Где допущена ошибка с деепричастным оборотом ?
А метель,усиливаясь с каждой минутой , то завывала , то страшно гудела .
Б не размышляя над ошибками, экзамены были сданы .
В раскинув крылья , ястребы парили в воздухе.
1. Найдите слово с ударением на втором слоге:
1. Средства
2. Километр
3. Красивее
4. Мельком
2. Укажите слово, в котором есть звук [о].
1. Команда
2. Ночные
3. Освещенный
4. Моя
3. В каком случае слово язык употреблено в прямом значении?
1. Обидное слово сорвалось с языка
2. Остра на язык
3. Язык пламени
4. Прищелкивать языком
4. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?
1. благодаря обилию снегу
2. наперекор обычая
3. написал красившее
4. пришёл со школы поздно
5. Укажите способ образования слов догадливый, одряхлевший, сберечься.
1. Сложение
2. Суффиксальный
3. Приставочный
4. Приставочно-суффиксальный
6. В каком ряду в обоих словах пишется на месте пропусков непроизносимая согласная в корне?
1. облас..ной, подвслас..ный
2. гнус..ный, бесчу..ственный
3. шотлан..ский, високос..ный
4. кос..ный (взгляд), целос..ный
7.В каком ряду пишется одна и та же буква?
1. Пр..йти по берегу, пр..бабушкин юбилей
2. Пр..рвать урок, пр..шить пуговицу
3. Пр..вратиться в пыль, выступление пр..зидента
4. Ра..сыпать изюм, и..дать закон
8. Отметьте ряд, в обоих словах которого буква Ь не пишется.
1. роскош.., не утаиш..
2. забрат..ся, упасть навзнич..
3. стул скрипуч…, много передач..
4. прозрачный ключ.., пытаться увидет..
9.Выделите ряд, в котором все слова пишутся через дефис
1. (много)голосый, (книга)справочник
2. (возьми)ка, (полу)круг
3. (древне)египетский, (снежно)белый
4. (крем)сода, (изумрудно)зеленый
10.Найдите продолжение предложения
У причастий нет…
1. Краткой формы
2. Степени сравнения
3. Рода
4. Падежа
11. Отметьте ряд, в котором представлены суффиксы только страдательных причастий.
1. –yy-, -вш-
2. –им-, -енн-
3. -ущ-, -ющ-
4. -т-, -ш-
12.Укажите предложение, в котором на месте пропуска в суффиксах пишется А(Я).
1. Человек внезапно почувствовал сильную кол..щую боль в боку.
2. Едва заметное колебл..щее порхание крыльев бабочки завораживает.
3. Мы долго еще сидели возле тле..щего костра.
4. Первые дни весны, дыш..щие ароматом молодой зеленой травы, радуют всех.
13.Выделите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна буква Н.
1. Коше..ые травы, земля вспаха..а
2. Ю..ый художник, тка..ый золотом плащ
3. Спута..ая веревка, грачи..ые перья
4. Коряво написа..а, пересмотре..ые фильмы
14. Определите ряд, в котором указаны деепричастия несовершенного вида.
1. Ворча, перебежав
2. Напевая, выдумывая
3. Говоря, задумавши
4. Стуча, замыслив
15.Найдите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.
2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.
16. Укажите предложение с пунктуационными ошибками.
1. К лесу, чернеющему вдали, вела проселочная дорога.
2. Шипы роз, сильно колющие руки, не умаляют красоты этого цветка.
3. Дождь ровно шумел по крыше, и усиливаясь постепенно затихал.
4. Мы подъехали к озеру, не замерзающему круглый год.
17. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?
1. Охотник вечером внимательно проверил капканы.
2. С верхушки дерева по-весеннему чиркала какая-то пташка.
3. Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.
4. Летом на нашей речке шумно и весело.
18. В каком варианте ответа указаны все наречия, имеющие суффикс -О?
А. Наутр..
Б. Горяч..
В. Издавн..
Г. Общ..
1. А,Б,Г
2. В,Г
3. Б
4. А,В
19. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся через дефис.
1. (где)нибудь, (до)сыта
2. (в)верх, (во)первых
3. (мало)помалу, (точь)(в)точь
4. (по)суше, (едва)едва
20. Выберите ошибочное утверждение.
1. Частица – второстепенный член предложения.
2. Частица – это служебная часть речи, которая придает различные смысловые оттенки словам и предложениям.
3. Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
4. Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и частей сложных предложений.
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?
Еловая ветка, в костре догорая, подернулась пеплом. Н(1) видно н(2)зги. И кажется, нет н(3) конца и н(4) края у полночи этой, у этой тайги. (А. Сурков).
