Не могу читать тексты с ошибками

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

Когда вы встречаете в тексте ошибки, как это влияет на ваше отношение к автору?

«Ошибки» и «описки» (когда надавил на клавиатуре соседнюю клавишу) — разные вещи (пунктуацией иногда тоже можно пренебречь, хоть и не всегда). Но в целом, терпеть не могу читать тексты с ошибками. Удивительно, ведь компьютер подчёркивает красным то, что неправильно. Значит, автор или не смотрит на то, что пишет, или он просто не уважает ни себя, ни тех, к кому обращается. Тут мне возразят — хоть с ошибками, но смысл донесён, а тема интересная. На что отвечу — если автор имеет сообщить что-то интересное и умное, он и напишет без ошибок, а тексты, где в слове из 3-х букв — 4 ошибки почти на 100% — сами сплошная ошибка.

Вообще считаю, что писать что-либо, предназначенное для прочтения другими людьми, с ошибками — всё равно, что ходить по улице с расстёгнутой ширинкой, не смертельно, но смотрится отвратительно, как сопля на дорогом пиджаке.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

m922
[8.4K]

более года назад 

Когда я вижу опечатки, то это нормально, все их делают. Но если я вижу, что человек явно неграмотный, то отношение сразу меняется. Неизбежен вывод, что это человек с неразвитым мозгом, плохо учившийся в школе и скорее всего школьник или молодой человек. Почему-то молодёжь делает много ошибок. Это вряд ли это из-за того, что стали хуже учить. Возможно сам ритм и стиль жизни этому способствует. И, так называемое, «клиповое мышление» вызывает такой эффект. При «клиповом мышлении» из информации усваиваются только тезисы подаваемые уже разжёванными, а из-за переизбытка информации запоминается лишь её малая доля.

И естественно, всякое доверие к словам и информации от такого автора исчезают. Раз человек неграмотный, значит он и не умный и не знающий. И в принципе делать таким на БВ нечего — им место лишь в молодёжных блогах и социальных сетях, там неграмотность не заметят. Хочется написать комментарий: «Сначала изучи русский язык, а уже потом начинай изображать из себя писателя.»

Обилие опечаток тоже неприятно, хотя меня это не коробит. Но это значит человек равнодушный и к своей «продукции» и безразличный к тому как его самого воспримут. Непонятно зачем тогда писать. Для себя? Чтобы показать, что и я умный?

Корол­евски­й мушке­тер
[131K]

более года назад 

Рассужу так:

Многое зависит от смыслового разгона автора текста и целевой аудитории.

Скажем, если это комментарий на тяп-ляп пост, то можно и тоже ляпнуть, игнорируя недремлющую армию «яжфилологов».

Так же, есть случаи физического неудобства написания текста, либо ограниченность свободного времени. Здесь тоже допускаются ошибки и апгрейды.

Есть просто недостаточность грамотности, но огромное желание (накипело) или необходимость довести мысль до конкретной персоны. Что сказать, здесь не до грамматики.

А если это серьезная и актуальная тема, направленная на думающую целевую аудиторию, то, как говориться, будьте любезны.

Sprin­g0
[103K]

более года назад 

Ну, ошибки бывают разные. Сам грешен, допускаю иногда. Если имеются ввиду грамматические ошибки, синтаксис там, пунктуация, то ничего страшного, если их не так много. Понимаю, что автор либо спешил, либо просто упустил из виду, главное суть чтобы была изложена. Так же как и стиль написания. Если конечно совсем безграмотно написано, то немного коробит, так что иногда даже интересный вопрос или ответ, перебивает именно это первое впечатление. Если несвязное написано, то человек скорее всего отдыхает чуть сильнее обычного, тоже ничего страшного, иногда даже интересно, в таком состоянии у многих мысль освежается. В общем всё по ситуации. Как-то так.

Милад
[36.2K]

более года назад 

Ошибки ошибкам рознь, а так же их количество.

Одно дело, когда одна или две ошибки проскользнет, а другое, когда в каждом слово по две. Или того хуже, когда «изчё» пишут вместо «ещё».

Здесь и так про отношение к автору понятно.

В одном случае внимание не обратишь, а в другом автора материшь после каждого прочитанного слова.

Елена 200
[90.9K]

более года назад 

Смотря какие ошибки. Возможно люди не хотят подчинится придуманной современной грамматике. Вот например правильно говорить -я пылесошу, даже в рекламе говорят пылесошу. А я не хочу шипеть и буду говорить-пылесосю. И подсвешник не стану говорить, только подсвечник. И так далее и тому подобное. А некоторые так и пишут «конешно» вместо «конечно» (снова шипят) . Вот в этом случае неграмотность.

Marin­ad44
[167K]

более года назад 

Скажу честно и без утайки.

Мне не нравится, когда люди пишут с ошибками.

Это раздражает и не прибавляет уважения автору.

Говорит о том, что тот не уважает читающих, если позволяет себе писать безграмотно.

Сейчас же всегда интернет под рукой.

Можно при желании всегда проверить написание того или иного слова.

