Не ошибки а авторское право

Нарушение авторских прав: примеры, способы защиты, ответственность

Каждый из нас буквально каждый день сталкивается с различными объектами авторских прав. Мы слушаем музыку, просматриваем фильмы и фотографии, ищем и скачиваем файлы в интернете. Как не пересечь ту грань, когда использование чужих объектов интеллектуальной собственности становится преступлением? Что необходимо знать о таких объектах? С какими неприятностями и ответственностью можно столкнуться в случае нарушения авторских прав?

Нарушение авторских прав: примеры, способы защиты, ответственность

Каждый из нас буквально каждый день сталкивается с различными объектами авторских прав. Мы слушаем музыку, просматриваем фильмы и фотографии, ищем и скачиваем файлы в интернете. Как не пересечь ту грань, когда использование чужих объектов интеллектуальной собственности становится преступлением? Что необходимо знать о таких объектах? С какими неприятностями и ответственностью можно столкнуться в случае нарушения авторских прав?

В чем выражается нарушение авторских прав?

В 2020 году российскими судами было вынесено 334 акта по спорам о нарушении авторского права. Это на 40% больше, чем в 2019 году. Общая сумма удовлетворенных судами исков о защите авторских прав в 2020 году составила более 19 млн. рублей.

Правовые отношения в области авторских прав регулируются положениями гражданского законодательства. Статья 1259 ГК содержит полный перечень объектов авторского права. Это произведения литературы, кино, музыки и многих других направлений искусства, а также программы для ЭВМ, мастер-классы и прочее. При этом авторские права устанавливаются как в отношении обнародованных, так и необнародованных произведений. Главное, чтобы они были выражены в объективной форме, включая устную и письменную (ч. 3 ст. 1259 ГК).

Нарушение авторских прав — это использование (копирование, распространение и прочие действия) чужого произведения, либо несоблюдение условий договора по использованию этого объекта. При этом даже такая безобидная вещь, как играющая на фоне музыка, например, в салоне красоты, может обернуться последующим наказанием, в случае использования этой музыки без согласия правообладателя.

В 2018 году на владельца ресторана в Краснодаре организацией «Российское Авторское Общество» был подан иск за незаконное публичное исполнение российских и зарубежных песен. Факт нарушения подтверждался видеозаписью. В ней присутствовало 8 незаконно использованных песен, сумма компенсации за каждую из них составляла 20 000 рублей. Рассмотрев представленные требования, суд вынес решение об удовлетворении иска в полном объеме и взыскании с ответчика 160 000 рублей. Такое привычное для всех явление, как фоновая музыка в ресторане, обернулось для предпринимателя крупным штрафом (решение Арбитражного суда Краснодарского края № А32-27234/2018 от 10.12.2018).

Какими способами можно защитить авторские права?

Случаи нарушения авторских прав в России встречаются очень часто. Это связано со многими факторами: неосведомленность правообладателей о способах защиты своих произведений, «пробелы» в законодательстве, небольшое количество наработанной судебной практики по этому вопросу.

Сложность защиты авторского права заключается еще и в том, что оно не может выступать в роли монолитного права. Наоборот, это, скорее, целый комплекс правомочий. Поэтому способ защиты во многом будет зависеть от того, на что именно было направлено преступное посягательство.

Основные методы защиты включают в себя:

1. Признание авторского права, то есть, определение его принадлежности к конкретному лицу. Если какое-либо произведение было опубликовано анонимно, то сначала автору придется подтвердить сам факт авторства, и только потом предъявлять претензии нарушителю. Подтверждением могут служить различные документы, черновики, фрагменты переписок, свидетельские показания и другие материалы. Если речь идет о фотографе, подтверждением могут служить фотографии в оригинальном разрешении.

В некоторых случаях могут потребоваться экспертизы. Наиболее ярким примером является долгое установление авторства романа «Тихий Дон». Подтвердить авторство М.А. Шолохова получилось только после обнаружения оригинальной рукописи и ее подробного исследования в 1999 году.

