Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Примеры ошибок:
Заваривая чай
, у него упала чашка.
Убирая в комнате
, у них сломался пылесос.
- Деепричастный оборот в безличном предложении.
Примеры ошибок:
Наблюдая за облаками
, мне было спокойно.
Выйдя на улицу
, ему стало жарко.
- Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Примеры ошибок:
Решив задачу
, я буду отдыхать.
Посещая выставки
, он напишет статью о современном искусстве.
- Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и
удивляя туристов
, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и
шелестя листьями
, укрывали путников от солнца.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,
собранные в нашей библиотеке
(правильно:
собранных
).
- Смешение действительных и страдательных причастий
Примеры ошибок: Игрушки,
украшаемые новогоднюю елку
, красиво переливались (правильно:
украшавшие
).
- Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Примеры ошибок:
Обласканное
поле
солнцем
зеленело (правильно: поле,
обласканное солнцем
, зеленело).
Скрытые
беседки
от посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно:
скрытые от посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).
- В причастном обороте не может употребляться частица бы.
Примеры ошибок: Нам бы мебель,
сделанную бы на заказ
. Мы хотим остановиться у озера,
расположенного бы недалеко от леса
.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Примеры:
Роман Достоевского,
читаемый во многих странах
, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).
Заваривая чай
, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Типы ошибок в задании 8
-
неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
неправильное построение предложения с косвенной речью
-
неправильное построение предложения с однородными членами
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
-
нарушение в построении сложного предложения
-
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
-
Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом:
Дательный падеж – только КОМУ, ЧЕМУ!!!
-
Производные предлоги – СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР сочетаются только с Дательным падежом!
-
Производные предлоги ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИЛЁТЕ, ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ – запомнить!
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
Приложение – название (газеты, фильма, книги, спектакля, магазина и т.п.), которое может употребляться как с кавычками, так и без них.
Журнал «Мурзилка», гипермаркет «Лента», роман «Анна Каренина»
-
Если несогласованное приложение стоит с определяемым словом, то мы используем его в Именительном падеже.
Я прочитал произведение «Анна Каренина».
Мне купили газету «Комсомольская правда»
Поздравляем с праздником Восьмое марта!
-
Если в несогласованном приложении нет определяемого слова, то используем необходимый падеж, как при склонении существительных:
Я прочитал «Анну Каренину».
Мне купили «Комсомольскую правду».
Поздравляем с Восьмым марта!
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Несовпадение форм единственного и множественного числа у подлежащего и сказуемого.
Ошибка: Все, кто хотел поехать, отправился в путь.
Правильно: [Все, (кто хотел поехать), отправились в путь].
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью:
Чехов сказал: «Краткость – сестра таланта». А: «П».
«Краткость – сестра таланта», — говорил Чехов. «П», — а.
Чехов говорил, что краткость – сестра таланта.
Ошибка: Путники решили, что я лучше пережду дождь в селении.
Правильно: Путники решили, что лучше переждать дождь в селении.
Ошибка: Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».
-
Неправильное построение предложения с однородными членами:
Он красив и высокий.
Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
-
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
Причастие – форма глагола с суффиксами УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-, -ОМ—ЕМ-, -ИМ-, -НН-, -Т-, -Н-(для кратких причастий), обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию.
Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Выделяется запятыми на письме, если находится после определяемого слова.
Книга, найденная мною, возвращена на место.
Причастный оборот не выделяется запятыми, если находится перед определяемым словом:
Найденная мною книга была возвращена на место.
Ошибка: Я долго разговаривал с авторами, написавших эту статью.
Правильно: Я долго разговаривал с авторами, написавшими эту статью.
Ошибка: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной площади серыми плитами.
Правильно: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощёной серыми плитами площади.
-
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие, отвечающая на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? ЧТО СДЕЛАВШИ? Суффиксы –А-/-Я-, -В-, -ВШИ-/-ШИ-. Делая, умирая, сбежав, удивившись.