Почему бы этого не сделать, если не знаешь, как правильно писать.

Maxim­uskil­ler
[0]

более года назад 

Наченаек казаться что автор это школьник или не образованный человек

Знаете ответ?

Читаем тексты повышенной сложности, тренируем технику чтения.

Тексты с наращиванием и подчеркиванием.

Задание для всех текстов: «Будем читать тексты-лесенки. Начинай читать, как обычно, но обращай внимание на подчеркнутые концы слов. Затем читай вторую строчку, которая будет такая же, как первая, только чуть длиннее. Потом – третью, четвертую и так далее. После того, как прочитаешь текст, расскажи, о чем он. Потом выполни упражнения к тексту»

На одном занятии можно работать только с одним текстом. Если ребенку тяжело дается и такой объем, то разбейте работу на два занятия. За каждое правильно выполненное упражнение к тексту поощряйте ребенка, например, наклейкой или магнитиком, из которых в дальнейшем получится коллекция.

ЧИТАЕМ ТЕКСТЫ…

про растения.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных,

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты. Растение «живой камень» растёт в пустыне. Он маскируется под камень.

У некоторых деревьев есть шипы и колючки. Они защищают растения от животных, которые хотели бы вкусно поесть. Но уберечься не всегда получается. У коз, верблюдов и жирафов очень жесткие губы и рты, так что колючки им не страшны. И деревьям приходится «изобретать» другие способы защиты. Растение «живой камень» растёт в пустыне. Он маскируется под камень. И животные просто проходят мимо, не замечая его.

Упражнения к тексту.

1.Задание: «Прочитай слова без ошибок, каждое слово по 6 раз»:

защищающиеся уберегающие изобретательные маскирующиеся

2.«Знаешь ли ты одно единственное слово в русском языке, где встречаются три буквы «е» подряд? Прочитай это слово:

длинношеее

про явления природы

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии,

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом.

Молния – это огромная искра, мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при вспышке молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем Солнце, и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается гром.

Упражнения к тексту.

  1. Задание: Положи ладошку на стол. Читай сложные слова и одновременно поочередно поднимай пальцы так, чтобы ладонь была прижата к столу. Так, каждое слово ты прочитаешь 5 раз.

Мгновенный скопившегося

Электричество выделяющийся

оглушительный

  1. Задание: «Прочитай, устно вставляй пропущенные слова»

Молния – это огромная …, мгновенный разряд электричества, …. в грозовых тучах. Тепло, выделяющееся при ….. молнии, мгновенно нагревает воздух. Он становится жарче, чем ….. , и взрывается с оглушительным грохотом. Так получается ….

про птиц.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды,

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей.

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей. Но даже при такой двойной защите от холода

Императорский пингвин – единственное животное Антарктиды, которое проводит зиму на суше, высиживая птенцов. У него тёплая «шуба» из перьев и толстый слой жира под кожей. Но даже при такой двойной защите от холода пингвины сбиваются в тесные кучки и греются друг о друга.

Упражнения к тексту.

1.Прочитай вопросы и ответь на них.

  1. Где живёт императорский пингвин?

  2. Где он высиживает птенцов?

  3. Какая двойная защита есть у пингвина?

  4. Что еще делают пингвины, чтобы согреться?

2.Прочитай слова без ошибок как можно быстрее.

Императорский императорский единственное императорский единственное Антарктида Антарктида императорский единственное сбиваются Антарктида Антарктида сбиваются сбиваются императорский единственное

про морских обитателей.

У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди

У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди она своим «молотком» не забивает,

У акулы-молота огромная голова в форме молота. Правда, гвозди она своим «молотком» не забивает,

а вот охотиться он ей очень помогает.

Некоторые рыбы бьют током.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба,

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна.

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт прочными ядовитыми колючками,

Некоторые рыбы бьют током. Так они защищаются от врага или оглушают свою добычу. Мощный разряд испускает электрический скат. Бородáвчатка, или камень-рыба, очень опасна. Её спинной плавник покрыт прочными ядовитыми колючками, которыми она легко протыкает врага.

  1. Отгадай, какие морские обитатели здесь спрятались?

РОМСКАЯ ВЕДЗАЗ ЛАКУА

ТКАС ИТК

РБАК РОМСКОЙ НЁКОК

2.Задание: Читай медленно, но как только увидишь значок взлетающего самолета, начинай читать как можно быстрее, как будто ты сам превратился в самолет. Если увидишь самолетик, стоящий на земле, то опять читай так, как тебе удобно.

Охотиться охотиться охотиться охотиться (самолетик взлетающий) охотиться охотиться охотиться охотиться охотиться охотиться охотиться (самолетик на земле)охотиться охотиться охотиться

Защищаются защищаются защищаются (самолетик взлетает) защищаются защищаются защищаются защищаются защищаются (самолетик на земле) защищаются защищаются защищаются

3.Задание: «Тут видны только верхние части букв. Угадай, что написано».

