Не остается права на ошибку

Учитель все же ушел из школы

Учитель все же ушел из школы

ТЮМЕНЬ, 28 ноября, ФедералПресс. Учитель ОБЖ сравнил школу с супермаркетом и пожалел учителей. Виктор Садлинский до этого не высказывался публично по поводу случившегося.

Сегодня в социальной сети появилось публичное обращение Виктора Садлинского, теперь уже бывшего учителя ОБЖ Боровской школы No 2. По сути, это первое заявление, которое позволил себе сделать учитель после случившегося.

Вначале педагог поблагодарил тех, кто поддерживал его, пока длилась эта «неприятная история», и отметил, что считает ее, скорее, хорошим жизненным опытом, хоть исход и не совсем устроил. Видимо, имея в вид то, что из школы в конце концов пришлось уйти.

В своем обращении Садлинский сравнил систему образования с бюро по оказанию услуг. Школа, по его мнению, все больше похожа на супермаркет, где действует принцип «клиент всегда прав».

«Воспитательные процессы строятся на прописанных законах и нормативно-правовых актах, человек оказывается на вторых ролях. Не остается права на ошибку или какую-либо самостоятельность. Инициативность учителей и других госслужащих, готовых в разы повысить пользу своей деятельности, подавлена донельзя», — сетует Виктор Садлинский.

Стоит отметить, что пост Садлинского не остался без внимания. Подписчики поддержали высказанное им мнение.

Напомним, что эта история началась в октябре, когда преподаватель ОБЖ Виктор Садлинский стал героем видеозаписи, которую сделали ученики 9 класса во время урока. На видео педагог матом кричит на детей и толкает некоторых ребят. Тут же педагог был уволен по статье 336 ТК РФ. Это решение руководства школы он собирался оспаривать в суде, но на днях было заключено мировое соглашение. По его условиям, руководство образовательного учреждения отменило увольнение по статье, а Виктор Садлинский написал заявление об увольнении.

Фото: ФедералПресс/Полина Зиновьева

Позволим себе ошибаться!

Мы знаем, что ошибок не совершает лишь тот, кто ничего не делает. Но все равно продолжаем их бояться. А зря! Разрешая себе не быть безупречными, мы получаем шанс шире взглянуть на мир и открыть в нем новые возможности.

«Мыслю, следовательно, существую», — провозгласил в первой половине XVII века философ Рене Декарт. Фраза стала крылатой, однако немногие помнят, что у нее есть афоризм-предшественник.

Еще за 12 веков до Декарта Блаженный Августин произнес похожую по смыслу и все же разительно отличную фразу: «Если я ошибаюсь, я существую». Великий мыслитель и богослов признавал за человеком право на ошибку — право, которого так старательно лишают нас сегодня и школа, и семья, и общественные институты. То самое право, в котором мы решительно отказываем себе сами.

Природа страха перед ошибками

«На недавней книжной выставке, общаясь с читательницами, я поздравил одну из них с будущим ребенком, — рассказывает 45-летний издатель Максим. — Она вздрогнула, покраснела и убежала, сказав только: «Я не беременна!» Встреча была сорвана, я не мог говорить дальше. В тот момент мне хотелось лишь одного: немедленно, сию же секунду умереть!»

«Провалиться сквозь землю», «умереть от стыда», «сгореть от смущения» — наш язык щедр на хлесткие описания эмоций, которые мы испытываем, сделав что-то не так. Действительно, многим из нас приходилось хотя бы раз в жизни мучительно переживать свои оплошности.

Но почему возникает настоящая буря негативных и явно неадекватных эмоций? Откуда этот ужас перед вполне безобидными ситуациями и почему он столь силен, что ошибка бессознательно воспринимается нами едва ли не как угроза физическому существованию?

