Несмотря на все ошибки руководства эти годы стали

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д31 C1 № 836

i

Укажите фамилию руководителя страны, о котором упоминается в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события.

Из сочинения историка

«Популярность руководителя страны резко упала с повышением цен на продукты питания. Начавшийся импорт зерна означал крах той самой политики, в которой руководитель страны считал себя самым большим специалистом…

Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции… Этот переход был необходим в условиях противостояния СССР и Запада. Были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач. Через четыре года принято постановление Совмина о создании межконтинентальной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли. Вскоре развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области (ныне космодром Плесецк). В этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске…

Объём промышленного производства за годы семилетки увеличился на 84% вместо намечавшихся 80% (при этом предприятия группы «Б» план не выполнили); введено в действие около 5,47 тыс. новых крупных предприятий… Выполнению плановых заданий способствовали: рост численности рабочих, занятых механизированным трудом; повышение их общеобразовательного уровня и квалификации; поддержка рационализаторства и изобретательства, различных форм соревнования; распространение передового опыта, шефства комсомола над строительством предприятий».

Спрятать пояснение

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1)  руководитель страны  — Н. С. Хрущёв;

2)  десятилетия  — 1950-е и 1960-е гг.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы

Правильно указаны год и руководитель Правительства

2

Правильно указан год.

ИЛИ

Правильно указан руководитель Правительства

1

Ответ неверный

0
Максимальный балл 2

1

Задания Д32 C2 № 837

i

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.

Найдите в отрывке и выпишите предложение содержащее положение которое подтверждается фактами

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.

Из сочинения историка

«Популярность руководителя страны резко упала с повышением цен на продукты питания. Начавшийся импорт зерна означал крах той самой политики, в которой руководитель страны считал себя самым большим специалистом…

Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции… Этот переход был необходим в условиях противостояния СССР и Запада. Были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач. Через четыре года принято постановление Совмина о создании межконтинентальной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли. Вскоре развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области (ныне космодром Плесецк). В этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске…

Объём промышленного производства за годы семилетки увеличился на 84% вместо намечавшихся 80% (при этом предприятия группы «Б» план не выполнили); введено в действие около 5,47 тыс. новых крупных предприятий… Выполнению плановых заданий способствовали: рост численности рабочих, занятых механизированным трудом; повышение их общеобразовательного уровня и квалификации; поддержка рационализаторства и изобретательства, различных форм соревнования; распространение передового опыта, шефства комсомола над строительством предприятий».

Укажите фамилию руководителя страны, о котором упоминается в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

Источник

Найдите в отрывке и выпишите предложение содержащее положение которое подтверждается фактами

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения

Из сочинения историка.

«Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии её техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые «потешные» полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. Пётр совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость Азов пала. Таким образом, у России появляется флот в Азовском море. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён ________________________мир. Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны, и на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, например, начало войны вызвало необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой необходимость упорядочения системы местного управления. Постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России».

Укажите десятилетие, когда состоялись походы, о которых сказано в тексте. Укажите название мирного договора, пропущенное в отрывке.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

Источник

Найдите в отрывке и выпишите предложение содержащее положение которое подтверждается фактами

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения.

Из сочинения историка.

«В июле отряды маньчжурских войск разгромили советское консульство в Харбине; захватили Китайско-Восточную железную дорогу, находившуюся в совместном советско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги. Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать советские пограничные заставы и населённые пункты. Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны, оно разорвало дипломатические отношения с Китаем. Была создана Особая дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера, которая в октябре — ноябре изгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья.

Через два года на Дальнем Востоке возникла новая опасность. Именно в этот период здесь шла закладка нового советского города Комсомольска-на-Амуре и нового крупнейшего в мире авиационного завода. Япония, захватив Маньчжурию, вплотную приблизилась к границам СССР. Советское правительство предпринимало попытки заключить с Токио пакт о ненападении. Япония отказывалась подписать такой пакт. Началась интенсивная подготовка Квантунской армии к будущей войне. Советский Союз был вынужден продать Китайско-Восточную железную дорогу властям государства Маньчжоу-Го, созданного японцами на территории Маньчжурии. »

Укажите десятилетие, когда произошли события, описанные во втором абзаце отрывка. Назовите руководителя СССР в этот период.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

Источник

Найдите в отрывке и выпишите предложение содержащее положение которое подтверждается фактами

Укажите фамилию руководителя страны, о котором упоминается в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события.

Из сочинения историка

«Популярность руководителя страны резко упала с повышением цен на продукты питания. Начавшийся импорт зерна означал крах той самой политики, в которой руководитель страны считал себя самым большим специалистом…

Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции… Этот переход был необходим в условиях противостояния СССР и Запада. Были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач. Через четыре года принято постановление Совмина о создании межконтинентальной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли. Вскоре развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области (ныне космодром Плесецк). В этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске…

Объём промышленного производства за годы семилетки увеличился на 84% вместо намечавшихся 80% (при этом предприятия группы «Б» план не выполнили); введено в действие около 5,47 тыс. новых крупных предприятий… Выполнению плановых заданий способствовали: рост численности рабочих, занятых механизированным трудом; повышение их общеобразовательного уровня и квалификации; поддержка рационализаторства и изобретательства, различных форм соревнования; распространение передового опыта, шефства комсомола над строительством предприятий».

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.