Электрический бородавчатка камень-рыба скат (Написаны только верхние части букв)

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике. Диаметр присосок превышает 10 сантиметров. Длина – более 20 метров.

Гигантский кальмар — это самое крупное беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является излюбленной добычей кашалотов. Тело торпедообразной формы. Он обладает самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в поперечнике. Диаметр присосок превышает 10 сантиметров. Длина – более 20 метров. Питается рыбой.

Упражнения к тексту.

  1. Объясни значения слов:

гигантский, беспозвоночное, излюбленная, кашалот, торпедообразная поперечник

  1. Верно ли утверждение:

Гигантский кальмар – это самое крупное позвоночное на Земле. Гигантский кальмар питается рыбой. Гигантский кальмар не любит глубину. Это – пресноводная рыба. Он обладает самыми большими глазами. Гигантский кальмар в длину 20 сантиметров.

  1. Прочитай не останавливаясь, без ошибок:

Гигантский гигантский гигантский гигантский гигантский гигантский торпедообразное гигантский торпедообразное беспозвоночное беспозвоночное беспозвоночное исключительно торпедообразное торпедообразное торпедообразное исключительно исключительно кальмар кальмар кальмар гигантский гигантский кальмар кальмар

4.Вставь пропущенное слово:

Гигантский кальмар — это самое ……. беспозвоночное на Земле. Он обитает в океане на больших глубинах и является ……… добычей кашалотов. Тело ………….. формы. Он ……….. самыми большими в природе глазами – до 40 сантиметров в ……….. Диаметр присосок . ………. 10 сантиметров. Длина – более 20 метров. Питается……….

  1. Угадай, какие слова тут написаны? Поменяй буквы местами:

РАМКАЛЬ ЛАКАШОТ ЫРАБ

про Вселенную.

Луна – и не звезда и не планета.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты за 27 дней.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты за 27 дней. Самый яркий объект

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты за 27 дней. Самый яркий объект, который можно видеть на ночном небе.

Луна – и не звезда и не планета. Это естественный спутник Земли. Совершает полный оборот вокруг нашей планеты за 27 дней. Самый яркий объект, который можно видеть на ночном небе. Она не светится сама, а отражает солнечный свет.

Упражнения.

1. «Горки». Прочитай медленно, затем увеличивая темп.

Есте Сол

Естес Солне

Естест Солнеч

Естетсве Солнечны

Естествен Солнечный

Естественны

Естественный

2. Угадай, какое слово тут написано? Поменяй буквы местами.

целосн аулн лейзем

3. Прочитай как можно быстрее:

Зе-зе-зе — Земля зерно зеркало зевать

Со-со-со – Солнце сом соль сонный

Лу-лу-лу- Луна лупа лупоглазый лукавить лунатик

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра.

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты — расплавленные и тягучие, как нагретая ириска.

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты — расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных пород у нас под ногами.

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты — расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных пород у нас под ногами. Земная кора не кончается там

Земля состоит из нескольких слоёв горных пород и металлического ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за высокой температуры внутри планеты — расплавленные и тягучие, как нагретая ириска. Земная кора – это верхний слой горных пород у нас под ногами. Земная кора не кончается там, где начинается море. Она продолжается и под водой.

Упражнения к тексту.

  1. Прочитай, устно вставляя пропущенные буквы. Это слова из текста, который ты только что прочитал.

Ме………ческий …….та

Те……………ура ……..ается

Рас……………ные ……..жается

  1. Задание: «Прочитай, найди несоответствия в тексте. Поставь точку над словами, которые тебе кажутся неправильными, не подходящими к тексту.»

Земля состоит из нескольких слоёв воздушных пород и пластмассового ядра. Одни слои твёрдые, другие – из-за низкой температуры внутри планеты — жёсткие и тягучие, как нагретая капуста. Земная кора – это нижний слой горных пород у нас над головой. Земная корка не кончается там, где кончается море. Она продолжается и над водой.

3. Прочитай текст про себя. Нарисуй нашу планету так будто видишь ее из космоса.

Космонавтам, которые видят Землю из космоса, она кажется гигантским шаром. Но наша планета не идеально круглая. Как надувной мяч, на который слегка надавили сверху и снизу, он тоже чуть сплюснута у полюсов.

4.Соверши путешествие по Солнечной системе, отгадав ребусы. Тут спрятаны названия планет. Если бы на этих планетах жили инопланетяне, как бы они назывались? На Земле – земляне, на Марсе – марсиане,…

КУРИЙМЕР ЯМЕЛЗ ТУННЕП РАЕНЕВ

РМАС ПИЮТЕР РУСАТН

Северный полюс расположен на самой «верхушке»

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год.

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры.Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год. На Южном полюсе находится Антарктида

Северный полюс расположен на самой «верхушке», а Южный – на самом «донце» нашей планеты. Это самые холодные места на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта снегом и льдом круглый год. На Южном полюсе находится Антарктида – громадный, покрытый льдом материк.

Упраженения к тексту.

  1. Прочитай слова, подбери синонимы (слова, одинаковые по смыслу).

Студёные, верхушка, всегда, громадный.

