Неумышленная логическая ошибка в мышлении

Рассмотрим
некоторые связанные с нарушением этих
правил формальной логики неумышленные
и умышленные логические ошибки. Появление
таких ошибок в рассужде­нии — результат
либо недостаточной логической культуры
и небрежности в мыслях, либо сознательное
стремление во что бы то ни стало
,
даже ценой софизмов,
выиграть полемику и оказаться «победителем»
в глазах аудитории

[подробнее см.: 11; 12; 13; 14; 24; 27; 28; 35; 44].

Особый
случай нарушения требований логики —
сознательное
использова­ние софизмов

с целью идеологи­ческой манипулятивной
обработки широких масс, воздействие на
сознание и подсознание людей.

Точность
и неизменность доказываемого тезиса.
Как уже отмечалось,
правила о логической точности,
определенности и неиз­менности тезиса
достаточно просты. Для их выполнения
тре­буются элементарные логические
навыки. Однако в практике встречаются
отступления от этих правил, которые
связаны с заблуждением либо с умыслом
(например, с желанием во что бы то ни
стало оказаться правым при рассмотрении
того или иного вопроса).

Общее
название ошибки (или уловки манипулятора)
по отношению к тезису доказательства
подмена
тезиса
.
Она происходит в резуль­тате либо

(а)
потери тезиса, либо

(б)
полной или частичной его подмены.

Потеря
тезиса

случается тогда, когда, сформулировав
ос­новную идею, выступающий забывает
о ней и переходит к иному, прямо или
косвенно связанному с первым, но в
прин­ципе другому положению. Затем (
часто по ассоциации) затрагивает третий
факт, а от него переходит к сходному
четвертому положению. В конце концов,
он теряет исходную мысль и начинает
вспоминать: «С чего я начал?», либо
обра­щаться с вопросами к публике:
«Так что же я хотел ска­зать?»

Полная
подмена тезиса

происходит тогда, когда, выдви­нув
определенное положение, выступающий в
итоге доказывает нечто другое, близко
стоящее или напоминающее первона­чальный
тезис, т. е., по существу, подменяет
основную идею другой. Чаще всего это
наблюдается тогда, когда он предва­рительно
не формулирует четко и определенно
основную идею, а подправляет и уточняет
ее на протяжении всего рас­суждения.

Подмена тезиса —
частый прием в рассуждениях манипуляторов,
пытаю­щихся махинаторски воздействовать
на сознание и подсознание людей.

Подменой
тезиса является уловка, получившая
название «логическая диверсия».

Чувствуя невозможность доказать или
оправдать выдвинутое положение,
выступающий пытается переключить
внимание слушателей на обсуждение
другого, возможно важного или занимательного
утверждения, но не имеющего прямой связи
с первоначальным тезисом. Вопрос об
истинности тезиса остается при этом
открытым, ибо об­суждение искусственно
переключается на другую тему.

Обратим
внимание и на то, что современные СМИ
прибегают к «логической
диверсии
»,
софистически используя различного рода
сенсационные слу­хи, политические
«утки» и домыслы, выдуманные поводы,
малозначимые для выживания и развития
народа события, чтобы отвлечь
внимание граждан

от обсуждения злободневных вопросов
эко­номической, социальной и политической
жизни России.

Разновидностью
подмены тезиса является уловка, именуемая

«
аргументом
к личности»
,
когда при обсу­ждении конкретных
действий определенного лица или
пред­ложенных им решений незаметно
переходят к обсуждению его действительных
или мнимых персональных
качеств
.

Аргумент к личности
используют не только в целях об­винения,
когда обсуждение существа дела подменяют
раз­бором отрицательных качеств
человека. Нередко этот софизм применяют
и в целях «защиты»: вместо обсуждения
небла­говидного поступка или действия
начинают «доказывать», каким хорошим
и заслуженным является обсуждаемый
че­ловек.

Среди
логических ошибок и уловок нужно
различать не толь­ко полную, но и
частичную
подмену тезиса
.
Выражается она в том, что в ходе выступления
видоизменяют первоначально выставленный
тезис.

Для
облегчения критики те­зиса противной
стороны его усиливают
или расширяют
.

Например. На
одном из производственных совещаний в
морском порту доклад­чик выставил
вполне обоснованный тезис о необходимости
усиления производственного контроля
и укрепления трудо­вой дисциплины в
коллективе предприятия.

Приведенные
факты наглядно демонстрировали
своевременность постав­ленной задачи.
В развернувшихся прениях большинство
вы­ступивших поддержали основную
идею доклада. Однако сре­ди них были
и оппоненты, которые стремились изобразить
докладчика сторонником голого
администрирования, призы­вающего к
«закручиванию гаек» и недооценивающего
метод убеждения.

Частичная
подмена тезиса выразилась здесь в
произвольной перестановке логических
акцентов — сторон­ника укрепления
дисциплины постарались объявить
«сталинистом» (против­ником метода
убеждения). .

Такие
логически неоправданные отклонения в
дискуссии, когда одна сторона смягчает
и сужает, а другая — усиливает и расширяет
утверждения противника, напоминают
движе­ние по запутанной, зигзагообразной
кривой, а не ясное и по­следовательное
обсуждение спорных вопросов в целях
принятия объективных и обоснованных в
конкретных условиях решений.

Заметим, что в
полной мере эти приемы проявились в
информационных кампаниях, которые вели
украинские СМИ и Интернет в 2012-2013 гг.,
постоянно вбрасывая темы для межличностного
общения своих граждан, накаляя страсти,
эмоции для возможных политических
действий, которые предусматривает
модель «цветной революции».

Обратим
внимание и на цели этой «революции»:
американцы уже начинают рейдерский
захват украинских предприятий. Как
заявил украинский депутат Олег Царев,
США запретили своим компаниям закупать
продукцию тех украинских предприятий,
владельцами которых являются депутаты
Партии регионов.

Это
и есть начало рейдерского захвата.
Потому, что в ближайшей перспективе это
будет означать банкротство таких
предприятий. А дальше, когда власть
меняется (а в этом главная задача
«цветных», финансируемых украинскими
олигархами, США и Европой), то американцы
эти компании за бесценок получают себе.
И постепенно, не торопясь, устанавливают
контроль за украинской экономикой и
политикой. И ни один украинский олигарх
не сможет конкурировать (или перекупить)
с этими предприятиями (если их деятельность
будет интересна для новых, американских
собственников, если они их вообще не
прикроют). За спиной этих новых
собственников будут стоять мощнейшие
транснациональные корпорации США. овых,
ельность будет интересна для амениканских
предприятиями
олитикой.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Термины
и понятия

АРГУМЕНТАЦИЯ — рассуждение, в котором
приво­дятся доводы (аргументы) в
обоснование некоторого по­ложения.

ТЕЗИС — положение, которое необходимо
обосно­вать или доказать.

АРГУМЕНТЫ — совокупность суждений, с
помощью которых обосновывается некоторое
положение или дока­зывается истинность
какого-либо положения. Аргументы
называются также основаниями
доказательства, аргумен­тации.
Аргументы должны быть истинными
суждения­ми. Истинность аргументов
должна быть доказана неза­висимо от
истинности тезиса. Аргументы должны
быть достаточными для обоснования
тезиса или доказательст­ва его
истинности.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (ФОРМА) АРГУМЕНТАЦИИ —
способ логической связи тезиса и
аргументов, структура аргументации
(доказательства или опровержения).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — аргументация, в которой
устанавливается истинность какого-либо
положения с помощью приведения других
положений, истинность ко­торых
установлена ранее.

ПРЯМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — доказательство,
в котором истинность тезиса или его
обоснованность непо­средственно
следует из истинности аргументов, т. е.
в этом случае тезис является логическим
следствием аргу­ментов.

КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — доказатель­ство,
при котором истинность тезиса
устанавливается путем доказательства
ложности положения, противоре­чащего
тезису (антитезиса).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО — вид
кос­венного доказательства, в котором
при допущении ис­тинности антитезиса
приходят к выводам, противореча­щим
исходным данным или ранее известным
фактам (тео­ремам), что является
основанием для утверждения лож­ности
антитезиса, а, следовательно, истинности
тезиса.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (метод
ис­ключения) — косвенное доказательство,
в котором ис­тинность тезиса
устанавливается путем последовательно­го
доказательства ложности (путем
последовательного исключения из
рассмотрения) всех членов разделитель­ного
суждения, кроме одного, которое и является
тези­сом. Разделительная посылка при
этом должна содер­жать все возможные
альтернативы.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ (КРИТИКА) — аргументация,
которая направлена на установление и
показ необосно­ванности или ложности
некоторого положения.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА — может проводиться
путем приведения примеров, фактов,
противоречащих тезису (опровержение
фактами); путем установления ложности
(или противоречивости) следствий,
вытекаю­щих из тезиса; а также путем
доказательства истинности антитезиса.

КРИТИКА АРГУМЕНТОВ — рассуждение, в ходе
ко­торого показывается ложность или
несостоятельность по­ложений, взятых
в качестве доказательства некоторого
те­зиса. Однако ни ложность, ни
недостаточность аргументов не является
основанием для вывода о ложности тезиса.