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. И основное, и добавочное действие должно выполнять одно и то же лицо!!!
Ошибка: Подъезжая к вокзалу, с меня слетела шляпа.
Правильно: Подъезжая к вокзалу, я заметил, что с меня слетела шляпа.
Ошибка: Наслаждаясь тёплым летним днём, ощущается запах трав.
P.S. Кто наслаждается тёплым летним днём? А кто ощущает запах трав? Не забываем – нужно одно и то же действующее лицо!
Правильно: Когда наслаждаешься тёплым летним днём, ощущается запах трав.
-
Нарушение в построении сложного предложения
-
неправильное употребление союзов, находящихся на стыке простых предложений в составе сложного:
Ошибка: Размышляя о значении литературы, понимаешь что насколько серьёзно она на нас влияет.
P.S. Придаточная часть может быть присоединена к главной при помощи только одного союза!
-
неоправданное повторение союзов:
Ошибка: Мне предстояло отправиться в город, в котором прежде жили мои родители, которые приехали в него в 1995 году, который стал для них настоящим испытанием.
-
употребление союза ЧТО при наличии частицы ЛИ:
Ошибка: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.
-
ошибочная постановка указательного слова в главное предложение:
Ошибка: Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. Я считаю то что ты не прав.
-
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм:
Формы глаголов в предложении должны совпадать по виду и времени.
Ошибка: Всю ночь идёт снег и прекратился утром.
Правильно: Всю ночь шёл снег и прекратился утром.
Ошибка: Родители и дети должны научиться понять и уважать интересы друг друга.
Правильно: Родители и дети должны научиться понимать и уважать интересы друг друга.
Ошибка: Когда наступает весна, потекли ручьи.
Правильно: Когда наступила весна, потекли ручьи.
Проанализируем все части этого сложного предложения, обозначив их цифрами:
«Предоставляя кислороду роль главного химического акцептора (1), существует множество атомов (2), готовых поделиться с ним своими электронами (3)».
Это простое предложение, состоящее из главных членов (2) — из подлежащего (что?) «множество атомов», выраженного неделимым словосочетанием существительных с количественным значением, и из сказуемого (что делает множество атомов?), выраженного глаголом «существует». К подлежащему относится (3) обособленное определение (каких атомов?), выраженное прилагательным «готовых» с зависимыми от него словами, а к сказуемому — деепричастный оборот (1), включающий деепричастие «предоставляя» с зависимыми от него словами.
По своей функции деепричастие должно обозначать добавочное действие, совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое названо подлежащим. Но в данном случае происходит искажение смысла (и фактов действительности), т.к. не «множество атомов» предоставляют кислороду роль главного хим. акцептора, а кислород сам играет эту роль, независимо от какого-либо множества атомов. Поэтому в этой части предложения (1) дополнительным предметом речи и, соответственно, подлежащим должно быть слово «кислород», например: «Поскольку кислород играет роль главного химического акцептора, то существует множество атомов, готовых поделиться с ним…»., Так что в переводе предложения содержится грамматическая ошибка — неправильное согласование слов.
Для явлений неправильного грамматического согласования членов предложения, допущенных авторами, существует специальный лингвистический термин «анаколуф» (от греч. ἀνακόλουθος — непоследовательный, несогласный). Эта несогласованность может происходить случайно, по недосмотру автора, как это происходит довольно часто, причём и у больших мастеров литературы — у А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Л. Толстого, В. Маяковского, С. Есенина и др.:
Очевидно, что для согласования первых двух строк с двумя последующими прямой речи «Простите, братцы, …» должны были бы предшествовать слова «я говорю», но они пропущены.