  1. Прочитай. Найди ошибки в тексте и поставь над ошибкой точку.

Севрный полис расположен на самой «макушке», а Южный – на самом «оконце» нашей планеты. Это самые теплые метса на Земле. Там всегда дуют студёные ветры. Территория полюсов покрыта травой и льдом овальный год. На Южнм полюсе находится Атарктида – громадный, поркытый льдом материя.

Задание: Прочитай текст про себя, подчеркни концы слов карандашом. Теперь прочитай еще раз вслух.

Солнце — самая близкая к Земле звезда, поэтому мы ощущаем ее тепло. Как и все остальные звёзды, Солнце представляет собой гигантский шар из раскаленного газа. В середине находится раскаленное ядро, где вырабатывается энергия, заставляющее солнце светить. На поверхности Солнца иногда возникают более холодные участки. Их называют солнечными пятнами.

Задание: Прочитай текст про себя. Поменяй слова местами там, где это нужно, чтобы в тексте появился смысл (проведи стрелочки карандашом от слова к его месту). Прочитай вслух верно.

Солнце — близкая самая звезда к Земле, мы ощущаем ее тепло поэтому. Как и все остальные звёзды, собой представляет Солнце шар гигантский из раскаленного газа. Середине в находится раскаленное ядро, где вырабатывается энергия, солнце заставляющее светить. Поверхности на Солнца иногда возникают холодные участки более. Их называют солнечными пятнами.

про насекомых.

Палочник – это насекомое

Палочник – это насекомое, живущее в тропических районах

Палочник – это насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки.

Палочник – это насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги

Палочник – это насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги, а на теле имеются острые выступы.

Палочник – это насекомое, живущее в тропических районах Центральной Южной Америки. Туловище выглядит как часть растения. У палочника очень сильные ноги, а на теле имеются острые выступы, о которые можно поранить палец.

Упражнения к тексту.

1.Задание: Читай слова, но будь внимателен, некоторые из них очень похожи!

Палочник палочник палочник палочка палочник салочки палочник палочник палочник галочка палочник палочник бабалалаечник палочник палочник палочник палочник парусник палочник

2.Задание: Прочитай слова и подбери к ним антоним, то есть слово, противоположное по смыслу.

острый сильный заболеть выступ

Долгоносик – это вредоносное насекомое.

Долгоносик – это вредоносное насекомое, не видное невооруженным глазом.

Долгоносик – это вредоносное насекомое, не видное невооруженным глазом. Самка долгоносика откладывает до 200 яиц за один раз.

Долгоносик – это вредоносное насекомое, не видное невооруженным глазом. Самка долгоносика откладывает до 200 яиц за один раз. Долгоносик питается исключительно растительностью.

Упражнения к тексту.

1.Упражнения на развитие быстрого переключения внимания.

Задание. «Читай вслух только слоги ЩЕ, остальные читай про себя».

ЩЕ ЦЕ ШЕ ЩЕ ЩЕ ЧЕ ШЕ ЖЕ ЩЕ ШЕ ЦЕ МЕ ЦЕ ШЕ ЩЕ БЕ ЩЕ ИЕ ШЕ ЦЕ НЕ ШЕ НЕ ПЕ ПЕ ЩЕ ПЕ ЦЕ ЩЕ ШЕ ШЕ ЦЕ РЕ ПЕ ЩЕ ДЕ ЩЕ ШЕ ЦЕ ЦЕ ЦЕ МЕ РЕ ЛЕ ДЕ ЩЕ ШЕ ЛЕ ЩЕ ШЕ ЩЕ КЕ ЦЕ ЦЕ ШЕ ШЕ ЩЕ ПЕ ПЕ ШЕ ЧЕ ШЕ ЦЕ ЩЕ ЩЕ ЩЕ ЦЕ ШЕ ШЕ ЦЕ ПЕ ВЕ ЧЕ ЧЕ ШЕ ЩЕ ДЕ РЕ ЩЕ

2.Задание. «Читай все слоги вслух, кроме слога ЩЕ».

ЩЕ ЦЕ ШЕ ЩЕ ЩЕ ЧЕ ШЕ ЖЕ ЩЕ ШЕ ЦЕ МЕ ЦЕ ШЕ ЩЕ ЦЕ ЩЕ ИЕ ШЕ ЦЕ НЕ ШЕ НЕ ПЕ ПЕ ЩЕ ПЕ ЦЕ ЩЕ ШЕ ШЕ ЦЕ РЕ ПЕ ЩЕ ДЕ ЩЕ ШЕ ЦЕ ЦЕ ЦЕ МЕ РЕ ЛЕ ДЕ ЩЕ ШЕ ЛЕ ЩЕ ШЕ ЩЕ КЕ ЦЕ ЦЕ ШЕ ШЕ ЩЕ ПЕ ПЕ ШЕ ЧЕ ШЕ ЦЕ ЩЕ ЩЕ ЩЕ ЦЕ ШЕ ШЕ ЦЕ ПЕ ВЕ ЧЕ ЧЕ ШЕ ЩЕ ДЕ РЕ ЩЕ

3.Задание. «Читай вслух только маленькие буквы о, остальные буквы читай про себя».