«Даже небольшая оплошность способна вызвать панику, спровоцировать чувство страха, — соглашается психотерапевт Александр Бадхен. — И связаны эти чувства с переживаниями раннего детства, временем, когда ребенок начинает осознавать собственную зависимость от других людей и необходимость соответствовать их требованиям».

И в самом деле: он жизненно зависит от взрослых. Ребенку не выжить, если его перестанут кормить или не возьмут за руку на переходе через оживленную улицу.

«Чтобы удержаться и не пропасть, чтобы оказаться принятым теми, от кого зависит выживание, ему приходится подстраиваться под требования родителей, отказываясь от своей подлинности, — продолжает Александр Бадхен. — Именно в этот момент ребенок начинает терять спонтанность ради сохранения жизненно важных отношений.

Он делает свои первые ошибки, которые переживает как собственное несоответствие тому, как должно быть. И эти несоответствия для маленьких детей действительно несут в себе угрозу небытия».

Ошибки и наказания

Вполне объяснимы и негативные эмоции, которые могут буквально захлестывать нас, когда мы допускаем даже незначительную оплошность. «Совершая ошибки, мы переживаем чувство стыда, страдает наша самооценка, — поясняет Александр Бадхен.– Бывает, в такие моменты мы просто не можем выносить самих себя».

Именно на чувстве стыда и наказании за ошибки построено подавляющее большинство социальных механизмов в человеческом обществе.

«Вспомните, как начинается социальная жизнь ребенка в школе, — предлагает семейный психолог и нарративный консультант Екатерина Дайчик. — Разве, когда дети пишут диктант, кто-то отмечает, сколько слов они написали правильно? Зато каждая ошибка подчеркнута красной ручкой.

Чем больше ошибок — тем больше неприятных слов выслушает ребенок и от учителей, и от родителей, которые увидят в случившемся еще и отражение собственных педагогических ошибок. Мне кажется, это вообще одна из проблем западной культуры: мы фокусируемся на промахах, а не на успехах».

С этим трудно не согласиться. Сколько семейных бурь порождают незакрытый тюбик с зубной пастой или разбросанная по дивану одежда! А так ли часты восторги, когда колпачок завинчен, а одежда убрана в шкаф? То же относится и к работе.

Ошибки в ней чреваты как минимум нагоняями и штрафами. А вот чтобы заслужить премию, чаще всего мало выполнять свои обязанности, нужны свершения и прорывы. Но многие ли на них способны? Ведь тут необходимо брать на себя ответственность, принимать непростые решения… и опять рисковать ошибиться.

«Я благодарна судьбе за то, что мне достался такой опыт»

Марина, 47 лет, предприниматель

«Самую большую ошибку я совершила в середине 90-х. Мы жили в Подмосковье, у мужа был неплохой бизнес. В какой-то момент открылись отличные перспективы, но нужно было вложить крупную сумму. С кредитом не вышло, и я решила продать квартиру, доставшуюся от родителей. Я была уверена, что все делаю правильно!

Мы переехали на съемную квартиру, а через несколько месяцев начались проблемы. Муж сделался нервным, от вопросов о делах отмахивался. Я ничего не понимала: после института я «работала» женой бизнесмена, никакого опыта и знаний у меня не было. Но тут поневоле пришлось вникать в тонкости бизнеса.

Я начала разбираться в бумагах и документах, ездила с мужем на все переговоры… И скоро поняла, что муж мой и бизнесменом оказался плохим, и человеком не очень порядочным. Полагался на «авось», кричал там, где надо было объяснять, и соглашался там, где надо было спорить, а деньгами распоряжался просто глупо.

И наш брак, и его бизнес закончились одновременно. На съемных квартирах мы с сыном после этого промыкались почти 15 лет. Теперь мы с ним живем в отличном таунхаусе. Сын занялся компьютерным бизнесом, а я помогла организовать дело и сейчас работаю гендиректором в его фирме. Параллельно создала небольшую компанию по дизайну интерьера.