1. 1
2. 1,2
3. 2,3
4. 2,3,4
помогите с русским
1. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Листья, упав под ноги, образовали круг.
Б. Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел, и глядя в море.
В. Гром, поворачивая в саду, скатился за гумно.
Г. Читая, дедушка поёт себе под нос.
2. Среди указанных слов найдите деепричастие.
А. Рассказав
Б. Рассказал
В. Рассказавший
Г. Расскажет
3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А. Маленький медвежонок, достигнув глубокого места реки и не решаясь идти дальше, остановился и жалобно рявкнул.
Б. Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь берёзки и ели.
В. Я лежал на диване, устремив глаза в потолок.
4. Найдите деепричастие совершенного вида.
А. Ненавидя
Б. Решившись
В. Продолжая
Г. Умываясь
5. Найди предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.
А. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
Б. Сердито воя, дует холодный осенний ветер.
В. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
Г. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.
6. В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?
А. (не)задумывая, (не)навидя;
Б. (не)освещая, (не)годуя;
В. (не)заклеив, (не)вырастив;
Г. (не)здоровится, (не)увидев.
7. На месте каких цифр должны быть запятые?
Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.
А. 1, 2, 3
Б. 2, 3
В. 3
Г.1, 3
8. Выберите правильное продолжение предложения:
Работая над сочинением,….
А. Сначала составляются тезисы.
Б. Вы не должны отвлекаться.
В. Вас не должно ничто отвлекать.
Г. Вам нужны будут дополнительные материалы.
9. Найдите предложение с одиночным деепричастием (знаки препинания не расставлены).
А. Над рекой наклонясь что-то шепчет камыш.
Б. Встав рано утром все пошли на рыбалку.
В. Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
10. Укажите предложение с деепричастным оборотом.
А. Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.
Б. Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.
В. Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Собака ощетинилась, подняла нос (1) и (2) втягивая (3) сырой воздух (4) осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
А. 2,4
Б. 1,2,4
В. 2,3,4
Г. 1,2,3
Контрольные тесты по культуре речи для учащихся 5-7 классов (из материалов по апробации УМК «Русский язык»)
МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»
Контрольные тесты по культуре речи для учащихся 5-7 классов
(из материалов по апробации УМК «Русский язык»)
учитель I квалификационной категории
Аннотация к тестам
В УМК «Русский язык» под редакцией (5-7 классы) значительное место отведено материалу по культуре речи. Каждый раздел морфологии заканчивается темами «Орфоэпические нормы», «Лексические нормы» и «Грамматические нормы». В учебнике 7 класса выделен блоком материал, обобщающий и расширяющий сведения по культуре речи, полученные в 5-6 классах.
В целях контроля усвоения знаний в области культуры речи мною разработаны тесты для 5-6 и 7 класса. Тест для 7 класса разработан в двух вариантах. Включает три блока: часть А – орфоэпические нормы; часть Б – лексические нормы; часть В – грамматические нормы. К каждому тесту даны ключи.
Тест по культуре речи, 5-6 класс
1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
2. Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:
1) крепкая ткань
3) крепкий ливень
3. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:
1) В гостиной что-то небольшое упало со стола.
2) Мише почудился какой-то шорох за дверью.
3) Вдоль берега моря тянулись болота.
4) Надо вывести его на свежую воду.
4. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:
1) Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.
2) Маша любила яркие, эффективные платья.
3) Девушка неуверенно шла по льду.
4) Эта семья жила на центральной улице города.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1) Первый экзамен прошел для меня особенно успешно.
2) Я видел здесь ещё много неизвестных птиц.
3) И тут Ксения увидела седую старушку.
4) Сегодня Костя был более угрюмее, чем всегда.
6. Выберите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
7. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:
1) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
2) Кто предложит другое предложение?
3) Соревнования были проведены по лёгкой атлетике.
4) Хорошо идти по земле ранним утром.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1) У ней получаются очень вкусные пирожки.
2) Я часто гулял с их собакой.
3) Света смогла показать себя с лучшей стороны.
4) Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.
9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
1) Художник написал репродукцию.
2) Наступила дождливая, темная осень.
3) После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.
4) Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.
10. Укажите предложения с грамматической ошибкой.
1) Я люблю мороженое и экзотические фрукты.
2) Артем любил смотреть на ихние игры.
3) Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.
4) Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.
1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1, 9-1,
Тест по теме «Культура речи». 7 класс
А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
А2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]
А3. Выберите правильный вариант
А4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. Загрязнение воздуха — актуальная проблема нашего века.
2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива.
4. Недалеко от парка возвышался дворец.
Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.
2. Мне бы хотелось совершить подвиг.
3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
4. Площадь этого виноградника — около пяти гектаров.
Б3. В каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ надо употребить ИСКУСНЫЙ?
1. В реку были выпущены мальки, выращенные в ИСКУССТВЕННЫХ водоёмах.
2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.
3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.
4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.
В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
2. трое партизан
3. пять пар чулок
4. шесть помидоров
В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота
1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.
2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.
В3. Найдите ошибку в словосочетаниях
1. обращать внимание на вопросы
2. оплатить за проезд
3. удивляться произошедшему
4. платить штраф
Тест по теме «Культура речи». 7 класс
А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
А2. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
А3. Выберите правильный вариант
А4. Отметьте слова со звукосочетанием [шн]
Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. Мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.
2. Мои коллеги по профессии любят поспорить.
3. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
4. Чистое помещение новой школы производило приятное впечатление.
Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. Мы пили чай с сахаром и булочкой.
2. Вокруг этого населённого пункта расположился вражеский полк.
3. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
4. Оля была капризной девочкой.
Б3. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ надо употребить КАМЕНИСТЫЙ?
1. В музее были представлены орудия каменного века.
2. Архитектор получил заказ на гигантский каменный мост.
3. Каменистый берег залива покрывал нетронутый сосновый бор.
4. Ухватившись рукой за каменный выступ, я осторожно приподнял другую руку.
В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. с обоими подругами
4. три килограмма яблок
В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота
1. Он был рассеян и, отвечая невпопад, рисковал хорошей репутацией.
2. Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.
3. Не сообщив о происшествии людям, я не мог тронуться дальше.
4. Закончите таблицу дома, используя цитаты из текста.
В3. Найдите ошибку в словосочетаниях
Тест с ответами: “Культура речи”
1.Совокупность правил литературного произношения и постановки ударения изучается в разделе:
а)«Лексика»
б) «Орфоэпия» +
в) «Пунктуация»
2. Нормы русского литературного языка:
а) Динамичны, подвижны +
б) Категоричны, не знают исключений
в) Статичны, неизменны
3. Нормы русского литературного языка имеют общеобязательный характер:
а) для всех граждан, независимо от места их проживания, профессиональной и социальной принадлежности +
б) только для людей с высшим профессиональным образованием
в) только для проживающих в городах
4. Орфографические нормы это:
а) нормы написания слов +
б) нормы употребления слов
в) нормы произношения звуков и сочетаний звуков
5. Выберите правильный вариант постановки ударения:
а) газиро′ванный;
б) жа′люзи;
в) красиве′е;
г) катало´г. +
6. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
а) чёрный рояль
б) яблочное повидло
в) спортивный кроссовок +
г) огромный мозоль +
7. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.
а) пылесосить, уходить
б) ощутить, беречь
в) победить, чудить +
г) убедить, нести
8. Форма творительного падежа количественного числительного 1057 образована правильно в слове…
а) одной тысячей пятьюдесятью семью +
б) одной тысячей пятидесятью семи
в) одной тысячи пятидесяти семи
г) одной тысячей пятьдесятью семью
9. Избыточностью лексических средств (тавтология, плеоназм) характеризуются предложения
а) Автоцентр «АвтоХаус» – первый в городе центр с полной программой сервисного обслуживания.
б) Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. +
в) Он привык беречь каждую минуту времени.+
10. Укажите, в каком слове употреблена лексическая ошибка:
а) Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.
б) Маша любила яркие, эффективные платья. +
в) Девушка неуверенно шла по льду.
г) Эта семья жила на центральной улице города.
11. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
а) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко. +
б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
в) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой. +
г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года. +
12. Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:
а) Несколько учеников подошли к письменному столу.
б) Большинство домов обветшало.
в) В узы поступили сорок один человек. +
г) Движущей силой истории является народ.
13. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.
а) Выглянув последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
б) Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает. +
в) Приезжая в деревню, мы отправлялись всей компанией на речку.
14. Найдите предложения с неправильным употреблением падежной формы существительного
а) Лётчик действовал согласно инструкции.
б) По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице. +
в) Заведующий поликлиники принял нас быстро. +
15.Раздел грамматики русского языка, излагающий учение о частях речи и свойственных им грамматических формах и значениях, называется:
а) фонетикой;
б) морфологией; +
в) синтаксисом;
г) лексикой.