А О О Р Е А о О Ю С О Ф о о Ф Я А У Р Ю Ф о о о О О А

Ф У С С с у о О З Ф а с ю О О о ы О А а ю э Э О О А У О

О о о о о Ф Ы В в а О я О О о З С Ю ю э э Э О О ю о о А

4. Задание. «Читай шепотом маленькие буквы, а большие читай вслух»

А О О Р Е А о О Ю С О Ф о о Ф Я А У Р Ю Ф о а о О О А

Ф У С С с у о О З Ф а с ю О О о ы О А а ю э Э О О А У О

О о о о о Ф Ы В х а О я О О о З С Ю ю э э Э О О ю о о А

Д х е ш ч Г Ч С ы у т Ф я Э Б Ю о У щ я ч Х И Т Д

  1. Задание: «Прочитай слово слева. Найди и подчеркни такое же слово справа. Будь внимателен, слова очень похожи».

Вредоносное вредноносое водносное вредоносное водноносое вредоносное

Невооруженным невооружирным невооруженным вооруженным новооруженным невооруженным

Растительность растительность простительность непростительное растительность растоптанное растительность расточительность

Улитка – это насекомое с раковиной.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму от света.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму от света. На языке имеется множество выростов, которыми она вылизывает пищу.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму от света. На языке имеется множество выростов, которыми она вылизывает пищу. У улитки нет мозга, но есть нервная система.

Улитка – это насекомое с раковиной. Липкое вещество улитки позволяет ей ползать по вертикальной стене. Улитка плохо видит, но отличает тьму от света. На языке имеется множество выростов, которыми она вылизывает пищу.У улитки нет мозга, но есть нервная система, сигнализирующая улитке об опасности.

Упражнения к тексту.

1.Задание: «Положи ладошку на стол. Проговаривай слово, одновременно поднимая поочередно пальцы. Ладонь от стола не отрывай»

Вещество выросты множество сигнализирующая

2.Задание. «Читай шепотом слово КОТ, а вслух – слово ТОК, остальные слова пропускай»

КОТ КОТ ТОК КОТ ТОК ТОК КОТ МАК ТОП СТОП ТОК КОТ ТОК ТОК КОТ КОТ ТОК ПОТ ТОП ТОК ТОК ТОК КОТ ТОК КОТ КОТ КОМ ТОМ КОТ ГОД ДОМ ТОК КОТ ТАК МАК КОТ ТОК ТАК ТУК КИТ КОТ ПОТ ТОК ТОК КОТ КОД ДОК КОТ

3. Задание: Угадай, какое слово тут спряталось?

КОМПЬЮТЕР УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

4.Здание: «Прочитай про себя и покажи жестами то, что ты прочитал. Пусть мама или папа угадают, что было написано.»

ПЕРЕЛИВАЛИ НАМЫЛИВАЛИ

НАЛИВАЛИ РАЗВОРАЧИВАЛИ

ВЫЛИЗЫВАЛИ ПЕРЕМЕШИВАЛИ

ЗАТЯГИВАЛИ ПЕРЕШАГИВАЛИ

ВЫКАПЫВАЛИ ПОДСМАТРИВАЛИ

УКУТЫВАЛИ ВЫГЛЯДЫВАЛИ

СТАСКИВАЛИ УСПОКАИВАЛИ

Задание : СЛИТНОСТЬ

про животных.

Ленивец – одиночное животное.

Ленивец – одиночное животное.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за живущих в ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за живущих в ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям со скоростью всего 1 метр в час.

Ленивец – одиночное животное. Основное время проводит в кроне деревьев, повиснув на ветках спиной вниз. Грубая шерсть имеет зеленоватый оттенок из-за живущих в ней водорослей. Он питается , перемещаясь по ветвям со скоростью всего 1 метр в час. По земле перемещается ползком: медленно и неуклюже.

Упражнения к тексту.

1.Задание: «Объясни, как образовалось слово»:

Ленивец, одиночное, зеленоватый, перемещается.

2. Задание: «Прочитай текст еще раз, дочитывая конец слова»:

Ленивец – одиночн… животное. Основн… время проводит в кроне деревь… , повиснув на веет…. спиной вниз. Груб… шерсть имеет зеленов…. оттенок из-за живущ…. в ней водорослей. Он питается, перемещаясь по ветвям со скоро….. всего 1 м/ч. По зем… перемещается ползком: медлен… и неуклю….

  1. Задание: «Прочитай текст еще раз, устно вставляя пропущенные буквы»:

Ле…вец – о….чное животное. Основное время про…ит в кроне ….вьев, повиснув на ветках …ной вниз. Грубая ш…сть имеет зе…..атый оттенок из-за ….ущих в ней во….ослей. Он питается, пере…..аясь по ветвям со с……ью всего 1 м/ч. По з….ле …..мещается ползком: ме…..но и неу……же.