КРИТИКА ДЕМОНСТРАЦИИ — рассуждение,
ко­торое указывает на ту или иную
ошибку в структуре до­казательства.
Установление какой-либо ошибки в форме
доказательства не является основанием
для вывода о лож­ности доказываемого
тезиса.

ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
И ОПРОВЕРЖЕНИЯ) — различают три группы
пра­вил:
по отношению к тезису, по отношению к
аргумен­там
и
по отношению к демонстрации.

ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ — 1. Тезис
должен быть логически определенным,
точным и ясным.

2. Тезис должен оставаться неизменным
на всем про­тяжении аргументации или
критики.

ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ — см.
аргументы.

ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОНСТРА­ЦИИ
— все правила, связанные с тем или иным
умозак­лючением, использующимся в
процессе аргументации или критики.

ПАРАЛОГИЗМ — неумышленная, непреднамеренная
логическая ошибка.

СОФИЗМ — умышленная, преднамеренная
логичес­кая ошибка, допущенная с целью
ввести в заблуждение оппонента, обосновать
ложное суждение и т. п.

ПАРАДОКС — в узком смысле — два
противополож­ных утверждения, каждое
из которых является (или ка­жется)
достаточно обоснованным.

Задачи
и упражнения

I. Установите вид и структуру доказательства:

  1. Требуется доказать, что через каждую
    точку пря­мой можно провести
    перпендикулярную ей прямую, и только
    одну.

Допустив, что таких прямых можно провести
хотя бы две, мы приходим к выводу, что
от данной полупрямой в данную полуплоскость
можно отложить два угла с одной и той
же градусной мерой (90°). А это противоречит
ак­сиоме, согласно которой от данной
полупрямой в дан­ную полуплоскость
можно отложить лишь один угол с данной
градусной мерой. Значит, наше предположение
неверно и теорема доказана.

  1. Если треугольник ABC —
    равнобедренный, то он имеет при основании
    равные углы. Действительно, пусть
    треугольник ABC —
    равнобедренный, а АВ — его осно­вание.
    Тогда треугольник CAB равен
    треугольнику СВА, так как сторона СА
    равна стороне СВ, а сторона СВ равна
    стороне СА и угол С — общий. Значит,
    угол А равен углу В. Что и требовалось
    доказать.

  2. Доказательств вины подозреваемого
    вполне доста­точно, — сказал
    следователь. — Судите сами. Во-пер- вых,
    потерпевшая при опознании однозначно
    указала на подозреваемого. Во-вторых,
    подозреваемый был задер­жан при
    попытке продать валюту, которой у него
    рань­ше никогда не было. Это подтверждают
    все знакомые подозреваемого. А в сумочке,
    которую отняли у потер­певшей, была
    немалая сумма в долларах. В-третьих, в
    тот день, когда было совершено ограбление,
    подозревае­мого видели примерно за
    полчаса до этого недалеко от места
    преступления.

  3. Представитель обвинения так построил
    доказатель­ство вины обвиняемого.

Обвиняемый был на месте преступления
— в кварти­ре, где была совершена
кража, имеются следы его обуви.

Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый
выхо­дил из подъезда, в котором живет
потерпевший пример­но в то время,
когда была совершена кража.

Обвиняемый пытался продать некоторые
вещи, при­надлежащие потерпевшему.

Из всего этого следует, что обвиняемый
принимал участие в краже вещей из
квартиры.

  1. «С к о т и н и н: Да коль доказывать, что
    ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу
    Фалалеича. О грамоте никто от него и не
    слыхивал, ни он ни от кого слышать не
    хотел; а какова была головушка!

П р а в д и н: Что ж такое?

Скотинин: Да с ним на роду вот что
случилось. Верхом на борзом иноходце
разбежался он хмельной в каменные
ворота. Мужик был рослый, ворота низки,
за­был наклониться. Как хватит себя
лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к
похвям потылицею, и бодрый конь вынес
его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел
бы знать, есть ли на свете ученый лоб,
который бы от такого тума­ка не
развалился; а дядя, вечная ему память,
протрез- вясь, спросил только, целы ли
ворота?» (Фонвизин
Д. И.
Недоросль).

И. Правильны ли приведенные ниже
доказательства, и если нет, то укажите
характер ошибки:

1. У любого треугольника хотя бы два угла
— ост­рые. Так как, если предположить,
что существует такой треугольник, в
котором острый угол только один или
такового нет вообще, то из этого следует,
что данный треугольник имеет два угла
таких, что каждый из них равен или больше
90°. А это, в свою очередь, означает, что
сумма всех трех углов больше 180°, что
противоречит известному факту, что
сумма углов треугольника равна 180°.
Следовательно, наше предположение
противоречит действительному положению
вещей и тезис можно счи­тать доказанным.

    1. Докажем, что если а = Ь + с, то а = Ь.

Пусть
а
=
Ь +
с, тогда верно, что
(а — Ь) • а =
= (о — 6) •
(Ь + с).
Или:
аа —
ab
=
ab

ЬЬ + ас —
be.
После переноса
ас
в левую часть равенства,
получим, что аа~
ab
ас
=
ab —
ЬЬ
— Ьс.
Вынеся за скобки общий
множи­тель в каждой части равенства,
имеем:
а • (а —
b

с) =
= b ‘ (а — Ь —
с). Разделив обе части на (о — Ь — с),
получаем, что а = Ь.

    1. «Слушай-ка, Гек, дохлые кошки — на что
      они на­добны?

  • Как на что? А бородавки сводить.

  • Разве? Я знаю средство почище.

  • А вот и не знаешь. Какое?

  • Гнилая вода.

  • Гнилая вода? Ничего она не стоит, твоя
    гнилая вода!

  • Ничего не стоит? А ты пробовал?

  • Я-то не пробовал. Но Боб Таннер —
    пробовал.

  • А кто тебе об этом сказал?

  • Он сказал Джеффу Течеру, а Джефф сказал
    Джон­ни Бейкеру, а Джонни сказал Джиму
    Холлису, а Джим сказал Бену Роджерсу,
    а Бен сказал одному негру, а негр сказал
    мне. Вот и знаю» (Твен
    М.
    Приключения Тома Сойера).

    1. «Вот я вам сейчас докажу, что вы должны
      мне вер­нуть их! (Колокола. —
      Б.
      Я.) Я рассуждаю следующим
      образом: всякий колокол колокольный,
      на колокольне колокольствующий,
      колоколя колоколительно, колоко- ление
      вызывает у колокольствующих
      колокольственное. В Париже имеются
      колокола. Что и требовалось дока­зать»
      (Рабле
      Ф.
      Гаргантюа и Пантагрюэль).

    2. Так как этот человек был на месте
      преступления примерно в то время, когда
      оно было совершено, и отпе- чатки его
      пальцев есть на орудии преступления,
      то, зна­чит, он и совершил это
      преступление.

    3. Кражу могли совершить Петраков или
      Глухов, так как в квартире есть их
      отпечатки пальцев. А учитывая, что
      факты подтверждают невиновность
      Петракова, то кражу совершил Глухов.

    4. «Отчего зимою день короткий, а ночь
      длинная, а ле­том наоборот? День зимою
      оттого короткий, что подобно всем
      прочим предметам, видимым и невидимым,
      от холода сжимается, и оттого, что
      солнце рано заходит, а ночь от возжения
      светильников и фонарей расширяется,
      ибо согре­вается» (Чехов
      А. П.
      Письмо к ученому соседу).

    5. «Единообразные законы о браке — хорошие
      законы, поскольку законодательство,
      вносящее единство в нормы о браке,
      снижает количество разводов… А снижает
      оно коли­чество разводов, потому что
      единое брачное законодатель­ство
      стандартизует нормы, относящиеся к
      заключению бра­ка» (Сопер
      Поль Л.
      Основы искусства
      речи).

    6. «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут,
      скажи, пожа­луйста! Каждый праздник
      он в церковь ходит, да придет- то раньше
      всех; посты держит; великим постом и
      чаю не пьет-с. Так-то, голубчик! Не то,
      что ты. А если и обманет кого, так что
      за беда! Не он первый, не он последний;
      чело­век коммерческий. Тем, Антипушка,
      и торговля-то держит­ся. Не помимо
      пословица-то говорится: «Не обмануть
      — не продать»
      {.Островский А. Н.
      Семейная
      картина).

    7. Так как верно, что мышь может сгрызть
      какую- нибудь книгу, а также что «мышь»
      является существи­тельным, то ясно,
      что будет верным и то, что есть такие
      существительные, которые могут сгрызть
      какую-нибудь книгу.

III. Постройте прямое или косвенное
доказательство для каждого из следующих
утверждений:

    1. Если верно
      а
      —>
      b
      и
      а,
      то верно и
      Ь.

    2. Если верно
      а
      л
      Ь,
      то верно и
      a
      v
      Ь.

    3. Произведение трех последовательных
      чисел крат­но 6.

    4. Произведение четырех последовательных
      натураль­ных чисел кратно 24.

    5. Если доказана прямая теорема, то можно
      считать доказанной и обратно-противоположную
      ей теорему:
      -> В) -> (~В -> тА).

    6. Если доказана теорема, обратная данной,
      то можно считать доказанной
      противоположную данной:
      (В -> А) ->
      -> (чЛ -> -1
      В).

    7. а
      л
      Ь
      истинно тогда и только
      тогда, когда ложно 1
      a
      v 1
      Ь.

    8. а -> 6 истинно тогда и только тогда,
      когда ложно с
      л 1 Ь.

    9. Пересечение классов «преступление»,
      «кража» и «кража со взломом» не является
      пустым.

    10. Пересечение классов «обвинитель» и
      «обвиняемый» в каждом конкретном
      случае является пустым.

IV. Установите правильность приведенных
ниже оп­ровержений:

1. «Едва ли на какую-нибудь человеческую
охоту так много и с таким презрением
нападают, как на тихое, не­винное
уженье. Один называет его охотою
празднолюб- цев и лентяев; другой —
забавою стариков и детей; тре­тий —
занятием слабоумных.

…Я хотел сказать несколько слов в защиту
уженья… Начнем сначала: обвинение в
праздности и лени совер­шенно
несправедливо. Настоящий охотник
необходимо должен быть очень бодр и
деятелен; раннее вставанье, часто до
утренней зари, перенесенье полдневного
зноя или сырой и холодной погоды,
неутомимое внимание во время самого
уженья, приискиванье удобных мест, для
чего иногда надо много их перепробовать,
много изъез­дить на лодке: все это
вместе не по вкусу ленивому чело­веку.
Если найдутся лентяи, которые, не имея
настоящей охоты к уженью, а просто не
зная, куда деваться, чем занять себя,
предпочтут сиденье на берегу с удочкой
бе­ганью с ружьем по болотам, то неужели
их можно на­звать охотниками? Чем
виновато уженье, что такие люди к нему
прибегают? Другое обвинение, будто
уженье за­бава детская и стариковская
— также неосновательно: никто в старости
не делался настоящим охотником-рыбо­ловом,
если не был им смолоду. Конечно, дети
почти всегда начинают с уженья, потому
что другие охоты ме­нее доступны их
возрасту; но разве дети в одном уженье
подражают забавам взрослых? Что же
касается до того, что слабый старик или
больной, иногда не владеющий ногами,
может удить, находя в том некоторую
отраду бедному своему существованию,
то в этом состоит одно из важных,
драгоценных преимуществ уженья перед
дру­гими охотами. Остается защитить
охотников до уженья в том, что будто оно
составляет занятие слабоумных или,
попросту сказать, дураков. Но, боже мой,
где же их нет? За какие дела они не
берутся? В каких умных и полез­ных
предприятиях не участвуют? Из этого не
следует, чтобы все остальные люди,
занимающиеся одними и теми же делами с
ними, были тоже глупы» (Аксаков
С. Т.
Записки
об уженье рыбы).

2. «Извиняюсь, — перебил его Швондер, —
вот имен­но по поводу столовой и
смотровой мы и пришли погово­рить.
Общее собрание просит вас добровольно,
в поряд­ке трудовой дисциплины,
отказаться от столовой. Столо­вых нет
ни у кого в Москве.

  • Даже у Айседоры Дункан, — звонко крикнула
    женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось,
вслед­ствие чего его лицо побагровело,
и он не произнес ни одного звука, выжидая,
что будет дальше.

  • И от смотровой также, — продолжал
    Швондер, — смотровую прекрасно можно
    соединить с кабинетом.

  • Угу, — молвил Филипп Филиппович каким-то
    странным голосом, — а где же я должен
    принимать пищу?

  • В спальне, — хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла
несколь­ко сероватый оттенок.

  • В спальне принимать пищу, — заговорил
    он слегка придушенным голосом, — в
    смотровой читать, в прием­ной одеваться,
    оперировать в комнате прислуги, а в
    сто­ловой осматривать. Очень возможно,
    что Айседора Дун­кан так и делает.
    Может быть, она в кабинете обедает, а
    кроликов режет в ванной. Может быть. Но
    я не Айседо­ра Дункан!.. — вдруг рявкнул
    он, и багровость его стала желтой. — Я
    буду обедать в столовой, оперировать
    в операционной! Передайте это общему
    собранию, и по­корнейше вас прошу
    вернуться к вашим делам, а мне предоставить
    возможность принять пищу там, где ее
    при­нимают все нормальные люди, то
    есть в столовой, а не в передней и не в
    детской» (Булгаков
    М.

    Собачье сердце).

    1. «Кражу мог совершить и кто-то другой,
      — сказал задумчиво следователь.

  • Нет, это исключено. Никто другой в
    квартиру не входил, — убежденно возразил
    участковый. — Следов- то никаких других,
    кроме этих нет. Да и соседи никого в
    этот день не видели».

  1. «Вам-то, знаю, легче. Кто про то говорит,
    — согла­сился Бочкин. — А нам вот от
    этих порядков — чистая беда: на заморенных
    не больно прокатишься, протащим­ся
    целый день…

  • Это у меня-то заморенные? — вдруг
    обиделся воз­ница и круто обернул
    тулуп спинищей, молодецки вски­нул
    вожжами, с гиком пустил коней, только
    снег завих­рил, запушил в лицо. — Эй
    вы, черти! Фью, родимые… Ага-а-а… Недалеко
    уж… Ннн-о… соколики!

Мужичка не узнать: словно на гонках,
распалился он над снежной пустынной
степью.

И когда утолил обиду, поудержал
разгорячившихся лошадок, повернул
голову в высоком вороту, глухо за­метил:

  • Вот те и мореные!» (Фурманов
    Д. А.
    Чапаев).

  1. «По-моему, этот треугольник прямоугольный,
    — сказал один из школьников на уроке
    геометрии.

  • Нет, — сказал второй, — этот треугольник
    не мо­жет быть прямоугольным. По
    условию его стороны рав­ны 11, 20 и 25
    см. Если принять за катеты меньшие по
    величине стороны, то сумма их квадратов
    должна была бы быть равна квадрату
    третьей стороны — квадрату гипотенузы.
    Конечно, при том, что мы считаем
    треуголь­ник прямоугольным. Однако
    сумма квадратов 11 и 20 не равна квадрату
    25. Следовательно, треугольник не
    явля­ется прямоугольным.

  1. На математической викторине в одной
    из школ при­сутствовало около сотни
    школьников. Ведущий, предло­жив
    задумать всем участникам викторины
    какое-нибудь двузначное число, высказал
    утверждение, что среди за­думанных
    чисел не будет ни одного одинакового.
    Второй ведущий не согласился с этим
    высказыванием, предло­жив сравнить
    записанные на листочках, которые были
    ему переданы каждым из участников
    викторины, числа.

В это время один из школьников сказал,
что может опровергнуть утверждение
первого ведущего не прибегая к фактической
проверке. «Так как нас здесь более 90
че­ловек, — сказал он, — то и чисел,
записанных на этих листочках, тоже более
90. Но двузначных чисел не мо­жет быть
более 90, это легко установить. Следовательно,
среди чисел, которые написали участники
викторины, обязательно встретятся
одинаковые. По меньшей мере их будет
два».

  1. Инспектор ГАИ, которому было передано
    сообще­ние о дорожно-транспортном
    происшествии, в котором виноват был
    водитель автомобиля «Жигули» синего
    цве­та, имеющего по всей вероятности
    следы от столкнове­ния, остановил
    «Жигули» синего цвета, едущие со
    сто­роны, где произошло ДТП. Автомобиль
    имел вмятину на капоте и разбитую фару.
    Инспектор предъявил водите­лю этой
    автомашины обвинение в нарушении ПДД.
    Во­дитель отверг обвинение на том
    основании, что на месте преступления
    он не был, а разбитая фара и вмятина на
    капоте — это следствие столкновения
    недельной давнос­ти, о чем составлен
    акт, копию которого он предъявил
    инспектору ГАИ.

  2. «Мы — люди, господа присяжные заседатели,
    бу­дем же и судить по-человечески, —
    сказал между прочим защитник. — Прежде,
    чем предстать перед вами, этот человек
    выстрадал шестимесячное предварительное
    за­ключение. В продолжение шести
    месяцев жена была ли­шена горячо
    любимого супруга, глаза детей не высыхали
    от мысли, что около них нет дорогого
    отца! О, если бы вы посмотрели на этих
    детей! Они голодны, потому что их некому
    кормить, они плачут, потому что они
    глубоко несчастны^.. Да поглядите же!
    Они протягивают к вам свои ручонки,
    прося вас возвратить им их отца!..

После такого пассажа, который конечно
же не мог не вызвать трогательных чувств
у присутствующих, адво­кат перешел к
личности обвиняемого, вновь не обраща­ясь
совершенно к каким-либо фактам.

