Декарт
совершил настоящий подвиг, требуя первым
условием от философии, чтобы она
отказалась от всякого привычного
чувственного познания, усомнившись во
всём (картезианское сомнение) и с помощью
мышления совсем заново построила
истинный мир, ничего не принимая за
истину, кроме того, что выдержит испытание
любым сомнением. Исходя из такой твердой
точки опоры, как самосознание, он стал
родоначальником последующих систем
философии и оказал на нее большое
влияние, благодаря оригинальности и
самостоятельности, ясности и простоте
своего мышления, а также легкости и
естественности изложения. Хотя Декарт
вполне признавал метафизику, но в области
природы он гораздо строже проводил
механицизм, чем его старший современник
Фрэнсис Бэкон, так что на него позже
ссылались даже чуждые духу его философии
материалисты.
Система
Декарта возбудила оживленную полемику
среди философов и в особенности между
теологами. Гоббс, Гассенди, иезуит Валуа
выступили противниками Декарта,
преследовали его, нередко с фанатизмом,
обвиняли в скептицизме и атеизме и даже
добились запрещения его «опасной»
философии в Италии (1643) и Голландии
(1656). Но у Декарта нашлось и много
приверженцев в Голландии и Франции,
особенно между янсенистами Пор-Рояля
и членами Конгрегации Ораторианцев.
Делафорж, Режи, Арно, Паскаль, Мальбранш,
Гейлинкс и др. особенно старались
развивать далее его систему. Логика
янсенистского Пор-Рояля («Искусство
мыслить», Арно и Николя, изданная 1662)
проникнута картезианским характером.
Несмотря
на многие ошибки, неоспоримы заслуги
Декарта для физиологической и
психологической антропологии; но еще
большая и более прочная слава принадлежит
ему как математику. Он изобрел метод
неопределенных коэффициентов, впервые
понял настоящее значение отрицательных
корней уравнений, предложил новое
остроумное решение уравнений четвертой
степени, ввел показатели степеней и
показал (что составляет, быть может,
главную его заслугу), как можно выразить
природу и свойства каждой кривой при
помощи уравнения между двумя переменными
координатами. Этим Декарт проложил
геометрии новый путь, на котором были
сделаны важнейшие открытия. Его
«Геометрия» (1637), первое печатное
сочинение по геометрии координат и его
«Диоптрика» (1639), которая впервые излагала
вновь открытый закон преломления лучей
света и подготовила великие открытая
Ньютона и Лейбница, навсегда останутся
памятниками его великих заслуг в области
точных наук. В своих философско-космогонических
опытах Декарт хотел, подобно Демокриту
и его атомистическим последователям,
объяснить движение небесных тел, а,
следовательно, и силу тяготения, вихревыми
течениями эфира, наполняющего вселенную,
– теория, которая после принятия и
исправления её Лейбницем долго служила
знаменем для противников действия сил
на расстоянии.
Учение
Декарта быстро распространилось и
приобрело многочисленных приверженцев
не только во Франции и Голландии, но и
в Англии, Германии, Италии. Картезианский
механицизм и рационализм стали знаменем
в борьбе идеологов растущей буржуазии
против реакционной церковной догматики.
Церковники злобно обрушились на
картезианство. В многочисленных памфлетах
они предъявляли обвинение картезианцам
в измене христианскому вероучению и
травили их как еретиков и безбожников.
Верная подозрительной неприязни, с
какой она всегда относилась к философии
Декарта и к его учению о мире, римская
церковь внесла сочинения Декарта в
список запрещённых книг. Если бы Декарт
дожил до этой даты, он мог бы убедиться
в том, насколько призрачны были его
усилия добиться путём компромиссов,
оговорок и умолчания признания со
стороны церкви и королевской власти.
