Неожиданно позади нас щелкнуло два выстрела ошибка

Задание 1.

Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.

1. Ряд столов (стоял – стояли) посередине комнаты.

2. Пять учеников (подошло – подошли) к экзаменационному столу.

3. Двадцать две тетради (лежало – лежали) в шкафу.

4. На конференцию (прибыл – прибыли) двадцать один делегат.

5. Тысяча солдат (бросилось – бросилась – бросились) в атаку.

6. (Прошло – прошли) два месяца.

7. На экскурсию (пошло – пошли) всего десять человек.

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.

9. Пятерка истребителей (сопровождала – сопровождали) эскадру.

10. Много выпускников нашего вуза (пошло – пошли) работать на это предприятие.

11. Позади их (щелкнули – щелкнуло) два выстрела.

Задание 2.

Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.

1. Секретарь (выдал – выдала) нам нужные справки.

/ Речь идет о лице женского пола.

/ 2. «Война и мир» (написана – написано – написаны) Л.

Н. Толстым.

3. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить эту трудную задачу.

4. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется – справляются) со своими обязанностями.

5. Платье — костюм (сшит – сшито) по новой моде.

6. Машина — грейдер (разравнивал – разравнивала) дорогу.

6. НИИ (получил – получило) заказ на разработку новых строительных материалов.

7. Брат или сестра (поможет – помогут) мне сделать уроки.

8. Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню.

Вы зашли на страницу вопроса Задание 1?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №52»

Методические рекомендации

по выполнению задания 7

(ЕГЭ-2016. Русский язык)

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Симонова Ирина Александровна

Содержание

Раздел I. Аннотация…………………………………………………….стр 3

Раздел II. Теоретические материалы…………………………..….стр.4-11

Раздел III. Практические задания…………………………………стр.12-17

Раздел IV. Ответы ……………………………………………………стр.18

Раздел V. Литература………………………………………….……..стр.19

Раздел I. Аннотация

В
заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд
теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны,
количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые
вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к
выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении
которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами
грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить
предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.

В
пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут 
классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на
закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в
выполнении этого задания.

Автор-составитель
—  Симонова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№52».

Раздел II. Теоретические
материалы

1)     
неправильное употребление
падежной формы существительного (местоимения) с предлогом;

2)     
нарушение связи между подлежащим
и сказуемым
;

3)     
нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
;

4)     
ошибка в построении предложения
с однородными членами
;

5)     
неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
;

6)     
нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
;

7)     
неправильное построение предложения
с косвенной речью
;

8)      
ошибка в употреблении
имени числительного
;

9)     
ошибка в построении сложного
предложения
;

10)   нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм
.

Типы
ошибок

Примеры
с ошибками

Правила
и правильные варианты

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом

1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря,
согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез

Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки
прогноза
погода была прекрасной.

Существительные после предлогов благодаря,
согласно, вопреки
всегда стоят в д.п. (кому? чему?) Правильный
вариант:
Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно
расписанию.
Вопреки прогнозу погода была прекрасной.

2. Ошибка в употреблении предлога по

По завершениЮ
учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно
проконсультироваться у врача. Регистрация была завершена по прибытиЮ
участников симпозиума в аэропорт.

Если предлог «по» имеет значение «после
чего-либо»
, слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в
п.п. (по завершениИ=после завершения; по приездЕ=после приезда,
по истечениИ= после истечения, по прибытиИ= после прибытия) и
др.

>
ЗАПОМНИТЬ!
Предлоги в меру, в течение, в
продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством,
вследствие
управляют р.п. (кого? чего?). В меру (кого? чего?) сил, в
течение (кого? чего?) урока, в продолжение (кого? чего?) фильма (НЕ ПУТАТЬ: В
продолжениЕ фильма я несколько раз плакал = во время оного. В продолжениИ
фильма герои поженятся = во второй части), в силу (кого? чего?) сложившихся
обстоятельств, в заключение (кого? чего?) речи, в виде (кого? чего?) шара, по
причине (кого? чего?) болезни, наподобие (кого? чего?) стрелы, посредством
(кого? чего?) управления, вследствие (кого? чего?) наводнения.

>ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании
сочинения

> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает
такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении
по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между
словами вставлено определение

> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает
такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении
по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между
словами вставлено определение

Не раздумывая ни минуты, отважный всадник
поскакал наперерез сорвавшегося табуна

Правильный вариант:

Не раздумывая ни минуты, отважный всадник
поскакал наперерез (кому? чему?) сорвавшемуся табуну
(
какому?)

3. Употребление предложного сочетания
вместо беспредложной конструкции

Установить о причинах аварии, не
касаться к этим вопросам

Правильный вариант:

Установить (кого? что?) причины
аварии;

не касаться (кого? чего?) этих вопросов

4. Беспредложная конструкция вместо
предложного сочетания

Характерная им особенность

Правильный вариант:

Характерная (для кого?) для них
особенность

5. Неправильный выбор предлога

Партнер в игре в теннис

Правильный вариант:

Партнер (по чему?) по игре в теннис

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Ошибки в предложениях, придаточная
часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО

Те, кто бывали в Геленджике, не могли
не любоваться красотой набережной

Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с
глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Те, кто
бывал
в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной

2. Ошибки в предложениях с интерпозицией
придаточного, по причине которой подлежащее и сказуемое находятся в
дистантном положении

Те, кто никогда
не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого
пространства.

Начинать работу с такими конструкциями
необходимо с определения границ предложений. Правильный вариант: 1)Те,
2)(кто никогда не бывал в пустыне), 1)представляЮт
её в виде большого необитаемого пространства.

3. Ошибки в предложениях с приложением во
множественном числе, поясняющем подлежащее, по причине которого подлежащее и
сказуемое находятся в дистантном положении

Никто, даже
лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз.