В ответе должно быть указано предложение: «Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции».

Могут быть указаны следующие факты:

1) были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач;

2) принято постановление Совмина о создании межконтиненталь-ной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли;

3) развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области;

4) введена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в Обнинске.

Источник

Найдите в отрывке и выпишите предложение содержащее положение которое подтверждается фактами

Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

Из сочинения историка

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

2) Политика «просвещенного абсолютизма».

В ответе должно быть указано предложение: «Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше.»

Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы.

2. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю.

3. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными.

4. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику.

В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика — первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

Источник

Контрольная работа № 4 по
теме: «СССР в 1945-1964 гг.»

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

1.Фабрикация«дела врачей»
относится к

1) 1930-м гг. 2) 1940-м гг. 3) 1950-м
гг. 4) 1960-м гг.

2.Прочтите отрывок из
выступления руководителя СССР и укажите период,  когда это заявление
было сделано.

«Теперь несколько слов насчёт планов
работы Коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы
изложены в новом пятилетнем плане,  который  должен  быть  утверждён  в 
ближайшее  время.  Основные задачи  нового  пятилетнего  плана  состоят  в 
том,  чтобы  восстановить пострадавшие  районы  страны,  восстановить 
довоенный  уровень

промышленности  и  сельского 
хозяйства  и  затем  превзойти  этот  уровень в  более  или  менее 
значительных  размерах.  Не  говоря  уже  о  том,  что в  ближайшее  время 
будет  отменена  карточная  система,  особое  внимание будет  обращено  на 
расширение  производства  предметов  широкого потребления,  на  поднятие 
жизненного  уровня  трудящихся  путём

последовательного снижения цен на все
товары и на широкое строительство всякого  рода  научно-исследовательских 
институтов,  могущих  дать возможность науке развернуть свои силы».

1) 1945–1953 гг.

2) 1956–1964 гг.

3) 1964–1982 гг.

4) 1985–1991 гг.

3.Инициатором  передачи 
Крымской  области  из  состава  РСФСР  в  состав Украинской ССР
являлся

1) В.И. Ленин

2) Н.С. Хрущёв

3) Ю.В. Андропов

4) М.С. Горбачёв

4.Что из перечисленного
произошло в начале1960-х гг.?

1) подписание  Заключительного  акта  Совещания 
по  безопасности  и сотрудничеству в Европе

2) вывод советских войск из
Афганистана

3) создание Организации Варшавского
договора

4) размещение советских ракет на Кубе

5.Ниже  приведён  фрагмент 
из  выступления  государственного  деятеля.  Укажите название
периода, начало которому
положило данное выступление.

«От  Штетина  на  Балтике  до 
Триеста  на  Адриатике  железная  завеса опустилась на континент. За этой
линией хранятся все сокровища древних государств  Центральной  и  Восточной 
Европы. …Эти  города  и  население находятся в советской сфере, и все
подчиняются в той или иной форме не только  советскому  влиянию,  но  и  в 
значительной  степени увеличивающемуся контролю Москвы».

1) «перезагрузка»

2) полоса признания СССР

3) «разрядка»

4) «холодная война»

6.На литературных вечерах в Политехническом
музее в годы«оттепели» свои стихи читали
молодые поэты

1) С.Ф. Бондарчук и М.К. Калатозов

2) И.А. Пырьев и В.М. Шукшин

3) Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенский

4) Ю.В. Бондарев и Б.Л. Васильев

7.В каком году состоялся XX
съезд КПСС?

1) 1939 г.      2) 1956 г.            3)
1966 г.             4) 1971 г.

8.Прочтите текст и укажите
руководителя страны, о котором идёт речь.

«5 октября открылся очередной съезд
Коммунистической партии. Участники приветствовали  руководителя  страны  единодушной 
овацией,  однако  он,  поручив  сделать  основные  доклады  своим  ближайшим 
сподвижникам,  ограничился  заключительным  словом.  Отчётный  доклад  ЦК  был 
сделан Маленковым,  который  сообщил  о  создании  Советским  Союзом  атомной бомбы
и оптимистически оценил внутреннюю обстановку в стране».

1) И.В. Сталин

2) Н.С. Хрущёв

3) Л.И. Брежнев

4) Ю.В. Андропов

9.Что из названного произошло
в течение первого десятилетия после смерти  И.В. Сталина?

1) начало освоения целинных и
залежных земель

2) переход к политике
индустриализации

3) отмена монополии внешней торговли

4) ликвидация плановой системы
хозяйствования

10.Что из перечисленного было
осуществлено в СССР в1950-е гг.?

1) первый полёт человека в космос

2) создание телевидения

3) изобретение радио

4) запуск в космос первого
искусственного спутника Земли

11.В какой из названных
периодов советские войска были введены в Венгрию для подавления
восстания?

1) вторая половина1940-х гг.

2) вторая половина1950-х гг.

3) середина1960-х гг.

4) начало1970-х гг.

12.Расположите  в 
хронологическом  порядке  следующие  события.  Укажите ответ в виде
последовательности цифр
выбранных элементов.