смешные

3.Задание. «Прочитай и определи, что не так в тексте. Если заметишь то, чего не бывает, ставь над этим местом точку карандашом. Скажи правильно»

Недавно мы ездили в деревню к дедушке. Деревня жила недалеко. Мы очень долго ехали. Бабушка ждала нас у калитки. Деревянный дом был сделан из кирпича. Около забора был привязан теленок. Это детеныш лошади. Я подошла к нему, и он зарычал. Во дворе гуляла курица с цыплятами. Они учили ее искать червячков. Собака Жучка спит в будке. Я насыпала ей в миску зерна, а курам дала кусок колбасы. На грядках с огурцами растут помидоры. На яблоне уже поспели груши и сливы. На кустах клубники висят сочные ягоды малины. Я люблю ездить к дедушке!

Я сижу дома и гляжу в окно. Ярко светит солнце. День пасмурный. Во дворе много людей. Вот дворник поливает из метлы клумбу с цветами. На скамейке сидит бабушка с внуком. Малыш учит бабушку читать. Наша соседка тётя Маша повесила веревку на белье. Скоро она будет сухая. У дяди Антона сломалась машина. Он лежит внизу над машиной и чинит ее. Голуби ходят по двору и ищут крошки. Кошка Мурка увидела собаку. Собака испугалась и убежала. Ребята играют в футбол. Один мальчик разбил стеклом мяч. Вон мой друг Коля. Он зовёт меня на улицу. В ответ я киваю ему рукой.

про природу.

  1. Задание. «Прочитай стихотворения великих поэтов. Как ты думаешь, о каком времени года говорится в каждом из этих произведений? Проведи линии от стихов к подходящим картинкам».

Рисунки с 4 временами года.

Чудная картина, как ты мне родна,

Белая равнина, полная луна.

Свет небес высоких и искристый снег,

И саней далёких еле слышный бег.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солне
чного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!

Читай и думай! Работаем с пословицами.

Задание: «Прочитай тексты и подумай, какая пословица или поговорка подходит к рассказу.»

(для родителей: обязательно объясните ребенку смысл каждой пословицы; понять их – очень сложная задача).

Захворала мать Тани. Доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьёт с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью лекарство за тебя!»

Варианты пословиц:

  • Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

  • Доброе дитя – родителям счастье.

  • Ради милого и себя не жаль.

+++

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело. Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам:

-Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть.

Варианты пословиц:

  • Кошке – игрушки, а мышке – слезки.

  • И лягушке жить хочется.

  • Пой песню тот, у кого голос хорош.

+++

Один ученик просил книгу. Ему дали. Он сказал: «Непонятна!». Ему дали другую. Он сказал «Скучно».

Варианты пословиц:

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  • Смотрит в книгу, а видит фигу.

  • Век живи, век учись.

+++

Говорит мальчик отцу: «Купи мне, папа, очки. Я хочу по-твоему книги читать».

-Хорошо,- отвечал отец, — я куплю тебе очки, только детские, — и купил мальчику азбуку.

Варианты пословиц:

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Ученье – свет, а неученье –тьма.

+++

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них и яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Варианты пословиц:

  • Дело доброе памятно.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

  • Труд горек, а плод сладок.

+++

На горячем коне гордо мчался смелый мальчик. Сердитый бык сказал коню: «Стыдись! Я бы не позволил мальчику управлять собою». Конь сказал: «Много ли чести в том, что я сброшу ребенка!»

Варианты пословиц:

  • Погоняй коня не кнутом, а овсом.

  • Старый конь борозды не портит.

  • Грех обидеть и старого и малого.

+++

Лягушка и мышь затеяли ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.

Варианты пословиц:

  • Дают – бери, а бьют – беги.

  • Ссора до добра не доводит.

  • Худой мир лучше доброй ссоры.

Угадай концы слов. Прочитай.

Как крокодил плавает без плавников?

У крокодилов, конечно, нет таких плавник…., как у рыб, зато у них очень сильный и гиб…. хвост. Изгибая его из стороны в сторо…., крокодил отталкивается им от во… как весл…

При этом он поджима…. под себя ноги так, чтобы тело было гладк…. и обтекаем… Поэтому крокодил может плыть очень быс…

Какое животное самое большое на Земле?

Самое больш… животное на Зем… — синий кит. Когда-то на нашей планете жили гигантск… динозав…, так вот синий кит больше даже самого крупного из них. Син… кит может весить как 150 легков… автомоби….

Какая самая высокая гора на Земле?

Самая высокая г…ра на З…мле – г…ра Эверест (Джо-мо-лунг-ма). Её высота р…вна 8848 метрам над ур..внем моря. А находится Эверест в Гималаях в Ц…нтральной Азии. Анды в Южной Америке – самая длинная наземная г…рная цепь на нашей пл…нете.

Зачем животн… скелет?

Скелет есть толь… у крупн…. животных. Именно они силь… нуждают… в плотн… и твёрд… каркасе, который будет поддержи… форму их массивно… тела. Кости скелета защища… от повреждений мяг… внутренн… органы – такие как сердце и мозг.

