Не замеченная никем ошибка повлияла на оценку

Тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

1.Укажите вариант
ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) (не)забываемый подвиг;

Б) (не)написанная ещё книга;

В) (не)выполненное поручение;

Г) (не)сваренный картофель;

2.Укажите вариант
ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно
.

А) калитка (не)закрыта;

Б) (не)исправленная
вовремя ошибка;

В) (не)рассказанная
легенда;

Г) дорожки (не)выровнены;

3) Укажите вариант
ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ  слитно.

(1) (Не)кошеная трава;
 никем (2) (не)кошеная трава;   (3)ещё (не)скошенная   трава;
 трава (4) (не)скошена;  (5) (не)навидевший ложь;  никем
 (6) (не)рассказанная история;  (7) (не)законченная рукопись;
 (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно
(10) (не)вымыто.

А)
2,3,4,9        в) 5,6,7,8

Б)
3,7,10        г)1,5,7

4) Укажите ряд, в
котором все слова с НЕ  пишутся слитно.

А) (не)отмечена ошибка,
 (не)проверенная работа,   (не)подготовленный документ;

Б) (не)законченный эксперимент,
 (не)законченный в срок эксперимент;

В) (не)просохшая земля,
(не)утихающий ветер;

Г) эксперимент
(не)закончен,  (не)прекращающиеся метели.

5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

А) работа (не)сдана,
 (не)сданная вовремя рукопись;

Б) (не)подметённый пол,
ещё (не)крашеная скамья;

В) обстоятельства
(не)выяснены,  (не)выясненные обстоятельства;

Г) роман (не)завершён,
(не)завершённый  роман.

6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с
причастием в предложении
:

  Мы бредём
по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.

А) (Не)кошена —
 пишется слитно, так как НЕ  с краткими причастиями всегда пишется
слитно.

Б)  (Не)кошена –
пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно.

В) (Не)кошена – пишется
раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.

Г) (Не)кошена – пишется
слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно.

7) Укажите верное
объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:
 

 С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату
смотрителя.

А) (Не)топленная – пишется
раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно.

Б) (Не)топленная –пишется
слитно, так как при причастии есть зависимое слово.

В) (Не)топленная –пишется
раздельно, так как при причастии есть зависимое слово.

Г) (Не)топленная –пишется
слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно.

Укажите слово с
ошибкой.

 А) непрочитанная
книга;       В) ещё не прочитанная книга;

 Б) книга
непрочитана;        Г)  книга не
прочитана.

9) Укажите слово
без ошибки
.

А) не расклеенные афиши;

Б) афиши не расклеены;

В) нерасклеенные ребятами
афиши;

Г) нерасклеенные  вовремя
афиши.

10) Укажите
вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

А) письмо (не)отправлено;

Б) (не)расколотый орех;

В) (не)нашедший дороги
отряд;

Г) ещё (не)окрепший после
болезни.

ОТВЕТЫ: 1б, 2в,
3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б

Тест для проверки знаний по теме «Правописание НЕ с причастиями»

НЕ с причастиями. Морфологический разбор причастия.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. Напишите, чем является НЕ в предложении:

Мы въехали в (не)отремонтированную квартиру.

2. Укажите ответ, в котором причастие с НЕ пишется раздельно.

4) 1) письмо (не)отправлено

5) 3) (не)сказанные слова

6) 4)(не)доумевающий взгляд

3. Объясните написание НЕ с причастием в предложении:

(Не)нравящаяся ребенку игрушка валялась на полу.

1) Пишется раздельно, так как есть противопоставление

2) Пишется раздельно, так как есть зависимое слово

3) Пишется слитно, так как есть противопоставление

4) Пишется слитно, так как есть зависимое слово

4. Объясните написание НЕ с причастие м в предложении:

Это ничем (не)оправданный поступок.

1) Пишется слитно, так как нет зависимых слов

2) Пишется раздельно, так как есть зависимое слово

3) Пишется слитно, так как есть зависимые слова

4) Пишется раздельно, так как причастие употреблено в краткой форме

5. В каком примере НЕ пишется слитно?

1) трава (не)скошена

2) (не)крашенная краской

3) еще (не)продуманный ответ

4) (не)распечатанное письмо

6. В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно ?

1) Еще (не)решенная задача; (не)глубокая, но широкая речка; статья (не)написана.

2) (не)исправленная вовремя; еще (не)спавший, (не)потревоженные утки.

3) (не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не) скошенная, а вытоптанная трава.

4) рыба (не)сварена, (не)сваренная рыба, (не)сваренная к обеду рыба.

