Нету ошибка речевая или грамматическая

Многих интересует, когда уместно употребление слов «не́ту» или «нет». Вопрос не праздный, несмотря на кажущуюся очевидность ответа.

Русский язык многогранен. Применение разных слов в зависимости от ситуации только обогащает речь.

Есть ли слово «нету» в русском языке

Такая конструкция существует, несмотря на возражения крикунов за чистоту лексики. И имеет вполне определенное значение. И в словарях присутствует, хотя иногда весьма спорно помечается как устаревшее.

Слово НЕТУ

Поставив ударение на последний слог, получим отрицательное словосочетание, которое пишется раздельно:

«Иди обратно на склад и сдавай: ты взял не ту́ коробку, а другую, из нижнего ряда».

Как правильно говорить и писать

Разберемся со значениями, определим разницу и нюансы использования.

НЕТ!

«Нет» является универсальным категоричным отрицанием. Антоним – «да»:

« — Я пирожков напекла с капустой и с мясом, будешь чай пить?


— Спасибо, милая, нет пока».


«Если нет оцинкованных труб, можно заменить металлопластиковыми, только обойдется дороже».

Нету

«Нету» означает отрицание наличия чего-либо. Синоним – «отсутствует»:

« — У вас есть в наличии мята и ромашка в пакетиках?


— Уже неделю как нету, разобрали все. Есть только настойки».


«На первом объекте каждый день завоз: то бетон, то арматура, а у нас даже песка нету».

Легко заметить из приведенных предложений, что заменить «нету» на «нет» можно всегда. Но никак не наоборот.

Кроме классического языка, существуют разговорные и просторечные обороты. В последних случаях и в литературе при передаче высказываний персонажа можно услышать даже «нетути» и шутливо-пародийное «нема». Смысл тот же.

НЕТ

А вот в официальных документах допустимо писать только «нет»:

  • «По причине отсутствия транспорта, нет возможности обеспечить доставку материала вовремя».

  • «На сегодня у нас нет материалов для продолжения строительства». 

Создатели нового ЕГЭ считают употребление «нету» ошибкой, несмотря на отсутствие каких-либо правил. Можно только посочувствовать школьному образованию.

Вывод: в неофициальной лексике не каноничные формы полезны для интересной окраски речи. Другое дело – строгая литература и канцелярит: «нет» и точка.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 

Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  • на изученные правила;
  • негрубые (две негрубые считаются за одну):
  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
  • однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:
  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • прописная / строчная буквы
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
  • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  • слитное / дефисное / раздельное написание
  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
  • пунктуационные ошибки:
  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации;
  • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки и опечатки:  

— искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

— пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

— перестановки букв (новые наименования пордуктов);

— замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

— добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

Между носителями языка часто возникают споры на тему, есть ли слово «нету» в современном русском языке. Человек с филологическим образованием даст однозначный ответ, что такого слова не существует. Однако согласятся с филологом далеко не все окружающие его люди.

Если «нет» принято говорить в антонимичном значении частице «да», то данная форма отрицания признается антонимом к «есть». Изначально же в обоих случаях оправданным было лишь применение частицы «нет».

Содержание

  1. Слово «нету» в русском языке
  2. Часть речи
  3. Слово «нету» в русской литературе
  4. Какой вариант правильный
  5. Как правильно говорить и написать: НЕТ или НЕТУ? Есть ли такое слово НЕТУ в русском языке?
  6. Есть ли такое слово НЕТУ в русском языке?
  7. Как правильно говорить и написать: НЕТ или НЕТУ?

Слово «нету» в русском языке

Применяется ли слово нету в русском языке: есть ли оно, его значение, правильное использование

Носители языка часто сталкиваются с проблемой правильного употребления формы отрицания. Грамматика русского языка предполагает употребление короткого изречения «Нет» в следующих случаях:

  • обозначение отсутствия какого-нибудь действия или явления,
  • отрицание чужого мнения, утверждения.

Разговорный стиль тоже является составляющей частью богатого русского языка. А проникновение слов из него в другие стили просто неминуемо. Именно поэтому частица нету в русском языке стала употребляться все чаще.

Например (вместо многоточия употребляется слово «Нету»):

  • Вы занимаетесь глупостями, а для умных дел времени …?
  • В этом ларьке … хлеба.
  • У тебя совсем … сострадания.
  • … у бедной девочки сил для жизни.

Применяется ли слово нету в русском языке: есть ли оно, его значение, правильное использование

Поэтому на вопрос, существует ли слово, или его употребление запрещено нормами, ответ таков. «Нету» имеет место быть в разговорной речи, в остальных же случаях его применение должно быть оправданно.

Ошибкой и грубым нарушением норм использование рассматриваемой лексемы не является. В настоящее время постепенно стало выходить из постоянного обихода. Это обусловлено повышением уровня образования в стране: все больше носителей языка начинают следить за качеством речи и избавляться от слов-паразитов и просторечий.

Это интересно! Что такое служебные части речи: подробная таблица

Пришла лексическая единица «нет» в современный язык из древнерусской эпохи. Образовано путем сокращения сочетания «не есть», из которого взята частица «не» и последняя буква второго слова «тъ». Древнейшая форма – «несть» сегодня сильно устарела и вышла из употребления. Например: «Несть греха в курении табака», «Несть числа невинным жертвам».

Возьмите на заметку! Также древнерусский словарь гласит, что вместо «тъ» можно подставить «ту». Отсюда следует, что вызывающая множество споров форма отрицания не исключалась в древности и являлась вариантом привычного нам «нет».

Часть речи

Что касается принадлежности к определенной части речи, то слово нету в русском словаре не имеет отдельной статьи. Часть речи «нет» определяется в зависимости от значения:

  • частица (когда в тексте существует только отрицание),
  • предикатив – особая форма глагола (часто входит в состав устойчивых сочетаний вместе с существительным).

Толково-словообразовательный словарь Ефремовой определяет более широкое его значение:

  1. Предикатив – когда имеется в виду отсутствие, не существование, неимение).
  2. Союз (разговорный) – в значении уступки (синоним к «однако ж», «при всем том» в сочетании с частицами усиления «да», «так», «же»).
  3. Частица.

Частицей это слово признается в определенных условиях:

  • в случае выражения отрицания при ответе на вопрос,
  • в качестве прерывающей собеседника реплике или возражающей ему (в начале),
  • для внесения поправок (внутри речи),
  • для выражения запрета по отношению к какому-нибудь действию,
  • для выражения потрясения или удивления, недоверия.

Применяется ли слово нету в русском языке: есть ли оно, его значение, правильное использование

Слово «нету» в русской литературе

В литературе данная форма отрицания встречается нередко. Но ее использование оправдано:

  1. В художественных произведениях (проза) – для передачи чужой речи. Много раз встречается у Грибоедова, Зощенко.
  2. В поэзии встречается у Пушкина, Твардовского и других авторов для стилизации мыслей автора под народную речь или для рифмы и ритма, т.к. окончание «у» упрощает подбор слов для стихотворения.
  3. В народном творчестве (по привычке).

В виде варианта частицы «нет» в произведениях классиков и современных авторов употребление данного слова недопустимо.

Свободная энциклопедия Рунета под названием Википедия не содержит статей, разъясняющих значение и варианты употребления исследуемой формы отрицания. Единственная статья, начинающаяся с этого слова, обозначает его как португальскую фамилию (второй вариант произношения – «Нето», но он более редкий). В викисловаре находится статья, кратко описывающая различные свойства, этимологию этого слова, а также есть образец его произношения.

Применяется ли слово нету в русском языке: есть ли оно, его значение, правильное использование

Какой вариант правильный

Сходясь во мнении о том, что существование обеих форм отрицания оправданно, в вопросе произношения и написания надо исходить от выбранной формы. Отрицание «нет» употребляется в устной и письменной речи абсолютно всех стилей русского языка. Оно соответствует общепринятым нормам и является стилистически нейтральным.

Стили речи Примеры употребления «нет» (н.)
Художественный Н., не нравишься ты мне.
Публицистический Н. на свете двух тигров с одинаковым окрасом.
Деловой В данный момент в компании н. свободных сотрудников.
Научный В вашем исследовании н. рекомендаций по практическому применению исследуемого метода.
Разговорный – Вы выпьете чаю? – Н., спасибо, мне не хочется.

Что касается второй формы отрицания, допустимой в простонародном стиле, то здесь ее употребление должно быть оправданным. Разобравшись в проблеме, есть ли такое в родном языке слово, нужно уяснить, что не всегда его применение уместно.

Обратите внимание! Данная форма отрицания имеет место быть в языке художественной литературы. Но в официальном этого слова не существует!

Нарушением норм считается употребление «нету» в следующих стилях:

  • деловой (официально-деловой),
  • публицистический (художественно-публицистический),
  • научный.

Написание и произнесение этой отрицательной частицы в условиях вышеуказанных стилей считается верхом безграмотности. Поэтому, столкнувшись с выбором: как правильно, говорить нет или добавить окончание «у», важно суметь правильно определить стиль своей речи.

Как правильно говорить и написать: НЕТ или НЕТУ? Есть ли такое слово НЕТУ в русском языке?

Давайте разберемся, как применяется форма отрицания в русском языке? И как нужно правильно говорить: Нет или Нету?

В русской грамматике для отсутствия какого-то действия или отрицания чужого мнения часто употребляют короткое изречение — нет. Однако иногда можно встретить в произведениях и в разговоре слово — Нету. Необходимо знать, когда Нету можно произносить, а когда оно совершенно неуместно.

Есть ли такое слово НЕТУ в русском языке?

Конечно же, данная форма встречается очень часто и в произведениях, и в песнях, и в обычных разговорах между людьми. Это отрицание является антонимом слова — Есть.

Примеры:

  • У вас нету времени на всякие глупости?
  • В этом бутике нету даже перчаток.
  • Нету у тебя совести.
  • Нету у Васильевича сил.

Слово часто применяется в речи, и оно не является ошибкой. Особенно «модной» данная форма была несколько десятилетий назад. Сейчас чаще используют все же слово — Нет. Большинство оппонентов следят за качеством своей речи, реже употребляет слова-паразиты и другие просторечивые выражения.

В поэзии Нету применяют для рифмы. Без использования окончания «у» иногда трудно придумать стихотворение. Такое слово встречается практически у всех модных авторов прошлых лет, в частности у Ахматовой, Пушкина, Твардовского, Высоцкого и т.д.

Как правильно говорить и написать: НЕТ или НЕТУ?

Отрицание — Нет употребляют в письме и устной речи любых стилей. Слово не имеет никаких эмоциональных оттенков, не обладает экспрессией, полностью сопоставимо общепринятым нормативам словоупотребления.

Стиль речи Примеры применения отрицания — нет
 Художественный, Публицистический Нет, не люблю я тебя. Сегодня дождя нет и не будет. Нет и не будет возможности отлынуть от выполнения своих обязанностей. Скажите — Нет человеческой лени.
Стиль речи — деловой В связи с большой загруженностью производственных линий, доводим до Вашего сведения, что у нас нет возможности выполнить ваш заказ.
Стиль речи — научный В вашей гипотезе нет ничего общего с теорией и практикой.
Стиль речи — разговорный — Почему отказываетесь от кофе? — Нет, спасибо, что-то совсем не хочется.

По литературным нормативам современной русской грамматики, применение отрицательной формы — Нету ограничивается лишь разговорным, простонародным стилем. В художественных произведениях разрешается употреблять это отрицание в том случае, если это уместно по тексту.

Примеры:

  • Все ждала и ждала его, а он так и не приехал и писем от него нету
  • Ну чем тут можно порадоваться, совсем нету чем
  • Нету там никого, нечего и тебе там делать.

Ни в коем случае не стоит писать и говорить отрицание — Нету в официально-деловом стиле. Такое употребление частицы неуместно. Стоит употреблять только частицу НЕТ.

Пример:

  • На повестке собрания нет вопросов по этому поводу.

Нельзя применять отрицательную частицу в публицистическом и научных стилях. Это считается верхом безграмотности.

Примеры:

  • Что означает — нет средств на бюджетные расходы?
  • Нет ярких окрасок у данного сорта цветов.
  • Почему нет хороших дорог в городе?

Если вы желаете выглядеть грамотным оратором, то исключите отрицание — Нету из своей речи. Не употребляйте его в письме. Слово — Нет на данный момент является официальным отрицанием в русской грамматике. Частица — Нету редко применяется, как уже упоминалось выше, только в разговорной речи и художественных произведениях.

Теперь подведем итог — отрицание Нету имеет место быть в русской литературе, но его нет в официальном языке.

В русском языке наряду с литературным словом «нет» существует разговорное слово «нету».

Многих интересует, как правильно следует говорить: «нет» или «нету»? Выясним, есть ли слово «нету» в русском языке.

Слово «нет» обозначает отрицание чего-либо. Чаще всего оно употребляется в безличных предложениях:

У скуки нет лица. (Поль Валери)

У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. (Джакомо Леопарди)

Там, где нет воли, нет и пути. (Бернард Шоу)

Интересно проследить происхождение слова «нет» в русском языке:

НЕТ. Искон. Сращение др.-рус. эпохи не (есть) тъ, где тъ (или ту, ср. нету) является усилительной местоименной частицей.

Из этой записи ясно становится, что литературное слово «нет» является вариантом слова «нету».

Слово "нету"

Слово «нету» можем встретить в народном творчестве и в поэзии.

Например, читаем у В.С. Высоцкого в тексте песни «Лежит камень в степи»:

Прямо нету пути —
Никуда не пройти,
Но один не поверил в заклятья
И, подобравши подол,
Напрямую пошёл.

Ощущается явное стремление автора стилизовать стихотворный текст под народную речь, и для этого как можно лучше подошло народное слово «нету».

И снова читаем у Владимира Семёновича Высоцкого:

Лукоморья больше нет,
От дубов простыл и след, —
Дуб годится на паркет-
Так ведь нет

Совсем другое настроение и иная стилистика поэтической речи.

Следовательно, сделаем вывод, что в русском языке слово «нету» принадлежит только разговорной речи. В произведениях художественной литературы авторы зачастую используют его для речевой характеристики персонажа.

Совсем уж нету моих сил.


Вывод

Итак, каждый говорящий по-русски по своему желанию может сделать выбор между литературным словом «нет» и  разговорным по стилистической окраске словом «нету». Помним, что речь — это визитная карточка каждого говорящего.

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 81

Главная
>
Выпуск № 14
>
Ошибка грамматическая или речевая?

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Литература

1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009.

2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нету или нет какая ошибка
  • Неточный выбор слова какая ошибка
  • Неточность соотнесения числа с предметом является частой ошибкой
  • Неточность а ошибка в ответе
  • Неточности и ошибки в переводе