1) возведение Берлинской стены

2) начало Корейской войны

3) ввод советских войск в Афганистан

4) Нюрнбергский процесс

Ответ:    

13.Какие из данных терминов
появились в период1953–1964 гг.? Найдите в приведённом ниже
списке два термина и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Берлинская стена

2) «план Маршалла»

3) «железный занавес»

4) «ленинградское дело»

5) антипартийная группа

Ответ:

14.Какие  из  данных 
событий  произошли  в  период1945–1953 гг.?  Найдите в приведённом
ниже списке два события и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расстрел демонстрации рабочих в
Новочеркасске

2) фабрикация«ленинградского дела»

3) начало регулярных закупок зерна за
границей

4) начало кампании против
космополитизма в СССР

5) ликвидация машинно-тракторных
станций

Ответ:

15.Ниже  приведён  перечень 
терминов.  Все  они,  за  исключением  одного,  относятся к
событиям, явлениям истории
СССР периода1953–1964 гг.

1)«оттепель»; 2) Берлинская  стена;  3)
совнархозы;  4) Хельсинкский процесс; 5) антипартийная группа.

Найдите и укажите порядковый номер термина,
«выпадающего» из данного  ряда.

Ответ: ___________________________.

16.Ниже приведён перечень
терминов(сокращений). Все они, за исключением одного, относятся
к событиям, явлениям
периода1945–1953 гг.

1) Коминформ; 2) ООН; 3) СЭВ; 4)
НАТО; 5) ГКЧП.

Найдите и укажите порядковый номер термина,
«выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________________________.

17.Сравните  черты  развития 
культуры  в  период1945–1953 гг.  и  в  период 1953–1964 гг.
Выберите и запишите в первую
колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую– порядковые номера черт
различия.

1) господство социалистического
реализма в литературе и искусстве

2) присуждение Нобелевской премии
гражданам СССР

3) запрет на публикацию некоторых
литературных произведений, созданных в СССР

4) осуществление космических полётов

Черты сходства 

Черты различия

18.Запишите термин, о котором
идёт речь.

«Название  явления  в  международных 
отношениях,  обозначающее информационный, политический и пограничный барьер,
возведённый и на протяжении  нескольких  десятилетий  отделявший  СССР  и 
другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. В СССР это крылатое 
выражение  устойчиво  ассоциировалось  с  бывшим  премьер-министром 
Великобритании  У.  Черчиллем,  который,  выступая 5 марта 1946 г.  в  г. 
Фултоне(США),  употребил  это  выражение  применительно к ситуации, сложившейся
в международных отношениях после окончания Второй мировой войны».

Ответ: ___________________________.

ЧАСТЬ 2

Из сочинения историка

«На съезде были
подведены итоги5-й пятилетки, приняты директивы по6-й  пятилетке,  поставлена  задача 
догнать  и  перегнать  развитые капиталистические  страны»в  краткие 
исторические  сроки». Однако  съезд вошёл в историю в первую очередь
благодаря докладу»О культе личности и его  последствиях» на 
последнем,  закрытом  заседании25 февраля,  когда

повестка дня, известная делегатам,
была исчерпана и прошли выборы нового

состава ЦК КПСС.

Доклад 
содержал  информацию,  поразившую  делегатов,  и  выводы,  которые должны были
показать отсутствие связи отрицательных явлений,  существовавших  в  жизни  советского 
общества,  с  существующим политическим строем. Впервые было официально
заявлено, что большинство репрессированных»врагов  народа» – 
честные  граждане.  Приводились шокирующие  сведения  о  массовых  расстрелах 
невинных  людей,  о депортации народов в30–40-е гг. Основная позиция доклада
заключалась в том, что репрессии и»культ личности» Сталина являлись в
первую очередь следствием отрицательных черт его характера, отступлений от
марксистско-ленинского  понимания  роли  личности  в  истории;  доклад  не 
ставил  под

сомнение сложившийся при Сталине
политический режим, он был призван создать  впечатление,  что  достаточно 
лишь  осудить  и  искоренить «извращения» социализма– и путь к
коммунизму будет открыт. Прения по докладу не открывались.

На заседании
съезда было решено ознакомить с содержанием доклада партийные организации. 5
марта Президиум ЦК принял постановление об ознакомлении  с  ним»всех 
коммунистов  и  комсомольцев,  а  также беспартийный  актив  рабочих, 
служащих  и  колхозников»  и  рассылке брошюры с отредактированным текстом
доклада».

1.Укажите  десятилетие,  когда  был 
сделан  доклад,  о  котором  идёт  речь  в отрывке. Назовите политического
деятеля, выступившего на съезде с этим докладом.

2.Найдите  в  отрывке  и  выпишите  предложение, 
содержащее  положения,  которые подтверждаются фактами в последующем тексте
отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение любого из
положений,  содержащихся в выписанном предложении.

3.Через шесть лет после окончания Великой
Отечественной войны военному лётчику снова пришлось принять участие в боевых
действиях, теперь против американских  самолётов.  С  аэродрома  Аньдун, 
находившегося  на  северо-востоке Китая, пилот совершил149 боевых вылетов,
одержал 13 побед. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако о
подвиге лётчика на его Родине стало широко известно только через несколько
десятилетий.

1) Назовите войну, во время которой
лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

2) Укажите фамилию руководителя СССР,
при котором началась эта война.

3) Почему о подвигах лётчика не было
широко известно на Родине долгое время?

4.Существует  точка  зрения,  что, 
несмотря  на  некоторые  изменения,  произошедшие  в  управлении  страной 
после  окончания  Великой Отечественной  войны,  многие  черты  политической 
системы  СССР,  существовавшие в период 1930-х гг., сохранились и в
период1945–1953 гг.  Приведите  не  менее  двух  фактов (положений), 
подтверждающих  это

сходство.