2. Полное восстановление положения, которое существовало до момента нарушения. Если в произведение были внесены правки без согласования с автором, он вправе требовать отмены этих правок (ст. 1251 ГК).

3. Пресечение действий, нарушающих авторское право. Интересный пример по данной теме был с продолжением мультфильма «Простоквашино». Автор оригинала — Эдуард Успенский при жизни не раз обращался в суд и прокуратуру, с требованиями о запрете продолжения. На последнем заседании было установлено, что права на мультфильм также имеются и у «Союзмультфильма».

4. Получение компенсации. В гражданском праве компенсация рассматривается как фактические убытки, а также как упущенная выгода, что тоже применимо к делам о нарушении авторских прав. Для физических лиц доступна еще одна форма компенсации — за моральный вред (ст. 151 ГК).

Какая ответственность предусматривается за нарушение авторских прав?

Нарушителя могут ждать следующие виды ответственности:

1. Административная

  • для граждан — до 2 000 рублей;
  • для должностных лиц — до 20 000 рублей;
  • для организаций — до 40 000 рублей.

2. Уголовная (в случае причинения крупного ущерба)

  • штраф до 200 000 рублей;
  • обязательные работы — до 480 часов;
  • исправительные работы — до 24 месяцев;
  • арест — до полугода.

Меры ответственности будут ужесточены в случае совершения преступления группой лиц, использования служебного положения или причинения ущерба в особо крупном размере.

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Если авторские права не регистрируются, то как доказать, что именно вы автор произведения?

4 способа доказать свое авторство

Авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают с момента их создания и подлежат охране без соблюдения автором каких-либо формальностей. Это правило вытекает из Бернской конвенции 1886 г., к которой присоединились 179 государств, включая Россию.

Однако на практике часто возникают вопросы, связанные с подтверждением авторства на тот или иной объект. Мы рассмотрим несколько эффективных способов, которые помогут доказать авторство при наличии спора.

Депонирование

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от человека, который заявил свое авторство. Выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Раньше объекты авторских прав можно было депонировать в Российском авторском обществе (РАО). С середины 2018 г. РАО передало полномочия по предоставлению услуги депонирования произведений своим официальным партнерам – Национальному реестру интеллектуальной собственности (n’RIS) и Интеллектуальному регистратору авторских прав (IREG). Аналогичные услуги предоставляет также РАО «КОПИРУС».

Чтобы осуществить депонирование произведения, автору необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • зарегистрироваться на официальном сайте одной из названных выше платформ (указать паспортные данные и прикрепить скан-копию документа, удостоверяющего личность);
  • загрузить в систему файл с произведением, которое автор желает депонировать;
  • выбрать срок депонирования и максимально полно передать информацию о загружаемом произведении (именно эти данные будут указаны в свидетельстве о депонировании);
  • оплатить услуги сервиса (после оплаты внесение изменений в ячейку и описание объекта становится невозможным);
  • получить свидетельство о депонировании (в бумажном или электронном виде).

Стандартная процедура депонирования занимает до 14 календарных дней – в зависимости от того, услугами какой платформы решил воспользоваться автор.

При этом важно понимать: депонирование произведения не создает презумпцию авторства. Факт депонирования свидетельствует лишь о существовании объекта авторского права в определенный момент времени.

Письмо себе

Автор может записать произведение на материальный носитель и отправить его себе ценным письмом с описью вложения.

Приведем пример. Автор распечатывает книгу, прописывает в ней свое имя, дату создания и запечатывает ее в конверт. На конверте указывает себя в качестве отправителя и получателя, свой адрес и отправляет конверт Почтой России. Получив конверт, его не вскрывает. При отправке на конверте будет проставлен почтовый штемпель, который и поможет в случае возникновения спора доказать обладание материалом в определенную дату. Если оппонент будет ссылаться на более позднюю дату, то в суде шансов на выигрыш у автора будет существенно больше.

Однако у этого способа также есть недостатки: отправление может быть утеряно или повреждено. Кроме того, возможно, автору придется доказывать, что письмо или почтовый штамп не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Читатели «АГ» попросили ответить на несколько вопросов…

Можно ли отправить письмо с произведением по электронной почте?