Но никакие преследования и запреты не
могут уничтожить идеологическое явление,
имеющее глубокие, жизненные, исторические
корни. Комплекс философских и
естественнонаучных теорий второй
половины 17 века, носящий название
картезианства, является далеко не
однородным и отнюдь не ограничивается
воспроизведением и популяризацией
учения самого Декарта. Под «картезианством»
разумеются не только различные, но и
прямо противоположные, борющиеся друг
с другом философские учения. Такая
возможность коренилась в наличии
противоположных тенденций в самой
половинчатой дуалистической метафизике
Декарта. Опираясь на различные стороны
его учения, последователи Декарта
создали новые разновидности как
материалистических, так и идеалистических
воззрений. «Картезианство» представляет
собой яркую картину борьбы двух лагерей
в философии вокруг наследия гениального
французского мыслителя. Декарт открывает
собой эпоху философского расцвета,
сопутствовавшую буржуазным революциям,
эпоху, развернувшую в борьбе против
феодальной реакции знамя разума и
свободы.
Декарт
– классик механицизма и рационализма,
гениальный представитель той стадии
развития человеческого познания, которая
опосредствует переход от первой, античной
формы диалектики ко второй исторической
форме диалектики, воплощенной в творчестве
Канта, Фихте и Гегеля.
По
мнению великого русского мыслителя
B.C. Соловьева философия Декарта
(картезианство) в самой себе содержит
коренной недуг всей последующей
европейской философии. Этот недуг
картезианства заключается в том, что
оно разложило мир на две отвлеченности
(духовную субстанцию и протяженную
субстанцию), от которого (недуга) пытался
избавиться Лейбниц и после него Шеллинг.
«Между тем ни чистого вещества, состоящего
в полном протяжении, ни чистого духа,
состоящего в одном мышлении, на самом
деле не существует и — как было показано
еще Лейбницем — существовать не может».
Избавление
от этого недуга, по мнению B.C. Соловьева,
возможно в будущем, но путем иррациональным,
мистическим. Ум не способен разом
охватить целостность бытия, по мнению
русского мыслителя, а в силу этой
способности отвлечения (абстрагирования)
останавливает свое внимание на той или
иной стороне существующего (реальности).
Философия занимается не столь простым
и ясным предметом как числа, и поэтому
здесь случаются такие ошибки, которые
невозможны в математике.
Научные
и философские идеи пережили Декарта.
Механистическое воззрение в науках о
природе, в создании которого Декарту
принадлежит выдающаяся роль, стало
господствующим в течение не только 17,
но и 18 столетия. Однако влияние Декарта
не ограничивается той долей, какую он
внёс в разработку общих принципов этого
мировоззрения и которая уже сама по
себе была значительной. Учение Декарта
продолжало оказывать воздействие не
только как одна из механических теорий
естествознания. В истории науки существует
не только механический период развития
естествознания и психологии. В истории
науки существует – внутри этого периода
– также и история картезианской, т. е.
декартовской, физики. Механистами в
естествознании были и Галилей, и Ньютон,
и многие другие умы, менее значительные.
Но декартовская физика – особая форма
механицизма. Чтобы понять характер
влияния, оказанного учением Декарта на
дальнейшее развитие науки и философии,
надо помнить, что влияние это было
двояким – в соответствии с двойственностью
и противоречивостью мировоззрения
самого Декарта. Идеализм и идеалистический
рационализм теории познания Декарта,
а в особенности мысль Декарта, будто
идеализм необходим для объяснения
достоверности науки, были причиной
огромного влияния, оказанного Декартом
на развитие философского идеализма
нового времени — вплоть до наших дней.
Именно за эти стороны учения Декарта
всегда цеплялся идеализм, за них идеалисты
высоко ценили Декарта, и их они стремились
использовать как опору для собственных
построений. В 20 веке таким было отношение
к Декарту неокантианцев марбургской
школы: Когена, Наторпа, Кассирера. Таким
было отношение к Декарту и Эдмунда
Гуссерля.
Но
в философии природы Декарта была и
другая, противоположная тенденция —
материалистическая. Учение о рефлексе,
как об основном акте нервной системы,
учение о зависимости психического от
физического, изгнание телеологии, т. е.
учения о целесообразном плане природы,
из естествознания, попытка механистического
объяснения возникновения современного
строения солнечной системы привлекали
к Декарту внимание философов и
натурфилософов — материалистов. Частично
они усваивали эти учения Декарта и
развивали их в соответствии с последующими
успехами естественных наук. Частично
же они стремились освободить учение
Декарта от его очевидных противоречий.
Наконец, некоторые из последекартовских
философов пытались распространить
указанные Декартом методы и принципы
механистического материализма на те
области, на какие их не решался перенести
Декарт, например на область социальной
и государственной жизни.
Учение
Декарта оказалось исходным теоретическим
источником для голландского мыслителя
Спинозы (1632— 1677). Спиноза принимает
декартовское сведение материи к одной
лишь протяжённости и сведение души к
деятельности мышления. Но вместе с тем
Спиноза отвергает характерное для
Декарта, как идеалиста в философии,
резкое противопоставление и отделение
души от тела, мышления от протяжённости.
Душа и материя рассматривались Декартом
как две самостоятельные сущности и
именовались поэтому «субстанциями»,
т. е. тем, что существует само по себе и
не нуждается для своего существования
в существовании другого. Напротив, у
Спинозы душа и тело рассматриваются
уже не как две «субстанции», а лишь как
два «атрибута» (т. е. как два свойства)
единой субстанции. Субстанция эта —
бесконечная, никем не сотворенная и
вечная природа. И протяженность, и
мышление выражают — каждое особым
образом — бесконечную и вечную природу
субстанции. Протяжённость и мышление
не воздействуют друг на друга, как
полагал Декарт, а соответствуют друг
другу, и в этом соответствии неотделимы
друг от друга и от субстанции, атрибутами
которой они являются. Они подобны внешней
и внутренней сторонам одной и той же
окружности.
Значительным
было также влияние идей Декарта на
развитие логики и теории познания. В
этой области Декарт поставил задачу,
над решением которой философская мысль
работала в течение столетий. Эта задача
надолго пережила её рационалистическое
решение, предложенное самим Декартом.
Это была проблема осознания логических
условий достоверности точных наук:
математики и математического
естествознания. Учения Декарта о дедукции
и интуиции, об их соотношении, о строении
математического дедуктивного рассуждения,
о видах достоверного знания, об аксиомах
и о доказуемых в науке положениях
получили впоследствии дальнейшее
развитие.
Вскоре
после смерти Декарта исследования этих
вопросов были продолжены под его прямым
влиянием. В замечательном по точности
и ясности мысли небольшом этюде о
геометрии («De I’Esprit geometrique») великий
французский математик Блэз Паскаль на
основе идей Декарта дал сжатый очерк
логического строения дедуктивной
теории. В свою очередь, развитое Паскалем
понимание логики дедуктивного
доказательства, его взгляд на определения
и аксиомы и на их роль в доказательстве
легли в основу так называемой «Логики
Пор-Рояля» — книги, написанной друзьями
Паскаля Арно и Николем и опубликованной
анонимно в 1662 г. Через всю эту книгу
проходит декартовская мысль о логике,
как о науке, формулирующей методы
нахождения истины в науках о реальной
природе и в математических науках. С
этой точки зрения в Пор-Рояльской логике
критикуется принятая схоластиками
система изложения логики и развивается
новое изложение, отбрасывающее
несущественные схоластические тонкости.
Вводится новый раздел логики – учение
о методе; теория понятия и, в частности,
теория определения приводятся в большее
соответствие с практикой научного
мышления.
Одновременно
с влиянием, какое оказывали
теоретико-познавательные и логические
идеи Декарта на родине Декарта, во
Франции, идеи эти воспринимались и
производили действие также и в Англии.
Здесь учение Декарта оставило глубокий
след в разработке вопросов теории
познания, развивавшейся английскими
материалистами 17 века Гоббсом и затем
Локком. Выше уже было показано, что эти
мыслители существенно разошлись с
Декартом, поскольку Декарт строил свою
теорию познания на основе философского
идеализма. Они отрицали учение Декарта
о прирождённости некоторых идей нашему
уму. Особенно обстоятельной и меткой
была в этом отношении критика теории
врождённых идей, развитая Локком.
Однако,
отделённые друг от друга противоположностью
материализма и идеализма, они оставались
объединёнными общностью метафизического
метода мышления. Именно этим объясняется,
почему Гоббс не только усвоил у Декарта,
но и развил его учение о том, будто опыт
и основанные на опыте обобщающие выводы
не способны приводить к истинам, имеющим,
безусловно, всеобщий и необходимый
характер. Мысль эта становится опорной
для всего последекартовского рационализма
и даже для тех метафизических эмпириков,
которые, признавая опытное происхождение
всех наших идей, не понимали, каким
образом из истин, оправданных в границах
обосновывающего их опыта или наблюдения,
могут быть получены истины, справедливые
для всей области опыта, т. е. безусловно,
всеобщие и необходимые.