Житель пустыни.

В отличие от большинст… мелк… животн… — обитателей пустынь, суслики бодрств… не ночь…, а днём. Пушист… хвост укрыва… их от палящ… лучей солнца – удобный зонтик!

Из чего состоят облака?

С виду обл…ка похожи на гр…мадные комья ваты. А из чего они с…стоят на самом деле? Из миллиард… и миллиардов мелких кап…лек воды. Они очень крошечн… и легкие, поэтому не …адают вни…, а парят в небе. Кап…льки водяно… пара в облак… собираются вместе. Слишком тяжел… капли уже не сп…собны удержаться в воздухе. Они …адают вниз и прол…ваются на землю дождём.

Задание: «Прочитай, подчеркни концы слов. Прочитай еще раз. Как ты думаешь, второй раз у тебя получилось читать лучше?»

Змеи прекрасно обходятся без ног. У них очень гибкий позвоночник. Один из способов – изогнуть тело зигзагом и, отталкиваясь от неровностей почвы, скользить вперёд. По деревьям змея двигается по спирали – она обвивает ветку хвостом, цепляется вытянутой передней частью и подтягивает заднюю часть тела.

Веселые тексты для чтения и развлечения.

Сороконожка.

Как-то раз сороконожку

Пригласили на обед.

Ждут жучки, букашки, мошки,

А ее все нет и нет.

Наконец сороконожка

Появилась у стола:

-Опоздала я немножко,

Еле-еле приползла.

Ведь какое невезенье –

Как же мне не опоздать!-

Там у входа объяыленье:

«Просьба ноги вытирать!»

Е.Гит

Медвежонок.

Мишка в улей влез

И вот — с лапы

Каплет сладкий мед!

Я над ним смеяться начал:

«Медвежонок насвинячил!»

-Что за шутки – тот ответил –

Я медведь!

Я – намедведил!

М.Яснов

Шишка.

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек,

Чуть не сбил медведя с ног.

У корней высокой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели,

Нападают на меня!»

Яма.

-Яму копал?

-Копал.

— В яму упал?

-Упал.

— В яме сидишь?

-Сижу.

-Лестницу ждешь?

-Жду.

-Яма сыра?

-Сыра.

-Как голова?

-Цела.

-Значит, живой?

-Живой.

-Ну, я пошел домой.

Две шишки.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка –

На носу вскочила шишка!

Бревно.

Лежало на пути бревно,

Мешало всем пройти оно.

Один сказал: «Нехорошо!»

И не спеша назад пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул,

Через бревно перешагнул.

А мальчик Саша промолчал

И в сторону бревно убрал.

Ворона.

-Кра! –кричит ворона- Кража! Караул!Грабеж, пропажа! Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Карандаш!Картонку! Пробку!

И красивую коробку!

-Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана,

У тебя ведь нет кармана.

-Как! –подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.-

Что ж вы раньше не сказали!

Кар-раул! Карман украли!

Галка.

Задумала галка иголку купить,

Чтоб голым галчатам штанишек пошить.

Иголку и нового желтого шелку

Купила

И шила, и шила…

Сорока летела и вниз поглядела:

«Эй, галка! Ты нитку в иголку не вдела!»

Про хрюшку.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

-Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Как хорошо, что это не я!

Мама удивилась.

Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
-Был на квар
тиру налёт?
-Нет.
-К нам заходил бегемот?
-Нет.
Может быть, дом не наш?
-Наш.
Может, не наш этаж?
-Наш.
Просто приход
ил Сережка,
Поигр
али мы немножко.
-Значит, это не обвал?
-Нет.
-Слон у нас не танцев
ал?
-Нет.
-Очень рада!Оказал
ось,
Я напрас
но волновалась!

Ассоциации для заучивания словарных слов.

Платок – платок по форме похож на треугольную букву А. ПЛ ТОК

Медведь — ведает (ведь), где мёд (мед).

Медвежонок — «МЕ», сказали ДВЕ козы, когда увидели медвежонка.

Суббота — начало двух выходных дней, дней Безделья, поэтому ББ (безделье, безделье)

Ворона – вор, ворует кусочек сыра и вообще, все вкусненькое.

Воробей — вора бей (тоже любитель своровать крошки).

Очки – круглые, как буква О.

Посуда – буква О круглая, как тарелка, блюдце, чашка.

Береза – у березы бЕлая кора – бЕреста

Работа – образовалось от слова РАБ, который трудился без оплаты труда.

Класс – второе значение «здорово». Когда произносим, поднимаем два больших пальца вверх, на каждую букву С.

Ягода – все ягоды круглые, как буква О.

Родина – спряталось число ОДИН, Родина у человека одна.

Капуста – в кАпельках росы по утрам на огороде.

Слова, в которых спряталась «ель»: учитель, учительница, понедельник.

Слова, в которых спрятался РАК: раковина, ракета, завтрак.

Слова, которые любит ворона: картина, картофель, карандаш, карман.

Слова, которые любит лягушка: квартира, квадрат, Москва.