Опыт, который я получила, пытаясь спасти свой брак и свои деньги, мне очень пригодился в жизни. Поэтому я даже благодарна судьбе за ту ошибку: я смогла сама построить свою жизнь, которой сегодня довольна. Хотя ту квартиру, где прошло мое детство, мне жаль до сих пор».

Бесполезное бегство

Американская журналистка и писательница Кэтрин Шульц много лет исследует отношение общества к ошибкам и наши страхи, связанные с ними. В своем выступлении на конференции уникальных идей TED она приводит забавный пример.

Во многих мультфильмах есть такие сцены, когда один герой в погоне за другим (волк за зайцем в «Ну, погоди!», кот за мышью в «Томе и Джерри») совершает шаг с обрыва или края крыши. И некоторое время еще продолжает бежать — пока вдруг не обнаружит, что бежит по воздуху. Лишь после этого незадачливый преследователь падает вниз.

Кэтрин Шульц уверена, что все мы ведем себя ровно так же. «Мы настолько приучены к недопустимости ошибок, что порой просто не верим, что и сами способны ошибиться, — говорит она. — Ведь мы же хотим быть хорошими и успешными, а ошибки — удел неудачников. Поэтому мы до последнего готовы отрицать их.

А когда ошибки становятся очевидны и нам самим, когда мы понимаем, что бежали по воздуху, — мы падаем в пропасть, оказываемся парализованы и неспособны что-либо делать».

Возможно, еще опаснее то, что мы склонны отождествлять себя со своими недочетами

«Ошибся — значит, ты плохой. Опять ошибся — опять плохой, именно этому учит нас общество. А дальше уже очень легко и совсем махнуть на себя рукой: раз я такой плохой, то какая вообще разница, что и как делать», — предупреждает Екатерина Дайчик.

Желание избежать оплошностей парализует не только в ситуации, когда ошибка уже совершена. Оно способно остановить нас в развитии.

«Бессознательно мы выбираем те стратегии поведения, которые лучше отвечают потребности в выживании и внутренней стабильности, — даже ценой потери других возможностей, ценой отказа от более полного проявления своей личности, — поясняет Александр Бадхен. — Но стабильность, купленная такой ценой, сама по себе порождает внутренние противоречия.

Чувство стыда и неуверенность в себе становятся прекрасными помощниками в формировании внутреннего критика (главной задачей которого будет оберегание от ошибок). В дальнейшем этот внутренний критик, эта контролирующая часть личности, станет преградой, которая постарается не допустить проявления спонтанности».

Действовать и творить

Ошибки учат шире смотреть на мир, а отрицая их, мы закрываем двери для воображения и творчества. «Человек — единственное существо, способное осознавать свои ошибки, — говорит Кэтрин Шульц. — Уже поэтому они — преимущество, а не недостаток!»

Чтобы это преимущество в полной мере могли использовать наши дети, Екатерина Дайчик предлагает сместить акценты.

«Родителям стоит больше обращать внимание не на ошибки, а на то, что получается у ребенка, — уверена она. — «Ты сделал вот это, это и это — просто здорово! А если бы сумел еще и вот с этим справиться, было бы вообще потрясающе!» Так мы будем окрылять ребенка, а не подрезать ему крылья».

Ну а что делать самим взрослым? Можем ли мы перестать бояться ошибок? Александр Бадхен полагает, что можем. «Мы не в силах изменить свое детство, но у нас все же остается возможность изменить себя, свое отношение к прошлому опыту, восстановить свое «Я», вернуть утраченную внутреннюю целостность», — говорит он.

Путь к этому у каждого свой. Так, в психотерапии набирает популярность идея посттравматического роста. Суть ее можно объяснить примерно так: когда мы совершаем ошибку или с нами случается беда, перед нами открывается и возможность развития.

Конечно, в идеале было бы лучше не допускать ошибок и избежать бед. Но раз уж они неизбежны, то кроме неприятностей из них можно извлечь и нечто полезное. Возможно, узнать что-то о себе самих или о том, как следует поступить в будущем, вновь столкнувшись с подобной ситуацией.