5.Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Внешняя политика СССР в период1953–1964 гг.». Составьте план, в
соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.  План должен содержать не
менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.  План 
с  пояснениями  должен  отразить  основные  события (явления),  связанные с
внешней политикой СССР в период1953–1964 гг.

Контрольная работа № 4 по
теме: «СССР в 1945-1964 гг.»

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

1.Какой из указанных периодов
получил название «оттепели» в СССР?

1) 1941–1945 гг.

2) 1953–1964 гг.

3) 1964–1985 гг.

4) 1985–1991 гг.

2.Прочтите отрывок из
сочинения историка и укажите год, когда произошли описанные события.

«Военные ждали условленного сигнала.
Этим звонком обычно вызывал меня Маленков в свой кабинет. Ждали больше часа. И
вот раздались два звонка.  А  в  кабинете  Маленкова  произошло  следующее. 
Неожиданно  Маленков предложил  изменить  повестку  заседания  и  рассмотреть 
вопрос  о  Берия,  который хотел совершить государственный переворот.  Маленков
поставил на голосование:

– Кто за арест Берия?

Голосовали«за» Первухин  и  Сабуров. 
Против– Молотов,  Ворошилов,  Каганович. Воздержались Хрущёв, Булганин,
Микоян.  Молотов обрушился на Маленкова с обвинениями в произволе. Вот в этот момент 
Маленков  нажал  кнопку  вызова.  И  вошли  военные  во  главе  с

Жуковым… Маленков  приказал  Жукову 
арестовать  Берия,  что  маршал  и выполнил».

1) 1953 г. 2) 1956 г. 3) 1961 г. 4)
1974 г.

3. В 1953–1964 гг. пост
первого секретаря ЦК КПСС занимал

1) В.М. Молотов

2) А.И. Микоян

3) Л.И. Брежнев

4) Н.С. Хрущёв

4.Какая  черта 
характеризовала  внешнюю  политику  советского  руководства в 1945–1953 гг.?

1) состояние«холодной войны»

2) осуществление«плана Маршалла»

3) оказание поддержки Южной Корее в
борьбе против Северной Кореи

4) организация экономической помощи
странам Западной Европы

5.Прочтите  отрывок  из 
воспоминаний  современника  и  укажите  период,  о котором идёт речь.

«Началось  охаивание 
всего»иностранного»,  вплоть  до  переименования знаменитой ещё в
старой России»французской булки» в»городскую булку» и популярного
ленинградского кафе»Норд» – в»Север». Во всём должен был быть»наш
приоритет», а там, где его не было, всё следовало решительно отвергнуть. 
Генетика  и  кибернетика  объявлялись»буржуазными лженауками». Того,
кто осмеливался положительно отозваться о каком-либо западном  открытии, 
клеймили  как»безродного  космополита»,  пресмыкающегося 
перед»иностранщиной». Разжигалась  подозрительность к тем, кто
оказался на оккупированных гитлеровцами территориях».

1) последние годы руководства страной
И.В. Сталина

2) «оттепель»

3) «застой»

4) «перестройка»

6. Эпоха,  когда 
руководителем  СССР  был  Н.С.  Хрущёв,  получила  своё образное название по
одноимённой повести,
написанной

1) И.Г. Эренбургом

2) А.И. Солженицыным

3) А.А. Фадеевым

4) А.Т. Твардовским

7. Одним  из 
членов«антипартийной  группы»,  осуществившей  попытку смещения Н.С.
Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС
в1957 г., являлся

1) Г.М. Маленков

2) Л.П. Берия

3) Л.И. Брежнев

4) Ю.В. Андропов

8. Прочтите отрывок из
исторического источника и укажите государственного деятеля, о
котором идёт речь.

«Вернувшись в свою квартиру на Староконюшенном
переулке Арбата, он сказал домашним: «Ну вот, теперь я в отставке. Может
быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли
меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех
арестовать»».

1) Ю.В. Андропов

2) Л.Д. Троцкий

3) Г.М. Маленков

4) Н.С. Хрущёв

9. Для сельского хозяйства
СССР в период1945–1950 гг. было характерно

1) наличие в собственности
большинства колхозов тракторов и комбайнов

2) освобождение от налогов
приусадебных хозяйств колхозников

3) создание фермерских хозяйств

4) распределение продукции в колхозах
согласно выработанным трудодням

10. К достижениям  СССР  в 
области  освоения  космического  пространства в1960-е гг.
относится

1) вывод на орбиту первого
искусственного спутника Земли

2) стыковка на орбите советского и
американского космических кораблей

3) создание космического корабля
многоразового использования«Буран»

4)  первый полет  человека в  космос

11. Какое из перечисленных
событий обозначило начало «холодной войны?

1) Карибский кризис

2) речь У. Черчилля в г. Фултоне

3) ввод советских войск в Афганистан

4) строительство Берлинской стены

12.Расположите  в 
хронологическом  порядке  следующие  события.  Укажите ответ в виде
последовательности цифр
выбранных элементов.

1) возведение Берлинской стены

2) начало Корейской войны

3) ввод советских войск в Афганистан

4) Нюрнбергский процесс

Ответ:    

13. Какие из
данных событий произошли в период1945–1953 гг.? Найдите в приведённом ниже
списке два события и запишите
цифры, под которыми они указаны.

