Слово «ни разу» пишется с частицей «ни», усиливающей отрицание в предложении.
Выясним, как правильно пишется слово «ни разу» или «не разу», с «ни» или «не», определив часть речи и грамматические условия в предложении.
Правописание слова «ни разу»
Чтобы сделать правильный выбор в написании «не» или «ни» в исследуемом слове, проанализируем речевую ситуацию в высказывании:
Во время футбольного матча вратарь ни разу не пропустил мяч в свои ворота.
Анализируемое слово не изменяется. В предложении оно обозначает признак действия, поясняя глагол-сказуемое, и отвечает на обстоятельственный вопрос:
не пропустил (когда?) ни разу
По этим грамматическим признакам определим, что это самостоятельная часть речи наречие.
Обратим внимание, что в предложении глагол употребляется с частицей «не», которая обозначает отрицание действия. Имеем в виду, что дважды частица «не» используется только со сказуемым в предложениях для выражения утверждения действия.
Понаблюдаем:
Она не может не волноваться за своего ребёнка. = Она волнуется за своего ребёнка.
Я не могу не восхищаться мастерством этого художника. = Я восхищаюсь мастерством этого художника.
В нашем случае при сказуемом с частицей «не» используется наречие, которое усиливает это отрицание с помощью частицы «ни».
По значению это наречие синонимично словам этой же части речи «никогда», «отроду», «вовек».
Мне ни разу (никогда) не повезло в этой игре.
Отличаем его от созвучного слова «не раз», которое пишется с безударной частицей «не». Оно имеет значение «много раз», «часто».
Не раз (часто) она звонила мне вечером.
Обратим внимание, что глагол-сказуемое употребляется без отрицательной частицы «не» и всё предложение имеет утвердительный характер.
В слове «ни разу» пишется безударная частица «ни» и конечная буква «у», что поможет отличить его от созвучного слова «не раз» с частицей «не».
Чтобы усвоить правильное написание исследуемого слова с «ни», прочтём примеры предложений.
Примеры
Надя ни разу не слышала этой новой песни.
Я ни разу не видел её столь взволнованной.
В этом году мы ни разу не ходили на хоккей.
Саша ни разу не видел этого фильма.
Ученик ни разу не ошибся в решении задачи.
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 13
Правописание частиц «ни» и «не» в русском языке вызывает множество вопросов у пишущих. Ещё одним затруднением является выбор их слитного или раздельного написания. Именно поэтому не всем известно, как грамотно: «ни разу», «ниразу» или «не разу». Разберёмся в этом, вспомнив подходящие правила орфографии.
Читайте в статье
- Как правильно пишется?
- Часть речи сочетания «ни разу»
- Примеры предложений
- Синонимы сочетания «ни разу»
- Неправильное написание сочетания «ни разу»
- Заключение
Как правильно пишется?
Согласно нормативным источникам, верной является только одна форма – «ни разу».
Как известно, отрицательная частица «ни» должна писаться отдельно от других слов.
Некоторые допускают ошибку, потому что путают эту конструкцию с устойчивым сочетанием – «не раз», которое имеет противоположное значение «иногда; много раз» и употребляется в утвердительном предложении. В свою очередь, фраза «ни разу» означает «никогда; ни одного раза». Видим, что это совершенно разные лексемы.
Иногда неверно пишут рассматриваемое слово из-за того, что соотносят его с отрицательными местоимениями и наречиями, которые с «ни» пишутся слитно (например: «никакой», «нигде» и т.д.).
Часть речи сочетания «ни разу»
Обратимся к грамматическим признакам, чтобы определить, к какой части речи относится изучаемое сочетание. В тексте «ни разу» подчинено глаголу-сказуемому, отвечает на вопрос обстоятельства, а также обозначает признак действия. Исходя из этого, нам становится понятно, что слово является наречием. Оно образовано путём присоединения частицы «ни» к имени существительному «раз» в винительном падеже.
Предложение с лексемой «ни разу» обязательно имеет в своём составе отрицательное сказуемое с частицей «не». Этим подтверждается корректность выбора усилительной частицы «ни».
Примеры предложений
- Маленький Коля ни разу не оставался один.
- Света ни разу не приходила в университет вовремя.
- Я ни разу в жизни не встречала такого образованного человека.
- Юрий ещё ни разу не был в оперном театре, поэтому я его пригласил.
- Во время отпуска муж ни разу не вспоминал о работе.
Синонимы сочетания «ни разу»
Синонимичные выражения: «вовек», «так и не», «отроду», «совсем», «никогда», «вовсе».
Неправильное написание сочетания «ни разу»
Заключение
Итак, нормативным считается наречное сочетание «ни разу», употребляемое в предложении в своём основном лексическом значении: «никогда; ни одного раза».
Остальные формы не отвечают правилам орфографии. Убедиться в этом легко, если открыть словарь.
Выражение «ни разу» правильно пишется раздельно и только с «ни», так как представляет собой устойчивое словосочетание (фразеологизм) из существительного «раз» в дательном падеже и союза «ни». На письме не изменяется. Его значение в целом также не укладывается в одно слово: «никогда вообще», «никогда до», «никогда после», «никогда с тех пор», «вовсе не», «никак не», «совсем не». Поэтому писать слитно «ниразу» – грубая ошибка, никаких «ниразов» в русском языке нет. А тем более не может быть формы «не разу», существует только несколько иная форма – «не раз».
Значение и употребление
Словосочетание «ни разу» в русском языке употребляется как наречие в таких значениях:
- Никогда, ни в какой момент из указанного (обозначенного, подразумеваемого) промежутка времени. В предложениях относится чаще всего к глаголам и личным местоимениям; реже к существительным (возможно, с прилагательными): «Мы <с тех пор, как живём здесь; за много лет, и т.п.> ни разу не видели нашего соседа выпившим»; «После окончания вуза я ничего ни разу не слыхал о нём»; «Он ни разу в жизни не ходил на лыжах»; «До прошлой осени в наших краях никто ни разу не видал тройной радуги». Синоним «никогда». Синонимическое словосочетание «никогда вообще»; частичные «никогда до <того>», «никогда после <того>», «никогда с тех пор <, как>».
- Ни в едином случае, ни при каких обстоятельствах (синонимические выражения). В предложениях относится преимущественно к глаголам: «Она ни разу не согласилась выйти замуж, раз за разом отвергая заманчивые предложения»; «Такенный окушище мне ещё не попадался ни разу»; «Так вы ни разу не пробовали бланманже?». Синонимы те же. Ещё синонимический фразеологизм «так и не»; частичный «ни за что».
- В просторечии подчёркивает отсутствие чего-то должного, надлежащего, нужного к данному случаю (качества, свойства, признака, опыта, и др.). Относится к существительным, употребляется большей частью с предлогом «не»: «Нет, мы с Геннадием Лукичом ни разу не родственники» или, редко «Мы ним родственники ни разу»; «Ну куда тебе на ринг? Ты же ещё ни разу не боксёр»; «Да что это вы мне впариваете? Это же ни разу не изумруд, это хризолит!». Синонимы просто «не» (без «ни разу»); сленговый «полностью» («Да он же вообще ни разу полностью никакой»). Синонимические выражения «вовсе не», «вообще не», «никак не», «никакой не», «никоим образом», «совсем не».
Грамматика
Фразеологизм «ни разу» состоит из союза «ни» и имени существительного «раз» в дательном падеже. Неизменяемое словосочетание. Используется как определительное количественное наречие или обстоятельственное меры и степени. В предложениях служит обстоятельством ограниченной кратности или определением качества (в просторечии). Постановка ударения и разделение для переноса ни ра́-зу (оставлять союз в верхней строке не рекомендуется).
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.