Синтаксическая несогласованность может быть также и литературным приёмом, используемым автором умышленно для большей выразительности или для речевой характеристики персонажа. Классическим примером анаколуфа как стилистического приёма служит предложение:
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М.Прокопьева »
Слайд 2
Задание 8 Синтаксические нормы русского языка Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Сочи за последние годы сильно преобразился. 2) Он пошёл напрямик и попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней. 3) По приезду молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец был не в состоянии дать ему нужных объяснений. 4) С молодых лет Мясоедов входил в круг художников, боровшимся с рутиной академизма. 5) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. 6) В рассказе И.С. Тургенева « Бежином луге» повествуется об интересном случае на охоте, произошедшем с самим автором. 7) Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. В просторной комнате с итальянским окном в течение двенадцати лет Н.М. Карамзин работал над «Историей государства Российского». 9) Многие из тех, кто посетил выставку, принял участие в социологическом опросе.
Слайд 4
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Если действие, выраженное глаголом-сказуемым , и действие, выраженное деепричастием , совершаются разными лицами , то такое предложение является грамматически неправильным.
Слайд 5
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь . Возвращаясь – действие, выраженное деепричастием; Застиг – действие, выраженное глаголом-сказуемым; Тимур и дождь – разные лица.
Слайд 6
Правильный вариант построения предложения Возвращаясь домой, Тимур попал под дождь. Подлежащее «Тимур» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь».
Слайд 7
КОММЕНТАРИЙ Возвращаясь домой, Тимура застиг дождь . Подлежащее « дождь » совершает действие, названное сказуемым « застиг », но не совершает действия, названного деепричастием « возвращаясь» .
Слайд 8
ПРИМЕЧАНИЕ Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределенной формой глагола. Примеры: Вставляя пропущенные знаки препинания, надо вспоминать соответствующие правила. Выбирая экзамен, необходимо учитывать свои знания и умения.
Слайд 9
Алгоритм выполнения задания: Найдите предложения с деепричастным оборотом (деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?) Выделите грамматическую основу каждого продолжения предложения; Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием. Если найденное вами подлежащее не выполняет действие, обозначенное деепричастием, то вы нашли правильный ответ, т.е. предложение с грамматической ошибкой.
Слайд 10
Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1 ) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело. 2) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос. 3 ) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности. 4) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке». 5) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.
Слайд 11
ОТВЕТ: Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 5 заключается в том, что к сказуемому «была остановлена» ошибочно отнесено деепричастие «увидев». Получилось, что машина и была остановлена, и она же увидела. А это бессмысленно, ведь увидел водитель. Предложение можно перестроить так: Увидев красный сигнал светофора, водитель остановил машину .
Слайд 12
Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!». 2) Создавая веб-сайт, это кажется многим сложным. 3 ) Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году. 4 ) Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. 5 ) И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз .
Слайд 13
ОТВЕТ: Ошибка в предложении 2 заключается в том , что к сказуемому «кажется сложным» ошибочно отнесено деепричастие «создавая». Предложение можно перестроить так: Процесс создания веб-сайта многим кажется сложным.
Слайд 14
Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф. 2) В конкурсе « Библиокросс » выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг. 3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания. 4 ) Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства. 5 ) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой .
Слайд 15
ОТВЕТ: В предложении 1 ошибка заключается в том, что к грамматической основе «взимается штраф» ошибочно отнесено деепричастие «употребляя ». В едь употребляют слова люди, а не «штраф». Предложение можно перестроить так: Если фиксируются случаи употребления ненормативной лексики, то со средств массовой информации взимается штраф.
Слайд 16
Найдите предложение с деепричастным оборотом и исправьте ошибку. 1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы. 2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3 ) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень». 4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом , и в прозаическом тексте. 5 ) В рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.
Слайд 17
ОТВЕТ: Ошибка в 1 предложении. Деепричастие « продумав» является в этом предложении добавочным действием к сказуемому «учитывалось», но оба действия должны обозначать действие одного лица. При сказуемом «учитывалось» нет лица, выполняющего действие. Нужно полностью перестроить предложение . Приведём верное написание : Продумав распорядок дня до мелочей, я учёл то, что у меня напряжённый график работы.