Слова, в которых спрятались числительные: Родина, сорока, однажды.

Слова, в которых спрятались ноты: ребята, фамилия, дорогой, осина, фасоль.

hello_html_m4f67e529.gif

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

ТУ

АТ

ОТ

ЫТ

ИТ

УТ

ТА

ТО

ТЫ

ТИ

ТУ

НА

НО

НЫ

НИ

НУ

СА

СО

СЫ

СИ

СУ

КА

КО

КЫ

КИ

КУ

АТ

ОТ

ЫТ

ИТ

УТ

АН

ОН

ЫН

ИН

УН

АС

ОС

ЫС

ИС

УС

АК

ОК

ЫК

ИК

УК

ПА

ПО

ПЕ

ПЫ

ПИ

ПУ

АП

ОП

ЕП

ЫП

ИП

УП

АПА

ОПО

ЕПЕ

ЫПЫ

ИПИ

УПУ

ПАП

ПОП

ПЕП

ПЫП

ПИП

ПУП

АППА

ОППО

ЕППЕ

ЫППЫ

ИППИ

УППУ

ПААП

ПООП

ПЕЕП

ПЫЫП

ПИИП

ПУУП

ПАПА

ПОПО

ПЕПЕ

ПЫПЫ

ПИПИ

ПУПУ

АППО

ОППА

ЕППА

ЫППЕ

ИППУ

УППИ

СУМ

МО

МА

МОР

СЛО

ЛАМ

МИР

МОС

МЕТ

КОВ

МАС

КА

ЛО

МУ

КОС

ПА

МРА

МИС

ВО

РО

РАМ

МЫ

МА

КО

НЫЙ

МА

МО

МЕ

МЫ

МИ

МУ

АМ

ОМ

ЕМ

ЫМ

ИМ

УМ

АМА

ОМО

ЕМЕ

ЫМЫ

ИМИ

УМУ

МАМ

МОМ

МЕМ

МЫМ

МИМ

МУМ

АММА

ОММО

ЕММЕ

ЫММЫ

ИММИ

УММУ

МААМ

МООМ

МЕЕМ

МЫЫМ

МИИМ

МУУМ

МАМА

МОМО

МЕМЕ

МЫМЫ

МИМИ

МУМУ

АММО

ОММА

ЕММЫ

ЫММЕ

ИММУ

УММЫ

hello_html_m3663c615.jpg

Как и большинство людей, вы, вероятно, можете вспомнить случай (а может и не один), когда вы допустили ошибку при письме, которую заметили позже. Возможно, вы использовали неправильное слово (например, «модно» вместо «можно»), допустили опечатку или орфографическую ошибку. Или, может быть, ваш телефон автоматически заменил слово, которое вы определенно не стали бы использовать.

Определение ошибок

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, как вовремя замечать и исправлять опечатки, вам будет интересно исследование, посвященное этой проблеме, которое провели двое ученых из Университета Флиндерса.

Как отметили исследователи, есть два вида ошибок в письме, которые чаще всего делают люди. Первый тип называется «неконтекстными ошибками». Например, если вы когда-либо сделали опечатку в слове, пропустив букву или добавив лишнюю, которой быть не должно (например, «ллить» вместо «лить»), вы сделали ошибку, которая относится к этой категории, потому что написание слова было бы неправильным в любом предложении. Второй тип известен как «контекстные ошибки», например: «Я хотел, чтобы вы не». Слово «не» написано правильно, и здесь нет опечатки, но это неправильное слово для использования в этом предложении. В этом случае контекст предложения определяет, является ли конкретное слово правильным для использования.

Как исправлять ошибки

Подходы к редактированию, которые протестировали исследователи, включали чтение вслух про себя и просмотр отрывка шрифтом, который заставляет читать медленнее, в данном случае это исключает машинальный просмотр текста.

Самый эффективный способ

Результаты показали, что тактика использования более трудоемкого для чтения шрифта оказалась неэффективной. На самом деле это привело к тому, что люди находили меньше ошибок, не связанных с контекстом, чем «обычная» корректура (т. е чтение про себя).

Более того, участники исследования правильно предполагали, что такой подход не принесет им пользы. Точно так же участники исследования не думали, что чтение вслух действительно поможет им обнаружить больше ошибок, чем обычная корректура; у них также не сложилось впечатление, что это помогло им, пока они пытались это сделать.

Однако метод чтения вслух оказался наиболее эффективным, благодаря ему люди стали больше замечать оба типа опечаток (т. е контекстуальные и неконтекстные).

Поэтому, если вы ищете удобный способ выявления ошибок до того, как их увидит кто-то другой, попробуйте перечитать то, что вы записали, вслух. Это поможет вам больше, чем вы можете себе представить.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Дислексия

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
  • нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Дислексия

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Возможно, вам также будет интересно:

  • Не могу установить мир танков леста гейм ошибка 31
  • Не могу форматнуть флешку ошибка
  • Не надо боятся совершать ошибки
  • Не могу установить майнкрафт выдает ошибку
  • Не могу установить симс 3 ошибка 404

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии