Неожиданно на подмогу чичикову пришел капитан исправник ошибка

Найдите и исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.

1. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство рекламе.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

2. Ведьмы смешивают в зельях те же компаньоны, что и алхимики, но в других пропорциях.

3. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно.

4. А. С. Грибоедов был ещё и автором шикарного вальса.

5. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки.

6. Повесть написана калорийным языком.

7. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

8. Большое значение в романе играют женские образы.

9. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.

10. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одёжка Плюшкина.

11. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки.

12. Не могла и не схотела Катерина жить в «тёмном царстве».

13. Неожиданно на подмогу Чичикову пришёл капитан‐исправник.

14. Автор увеличивает впечатление.

Ключ
1. место 11. свёклу
2. компоненты 12. захотела
3. расположены 13. помощь
4. прекрасного 14. усиливает
5. документы или бумаги 15. средства
6. колоритным 16. сохраняется
7. участников 17. долю
8. имеют 18. карие
9. дали 19. низкие

Формулировка задания:Отредактируйте предложение:исправьтелексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.

2. В своём ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории».

3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим конкурентом?»

4. От непогашенной сигареты возникло загорание бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

5. Загрязнение атмосферного воздуха ‐ животрепещущая и актуальная проблема нашего времени.

6. , Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

7. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему концу.

8. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к завершающему концу.

9. Драматург рассказал о новой постановке и о том, что развитии сюжета нас ожидает немало неожиданных сюрпризов.

10. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

1. дальнейшем 6. наружная
2. своём 7. своему
3. назад 8. завершающему
4. бумажной 9. неожиданных
5. атмосферного 10. памятный

Отметьте предложения, где есть плеоназм. Какое слово нужно убрать из предложения?

1. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

1 3. Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

4. Имя Андрея Рублёва широко известно не только в России, но и за рубежом.

5. Посмотреть на иконы Андрея Рублёва приезжают люди из многих стран мира.

1. Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к

2приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

2. 5) Приходилось днём заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.

1. Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.

2. Вся его теория построена на зыбком песке.

3. Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки,

3теперь поднялись новые высотные дома.

4. Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

3. 5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

1. На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2. В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

43. Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать 4. нашу организацию.

1. Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2. Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их

5 часто бывает трудно в чём‐нибудь переубедить.

3. На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4. Тёмный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Технологии:

  • Компьютерная технология.
  • Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.
  • Формируемые компетенции:

    1. Умение слушать.
    2. Способность компьютерной презентации.
    3. Способность применять знания на практике.
    4. Способность переносить знания в реальность.

    2. Мультимедийный проектор.

    4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

  • Вступительное слово учителя.
  • Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.
  • Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.
  • Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.
  • Итоги урока.
  • Домашнее задание.
  • Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

    Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

    Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

    2. Презентация “Речевые ошибки”.

    Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

    3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

    (Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

    I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

    1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

    2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

    3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

    II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

    III. Неразличение синонимичных слов.

    IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

    2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

    3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

    4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

    ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

    VII. Нарушение лексической сочетаемости.

    1. Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)
    2. Уже будучи преклонным человеком(человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.
    3. Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.

    VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

    IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

    3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

    XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

    2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

    Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

    2 После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

    1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.
    2. А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…
    3. Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.
    4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

    Работа над речевыми ошибками при подготовке к ЕГЭ.(11класс)

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Урок русского языка в 11-м классе «Типы речевых ошибок и их исправление»

    Познакомить учащихся с типами речевых ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

    Технологии деловой игры: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-провокация.

    Способность компьютерной презентации.

    Способность применять знания на практике.

    Способность переносить знания в реальность.

    2. Мультимедийный проектор.

    4. Пакет материалов к уроку у каждого ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”, упражнения на закрепление изученного материала, индивидуальные карточки для домашнего задания.

    Вступительное слово учителя.

    Компьютерная презентация по теме урока с исправлением речевых ошибок в приводимых примерах.

    Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

    Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

    1. Вступительное слово учителя.

    Вспомните предыдущий урок и назовите основные признаки хорошей речи.

    Все ошибки в письменной речи распадаются на несколько групп: фактические, логические, речевые.

    Речевые ошибки нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность.

    2. Презентация “Речевые ошибки”.

    Презентация выполнена и прокомментирована ученицей с коллективным исправлением речевых ошибок в приведенных примерах. (Презентация и памятки для учащихся прилагаются)

    3. Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок.

    (Ученикам материал предлагается в виде компьютерной презентации, ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а остальные предложить учащимся выполнить письменно самостоятельно с последующей проверкой)

    I. Употребление слова в несвойственном ему значении.

    1. Он упал навзничь (ничком) и уткнулся лицом в землю.

    2. Он пристально (внимательно) слушал мой рассказ.

    3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами (размерами).

    II. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

    В таких случаях я взглядываю (заглядываю) в “Орфографический словарь”.

    Соперники ревностно (ревниво) относились к успехам друг друга.

    Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо) выполнять приказание.

    Сначала о Манилове складывается двойное (двойственное) впечатление.

    III. Неразличение синонимичных слов.

    Имя этого поэта знакомо (известно) во многих странах.

    Теперь в нашей печати отводится значительное пространство (место) рекламе, и это нам не импонирует (нравится).

    IV. Употребление слов иной стилевой окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы (расположены) очень удачно.

    2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного (прекрасного) вальса.

    3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки (документы, бумаги).

    4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель В.Солоухин не принимал названия Дворец бракосочетания; это “…все равно, — считал он, — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.

    Этому, безусловно, талантливому писателю М.Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

    Сизифовым трудом (напрасным трудом) было начать постройку дома в этом месте: через два года здесь будет водохранилище.

    Солнце светило во всю Ивановскую.

    ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно заменил компонент устойчивого словосочетания кричать во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов.

    На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки (свеклу).

    Не могла и не схотела (захотела) Катерина жить в “темном царстве”.

    Неожиданно на подмогу (помощь) Чичикову пришел капитан-исправник.

    VII. Нарушение лексической сочетаемости.

    Родилась (Сохраняется) традиция широко праздновать День города. (Традиция — это обычай, установившийся порядок, унаследованный от предшествующих поколений; традиция родиться не может: она может сохраняться, быть унаследованной.)

    Уже будучи преклонным человеком (человеком преклонного возраста), писатель создал один из лучших своих романов.

    Помещики присваивали львиную часть (львиную долю) доходов крестьян.

    VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от греческого “излишество”).

    Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию, свою биографию).

    Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине.

    Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры (сувениры). Сувенир – это подарок, сделанный на память.

    Мы дорожим каждой минутой времени (минутой). Минута – единица времени.

    IX. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология – от греческого “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай случился (произошел) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел (отразил) свои впечатления о русской деревне.

    3. Поэтически описывает поэт (А.С.Пушкин) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой

    XI. Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

    1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

    2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.

    Он посылает эти главы книги своим друзьям. (Павел упорно работает над задуманной книгой и, когда он заканчивает три главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее (книгу или сумку?) на стол.

    2 После своего (совершенного) убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте у каждого ученика. Первое упражнение выполняют на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные упражнения выполняются всеми самостоятельно с последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны для вас в жизни, а не только при написании сочинения. Любая неправильность затрудняет понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся предлагаются индивидуальные карточки с их речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б” Халилуллиной Алины):

    Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями проблему умения общаться. В этом тексте автор сравнивает умение общаться русского и иностранца.

    А русский человек, как показывает Гоголь, к начальству проявляет свое угодничество, если кто-то выше него по чину, он ему угождает во всем…

    Позиция автора состоит в том, что человек не должен быть чинопочитателем, не должен проявлять высокомерие, а должен всегда помнить о человеческом достоинстве.

    Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь относиться к людям так, как они такового заслуживают.

    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/525204

    http://infourok.ru/rabota-nad-rechevimi-oshibkami-pri-podgotovke-k-egeklass-2060331.html

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с типами речевых
    ошибок и дать тренировочные упражнения на их
    исправление.