1) начало осуществления«плана
Маршалла»

2) образование Организации
Североатлантического пакта(НАТО)

3) подписание Договора о запрещении испытаний
ядерного оружия в трёх средах

4) ввод советских войск в Афганистан

5) возведение Берлинской стены

Ответ:

14.Какие  из  данных 
событий  произошли  в  период1945–1953 гг.?  Найдите в приведённом
ниже списке два события и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расстрел демонстрации рабочих в
Новочеркасске

2) фабрикация«ленинградского дела»

3) начало регулярных закупок зерна за
границей

4) начало кампании против
космополитизма в СССР

5) ликвидация машинно-тракторных
станций

Ответ:

15.Ниже  приведён  перечень 
терминов.  Все  они,  за  исключением  одного,  относятся к
событиям, явлениям истории
СССР периода1953–1964 гг.

1)«оттепель»; 2) Берлинская  стена;  3)
совнархозы;  4) Хельсинкский процесс; 5) антипартийная группа.

Найдите и укажите порядковый номер термина,
«выпадающего» из данного  ряда.

Ответ: ___________________________.

16.Ниже  приведён  перечень 
терминов.  Все  они,  за  исключением  одного,  относятся к
событиям, явлениям истории
СССР периода1945–1953 гг.

1)«холодная  война»;  2)  Берлинская 
стена;  3)  восстановительная

пятилетка; 4)«план Маршалла»; 5)
железный занавес.

Найдите и укажите порядковый номер термина,
«выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________________________.

17. Сравните  международное 
положение  СССР  в  период1945–1953 гг.  и в период1953–1964
гг. Выберите и запишите в
первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую– порядковые номера
черт различия.

1) состояние«холодной войны»

2) существование Организации
Варшавского договора

3) существование Совета экономической
взаимопомощи

4) оказание помощи СССР
социалистической Кубе

Черты сходства 

Черты различия

18. Запишите
термин, о котором идёт речь.

«Название напряжённого политического и
военного противостояния между СССР и США в октябре1962 г., которое было вызвано
тайной переброской и размещением на острове Куба военных частей и подразделений
Советской армии и ВМФ, техники и вооружения, включая атомное оружие».

Ответ: ___________________________.

ЧАСТЬ 2

Из сочинения историка

            «Популярность
руководителя страны резко упала с повышением цен на продукты  питания. 
Начавшийся  импорт  зерна  означал  крах  той  самой политики,  в  которой 
(руководитель  страны)  считал  себя  самым  большим специалистом…

Но  несмотря 
на  все  ошибки  руководства,  эти  годы  стали  временем перехода  СССР  к 
научно-технической  революции… Этот  переход  был необходим  в  условиях 
противостояния  СССР  и  Запада.  Были  созданы отечественные 
электронно-вычислительные  машины  для  решения статистических задач. Через
четыре года принято постановление Совмина о создании межконтинентальной
баллистической ракеты и выводе в космос искусственного  спутника  Земли. 
Вскоре  развернулось  строительство ракетно-космического  комплекса  Байконур 
и  испытательного  полигона  в Архангельской области(ныне космодром Плесецк). В
этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске…

Объём
промышленного производства за годы семилетки увеличился на 84% вместо 
намечавшихся80% (при  этом  предприятия  группы«Б» план не  выполнили); 
введено  в  действие  около5,47  тыс.  новых  крупных предприятий… Выполнению 
плановых  заданий  способствовали:  рост численности  рабочих,  занятых 
механизированным  трудом;  повышение  их общеобразовательного  уровня  и 
квалификации;  поддержка рационализаторства  и  изобретательства,  различных 
форм  соревнования;  распространение передового опыта, шефства комсомола над
строительством предприятий».

1.Укажите фамилию руководителя страны,
о котором упоминается в тексте.  Назовите два десятилетия, когда произошли
описанные в тексте события.

2.Найдите  в  отрывке  и  выпишите 
предложение,  содержащее  положение,  которое подтверждается фактами в
последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение
указанного положения.

3. Через шесть лет после окончания
Великой Отечественной войны военному лётчику снова пришлось принять участие в боевых
действиях, теперь против американских  самолётов.  С  аэродрома  Аньдун, 
находившегося  на  северо-востоке Китая, пилот совершил149 боевых вылетов,
одержал 13 побед. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако о
подвиге лётчика на его Родине стало широко известно только через несколько
десятилетий.

1) Назовите войну, во время которой
лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

2) Укажите фамилию руководителя СССР,
при котором началась эта война.

3) Почему о подвигах лётчика не было
широко известно на Родине долгое время?

4. Существует  точка  зрения,  что, 
несмотря  на  определённое  сходство,  положение  колхозников  в  СССР  в  период1953–1964
гг.  значительно изменилось по сравнению с периодом1945–1953 гг. Приведите не
менее двух фактов,  положений,  подтверждающих,  что  это  изменение  действительно
произошло.

5. Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Десталинизация в СССР  в1950–1960-х  гг.». Составьте  план,  в 
соответствии  с  которым  Вы будете освещать эту тему.  План должен содержать
не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух
пунктов.  План  с  пояснениями  должен  отразить  основные  события(явления),  связанные
с процессом десталинизации в СССР в1950–1960-х гг.