Деепричастный оборот (ДО) — это конструкция из деепричастия с подчинёнными словами. В устной речи употребляется редко, в основном деепричастные и причастные обороты встречаются в письменных источниках, особенно уместны в деловом, научном и официальном стиле. Ошибки в употреблении деепричастного оборота встречаются довольно часто. Рассмотрение этого трудного вопроса лучше всего начать с определения.
Оглавление:
- Согласование с подлежащим
- Согласование со сказуемым
- Знаки препинания с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот (ДО) — это конструкция из деепричастия с подчинёнными словами. В устной речи употребляется редко, в основном деепричастные и причастные обороты встречаются в письменных источниках, особенно уместны в деловом, научном и официальном стиле. Ошибки в употреблении деепричастного оборота встречаются довольно часто. Рассмотрение этого трудного вопроса лучше всего начать с определения.
Согласование с подлежащим
Навыки применения этих конструкций можно легко отработать, рассмотрев типичные ошибки. Чтобы их избежать, нужно проверить выполнение несложных правил их согласования со сказуемым и подлежащим в предложении. Самая распространённая ошибка — в неправильной согласованности с главными членами предложения.
Итак, следует запомнить:
- ДО всегда является дополнительным действием, выполняемым подлежащим.
Пример. Выскочив на крыльцо, Никита зажмурился от яркого весеннего солнца.
Выделим главные члены предложения. Никита — это подлежащее, зажмурился — сказуемое. Уточнение относится к подлежащему, что сделал Никита, а именно — выскочил.
Ошибка возникает, если ДО согласован не с подлежащим, а с другим существительным. Раскладывая карандаши по цветам, альбом упал с парты. Разбор предложения по составу: альбом — подлежащее, упал будет сказуемым, деепричастие обозначает действие, произведённое не подлежащим, а другим существительным, так его употреблять будет неправильно.
- Деепричастный оборот в безличном предложении нельзя употребить.
Определите, какие ошибки допущены в употреблении конструкции: Выйдя на улицу, было холодно.
В предложении нет подлежащего, только сказуемое. В этом случае оборот употреблять неправильно.
Нарушение исправить нетрудно, исправляем безличное предложение, вводим существительное или местоимение: Закончив проверочную работу, он заскучал.
- Пассивная конструкция. ДО не употребляется в предложении, где подлежащее является объектом воздействия.
Ошибки в деепричастных оборотах, связанные с нарушением этой нормы: Опаздывая на урок, он не был допущен учителем в класс.
Страдательная конструкция, ДО не согласован.
Согласование со сказуемым
Сказуемое с ДО не может быть только в будущем времени.
Пример. Ломая ветки, мальчик пробирался к реке. Он останавливается, прислушиваясь к ночным звукам.
В первом предложении сказуемое «пробирался» — в прошедшем времени, во втором — в настоящем времени. Будет ошибкой употреблять ДО для уточнения действия, когда сказуемое стоит в будущем времени, такое употребление будет неправильным.
Неправильное построение с деепричастным оборотом: Сняв замёрзшие рукавички, он будет долго отогреваться у открытой дверцы печки.
Не употребляется в качестве однородных членов предложения.
Рассмотрим пример, в котором есть ошибка. Лошадь, отпущенная на луг, громко фыркая, щипала подмёрзшую траву.
Исключение составляют случаи, когда он приобретает признаки наречия.
Пример. Мишка вертелся на парте то назад, то перегнувшись вперёд.
Знаки препинания с деепричастным оборотом
ДО может стоять в любой части предложения, он всегда выделяется запятыми:
- Имея такой характер, трудно стать душой компании.
- Часть работы он сделал сам, не дожидаясь помощников.
- Буквы скакали у него перед глазами, не сразу складываясь в слова, пытались сбить его с толку.
При самостоятельной подготовке к ЕГЭ будет полезно найти и разобрать несколько упражнений на каждое из вышеперечисленных правил. Следует обратить внимание на случаи несогласованного использования ДО, сделать грамматический разбор, указать, как исправить неверный ДО, тогда употребление деепричастного оборота не вызовет затруднения.