    Технологии:


    1. Компьютерная технология.
    2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
      лекция-визуализация, лекция-провокация.

    Формируемые компетенции:

    1. Умение слушать.
    2. Способность компьютерной презентации.
    3. Способность применять знания на практике.
    4. Способность переносить знания в реальность.

    Оборудование урока:

    1. Компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Экран.

    4. Пакет материалов к уроку у каждого
    ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
    упражнения на закрепление изученного материала,
    индивидуальные карточки для домашнего задания.

    Ход урока


    1. Вступительное слово учителя.
    2. Компьютерная презентация по теме урока с
      исправлением речевых ошибок в приводимых
      примерах.
    3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
      речевых ошибок.
    4. Письменные упражнения на закрепление
      полученных знаний.
    5. Итоги урока.
    6. Домашнее задание.

    1. Вступительное слово учителя.

    Вспомните предыдущий урок и назовите
    основные признаки хорошей речи.

    Все ошибки в письменной речи
    распадаются на несколько групп: фактические,
    логические, речевые.

    Речевые ошибки нарушают правильность
    речи, ее точность, выразительность, чистоту,
    образность.

    2. Презентация “Речевые ошибки”.

    Презентация выполнена и
    прокомментирована ученицей с коллективным
    исправлением речевых ошибок в приведенных
    примерах. (Презентация и памятки для учащихся
    прилагаются)

    3. Устные тренировочные упражнения по
    исправлению речевых ошибок.

    (Ученикам материал предлагается в виде
    компьютерной презентации, ошибки исправляются
    устно с коллективным обсуждением вариантов
    исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
    остальные предложить учащимся выполнить
    письменно самостоятельно с последующей
    проверкой)

    I. Употребление слова в несвойственном
    ему значении.

    1. Он упал навзничь (ничком)
    и уткнулся лицом в землю.

    2. Он пристально (внимательно)
    слушал мой рассказ.

    3. Памятник поражает нас своими
    причудливыми габаритами (размерами).

    II. Неразличение оттенков значения,
    вносимых в слово приставкой и суффиксом.


    1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
      в “Орфографический словарь”.
    2. Соперники ревностно (ревниво)
      относились к успехам друг друга.
    3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
      выполнять приказание.
    4. Сначала о Манилове складывается двойное
      (двойственное) впечатление.

    III. Неразличение синонимичных слов.


    1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
      многих странах.
    2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
      (место) рекламе, и это нам не импонирует
      (нравится).

    IV. Употребление слов иной стилевой
    окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
    (расположены) очень удачно.

    2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
    (прекрасного) вальса.

    3. В преддверии собрания нам нужно
    приготовить все необходимые бумажки (документы,
    бумаги
    ).

    4. Ввиду отсутствия красной
    розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
    В.Солоухин не принимал названия Дворец
    бракосочетания
    ; это “…все равно, — считал он,
    — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
    канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление
    эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


    1. Этому, безусловно, талантливому писателю
      М.Зощенко палец в рот не клади, а
      дай только посмешить читателя.
    2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
      было начать постройку дома в этом месте: через
      два года здесь будет водохранилище.
    3. Солнце светило во всю Ивановскую.

    ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
    заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
    во всю Ивановскую
    , обновив фразеологизм и
    сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и
    диалектных слов.


    1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
      морковь, бураки (свеклу).
    2. Не могла и не схотела (захотела)
      Катерина жить в “темном царстве”.
    3. Неожиданно на подмогу (помощь)
      Чичикову пришел капитан-исправник.

    VII. Нарушение лексической сочетаемости.



    1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
      праздновать День города. (Традиция — это обычай,
      установившийся порядок, унаследованный от
      предшествующих поколений; традиция родиться не
      может: она может сохраняться, быть
      унаследованной.)
    2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
      преклонного возраста), писатель создал один
      из лучших своих романов.
    3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
      долю
      ) доходов крестьян.

    VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
    греческого “излишество”).