ОТВЕТЫ к контрольной работе № 4 по
теме: «СССР в 1945-1964 гг.»

Вариант 1

Вариант 2

часть 1

часть 1

1.

3

1.

2

2.

1

2.

1

3.

2

3.

4

4.

4

4.

1

5.

4

5.

1

6.

3

6.

1

7.

2

7.

1

8.

1

8.

4

9.

1

9.

4

10.

4

10.

4

11.

2

11.

2

12.

4213   2 балла

12.

4213   2 балла

13.

15

13.

12

14.

24

14.

24

15.

4

15.

4

16.

5

16.

2

17.

1324   2 балла

17.

1324   2 балла

18.

железный занавес

18.

карибский кризис

20 баллов

20 баллов

часть 2

часть 2

1.

1950-е гг., Н.С.Хрущев   2 балла

1.

Н.С.Хрущев, 1950-1960-е гг.   2 балла

2.

Положение: «Доклад содержал информацию, поразившую делегатов…»

Факты:

1)впервые было заявлено…

2)приводились сведения о массовых расстрелах…

3)репрессии и «культ личности» И.В.Сталина явились

2 балла

2.

Предложение: «Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали
временем перехода СССР к научно-технической революции»

Факты:

1)были созданы отечественные электронно-вычислительные машины…

2)принято постановление Совмина о создании межконтинентальной…

3)развернулось строительство комплекса Байконур

4)введена в эксплуатацию первая атомная электростанция в Обнинске   2
балла

3.

1)война в Корее 1950-1953 гг.

2)И.В.Сталин

3)официально войны между СССР и США  не было («холодная война»)    3
балла

3.

1)война в Корее 1950-1953 гг.

2)И.В.Сталин

3)официально войны между СССР и США  не было («холодная война»)    3
балла

4.

1)власть в руках партийно-государственного аппарата во главе со
Сталиным И.В.

2)политические репрессии

3)отсутствие прав и свобод у населения

4)культ вождя

2 балла

4.

1)введение денежной оплаты труда колхозников

2)колхозники получили паспорта

3)отмена налога на личное подсобное хозяйство   2 балла

5.

«Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.»

1)Корректировка внешнеполитического курса после смерти И.В.СталинА-
мирное сосуществование государств

2)Изменение отношений со странами Запада

а)прекращение войны в Корее 1953

б)вывод советских войск из Австрии

в)договор о запрещении испытания ядерного оружия 1963

г)посещение Н.С.Хрущевым США в 1959

3)СССР и страны соцлагеря

а)создание ОВД 1955

б)ухудшение отношений с Китаем

4)Взаимоотношения со странами «третьего мира»

3 балла

5.

«Десталинизация СССР  в 1950-1960-е гг.»

1)20 съезд КПСС 1956 г.и доклад Н.С.Хрущева

а)критика культа личности И.В.Сталин

б)начало реабилитации заключенных

2)Ослаблении идеологического давления на искусство

а)новые литер. произведения (Солженинцин)

2)новые журналы («Юность», «Наш современник»)

3)Противоречивость общественной жизни

а) «Дело Пастернака» 1958 г.

б)начало «самиздата»

4)Развитие науки

а)освоение космоса (первый спутник 1957, полет человека в космос
1961)

б)развитие атомной энергии

5)Новая программа КПСС 1961 – строительство коммунизма

6)Реформа образования 1958 –укрепление связи школы с производством   
3 балла

12 баллов

12 баллов

итого: 32 балла

итого: 32 балла

Пробный экзамен по истории 1

1.  Какое из перечисленных событий относится к XI в.?

1) битва на реке Калке

2) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

3) съезд князей в Любече

4) первое упоминание в летописи о Москве

2.  В каком из перечисленных сражений противником русского войска было монгольское войско?

1) Невская битва

2) Ледовое побоище

3) битва на р. Калке

4) Грюнвальдская битва

3.  Что стало одним из последствий Крещения Руси?

1) образование Древнерусского государства

2) подписание первого договора с Византией

3) укрепление международного авторитета Руси

4) появление первых христиан на Руси

4.  Прочтите отрывок из летописи и укажите десятилетие, когда произошли описанные события.

«Преставился великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск»».

1) 1010-е гг.

2) 1030-е гг.

3) 1050-е гг.

4) 1120-е гг.

5.  Укажите реформу Александра II, осуществление которой началось раньше остальных

1) земская

2) городская

3) крестьянская

4) судебная

6.  Какая из перечисленных организаций была создана участниками движения декабристов?

1) «Освобождение труда»

2) «Земля и воля»

3) «Союз благоденствия»

4) «Чёрный передел»

7.  Что стало одним из результатов Первой российской революции?

1) созыв Учредительного собрания

2) создание либеральных политических партий

3) свержение самодержавия

4) смена монархов на российском престоле

8.  Прочтите отрывок из сборника распоряжений обер-полицмейстера Санкт-Петербурга и укажите императора, в правление которого были сделаны эти распоряжения

«Февраля 18-го. Запрещается танцевать вальс.

Апреля 18-го. Запрещается ввозить иностранные книги и ноты.

Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни немецких кафтанов, ни сюртуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета.

Декабря 15-го. Чтоб всякий выезжающий из города куда бы то ни было публиковался в газетах 3 раза сряду».

1) Пётр I

2) Пётр II

3) Пётр III

4) Павел I

9.  III Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано в правление

1) Павла I

2) Александра I

3) Николая I

4) Николая II

10.  Укажите архитектурное сооружение, создание которого относится к XII в.