Запомнить, что сказуемое сочетается с
подлежащим, а не с приложением! Правильный вариант: Никто, /даже
лучшие специалисты/, не мог поставить правильный диагноз.

4. Подлежащее выражено синтаксически не
делимой конструкцией:

*Подлежащее выражено сочетанием
местоимения НИКТО с существительным в родительном падеже множественного числа
с предлогом ИЗ

Никто из друзей не могли даже
предположить
, что невинная, как казалось сначала,
шалость приведет к таким последствиям

Местоимение НИКТО употребляется с глаголами
только в форме ед. числа. Правильный вариант: Никто из друзей не
мог даже предположить
, что невинная, как казалось сначала, шалость
приведет к таким последствиям.

* Подлежащее выражено собирательным
существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с
родительным падежом множественного числа

1)Большинство
студентов хорошо сдало экзамен

2)Ряд новых домов стояли в конце деревни.

1)Сказуемое
нужно употреблять во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевлённых
или подчёркивается активность. Правильный вариант: Большинство
студентов хорошо сдали экзамен.

2)Сказуемое
нужно употреблять в единственном числе, когда подлежащее обозначает
предметы неодушевлённые. Правильный вариант:  Ряд новых
домов стоял в конце деревни.

* Подлежащее выражено так называемым счётным
оборотом
, сочетанием количественного числительного или другого счётного
слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже
множественного числа.

Десять бойцов бросилось
в атаку. Засеяны сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми
шагами ходило взад и вперёд. (Л.)

Сказуемое обычно согласуется так же, как с
подлежащим-собирательным существительным. Правильный вариант:  Десять
бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько
дам скорыми шагами ходили взад и вперёд. (Л.)

* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным
в родительном падеже множественного числа.

Три книги лежит на столе. Четыре ученика
вошло в класс. Позади их щёлкнуло два выстрела, просвистели
две
пули.
(Л. Т.) Тридцать
два человека дышало одним духом.
(Шол.)

Сказуемое обычно ста­вится во множественном
числе.
Правильный вариант:  Три книги лежат на
столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела,
просвистели две пули.
(Л. Т.) Тридцать два человека дышали
одним духом.
(Шол.)

*  Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися
на один

Институт окончили триста один студент.

Ска­зуемое, как правило, ставится в
единственном числе.
Правильный вариант: Институт окончил триста
один студент.

* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард.

Получены тысяча книг для школьной библиотеки. От­пущено
миллион
рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед
его пальцем сидело тыся­ча Андреев.
(А. Н. Т.)

Сказуемое обычно ста­вится
в единственном числе и согласуется в роде с числительным.
Правильный вариант: Получена
тысяча
книг для школьной
библиотеки. От­пущен миллион рублей па благоустройство поселка.
Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тыся­ча Андреев.
(А. Н. Т.)

* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней,
часов
и т.п.

Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.)
Пятнадцать лет так прошли.

Сказуе­мое обычно ставится в единственном
числе.
Правильный вариант:

Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.)
Пятнадцать лет так прошло.

* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь

1)Все три всадника ехало молча. (Г.)

2)Гостей приходили только трое. (П.)

1)Сказуе­мое ставится только во множественном
числе.
Правильный вариант: Все три
всадника ехали молча.
(Г.)

2)Напротив, при наличии слов всего, только, лишь
сказуемое ста­вится в единственном числе.
Правильный
вариант:
Гостей пришло
только
трое.
(П.)

* Подлежащее выражено сложным существительным, первой
частью которого является числительное пол-.

1)Полдома сгорели. Полжизни прожиты. Полтарелки
еще остались.

2)Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоро­вье
больного.

1)Сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в
прошедшем времени — в среднем роде.
Правильный вариант: Полдома
сгорело. Полжизни прожито. Полтарелки еще осталось.

2)Но если при этих словах имеется определение в
именительном падеже множественного числа,
то сказуемое тоже ставится во
мно­жественном числе:

Правильный вариант:  Полгода, проведенные в деревне,
восстановили
здоро­вье больного.

* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со
значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дю­жина, сотня и
т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна
и др.)

За моею тележкою четверка
быков тащили другую.
(Л.)
Поток ма­шин, орудий и повозок с грохотом катились по
узкому мосту.

Сказуемое ставится в единствен­ном числе.

Правильный вариант:  За моею тележкою четверка быков
тащила другую.
(Л.) Поток ма­шин, орудий и повозок
с грохотом катился по узкому мосту.

* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало,
сколько

Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в
вет­вях. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей
туманом проносятся…
(Пр.)

Сказуемое обычно ставится в единст-венном
числе.
Правильный вариант:  

Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в
вет­вях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей
туманом проносится…
(Пр.)

* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обознача­ющим
профессию, должность, звание и т.д.

Педагог Сергеева
прочёл
лекцию.

Сказуемое ставится в
мужском роде
независимо от пола того лица, о котором идёт речь: педагог
сделал
доклад, директор вызвал к себе сотрудника (в раз­говорном
языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде,
особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При
наличии собственного имени лица, при кото­ром указанные слова
выступают в роли приложений, сказуемое со­гласуется с собственным именем:
Педагог Сергеева прочла лекцию.

* При подлежащем,
выраженном группой слов (названия ли­тературных произведений, газет,
журналов, предприятий и т.д.), среди которых имеется ведущее  слово или
слова в именительном падеже

«Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым.

«Волки и овцы» поставлено
на сцене городского театра.

Сказуемое согласуется со словом или словами
в именительном падеже.
Правильный вариант:   «Герой нашего
времени» написан М.Ю. Лермонтовым.

«Волки и овцы» поставлены
на сцене городского театра.

Однако   нельзя  
сказать:   «Руслан   и   Людмила»   написаны А.С. Пушкиным, поскольку
речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в
этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и
т.д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с
одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана
Л.Н. Толстым.

* При
сложных названиях,
состоящих из двух
слов разного грамматического рода

Библиотека-музей отремонтирован, песня-романс
стал
весьма популярен, витрина-стенд помещён в вестибюле, часы-будильник
остановился, книга-справочник весьма полезен, таблица-плакат
висел
на стене.

Сказуемое согласуется с тем из них, кото­рое
выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета.

Правильный вариант:    библиотека-музей отремонтирована,
песня-
романс стала весьма популярной, витрина-стенд
помещена
в вестибюле, внимание окружающих привлекала маши­на-фургон,
часы-будильник остановились, концерт-загадка прошёл с
большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат
висела
на стене, рас­кладное кресло-кровать стояло в углу
и
т.п.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В качестве
несогласованных приложений чаще всего употребляются имена собственные в
сочетании с нарицательными. Мы должны придерживаться нескольких основных
правил при использовании таких конструкций.

1. Ошибки в употреблении имен собственных

В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ»…

Об этом писали в газете «Аргументах и
фактах.

В «Аргументы и факты» много новостей.

В сочетании с именем нарицательным   имя
собственное остается в начальной форме, а изменяется только нарицатель-ное.
Если же имя собственное употреб-ляется без нарицательного, то изменяется оно. 
Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир»…или В «ВойнЕ
и мирЕ»…
Об этом писали в газете «Аргументы и факты.В «Аргументах и
фактах»
много новостей.

2. Ошибки в употреблении географических
названий

Я живу в городе Курск. Мы отдыхали
на реке Волга. У деревни Ивантеевка строится новый
свинокомплекс. На полуострове Таймыре расположилась исследовательская
группа. В озере Байкале
очень чистая вода.

Названия городов,
рек, сел, деревень СКЛОНЯЮТСЯ!
Правильный
вариант:
Я живу в городе Курске. Мы
отдыхали на реке Волге. У деревни Ивантеевки строится новый
свинокомплекс.

Все остальные географические названия (озер, мысов, зали­вов, островов, полуостровов, гор,
горных хребтов, станций
и др.) НЕ
СКЛОНЯЮТСЯ!
Правильный вариант: На полуострове Таймыр
расположилась исследовательская группа. В озере Байкал
очень
чистая вода.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1. Нарушение синтаксических норм при
построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…,
так и; не только…, но и; если…, то; более(менее)…, чем
и др.

Хорошо отвечали как
одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов.
Правильный вариант:
Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники,  так
и
учащиеся девятых классов.

Книга не только имеет познавательную
ценность, но и большое воспитательное значение.

При двойных союзах один из однородных членов
предложения ставится при первой части союза, а другой при второй. Правильный
вариант:
Книга имеет не только познавательную ценность, но и
большое воспитательное значение.

2. Построение предложений с однородными
членами, стоящими в разных падежах

Во время войны народ надеялся и верил
в победу.

Если однородные сказуемые имеют дно и то же
зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Глагол надеялся
не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся на кого? на
что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант:
Во время войны народ надеялся на победу и верил в неё.

3. Пропуск предлога при однородных членах

На земле, воде и воздухе – всюду мы
защищены!

Перед словом воздухе необходимо добавить
предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с
предлогом «на». Правильный вариант: На земле,  в воде и воздухе –
всюду мы защищены!

4. Нарушение лексической сочетаемости
однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.

Много критических замечаний и ценных
предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Все однородные члены предложения должны
лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которыми они связаны по
смыслу: нельзя «внести замечания». Правильный вариант: Много
ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много высказано
критических замечаний.

5. Нарушение падежных форм обобщающего
слова и однородных членов.

Посетители музея любовались картинами великих
художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Все однородные члены должны стоять в одном
падеже. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих
художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

6. Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять.

Не могут быть однородными существительное и
инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.

7. Смешение родо-видовых понятий в ряду
однородных членов.

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

8. Соединение в одном ряду однородных
членов скрещивающихся понятий.

На собрание пришли жильцы дома, бабушки и
дети
.

Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный
вариант:
На собрание пришли жильцы дома.

9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Иван Петрович пришел с женой и плохим
настроением
.

«Пришел с женой и плохим настроением»
— логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович
пришел с женой, был в  плохом настроении.

10. Нарушение однородности синтаксических
элементов предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил
землю
, очень выручил хлеборобов.

Не могут выступать в качестве однородных
синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть
сложноподчиненного предложения.
Правильный вариант: Дождь,
ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с
деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в
обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о
котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла
(как?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно
выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее,
выполняющее оба действия (Белка
и на ветке сидела, и орехи грызла).
То есть, увидев деепричастный оборот, ученик, чтобы выполнить задание,
должен сначала найти грамматическую основу предложения! Однако деепричастный
оборот может употребляться и в односоставных определённо-личных предложениях,
где подлежащее легко восстанавливается: Приступая к написанию
сочинения-рассуждения на ЕГЭ, внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.
(Исполнитель отсутствует, но легко восстанавливается при помощи местоимения
«вы», которое явно подразумевается). А также употребление деепричастного
оборота возможно в некоторых безличных предложениях, где сказуемое выражено
конструкцией со словами категории состояния можно, необходимо, нужно, нельзя
не  + инфинитив и имеет ярко выраженный повелительный характер: Приступая к
написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, необходимо внимательно, вдумчиво
прочитать исходный текст.

1. Добавочное действие (деепричастный
оборот) и основное действие (сказуемое) имеют разного исполнителя

Окончив с отличием политехнический
институт
, мне предстояла успешная карьера.

Подлежащее «карьера» выполняет
действие-сказуемое «предстояла», но оно не может «окончить политехнический
институт». Правильный вариант: Окончив с отличием
политехнический институт, выпускник рассчитывал на успешную
карьеру
(выпускник и институт окончил, и на карьеру рассчитывал)

2. Деепричастный оборот употреблен в
безличном предложении, где исполнителя нет и быть не может

Гуляя вечером, мне нездоровилось.

