Исправьте ошибки:
10. Предотвращение речевых и грамматических ошибок.
Не ложи руки на стол!
Royage
Быстрочложи книгу на место!
Мы не ложили сахар и чай
Она ложит в КНИГИ закладки
Потом на полку ключ полож.
Ложи на место свои вели
Не забудь в сумку вещи покласть.
Мы ложим всё, что вкусно и
Они поклали в суп соль.
сумку для пикника.
Помогите исправить ошибки
Ляжь в постель. Бежите скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.
Ответы
Ответ:
Ляг в постель. Бегите скорее к врачу. Вылезай из воды скорее. Не клади локти на стол. Поезжай летом на юг. Не надевай сегодня теплую шапку. Поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Я хотел закричать, но язык мой словно окоченел . Я хочу записать самый памятный день в жизни. Следователь высказал версию. Повар готовит обед. Телевидение имеет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю рисовать природу и любоваться ей.
Ляг в постель. Бегите скорее к врачу. Вылезай из воды скорее. Не клади локти на стол. Поезжай летом на юг. Не надевай сегодня теплую шапку. Поезжай в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Я хотел закричать, но язык мой словно онемел. Я хочу описать самый памятный день в жизни. Следователь высказал версию. Повар готовит обед. Телевидение играет большую роль в нашей жизни. Я очень люблю любоваться природой и рисовать её.
Интересные вопросы
Из приведенных химических формул веществ:KNO3,Fe2O3,CH4,CO,CO2,Na2CO3,Cu2O,CuO,K2SO4,FEO,CaCO3- выпишите формулы оксидов и назовите их
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных
примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и
речевых ошибок и причины их появления в речи
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III.
Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное
словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения).
Грамматические ошибки
/ !
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы – освоители
Много время Они о
чем-то смеются
целины (ошибка
в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он
более умнее Молодежь работают
покорить –
покоритель) (две формы сравнит. (работает)
степени
прилагат.)
Ихние
привычки
(просторечная
форма
местоимения)
Они
хочут
Он
ложит вещи
(ненормативное
образование
глагола)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок
(фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант.
—
Убольшить на три (увеличить)
– словообразовательная ошибка
—
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на
–мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
—
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно
образована сравнительная степень прилагательного)
—
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две
формы сравнит. степени – простая и составная)
—
Ихние привычки меня
раздражают – морфолог. ошибка
(просторечная форма местоимения)
—
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)
—
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол –
одержу победу)
—
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование
глагола)
—
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)
—
Мое фамилие – морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
—
Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование
глагола)
—
Куда ложить тетрадь? – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
Покладите на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
—
У меня много делов – морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ.
ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)
—
Много курей – морфолог. ошибка (кур)
—
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают
школьный музей)
—
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)
—
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)
—
Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
—
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
—
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. –
интересоваться путешествиями)
—
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
—
Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
—
Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
—
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в
форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
—
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное
употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить
воды больному или сестре?)
—
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он
заболел – синтаксическая ошибка
(употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел –
генерал или мальчик?)
—
После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья
с трубками или стол с трубками?)
—
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он
бы не выдержал – синтаксическая
ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
—
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
—
Я видел детей с шарами. Они были красные и
желтые – синтаксическая ошибка
(дети или шары?)
—
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых
средств в речи (69% всех ошибок).
Речевые недочеты
/
семантические стилистические
— употребление слов
в — употребление слов иного
несвойственном ему
стиля
значении —
неуместное употребление
— смешение паронимов
употребление эмоционально-
— нарушение
лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов —
неуместное употребление
— плеоназм
диалектных или
— тавтология
просторечных слов
—
употребление штампов —
смешение лексики разных эпох
Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых
повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный
ствол, преграды преграждают).
Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и
частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи
одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов
(фронтально)
—
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
—
Он вошел, поддерживая шпагу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: придерживая)
—
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: изодранная)
—
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: совершил)
—
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)
—
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: взяли)
—
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: ручной)
—
Взрывательной волной
выбило стекла в окнах – семантическая
ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
—
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в
несвойственном ему значении: лепят)
—
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)
—
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)
—
По площади шли офицеры и моряки – семантическая ошибка (среди моряков тоже есть
офицеры)
—
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
—
Ночь переночевали в
лесу – тавтология
—
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
—
Все люди празднуют этот праздник – тавтология
—
У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
—
По улице бежал молодой щенок – плеоназм
—
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости –
плеоназм
—
На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
—
Саша промахнулся мимо – плеоназм
—
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
—
Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
—
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
—
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
—
Этика – наука о
прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
—
Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
—
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
—
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария
– паронимы (парламентера)
6.
Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых
недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения,
назовите правильный вариант
І вариант
—
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с
него снять шкуру.
—
На площади возвышалось очень громадное здание.
—
Шалуны обо всем признались.
—
Оплатите за проезд.
—
Я изучаю народный фольклор.
—
Не ложите вещи на диван.
—
Это был памятник Тараса Шевченко.
—
Мы пришли с магазина.
—
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
—
Саша пошел до терапевта.
—
Директор должен быть строгим и справедливым
человеком.
—
Мама послала Витю по термос.
—
За этот случай мне рассказала Оля.
—
Оглянуться вперед.
—
Преклонить голову.
—
Склонить колени.
—
Одержать поражение.
—
Ихний сад находится за речкой.
—
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у
друга.
—
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
—
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
ІІ вариант
—
Можно спросить вопрос?
—
Вернуться обратно.
—
Упал вниз.
—
Он хотит со мной дружить.
—
Он говорил, жестикулируя руками.
—
Работали молча, без слов.
—
В мае месяце закончится подписка на журнал.
—
Планы на будущее у меня огромные.
—
Маме и сестре я привез из Лондона памятные
сувениры.
—
Ведущий лидер у нас Юра.
—
Мама купила на рынке двух курей.
—
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
—
В кабинете литературы на стене висят великие
писатели.
—
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
—
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
—
Мама приехала с Киева.
—
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
—
Я вернулся со школы поздно.
—
Рыбу он слаживал под себя.
—
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
—
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV. Подведение итогов урока
Исправь ошибки в употреблении глаголов.
Поклади книги на стол.
Не ложи рядом с пачкой чаю сильно пахнущие продукты.
Бежи ко мне скорее.
Слазь с крыши.
Ляжь на диван.
Не тожь мои книги.
Перед вами страница с вопросом Исправь ошибки в употреблении глаголов?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 1 — 4 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Ну, здесь можно просто запомнить одно железное правило. Есть слово «класть», а есть слово «положить». Так вот, надо запомнить, что слово «положить» без приставок вообще не употребляется. Нет такого слова — «ложить», но есть «положить», «приложить», «изложить» и т.д. А вот у слова «класть» все наоборот, поэтому легко запомнить: это слово с приставками не употребляется. Вообще никак. Например, «поклади» — так не говорят. В ответ на Ваш вопрос: правильный вариант — Не клади вещи на пол. модератор выбрал этот ответ лучшим З В Ё Н К А более года назад Независимо от того, куда именно мы что-либо кладём (на стол, на стул, на комод, в шкаф или на пол) и что именно кладём (это могут быть карандаши, книги, тетради, украшения, деньги, лампочки, полочки, разные вещи), употреблять всегда следует одну и ту же глагольную форму, а другую исключить. Контекст при этом, как мы уже объяснили выше, совершенно не важен. Если мы не хотим наглядно продемонстрировать ошибку, то писать и говорить следует так:
Форма «не ложи», как и просто «ложи» или «ложите», правильной не считается. Ninaarc 5 лет назад Сразу вспомнились слова «покласть» и «ложить», которые, к сожалению, еще частенько можно услышать в разговорной речи. На самом деле слово «ложить» является просторечным, а в русском языке имеется только один глагол: «класть». Глагол «ложить», согласно правилу, употребляется только в соединении с приставками: доложить, переложить, положить. А вот глагол «класть» — всегда без приставок. Поэтому «не ложи» — неправильно, а «не клади» — верный вариант употребления. Примеры: Не клади альбомы на подоконник. Не клади ключи на обеденный стол. владсандрович 5 лет назад Если выбирать между двумя данными вариантами и именно в такой форме, а именно — «не ложи» или «не клади , то определенно и единственно верным здесь, будет вариант — не клади. Правильность его объясняется тем, что слово ложить в русском языке, должно употреблятся и существует в принципе только с приставкой, то есть положить, а в данном случае у него приставки нет, а есть только частица «не», с которой данное слово, просто не существует в теории русского языка. Поэтому если мы хотим писать грамотно, а это означает что мы должны придерживаться норм русского языка, то в своей речи и на письме, мы должны использовать вариант — не клади. colore 6 лет назад Помню как-то был такой случай. Учились мы в институте, и однажды туда приехал какой-то депутат со своей делегацией. Он что-то очень усердно рассказывал и в один из моментов у него проскользнуло два слова : позвОнит и поклади. Так вот именно тогда я и запомнла произношение этих элементарных слов. Слово «поклади «не употребляется с приставкой, можно сказать только «клади». А вот слово «положи, переложи «употребляется только с приставкой. То есть «ложи» сказать нельзя. К сожалению, очень часто мы слышим это совершенно не так. Если речь о просторечии, то можно встретить и вариант «не ложи». И если в тексте прямая речь, и такое может встретиться. Да, не совсем правильно, но если нужно придать словам некую простоту, то это допустимо. Но вот верным вариант, по всем правилам — это «не клади», который формируется по глагола «класть», поставив его в повелительное наклонение. Nelli4ka 5 лет назад Нужно запомнить, что глагол «класть» не может писаться с какой-либо приставкой. И, наоборот, глагол «положить» не употребляется без приставки, то есть не существует таких слов, как «ложи», «ложите», «ложу» (даже если редактор не выделяет их почему-то красным, как у меня). Поэтому правильно — «не клади вещи». РУДЬКО 5 лет назад Касаемо того, как правильно писать и говорить «не ложи» или «не клади», то могу сообщить следующее.Однозначно надо писать и говорить «не клади».Потому как нет в русском языке такого глагола ложить, да и глагол «класть » с приставками не употредляется. Николай Исаев 6 лет назад Согласно правилам русского языка, глагол «класть» следует писать, когда нет приставки перед ним… А, когда есть приставка, то следует писать — «ложи»(как в случаях, положил, отложил, наложил, подложил, сложил, вложил и т.д.) All2014 6 лет назад Я им говорю: «Не ложьте зеркало в парту, а они ложат и ложат»(с). Люблю этот фильм. Нет такого слова «ложить». Нет и глагола «ложи». От слова ложки что ли?:) Когда слышу, режет слух, так же и свеклА и катАлог. Знаете ответ? |