1) «Золотые ворота» в Киеве

2) церковь Спаса на Нередице

3) Софийский собора в Новгороде

4) Десятинная церковь в Киеве

11.  Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР происходила в

1) 1920-х гг.

2) 1930-х гг.

3) 1940-х гг.

4) 1950-х гг.

12.Какая международная организация была создана в период между двумя мировыми войнами?

1) Священный союз

2) Организация Объединённых Наций

3) Лига Наций

4) Организация Варшавского договора

13.  Что из названного стало последствием подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа?

1) вступление СССР и Германии в Лигу Наций

2) проведение Мюнхенской конференции и передача Германии Судетской области

3) роспуск Коминтерна

4) раздел между Германией и СССР сфер интересов в Восточной Европе

14.  Какая из перечисленных столиц европейских государств была освобождена от фашистов Красной армией?

1) Брюссель

2) Прага

3) Париж

4) Копенгаген

15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите город, название которого дважды пропущено в отрывке.

«В конце сентября — начале октября началась немецкая операция «Тайфун», нацеленная на взятие __________. Первая линия советской обороны была прорвана на центральном направлении 5–6 октября. Пали Брянск и Вязьма. Вторая линия под Можайском на несколько дней задержала германское наступление. 10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. 19 октября в столице было введено осадное положение. В кровопролитных боях Красная Армия сумела остановить противника; закончился октябрьский этап гитлеровского наступления на ________».

1) Ленинград

2) Москва

3) Сталинград

4) Курск

16.  Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.

1) XX съезд КПСС

2) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

3) Карибский кризис

4) создание СЭВ

17.  Что предполагала экономическая реформа А.Н. Косыгина?

1) создание совнархозов

2) расширение самостоятельности предприятий

3) передачу мелких и средних предприятий в частные руки

4) проведение денежной реформы

18.  Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите десятилетие, когда произошли описанные в тексте события.

«Несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции <…> Этот переход был необходим в условиях противостояния СССР и Запада. Были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач, межконтинентальные баллистические ракеты, выведен в космос первый искусственный спутник Земли, тогда же развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области (ныне космодром Плесецк). В этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске <…>».

1) 1940-е гг.

2) 1950-е гг.

3) 1960-е гг.

4) 1970-е гг.

19.  Кто был руководителем советского правительства в 1930-х гг.?

1) Н. И. Бухарин

2) Л. Д. Троцкий

3) В. М. Молотов

4) К. Е. Ворошилов

20. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=112

В какую международную организацию входили в первой половине 1960-х гг. страны, территория которых заштрихована на данной схеме?

1) Лига Наций

2) Организация Варшавского договора (ОВД)

3) НАТО

4) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

21.  Нобелевской премии по литературе были удостоены советские писатели

1) М.М. Зощенко и А.А. Ахматова

3) Н.А. Островский и А.Н. Толстой

2) А.П. Гайдар и А.А. Фадеев

4) М.А. Шолохов и А.И. Солженицын

22.  Рассмотрите изображение и выполните задание.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=143

Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.

23. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов

1) начало восстания под предводительством Е. И. Пугачёва

2) издание жалованной грамоты дворянству

3) созыв Уложенной комиссии

4) губернская реформа Екатерины II

24.  Установите соответствие между названиями городов и князьями, в правление которых эти города были присоединены к Московскому княжеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ

КНЯЗЬЯ

А) Новгород и Тверь

Б) Псков и Смоленск

В) Казань и Астрахань

1) Василий II

2) Иван III

3) Василий III

4) Иван IV

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

25. Кто из перечисленных политических деятелей возглавлял Временное правительство в 1917 г.? Найдите в ниже приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Л. Г. Корнилов

2) А. Ф. Керенский

3) П. А. Столыпин

4) Г. Е. Львов

5) С. Ю. Витте

26.  Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Производство электроэнергии в некоторых республиках СССР

(млрд. кВт·ч)

1940 г.

1965 г.

1986 г.

РСФСР

30,8

333,0

1001,1

Украинская ССР

12,4

94,6

273,0

Белорусская ССР

0,5

8,4

36,3

СССР

48,31

507,0

1599,0

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) В период 1940−1986 гг. в наибольшей степени (в наибольшее количество раз) выросло производство электроэнергии в

1) РСФСР

Б) Во все годы, представленные в таблице, более половины электроэнергии, вырабатываемой в СССР, производилось в

2) Украинской ССР

В) В Белорусской ССР производилось электроэнергии меньше, чем в Украинской ССР,

3) Белорусской ССР

4) во все годы, представленные в таблице

5) не во все годы,

представленные в таблице

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

27.  Запишите термин, о котором идёт речь.

«Название явления в международных отношениях, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. В СССР это крылатое выражение устойчиво ассоциировалось с бывшим премьер- министром Великобритании У. Черчиллем, который, выступая 5 марта 1946 г. в г. Фултоне (США), употребил это выражение применительно к ситуации, сложившейся в международных отношениях после окончания Второй мировой войны».

28.  Сравните черты политического развития СССР в 1920-х и в 1930-х гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) проведение открытых политических дискуссий по вопросу лидерства внутри правящей партии

2) И. В. Сталин — руководитель правящей партии

3) руководство деятельностью мирового коммунистического движения

4) открытая критика деятельности руководства коммунистической партии со стороны внутрипартийной оппозиции

Черты сходства

Черты различия

29.  Запишите слово, пропущенное в схеме.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3283

30.  Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе управления и территориальному делению Московского государства конца XV — начала XVI вв.