Употреблять деепричастный оборот в безличном
предложении нельзя, так как в нём исполнителя нет и быть не может. Правильный
вариант:
Гуляя вечером, я почувствовал
недомогание.

Но в некоторых случаях (см. выше) деепричастный оборот может быть уместен. Правильный
вариант:
Гуляя вечером, можно простудиться.

3. Сказуемое выражено конструкцией со
страдательным причастием.

Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.

Исполнитель действия, выраженного сказуемым,
и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (медикаменты
доставил самолёт, а осматривать его будут техники).

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Нарушение согласования причастия с
определяемым словом.

Мы гордимся нашими футболистами,
победивших
английскую команду.

Причастие и определяемое слово должны
согласоваться (окончание в вопросе должно соответствовать окончанию
причастия) Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами,
(какими?) победившими английскую команду.

2. Разрыв причастного оборота
определяемым словом.

Приготовленные оладьи мамой были
необыкновенно вкусны.

Определяемое слово не может разрывать
причастный оборот, оно может только перед ним или после него. Правильный
вариант:
Оладьи, приготовленные мамой, были
необыкновенно вкусны. // Приготовленные мамой оладьи были
необыкновенно вкусны.

3. Неверное определение определяемого слова,
создающее неоднозначность восприятия

Через несколько дней после ссоры
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Кто крадёт дрова: леса или всё-таки
крестьяне Троекурова? Правильный вариант:  Через несколько дней
после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших
дрова.

4. Замена страдательных причастий
действительными и наоборот

Задание, выполняющееся нами, не
вызывает особых затруднений.

Водитель – это лицо, управляемое
автомобилем.

Действительное причастие на –ся
следует, где это возможно, заменять страдательными. Правильный вариант:
Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Водитель
– это лицо, управляющее автомобилем.

7.
Неправильное построение предложения с косвенной речью

В отличие от прямой речи косвенная
речь
передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его
не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях
косвенная речь может приближаться к дословному
воспроизведению чужой речи). Вследствие чего косвенная речь подразумевает
употребление местоимений только в 3-м лице, тогда как 1-е категорически
запрещено

1. Смешение прямой и косвенной речи

Студент грустно сказал, что я еще
не готов отвечать.

Нельзя использовать в придаточной части косвенной
речи местоимения 1 и 2 лица.

Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.

8.
Ошибка в употреблении имени числительного

Особые проблемы в конструировании
предложений с именами числительными вызывает употребление собирательных
числительных. На них я и хочу остановиться более подробно.

Собирательные числительные употребляются
только:

1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот

Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину.

Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись,
разглядывая картину.

2. С
существительными, имеющими форму только мн. числа: двое суток, пятеро ножниц

Мы отсутствовали двадцать двое
суток.

Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня.

3. С существительными
ребята, люди, дети, лицо (в знач. «человек»): пятеро подозрительных лиц, двое
ребят

Пять людей вышли из дому.

Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому.

4. С личными
место-имениями МЫ, ВЫ, ОНИ: их трое, вас семеро

Нас
было четыре. Вам двум необходимо сдать документы.

Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо
сдать документы.

5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк

Мне было необходимо купить пять
новых носков.

Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков.

6. С
детенышами животных: трое котят, малышей

У моих соседей трое красивых кошек.

Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых
котят.

7. С
прилагательными и причастиями в значении существительных (субстантивированными
существительными)

В госпитальной палате теснились шесть
раненых.

Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых.

8. Склонение
имен числительных оба-обе

Вымой обои ладони. Обоим
бабушкам
уступили место.

Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место.

9.
Ошибки в построении сложного предложения

1. Замена
придаточного изъяснительного придаточным местоименно-определительным
предложением и наоборот

Она говорила то, что в жизни есть
не только полезное, но и прекрасное.

Мы благодарны им, что живем под
мирным небом.

Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и
прекрасное.

Мы благодарны им за то, что живем
под мирным небом.

2. Неуместное
употреб-ление двойных союзов вместо одиночного

Когда
тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.

Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился,
кое-где еще были слышны выстрелы.

3.
Дублирование частицы ли, употребленной в качестве союза в придаточном
изъяснитель-ном предложении

Учитель поинтересовался, что успеем ли
мы закончить работу к концу урока.

Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу
урока.

4.
Неоправданная инвер-сия.

Они мечтали, чтобы когда наступит
весна, вновь расцвела старая черемуха.

Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит
весна.

10.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1. Глагольные
формы, употребленные в одном контексте, должны совпадать во временнОм
значении

Статья показывает пороки,
современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Замирает на мгновение сердце и застучит вновь.

Кто-то сядет на лавочку,
поднимет
глаза на высокое небо и блаженно произнес: «Хорошо-то как!»

Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой
отклик у читателей.

Замрёт на мгновение сердце и застучит вновь.

Кто-то сядет на лавочку,
поднимет
глаза на высокое небо и блаженно произнесёт: «Хорошо-то как!»

Источник

  1. 1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура
    речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.:
    ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
    заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
    и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
    Задачник»)

Раздел III. Практические задания

Задание 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

1) Срав­ни­вая слова
«рад» и «от­ра­да», надо учи­ты­вать, что ис­то­ри­че­ски они про­ис­хо­дят
от раз­ных кор­ней.

2) Сразу по при­ез­де
при­е­хав­шие род­ствен­ни­ки к нам в гости по­се­ли­лись на даче.

3) Те, кто увле­ка­ет­ся
твор­че­ством Бул­га­ко­ва, знают, что о ро­ма­не «Ма­сте­ре и Мар­га­ри­те»
на­пи­са­ны сотни кри­ти­че­ских ста­тей.