Дух
философии Декарта был духом свободного
и непредвзятого исследования истины,
уступки же, которые он сделал, не расчищали
дорогу истине, а лишь набросили на её
черты искажающую дымку, которую могло
рассеять только время, т. е. только
добытые борьбой успехи свободной науки
и свободной философии.
Соседние файлы в предмете Философия
- #
24.08.201814.2 Кб5Кроссворд Возрождение и Новое время.xlsx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Увы, но по ссылке которой вы перешли нет страницы. Скорее всего вы допустили ошибку, либо страница переехала на другой адрес. Вы можете попробовать найти ее через поиск. Для этого выберите интересующий вас сервис:
Если вам нужна помощь, вы можете обратиться по следующим контактам:
alexbruni
a@alexbruni.ru
Читайте также статьи Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко
Краткая биография Декарта
Рене Декарт (Descartes), (латинизированное имя – Ренат Картезий), основатель новейшей догматической рационалистической философии и один из глубочайших мыслителей Франции, родился 31 марта 1596 в провинции Турень в семье парламентского советника, а умер 11 февраля 1650 в Стокгольме. Декарт рано обнаружил необыкновенные способности. На восьмом году от роду он поступил в иезуитскую коллегию в Лафлеше, где пристрастился к математике. Чтобы узнать свет, Декарт в возрасте 21 года поступил на военную службу и участвовал во многих походах и битвах в Голландии, Германии, Венгрии, продолжая усиленно заниматься научными и философскими работами, из которых первая «О музыке», была написана у осаждённой Бреды. В уединенном зимнем лагере у Нейбурга (1619) он решил, отказавшись от всех предрассудков, самостоятельно построить всю философию заново на надежных достоверных основаниях. Выйдя с этою целью в отставку, Декарт провел следующие годы частью в путешествиях, преимущественно по Германии и Италии, частью в Париже. С 1629 он прожил в Голландии 20 лет, за исключением недолгих поездок в Германию, Англию и Данию, чтобы пользоваться полным досугом для выработки своей философской системы. За это время Декартом были написаны важнейшие из его сочинений, причём некоторое из них (например «Мир, или Трактат о свете») долго скрывались во избежание столкновений с духовенством. Научные и философские работы Рене Декарта доставили ему и приверженцев, и ожесточенных противников. Декарт получил несколько приглашений от высокопоставленных лиц. В числе прочих и шведская королева Христина (1649) просила его преподавать ей философию. Декарт принял приглашение Христины, но вскоре переезда в Швецию умер от непривычного северного климата, хотя успел выработать план учреждения в Стокгольме академии наук. Его тело было в 1661 перевезено в Париж и погребено в церкви святой Женевьевы.
Философия Декарта. Кратко. Слушать аудиокнигу
Рационалистический метод Декарта – сомнение
Хотя Декарт благодаря своим математическим и физическим открытиям стал одним из творцов новейшей физики, исходной точкой своей философии он сделал не внешний, а внутренний опыт. Вследствие этого Декарт стал одним из столпов европейского рационализма, а не эмпиризма. Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. В этом убеждают многочисленные факты обманов чувств. Согласно Декарту, можно сомневаться вообще во всем, однако никак нельзя подвергнуть сомнению сам факт нашего мышления, с которым неразрывно связано убеждение в нашем существовании. Этот тезис и выражает прославленный философский афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» («Cogito, ergo sum»).
Идея Бога у Декарта
Единственное существование, в котором я вполне уверен, есть мое собственное, т. е. существование моего духа и его мыслей, тогда как бытие всего вещественного мира (и моего собственного тела) остается под сомнением. Неоспоримых данных, подтверждающих истинность наших ощущений, у нас нет. Он может оказать простым плодом нашего воображения. Однако, согласно философии Декарта, среди наших представлений находится одно, которое мы не могли создать сами, которое скорее надо признать данным нам, так как оно заключает в себе более полную реальность, чем та, какую мы находим в себе. Это идея Бога – совершеннейшего существа, неограниченного бытия, прямо противоположная чувству ограниченности нашего собственного бытия и потому внушенная нам самим Богом, врожденная нам до всякого опыта, подобно представлению, какое мы имеем о самом себе.
Портрет Рене Декарта. Художник Франц Хальс. Ок. 1649
Преобразуя онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского, Декарт выражает его в такой форме: Бог есть совершеннейшее существо, к совершенствам же принадлежит и существование, следовательно, Бог существует. Другое доказательство бытия Божия заключается у Декарта в следующем: мое собственное существование можно объяснить только с помощью признания бытия Божия, потому что если бы я произошел сам собою, я бы придал себе все совершенства; если же я происхожу от других, от родителей, предков и т. д., то должна существовать первая причина, т. е. Бог. В число Божьих совершенств входит и совершенная правдивость, из чего следует, что все, что я познаю ясно, истинно. Бог не мог меня обмануть, это противоречит понятию о нём, как о всесовершенном существе.
Дуализм души и тела у Декарта
Представление внешнего мира и природы неискоренимо и ясно находится в моем уме. Поэтому, считает Декарт, протяженный мир со всеми качествами, какие мы познаем в наших ясных представлениях, действительно существует. Лежащая в основе его протяженная сущность называется телом или материей. Её природа, согласно философии Декарта, состоит не в твердости, тяжести, окраске или вообще в каком-либо качестве, постигаемом чувствами и устранимом из тела без нарушения его сущности – но единственно в протяжении. Лишь это последнее, допуская численные измерения, образует основу, не только геометрии, но и физики.
Протяжение имеет тело, но не душа. Между ними двумя существует диаметральная разница. Тело может быть разрушено, душа же неразрушима, т. е. бессмертна. В собственном смысле только Бог может именоваться субстанцией, т. е. тем, что существует, не нуждаясь для этого ни в чем другом; в производном же смысле можно говорить о телесной и мыслящей субстанции, так как обе не нуждаются для своего существования ни в чем, кроме Бога. Единственным главным свойством материи, по философии Декарта, является протяжение, но не энергия и силы. Количество вещества и движения, вложенных изначально в мир Богом, остается неизменным. Последние составные частицы материи – мельчайшие тельца, различные по форме и величине (корпускулы).
На животных Декарт смотрит как на живые машины без души, чувства, ибо они целиком управляются инстинктами, без всякой свободы воли. В человеке протяженная субстанция (тело) и мыслящая душа сходятся в единственном непарном органе мозга, центральной его железе; при их противоположной сути они не могли бы взаимодействовать, если бы не были соединены и согласованы Богом. Эта теория навела ученика Декарта, Гейлинкса на гипотезу окказионализма.
Этика Декарта
Свои этические воззрения Декарт выразил, частью в сочинениях (в книге физиологического и психологического содержания «De passionibus»), частью в письмах, особенно в письме «De Summo bono», к королеве Христине. В этике он примыкает ближе всего к стоикам и Аристотелю. Нравственную цель философия Декарта усматривает в благополучии, которое создаётся последовательной доброй волей или добродетелью.
Значение философии Декарта
Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон, так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.
Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс, Гассенди, иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль, Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.
Роль Декарта в истории науки
Несмотря на многие ошибки, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической антропологии; но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как математику. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных корней уравнений, предложил новое остроумное решение уравнений четвертой степени, ввел показатели степеней и показал (что составляет, быть может, главную его заслугу), как можно выразить природу и свойства каждой кривой при помощи уравнения между двумя переменными координатами. Этим Декарт проложил геометрии новый путь, на котором были сделаны важнейшие открытия. Его «Геометрия» (1637), первое печатное сочинение по геометрии координат и его «Диоптрика» (1639), которая впервые излагала вновь открытый закон преломления лучей света и подготовила великие открытая Ньютона и Лейбница, навсегда останутся памятниками его великих заслуг в области точных наук. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных тел, а, следовательно, и силу тяготения, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную, – теория, которая после принятия и исправления её Лейбницем долго служила знаменем для противников действия сил на расстоянии.
Главные сочинения Декарта
Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках.
Первоначала философии.
Страсти души.
Правила для руководства ума.
Разыскание истины посредством естественного света.
Мир, или Трактат о свете.