1) стан

2) боярин

3) наместник

4) казна

5) вече

 Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.

31.  Укажите название эпохи в истории России, о которой идёт речь в отрывке. Назовите монарха, имя которого пропущено в отрывке.

Из сочинения историка

«В этот сравнительно короткий 37-летний период, пять раз при помощи оружия происходила смена правителей на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I, а завершилась она воцарением Екатерины II. Политика российских правителей в этот период была порой непоследовательной и поэтому малорезультативной. Последовательность внутренней политики сохранилась лишь в одном — в расширении прав и привилегий дворянства.

После переворота, приведшего к власти Екатерину I, и создания Верховного тайного совета усилилось влияние верхов дворянства на государственное управление. При Анне Иоанновне срок обязательной службы дворян был ограничен 25 годами. Был отменён указ о единонаследии. При Елизавете Петровне дворянство было освобождено от наказаний розгами и кнутом. Помещики получили право без суда ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь. В 1762 г. ____________ издал манифест о вольности дворянской, согласно которому дворяне и вовсе освобождались от обязательной службы государству».

32.  Найдите в первом абзаце и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в отрывке. Напишите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение этого положения.

33.  Русский военачальник, участник Северной войны, во время правления внука Петра I был назначен членом высшего совещательного государственного органа Российской империи. При вступлении на престол следующей императрицы военачальник выступил против ограничения самодержавия, предложенного другими членами этого органа. Благодаря такой своей позиции военачальник был назначен сенатором, позже президентом военной коллегии, но через год после этого назначения его арестовали, обвинив в произнесении оскорбительных речей в адрес государыни. Военачальник был освобождён, пробыв в заключении около 10 лет. Ему вернули награды, восстановили в прежнем чине и вновь назначили президентом военной коллегии.

1) Назовите эпоху, когда произошли все описанные события.

2) Укажите название высшего совещательного государственного органа Российской империи, о котором идёт речь.

3) Почему военачальник был освобождён?

34.  Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, во внешней политике Ивана IV и Петра I имелись значимые общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

35.  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Древнерусское искусство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Древнерусском государстве.

«Не смотря» пишется раздельно с «не» как деепричастие. «Несмотря» пишется слитно как производный предлог.

В русском языке существуют оба слова «не смотря» и «несмотря». Определим, как пишется «несмотря» или «не смотря», слитно или раздельно, в зависимости от того, какой частью речи является слово, какую функцию выполняет и в каком контексте оно употребляется.

Правописание слова «не смотря»

Чтобы выбрать раздельное или слитное написание анализируемых слов, обратимся к контексту.

Рассмотрим в качестве примера предложение:

Не смотря в словарь, я знаю написание этого существительного.

В этом высказывании слово «не смотря» является глагольной формой — деепричастием, которое обозначает добавочное действие по отношению к глаголу-сказуемому. Тогда это утверждение можно преобразовать следующим образом:

Я знаю написание слова и не смотрю в словарь.

Так доказывается наличие признака действия у этого слова. Если это деепричастие, то в русском языке с отрицательной частицей «не», как и большинство глаголов, оно пишется раздельно согласно правилу орфографии.



Не смотря или несмотря

Как пишется «несмотря на»?

А теперь рассмотрим другой контекст и определим как пишется «несмотря на». Для этого сперва определим часть речи этого слова.

Несмотря на дождливую погоду, возьмем зонт и выйдем на прогулку с собакой.

Обратим внимание, что здесь слово «несмотря» употребляется с предлогом «на» и существительным в винительном падеже: «несмотря на погоду».


В этом сообщении «несмотря на»- это производный отглагольный предлог, который с приставкой пишется слитно и этим написанием отличается от созвучного ему деепричастия.


В предложении чаще всего такие конструкции с предлогом являются обособленным обстоятельством со значением уступки.

Действие в предложении совершается вопреки каким-то неблагоприятным обстоятельствам, выраженным этой предложно-именной конструкцией. Её можно заменить придаточной частью уступки в сложноподчинённом предложении с типичным подчинительным союзом «хотя», например:

Несмотря на огромные волны, рыбаки вышли в море. — Хотя на море бушевали огромные волны, рыбаки вышли в море.



Чтобы усвоить слитное написание производного предлога, предлагаем прочесть примеры предложений.

Примеры

Несмотря на зиму, море не вымерзало (К. Паустовский).

Несмотря на ливень, мы упорно идем вперед.

Несмотря на годы, старуха Дарья пока что на своих ногах.

Несмотря на  молодость, мой брат Иван стал ведущим специалистом.

Несмотря на зимний мороз, детишки катаются на санках с обледеневшей горки.

Несмотря и не смотря


Вывод

Деепричастие «не смотря» пишется раздельно с частицей «не». Производный предлог «несмотря на» пишется слитно.


Отличаем эти слова, принадлежащие к разным частям речи, в конкретном контексте.

Тест

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 80

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нескорректированные есс кодом ошибки что это
  • Нескорректированные ecc кодом ошибки виктория
  • Несколько тестов положительные может быть ошибка
  • Несколько систем на одном компьютере ошибка
  • Несколько раз это не ошибка