«Не» с глаголами — правило, примеры, исключения
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без начального не- не употребляются.
Рассмотрим, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Приведем примеры раздельного и слитного написания «не» с глаголами.
Правописание «не» с глаголами
«Не» с глаголами пишется раздельно
Если в предложении встретились два слова разных частей речи, «не» и глагол, то в их написании применяем правило орфографии русского языка.
Правило«Не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно.
Чтобы понять, когда «не» пишется раздельно со словами этой части речи, сравним два предложения.
Солнце еще не взошло над лесом.
В первом предложении употребляется глагол «взошло» поясняет существительное «солнце». Все предложение имеет утвердительное значение. Во втором предложении этот же глагол имеет частицу «не», которая придает предложению отрицательный смысл:
Частица «не» — это вполне самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах:
- не прочитал книгу;
- не смотрю в окно;
- не звонит телефон;
- не хотелось бы опаздывать;
- не молчи
- не кричите.
Но не со всеми глаголами «не» пишется раздельно. Рассмотрим, в каких случаях «не» следует написать слитно.
«Не» с глаголами пишется слитно
В русском языке существует ряд слов этой самостоятельной части речи, с которыми начальный элемент не- пишется слитно. В этих случаях не- является приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует как самостоятельная лексическая единица.
Примеры глаголов
- негодовать
- недоумевать
- нездоровиться
- неволить
- неймётся
- ненавидеть
- невзлюбить
- неистовствовать
- несдобровать
- невзвидеть света.
Дополнительный материалСмотрите больше примеров глаголов, которые с «не» пишутся слитно.
Примеры предложений
Ему, как заядлому рыбаку, с раннего утра неймется идти на озеро.
Кажется, она невзлюбила меня с первой же минуты встречи.
Ты хочешь неволить сына учиться этому ремеслу, к которому у него душа не лежит?
Ну, теперь всем нам явно несдобровать!
Написание глаголов с недо- и не до-
В морфемном составе некоторых глаголов отметим сложную приставку недо-, которая пишется слитно. Такие глаголы обозначают законченное действие, которое выполнено некачественно, ниже какого-уровня, не соответствует норме, например:
- недовесить (взвесить меньше положенного);
- недоедать (голодать);
- недосыпать (спать мало);
- недослышать (плохо слышать).
Чтобы выбрать слитное написание не- с глаголом, применим следующий прием: заменим недо- на приставку пере-, имеющую противоположное значение превышения нормы. Если эта замена состоится, значит, недо- пишется слитно с глаголом.
Понаблюдаем:
- недоварить кашу — переварить кашу;
- недовыполнить задание — перевыполнить задание;
- недооценить противника — переоценить противника;
- недобрать вес — перебрать вес.
Укажем список глаголов, которые без не- не употребляются:
недовыполнить, недоглядеть, недомогать, недокормить, недопонимать, недополучить, недосчитаться, недоучесть и пр.
Частица «не» пишется раздельно с глаголом, имеющем приставку до-, если он обозначает, что действие начато, но не закончено, не доведено до конца.
Сравним:
- недожарить мясо (мясо сырое) — не дожарить мясо (оставить на потом).
- недоговаривает (утаивает) из-за хитрости — не договорить до конца (прервать разговор);
- недослышать (плохо слышать) — не дослушать рассказ (закончить слушать);
- недосмотреть молоко — не досмотреть спектакль до конца;
- недосчитаться денег — не досчитать до пятидесяти.
У таких глаголов часто имеется дополнение с предлогом «до»:
- не добежать (до чего?) до финиша;
- не донести до дома;
- не дочитать журнал до конца.
В контексте по смыслу различаем глаголы «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не достигать, не дотягиваться до чего-либо».
Раздельное и слитное написание частицы НЕ с глаголами
Правило написания частицы НЕ с глаголами не вызывает особых затруднений, требуется знать и правильно применять. А также уметь ориентироваться и определять, к какой части речи «не» относится и не входит ли в состав слова. Изучают эту тему на уроках русского языка в 6 классе. Разберем основные понятия и частные случаи с примерами.
Когда НЕ пишется отдельно от глагола
“НЕ”, как частица, является служебной частью речи и служит для образования грамматических форм слова. По значению и роли относится к отрицательным, придавая предложению или слову отрицательное (Не торопитесь с ответом), а при двойном отрицании — положительное значение (Друг не мог не помочь мне).
Правило гласит, что частица НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно.
- не тяни;
- не купалась;
- не пришёл;
- не достал;
- не хранили;
- не купила;
- не теряя;
- не читая;
- не ругая;
- не кидая.
Правописание «не» сохраняется у глаголов, оканчивающихся на -ся/-сь, то есть возвратных с приставкой до-.
- не договорился;
- не доучился;
- не долечился;
- не дозвонилась;
- не достучалась;
- не докричался;
- не дотянулась;
- не довернулась;
- не докрутилась;
- не домылся.
Проверить можно так: если убрать частицу, слово принимает противоположное значение, отсюда раздельное написание.
Также соблюдается раздельное написание предлогов и союзов, включающих «не», с глаголами.
- Не является возможным независимо подтвердить подлинность документов.
- Самолёт не только снижается, но и готовится к посадке.
- Природа не то дремлет, не то спит.
Когда НЕ пишется слитно с глаголом
Когда частица неотделима от слова и находится в его составе (в приставке или в корне), они должны писаться слитно.
- ненавидеть;
- негодовать;
- нездоровится;
- неймётся;
- невзлюбить;
- несдобровать;
- недоумевать;
- неволить;
- недомогать;
- неистовствовать;
- невзвидеть.
Глаголы с приставкой недо-
Часть этой приставки можно перепутать с частицей. В этом случае «не» является частью слова и пишется слитно. Приставка недо- придает значение недоведения до нужной границы, недостаточности.
- В военные годы люди недоедали.
- Суп мама недосолила, поэтому он был слишком пресным и невкусным.
- Она недосмотрела за ребёнком.
- В подвале недоставало воздуха.
Чтобы определить приставку недо-:
- При исключении из слова первых двух букв «не», слово теряет смысл.
Пример: В военные годы люди …доедали. - Меняем на приставку пере- и слово приобретает противоположное значение.
Пример: недосолила – пересолила; недожарила – пережарила; недоварила – переварила. - Слово «недоставало» имеет значение «не хватает».
Пример: Ей недоставало везения.
Чтобы исключить ошибки в написании, применяйте правила и соблюдайте следующие рекомендации:
https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/168627-ne-s-glagolami-pravilo-primery-isklyucheniya.html
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/razdelnoe-i-slitnoe-napisanie-chastitsy-ne-s-glagolami.html
Классификация ошибок
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Г1 |
Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий). |
Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. |
Г2 |
Нарушение норм согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Г3 |
Нарушение норм управления |
Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. |
Г4 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого |
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
Г5 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
Г6 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. |
Г7 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Г8 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
Г9 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Г10 |
Нарушение границ предложения |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. |
Г11 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Г12 |
Пропуск члена предложения (эллипсис) |
На собрании было принято (?) провести субботник. |
Г13 |
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы. |
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Л1 |
Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы. |
Л2 |
Нарушение причинно-следственных отношений |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
Л3 |
Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка. |
Л4 |
Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению) |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5 |
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. |
Л6 |
Сопоставление логически несопоставимых понятий |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
||
Л7 |
Неудачный зачин |
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… |
Л8 |
Ошибки в основной части |
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении. б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. |
Л9 |
Неудачная концовка |
Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Ф1 |
Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров |
Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. |
Ф2 |
Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты. |
Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!» |
Ф3 |
Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение. |
Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк. |
Ф4 |
Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора. |
Тургеньев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
- на изученные правила;
- негрубые (две негрубые считаются за одну):
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
- однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,
каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):
ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.
При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки
- орфографические:
- в переносе слов;
- буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
- прописная / строчная буквы
- в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
- при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
- в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
- слитное / дефисное / раздельное написание
- в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
- на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
- пунктуационные ошибки:
- тире в неполном предложении;
- обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
- запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
- различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
- в передаче авторской пунктуации;
- графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
- описки и опечатки:
— искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.
— пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;
— перестановки букв (новые наименования пордуктов);
— замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);
— добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
Когда «не» с глаголами пишется раздельно
Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.
Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.
Правило |
---|
«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами. |
Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:
-
Солнце взошло над горой.
-
Солнце еще не взошло над горой.
В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.
Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».
Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.
Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.
Примеры:
-
не брать книгу;
-
не смотрю в телефон;
-
не звонит будильник;
-
не хотел говорить;
-
не молчи;
-
не кричите.
При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:
-
не могу не поехать = должен поехать;
-
не могу не согласиться = соглашаюсь.
«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Когда «не» с глаголами пишется слитно
В пятом классе каждый школьник знает: «не» с глаголами пишется раздельно. Но это еще не все! Сейчас расскажем про исключения из этого правила, когда «не» пишется вместе с глаголом.
Правило |
---|
«Не» пишется слитно:
|
В русском языке есть слова, с которыми элемент «не» пишется слитно. В этих случаях «не» может быть приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует.
Глаголы, которые без «не» не употребляются:
-
ненавидеть,
-
недоумевать,
-
нездоровится,
-
неволить,
-
невзлюбить,
-
негодовать,
-
несдобровать,
-
небречь,
-
неистовствовать,
-
неймет (неймется),
-
невзвидеть,
-
неможется,
-
неметь,
-
нежничать,
-
нежиться,
-
невеститься,
-
нехватить,
-
недужится,
-
небрежничать,
-
невежничать,
-
неглижировать,
-
нежить.
Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.
Написание глаголов с «недо-» и «не до-»
В составе некоторых глаголов можно встретить приставку «недо-», которая всегда пишется слитно (это же приставка!). Такие глаголы обозначают действие, которое сделали некачественно. Примеры таких слов:
-
недовесить (взвесить меньше положенного);
-
недоедать (голодать);
-
недосыпать (спать мало);
-
недослышать (плохо слышать).
Если возникли сомнения, можно использовать такой прием: заменить «недо-» на приставку с противоположным значением «пере-». Если звучит хорошо, значит, «недо» точно нужно писать слитно с глаголом. Вот так:
-
недоварить кашу — переварить кашу;
-
недооценить противника — переоценить противника.
Но помните: бывают и случаи-исключения, в которых этот прием не работает. Например:
Мне тебя недостает.
Частица «не» пишется раздельно с глаголом с приставкой «до», если он обозначает, что действие начато, но не доведено до конца. Сравним:
-
недожарить рыбу (рыба сырая) — не дожарить рыбу (оставить на потом);
-
недослышать (плохо слышать) — не дослушать историю (закончить слушать);
-
недосчитаться денег — не досчитать до ста.
У таких глаголов часто есть дополнение с предлогом «до»:
-
не донести ( до чего?) до дома;
-
не дочитать книгу до конца.
Написание глаголов «хватать» и «доставать»
Глагол «хватать» в любом значении пишется с «не» раздельно:
-
Ребёнок не хватает мать за юбку. (в смысле не трогает)
-
В кассе не хватает мелочи. (в смысле меньше, чем должно быть)
Глагол «доставать» можно написать слитно или раздельно с «не».
Если глагол «доставать» нужен в значении не дотягиваться, то пишем с «не» раздельно:
-
Я не достаю до люстры.
Если глагол «доставать» нужен в значении недостатка или нужды, то пишем с «не» слитно:
-
В книге недостает страниц. (недостаток)
-
Мне недостает общения. (нужда)
Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
Написание не с глаголами и деепричастиями
Правила написания частицы НЕ с деепричастиями и глаголами одинаковы. Но, поскольку деепричастия зачастую путают с причастиями, при написании глагольной формы допускаются ошибки. В статье приведены правила написания НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями с примерами.
В русском языке правила написания НЕ с глаголами и деепричастиями совпадают, однако многие путают деепричастия с причастиями, поэтому часто допускают ошибки при написании той или иной глагольной формы.
Особенности правописания НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями приведены в таблице.
НЕ с глаголами и деепричастиями
НЕ с глаголами и деепричастиями
А1. Раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями как основная форма:
любить – не любить – не любя;
не сказать – не сказав;
не здороваться – не здороваясь;
не смотреть – не смотря (по сторонам);
не любоваться – не любуясь.
А2. Слитное написание НЕ с глаголами и деепричастиями как исключение.
1. Не употребляется без НЕ:
ненавидеть – ненавидя, невзлюбить – невзлюбив.
А3. Раздельное написание НЕ с деепричастиями, перешедшими в наречия (замена синонимом).
Рассердиться не шутя (всерьёз); идти не спеша (медленно); ехать не торопясь (тихо).
Примечание. Деепричастия, перешедшие в наречия, не обособляются запятой, но пишутся раздельно.
А4. Слитное написание НЕ с предлогами, образованными от деепричастий.
Предлог со значением уступки:
несмотря на дождь, невзирая на трудности.
Сравнить (деепричастие со значением действия):
идти, не смотря по сторонам; критиковать невзирая на лица (устойчивое выражение).
Не пишется раздельно:
- При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.
- При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова, а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.
Не пишется слитно:
С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Правописание частицы НЕ с разными ЧР
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Причастие и деепричастие в табл.«, «Морфологический разбор причастия и деепричастия«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
источники:
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/ne-s-glagolami-prichastiyami-i-deeprichastiyam
http://grammatika-rus.ru/ne-s-glagolami-i-deeprichastiyami/