4) Иней ОДЕЛ все де­ре­вья
в се­реб­ри­стые на­ря­ды, и всё во­круг за­ис­кри­лось и за­иг­ра­ло на зим­нем
солн­це, со­зда­вая ощу­ще­ние празд­ни­ка.

5) В об­шир­ном ар­се­на­ле
средств со­вре­мен­ной ме­ди­ци­ны же­ле­зо остаётся не­из­мен­ным ком­по­нен­том
при ле­че­нии ма­ло­кро­вия как сред­ство, ко­то­рое улуч­ша­ет со­став
крови.

6) Изу­чая рас­те­ния
сред­ней по­ло­сы, об­ра­ти­те вни­ма­ние на их от­ли­чие от рас­те­ний дру­гих
зон.

7) Бла­го­да­ря на­ше­го
про­вод­ни­ка поход ока­зал­ся очень ин­те­рес­ным.

8) За­пи­сы­вая фор­му­лу,
долж­на быть по­вто­ре­на утвер­ждённая ком­би­на­ция зна­ков.

9) Я не за­ме­тил, что успел ли Сер­гей
выйти до воз­вра­ще­ния Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча.

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Задание 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и
ска­зу­е­мым

В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с кос­вен­ной речью

Г) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти
гла­голь­ных форм

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го

1) Кто бы ни изу­чал био­гра­фию
Пуш­ки­на, подчёрки­вал, что его по­э­ти­че­ский та­лант не­обы­чай­но рас­цве­тал
в осен­нюю пору.

2) По­ут­ру обои по­дру­ги
от­пра­ви­лись в ин­сти­тут, чтобы пе­ре­сдать эк­за­мен.

3) В одном из ста­рин­ных
домов, со­хра­нив­ших­ся в цен­тре Моск­вы, бы­ва­ли ве­ли­кие рус­ские поэты
и пи­са­те­ли, ком­по­зи­то­ры и ху­дож­ни­ки.

4) Ор­га­низм че­ло­ве­ка,
в ко­то­ром ра­бо­та­ют слож­ные био­хи­ми­че­ские ме­ха­низ­мы, тре­бу­ют
еже­днев­но­го по­ступ­ле­ния не­об­хо­ди­мых пи­та­тель­ных ве­ществ.

5) Мы взяли с собой не­хит­рую
еду: вы­мо­чен­ная на­ка­ну­не в мо­ло­ке про­со­лен­ная рыба, ва­ре­ная кар­тош­ка,
ма­ри­но­ван­ные огур­цы.

6) Древ­не­гре­че­ский
фи­ло­соф Пла­тон узнал об Ат­лан­ти­де от сво­е­го деда Кри­тия, ко­то­рый,
в свою оче­редь, про­слы­шал об этом от «муд­ре­ца муд­ре­цов» Со­ломо­на.

7) Не­зна­ко­мец спро­сил
у про­хо­же­го, «как мне до­брать­ся к вок­за­лу».

8) Артём очень любит сво­е­го
чет­ве­ро­но­го­го друга, по­явив­ше­го­ся в его жизни столь за­га­доч­ным об­ра­зом,
и по­за­бо­тит­ся о нём.

9) Пьеса Горь­ко­го «На дне», ко­то­рая была
на­пи­са­на в 1902 году, изоб­ра­жа­ла жизнь «быв­ших людей».

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Задание 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и
ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти
гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал
учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были
на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла
почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что
был ли кто-ни­будь ещё так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии
вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам,
счи­та­ли фан­тазёрами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния
Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Вол­кон­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции,
мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся,
что он идёт и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти»
была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те,
вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Задание 4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с кос­вен­ной речью

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го

1) Плохо вы­ра­жен­ная
мысль — это ле­ность не толь­ко ре­че­вых уси­лий, а также ле­ность мысли.

2) Их было всего че­тверо,
но с ними, со всеми чет­ве­ры­ми, наша ком­па­ния могла уже спра­вить­ся до­воль­но
легко.

3) Бла­го­да­ря уни­каль­но­го
на­бо­ра микро- и мак­ро­эле­мен­тов, ами­но­кис­лот, ле­ци­ти­на, пе­ре­пе­ли­ные
яйца с успе­хом ис­поль­зу­ют­ся в кос­ме­то­ло­гии.

4) Спря­тав­шись за ста­рый
дом, на­хо­див­ший­ся на пу­сты­ре, всё было видно.

5) Для Пуш­ки­на Та­тья­на,
одна из глав­ных ге­ро­инь «Ев­ге­ния Оне­ги­на», яв­ля­ет­ся иде­а­лом рус­ской
жен­щи­ны и об­раз­цом нрав­ствен­ной чи­сто­ты.

6) По утвер­жде­нию К.И.
Чу­ков­ско­го, глав­ная цель дет­ских пи­са­те­лей за­клю­ча­ет­ся в том,
чтобы какою угод­но ценою вос­пи­тать в ребёнке че­ло­веч­ность.

7) Вла­ди­мир го­во­рил,
что «я имен­но тогда в ста­ром рус­ском го­род­ке, в Во­лог­де, увлёкся ис­то­ри­ей,
имен­но тогда нашёл и начал за­ни­мать­ся ар­хи­ва­ми деда».

8) Поль­зу­ясь со­ве­та­ми
спе­ци­а­ли­стов, я смог при­ду­мать соб­ствен­ное ре­ше­ние про­бле­мы.

9) Двое пар бо­ти­нок, сто­я­щих у стены в
при­хо­жей, ука­зы­ва­ли на то, что кто-то уже опе­ре­дил нас.

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Задание 5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и
ска­зу­е­мым

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти
гла­голь­ных форм

1) И. С. Тур­ге­нев под­вер­га­ет
Ба­за­ро­ва са­мо­му слож­но­му ис­пы­та­нию – «ис­пы­та­нию лю­бо­вью» – и
этим рас­крыл ис­тин­ную сущ­ность сво­е­го героя.

2) Все, кто по­бы­вал в
Крыму, увёз с собой после рас­ста­ва­ния с ним яркие впе­чат­ле­ния о море,
горах, южных тра­вах и цве­тах.

3) В ос­но­ве про­из­ве­де­ния
«По­ве­сти о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке» лежат ре­аль­ные со­бы­тия, про­изо­шед­шие
с Алек­се­ем Ма­ре­сье­вым.

4) С. Ми­хал­ков утвер­ждал,
что мир ку­пе­че­ско­го За­моск­во­ре­чья можно уви­деть на сцене Ма­ло­го те­ат­ра
бла­го­да­ря ве­ли­ко­леп­ной игре актёров.

5) В 1885 году В. Д. По­ле­нов
экс­по­ни­ро­вал на пе­ре­движ­ной вы­став­ке де­вя­но­сто семь этю­дов, при­везённым
из по­езд­ки на Во­сток.

6) Тео­рия крас­но­ре­чия
для всех родов по­э­ти­че­ских со­чи­не­ний на­пи­са­на А. И. Га­ли­чем, пре­по­да­вав­шим
рус­скую и ла­тин­скую сло­вес­ность в Цар­ско­сель­ском лицее.

7) В пей­за­же И. Маш­ко­ва
«Вид Моск­вы» есть ощу­ще­ние звон­кой кра­соч­но­сти го­род­ской улицы.

8) Счаст­ли­вы те, кто
после дол­гой до­ро­ги с её хо­ло­дом и сля­ко­тью, видит зна­ко­мый дом и
слы­шит го­ло­са род­ных людей.

9) Читая клас­си­че­скую ли­те­ра­ту­ру, за­ме­ча­ешь,
что на­сколь­ко по-раз­но­му «град Пет­ров» изоб­ражён в про­из­ве­де­ни­ях
А. С. Пуш­ки­на, Н. В. Го­го­ля, Ф. М. До­сто­ев­ско­го.

Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Задание 6                          

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Б) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

В) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
де­е­при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и
ска­зу­е­мым.

Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с
од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

1) В конце лек­ции сту­дент­ка
про­чи­та­ла до­клад о по­ве­сти Бул­га­ко­ва «Со­ба­чьем серд­це».

2) В ру­ко­пи­си, от­но­ся­щей­ся
к 1700 году, Нью­тон под­счи­ты­ва­ет дату Апо­ка­лип­си­са и при­хо­дит к вы­во­ду,
что конец света воз­мо­жен не рань­ше 2060 года.

3) Со­зда­вая про­ект
ланд­шафт­но­го ди­зай­на участ­ка, ар­хи­тек­то­ром не были учте­ны кли­ма­ти­че­ские
осо­бен­но­сти мест­но­сти.

4) Со­глас­но пра­вил со­вре­мен­но­го
де­ло­во­го эти­ке­та, пер­вым из лифта вы­хо­дит тот, кто на­хо­дит­ся ближе
к двери, и не­важ­но, муж­чи­на это или жен­щи­на.

5) Исаак писал, что не
со­би­ра­ет­ся пред­ска­зывать точ­ную дату, а лишь хочет по­кон­чить с не­ле­пы­ми
пред­по­ло­же­ни­я­ми фа­на­ти­ков, не­од­но­крат­но за­яв­ляв­ши­х о при­бли­же­нии
конца света.

6) Если вести речь о жи­вот­ных,
то сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние чи­та­те­ля на этого зна­ме­ни­то­го ис­сле­до­ва­те­ля,
об­ла­дав­ше­го не­обы­чай­ной лю­бо­зна­тель­но­стью.

7)Те, кто знал Ни­ко­лая
до войны, не мог не за­ме­тить пе­ре­мен в его ха­рак­те­ре.

8) Не­обыч­на сама ис­то­рия
со­зда­ния про­из­ве­де­ния «Ма­стер и Мар­га­ри­та»: по­доб­но герою своей
книги, пи­са­тель бро­сил в огонь первую ре­дак­цию ро­ма­на.

9) Меж­ду­на­род­ная об­ще­ствен­ность хо­ро­шо
по­ни­ма­ет и за­бо­тит­ся о ре­ше­нии со­ци­аль­ных про­блем в раз­ви­ва­ю­щих­ся
стра­нах.

            Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

            Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Раздел IV.
Ответы

 Задание 1

А

Б

В

Г

Д

2

7

8

3

9

Задание 2

А

Б

В

Г

Д

5

4

7

8

2

Задание 3

А

Б

В

Г

Д

6

8

1

3

7

Задание 4

А

Б

В

Г

Д

1

3

4

7

9

Задание 5

А

Б

В

Г

Д

5

9

3

2

1

Задание 6

А

Б

В

Г

Д

1

4

3

7

9

Раздел V.
Литература

  1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи:
    учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА:
    Наука, 2011. – 608 с.
  2. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2016.
    Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. –
    М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 118, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые
    тестовые задания»)
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник
    заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб.
    и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ.
    Задачник»)
  4. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, А.Г. Нарушевич,
    Н.М. Смерчинская. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2:
    учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. — Ростов н/Д:
    Легион-М, 2014. – 368 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
  5. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к
    ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н/Д:
    Легион-М, 2010. – 523 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

Ответ:

Объяснение:

1. Ни одного часа не приходилось ему оставаться дома (Г.). 2. Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга (П.). 3. Ужель ни клятв, ни обещаний ненарушимых больше нет? (Л.) 4. В углу дивана съежился остроносый человек, ничем не интересный (М. Г.). 5. Парень мне не раз говорил о тебе (Н. О.). 6. Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фад.). 7. Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Ч.). 8. Наряды принесли невиданной красы (Н.). 9. Перед нами обнаружатся вещи неслыханные и невиданные

(С.-Щ.). 10. Позади щелкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни Хаджи Мурата, ни Элдара (Л. Т.). 11. Впереди была бурая синева неба, и невдалеке в дымке неясно намечались контуры перелесков, отсюда казавшихся голубыми (Шол.). 12. Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Т.). 13. Он не писал, конечно, ни где он, ни что с ним, но сообщал,

что снова попал в хозяйство своего прежнего командира, что жизнью доволен (Полев.). 14. Как ни жалко было Левину мять траву, он въехал на луг (Л. Т.). 15. Сколько ни грозили ему револьвером, он не произнес ни единого слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фад.). 16. Это не больше, не меньше, как нарушение распорядка дня. 17. Он приводил совершенно неподходящие доводы и в высшей степени неуместные сравнения. 18. Я здесь ни при чем. 19. Не потрясающие ли это результаты? 20. Ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют (М. Г.). 21. Человек должен трудиться в поте лица, кто бы он ни был (Ч.). 22. В деревне теперь ни души: все в поле (Фад.). 23. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего (И. П.). 24. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами (И. П.). 25. Ни раз от скуки он

свои мечты мне поверял (Л.).

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и
нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по
отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Морфологический
разбор

Настройки разбора

Указывать часть речи
сверху слова?

Об инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора
предложения.
Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только
определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут
попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в
раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке
разбора.

Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте
admin@rustxt.ru

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Задание 1.

Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм глагола.

1. Ряд столов (стоял – стояли) посередине комнаты.

2. Пять учеников (подошло – подошли) к экзаменационному столу.

3. Двадцать две тетради (лежало – лежали) в шкафу.

4. На конференцию (прибыл – прибыли) двадцать один делегат.

5. Тысяча солдат (бросилось – бросилась – бросились) в атаку.

6. (Прошло – прошли) два месяца.

7. На экскурсию (пошло – пошли) всего десять человек.

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.

9. Пятерка истребителей (сопровождала – сопровождали) эскадру.

10. Много выпускников нашего вуза (пошло – пошли) работать на это предприятие.

11. Позади их (щелкнули – щелкнуло) два выстрела.

Задание 2.

Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.

1. Секретарь (выдал – выдала) нам нужные справки.

/ Речь идет о лице женского пола.

/ 2. «Война и мир» (написана – написано – написаны) Л.

Н. Толстым.

3. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить эту трудную задачу.

4. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется – справляются) со своими обязанностями.

5. Платье — костюм (сшит – сшито) по новой моде.

6. Машина — грейдер (разравнивал – разравнивала) дорогу.

6. НИИ (получил – получило) заказ на разработку новых строительных материалов.

7. Брат или сестра (поможет – помогут) мне сделать уроки.

8. Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню.

Вы зашли на страницу вопроса Задание 1?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Вдалеке виднелись неясные серые громады незаконченных)построек. Позади щёлкнуло два выстрела,7 просвистели две пули, не задевшие ни Ходжи Мурата, ни Эльдара. Начинался боевой полярный день, ничем,7 впрочем,7 не отличающийся от ночи.
7-пунктуационный разбор. СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вариант 1. В Б, Г В, Г Б А, В, Г А, В, Г А, Б А, В, Г Б, В
Вариант 2. А Б, В Б, В В Б, В Б, Г, Д Б, Г А, Б, В Б, В
Вариант 3. Б А, Г А, Г Б Б, В, Г А, Б, В В, Г А, В, Г А, Б
Вариант 4. А А, Г В, Г В А, Б, В А, Г, Д В, Г А, В, Г А, Г
Вариант 5. А В, Г Б, В А А, В, Г А, Б, Г Б, Г Б, В, Г А, Б, Г
Вариант 6. Б А, В Б, Г А, Г Б, Г А, Б, Г А, В Б, В, Г А, В, Г
Вариант 7. В Б, Г В, Г В, Г А, В, Г А, Г, Д А, В А, В, Г Б, В, Г
Вариант 8. Б Б, В А, Б А А, Б,В Б, В,Д Б, В А, В Г А,Г
Вариант 9. В Б, В Б, Г Б Б, В Б, Г,Д А, В А, Б,В А, Г
Вариант 10. Г А, Г Б, Г В, Г А, В,Г А, Б,Г Б, В А, Б,В А, В

КОМПЛЕКТ II.

ВАРИАНТ№1.

Инструкция для студентов.

Тест состоит из 15 заданий, на выполнение которых отводится 1.30. В каждом задании 1-2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов обведите кружочком.

1.Буква и пишется в слове:

1) непр…ходящие (ценности)

2) на ц…почках

3) ауд…енция

4) сестриц…н

5) пр…клонить (колена)

6) без…дейный

7) сверх…интересный

2.Согласная буква пропущена в слове:

1) страс…ный

2) ужасн…ный

3) апел…яция

4) безветрн…ый

5) драм…а

6)берестян…ой

7) болезнен…ый

3.Не пишется слитно в слове:

1) (не)избежный

2) (не)мигая

3) (не)произнесенный (вслух)

4) (не)жаль

5) (не)склонен

6) (не)подвижно

7) (не)доумевать

4.Запятая ставится в предложении:

1) Он не ответил ни да ни нет.

2) В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка.

3) Радостно смотрели мы на порхающие в воздухе белые пушистые снежинки.

4) Соловей допел свои последние песни да и другие певчие птицы почти все перестали петь.

5) Казаки разъехались не договорившись ни о чем.

5.Двоеточие на месте пропуска ставится в предложении:

1) В вестибюле, в коридорах, в кабинетах всюду толпились люди.

2) Бричка бежит, а Егорушка видит одно и то же небо, равнину, холмы.

3) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной.

4) Ехал в деревню поля колосились.