16. Нормы русского литературного языка фиксируются:
а) в словарях и грамматиках +
б) в официальных документах
в) в произведениях художественной литературы
17. Высшей формой национального языка является:
а) просторечие
б) диалекты
в) литературный язык +
г) жаргон
18. Орфоэпические нормы это:
а) нормы написания слов
б) нормы построения словосочетаний и предложений
в) нормы произношения звуков и сочетаний звуков +
19. Выберите правильный вариант постановки ударения
а) ква´ртал
б) зво´нит
в) обеспе´чение +
г) закупо´рить
20. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
а) жареный картофель
б) чёрное кофе +
в) домашний тапочек +
г) компетентное жюри
Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему
Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольный тест по лексикологии 10 класс | 72.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1
- В каком предложении нарушены лексические нормы?
- В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
- Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
- Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
- Живописный лес тянется вдоль реки.
- В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
- Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
- Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
- У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
- Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
- Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
- Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
- Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
- Взошло солнце и осветило всё вокруг.
- В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
- Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
- Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
- Три года учёбы пролетели незаметно.
- Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
- В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
- Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
- Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
- Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
- Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
- В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
- В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
- Окна моей комнаты выходят в сад.
- Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
- Незнакомец показался ему человеком добрым.
- В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
- Он был бойцом не робкого десятка.
- Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
- Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
- По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
- Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
- По щучьему велению
- Не всё коту масленица
- Спустя рукава
- Сматывать удочки
- В каком ряду слова не являются антонимами?
- Громкий — тихий
- Лидер – аутсайдер
- Дерзкий – безрассудный
- Активный – пассивный
- Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
- Синонимами
- Антонимами
- Паронимами
- Омонимами
- В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
- Эпитетом
- Сравнением
- Метафорой
- Олицетворением
- В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
- Словообразовательном
- Толковом
- Орфографическом
- Энциклопедическом
- Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
- Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
- Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
- Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
- Язык – средоточие и выражение народного духа.
- Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
- Верста коломенская – человек очень высокого роста
- Прикусить язык – испугаться
- Без царя в голове – не иметь ума
- Поставить с ног на голову – исказить факты.
- Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане , то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно — чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа , (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.
- Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
- Коренной житель – коренной вопрос
- Человек худой – худой мир
- Больной заснул – больной ребёнок
- Спутник Марса – спутник по дороге
- Пачка газет – пачка балерины
- Звезда эстрады – звезда на небе
- Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
- И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
- Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
- Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
- Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2
- В каком предложении нарушены лексические нормы?
- Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
- Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
- Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
- Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
- В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
- Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
- Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
- Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
- И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
- Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
- Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
- Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
- Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
- В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
- Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
- Смелые побеждают – трусливые погибают.
- Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
- В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
- В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
- Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
- Обед как всегда был сытным и вкусным.
- Царственная красота зимнего леса поразила его.
- Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
- В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
- Волны моря бились о гранитные камни набережной.
- Я остановился в густой тени старой сосны.
- Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
- Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
- В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
- Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
- Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
- Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
- Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
- Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
- Душа в душу
- Задать перцу
- Во весь опор
- Нога за ногу
- В каком ряду слова не являются антонимами?
- Сытый – голодный
- Альянс – союз
- Типичный – уникальный
- Хитрый – простодушный
- Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
- Синонимами
- Антонимами
- Паронимами
- Омонимами
- В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
- Эпитетом
- Сравнением
- Метафорой
- Олицетворением
- В каком словаре можно уточнить написание слова?
- Словообразовательном
- Толковом
- Орфографическом
- Энциклопедическом
- Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
- Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
- Это был человек представительской внешности.
- Марья была искусственная мастерица
- В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
- Значение какого фразеологизма определено неправильно?
- Стоять как вкопанный – не двигаясь
- Бежать сломя голову – очень быстро
- Белая ворона – человек в белом
- Как снег на голову – неожиданно.
- Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?
Мещёра – остаток (1 ) лесного океана . Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы . Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру , — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают , стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.
(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки , спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.
- Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
- Здравый, мощь, добродетель, чуждый
- Здоровый, мощь, зима, чужой
- Здравый, мочь, добродетель, чужой
- Здоровый, мочь, зима, чуждый
- Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
- Свеча, солнце, утюг, тулуп
- Корзина, кружево, зодчий, невод
- Ребёнок, сказка, шуба, зонтик
- 2
- 1
- 2
- 1
- 1
- 3
- 4
- 3
- 3
- 1
- 3
- 2
- 1, 2
- 2
- 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
- 2, 5
источники:
http://exam-test.ru/russkij-yazyk/test-s-otvetami-kultura-rechi.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/25/kontrolnyy-test-po-russkomu-yazyku-dlya-10-klassa-po-teme
1. Найдите слово с ударением на втором слоге: 1. Средства 2. Километр 3. Красивее 4. Мельком 2. Укажите слово, в котором есть звук [о]. 1. Команда 2. Ночные 3. Освещенный 4. Моя 3. В каком случае слово язык употреблено в прямом значении? 1. Обидное слово сорвалось с языка 2. Остра на язык 3. Язык пламени 4. Прищелкивать языком 4. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов? 1. благодаря обилию снегу 2. наперекор обычая 3. написал красившее 4. пришёл со школы поздно 5. Укажите способ образования слов догадливый, одряхлевший, сберечься. 1. Сложение 2. Суффиксальный 3. Приставочный 4. Приставочно-суффиксальный 6. В каком ряду в обоих словах пишется на месте пропусков непроизносимая согласная в корне? 1. облас..ной, подвслас..ный 2. гнус..ный, бесчу..ственный 3. шотлан..ский, високос..ный 4. кос..ный (взгляд), целос..ный 7.В каком ряду пишется одна и та же буква? 1. Пр..йти по берегу, пр..бабушкин юбилей 2. Пр..рвать урок, пр..шить пуговицу 3. Пр..вратиться в пыль, выступление пр..зидента 4. Ра..сыпать изюм, и..дать закон 8. Отметьте ряд, в обоих словах которого буква Ь не пишется. 1. роскош.., не утаиш.. 2. забрат..ся, упасть навзнич.. 3. стул скрипуч…, много передач.. 4. прозрачный ключ.., пытаться увидет.. 9.Выделите ряд, в котором все слова пишутся через дефис 1. (много)голосый, (книга)справочник 2. (возьми)ка, (полу)круг 3. (древне)египетский, (снежно)белый 4. (крем)сода, (изумрудно)зеленый 10.Найдите продолжение предложения У причастий нет… 1. Краткой формы 2. Степени сравнения 3. Рода 4. Падежа 11. Отметьте ряд, в котором представлены суффиксы только страдательных причастий. 1. –yy-, -вш- 2. –им-, -енн- 3. -ущ-, -ющ- 4. -т-, -ш- 12.Укажите предложение, в котором на месте пропуска в суффиксах пишется А(Я). 1. Человек внезапно почувствовал сильную кол..щую боль в боку. 2. Едва заметное колебл..щее порхание крыльев бабочки завораживает. 3. Мы долго еще сидели возле тле..щего костра. 4. Первые дни весны, дыш..щие ароматом молодой зеленой травы, радуют всех. 13.Выделите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна буква Н. 1. Коше..ые травы, земля вспаха..а 2. Ю..ый художник, тка..ый золотом плащ 3. Спута..ая веревка, грачи..ые перья 4. Коряво написа..а, пересмотре..ые фильмы 14. Определите ряд, в котором указаны деепричастия несовершенного вида. 1. Ворча, перебежав 2. Напевая, выдумывая 3. Говоря, задумавши 4. Стуча, замыслив 15.Найдите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота. 1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела. 2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы. 3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе. 4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо. 16. Укажите предложение с пунктуационными ошибками. 1. К лесу, чернеющему вдали, вела проселочная дорога. 2. Шипы роз, сильно колющие руки, не умаляют красоты этого цветка. 3. Дождь ровно шумел по крыше, и усиливаясь постепенно затихал. 4. Мы подъехали к озеру, не замерзающему круглый год. 17. В каком предложении употреблено наречие меры и степени? 1. Охотник вечером внимательно проверил капканы. 2. С верхушки дерева по-весеннему чиркала какая-то пташка. 3. Много нового и полезного узнали мы на экскурсии. 4. Летом на нашей речке шумно и весело. 18. В каком варианте ответа указаны все наречия, имеющие суффикс -О? А. Наутр.. Б. Горяч.. В. Издавн.. Г. Общ.. 1. А,Б,Г 2. В,Г 3. Б 4. А,В 19. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся через дефис. 1. (где)нибудь, (до)сыта 2. (в)верх, (во)первых 3. (мало)помалу, (точь)(в)точь 4. (по)суше, (едва)едва 20. Выберите ошибочное утверждение. 1. Частица – второстепенный член предложения. 2. Частица – это служебная часть речи, которая придает различные смысловые оттенки словам и предложениям. 3. Предлог – это служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и частей сложных предложений. 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е? Еловая ветка, в костре догорая, подернулась пеплом. Н(1) видно н(2)зги. И кажется, нет н(3) конца и н(4) края у полночи этой, у этой тайги. (А. Сурков). 1. 1 2. 1,2 3. 2,3 4. 2,3,4