Отправка произведения по электронной почте позволит зафиксировать дату его создания и автора, если документ будет соответствующим образом подписан. Об этом свидетельствует судебная практика (например, Определение ВС РФ от 1 июня 2020 г. № 302-ЭС20-7024 по делу № А33-22966/2018). Однако стоит понимать, что доступ к электронному почтовому ящику может быть утерян в результате неправомерных действий третьих лиц.

Является ли отправка письма самому себе альтернативой депонированию?

Депонирование – не единственный эффективный способ подтверждения авторства. Каждый из рассмотренных в этой статье механизмов имеет как свои плюсы, так и минусы. Поэтому выбор механизма зависит исключительно от предпочтений и финансовых возможностей автора.

Удостоверение у нотариуса времени предъявления документа

За совершением этого нотариального действия можно обратиться в любую нотариальную контору. Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. Документ должен быть передан в двух экземплярах. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует его и проверяет на предмет исправлений и подчисток. Если такие есть, то их нужно обязательно оговорить.

Затем нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно отражается следующая информация: Ф.И.О. нотариуса, адрес нотариальной конторы, дата и время предъявления документа, Ф.И.О. предъявителя документа и место его жительства.

Один экземпляр остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. Если кто-то незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет представить свою копию произведения с указанием его имени и времени предъявления документа нотариусу.

След в Интернете

Автор может выложить свое произведение в социальных сетях, на сайте или на любой другой интернет-площадке, указав свое имя и дату создания произведения. Это поможет при отстаивании своих прав и законных интересов, если такая необходимость возникнет.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав?

Нарушение авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность

Защита личных неимущественных прав автора может осуществляться, в частности, путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

Защита исключительных (имущественных) прав автора может осуществляться путем:

  • взыскания убытков с лица, неправомерно использовавшего произведение;
  • изъятия и уничтожения контрафактной продукции;
  • взыскания с нарушителя денежной компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который выбрал нарушитель.

Кроме того, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает авторские права, суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Аналогичные правила распространяются на индивидуальных предпринимателей.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа: на граждан – в размере от 1500 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Кроме того, производится конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав установлена ст. 146 УК РФ. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Применение к нарушителю авторских прав мер административной или уголовной ответственности не исключает возможность привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

Можно ли защитить идею?

Идеи не охраняются авторским правом (ст. 1259 ГК РФ). Охраняется лишь форма, в которой эта идея выражена. Однако имеются альтернативные механизмы, которые можно использовать на практике.

  • Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (NDA).

    Например, автор идеи может подписать с инвестором договор, согласно которому последний не имеет права разглашать информацию, ставшую ему известной в процессе сотрудничества с автором. В случае нарушения такого договора инвестор должен будет выплатить штраф и возместить причиненные убытки.

  • Соглашение о порядке ведения переговоров (ст. 434.1 ГК РФ).

    При вступлении в переговоры, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно. Соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров. Так, стороны могут прямо закрепить, что услышанные идеи не подлежат разглашению третьим лицам.

  • Ноу-хау (секрет производства).

    Ноу-хау – это сведения любого характера в научно-технической сфере, имеющие коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности. Следовательно, владелец должен лишь защищать имеющуюся у него информацию. Этого будет достаточно, чтобы она считалась ноу-хау. Нарушитель исключительного права, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие ноу-хау, и разгласило или использовало их, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность ноу-хау, обязаны будут возместить автору причиненные убытки.

  • Условие о неконкуренции (non-compete clause).

    Положение о неконкуренции обычно закрепляют в договорах с сотрудниками и контрагентами, чтобы запретить им осуществлять деятельность, аналогичную деятельности второй стороны договора, в течение определенного срока под угрозой штрафов и возмещения причиненных убытков. Этот способ защиты идей широко распространен в странах Европы и США. Однако в России при его использовании могут возникнуть проблемы, так как ст. 37 Конституции РФ не позволяет ограничивать граждан в выборе места работы и сферы деятельности.

Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено  — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.

Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат

Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.

Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.

Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.

Разница в коммерческом и некоммерческом использовании

Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!

Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.

Как не нарушить авторские права, используя чужой контент

Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.

Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.

Договор с правообладателем

Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя,  право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.

Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:

  • Договор об отчуждении исключительного права.

Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец. 

  • Лицензионный договор.

Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.

Правила цитирования

Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.

При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.

Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.

Контент с открытой лицензией

Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии —  это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.

Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:

  • СС BY

Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.

  • CC BY-SA

Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.

  • CC BY-ND

Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.

  • CC BY-NC

Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.

  • CC BY-NC-SA

Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.

  • CC BY-NC-ND

Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.

Произведения общественного достояния

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.

Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.

Особенности использования чужого контента

В российском праве есть понятие «свободное использование», согласно которому без согласия автора и правообладателя допускается использовать чужой контент:

  • Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
  • Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
  • Для комментирования и сурдоперевода.
  • При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.

Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.

Многие картинки, видео, тексты и даже ПО с играми распространяются по открытой лицензии Creative Commons, допускающей использовать контент совершенно бесплатно. Обычно такой контент можно найти на специальных стоковых сайтах. Чтобы убедиться в наличии такой возможности читайте правила или положения платформ, на которых размещен контент, который вас заинтересовал. Также в «подвале» или футере каждого сайта обычно есть информация о лицензии, на условиях которой размещен контент — можно написать владельцу сайта на электронную почту и попросить разрешение на использование размещенного материала.

Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи

У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.

Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.

Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.

Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:

  • В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
  • При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
  • Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.

Легальный способ использовать фотографии — подписка на фотобанки, которые являются посредниками между авторами изображений и их покупателями. Фотобанки располагают огромным количеством легальных изображений, их услугами пользуются практически все издательские дома в мире.

Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:

  • Shutterstock;
  • Free Stock Photos;
  • Pixabay;
  • Free Digital Photos;
  • IM Free;
  • FreeMediaGoo.

Видео и музыка

Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют

Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok, Instagram, Facebook, YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.

Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.

Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.

Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.

Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.

Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.

К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.

Тексты и литературные произведения

Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.

Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:

  • На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте. Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
  • По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
  • По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.

Другой вариант — заказать написание текста у штатного или внештатного автора. В первом случае текст будет являться «служебным произведением», которое создается по заданию в рамках трудового договора, поэтому права на него переходят от автора к работодателю, если иное не предусмотрено договором. При работе с внештатным автором можно заключить договор авторского заказа, по которому исполнитель в указанные сроки должен подготовить нужный текст — в этот договор надо обязательно включить условие о переходе исключительных прав.

Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!

Как не нарушить авторские права при публикации контента и защитить свои

author__photo

Содержание

Ролики на YouTube, фото и посты в Instagram* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России), стихи, фильмы и подкасты – это малая часть списка объектов авторских прав, которые охраняются законом (ст. 1259 ГК РФ). Авторское право действует с момента создания произведения и защищает художников, блогеров, писателей, дизайнеров и других деятелей от нелегального использования результатов их труда – плагиата, продажи контрафакта, публикаций без указания авторства.
Разбираемся, как пользоваться чужим контентом, не нарушая авторских прав, и как защитить собственные произведения от воровства.

Что не относится к плагиату

Подражательство, пародию, цитирование, эмуляцию, заимствование идей или стиля не считают плагиатом. Например, если взять за основу сюжет существующего романа и написать по его подобию свое уникальное произведение – это не будет нарушением авторских прав. В этом случае вы пользуетесь концепцией – ее, в отличие от текста романа, не причисляют к объектам интеллектуальной собственности.
Плагиат – это присвоение авторства полностью или частично. Простой пример – публикация чужого романа под своим именем.

Что не относится к плагиату

Как не нарушить чужие авторские права

Интеллектуальной собственностью, как и другим имуществом, нельзя пользоваться без разрешения владельца.
Нельзя брать изображения из товарных карточек в онлайн-магазинах конкурентов, размещать чужие фотографии у себя на странице в Instagram* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) и публиковать любой другой контент без согласия его создателя.

Получение разрешения правообладателей

Чтобы легально использовать контент, заключайте договоры на передачу прав.
Если вы забираете произведение навсегда, составляйте соглашение об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ). Оно обычно заключается с фотографами, дизайнерами и иллюстраторами, когда у них покупают готовые материалы.
Подписание договора об отчуждении означает, что теперь у объекта появился новый собственник, который вправе распоряжаться им – как и где угодно, даже в коммерческих целях. При этом у автора сохраняется прежний статус создателя.
Иначе выглядит ситуация, когда контент берут во временное пользование – тогда заключается лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ). Часто лицензии выдают на программы, видеоролики, музыку. Они действуют в течение определенного срока.
Если автор создавал контент на заказ, то с ними, как с физлицом, необходимо подписать договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ), а с юрлицами – договор подряда (ст. 702 ГК РФ).

Соблюдение правил цитирования

Цитирование – заимствование фрагментов текста автора. Например, вы приводите отрывок чужой научной работы в посте Instagram* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) – это цитирование.
Для использования фрагмента не нужно получать разрешение от автора. Дело в том, что цитирование относится к свободному использованию произведений согласно ст. 1274 ГК РФ, но оно требует соблюдения правил:

  1. Используйте фрагменты только в информационных, культурных, научных или образовательных целях.
  2. Обязательно указывайте автора.
  3. Ставьте ссылку на источник, из которого заимствован отрывок.
  4. Берите произведение не полностью, а частично – в объеме, который оправдан целью.

Запомните, что при цитировании нельзя убирать символ копирайта «©» и имя автора.

Использование контента с публичной лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) – договор присоединения, согласно которому правообладатель дает разрешение на использование своих материалов неопределенному кругу лиц.
Это простой инструмент, с помощью которого автор делает произведение общедоступным. Каждый пользователь вправе свободно его использовать – как, когда и где захочет.
Учитывайте, что есть несколько видов открытых лицензий. Например, если рядом с произведением стоит отметка «CC Attribution», то его можно использовать даже в коммерческих целях, но с обязательным указанием автора.

Отметка «No Derivative Works» означает, что произведение можно свободно распространять, но изменения или переработки запрещены.
Ищите фотографии с публичной лицензией на сайтах типа Pexels и Unsplash, треки – на площадках SoundCloud и Free Music Archive, а видео – Videezy, Pexels Videos.

Поиск материалов из общественного достояния

Исключительное право действует в течение жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Но смежные права на фонограммы и постановки действуют всего 50 лет с даты их записи.
Когда срок истекает, объекты приобретают статус общественного достояния – ими свободно пользуются, но с указанием автора.
Ищите материалы, которые перешли в достояние общественности, с отметкой «Public domain». К ним относятся старые фото, песни, картины и даже фильмы.

Как защитить свои права

Подкасты, тексты, стихи и другие объекты интеллектуальной собственности защищаются автоматически, поэтому предпринимать дополнительные меры – это ваше право, а не обязанность.
В п. 110 Постановления №10 от 23.04.2019 описаны способы доказать авторство. К примеру, права на фотографию можно подтвердить наличием исходника (необработанного фото).

Чтобы защитить компанию от сомнительных обращений и контролировать лидогенерацию, подключите Антифрод от Calltouch. Система покажет спам, нецелевые звонки и соберет данные об эффективности рекламных каналов. Оптимизируйте расходы на маркетинг и оставьте только прибыльные площадки – источники целевого трафика.

caltouch-platform

Антифрод

Автоматически выявляет некачественные звонки, которые не приводят к продажам, а просто расходуют бюджет.

  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков

Узнать подробнее

platform

Регистрация в Роспатенте

Создатели баз данных и программ для ЭВМ вправе зарегистрировать авторство в Роспатенте.
Для этого подайте заявление в Роспатент. К нему приложите материалы, идентифицирующие объект регистрации, включая реферат. Формы всех документов, которые необходимы для регистрации авторства, смотрите на сайте.
Подайте заявку удобным способом:

  • офлайн – обратитесь в Роспатент или отправьте документы почтой;
  • онлайн – загрузите документы через сайт ФИПС или ЕПГУ.

За регистрацию в Роспатенте придется заплатить пошлину. Для юрлиц она составляет 4 500 рублей, для физлиц – 3 500 рублей.
Роспатент проверит заявку и материалы, внесет объект в реестр и выдаст свидетельство о регистрации. Это займет не более 62 рабочих дней.

Депонирование произведения

Депонирование – фиксирование образца авторского права. До 2018 года этим занималось Российское авторское общество (РАО), сейчас – автоматизированные сервисы по охране и защите интеллектуальной собственности.
РАО рекомендует пользоваться двумя сервисами по депонированию. Первый – ООО «Платформа технологий» IREG, второй – АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» n’RIS. С помощью них вы зарегистрируете авторство, внесете материал в реестр и получите свидетельство о депонировании. Зарегистрируйтесь на сайте, внесите информацию об объекте и оплатите услуги. Цена регистрации одного произведения – от 250 до 3 500 рублей, срок регистрации – 10 дней.
К депонированию прибегают сценаристы, художники и даже блогеры – все, кто создает уникальный контент.
В случае оспаривания авторства сервис по защите интеллектуальной собственности сообщает, когда и кем было депонировано произведение. Оригиналом признается экземпляр, который был внесен в реестр первым.

Сохранение черновиков

Необработанные снимки, исходные дизайнерские макеты, тестовые видеозаписи и наброски, рукописи стихов и романов – все это помогает подтвердить авторство. Для этого оставьте необработанный объект, в идеале – с датой и подписью.
Загрузите исходные материалы в электронном формате в электронное облако – например, на Яндекс.Диск. При загрузке объекта фиксируется дата вместе с именем пользователя – они послужат доказательством авторства.

Установка специальных знаков

Ставьте знак охраны авторского права – копирайт. Он выглядит так: © + имя / наименование правообладателя и дата публикации.
Вариант копирайта: © Иванова А. С., 2022. Если авторство принадлежит юридическому лицу, то вместо фамилии указывается наименование компании.
На фотографиях, дизайнерских макетах и других изображениях ставьте водяные знаки. Для большей надежности – с вашим именем. Это эффективно отпугивает воров контента – им будет проще найти другое изображение без знаков, чем тратить время на их удаление.

Установка специальных знаков

Ответственность за нарушение авторских прав

За нарушение авторских прав пользователи несут гражданскую ответственность. Она бывает имущественной – возмещение убытков либо выплата компенсации, и неимущественной – восстановление репутации.
Убытки – доход, который правообладатель мог получить, но не получил из-за того, что его права были нарушены. Вместо возмещения убытков допускается взыскание компенсации – от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, согласно ст. 1301 ГК РФ.
Вместе с компенсацией можно требовать возмещения морального вреда, если нарушены личные права автора (например, не указано его имя).
В гражданском иске автор вправе требовать:

  • запрета нелегального распространения произведения;
  • изъятие контрафактных материалов;
  • прекращение использования контента – например, удаление чужих фотографий.

Административная ответственность в виде штрафа применяется за использование чужого товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ). За нарушение гражданам придется заплатить от 5 до 10 тысяч рублей, а компаниям – от 50 до 200 тысяч рублей.
За нарушение прав автора привлекают не только к гражданско-правовой и административной, но и уголовной ответственности.
Если владелец логотипа или другого средства индивидуализации потерял больше 250 тысяч рублей из-за правонарушения, то ответственность наступает по ст. 180 УК РФ – это штраф, обязательные работы или лишение свободы.
Аналогичное наказание ожидает нарушителей, которые присваивают авторство или торгуют контрафактом – ст. 146 УК РФ.
Подключите сквозную аналитику Calltouch для сбора данных об эффективности маркетинга. Этот инструмент будет особенно полезен, если вы используете несколько рекламных площадок. Сервис автоматически сформирует отчеты обо всех источниках трафика, что позволит быстро скорректировать стратегию продвижения и исключить бесполезные траты.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Что делать, если права были нарушены

Если ваш контент используют нелегально, примите меры для защиты произведения и авторства:

  1. Зафиксируйте нарушение. Первым делом обратитесь к нотариусу, чтобы он отметил нарушение авторских прав. Если нарушитель получит претензию и удалит все из открытого доступа, то у вас останется доказательство того, что нарушение действительно существовало. Услуги нотариуса – платные, но их стоимость в таком случае удастся взыскать позднее в досудебном или судебном порядке.
  2. Установите личность нарушителя. Если контент незаконно размещен на личной странице в социальной сети, то нарушитель – владелец профиля, если на сайте – просмотрите раздел «О нас», обычно там указаны владельцы и контакты для связи с ними. Если информация отсутствует, воспользуйтесь сервисом проверки доменов Whois.
  3. Подготовьте претензию. Если правообладатель и нарушитель – ИП или юридические лица, то досудебное урегулирование будет обязательным, если физлицо – по желанию. Претензию составьте в свободной форме. В тексте требуйте удаления контента, указания авторства или выплаты компенсации.
  4. Обратитесь в суд. Если нарушитель не согласен с требованиями, которые вы указали в претензии, или проигнорировал ваше обращение, то подавайте исковое заявление о защите интеллектуальных прав и взыскании компенсации в суд. Заранее подготовьте доказательства авторства – например, свидетельство о регистрации, черновые наброски, переписку с заказчиком.

Что делать, если права были нарушены

Коротко о главном

  • Фотографии, стихи, дизайн-макеты, видеозаписи, посты в социальных сетях – лишь малая часть всего списка объектов интеллектуальной собственности, которые допустимо использовать только с согласия владельца.
  • Чтобы не выплачивать компенсацию, всегда подписывайте договор с правообладателем – например, лицензионное соглашение.
  • Если вы ищете бесплатный контент, то берите материалы с пометкой «Creative Commons» или те, которые находятся в общем доступе.
  • Цитирование, пародию или заимствование идеи не считают плагиатом.
  • Ставьте водяные знаки, депонируйте произведения, сохраняйте исходные материалы и регистрируйте разработки в Роспатенте, чтобы быстро доказать авторство, если это потребуется.

Авторское право

Что такое авторское право

Авторское право — это право интеллектуальной собственности, представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человеку в рамках того, что он создал.

  • Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.
  • Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. Направлено на защиту авторских и смежных прав, а также на защиту авторских прав в интернете.

В понятии «авторское право» различают три определения:

  1. автор,
  2. субъект
  3. и объект права.

Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

К субъектам права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:

  • текст, фото, дизайн и рисунок;
  • песня и её исполнение;
  • фильм и видеоролик;
  • подкаст и передача;
  • программа, база данных;
  • товарный знак: название, логотип, слоган;
  • персонаж книги, мультфильма, кино;
  • изобретения и секреты производства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены, программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К примеру, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    1. исключительное право на произведение;
    2. право авторства;
    3. право на имя;
    4. право на неприкосновенность произведения;
    5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

Объекты

Статья 1259 ГК РФ определяет Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты авторских прав

Субъекты

Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов интеллектуальной собственности на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав разъяснено в статье 1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак «защита авторских прав» сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Источники авторского права

Источники и распространение

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

К источникам авторского права относятся:  

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Чтоб бы зафиксировать авторство видео, выложите его в ютуб на своем канале. Вы таким образом защитите авторское право на это произведение.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Переводчику принадлежит авторское право на выполненный им перевод (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 года — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, №10, ст.286).

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Передача авторских прав оформляется договором.

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» — это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. В последнее время услуги адвоката в арбитражном суде стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Список источников и литературы

  1. Авторское право. Учебник С. А. Судариков.
  2. Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав. А.С. Ворожевич.
  3. Гражданское право Российской Федерации. Авторское, патентное, наследственное право. Учебник Н. Н. Мисник.
  4. Авторское право и смежные права. Учебник Ивана Близнец и Константина Леонтьев.
  5. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц. Р. Ш. Рахматулина.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не ошибка но урок тату рианны
  • Не ошибка ли это обломов
  • Не ошибка а урок на латыни
  • Не ошибка а урок на итальянском
  • Не ошибка а урок как понять