5) Он уверял, что их ждет суд истории суд неизбежный и беспощадный.

6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1) Князь Андрей понимает, что нашел девушку, не успевшую еще втереться в общество.

2) В деле повышения производства мы используем новые альтернативы.

3) Ярким шрифтом на переднем плане картины изображена девочка.

4) В озере отражались прибрежные деревья и кустарники, камыши и облака.

5) Перебраться через реку нам удалось на джонке.

7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении:

1) А.П. Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».

2) Всадники уже приближались ближе к деревне.

3) Родителям не импонирует моя манера одеваться, и мы часто дебатируем по этому поводу.

4) Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов.

5) Он смотрел из окна на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении:

1) Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

2) С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

3) Эти недостатки нам надо решать вместе.

4) Смотрите нашу передачу по будним дням и в субботу в 19.30.

5) В актовом зале школы царило предпраздничное оживление.

9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании:

1) белый рояль

2) больной мозоль

3) новая шампунь

4) черный гуашь

5) серая моль

10.Существительным женского рода является слово:

1) кимоно

2) Тбилиси

3) кольраби

4) маэстро

5) Миссисипи

11.Форма множественного числа именительного падежа образована правильно в существительном:

1) бухгалтера

2)сторожа

3) ректоры

4) торты

5) инспекторы

12.Ошибка в образовании форм степеней сравнения допущена в предложении:

1) Он способнее и умнее меня.

2) Мой брат более старше меня.

3) Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

4) Вспоминаю самый удивительный и прекрасный из всех дней.

13.Ошибка в образовании падежных форм составных числительных допущена в предложении:

1) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

2) В двух тысяч третьем году я поступила в институт.

3) Книга снабжена тремястами пятьюдесятью иллюстрациями.

4) От шестнадцати тысяч пятиста семидесяти отнять одиннадцать тысяч семьдесят пять.

14.Согласование между подлежащим и сказуемым нарушено в предложении:

1) Печать, в частности местная газета, уделяют много внимания вопросам культуры.

2) Двое учеников подошло к экзаменатору.

3) Пробило десять часов.

4) Позади щелкнули два выстрела.

5) Получена тысяча книг для школьной библиотеки.

15.Ударение неправильно поставлено в слове:

1) газопрóвод

2) дóговор

3) ходáтайствовать

4) каталóг

5)квартáл

6) позвóнит

7) новорóжденный

ВАРИАНТ№2.

Инструкция для студентов.

Тест состоит из 15 заданий, на выполнение которых отводится 1.30. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов отметьте цифрой под соответствующим заданием

1.Буква е пишется в слове:

1) расстлать

2) подстрел…нная (утка)

3) пр…бывать (в городе)

4) пр…в…легия

5) стел…т

6) (деревья в легком) ине…

7) жемчуж…нка

2.Согласная буква пропущена в слове:

1) им…итация

2) сур…огат

3) объез…чик

4) незван…ые (гости)

5) варен…ик

6) зажарен…ая (утка)

7) крашен…ый (масляной краской пол)

3.Не пишется раздельно в словосочетании:

1) нисколько (не)радостное событие

2) урожай (не)собран

3) (не)прекращающийся ни на миг дождь

4) (не)разгаданные тайны

5) весьма (не)осторожный поступок

6) (не)думая о завтрашнем дне

7) (не)доварить картофель

4.Запятая на месте пропуска не ставится в предложении:

1) После вчерашнего дня он был утомлен и вял_ и говорил неохотно.

2) Жили Артамоновы_ни с кем не знакомясь.

3) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан_и её золотистые косы, и холщовый ее сарафан.

4) Только иногда мелькнёт берёзка_или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

5) Утомленные трудными сборами и насыщенными проводами_участники экспедиции отсыпались и почти не выходили из кают.

5.Тире на месте пропуска связки ставится в предложении:

1) Он_порча, он_чума, он_язва здешних мест.

2) Добро_не слякоть и не святость, не отпущение грехов.

3) Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении, как Королевский колледж,_большая редкость.

4) Всё это: и почки, и мох, и стылые озёра, и горбатые скелеты лиственниц, склонившихся в последнем поклоне,_делает картину суровой.

5) Ветер подул с гор_будет дождь.

6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1) В музейной экспозиции представлена амуниция русских солдат: ранцы, патронные сумки и т.п.

2) Мизантроп, несмотря ни на что, продолжал питать любовь ко всему человечеству.

3) Космополит – это человек, увлекающийся всем, что связано с космосом.

4) Пол комнаты был устелен старинными гобеленами ручной работы.

5) Антураж гостиной соответствовал духу роскоши, царившему во всем доме.

7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении:

1) Это был первый дебют начинающего актера.

2) Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку.

3) Сверх плана в истекшем квартале было сдано много сверхплановой продукции.

4) Избиратели выдвинули кандидатуру самого достойного человека.

5) Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.

8.Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетании:

1) кануть в историю

2) одержать успехи

3) поднять тост

4) оказать вред

5) совершить нападение

9.Ошибки в определении рода имён существительных допущены в словосочетании:

1) большая мозоль

2) правая туфля

3) покрыть крышу толем

4) красивая тюль

5) белая лебедь

10.Существительным мужского рода является слово:

1) хинди

2) бра

3) пенальти

4) шоссе

5) рантье

Вдалеке виднелись неясные серые громады незаконченных)построек. Позади щёлкнуло два выстрела,7 просвистели две пули, не задевшие ни Ходжи Мурата, ни Эльдара. Начинался боевой полярный день, ничем,7 впрочем,7 не отличающийся от ночи.
7-пунктуационный разбор. СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Необработан oid код ошибки 4010282
  • Неожиданно на подмогу чичикову пришел капитан исправник ошибка
  • Необнаруженные в тексте ошибки редакторы исправили позже
  • Неожиданная ошибка оценка была отменена power query
  • Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка примеры