мысли и соблюдать необходимые паузы и интонацию. Таким образом, сознательность и выразительность не могут существовать друг без друга: соблюдение знаков препинания помогает верно расставить логические ударения и разобраться в содержании, а понимание смысла, в свою очередь, повышает выразительность чтения.

Правильность

С первых шагов следует обращать внимание на правильность чтения. Не пропускайте ошибки, просите ребенка перечитать еще раз, как написано, выполняйте специальные упражнения.

Например, поиграйте в игру «День и ночь». Когда вы говорите «ночь!», школьник должен закрыть глаза, а вы в это время заменяете 1-2 буквы в только что прочитанном слове. По команде «день!» он открывает глаза и старается прочитать новое слово как можно быстрее и без ошибок. За каждую ошибку можно начислять штрафные очки или фанты.

Буквы можно не только заменять (кот — кит, кукла — куклы, пришла — прошла), но и убирать (экран — кран, смех — мех, игра — Ира) или добавлять (лапа — лампа, нора — норка). Можно каждый раз «наращивать» исходное слово: береза — березы — березка — березовый. Уточняйте у ребенка значения новых слов. Например, спросите: «Чем различаются слова береза и березка? (Березка — это маленькая береза.) Что значит березовый? (Относящийся к березе, сделанный из березы.) Какие слова можно подобрать к слову березовый? (Лист, веник, лес, сок.)».

Опытный читатель узнает слово, ориентируясь главным образом на верхние части букв. Полезно потренировать ребенка в таком «угадывании». Например, напишите любое небольшое слово, доступное школьнику на данном этапе, и закройте его нижнюю часть примерно наполовину полоской бумаги или линейкой. Попросите ребенка угадать, какое слово здесь спряталось.

В качестве упражнения на правильность чтения можно использовать и прямое задание: «Читай внимательно и правильно, тщательно проговаривая каждое слово!».

Иногда ребенок допускает ошибки при чтении не просто из-за невнимательности, а потому, что путает буквы (например, читает б как д и наоборот) или у него недостаточно хорошо развит артикуляционный аппарат, что порой не позволяет ему при беглом чтении верно произносить трудные слоги. Проблемы дикции могут тормозить и развитие скорости чтения, поэтому их следует устранить как можно быстрее. Если занятия со скороговорками и чистоговорками не дают результата, обратитесь к логопеду.

Не жалейте времени на работу над правильностью чтения, поскольку она самым непосредственным образом связана с грамотностью письма. Так называемой врожденной грамотностью обладают не те дети, которые много читают, а те, которые читают правильно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Никем незамеченная ошибка никого не заметив не заметил преграды
  • Ни одной ошибки не нашел
  • Ни от чего иного это ошибка
  • Никем незамеченная ошибка лишила нас победы в финале
  • Ни одной ошибки не исправить