    1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
      свою биографию
      ).
    2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
      Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
      по родине.
    3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
      подарили им памятные сувениры (сувениры).
      Сувенир – это подарок, сделанный на память.
    4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
      Минута – единица времени.

    IX. Употребление рядом или близко
    однокоренных слов (тавтология – от греческого
    “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай
    случился
    (произошел) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
    (отразил) свои впечатления о русской
    деревне.

    3. Поэтически описывает поэт
    (А.С.Пушкин) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной
    книгой. Наконец, три главы книги
    написаны. Он посылает эти главы книги
    своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу.
    Эта книга называется “Молодая гвардия”.
    В этой

    книге рассказывается…

    XI. Бедность и однообразие синтаксических
    конструкций.

    1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
    был
    грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
    Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
    прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
    нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

    2. Павел упорно работает над задуманной
    книгой. Наконец, три главы книги
    написаны.

    Он посылает эти главы книги
    своим друзьям. (Павел упорно работает над
    задуманной книгой и, когда он заканчивает три
    главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
    (книгу или сумку?) на стол.

    2  После своего (совершенного)
    убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
    у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
    на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
    упражнения выполняются всеми самостоятельно с
    последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
    смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести …
    болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
    намерения. Обладать … характером (скрытый,
    скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
    искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
    обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
    против нарушителей дисциплины (эффектный,
    эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
    Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
    человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
    (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
    рассказал о трагической судьбе … Герасима.
    Троекуров был жестоким … (крепостник,
    крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
    пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
    персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
    надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки.
    Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в
    будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
    патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
    завлекательная наука. 4. С первого момента он
    может показаться даже очень прекрасным
    человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
    известие о приезде настоящего ревизора приводят
    чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
    возмущения относиться к разным Чичиковым,
    Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
    вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
    поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
    допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком.
    2. Среди соучастников соревнований было много
    молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
    применена новая, более эффектная технология. 4.
    Большое значение в романе играют женские образы.
    5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
    поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
    заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
    сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и
    распределяя предложения по трем типам:
    употребление слов иной стилевой окраски,
    тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в
    очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
    ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
    наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
    так, что именно как раз в эти дни открылась
    выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
    вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
    молодые патриоты организовали подпольную
    организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
    задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
    овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны
    для вас в жизни, а не только при написании
    сочинения. Любая неправильность затрудняет
    понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся
    предлагаются индивидуальные карточки с их
    речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
    развитию речи. Задание: классифицировать
    допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
    Халилуллиной Алины):

    1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
      проблему умения общаться. В этом тексте автор
      сравнивает умение общаться русского и
      иностранца.
    2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
      начальству проявляет свое угодничество, если
      кто-то выше него по чину, он ему угождает во
      всем…
    3. Позиция автора состоит в том, что человек не
      должен
      быть чинопочитателем, не должен
      проявлять высокомерие, а должен всегда
      помнить о человеческом достоинстве.
    4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
      относиться к людям так, как они такового
      заслуживают.

    Приложение 1

    Приложение 2

    1.Найдите и
    исправьте лексическую ошибку, заменив неверно
    употреблённое слово.

    1. Теперь в нашей
    печати отводится значительное пространство рекламе.

    2. Ведьмы смешивают
    в зельях те же компаньоны, что и алхимики, но в других пропорциях.

    3. В нашем городе
    скверы и парки дислоцированы очень удачно.

    4. А. С. Грибоедов
    был ещё и автором шикарного вальса.

    5. В преддверии
    собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки.

    6. Повесть написана
    калорийным языком.

    7. Среди
    соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

    8. Большое значение
    в романе играют женские образы.

    9. Критики оказали
    высокую оценку новым стихам поэта.

    10. Чичиков не
    скоро сообразил, из чего состоит одёжка Плюшкина.

    11. На пришкольном
    участке мы посадили капусту, морковь, бураки.

    12. Не могла и не
    схотела Катерина жить в «тёмном царстве».

    13. Неожиданно на
    подмогу Чичикову пришёл капитан
    исправник.

    14. Автор
    увеличивает впечатление.

    15. Автор
    использует художественные особенности.

    16. Родилась
    традиция широко праздновать День города.

    17. Помещики
    присваивали львиную часть доходов крестьян.

     18. У девочки были выразительные коричневые
    глаза.

    19. В этом магазине
    всегда дешёвые цены.

    2.Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив
    лишнее слово. Выпишите это слово.

    1. В дальнейшем
    развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.

    2. В своём ответном
    слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды,
    когда они вручаются при широкой аудитории».

    3. Андрей вернулся
    назад и, энергично жестикулируя, громко воскликнул: «Кто из соперников будет
    вашим конкурентом?»

    4. От непогашенной
    сигареты возникло загорание бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

    5. Загрязнение
    атмосферного воздуха

    животрепещущая и актуальная проблема нашего времени.

    6. Наружная
    внешность героини достаточно привлекательна.

    7. Беседа, которую
    мы с вами провели, подошла к своему концу.

    8. Беседа, которую
    мы с вами провели, подошла к завершающему концу.

    9. Драматург
    рассказал о новой постановке и о том, что развитии сюжета нас ожидает немало
    неожиданных сюрпризов.

    10. Возвращаясь
    домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на
    память подарок или памятный сувенир.

    1.место

    2. компоненты

    3. расположены

    4. прекрасного

    5. документы или бумаги

    6. колоритным

    7. участников

    8. имеют

    9. дали

    10. сразу

    11. свёклу

    12. захотела

    13. помощь

    14. усиливает

    15. средства

    16. сохраняется

    17. долю

    18. карие

    19. низкие

    1.дальнейшем

    2. своём

    3. назад

    4. бумажной

    5. атмосферного

    6. наружная

    7. своему

    8. завершающему

    9. неожиданных

    10. памятный

    1. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

                Если
    кредиторы – люди без сердца, они могут наделать зла в каждую минуту времени.

    Ответ: времени.

    2. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

    Хронометраж времени рабочего дня –
    это большой помощник руководителя отдела.

    Ответ:
    времени.

    3. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

                В компании появилась свободная вакансия юриста.

    4. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

    То, как прошла первая премьера «Чайки»,  очень расстроило Чехова и подорвало его без
    того слабое здоровье.

    5. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

    К отрицательным
    недостаткам реферата нужно отнести и небрежное оформление.

    6. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

    Российские власти решили всерьёз бороться с незаконным воровством
    электроэнергии.

    7. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

    Руководители предприятий лёгкой промышленности встретились
    для обмена имеющимся
    опытом.

    8. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

                Павлов показал, как у животных
    формируются автоматические
    условные рефлексы в ответ на разнообразные сигналы.

    9. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

                На благотворительном празднике
    детям-сиротам вручили бесплатные
    подарки.

    10. Отредактируйте
    предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

    лишнее слово.
    Выпишите это слово.

                Незнакомец отчаянно
    жестикулировал руками
    и что-то кричал на незнакомом языке.

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с типами речевых
    ошибок и дать тренировочные упражнения на их
    исправление.

    Технологии:


    1. Компьютерная технология.
    2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
      лекция-визуализация, лекция-провокация.

    Формируемые компетенции:

    1. Умение слушать.
    2. Способность компьютерной презентации.
    3. Способность применять знания на практике.
    4. Способность переносить знания в реальность.

    Оборудование урока:

    1. Компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Экран.

    4. Пакет материалов к уроку у каждого
    ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
    упражнения на закрепление изученного материала,
    индивидуальные карточки для домашнего задания.

    Ход урока


    1. Вступительное слово учителя.
    2. Компьютерная презентация по теме урока с
      исправлением речевых ошибок в приводимых
      примерах.
    3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
      речевых ошибок.
    4. Письменные упражнения на закрепление
      полученных знаний.
    5. Итоги урока.
    6. Домашнее задание.


    1. Вступительное слово учителя.

    Вспомните предыдущий урок и назовите
    основные признаки хорошей речи.

    Все ошибки в письменной речи
    распадаются на несколько групп: фактические,
    логические, речевые.

    Речевые ошибки нарушают правильность
    речи, ее точность, выразительность, чистоту,
    образность.

    2. Презентация “Речевые ошибки”.

    Презентация выполнена и
    прокомментирована ученицей с коллективным
    исправлением речевых ошибок в приведенных
    примерах. (Презентация и памятки для учащихся
    прилагаются)

    3. Устные тренировочные упражнения по
    исправлению речевых ошибок.

    (Ученикам материал предлагается в виде
    компьютерной презентации, ошибки исправляются
    устно с коллективным обсуждением вариантов
    исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
    остальные предложить учащимся выполнить
    письменно самостоятельно с последующей
    проверкой)

    I. Употребление слова в несвойственном
    ему значении.

    1. Он упал навзничь (ничком)
    и уткнулся лицом в землю.

    2. Он пристально (внимательно)
    слушал мой рассказ.

    3. Памятник поражает нас своими
    причудливыми габаритами (размерами).

    II. Неразличение оттенков значения,
    вносимых в слово приставкой и суффиксом.


    1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
      в “Орфографический словарь”.
    2. Соперники ревностно (ревниво)
      относились к успехам друг друга.
    3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
      выполнять приказание.
    4. Сначала о Манилове складывается двойное
      (двойственное) впечатление.

    III. Неразличение синонимичных слов.


    1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
      многих странах.
    2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
      (место) рекламе, и это нам не импонирует
      (нравится).

    IV. Употребление слов иной стилевой
    окраски.

    1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
    (расположены) очень удачно.

    2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
    (прекрасного) вальса.

    3. В преддверии собрания нам нужно
    приготовить все необходимые бумажки (документы,
    бумаги
    ).

    4. Ввиду отсутствия красной
    розы сердце принца будет разбито.

    ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
    В.Солоухин не принимал названия Дворец
    бракосочетания
    ; это “…все равно, — считал он,
    — что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
    канцелярскую булавку”.

    V. Неуместное употребление
    эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


    1. Этому, безусловно, талантливому писателю
      М.Зощенко палец в рот не клади, а
      дай только посмешить читателя.

    2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
      было начать постройку дома в этом месте: через
      два года здесь будет водохранилище.
    3. Солнце светило во всю Ивановскую.

    ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
    заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
    во всю Ивановскую
    , обновив фразеологизм и
    сделав речь более выразительной.

    VI. Неоправданное употребление просторечных и
    диалектных слов.


    1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
      морковь, бураки (свеклу).
    2. Не могла и не схотела (захотела)
      Катерина жить в “темном царстве”.
    3. Неожиданно на подмогу (помощь)
      Чичикову пришел капитан-исправник.

    VII. Нарушение лексической сочетаемости.



    1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
      праздновать День города. (Традиция — это обычай,
      установившийся порядок, унаследованный от
      предшествующих поколений; традиция родиться не
      может: она может сохраняться, быть
      унаследованной.)
    2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
      преклонного возраста), писатель создал один
      из лучших своих романов.
    3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
      долю
      ) доходов крестьян.

    VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
    греческого “излишество”).


    1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
      свою биографию
      ).
    2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
      Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
      по родине.
    3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
      подарили им памятные сувениры (сувениры).
      Сувенир – это подарок, сделанный на память.
    4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
      Минута – единица времени.

    IX. Употребление рядом или близко
    однокоренных слов (тавтология – от греческого
    “то же самое слово”).

    1. Этот необыкновенный случай
    случился
    (произошел) со мной в молодости.

    2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
    (отразил) свои впечатления о русской
    деревне.

    3. Поэтически описывает поэт
    (А.С.Пушкин) наш город.

    X. Неоправданное повторение слов.

    1. Павел упорно работает над задуманной
    книгой. Наконец, три главы книги
    написаны. Он посылает эти главы книги
    своим друзьям.

    2. Недавно я прочитала одну книгу.
    Эта книга называется “Молодая гвардия”.
    В этой

    книге рассказывается…

    XI. Бедность и однообразие синтаксических
    конструкций.

    1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
    был
    грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
    Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
    прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
    нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

    2. Павел упорно работает над задуманной
    книгой. Наконец, три главы книги
    написаны.

    Он посылает эти главы книги
    своим друзьям. (Павел упорно работает над
    задуманной книгой и, когда он заканчивает три
    главы ее, посылает их своим друзьям.)

    XII. Неудачное употребление местоимений.

    1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
    (книгу или сумку?) на стол.

    2  После своего (совершенного)
    убийства им овладевает страх.

    4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.

    (Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
    у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
    на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
    упражнения выполняются всеми самостоятельно с
    последующей проверкой)

    Упражнение № 1

    Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
    смыслу слова.

    1. Смеяться … смехом. Перенести …
    болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
    намерения. Обладать … характером (скрытый,
    скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
    искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
    обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
    против нарушителей дисциплины (эффектный,
    эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
    Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
    человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
    (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
    рассказал о трагической судьбе … Герасима.
    Троекуров был жестоким … (крепостник,
    крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
    пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
    персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
    надеть).

    Упражнение № 2

    Прочитайте и найдите речевые ошибки.
    Перепишите, внося необходимые исправления.

    1. Друзья, попробуем оглянуться в
    будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
    патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
    завлекательная наука. 4. С первого момента он
    может показаться даже очень прекрасным
    человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
    известие о приезде настоящего ревизора приводят
    чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
    возмущения относиться к разным Чичиковым,
    Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
    вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
    поэзии.

    Упражнение № 3

    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
    допущены, исправьте и перепишите.

    1. Повесть написана калорийным языком.
    2. Среди соучастников соревнований было много
    молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
    применена новая, более эффектная технология. 4.
    Большое значение в романе играют женские образы.
    5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
    поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
    заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
    сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

    Упражнение № 4

    Перепишите, исправляя речевые ошибки и
    распределяя предложения по трем типам:
    употребление слов иной стилевой окраски,
    тавтология, плеоназм.

    1. По вечерам крестьяне отправляются в
    очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
    ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
    наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
    так, что именно как раз в эти дни открылась
    выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
    вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
    молодые патриоты организовали подпольную
    организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
    задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
    овладела ностальгия по родине.

    5. Итоги урока.

    Полученные сегодня знания очень важны
    для вас в жизни, а не только при написании
    сочинения. Любая неправильность затрудняет
    понимание и мешает вашему общению.

    6. Домашнее задание.

    В качестве домашнего задания учащимся
    предлагаются индивидуальные карточки с их
    речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
    развитию речи. Задание: классифицировать
    допущенные речевые ошибки и исправить их.

    Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
    Халилуллиной Алины):

    1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
      проблему умения общаться. В этом тексте автор
      сравнивает умение общаться русского и
      иностранца.
    2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
      начальству проявляет свое угодничество, если
      кто-то выше него по чину, он ему угождает во
      всем…
    3. Позиция автора состоит в том, что человек не
      должен
      быть чинопочитателем, не должен
      проявлять высокомерие, а должен всегда
      помнить о человеческом достоинстве.
    4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
      относиться к людям так, как они такового
      заслуживают.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Соблюдение грамматических норм

    Грамматические
    нормы

    делятся на словообразовательные,
    морфологические и синтаксические.

    Разновидности
    речевых ошибок

    • I.
      Употребление слова в несвойственном
      ему значении

      1. Он
        упал
        навзничь

        (ничком)
        и уткнулся лицом в землю.

      2. Он
        пристально
        (внимательно)
        слушал мой рассказ.

      3. Памятник
        поражает нас своими причудливыми
        габаритами
        (размерами).

    • II.
      Неразличение оттенков значения, вносимых
      в слово приставкой и суффиксом

    1. В
      таких случаях я взглядываю
      (заглядываю)
      в «Орфографический словарь».

    2. Соперники
      ревностно
      (ревниво)
      относились к успехам друг друга.

    3. Сначала
      о Манилове складывается двойное
      (двойственное)
      впечатление.

  • III.
    Неразличение синонимичных слов

    1. Имя
      этого поэта знакомо
      (известно)
      во многих странах.

    2. Теперь
      в нашей печати отводится значительное
      пространство
      (место)
      рекламе, и это нам не импонирует
      (нравится).

  • IV.
    Употребление слов иной стилевой окраски

    1. В
      нашем городе скверы и парки дислоцированы
      (расположены)
      очень удачно.

    2. А.С.
      Грибоедов был ещё и автором шикарного
      (прекрасного)
      вальса.

    3. В
      преддверии собрания нам нужно приготовить
      все необходимые бумажки
      (документы,
      бумаги
      ).

    4. Ввиду
      отсутствия

      красной розы сердце принца будет
      разбито.

  • V.
    Неуместное употребление
    эмоционально-окрашенных слов и
    фразеологизмов

    1. Этому,
      безусловно,
      талантливому
      писателю
      М. Зощенко
      палец

      в
      рот не клади
      ,
      а дай только посмешить читателя.

    2. Сизифовым
      трудом

      (напрасным
      трудом
      )
      было начать постройку дома в этом
      месте: через два года здесь будет
      водохранилище.

  • VI.
    Неоправданное употребление просторечных
    и диалектных слов

    1. На
      пришкольном участке мы посадили
      капусту, морковь, бураки
      (свёклу).

    2. Не
      могла и не схотела
      (захотела)
      Катерина жить в «тёмном царстве».

    3. Неожиданно
      на подмогу
      (помощь)
      Чичикову пришёл капитан-исправник.

  • VII.
    Нарушение лексической сочетаемости

    1. Родилась
      (сохраняется)
      традиция широко праздновать День
      города. (Традиция — это обычай,
      установившийся порядок, унаследованный
      от предшествующих поколений; традиция
      родиться не может: она может сохраняться,
      быть унаследованной.)

    2. Уже
      будучи преклонным
      человеком
      (человеком
      преклонного
      возраста
      ),
      писатель создал один из лучших своих
      романов.

    3. Помещики
      присваивали львиную
      часть

      (львиную
      долю
      )
      доходов крестьян.

  • VIII.
    Употребление лишних слов (плеоназм —
    от греческого «излишество»)

    1. Он
      рассказал автобиографию
      своей жизни

      (автобиографию,
      свою биографию
      ).

    2. Поэт
      испытывал сильную ностальгию
      по родине
      (ностальгию).
      (Ностальгия в переводе с греческого —
      это тоска по родине.)

    3. Расставаясь
      с гостями из Белоруссии, мы подарили
      им памятные
      сувениры

      (сувениры).
      (Сувенир — это подарок, сделанный на
      память.)

    4. Мы
      дорожим каждой минутой
      времени

      (минутой).
      Минута — единица времени.

  • IX.
    Употребление рядом или близко однокоренных
    слов (тавтология — от греческого
    «то же самое слово»)

    1. Этот
      необыкновенный случай
      случился

      (произошёл)
      со мной в молодости.

    2. В
      поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь
      запечатлел
      (отразил)
      свои впечатления
      о русской деревне.

    3. Поэтически
      описывает поэт (А.С. Пушкин) наш город.

  • X.
    Неоправданное повторение слов

    1. Павел
      упорно работает над задуманной книгой.
      Наконец, три главы
      книги

      написаны. Он посылает эти главы книги
      своим друзьям.

    2. Недавно
      я прочитала одну книгу.
      Эта книга
      называется «Молодая гвардия». В этой
      книге
      рассказывается…

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ненавижу когда указывают на ошибками
  • Ненавижу когда пишут с ошибками дураки какие
  • Ненавижу когда исправляют мои ошибки
  • Немного подумав согласие было дано ошибка
  • Немецкий в одном предложении допущена ошибка найти