7. В каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно?

1) (не)забываемый подвиг; никем (не)продуманное решение; (не)соответствующий рангу

2) (не)распечатанное письмо, полы (не)вымыты, (не) связанные книги

3) (не)заселенные до сих пор дома; еще (не)продуманное решение; (не)ровная, но короткая дорожка

4) (не)красивый плащ; (не)утихающий ливень; (не)умолкаемый шум

8. В каком варианте ответа допущена ошибка в морфологическом разборе причастия в предложении:

Мысли в ней рассеяны, как тучи после бури.

1) Начальная форма – рассеянная

2) Постоянные признаки – совершенный вид, страдательное, прошедшего времени

3) Непостоянные признаки — множественное число, краткая форма

4) Синтаксическая роль — сказуемое

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Сочинение на лингвистическом материале «(8 классе )

Материал для подготовки к промежуточной аттестации «Виды подчинительной связи»

«Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе»

Конспект урока по русскому языку»Склонение имён прилагательных..» 7 класс (коррекционная школа

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»

Конспект урока «Род имен существительных»

Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень)

Контрольный тест по литературе 7 кл на тему: «Творчество И.Тургенева, Н. Некрасова, А. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5235602 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тест для 10 класса «Не с различными частями речи»
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Правописание НЕ с различными частями речи

Скачать:

Вложение Размер
ne_s_razl_ChR.docx 13.06 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи» за 10 класс

1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. (Л.Князев)

2) Бланк с фотографией был (не)заполнен. (В.Богомолов)

3) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(В.Успенский)

4) Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.(Г.Троепольский)

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Новое судно (не)привычно высилось на пустынном берегу. (И.Чесноков)

2) Дом отдыха для ответственных работников был (не)велик, но очень удобен.(В.Гроссман)

3) Вокруг печки стояли полукругом длинные, сколоченные из (не)оструганных досок столы. (А.Иванов)

4) Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку.(И.Акимов)

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)ожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица.(Г.Троепольский)

2) (Не)смотря на середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

3) Бим, как по команде, лег, (не)спуская взора с птицы. (Г.Троепольский)

4) Когда (не)чего сказать, легче всего разводить руками. (А.Алексин)

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Андрей тогда изо всех сил (не)взлюбил девочку. (А.Приставкин)

2) Тальберг как член революционного военного комитета, а (не)кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова. (М.Булгаков)

3) Таксист был рассержен (не)предвиденной остановкой. (А.Алексин)

4) В последние месяцы Бим (не)заметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. (Г.Троепольский)

5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)подалеку под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами. (Е.Носов)

2) Щенок был (не)большой, уши его пока еще не торчали.(Ю.Коваль)

3) Птицы любят (не)всякий лес.(А.Солженицын)

4) (Не)яркие зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу.(А.Иванов)

6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Л.Андреев)

2) Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов.(В.Тендряков)

3) Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Ю.Тынянов)

4) Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) За черной (не)замерзшей рекой белела даль. (А.Бек)

2) (Не)допитый кофе давно остыл.

3) Мальчики вздрогнули: (не)замеченная ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни. (А.Рыбаков)

4) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и (не)где узнать.(А.Ахматова)

8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Уваров понимал (не)избежность встречи с немецким часовым.(М.Алексеев)

2) На склоне стоял чистый, (не)захламлённый валежником лес. (В.Быков)

3) Звук пилы (не)глубокий, но очень отчетливый и выразительный.

4) Звенела музыка в саду таким (не)выразимым горем.(А.Ахматова)

9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Андрей, (не)решаясь сесть, прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)

2) Сердце к сердцу (не)приковано, если хочешь — уходи.(А.Ахматова)

3) Александр слушал с (не)которым нетерпением и взглядывал по временам в окно, на дальнюю дорогу.(И.Гончаров)

4) Александр был избалован, но (не)испорчен домашнею жизнью.(И.Гончаров)

10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Разведчиков отделяла от немцев (не)широкая речка, поросшая камышом. (Э.Казакевич)

2) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Л.Андреев)

3) Машина (не)много потряслась на проселочной дороге и остановилась у леса.(Ю.Коваль)

4) Левчук еще глубже погрузился в воду, вперил взгляд в (не)заслоненный кустарником узенький край берега. (В.Быков)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н, НН с различными частями речи.

Данный ресурс поможет проверить и усовершенствовать знания и умения учащихся по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи».

Интерактивный тест можно использовать для индивидуальной работы с учащимися.

Материал взят из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ с сайта ФИПИ.

Тест проводится в конце года в 7 классе при повторении темы » Правописание не с различными частями речи». В тесте представлены различныевиды заданий.

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал.

Тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Список вопросов теста

Вопрос 1

Отметьте только верные утверждения

Варианты ответов
  • Если при причастии есть зависимые слова, то причастие с НЕ пишется слитно.
  • Краткие причастия всегда пишутся раздельно с НЕ.
  • Причастия, при которых нет противопоставлений, пишутся с НЕ слитно.
  • Причастие с НЕ пишется раздельно, если употребляется с наречиями меры и степени.
Вопрос 2

Укажите случаи, в которых причастия пишутся с НЕ слитно.

Варианты ответов
  • если при причастии есть противопоставление
  • если причастие краткое, при нем нет зависимых слов и противопоставлений
  • если причастие без НЕ не употребляется
  • если причастие полное, при нем нет зависимых слов и противопоставлений
Вопрос 3

Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

Варианты ответов
  • (не)забываемый подвиг;
  • (не)написанная ещё книга;
  • (не)выполненное поручение;
  • (не)сваренный картофель;
Вопрос 4

Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Варианты ответов
  • калитка (не)закрыта
  • (не)исправленная вовремя ошибка
  • (не)рассказанная легенда
  • дорожки (не)выровнены
Вопрос 5

Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.

(1) (Не)кошеная трава; никем (2) (не)кошеная трава; (3)ещё (не)скошенная трава; трава (4) (не)скошена; (5) (не)навидевший ложь; никем (6) (не)рассказанная история; (7) (не)законченная рукопись; (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.

Варианты ответов
  • 2,3,4,9
  • 3,7,10
  • 5,6,7,8
  • 1,5,7
Вопрос 6

Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.

Варианты ответов
  • (не)отмечена ошибка, (не)проверенная работа, (не)подготовленный документ;
  • (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент;
  • (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер;
  • эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели.
Вопрос 7

Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

Варианты ответов
  • работа (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись;
  • (не)подметённый пол, ещё (не)крашеная скамья;
  • обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства;
  • роман (не)завершён, (не)завершённый роман.
Вопрос 8

Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется слитно.

Варианты ответов
  • Улица за (не)мытым стеклом была пуста. (Дежнёв Н.)
  • Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем (не)тронутый снежный колпак. (Савин В.)
  • В гостиной проходили ее беседы о творчестве замечательного художника, (не)признанного при жизни, но теперь завоевывающего все более громкую славу. (Стрелкова И.)
  • Дальше этого (не)избалованный личным напряжением мозг Алексея отказывался рисовать что-либо определённо зримое. (Воробьев К.)
Вопрос 9

Укажите предложение, в котором НЕ с причастием пишется раздельно.

источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/04/06/test-dlya-10-klassa-ne-s-razlichnymi-chastyami-rechi

http://multiurok.ru/index.php/tests/test-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiiami.html

НЕ раздельно с причастиями.    1) Из-за (не)замеченной ошибки мы пришли в (не) исследованные районы.2) Из-за никем (не)замеченной ошибки мы пришли в еще  (не)исследованные районы.3)Эти районы (не)исследованы. 4) Ошибка была (не)замечена. 5) (Не)продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. 6) Вовремя (не) продуманный ответ оставил мечту (не)осуществленной. 7) (Не)убранные поля, (не)скошенные луга — все свидетельствовало о том, что дефекты техники (не)устранены, а задание (не)выполнено. 8) Ничем (не)прикрытая позиция неприятия пока (не)оконченной работы мешала довести дело до конца. Пожалуйста помогите​

правильно


не замеченная учеником ошибка

неправильно


нез

амеченная учеником ошибка

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.

Пример

Собрание не закончено.
Не законченное, а начатое собрание.

Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.

Пример

Недоумевающий взгляд (без не не употребляется).
Незакончившееся собрание (нет зависимого слова и противопоставления).

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 7 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

Слитное и раздельное написание не с причастиями

ошибка Буквы и, у, а после шипящих

Буквы и, у, а после шипящих

ошибка Проверяемые согласные в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Записи 1-3 из 3

Не замеченная никем ошибка как пишетсяГость:

Раздельно пишется НЕ с причастием, потому что есть зависимое слово НИКЕМ: никем не замеченная ошибка.

Не замеченная никем ошибка как пишетсяГость:

Раздельно пишется НЕ с причастием, потому что есть зависимое слово НИКЕМ: никем не замеченная ошибка.

Не замеченная никем ошибка как пишетсяГость:

Вместе

Не замеченная никем ошибка как пишетсяГость:

так и пишется раздельно, потому что причастный оборот

Алексей Прилуцкий



Знаток

(384),
закрыт



5 лет назад

Лучший ответ

Лена@Елена

Мудрец

(10449)


12 лет назад

Раздельно пишется НЕ с причастием, потому что есть зависимое слово НИКЕМ: никем не замеченная ошибка.

Остальные ответы

†БУРРИТО†™

Профи

(949)


12 лет назад

так и пишется раздельно, потому что причастный оборот

лиза ___

Гуру

(2673)


12 лет назад

Вместе

«Незамеченная» или «не замеченная» пишется слитно и раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

От глагола «заметить» образуется страдательное причастие прошедшего времени «замеченный».

С помощью приставки не- образуем слово с противоположным значением:

Незамеченная оплошность была обнаружена только вчера.

Если у причастия нет зависимых слов и в предложении нет противопоставления, то слово «незамеченная» пишется слитно.

Слово «не замеченная» пишется раздельно с отрицательной частицей «не» при наличии в предложении следующих условий:

1) у причастия есть зависимое слово в форме творительного падежа

В диктанте оказалась ошибка, не замеченная учеником.

2) в предложении используется противопоставление

Это была не замеченная, а намеренно допущенная ошибка.

3) Отрицание усиливает слово с ни- (наречие или местоимение)

Никем не замеченная ошибка так и не была исправлена.

4) в предложении имеются слова «далеко», «вовсе», «отнюдь»

В контрольной работе была вовсе не замеченная ошибка.

Незамеченная

Автор Алексей Прилуцкий задал вопрос в разделе Лингвистика

как пишется : никем (не) замеченная ошибка и получил лучший ответ

Ответ от Лена@Елена[гуру]
Раздельно пишется НЕ с причастием, потому что есть зависимое слово НИКЕМ: никем не замеченная ошибка.

Ответ от †БУРРИТО†™[мастер]
так и пишется раздельно, потому что причастный оборот

Ответ от Лиза ___[гуру]
Вместе

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: как пишется : никем (не) замеченная ошибка

Двуколосница незамеченная на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Двуколосница незамеченная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ошибка в письменной работе экзаменуемого отмечается, но не влияет на оценку в том случае, если правило написания не включено в школьную программу. Вот перечень трудных случаев написания и расстановки знаков препинания (то есть орфографии и пунктуации), в которых ошибка в письменной работе не должна влиять на оценку.

ОРФОГРАФИЯ

Буквенная передача звукового состава слов

— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

— Приставки пре- и при- в словах: преумножить – приумножить, (пре)(при)увеличить, (пре)(при)уменьшить.

Прописная / строчная буквы

— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

— Написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).

Слитное / дефисное / раздельное написание

— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье).

— Слитное / раздельное написание наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, не включённых в орфографический минимум, например: в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.

— Вводные слова, не входящие в стандартный список вводных слов, приводимых в школьных учебниках; различение слова наконец, в основном, по опыту (и т.п.) как вводных и не вводных.

— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.

— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.

— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.

— Сочетание знаков и комбинация знаков.

— Использование тире, двоеточия и точки с запятой в союзном предложении.

— Замена двоеточия на тире в бессоюзном предложении.

При проверке и оценке экзаменационных работ учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок. А умение распознать ошибки поможет научиться не допускать их. Также очень важно знать, что такое грубые, негрубые, повторяющиеся ошибки, поскольку количество баллов напрямую зависит от типа ошибки. 

Из критериев 7 и 8 в 2023 году исключили понятие «негрубой ошибки». Это значит, что негрубые ошибки вообще не будут учитываться. Учитываются только ГРУБЫЕ. Положение о повторяющихся, однотипных ошибках сохраняется и учитывается при оценивании сочинения. Также сохраняется положение об ошибках, которые не учитываются при проверке.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. 

1) в исключениях из правил; 
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными ипричастиями, выступающими в роли сказуемого; 
4) в написании -и -ы после приставок; 
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался!Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). 
Каждая негрубая ошибка в 2022 г. оценивалась в 0,5 баллов, в 2023 негрубые ошибки не учитываются при проверке.

Повторяющаяся ошибка — ошибка, которая повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов (считается за 1 ошибку).

Однотипная ошибка на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. 

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). 
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. 

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 

1. В переносе слов. 
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 
3. В названиях, связанных с религией: М (м)асленица, Р (р)ождество, Б (б)ог. 
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). 
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй- город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). 

 ​

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. 

Одиночные графические ошибки НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной. 

*При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», (опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки. 

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 

1) тире в неполном предложении; 
2)обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, которые ранее оценивали в

С 2023 года негрубые пунктуационные ошибки приравниваются к грубым.
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. 

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется. 

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. 

Грамматические ошибки состоят:

  • в ошибочном словообразовании (нарушении структуры слова);
  • ошибочном образовании форм частей речи;
  • в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм, неправильном употреблении предлогов;
  • в нарушении связи между подлежащим и сказуемым; 
  • ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений
  • в смешении прямой и косвенной речи;
  • в нарушении границ предложения и др.

Примеры:

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс); 
  • без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма); 
  • заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления); 
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы). 

Наиболее типичные морфологические и словообразовательные ошибки:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…); 
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов. 

Наиболее типичные синтаксические ошибки:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность); 
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы); 
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. 

К основным речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении; 
2) употребление иностилевых слов и выражений; 
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений, жаргонизмом
5) смешение лексики разных исторических эпох; 
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 
7) неразличение (смешение) паронимов;
8) употребление лишнего слова (плеоназм); 
9) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 
10) необоснованный пропуск слова; 
11) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 
12) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. 
13) ошибки в употреблении синонимов, антонимов и др.
14) не устраненная контекстом многозначность. 

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. 

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее). 

1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в). 

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены). 

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака). 

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

ЭТИКО-РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ – это нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или диалога). Этико-речевые нормы, в свою очередь, входят в понятие риторического (речевого) идеала, представления о котором извлекаются из национальной философии, национальных речевых традиций, а также из универсальных (общечеловеческих) постулатов речевого общения и правил речевого этикета.

Этические ошибки совершаются тогда, когда говорящий или пишущий игнорирует этико-эстетический компонент речевой культуры, который в русской речевой традиции «подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего» (Михальская А.К., 1996. С. 400).

Чтобы не нарушать этические нормы следует отказаться от:

  • речевой агрессии, навешивания «ярлыков»
  • инвективы (ругательств)
  • жаргона и вульгаризмов

Важно помнить о том, что с этической точки зрения недопустимы никакие высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и тем более циничное отношение к человеческой личности, его национальной принадлежности, культуре, религии и т.д. Подбирая слова, следует также помнить и об этикетных формулах.

На уровень этичности общения оказывают существенное влияние не только коммуникативная компетентность общающихся, но и их личностные качества. Этические нормы нарушают чаще всего люди, которым свойственны вспыльчивость, раздражительность, пристрастность, придирчивость, высокомерие, пренебрежительность, эгоцентризм и некоторые другие негативные качества. Тем не менее критическое отношение к своим речевым поступкам, самоконтроль и самодисциплина дают возможность минимизировать их отрицательное воздействие на культуру общения.

Это разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, например: «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Фактическая ошибка может состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, напр.:«Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»;

Фактические ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому работа по исправлению и предупреждению ошибок такого рода связана с повышением интеллектуального и культурного уровня. Говорящий или пишущий в своих рассуждениях должен использовать только достоверную информацию.

  • Если в работе допущена одна негрубая фактическая ошибка, не связанная с пониманием проблемы исходного текста, то по критерию К12 выставляется 1 балл.
  • Если негрубая фактическая ошибка повторяется в работе экзаменуемого, то она считается за 0,5 ошибки.

Грубой фактической ошибкой считается искажение авторской позиции и концепции автора произведения, привлекаемого в обосновании, а также вопиющие случаи неразличения автора-рассказчика-повествователя. (Раскольников на преступление идёт неосознанно; Лермонтов написал  Евгения Онегина); (Чехов говорит Юлии Васильевне. А.П. Чехов «Размазня» ; Автор лежал возле взорванного поезда. В. Каверин «Два капитана»)

Необходимо различать фактические ошибки по К2 и по К12:если при комментировании допущена ошибка, связанная с пониманием проблема, то балл снимают за К2. Если допущена фактическая ошибка, связанная с содержанием текста или фоновыми знаниями, то снимается балл за К12.

Как правило, не учитываются фактические ошибки, связанные с деталями: несущественные искажения указаний на время, место, порядок действий персонажей и т. п. в привлекаемых для обоснования произведениях.

Вернуться в раздел СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не запускается adobe after effects ошибка
  • Не замеченная мною ошибка причастный оборот
  • Не замеченная мною ошибка правило
  • Не замеченная мною ошибка почему пишется раздельно
  • Не замеченная мною ошибка не продуманный ответ