  • Взгляните на его глаза!.. Неужели эти
    кроткие, нежные глаза могут равнодушно
    глядеть на преступле­ние? О, нет! Они,
    эти глаза, плачут! Под этими калмыц­кими
    скулами скрываются тонкие нервы! Под
    этой гру­бой, уродливой грудью бьется
    далеко не преступное серд­це! И вы,
    люди, дерзнете сказать, что он виноват?!»
    (Че­хов
    А. П.
    Случай из судебной
    практики).

  1. «Когда вечерами в клубе Тартарен
    рассказывал о своей охоте на львов, о
    скитаниях по необозримой Саха­ре,
    Костекальд беззвучно посмеивался и
    недоверчиво качал головой.

Костекальд?.. Ведь он же прислал нам
львиные шку­ры, и они висят в клубной
зале!..

  • Ах, ах, ах!.. А вы думаете, в Алжире мало
    скорня­ков?

  • А следы от пуль, эти круглые дыры в
    головах?..

  • Ну и что? Разве во времена охоты за
    фуражками неопытные стрелки не покупали
    у наших шапочников простреленные дробью
    дырявые фуражки?»
    {Доде А.
    Тар­тарен из
    Тараскона).

  1. «Вы сочинили и напечатали в своем умном
    сочи­нении, как сказал мне Герасимов,
    что будто бы на самом величайшем светиле,
    на солнце, есть черные пятнушки. Этого
    не может быть, потому что этого не может
    быть никогда. Как Вы могли видеть на
    солнце пятны, если на солнце нельзя
    глядеть простыми человеческими глазами,
    и для чего на нем пятны, если и без них
    можно обойтиться? Из какого мокрого
    тела сделаны эти самые пятны, если они
    не сгорают?» (Чехов
    А. П.
    Письмо к ученому соседу).

V. Выясните, в чем состоит преднамеренная
ошибка в следующих софизмах:

    1. «Пальто» — слово, и, так как пальто
      греет, то мож­но сделать вывод о том,
      что некоторые слова греют.

    2. Сидящий встал, следовательно, он стоит.
      Значит, сидящий — стоит.

    3. Вор не желает приобрести ничего дурного.
      Приоб­ретение хорошего — дело
      хорошее. Следовательно, вор желает
      хорошего.

    4. «…Скажи мне, есть у тебя пес?

  • Да, и очень злой, — отвечал Ктесипп.

  • А щенята у него есть?

  • Есть, тоже очень злые.

  • Этот пес, значит, им отец?

  • Сам видел, — отвечал Ктесипп, — как он
    покрыл суку.

  • Ну что же, разве это не твой пес?

  • Конечно, мой, — отвечает.

  • Следовательно, будучи отцом, он твой
    отец, так что отцом твоим оказывается
    пес, а ты сам — брат щеня­там» (Платон.
    Евтидем).

5. «В древности был известен софизм
«Эватл». Древ­негреческий софист
Протагор давал уроки Эватлу. Они
договорились, что после первого
выигранного Эватлом судебного процесса
ученик платит своему учителю за обучение.
Но Эватл не провел ни одного судебного
про­цесса, поэтому не платил учителю
за обучение. Протагор сказал, что подаст
на Эватла в суд и Эватл ему заплатит:
если судьи присудят уплатить, то он
обязан будет уп­латить по решению
суда, а если судьи не присудят упла­тить,
то Эватл оплатит свое обучение согласно
договору, так как получится, что он этот
процесс выиграл.

На что Эватл ответил, что он не уплатит
ни в том, ни в другом случаях, ибо если
судьи присудят уплатить, то, значит, он
свой первый процесс проиграл, и не обязан
платить по их договору, а если судьи не
присудят платить, то он не заплатит по
решению суда» (Гетманова
А. Д.
Логика. М., 1986, с. 222).

Занимательные
страницы Интеллектуальная мозаика

«Немецкий физик В. Нернст — автор
третьего начала термодинамики (о
недостижимости абсолютного нуля
тем­пературы) следующим образом
«доказывал», что ему удалось завершить
разработку фундаментальных зако­нов
термодинамики: у первого начала было 3
автора (Майер, Джоуль и Гельмгольц), у
второго — 2 (Карно и Клазиус), а у третьего
— 1 (Нернст); следовательно, число авторов
четвертого начала должно равняться О,
т. е. такого закона просто не может быть»
(Сборник уп­ражнений по логике. Минск,
1977).

Судья: Ваш возраст, мадам?

Свидетельница: Тридцать лет.

Судья: Трудно поверить. А чем Вы можете
это доказать?

Свидетельница: Нет, это Вы попробуйте
доказать, что я Вас обманываю. Только у
Вас все равно ничего не получится.
Церковь, где меня крестили, сгоре­ла
еще сорок лет назад.

Однажды Марка Твена спросили, что он
думает о за­нятиях литературой.

— Литература, — очень опасное занятие,
— ответил Марк Твен. — Обратите внимание:
Шекспир умер, Миль­тон умер, Теннеси
тоже скончался, да и мне что-то
нездо­ровится.

Десять
задач

  1. На столе лежат девять монет. Одна из
    них — фаль­шивая. Докажите, что эту
    монету можно установить с помощью всего
    лишь двух взвешиваний. (Фальшивая монета
    легче настоящих.)

  2. Докажите, что установить фальшивую
    монету из 12 имеющихся при тех же условиях
    можно всего за три взвешивания.

  3. «В некотором царстве правил король.
    Однажды он придумал для своих узников,
    которые по разным причи­нам томились
    в его тюрьме, испытание. Узник должен
    угадать, в какой из двух комнат находится
    принцесса, а в какой — тигр. Если он
    справится с этой задачей, то получает
    свободу и принцессу впридачу.

В один из дней были проведены испытания.
При этом король объявил узнику, что он
должен трижды угадать, в какой из комнат
находится принцесса, а в какой — тигр,
только тогда он будет выпущен на свободу.
В ходе всех трех испытаний в каждой из
комнат будет нахо­диться либо принцесса,
либо тигр, хотя вполне возмож- но, что
сразу в обеих комнатах может обнаружиться
по тигру или там окажутся одни принцессы.

Первое испытание

  • А что, если в обеих комнатах сидят тигры?
    — спро­сил узник. — Что же мне тогда-то
    делать?

  • Считай, не повезло, — ответил король.

  • А если в обеих комнатах окажется по
    красавице? — поинтересовался узник.

  • Считай, подфартило, — сказал король. —
    Уж это ты и сам мог бы сообразить!

  • Ну хорошо, а если в одной комнате
    принцесса, а в другую посадили тигра,
    что тогда? — не успокаивался узник.

  • Вот тут-то уже все зависит от тебя! Не
    так ли?

  • Да откуда же мне знать, где кто? —
    сокрушенно вздохнул узник.

Тут король указал на таблички, прикрепленные
к две­рям каждой из комнат. На них было
написано:

  • А это правда, что здесь написано? —
    спросил узник.

  • На одной — правда, — отвечал король, —
    на дру­гой — нет.

А Вы на месте узника, какую бы дверь
открыли? (Ко­нечно, если предпочитаете
принцессу тигру).

Второе испытание

Итак, первое испытание узник выдержал.
Таблички на дверях сменили, соответственно
были подобраны и обитатели комнат. На
этот раз на табличках можно было прочитать
следующее:

/ N

Тигр сидит

в другой комнате

I

По крайней мере в
одной из этих комнат находится принцесса
Ч

  • Истинны ли утверждения на табличках?
    — спро­сил узник.

  • Может, оба истинны, а может оба ложны,
    — отве­тил ему король.

Какую из комнат следует выбрать узнику?

Третье испытание

Успешно справившись со вторым испытанием,
узник перевел дух и увидел, что таблички
на дверях заменили. Король объявил, что
опять утверждения на обеих таб­личках
одновременно либо истинны, либо ложны.
Над­писи же были вот какие:

Узник успешно разрешил последнюю задачу
и вместе с принцессой отбыл за пределы
этого царства» (Смалли-
анР. М.
Принцесса или тигр? М.,
1985).

4. В вагоне-ресторане поезда Москва —
Одесса оказа­лись москвич, львовянин,
туляк, киевлянин, харьковча­нин и
одессит. Фамилии их начинались буквами
А, Б, В, Г, Д, Е,
и в дальнейшем
выяснилось, что
А
и москвич — врачи;
Д
и львовянин — учителя; а
туляк и
В —
инжене­ры.
Б
и
Е
— ветераны Великой
Отечественной войны. Туляк в армии не
служил вообще. Харьковчанин старше А,
одессит старше
В. Б
и москвич сошли в Киеве,
а В и харьковчанин — в Виннице.

Инспектор Борисов, который тоже ехал
этим же поез­дом, довольно быстро
установил профессию и место жи­тельства
каждого пассажира. А вы?» (Депман
И. Я., Ви- ленкин Н. Я.
За страницами
учебника математики. М., 1989).

  1. Замените буквы цифрами так, чтобы
    результат опе­рации соответствовал
    действительности, учитывая при этом,
    что одинаковые буквы соответствуют
    одинаковым цифрам и каждая из букв
    соответствует какой-либо циф­ре.

+
Р Е Ш И
ЕСЛИ
СИЛЕН

  1. Пятеро мужчин проводили свой отпуск
    вместе с сы­новьями в доме отдыха. За
    время отпуска они достаточ­но близко
    познакомились друг с другом, как и их
    дети. Дети любили читать и обменивались
    книгами. В послед­ний раз случилось
    так, что сын кузнеца взял книгу у
    Кузнецова, а сын плотника — у Поварова.

Как фамилия лесника, если известно, что:

  • сын наследует профессию отца;

  • каждый из пятерых отдыхающих имеет
    фамилию, обозначающую профессию, но ни
    у одного из них фами­лия не совпадает
    с его профессией;

  • сын кузнеца имеет фамилию, совпадающую
    с про­фессией сына Кузнецова, и
    одновременно того, чью кни­гу взял
    Кузнецов-младший;

  • фамилия плотника не Столяров.

  1. Всю неделю на мосту дежурят семеро
    друзей. Каж­дый по одному дню. Известно,
    что Алексей дежурит сра­зу же после
    Степана. Владимир дежурит через два
    дня после того, который предшествует
    дежурству Михаила. Геннадий дежурит
    двумя днями раньше Петра. В четверг
    дежурит Иван. День его дежурства
    оказывается ровно посередине между
    днями дежурства Геннадия и Степана.

Установите график дежурства друзей.

  1. «Два города
    (А и Б)
    находятся неподалеку
    друг от друга. Все жители города
    А
    говорят только правду, а
    все жители города
    Б
    всегда лгут. Жители этих
    городов часто бывают друг у друга, так
    что в каждый момент в каждом городе
    могут быть жители обоих городов
    одновременно. Какой вопрос (только
    один!) следует задать первому
    встре­тившемуся прохожему, чтобы
    установить, в каком из горо­дов ты
    находишься?»
    (Депман И. Я., Виленкин Н. Я.
    За
    страницами учебника математики).

  2. Жили в древней Греции четыре молодые
    девушки — Альфа, Бета, Гамма и Омега.
    Они готовились стать прорицательницами
    и часто практиковались в предсказа­ниях.
    Однажды Альфа предсказала, что Бета
    никогда не станет танцовщицей; Бета
    предсказала, что Гамма станет
    прорицательницей; Гамма, в свою очередь,
    обещала, что Омега никогда не будет
    арфисткой; Омега же убеждала всех, что
    она непременно выйдет замуж за
    Артаксеркса. Лишь одно из всех предсказаний
    сбылось. Это было пред­сказание той,
    которая и стала единственной из всех
    че­тырех прорицательницей. Оставшимся
    же троим жизнь уготовила другую судьбу:
    одна из них стала танцовщи­цей, другая
    — арфисткой, а третья не приобрела
    ника­кой профессии, оставшись
    домохозяйкой.

Кто же кем из них стал, и вышла ли Омега
замуж за Артаксеркса? (Наука и жизнь.
1974. № 4).

  1. Пятеро ребят
    (А, Б, В, Г и Д
    ) сели в кружок и
    затеяли игру. Каждому из них одели на
    голову либо бе­лый, либо черный берет.
    Каждый из них видит, какой берет на
    голове у каждого из четверых, но не
    видит свое­го. Каждый из тех, у кого
    белый берет, говорит всегда правду, а
    те, у кого берет черный, — всегда лгут.

Вот их высказывания:

    1. Я
      вижу три белых берета и один черный.

Б.
Я
вижу четыре черных берета.

    1. Я
      вижу один белый берет и три черных.

Д.
Я
вижу четыре белых берета.

Попытайтесь определить, какой берет у
каждого из ребят.

Задачи-шутки

1. Пробивавшийся из квартиры
А
запах газа привлек внимание
соседа, который и вызвал по телефону
мили­цию. Прибывшие на место происшествия
инспектор Бо­рисов и сержант милиции
Окунев установили, что
А
еще жив. Его отправили в
больницу.

При осмотре места происшествия в прихожей
была обнаружена перчатка, лежащая на
стуле, которая явно не принадлежала
хозяину. Его перчатки лежали здесь же
в прихожей, на полке и их размер был
значительно больше, чем эта «одинокая»
перчатка.

  • Убийца допустил промашку, — констатировал
    ин­спектор.

  • Этот тип пробрался сюда, чтобы открыть
    газ, а потом впопыхах забыл перчатку,
    — рассуждал вслух сержант Окунев. —
    Возможно, он вернется за ней, что­бы
    замести следы.

Детективы выключили в квартире свет и
приготови­лись к появлению «гостя».
Действительно, примерно че­рез двадцать
минут скрипнула входная дверь, и кто-то
тихо вошел в прихожую. Чиркнула спичка…

  • Руки вверх! — произнес инспектор.

Сержант включил свет и обратился к
вошедшему:

  • Вы пришли за своей перчаткой, не так
    ли?

Незнакомец не стал этого отрицать, но
решительно

отверг обвинение в том, что он покушался
на жизнь
А.

  • Этот ночной визит действительно крайне
    подозри­телен, но я думаю, что этот
    человек не покушался на жизнь
    А, —
    сказал инспектор Борисов.

Почему инспектор пришел к такому выводу?

  1. «Альберт сказал:

  • У Фимстера больше тысячи книг.

  • Нет, — возразил Джордж, — книг у него
    меньше.

  • Одна-то книга у него наверняка есть, —
    сказала Генриетта.

Если истинно одно и только одно из этих
утвержде­ний, то сколько же книг у
Фимстера?» (Гарднер
М. Кре­стики-нолики. М., 1988).

  1. «Мадемуазель Рембо очень любит домашних
    жи­вотных. Все ее животные, кроме
    двух, — собаки. Все, кроме двух, — кошки.
    Все, кроме двух, — попугаи. А больше у
    нее никого и нет. Сколько и каких
    животных у мадемуазель Рембо?» (Савин
    А. П.
    Математические ми­ниатюры.
    М., 1991).

кроссворды

По горизонтали.
2. Дышит, растет, а ходить не может. 4.
Чисто, да не вода, клейко, да не смола,
бело, да не снег, сладко, да не мед. От
рогатого берут и живулькам дают. 6. Одну
меня не едят, а без меня мало едят. 7.
Маленькая головка на пальце сидит,
сотнями глаз во все стороны глядит. 11.
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.
Что схва­тит, отдает, сам в угол идет.
12. Он без рук, он без ног из земли про­биться
смог. Нас он летом в самый зной ледяной
поит водой. 15. В брюхе — баня, в носу
решето, на голове — пупок, всего одна
рука и та — на спине. 16. Из меня берут
порою реки свой исток. А в руках твоих
открою я любой замок. 18. Из-за тебя бью
себя, из-за себя бьк? тебя — прольется
кровь моя. 19. С ушами, а не слышит. 20.
Щука-вертуха хвостом вильнула — все
леса пали, горами стали. 21. Висит в
прихо­жей на грабли похожа. 23. Он в
походе очень нужен. Он с кострами очень
дружен. Можно в нем уху сварить, чай
душистый заварить. 24. Что на сковороду
наливают, да вчетверо сгибают?

По вертикали. 1.
Ствол этот не простой: хоть длинный, но
пустой. 3. Если я пустой бываю, про тебя
я забываю. Но когда несу еду, мимо рта
не пронесу. 4. Тит на работу вышел, каждый
услышал. Сам он худ, голова с пуд, как
ударит — крепко стянет. 5. Вострушка —
вертушка уперлась в винт ногой — потерял
болтун покой. 8. Пять чуланов, одна дверь.
9. Я —музыкальный звук, в октаве я —
второй. 10. Этот камен-

ный круг —
инструментам лучший друг. Взвихрит
искры под собою, острым сделает тупое.
13. Серое сукно тянется в окно, вьется,
извивает­ся, в небо устремляется. 14.
Дети в них всегда играют, убирать их
забывают. 17. На земле он всех умней,
потому и всех сильней. 22. Длинное ухо,
комочек пуха. Прыгает ловко, грызет
морковку.

(Сост.
Л. Полякова)

12

По гopизoнfaли. 2.
Форма мышления. 5. Логическая операция
с понятиями. 7. Термин суждения. 8. Наука
о мышлении. 10. Дихотомия. 13. Логическая
операция, обратная S. 14.
Утка в море, хвост на заборе.

По вертикали. 1.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява,
а не голова. 3. Форма мышления, с помощью
которой получают новое зна­ние. 4. Под
вражеским обстрелом стоят солдаты
смело. А если их со­бьют, они опять
встают, б. Захочу, так поклонюсь, а
поленюсь, так повалюсь. 9. Она приходит
с ласкою и со своею сказкою. Волшебной
палочкой взмахнет, в лесу подснежник
расцветет. 10. Нам и в дождь и в зной
поможет друг, зеленый и хороший —
протянет нам десятки рук и тысячи
ладошек. 11. Топили, сушили, колотили,
рвали; крутили, ткали, на стол клали. 12.
Голова огнем пылает, тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу: лампы нет, а я
свечу.

(Сост.
Ю. Черепанова.)

Расследование
ведет инспектор Варнике

Конец одноглазого Эдди

Много раз привлекавшийся к суду Эдди
Броц по клич­ке «Одноглазый» ночью
был задержан за очередное на­рушение
порядка. На следующее утро в этом же
городе в прихожей собственной квартиры
был обнаружен труп вдовы Н. Судебной
экспертизой было установлено, что смерть
последовала от удушения. Инспектор
Варнике вызвал на допрос одноглазого
Эдди, который заявил, что действительно
накануне вечером он побывал у некото­рых
своих «клиентов». На вопрос инспектора,
принад­лежала ли к числу его «клиентов»
вдова Н, Эдди за­явил, что смерть вдовы
к нему никакого отношения не имеет.
Тогда инспектор спросил его, откуда он
знает о смерти вдовы. Эдди ответил, что,
проходя мимо ее дома, заглянул в замочную
скважину и увидел ее лежащей на полу.
Он позвонил, но на звонок никто не вышел.
После осмотра квартиры вдовы инспектор
приказал арестовать Эдди по подозрению
в убийстве.

Каким образом инспектор установил, что
Эдди лгал?

В логике, философии и пр. науках, изучающих познание логическая уловка (англ. logical fallacy) — заведомо ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учёта психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.

Содержание

  • 1 Виды логических ошибок
    • 1.1 Эквивокация
    • 1.2 Подмена слов, тезиса
    • 1.3 Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
    • 1.4 Мнимая логическая связь
    • 1.5 После не значит «вследствие»
    • 1.6 Приписывание неделанных утверждений
  • 2 См. также
  • 3 Ссылки

Виды логических ошибок

Эквивокация

Эквивокация — ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Основана на омонимии (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — свойстве языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой; напр., слово лук -растение и лук-ручное оружие. Аналогичным термином является Полисемия.

Сообщение об этой логической уловке можно выразить русской поговоркой «Федот, да не тот».

Имеется специальная Категория:Многозначные термины

Подмена слов, тезиса

Подмена Тезиса — (лат. ignoratio elenchi) — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

Логическая уловка отражена в русской поговорке «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму».

Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений

Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания» (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.

Обычно подобные лже-аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известо, что…», дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.

Мнимая логическая связь

Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдаётся за истинную.

Логическая уловка выражена русской поговоркой: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька»

После не значит «вследствие»

Логическая уловка, при которой отождествляется хронологическая, временная связь с причинно-следственной.

Приписывание неделанных утверждений

Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой, утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые, якобы вытекают из её предыдущих утверждений.

См. также

  • Софизм
  • Список парадоксов
  • Проблема курицы и яйца
  • Сепульки
  • Омоним
  • Полисемия
  • Синонимы
  • Полемика
  • Риторика
  • Прокруст
  • Мышление
  • Некритичность
  • Догматизм

Ссылки

  • Теория Аргументации
  • Аристотель. Первая аналитика

Wikimedia Foundation.
2010.

Логические ошибки что это такое и как с ними бороться

Оглавление

Логическая ошибка — это модель рассуждений, которая содержит изъян либо в своей логической структуре, либо в предпосылках.

Логические ошибки — это вводящие в заблуждение или ложные аргументы, которые могут казаться более сильными, чем они есть на самом деле, из-за психологического убеждения, но опровергаются рассуждениями и дальнейшими исследованиями.

Примером является ложная дилемма, которая является логической ошибкой, которая возникает, когда ограниченное количество вариантов ошибочно представлено как взаимоисключающие друг друга или как единственные существующие варианты в ситуации, когда это не так. Например, ложная дилемма возникает в ситуации, когда кто-то говорит, что мы должны выбирать между вариантами A или B, и не упоминает о том, что вариант C также существует.

Заблуждения в их различных формах играют важную роль в том, как люди думают, как они общаются друг с другом, какие эмоции они испытывают (неуместные или уместные), поэтому важно их понимать. Таким образом, эта статья служит вводным руководством к логическим ошибкам, которое поможет вам понять, что такое логические ошибки, какие они бывают и что вы можете сделать, чтобы успешно им противостоять.

I. Примеры логических ошибок

Одним из примеров логической ошибки является апелляция к личности, которая возникает, когда кто-то напрямую атакует источник аргумента, не обращаясь к самому аргументу. Например, если человек высказывает обоснованную критику компании, в которой он работает, кто-то, использующий апелляцию к личности, может ответить, просто сказав ему, что если ему не нравится, как организована работа, то это его проблема, и ему стоит просто уволиться.

Другой пример логической ошибки — это провокационный вопрос, который возникает, когда кто-то задает вопрос таким образом, что он содержит непроверенное предположение, с которым опрашиваемый, скорее всего, не согласится. Пример провокационного вопроса следующий:

«Сможете ли вы выполнить эту задачу за меня, или вы слишком заняты бездельничанием?»

Этот вопрос ошибочен, потому что он имеет в своей основе неверную гипотезу и, в частности, потому что он предполагает, что если опрашиваемый говорит, что он не может выполнить задачу, то это должно быть потому, что он слишком занят бездельничанием.

Наконец, еще одним примером логической ошибки является аргумент, основанный на недоверии, который возникает, когда кто-то приходит к выводу, что, поскольку не получается поверить в то, что определенное понятие истинно, оно должно быть ложно, и наоборот. Например, это заблуждение демонстрируется в следующем высказывании:

«Я просто не могу поверить, что эти статистические данные верны, а это значит, что они ложные».

В этом случае рассуждения говорящего ошибочны, потому что его гипотеза неверна, и в частности ошибочно его предположение о том, что если он не может поверить в достоверность показанной ему статистики, то это должно означать, что статистика ложна.

II. Формальные и неформальные логические ошибки

Есть два основных типа логических ошибок:

  • Формальные ошибки. Формальные ошибки — это аргументы, которые имеют недопустимую структуру, форму или контекстные ошибки, т.е. они возникают, когда в логической структуре аргумента имеется изъян, который делает аргумент недействительным и, следовательно, также несостоятельным. Например, формальная ошибка может возникнуть из-за того, что вывод аргумента не основан на его предпосылках.
  • Неформальные ошибки. Неформальная логическая ошибка возникает, когда в предпосылках аргумента имеется изъян, который делает аргумент несостоятельным, даже если он все еще может быть верным. Например, неформальная ошибка может возникнуть из-за того, что предпосылки аргумента ложны или потому, что они не имеют отношения к обсуждаемому вопросу.

Следовательно, есть два основных различия между формальными и неформальными логическими ошибками. Во-первых, формальные ошибки содержат изъян в своей логической структуре, в то время как неформальные ошибки содержат изъян в своих предпосылках. Во-вторых, формальные ошибки — это неверные модели рассуждений (и, следовательно, также и необоснованные), в то время как неформальные ошибки являются ненадежными моделями рассуждений, но все же могут быть действительными.

Например, следующее является примером формальной ошибки:

Предпосылка 1: Если идет дождь, то небо будет облачным.

Предпосылка 2: Небо облачно.

Вывод: Идет дождь.

Хотя обе предпосылки в этом примере верны, аргумент неверен, поскольку в его логической структуре есть изъян.

В частности, предпосылка 1 говорит нам, что если идет дождь, то небо будет облачным, но это не означает, что если небо облачно (что мы знаем, исходя из предпосылки 2), то обязательно идет дождь. То есть небо может быть облачным без дождя, поэтому мы не можем прийти к выводу, указанному в аргументе, и вот почему этот аргумент недействителен, несмотря на то, что его предпосылки верны.

С другой стороны, следующее является примером неформальной ошибки:

Предпосылка 1: Метеоролог сказал, что на следующей неделе будет дождь.

Предпосылка 2: Метеоролог всегда прав.

Вывод: На следующей неделе будет дождь.

Здесь верно действует логическая структура аргумента. В частности, поскольку предпосылка 1 говорит нам, что метеоролог сказал, что на следующей неделе будет дождь, а предпосылка 2 говорит нам, что метеоролог всегда прав, то, основываясь на том, что мы знаем (т.е. на этих предпосылках), мы можем логически заключить, что на следующей неделе будет дождь.

Однако есть проблема с этой цепочкой рассуждений, поскольку наше предположение о том, что метеоролог всегда прав (предпосылка 2), неверно. Таким образом, даже при том, что логическая структура аргумента действительна, использование ошибочной предпосылки означает, что общий аргумент является несостоятельным.

В заключение можно сказать, что здравый аргумент — это аргумент, имеющий действительную логическую структуру и верные предпосылки. Формальная логическая ошибка означает, что аргумент недействителен из-за ошибки в его логической структуре, что также означает, что он необоснован. Неформальная логическая ошибка означает, что аргумент необоснован из-за некорректных моментов в его предпосылках, даже если он имеет допустимую логическую структуру.

Если вы хотели бы проследить у себя формирование логических ошибок, попробуйте вести дневник эмоций и мыслей. Он позволит структурированно отобразить мысли, которые могут привести или привели к появлению логической ошибки в ваших суждениях.

III. Пример формальной логической ошибки

Как мы видели выше, формальная ошибка возникает, когда возникает проблема с логической структурой аргумента, которая делает аргумент недействительным.

Примером формальной логической ошибки является ошибка о человеке в маске, которая совершается, когда кто-то предполагает, что если два или более названий или описаний относятся к одному и тому же предмету, то они могут быть свободно заменены друг другом в ситуации, когда это не так. Например:

Предпосылка 1: Жители Метрополиса знают, что Супермен спас их город.

Предпосылка 2: Кларк Кент — Супермен.

Вывод: Жители Метрополиса знают, что Кларк Кент спас их город.

Этот аргумент неверен, потому что, хотя Супермен на самом деле является Кларком Кентом, жители Метрополиса не обязательно знают истинную личность Супермена и, следовательно, не обязательно знают, что Кларк Кент спас их город. Таким образом, даже если обе посылки аргумента верны, в логической структуре аргумента есть изъян, который делает его недействительным.

IV. Пример неформальной логической ошибки

Как мы видели выше, неформальная ошибка возникает, когда в предпосылках аргумента имеется изъян, который делает аргумент необоснованным.

Примером неформальной логической ошибки является апелляция к личности, которая возникает, когда человек искажает аргумент своего оппонента, чтобы облегчить себе атаку. Например:

Юрий: Думаю, нам нужно увеличить бюджет на образование.

Антон: Я не согласен, потому что, если мы потратим весь бюджет на образование, не останется денег на другие важные вещи.

Здесь аргумент Антона действителен с формальной, логической точки зрения: если мы потратим весь бюджет на образование, не останется ничего, что можно было бы тратить на другие вещи.

Однако рассуждения Антона, тем не менее, ошибочны, потому что его аргумент содержит ложную, неявную предпосылку, а именно предположение о том, что, когда Юрий предлагает увеличить бюджет на образование, он имеет в виду, что весь бюджет должен быть направлен на образование. Таким образом, аргумент Антона необоснован и помимо этого несет в себе эмоциональное убеждение, потому что он основан на ошибочных предпосылках и опровергает несущественный аргумент, который его оппонент не пытался выдвинуть.

V. Ошибочные методы, которые не являются логическими ошибками

Термин «ошибочный» имеет два основных значения:

  • Содержащий логическое заблуждение.
  • Отражающий склонность обманывать или вводить в заблуждение.

Соответственно, некоторые вводящие в заблуждение риторические приемы и модели рассуждений можно охарактеризовать как «ошибочные», даже если они не содержат логической ошибки.

Например, галоп Гиша — это ошибочная техника дебатов, которая включает в себя попытку сокрушить оппонента, приводя как можно больше аргументов, не обращая внимания на уместность, обоснованность или точность этих аргументов. Хотя у галопа Гиша могут быть некоторые аргументы, содержащие логические заблуждения, сама техника не является отдельным аргументом и поэтому не считается логическим заблуждением. Однако, поскольку его общая модель аргументации вращается вокруг намерения обмануть и вызвать у оппонента как можно больше автоматических мыслей, этот метод считается ошибочным.

В связи с этим обратите внимание, что логические ошибки, как правило, включают форму рассуждений, которая не только логически неверна или в некотором роде необоснованна, но также вводит в заблуждение.

Однако важно помнить, что заблуждения и другие ошибочные методы не всегда используются с намерением ввести других в заблуждение. Скорее, люди часто непреднамеренно используют ошибочные аргументы, как когда они разговаривают с другими людьми, так и когда они проводят свой собственный внутренний процесс рассуждений, потому что тот факт, что такие аргументы вводят в заблуждение, может привести к тому, что те, кто их использует, не заметят, что они в первую очередь ошибочны.

Логические ошибки — это не просто фактические заблуждения

Важно отметить, что логические ошибки — это заблуждения в рассуждениях, а не простые фактические ошибки.

Например, хотя утверждение «люди — это птицы» ошибочно, то это потому, что оно содержит простую фактическую ошибку, а не логическую ошибку. Напротив, аргумент «у людей есть глаза, и у птиц тоже есть глаза, следовательно, люди — это птицы» содержит логическое заблуждение, поскольку в его логической структуре есть изъян, который делает его недействительным.

VI. Как противостоять логическим ошибкам

Чтобы противостоять использованию логической ошибки, вам следует сначала выявить изъян в рассуждениях, который в них содержится, а затем указать на него и объяснить, в чем проблема, или представить сильный аргумент, который неявно противодействует ошибке.

Например, рассмотрим ситуацию, когда кто-то обращается к природе, что является неформальной логической ошибкой, связанной с утверждением, что что-то хорошо, потому что считается «естественным», или плохо, потому что считается «неестественным».

Как только вы определили использование заблуждения, вы можете противостоять ему, объяснив, почему его предпосылки ошибочны. Для этого вы можете привести примеры, демонстрирующие, что «естественные» вещи могут быть плохими, а «неестественные» — хорошими, или вы можете привести примеры, иллюстрирующие проблему, пытаясь определить в первую очередь, что на самом деле означают термины «естественное» и «неестественное».

Алгоритм этого подхода состоит в том, что вы сначала определяете использование логической ошибки, а затем либо объясняете, в чем проблема, либо приводите веские контраргументы, которых в основном и придерживаются, независимо от того, какое заблуждение используется. Однако существует некоторая вариативность в том, как вы реализуете этот алгоритм, когда речь идет о разных заблуждениях и разных обстоятельствах, и подход, который будет хорошо работать в одной ситуации, может потерпеть неудачу в другой.

Например, в то время как определенный подход может хорошо работать, когда дело доходит до разрешения формальной ошибки, которую вы непреднамеренно использовали в своем процессе рассуждений, тот же подход может оказаться неэффективным, когда дело доходит до противодействия неформальной ошибке, которую кто-то намеренно использовал в риторических целях.

Наконец, также важно иметь в виду, что иногда при ответе на использование ошибочных рассуждений критика логики, лежащей в основе размышлений вашего оппонента и выявление ее недостатков может не сработать. Это происходит потому, что на практике человеческие взаимодействия и дискуссии очень сложны и включают в себя нечто большее, чем просто обмен логически обоснованными аргументами друг с другом.

Соответственно, вам следует принять тот факт, что в некоторых случаях лучший способ реагировать на логическую ошибку на практике — это не обязательно правильно рассматривать её с логической точки зрения. Например, лучшим вариантом может быть изменение исходного аргумента, что поможет противостоять ошибочным рассуждениям без явного рассмотрения того факта, что они ошибочны. Также лучшим вариантом может быть полный отказ от использования этого ошибочного аргумента.

Если вы не уверены в том, что можете самостоятельно справиться с вышеописанной задачей или знаете, что этого будет недостаточно, то стоит обратиться к психологу онлайн.

VII. Учитывайте непреднамеренное использование заблуждений

Когда вы противостоите ошибкам, которые используют другие люди, важно не делать поспешных выводов и помнить, что не каждое использование логической ошибки является преднамеренным, и действовать нужно соответственно, поскольку учет этого факта может помочь вам сформулировать более эффективный ответ.

В этой связи полезно иметь в виду бритву Хэнлона, представляющую собой философский принцип, который предполагает, что когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, то вам следует избегать предположений, что они действовали из намеренного желания причинить вред, пока существует другое правдоподобное объяснение их поведения. В этом контексте бритва Хэнлона означает, что если вы заметили, что кто-то использует логическую ошибку, то вам следует избегать предположений, что он делает это намеренно, если это разумно. Выводы иного характера могут означать, что вы попали в ловушку фундаментальной ошибки атрибуции.

Кроме того, важно помнить, что вы тоже можете непреднамеренно демонстрировать логические ошибки в своем мышлении и в общении с другими. Чтобы выявить случаи, в которых вы это делаете, попытайтесь изучить свои аргументы и посмотреть, можете ли вы выявить какие-либо недостатки либо в том, как структурированы ваши аргументы, либо в предпосылках, на которые вы полагаетесь, чтобы выдвигать эти аргументы. Затем соответствующим образом скорректируйте свои рассуждения, чтобы исправить эти недостатки.

VIII. Убедитесь, что аргумент ошибочен, прежде чем опровергать его

Прежде чем возражать против аргумента, который, по вашему мнению, является ошибочным, вам следует в меру своих возможностей убедиться, что он действительно ошибочен, а ваши сомнения не являются плодом навязчивой мысли.

Есть разные способы сделать это, в том числе замедлить свой собственный процесс рассуждений, чтобы вы могли правильно обдумать аргумент, или попросить человека, предложившего аргумент, прояснить свою позицию.

Обращение к другому человеку с просьбой разъяснить его позицию в целом очень полезен, поскольку помогает продемонстрировать, что вы действительно заинтересованы в том, что другой человек хочет сказать. Кроме того, в случаях, когда обсуждаемый аргумент оказывается ошибочным, этот подход часто может помочь выявить проблемы, связанные с ним, а также может помочь другому человеку понять эти недостатки тем образом, которого вы не всегда сможете добиться, указав на них самостоятельно.

Наконец, обратите внимание, что полезный инструмент, о котором следует помнить в этом отношении, — это принцип доверия, который представляет собой философский принцип, который означает, что при интерпретации чьего-либо утверждения вам следует исходить из того, что наилучшей возможной интерпретацией этого утверждения является та, которую имел в виду говорящий. В этом контексте принцип доверия означает, что вам не следует приписывать аргументам людей ложь, логические ошибки или иррациональность, когда существует правдоподобная и рациональная альтернатива.

IX. Помните, что если аргумент ошибочен, это не означает, что его вывод ложен

Важно помнить, что даже если аргумент ошибочен, он все равно может привести к верному выводу. Предположение, что только потому, что аргумент ошибочен, его вывод обязательно должен быть ложным, является логической ошибкой само по себе, которая известна как аргумент от заблуждения.

Например, рассмотрим следующий пример формальной логической ошибки (которую мы видели ранее и которая известна как подтверждение следствия):

Предпосылка 1: Если идет дождь, то небо будет облачным.

Предпосылка 2: Небо облачно.

Вывод: Идет дождь.

Этот аргумент логически ошибочен, поскольку мы не можем быть уверены, что его вывод верен на основании имеющихся у нас предпосылок (поскольку возможно, что небо облачно, но в то же время не идет дождь). Однако, даже если сам аргумент ошибочен, это не означает, что его вывод обязательно ложный. Скорее всего, вывод верен и сейчас идет дождь; мы просто не можем сделать вывод, основываясь на данных предпосылках.

То же самое происходит и с неформальными ошибками. Например, рассмотрим следующий аргумент:

Юрий: Удивительно, насколько точен этот личностный тест, который я прошел.

Антон: Нет, это полная чушь.

Здесь Антон использует так называемое обращение к камню, что является логической ошибкой, которая возникает, когда человек отвергает аргумент своего оппонента как абсурдный, фактически не взаимодействуя с ним или не предоставляя достаточных доказательств, чтобы подтвердить его абсурдность. Однако, даже если аргумент Антона ошибочен, это не означает, что его вывод неверен; возможно, что рассматриваемый личностный тест действительно является чепухой, мы просто не можем сказать, так ли это, на основании одного только этого аргумента.

В целом, важно понимать, что аргумент может быть ошибочным и все же содержать фактический верный вывод. Предположение об обратном неверно, поэтому не следует сбрасывать со счетов выводы людей просто потому, что аргумент, который они использовали для этих выводов, содержит логическую ошибку.

X. Разница между логическими ошибками и когнитивными искажениями

Хотя логические ошибки и когнитивные искажения кажутся похожими друг на друга, это два разных явления. В частности, в то время как логические ошибки представляют собой неверные модели аргументации и, следовательно, являются философской концепцией, когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в познании и, следовательно, являются психологической концепцией.

Когнитивные искажения часто возникают на более базовом уровне мышления, особенно когда они коренятся в интуиции людей и могут привести к использованию различных логических ошибок.

Например, аргумент к новизне — это логическая ошибка, которая возникает, когда что-то считается либо хорошим, либо лучше, чем что-то еще просто потому, что это воспринимается как новое и оригинальное.

В некоторых случаях люди могут использовать это заблуждение из-за когнитивной предвзятости, заставляющей их инстинктивно отдавать предпочтение вещам, которые они воспринимают как более новые. Однако люди могут испытать это инстинктивное предпочтение новых вещей, не демонстрируя аргумент к новизне, в тех случаях, когда они признают это предпочтение и должным образом его учитывают. Более того, люди могут использовать утверждения, основанные на аргументе к новизне, даже если они не испытывают этого инстинктивного предпочтения и даже если они не верят в то, что говорят.

В заключение можно сказать, что основное различие между логическими ошибками и когнитивными искажениями состоит в том, что логические ошибки — это философское понятие, имеющее отношение к аргументации, а когнитивные искажения — это психологическое понятие, имеющее отношение к познанию. В некоторых случаях существует связь между когнитивными искажениями и определенными логическими ошибками, но существует много вариантов ситуаций, когда одно появляется полностью без другого.

Более подробно разобраться в этой и других связанных темах поможет психолог КПТ, чья задача и заключается в том, чтобы указать вам в верном направление в тех вопросах, где вы не можете самостоятельно найти выход.

XI. Заключение и выводы

  • Логическая ошибка — это модель рассуждений, содержащая изъян либо в своей логической структуре, либо в предпосылках.
  • Чтобы противостоять использованию логической ошибки, вам следует сначала выявить недостаток в рассуждениях, которые она содержит, а затем указать на нее и объяснить, в чем заключается проблема, или предоставить сильный противоположный аргумент, который неявно противодействует ей.
  • Обратите внимание, что существует некоторая вариативность в том, как вам следует противостоять различным ошибкам в разных обстоятельствах, и подход, который будет хорошо работать в одной ситуации, может потерпеть неудачу в другой.
  • Отвечая на использование логической ошибки, важно убедиться, что это действительно ошибка, помнить, что использование ошибки может быть преднамеренным, и иметь в виду, что только потому, что аргумент ошибочен, мы не можем заключить, что его вывод обязательно неверен.
  • Некоторые риторические приемы и модели рассуждений можно охарактеризовать как «ошибочные», даже если они не содержат логической ошибки, так как они используются с намерением обмануть или ввести в заблуждение слушателей.

Подписывайся в ВК и Telegram →

0
0
голоса

Рейтинг статьи

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Лариса

Очень понравилась. Четко, понятно. Сразу много ответов на много вопросов. спасибо большое. Очень содержательно!

Логические ошибки

Предмет
Логика

Разместил

🤓 mixajlova-darya-mikhaylova-1960

👍 Проверено Автор24

результат нарушения каких-либо законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм.

Научные статьи на тему «Логические ошибки»

Логика исправления

Логические ошибки

Определение 1

Логика исправления – это научно обоснованный подход к коррекции…
В ходе рассуждения при нарушении логических правил могут возникать логические ошибки….
Определение 2

Под логической ошибкой понимают ошибку, связанную с нарушением логической правильности…
В трудах схоластов логические ошибки были описаны весьма подробно….
логике:

логические ошибки в умозаключениях.

Автор24

Статья от экспертов

Парадокс близнецов как логическая ошибка

В статье рассмотрены сложившиеся подходы к рассмотрению парадокса близнецов. Показано: хотя формулировка этого парадокса связана со специальной теорией относительности, но к большинству попыток его объяснения привлекается общая теория относительности, что не является методологически корректным. Автор обосновывает положение о том, что сама формулировка «парадокса близнецов» изначально некорректна, ибо описывает событие, невозможное в рамках специальной теории относительности.

Логические правила и ошибки в доказательстве

Общая характеристика доказательства

Определение 1

Логические правила и ошибки в доказательстве…
Доказательство служит логической основой аргументации….
Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику…
Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно….
Все логические ошибки можно разделить на две категории:

паралогизмы – непредумышленные,
софизмы – допущенные

Автор24

Статья от экспертов

Логические ошибки в дедуктивных умозаключениях

В работе рассматриваются логические ошибки при построении дилемм и разделительно-категорических силлогизмов. Рассматривая известный спор Протагора с Эватлом, автор вскрывает логическую ошибку при построении двух «зеркальных» сложных дилемм. На примерах из современной научно-публицистической литературы показывается неадекватность вывода, как следствие логических ошибок дедуктивних умозаключений.

Еще термины по предмету «Логика»

Равнообъёмные понятия

то же, что и тождественные понятия.

Сложный вопрос

вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.

Указание

[лат. locatio] – один из приёмов ознакомления с предметами непосредственного восприятия, когда определение понятия невозможно или не требуется. Например, желая ознакомить учеников с цветом какого-либо минерала, учитель химии указывает на цвет данного куска минерала. Или, допустим, требуется определить понятие «тенор». Мы не специалисты в музыке и затрудняемся дать определение, но практически, на слух мы хорошо знаем, что такое тенор. В этом случае мы не определяем понятие, а просто указываем на человека, обладающего таким голосом. Указание способствует формированию правильных представлений о предметах и явлениях материального мира, но не является определением понятия.

  • Логическая ошибка

  • Ошибка логическая

  • Ошибки логические (паралогизмы)

  • Логическая ошибка «После этого – Значит Вследствие этого»

  • Ошибка

  • Логический гидроклапан (Логический пневмоклапан)

  • Логическая реализуемость

  • Логическая схема

  • Логические зависимости

  • Логический тип

  • Логическая непротиворечивость

  • Логическое моделирование

  • Логический метод

  • Контроль логический

  • Логический контроль

  • Логическая регрессия

  • Диверсия логическая

  • Логическая взаимосвязь

  • Логическая операция

  • Логическая связь

Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
    карточек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неумение признавать свои ошибки это
  • Неустранимая ошибка в каталоге преобразовать папку в файл
  • Неумение признавать свои ошибки как называется
  • Неустранимая ошибка tls произошла ошибка рукопожатия thunderbird kaspersky
  • Неукрытый от солнца где ошибка