Екатерина Дайчик добавляет: «Попробуйте задуматься над тем, что вам действительно кажется самым страшным в жизни. И сравнить с последствиями возможной или уже допущенной ошибки».

Конечно, это не универсальный рецепт. Но он помогает понять, что оговорка в публичном выступлении или задержка со сдачей квартального отчета — не катастрофа. И что настоящая ошибка состоит именно в том, чтобы остановиться в развитии, лишив себя возможности действовать и творить из страха ошибиться.

Гениальные промахи

Многими достижениями человечество обязано именно ошибкам. Да и самим существованием тоже. В сущности, мутация — это ошибка клеток. Но без нее невозможна эволюция.

С ошибками тесно связана и история открытий. Колумб буквально по ошибке открыл Америку: плыл-то он в Индию. А Александр Флеминг, уезжая в отпуск, забыл на столе сосуды с культурами бактерий. Если бы не эта оплошность, он вряд ли открыл бы пенициллин.

И даже ошибки психотерапевтов способны помочь тем, кто пришел за помощью. Так, выстраивая гипотезы о причинах проблем, психолог, психоаналитик может ошибаться. Но и ошибочный взгляд способен подтолкнуть пациента к тому, чтобы добраться до сути своих проблем и преодолеть их.

«Пациент может проработать промахи родителей или тех, кто за ним ухаживал, используя похожие промахи аналитика», — пишет психоаналитик Патрик Кейсмент в книге «Обучаясь на собственных ошибках. Размышления о технике психоанализа».

Нет, не всем людям даётся право на ошибку!

Есть такие ситуации в жизни, когда права на ошибку нет и быть не может. В таких ситуациях, ценой ошибки, может стать — человеческая жизнь (собственная или чужая, одна жизнь или множество жизней).

Как пример, можно взять профессию сапёра — у него нет права на ошибку, ошибка может очень дорого стоить.

Да, человек может ошибиться любой, но нужно понимать цену возможной ошибки и относится к этому серьёзно — имеешь ли ты право рискнуть в ситуации, готов ли к тому, что можешь ошибиться и готов ли к возможным из-за ошибки последствиям?!

Как правило, люди приходят в храм с запросом на самосовершенствование, самоулучшение. Другой разговор, что понимают они под этим в большинстве случаев какие-то технические вещи. Став членами Церкви, люди редко формулируют главные задачи своего бытия, редко задаются вопросом – «для чего я живу в этом мире», «как мне жить в нем».


Священник Глеб Козлов

Когда я сам только начал ходить в храм, а это было в начале 90-х годов, религиозной литературы практически не было. Естественно, я прочитал Библию, следом мне попались сразу два духовных сочинения – «Добротолюбие» и «О смерти» Игнатия Брянчанинова. Опустим, что для человека, едва переступившего порог храма, книги эти были не по зубам. Но выводы из них я сделать все-таки успел. 

Все они – о посте, молитве, молчании – были сугубо практического толка. Только сейчас понимаю, что те открытия, которые сделал я, да и многие другие на моем месте, сами по себе не только могут быть не полезны, но при недостаточном целеполагании даже серьезно вредны.

Спаситель говорит о цели нашего бытия: «Блаженны нищие духом…, блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны миротворцы». Спаситель не говорит о технических вещах, например, что молитвенное правило должно укладываться в два часа утром и два часа вечером. Не говорит Он и о количестве поклонов. Напротив, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). 

Но именно эти Его слова часто нами забываются. Формальная «субботность» пользуется большим спросом у вновь пришедших неофитов, и не только. Подавляющее большинство вопросов о якобы духовном росте, которые я лично слышу, касаются именно этой технической плоскости: «А какое должно быть молитвенное правило, батюшка?», «А нужно ли брать благословение на чтение Псалтири по усопшим?», «А какие молитвы добавлять к этой Псалтири?», «А какова мера поста, рассудите?» и так далее. Вопросы неплохие, конечно, но если они оторваны от конечного целеполагания, то легко становятся вредны. 

Человек в такие моменты забывает о милости, о любви к Богу и ближнему, то есть об основополагающих вещах. Человек весь сосредотачивается на практическом делании, а это отрывает у него значительную часть времени, силы, эмоции от реальной жизни. 

Всем известна ситуация, когда неофит становится тираном для своих домашних. Когда непременно начинает укорять за то, что они неправильно живут, не то едят, мало молятся, мешают ему духовно расти. Может быть, это прозвучит самонадеянно, но если окружающие люди, которых нам послал Господь, раз уж мы родились в этой стране, семье, доме, работаем на этой работе, вдруг начинают мешать нашему духовному росту, становясь досадной помехой и недоразумением, значит наше духовное делание идет куда-то не туда. 

У многих святых отцов мы находим самые разные критерии. Уныние, злоба, гнев – показатель неправильного духовного устроения. Когда, несмотря на скорби и трудности, в нас есть радость, легкость, свет, способность прощать и не обижаться – это хороший признак. 

Мы часто недовольны собой во всех смыслах

Как-то раз я пришел к духовнику на исповедь. Стал говорить, что все только ухудшается у меня в духовном плане. Нисколько я не расту, только деградирую, становлюсь хуже и неисправимее. Он меня внимательно слушал, потом прервал и сказал фразу, которая мне запомнилась на всю жизнь: «А ты и в школе себе оценки ставил?» Понимаете, заповедь «Не судите, да не судимы будете» относится не только к окружающему миру, ближним, Богу, она и нас самих касается.

Всякий раз, когда мы пытаемся измерить себя линейкой, это оказывается большим полем для ошибки. Здесь легко впасть в искушение.

Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Он имеет в виду не тех, кто не богатится. Привязка к деньгам – слишком вульгарное понимание этих слов. Под «блаженны» понимаются те, кто не ставит себя в центр мироздания, поэтому и не предъявляет претензии Богу и окружающим. Это те, кто готов к смирению, кто допускает, что его критерии не единственно правильные. 

Мы часто недовольны собой во всех смыслах: от отражения в зеркале до собственного духовного состояния. Но как недовольство зеркалом является завуалированным упреком Богу (ведь мог же меня лучше создать, как-то плохо я у Тебя получился, Господи), так и в духовном плане недовольство собой – укор Творцу.

Господь каждому из нас дал определенную генетику, среду, жизненный путь, образование – все то, что посчитал нужным. Выходит, если я печалюсь, что не древний столпник, пустынник и прочий анахорет, скорее всего я не приложил должных усилий, но главнее, что посланное мне Господом Богом я считаю негодным и недостаточным. 

Поработай десять лет в «окошечке», тогда поговорим о монашестве

В «Дневниках» отца Александра Шмемана я как-то встретил историю. Может быть, ошибусь в детали, но суть помню точно. Духовное чадо попросило благословить ее принять монашество. Собственно за советом, с чего начать, женщина и обратилась. На что отец Александр посоветовал устроиться на работу «к окошечку» в банк, в какой-то орган соцобеспечения, причем на небольшую зарплату. Из этой зарплаты отдавать десятину либо церкви, либо нищим. Остальное предложил тратить разумно и скромно. Скромно одеваться, скромно жить, главное, всякого приходящего воспринимать не только как образ Божий, а как Его посланника.

Помню, остановился в этом месте «Дневников» и задумался, точнее представил, как это – сидеть в собесе, в который толпами ходят недовольные пенсионеры. Представил, что ежечасно слышу эти крики: «У власти негодяи», «Страну разворовали», «Вы нам неправильно начислили». Представил, как целый день идут потоком сотни таких недовольных людей. А еще задался вопросом, способен ли я в такие моменты всякого приходящего воспринимать как образ Божий, как Его посланника?.. В «Дневниках» Шмеман заканчивает свой совет духовной дочери на удивление просто: «Поработай так десять лет, а потом приходи и мы поговорим с тобой о монашестве».

В этом рассказе немало сарказма, ведь когда монашество и духовную жизнь мы понимаем как некое молитвенное состояние, аскетическое делание, то и правда не замечаем тех, кого Господь действительно нам послал.

Мы не замечаем семью, соседей, коллег. Все они кажутся досадной помехой. Вот бы мне в Египет четвертого века, тогда бы да, тогда бы я достиг святости…

Но мы не в Египте четвертого века.

Но святые отцы тоже разные. Корпус Писания огромен. В их творениях можно выискать почти что угодно, причем часто диаметрально противоположные вещи. Надо понимать, что писали они в свое время, для своего окружения, с высоты своего духовного роста. 

Но Господь не дает методичек

Что получается? Получается, что человек, минуя арифметику, пытается приступить к высшей математике. В итоге резюмирует: «Как же здесь все запутано и непонятно!» Поразительно, что при этом мы не видим вещей, лежащих у нас перед глазами. Карл Линней в «Философии ботаники» пишет, что для того, чтобы совершить удивительное открытие, не обязательно плыть за тридевять земель; достаточно повнимательнее присмотреться к собственному подоконнику. Да, звучит как шутка, но отчасти. 

Поразительно простые и трудно выполнимые советы дает нам и Писание. Вспомните слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Все. Точка. Приехали. Тяготы носите, но не в смысле чемоданы, хотя и суму не вредно старушке через дорогу перенести. Апостол говорит о тяготах, которые есть все наше несовершенство, все то, чем мой сосед меня задевает. 

Мы видим эти слова апостола перед глазами, слышим их в храме, но фраза нам кажется слишком простой. Но забываем, проходим мимо нее мы по другой причине. Во-первых, в силу ее полной невыполнимости. Во-вторых, потому что мы ищем пошаговую инструкцию, а в словах «тяготы носите» нет неких технологий. Это не «нажми на кнопку, получишь результат». 

Блез Паскаль говорил: «Бог даровал человеку великую честь быть причиной». Что это значит? Это значит, что Творец не сводит нас до уровня автоматов. Он оставляет нам право на ошибку, на грех, на смерть. Все это только ради того, чтобы соблюсти нашу свободу, наш образ Божий. 

Мы читаем простые слова Писания, и в нас зудит: «Подождите, а как же методичка, дайте ее немедленно!» Но Господь не дает методичек. Он предлагает нам думать самостоятельно, руководствуясь разумом, совестью, Писанием, наконец. Этого вполне довольно для того, чтобы духовно расти. 

Как же хорошо, сидя в удобном кресле, да еще в одиночестве, цитировать апостола: «Тяготы друг друга носите». И значительно сложнее выполнить эту задачу, выйдя на улицу, когда проносящаяся мимо машина обливает тебя грязью из лужи.

Можно до бесконечности множить простые примеры и точные цитаты из Писания. Все мы их знаем… Увы, самые простые советы всегда сложны к исполнению. Дело даже не в самих советах, а в том, как их исполнять и у кого искать помощи: у святых ли отцов, умного духовника, близкого друга. Главное помнить: в любом случае ответственность будет лежать на нас, а не на духовнике или святых отцах. В духовном росте не может быть эффективного коуча. Делание предстоит нам самим. Задача сформулирована в Писании, а на деле – в нашей повседневной жизни.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Не открывает страницу 403 ошибка
  • Не окончив школу сергею пришлось работать где ошибка
  • Не открывает стим выдает ошибку
  • Не ожидаемый пакет ошибка протокола sessionunknowncontenttype ct 50
  • Не открывает сайты ошибка dns

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии