Не исправленная учеником ошибка была замечена

Помогите пожалуйста.Срочно надо!!!
А1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
наблюдая за облаками,
1) появление перистых облаков предвещает изменение погоды.
2) может быть предсказано ухудшение погоды.
3)люди издавна предсказывали изменение погоды.
4) учитываются различные виды облаков.

А2. В каком ряду во всех словах пишется на месте пропуска пишется н?
1) комари_ый укус,голуби_ые перья,контуже_ый солдат.
2) ноше_ый свитер,льви_ая грива,командирова_ый заводом.
3) площадь измере_а,нетопле_ый дом,рассмотре_ый под микроскопом.
4) плете_ая корзина,прониза_а идеями,крыси_ая нора.

А3. В каком ряду все слова пишутся через дефис ?
1) (красно)кожий,(пол)оврага,(по) рыцарски.
2) (лавино)опасный,здесь(же),(кое)когда.
3) (де)нибуть,(по)итальянски,(в) право.
4) (по)волчьи,(северо) восточный ,кто(либо).

А4. Укажите предложение ,в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
1) Трава на лугу (не)скошена.
2) (Не)доброе слово больнее огня жжет.
3) (Не)исправленная учеником ошибка была замечена.
4) Комната Была темной, так как лампы еще (не)зажжены.

1. Выпишите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 1) налИла 2) Оптовый 3) одобрИть 4) грУшевый

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.
1) (В)ТЕЧЕНИЕ долгого времени мы не знали тех, кто ТАК(ЖЕ), как и мы, работает над этим проектом.
2) Ему ТО(ЖЕ) было невесело, ЗА(ТО) он был спокоен за свою семью.
3) ЧТО(БЫ) произвести оплату, необходимо положить деньги (НА)СЧЕТ в банке.
4) (ВО)ВРЕМЯ беседы обсуждались ТЕ(ЖЕ) вопросы, что и вчера.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Все скучали и говорили вяло и нехотя.
2) Туман окутал как долину так и подножие скалы.
3) Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью перегнившими листьями мокрой древесной корою.
4) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.

4. Укажи предложение с грамматической ошибкой.
1) В комедии А. Чехова «Вишневом саде» главной темой является судьба России, её будущее.
2) Художники любуются природой и одухотворяют её.
3) Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.
4) Большинство театров ставят пьесы, написанные современными драматургами.

5. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н? Выпишите эти слова.
1) Больных и ране…ых было немного.
2) В горах, окова…ый, у стада проводит пленник каждый день.
3) Телефо…ая станция закрыта на ремонт.
4) Давно маза…ые хаты казались серыми.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой (причастные обороты).
1) Я близко видел их длинные клювы, грозно распущенные, крылья.
2) Множество голосов наполняло окружавшее нас, озаренное утренним солнцем пространство.
3) О преступлении отца Козлову сообщил служивший в имении чахоточный конторщик-доносчик.
4) Не раз мы видели бурые спины лосей, скрывавшихся в кустарниках и болотах.

7. Укажите предложения с пунктуационной ошибкой (однородные члены и обобщающие слова).
1) Кругом избушки всё говорило о присутствии живого человека — слабо курившийся огонёк, охапка нарубленных дров, сушившаяся на кольях сеть, топор, воткнутый в обрубок дерева.
2) Вместе с ней явится полфута каких-нибудь сластей: пряников, грецких орехов.
3) В несколько минут снег покрыл все следы: заячьи, и человечьи, и санные и так же скоро перестал.
4) На диване, на стульях — повсюду было что-то набросано.

8. Укажите ряд слов, в котором пишется И в окончании глагола. Выпишите эти слова.
1) белка корм…тся орехами, воробей ссор…тся 2) растение стел…тся, рыбак заготов…т снасти
3) маяч…т башня, скач..т всадник 4) ветка хлещ…т по лицу, дерево укро…т

9. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите это слово.
1) Публика (не)доумённо смотрела на приготовления артистов.
2) Нас подвела (не)внимательность.
3) (Не)исправленная учеником ошибка была замечена.
4) (Не)откуда ему ждать помощи.

10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова.
1) пр..пятствие, пр..ключение, пр…усадебный
2) ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
3) пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
4) обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний

11. В каком ряду на месте пропуска пишется суффикс ИМ? Выпишите эти слова.
1) оберега.мый, реша.мый 3) слыш.мый, вид.мый
2) вымыва.мый, движ.мый 4) перебива.мый, независ.мый

Помогите пожалуйста.

Срочно надо!

А1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая за облаками, 1) появление перистых облаков предвещает изменение погоды.

2) может быть предсказано ухудшение погоды.

3)люди издавна предсказывали изменение погоды.

4) учитываются различные виды облаков.

А2. В каком ряду во всех словах пишется на месте пропуска пишется н?

1) комари_ый укус, голуби_ые перья, контуже_ый солдат.

2) ноше_ый свитер, льви_ая грива, командирова_ый заводом.

3) площадь измере_а, нетопле_ый дом, рассмотре_ый под микроскопом.

4) плете_ая корзина, прониза_а идеями, крыси_ая нора.

А3. В каком ряду все слова пишутся через дефис ?

1) (красно)кожий, (пол)оврага, (по) рыцарски.

2) (лавино)опасный, здесь(же), (кое)когда.

3) (де)нибуть, (по)итальянски, (в) право.

4) (по)волчьи, (северо) восточный , кто(либо).

А4. Укажите предложение , в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

1) Трава на лугу (не)скошена.

2) (Не)доброе слово больнее огня жжет.

3) (Не)исправленная учеником ошибка была замечена.

4) Комната Была темной, так как лампы еще (не)зажжены.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Помогите пожалуйста?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Русский язык ЕГЭ-2016

Задание №12

Практикум

(источник: Ряш 2013 № 8)

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ;

РАЗЛИЧЕНИЕ НЕ И НИ

Перед выполнением упражнений ознакомьтесь со справочными материалами.

Справочные материалы.

Не в русском языке служит для отрицания. Слитное или раздельное написание зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом – частицей. Частица не выражает отрицание, не создавая новых слов, а с помощью приставки не- – всегда образуется новое слово (Ср: Не опытность тому причина, а расчетливость.К беде неопытность ведет. (А.С. Пушкин)). Трудность для пишущего состоит в том, чтобы разграничить приставку, создающую новое слово, и частицу, передающую отрицание, и на основе этого выбрать слитное или раздельное написание.

Не пишется всегда раздельно, если находится в составе предложно-падежных сочетаний или относится к целому словосочетанию: не для детей, не ради славы, не по пути, не без основания; не кандидат наук, не гражданин России и под.

В большинстве случаев при выборе слитного или раздельного написания не приходится учитывать целый ряд условий.

Не с разными частями речи

Часть речи

Пиши не слитно

Пиши не раздельно

1. Имя существительное,

имя прилагательное,

наречие на -о(-е)

1) Не употребляется без не-: небылица, неваляшка, невежда, незабудка; небрежный, непоколебимый, неразлучный; нелепо, неизбежно, несомненно;

2) можно подобрать синоним или близкое по значению выражение без не-:

недруг (= враг);

несчастье (= горе);

невеселый (= грустный);

негромко (= тихо);

недавно (= только что);

3) при отсутствие в предложении

противопоставления с союзом а

1) В предложении имеется противопоставление с союзом а:

не любовь, а ненависть; не хороший, а плохой; не весело, а грустно;

2) нельзя подобрать синоним или близкое по значению выражение: не слон, не лес; не деревянный; не зазорно, не иначе, не нарочно;

3) имеется зависимое отрицательное местоимение или наречие:

никакой не приятель; ни для кого не интересный; нисколько не весело;

4) имеются зависимые слова, усиливающие отрицание (вовсе не, совсем не (= вовсе не), отнюдь не, далеко не, отнюдь не, ничуть не и под.): вовсе не правда; далеко не храбрая; отнюдь не уникальный; ничуть не весело;

5) с прилагательными, употребляющимися только в краткой форме: не рад, не должен, не горазд

2. Отрицательные и неопределенные наречия

Всегда слитно: некогда, несколько (задержался), негде, некуда

_________

3. Отрицательные и неопределенные местоимения

Если между не и местоимением нет предлога: некого, нечто, некоторый, несколько (карандашей)

Если не и местоимение разделены предлогом: не о ком; не с чем, не у кого.

4. Глагол, деепричастие

Без не не употребляется: невзвидеть, невзлюбить. недомогать; неволя, ненавидя, негодуя

Обычно раздельно: не нарисовать, не пишешь, не буду ждать, не прошло

5. Причастия

1) Полные причастия не употребляются без не: ненавидевший; неволивший; негодующий;

2) В предложении нет противопоставления с союзом а, у причастия нет зависимых слов: непрочитанная, нераспечатанное, неработающие, незакрытая.

1) Есть зависимые слова: не заботящийся о пропитании; не обязанный подчиняться; давно не работающие; не прочитанная мной;

2) страдательное причастие употреблено в краткой форме:

не набрано, не замечен, не остановлена;

3) в предложении есть противопоставление с союзом а: не знающий, а догадывающийся; не засеянное, а только вспаханное.

6. Другие части речи (или неназванные грамматические разряды)

_________

Всегда раздельно:

не пять, не оба, не восьмеро; не ты, не свой, не каждый, не тот; не впрок, не вблизи, не навек.

Примечание.

Не может входить в состав приставок недо-, небез-(небес-). Например: недовес, недоделка, недооценка, недочет; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недосмотреть, недосолить – со значением «неполноты, недостаточности по сравнению с нормой»; небезызвестный («довольно известный»), небезосновательный («имеющий основания»), небесполезный («довольно полезный»), небесполезно («довольно полезно») – со значением «умеренной, но достаточно значительной степени признака»; их следует отличать от слов с приставками до-, без- (бес-) и предшествующей частицей не, имеющих иное значение («действие, не доведенное до конца», «лишенный какого-то качества, свойства»), например: не досмотрел до конца; не доедает порцию (Ср.: Над летней площадкой нависли тучи, и зрители не досмотрели спектакль до конца. – Няня недосмотрела за ребенком, и он упал. Малыш еще не достает до подоконника рукой. – Тебе к сожалению, недостает терпения и усидчивости.); не бесполезный, а очень нужный; не безызвестный, а всем знакомый. Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недосолить – пересолить; недолететь – перелететь; недодать – передать.

Перед выполнением упражнения 1 внимательно изучите справочные материалы и таблицу «Не с разными частями речи».

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ I.

Устно с помощью таблицы объясните слитное или раздельное написание не. Укажите, какой частью речи являются слова с не. Разбейте слова на группы:

а) имена существительные;

б) имена прилагательные;

в) наречия на -о (-е);

г) неопределенные наречия;

д) неопределенные местоимения;

е) отрицательные местоимения;

ж) отрицательные наречия;

з) глаголы;

и) деепричастия;

к) причастия;

л) другие части речи (или грамматические разряды).

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Нелепый поступок;

2) невысоко взлететь;

3) надеть некрасивый плащ;

4) никогда не видел;

5) давно не стиранное платье;

6) некоторые вопросы;

7) не у кого учиться;

8) не медля с ответом;

9) белье не накрахмалено;

10) невзирая на дождь;

11) стать невидимкой;

12) не законченная вовремя;

13) не обрести покоя;

14) некогда случилось;

15) несколько писем;

16) читать некогда;

17) несколько подустал;

18) немедленный отклик;

19) бичевать недостатки;

20) не смотря по сторонам;

21) ошибиться невзначай;

22) комната не прибрана;

23) непривычное поведение;

24) недосмотренный фильм;

25) нелетающий аппарат;

26) не определив задачи;

27) не считая за трудность;

28) писанная не маслом;

29) обижаться не на кого;

30) не прямо пропорциональны.

а) имена существительные: _____________________________

__________________________________________________________

б) имена прилагательные: _____________________________________

____________________________________________________________

в) наречия на -о (-е): __________________________________________

____________________________________________________________

г) неопределенные наречия: _____________________________________

_____________________________________________________________

д) неопределенные местоимения: ________________________________

_____________________________________________________________

е) отрицательные местоимения: _________________________________

_____________________________________________________________

ж) отрицательные наречия: _____________________________________

_____________________________________________________________

з) глаголы: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

и) деепричастия: ______________________________________________

_____________________________________________________________

к) причастия: _________________________________________________

_____________________________________________________________

л) другие части речи (или грамматические разряды) ________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 1.

ВАРИАНТ II.

Устно с помощью таблицы объясните слитное или раздельное написание не. Укажите, какой частью речи являются слова с не. Разбейте слова на группы:

а) имена существительные;

б) имена прилагательные;

в) наречия на -о (-е);

г) неопределенные наречия;

д) неопределенные местоимения;

е) отрицательные местоимения;

ж) отрицательные наречия;

з) глаголы;

и) деепричастия;

к) причастия;

л) другие части речи (или грамматические разряды).

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Несколько запоздало;

2) ничего не говори;

3) никто не болен;

4) небрежность в работе;

5) недоброжелательно отозваться;

6) некогда было пусто;

7) незачем лить слезы;

8) не всякий поймет;

9) некто в сером;

10) не рад встрече;

11) легкое недомогание;

12) нисколько не обижен;

13) никого не боящийся;

14) недоразвитое воображение;

15) неразвившийся побег;

16) негде остановиться;

17) не останавливаясь ни на минуту;

18) пришел, несмотря на трудности;

19) не заглянув в книгу;

20) выявить неблагополучие;

21) неаккуратный в быту;

22) не задержан вовремя;

23) не два стакана;

24) выразить неудовольствие;

25) писать не кому;

26) не наше дело;

27) невзлюбить за что-то;

28) не приглашены в гости;

29) не о чем беспокоиться;

30) не услышав правды;

а) имена существительные: ____________________________________

____________________________________________________________

б) имена прилагательные: _____________________________________

____________________________________________________________

в) наречия на -о (-е): __________________________________________

____________________________________________________________

г) неопределенные наречия: _____________________________________

_____________________________________________________________

д) неопределенные местоимения: ________________________________

_____________________________________________________________

е) отрицательные местоимения: _________________________________

_____________________________________________________________

ж) отрицательные наречия: _____________________________________

_____________________________________________________________

з) глаголы: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

и) деепричастия: ______________________________________________

_____________________________________________________________

к) причастия: _________________________________________________

_____________________________________________________________

л) другие части речи (или грамматические разряды) ________________

_____________________________________________________________

При выполнении упражнений 2–5 обязательно пользуйтесь таблицей «Не с разными частями речи».

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ I.

Объясните выбор слитного или раздельного написания не. Разбейте словосочетания на группы:

а) слово не употребляется без не;

б) можно подобрать близкое по значению выражение без не;

в) есть противопоставление;

г) местоимение не имеет предлога;

д) у местоимения есть предлог;

е) отрицательное или неопределенное наречие;

ж) имеются слова, усиливающие отрицание;

з) пишется только раздельно.

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Играть неваляшкой;

2) неблагодарный слушатель;

3) далеко не легкое дело;

4) некого винить;

5) путь не близок, а далек;

6) юноша крайне невежлив;

7) неистовство лаять;

8) новое несчастье;

9) вовсе не склонен веселиться;

10) не о ком заботиться;

11) стол дорогой, но неудобный;

12) поступить крайне неосторожно;

13) торопиться незачем;

14) некем заменить;

15) в минуту невзгоды;

16) несколькими рублями;

17) отнюдь не известный артист;

18) верх невежливости;

19) не должен ждать;

20) дом был нежилой;

21) не искренность девочки, а простота;

22) работали не круглые сутки;

23) дело вовсе не простое;

24) негде жить;

25) не карие глаза;

26) несколько преувеличить;

27) лихая небрежность;

28) невысокого роста;

29) становились неприметнее тропы;

30) некоторое замешательство.

а) слово не употребляется без не: ____________________________________

_________________________________________________________________

б) можно подобрать близкое по значению выражение без не: _____________

__________________________________________________________________

в) есть противопоставление: _________________________________________

__________________________________________________________________

г) местоимение не имеет предлога: ____________________________________

__________________________________________________________________

д) у местоимения есть предлог: _______________________________________

__________________________________________________________________

е) отрицательное или неопределенное наречие: _________________________

__________________________________________________________________

ж) имеются слова, усиливающие отрицание: ___________________________

__________________________________________________________________

з) пишется только раздельно: ________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 2.

ВАРИАНТ II.

Объясните выбор слитного или раздельного написания не. Разбейте словосочетания на группы:

а) слово не употребляется без не;

б) можно подобрать близкое по значению выражение без не;

в) есть противопоставление;

г) местоимение не имеет предлога;

д) у местоимения есть предлог;

е) отрицательное или неопределенное наречие;

ж) имеются слова, усиливающие отрицание;

з) пишется только раздельно.

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Нелепый поступок;

2) невысоко взлететь;

3) взлететь не высоко, а низко;

4) надеть некрасивый плащ;

5) вовсе не трудовые доходы;

6) весьма нерешительный шаг;

7) дорога неровная, но короткая;

8) далеко не красива;

9) неряшливый вид;

10) некому рассказать;

11) не о ком заботиться;

12) незачем спешить;

13) поступил неосмотрительно;

14) поступил не по-товарищески;

15) обиделся ненароком;

16) не большой, а маленький;

17) река неширока;

18) устроил нечто;

19) не о чем беспокоиться;

20) нисколько не далеко;

21) очень небрежно;

22) работали не круглые сутки;

23) не совсем обычный;

24) ничего не признавал;

25) некоторым образом;

26) неширокая, а рыбная;

27) не короток, а длинен;

28) почувствовать неискренность;

29) некто странный;

30) не счастье, а везенье.

а) слово не употребляется без не: ____________________________________

_________________________________________________________________

б) можно подобрать близкое по значению выражение без не: _____________

__________________________________________________________________

в) есть противопоставление: _________________________________________

__________________________________________________________________

г) местоимение не имеет предлога: ____________________________________

__________________________________________________________________

д) у местоимения есть предлог: _______________________________________

__________________________________________________________________

е) отрицательное или неопределенное наречие: _________________________

__________________________________________________________________

ж) имеются слова, усиливающие отрицание: ___________________________

__________________________________________________________________

з) пишется только раздельно: ________________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ I.

Объясните выбор слитного или раздельного написания не. Распределите сочетания по группам:

а) слово не употребляется без не-;

б) не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно;

в) у причастия есть зависимые слова, значит, не – частица;

г) у причастия нет зависимых слов, не пишется слитно;

д) причастие является кратким страдательным;

е) имеется противопоставление;

ж) пишется только раздельно;

з) не- является частью приставки.

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Не тронутая шелестом тишина;

2) не подвержены наводнениям;

3) приоткрыл веки, не шевелясь;

4) не прочитанная, а лишь просмотренная;

5) не имевшее ничего общего;

6) не думая о последствиях;

7) в урожайные годы недоедают;

8) не обладающий тактом;

9) кушанье не доварено;

10) преобразования необходимы;

11) не дающий ответа;

12) нестерпимая для ребенка боль;

13) не зная причин;

14) не различить в тумане;

15) не видимые, но ощущаемые знаки;

16) не приемлемые для нас условия;

17) неугасимая любовь к родине;

18) многие недоумевали;

19) не видно капитана;

20) нерешенная задача;

21) мальчик не успокоен до сих пор;

22) не узнав своих возможностей;

23) не склоняемые в русском языке;

24) независимое поведение;

25) никто не забыт;

26) ни с чем не сравнимая красота;

27) не забыл справиться о здоровье;

28) не пригласивший в гости;

29) истина не скрыта;

30) неподписанный контракт.

а) слово не употребляется без приставки не-: __________________________

_________________________________________________________________

б) не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно: ____________

__________________________________________________________________

в) у причастия есть зависимые слова, значит, не – частица: _______________

__________________________________________________________________

г) у причастия нет зависимых слов, не пишется слитно: __________________

__________________________________________________________________

д) причастие является кратким страдательным: _________________________

__________________________________________________________________

е) имеется противопоставление: ______________________________________

__________________________________________________________________

ж) пишется только раздельно: ________________________________________

__________________________________________________________________

з) не- является частью приставки: _____________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3.

ВАРИАНТ II.

Объясните выбор слитного или раздельного написания не. Распределите сочетания по группам:

а) слово не употребляется без не-;

б) не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно;

в) у причастия есть зависимые слова, значит, не – частица;

г) у причастия нет зависимых слов, не пишется слитно;

д) причастие является кратким страдательным;

е) имеется противопоставление;

ж) пишется только раздельно;

з) не- является частью приставки.

Ответ дайте в цифровой форме.

1) Непобедимая армия;

2) ничем не оправданное поведение;

3) не произвел впечатления;

4) непереводимое выражение;

5) не видим облаков;

6) самолет не видим;

7) не спрашивая ни о чем;

8) не применяемые в качестве лекарств;

9) невыполнимые намерения;

10) неугасимый энтузиазм;

11) ничем не заменимая утрата;

12) не достает рукой;

13) невредимые посевы озими;

14) не запросив о помощи;

15) нисколько не раскаявшийся;

16) неизрасходованные средства;

17) почему-то невзлюбить;

18) не заперта на ключ;

19) не знающий, а лишь догадывающийся;

20) нестерпимая боль;

21) бурно негодуя;

22) недосчитаться слив;

23) не рад подарку;

24) не ставший взрослым;

25) не прекращается ни днем, ни ночью;

26) неустрашим в бою;

27) не жаль усилий;

28) неудавшаяся авантюра;

29) не считая себя храбрецом;

30) не должен сердиться.

а) слово не употребляется без приставки не-: __________________________

_________________________________________________________________

б) не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно: ____________

__________________________________________________________________

в) у причастия есть зависимые слова, значит, не – частица: _______________

__________________________________________________________________

г) у причастия нет зависимых слов, не пишется слитно: __________________

__________________________________________________________________

д) причастие является кратким страдательным: _________________________

__________________________________________________________________

е) имеется противопоставление: ______________________________________

__________________________________________________________________

ж) пишется только раздельно: ________________________________________

__________________________________________________________________

з) не- является частью приставки: _____________________________________

__________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ I.

Раскройте скобки. Укажите слитные написания не с разными частями речи. Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1) (Не)лепый поступок;

2) (не)высоко взлететь, а низко;

3) (не)замерзающий залив;

4) река (не)глубокая, а рыбная;

5) (не)кто иной, как мой друг;

6) страна политически (не)зависимая;

7) никому (не)известно;

8) ни с чем (не)сравнимая красота;

9) (не)проходимые местами заросли;

10) остров (не)обитаем много лет;

11) (не)любимый мною урок;

12) (не)надо говорить;

13) слышать (не)правду, а ложь;

14) нисколько (не)трудно;

15) совсем (не)легкое предложение;

16) (не)пропитан сиропом;

17) (не)пропеченный пирог;

18) рыбки (не)большие, а хищные;

19) лето (не)жаркое, а прохладное;

20) (не)сгораемый шкаф;

21) играть, (не)смотря на доску;

22) начать, (не)взирая на усталость;

23) (не)подождать ли врача;

24) (не)замерзнув в дороге;

25) (не)замерзающий материал;

26) никогда (не)рискующий;

27) (не)когда разговаривать;

28) (не)кому передать;

29) отправиться, (не)смотря на дождь;

30) допустить (не)брежность.

Не пишется слитно в сочетаниях: ____________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 4.

ВАРИАНТ II.

Раскройте скобки. Укажите слитные написания не с разными частями речи. Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1) (Не)высоко взлететь;

2) надеть (не)красивое платье;

3) задача (не)легка – сложна;

4) ничем (не)оправданное поведение;

5) обошлось (не)дешево;

6) с утра (не)здоровится;

7) (не)договаривая главного;

8) скрытая (не)приязнь;

9) снег (не)убран;

10) (не)что иное, как любовь;

11) день (не)жаркий, а прохладный;

12) работа (не)выполнена;

13) (не)пропеченный пирог;

14) (не)которое послабление;

15) (не)прекращаясь ни на минуту;

16) (не)прочитанная, а отложенная книга;

17) плоды (не)крупные, а сладкие;

18) вовсе (не)трудно;

19) (не)видимый мир бактерий;

20) мухоморы (не)съедобны;

21) (не)забвенные годы;

22) (не)спрятал вовремя;

23) (не)тронутая красота;

24) (не)наблюдая за временем;

25) (не)приготовив урока;

26) (не)приготовленный ужин;

27) (не)зачем вмешиваться;

28) (не)к кому обратиться;

29) (не)долго горевал;

30) пирог сырой, (не)вкусный.

Не пишется слитно в сочетаниях: ____________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовые задания.

5.1. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)верное ли это предложение? Говорил он (не)громко и отчетливо. Трудно обладать (не)дюжинной силой.

2) Дальше тянулись (не)яркие, мигающие огни деревни. Это был ни при каких условиях (не)повторимый опыт. Вряд ли знает грозу человек, (не)встречавшийся с нею в лесу.

3) Эта комната (не)большая, а очень маленькая. Он ничуть (не)огорчен. (Не)исправленная учеником ошибка была замечена.

4) От института до общежития (не)далеко, а близко. Его (не)долюбливали. Нас подвела (не)внимательность.

__________________________________________________________________

5.2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Публика (не)доуменно смотрела на приготовления артистов. Радуга (не)ожиданно показалась над городом. Мальчик (не)утешен подарком.

2) Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега. Воздух (не)подвижен и чист. (Не)долги летние ночи.

3) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава. «Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она». Малыш лежал с открытыми и вовсе (не)сонными глазами.

4) Огни города были (не)видны за холмами. Когда его усадили и напоили чаем, он как будто (не)сколько успокоился. (Не)смотря на то, что ветер яростно носился над морем, тучи как будто замерли.

__________________________________________________________________

5.3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Новая статья о творчестве этого кинорежиссера пока (не)напечатана. Кто-то запел под окном отнюдь (не)приятным голосом. Письмо моему однокласснику уже написано, но пока (не)отправлено.

2) Гаврин, как и другие посетители выставки, долго стоял (не)подвижно у грандиозного полотна художника. В вашем сочинении (не)раскрыта тема. Долгий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына.

3) Прослыть (не)вежею позорно. В хорошем отреставрированном здании все-таки чувствовалось что-то (не)уловимо новое. (Не)слышно пения птиц.

4) Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. Куплена (не)дорогая – дешевая мебель. К нам прибыл новый жилец – (не)кто Кузнецов.

__________________________________________________________________

5.4. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы упорно готовились к предстоящим соревнованиям. Наша речка (не)глубокая, но рыбная. Илюша задумался на эту (не)веселую тему, и ему стало горько и досадно.

2) Эта задача так и (не)решена нами. (Не)любимый родителями ребенок не может быть счастлив. Пишут (не)пером, а умом.

3) (Не)яркое пламя в печи освещало давно уже брошенное хозяевами жилище. Запасы солнечной энергии (не)истощимы. Мы услышали (не)громкий шепот, раздававшийся из соседней комнаты.

4) Природа (не)храм, а мастерская, и человек в ней работник. Бактерии (не)видимы невооруженным глазом. А кругом на полях (не)пробудная тишь.

__________________________________________________________________

5.5. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Эта (не)молодая женщина была добра и по-своему привлекательна. Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами. Вам (не)зачем так хлопотать.

2) Эта повесть еще (не)написана автором, но сюжет ее уже многим известен. Наше занятие еще (не)окончено. Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.

3) Окно на кухне было (не)занавешено. Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно. Художник использовал почти (не)различимые оттенки цветов.

4) (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад. Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

__________________________________________________________________

5.6. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма. Письмо оказалось (не)отправленным, а лежало на письменном столе. Я (не)инженер, я только учусь.

2) Жара стояла (не)выносимая, и нам трудно было дышать и двигаться. В лесу стало (не)привычно тихо и тревожно. Он (не)богат, но бедным его не назовешь.

3) Мне (не)кого просить о помощи. Собеседник (не)ожиданно рассмеялся. Егор слыл (не)утомимым тружеником.

4) Уже пора выезжать, а ваши вещи до сих пор (не)уложены. (Не)веселые дела: вся земля белым-бела. Время (не)умолимо идет вперед.

__________________________________________________________________

5.7. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом. Детям отвели (не)большую, но светлую и удобную комнату. Вдалеке виднелись серые (не)законченные постройки. Улететь – дело очень (не)легкое.

2) Со дня отъезда Лизы в квартире все оставалось (не)тронутым. В книге описаны виды кальмаров, до недавних пор (не)известные науке. (Не)высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны. Эта дорога имеет вовсе (не)идеальное покрытие.

3) Вам (не)было скучно? Обломов – ребенок, а (не)безнравственный эгоист. Мост (не)построен. Наша беседа покажется Вам нисколько (не)интересной.

4) Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию. (Не)исследованные геологами районы весьма перспективны. Перед нами лежала (не)широкая река. День кончился (не)порывом ветра, а последним легким дыханием.

__________________________________________________________________

5.8. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Рекомендованная книга (не)прочитана. Клеменьтев ушел, (не)ответив на наши вопросы. Герой оказывается орудием (не)понятной им силы.

2) Характер дневниковых записей (не)совсем обычный. Вася отвечал, (не)глядя в тетрадь. Герою (не)где применить свои силы.

3) (Не)(к)кому обратиться с предложением о сотрудничестве. (Не)откуда ждать помощи. Я (не)знаю этого человека.

4) В (не)озаренном лучами солнца воздухе густели тени. Девушка выглядела очень (не)веселой. (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.

задания

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

Ответ

УПРАЖНЕНИЕ 5.

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовые задания.

5.1. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Им (не)чем было гордиться, крепость стояла на весьма (не)удобном месте. Трудно обладать (не)дюжинной силой.

2) Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение. (Не)откуда ему ждать помощи.

3) Мы вошли в (не)большую светлую комнату. С (не)доумением он посмотрел на собеседника. Самолет летел (не)высоко, но быстро.

4) Мост через речку (не)построен. Документ (не)подписан. (Не)готов отвечать.

__________________________________________________________________

5.2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. «И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать…». Машина ехала совсем (не)быстро.

2) Наше внимание привлекла (не)высокая, но стройная лиственница. Очень огорчило гостей поведение этого (не)воспитанного юноши. Море было (не)подвижным и ровным, как зеркало.

3) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Он шел (не)спеша. Портрет, казалось, был (не)окончен, но сила кисти была поразительной.

4) В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать. Один из монастырей произвел на меня (не)изгладимое впечатление.

__________________________________________________________________

5.3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Они бодрствовали почти трое суток, были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Враг нащупал почти (не)защищенное место в наших рядах. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.

2) Он был (не)брит, измучен, с глазами красными от бессонницы. В комнате холодно, сыро и (не)уютно. Воздух (не)подвижен, но чист.

3) Этот роман (не)сочиненный, а пережитый им, был прекраснее всех замыслов. Прошел уже месяц, а это поле так и (не)вспахано. Расстояние (не)помеха для смеха.

4) Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на свои тридцать пять лет. Дождь хлынул на нас (не)укротимыми потоками. Наш долг – сберечь блистательный и (не)слыханно богатый язык наших классиков.

__________________________________________________________________

5.4. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Петров сделал (не)сколько шагов к выходу. Погода была отвратительна, она, казалось, (не)годовала. (Не)пора ли вам отдохнуть?

2) Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая. Монастырь произвел на нас (не)забываемое впечатление. Вдали показался (не)высокий дом и двор, обнесенный забором.

3) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. (Не)одна дорога ведет к этому городу. Пройдя по камням (не)глубокую речку, мы поднялись по склону и оказались у цели нашего похода.

4) (Не)молот железо кует, а кузнец. Он критиковал начальство, (не)взирая на лица. Ученье без уменья – (не)польза, а беда.

__________________________________________________________________

5.5. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) В войну люди (не)доедали. «(Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно.» Я ей обязательно растолкую, что (не)чего меня бояться.

2) Рассмотрение этого дела (не)завершено. (Не)друг поддакивает, а друг спорит. (Не)возмутимое спокойствие быстро улетучилось.

3) Это письмо еще (не)закончено мною. Они слишком рано празднуют победу, (не)задумываясь о возможном исходе игры. Мы сегодня идем в театр, (не)правда ли?

4) (Не)вежество хуже темной ночи. Это (не)обычное явление очень заинтересовало нас. Я (не)раз видел этого человека.

__________________________________________________________________

5.6. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) «Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий». У брата с сестрой (не)сердечные отношения, а холодные, недружелюбные. Роста он был (не)большого, сложен хорошо, лицом весьма привлекателен.

2) Разве это (не)правда? Наш спутник оказался (не)разговорчивым, а весьма замкнутым человеком. Конечно, надоело нам сидеть на одном хлебе, но делать было (не)чего.

3) Комната была темной, так как лапмы еще (не)зажжены. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше. Сегодня небо (не)синее.

4) (Не)смотря на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче. Берег реки у деревни (не)высок, а низок. Поначалу наши встречи были холодны и (не)приятны.

__________________________________________________________________

5.7. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Лампы еще (не)зажжены, поэтому гостиная была темна и таинственна. (Не)верное ли это предположение? Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица людей.

2) Сначала все промолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке. (Не)взирая на сильный мороз, мы пошли на охоту. (Не)трудно объяснить различия в строении этих предметов.

3) Почему ты (не)доел суп? Комендант ответил (не)брежным кивком головы. Но, говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

4) (Не)вдалеке показалось село. Двери дома были (не)закрыты. (Не)когда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.

__________________________________________________________________

5.8. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) На выставке Зверев показал (не)похожие на прежние работы акварели. Васильев (не)годующе посмотрел на старика. Дорога была (не)ровная, но короткая.

2) Среди провожающих (не)мало было подростков, девушек, молодых женщин. Вот (не)хотя с ума свела! У скупого в мороз льда (не)выпросишь.

3) Сену с огнем (не)улежаться. Экспедиция шла по местности, еще никем (не)исследованной. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.

4) Часть зрителей (не)досмотрела спектакль до конца. Эксперимент (не)завершен. Со всех сторон неслось (не)передаваемое словами чириканье воробьев.

задания

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

Ответ

• Перед выполнением упражнений 6–8 обязательно изучите таблицу «Как различать не и ни, союз ни…, ни…».

Справочные материалы:

Частицу не следует отличать от частицы ни, тоже являющейся отрицательной, а обе эти частицы – от союза ни…, ни… (сочинительного, соединительного, выполняющего ту же функцию, что и союз и, соединяющий однородные члены).

Как различать не и ни, союз ни…, ни…

Место нахождения в предложении

Не

(основная функция –

отрицание)

Ни

(основная функция – усиление отрицания)

Со

сказуемым

В простом

предложении,

или в части

ссп, бсп,

или в главной части спп

Всегда: Невозможно не понять столь доходчивое объяснение; Как только я не уговаривал родителей отпустить меня с братом на охоту!

Примечание:

1) двойное отрицание при сказуемом передает утверждение: Он не может не работать;

2) вопросительно-восклицательное предложение, являясь по форме отрицательным, всегда содержит утверждение: Кто не знал этого человека! (= Все знали этого человека.)

В

придаточной

части спп

а) Действия не было:

Писем все еще ждали с нетерпением, хотя он уже давно не писал домой;

б) в составе сложного союза пока не: Пока фрукты не созреют, есть их опасно.

Подожди, пока не кончится передача.

Действие было:

Сколько ни грозили ему, револьвером, он не произнес ни единого слова. Не мог он ямба от хорея, как мы

ни бились, отличить.

С другими членами

предложения

Если сказуемое утвердительное (без не): Это было не больше, не меньше, как нарушение распорядка дня.

Если в предложении при сказуемом уже есть частица не или отрицание подразумевается: В кармане ни гроша; Мальчик не произнес ни слова.

С однородными членами

_____________

Только ни (это союз ни… ни, который можно заменить другим сочинительным соединительным союзом, например и):

Нельзя ни понять, ни простить такое отношение к работе (Ср.: Нельзя и понять, и простить такое отношение к работе.).

В устойчивых выражениях

Не дай бог; не бог весть; не в ладах; не в меру; не в радость; не в себе; не к месту; не на шутку; не по дням, а по часам; не ровен час; не тут-то было и др.

Не что иное, как…

Не кто иной, как…

Во что бы то ни стало; как ни крути; откуда ни возьмись; что ни говори; ни на минуту; ни в коем случае; ни при чем; ни слова; ни пяди и др.

Ничто другое не…

Никто другой не…

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ I.

Объясните выбор не или ни:

а) не стоит перед сказуемым, предложение простое, или главное в составе сложноподчиненного, или входит в состав сложносочиненного или бессоюзного сложного;

б) не стоит перед сказуемым в придаточным предложении, действия не было;

в) ни стоит перед сказуемым в придаточном предложении, действие было;

г) сказуемое утвердительное, не относится к другим членам предложения;

д) предложение с отрицанием, ни усиливает отрицание, передаваемое сказуемым;

е) ни соединяет однородные члены;

ж) другое.

Ответ в виде буквенного обозначения впишите над соответствующей частицей.

Образец оформления:

д а

1) Ни одного часа не приходилось ему оставаться одному.

__________________________________________________________________

1) В деревне не было ни собак, ни кур. (К.Г. Паустовский)

2) Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом.

3) Что ни происходило в душе Алексея, на работе это никогда не сказывалось. (В.А. Кочетов)

4) Сколько бы ни пришлось потратить усилий, работу закончим в срок.

5) Хоть не все наши постоянные компаньоны участвовали в прогулке, прошла она весело и непринужденно.

6) Путешественники во что бы то ни стало должны были перейти речку. (И.А. Гончаров)

7) Как ни трудно, как ни худо, – не сдавай, вперед гляди! (А.Т. Твардовский)

8) Это не тоска, не скука, а гораздо хуже. (Л.Н. Толстой)

9) Да кто же весне не рад!

10) Не думаешь ли ты, что я тебя боюсь? (А.С. Пушкин)

11) Кто ни придет на концерт, всем будем рады.

12) Смотри, чтобы тебе не было холодно в дороге.

13) Я не намекал ни разу ни о пьяном господине, ни о прежнем моем поведении, ни о Грушницком. (М.Ю. Лермонтов)

14) Час был не ранний, на деревенской улице не было ни души, и она добралась до перекрестка никем не замеченная.

15) Кто не придет на концерт, должен сообщить об этом заранее.

16) Нет такого уголка в наших степях, куда бы ни проникли машины.

УПРАЖНЕНИЕ 6.

ВАРИАНТ II.

Объясните выбор не или ни:

а) не стоит перед сказуемым, предложение простое, или главное в составе сложноподчиненного, или входит в состав сложносочиненного или бессоюзного сложного;

б) не стоит перед сказуемым в придаточным предложении, действия не было;

в) ни стоит перед сказуемым в придаточном предложении, действие было;

г) сказуемое утвердительное, не относится к другим членам предложения;

д) предложение с отрицанием, ни усиливает отрицание, передаваемое сказуемым;

е) ни соединяет однородные члены;

ж) другое.

Ответ в виде буквенного обозначения впишите над соответствующей частицей.

Образец оформления:

д а

1) Ни одного часа не приходилось ему оставаться одному.

__________________________________________________________________

1) Кто только не шел в те дни по этому шоссе. (К.М. Симонов)

2) Никак не налюбуюсь красотой вечернего заката на море.

3) И не одним лишь углем богаты недра Красноярской земли.

4) Но это было не что иное, как служебная привычка держаться на людях.

5) Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М.Ю. Лермонтов)

6) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н.В. Гоголь)

7) Чего только я не предпринимал, чтобы разыскать своих родственников.

8) Не то туман, не то дым расстилался над домами.

9) Сколько ни старался, я не мог взобраться на крутую гору.

10) Кто ни совершал экскурсии по каналу на пароходе, всем нравилось.

11) Кто не совершал экскурсии по каналу на пароходе, тому следует совершить ее.

12) Как месяц ни свети, все не солнца свет. (И.А. Крылов)

13) Соседка поднялась ни свет ни заря.

14) Нимало не смущаясь, он продолжал спорить.

15) Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть. (И.А. Крылов)

16) Что бы ни просил ребенок, ни в чем ему не было отказа.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ I.

Укажите сочетания, в которых допущены ошибки. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Что не говори, а он хорош;

2) куда ни кинешь взор, пусто;

3) сколько не звал, он не оглянулся;

4) все не почем;

5) не слышно ни песенки;

6) в поле не работника;

7) явился не кто иной, как черт;

8) ничто другое его не радовало;

9) ничему иному он не удивлялся;

10) что не сделает, все хорошо;

11) ни раз я опаздывал;

12) не рыба не мясо;

13) не разу не охотились;

14) не получил удовольствия;

15) не набрал грибов;

16) ни кого не знаю;

17) ни на кого пенять;

18) не к кому вернуться;

19) не разу не пожалел;

20) рассказ нисколько не интересен;

21) у меня не тени сомнения;

22) не смотря ни на кого;

23) ни с того ни с сего;

24) ни с кого спрашивать;

25) ни слуху ни духу;

26) не пролито не слезинки;

27) не уронив своего достоинства;

28) не прибегать к решительным мерам;

29) ни сколько не огорчился;

30) не ждал никого другого.

Ошибки допущены в сочетаниях:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 7.

ВАРИАНТ II.

Укажите сочетания, в которых допущены ошибки. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Нельзя ни гордиться такими делами;

2) откуда не возьмись;

3) ни свет ни заря;

4) не раз опаздывал;

5) шел, не оглядываясь на свой дом;

6) уходи, пока ни поймали;

7) неоткуда не получить;

8) там некогда бродил и я;

9) не каждый день встречается;

10) никого не спрашивать;

11) сказать решительно ничего;

12) на улице не видно ни зги;

13) ни один ты такой смелый;

14) не разу не видел такого;

15) не раз задумывался об этом;

16) прошло немало дней;

17) не переставал ни на минуту;

18) не мог ни плакать;

19) ни один человек не решился;

20) не разу не слышали этого;

21) не мечтай ни о песнях, ни о воле;

22) на дворе не было не души;

23) не раздается ни один голос;

24) что ни день, то подарок;

25) не больше, не меньше;

26) не то ни другое;

27) ни кто иной, как;

28) нечто не радовало;

29) ни дать ни взять;

30) не думай о плохом.

Ошибки допущены в сочетаниях:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ I.

Выполните тестовые задания.

8.1. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

(1) Петухи, (2) лай собак, (3) скрип ворот (4) могли вывести его из столбняка.

а) 1, 3, 4;

б) 1, 2, 3;

в) 2, 3;

г) 3,4.

__________________________________________________________________

8.2. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Я (1) мог (2) сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из это странного письма.

а) 1, 3, 4, 5;

б) 3, 4, 5;

в) 5;

г) 4.

__________________________________________________________________

8.3. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Скоро из низины надвинулся такой туман, что (1) стало видно (2) вспышек, (3) звезд, (4) луны.

а) 1, 3, 4;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.4. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

(1) Жеманства, (2) кокетства, (3) какой лжи она (4) допускала в общении с людьми.

а) 1, 3, 4;

б) 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.5. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Я (1) верю, что есть на нашей земле места скучные и (2) дающие (3) какой пищи (4) глазу, (5) слуху.

а) 1, 3, 4, 5;

б) 1, 2;

в) 3, 4, 5;

г) 1, 2, 3, 4, 5.

__________________________________________________________________

8.6. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

После гибели семьи ему (1) от кого было получать письма и (2) кому было больше писать. (3) кто в полку (4) знал о его (5) счастье. (В.П. Катаев)

а) 1, 2, 3, 4, 5;

б) 1, 2, 4, 5;

в) 1, 3, 4;

г) 3.

__________________________________________________________________

8.7. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Может быть, он [Павел Владимирович] был добр, но (1) кому добра (2) сделал; может быть, он был и (3) глуп, но во всю жизнь (4) одного умного поступка (5) совершил. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

а) 1, 2, 3, 4;

б) 1, 4;

в) 2, 3, 5;

г) 1, 3, 4.

__________________________________________________________________

8.8. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Как я (1) изгибался, как (2) вытягивался, я только видел (3) то четыре, (4) то пять пестрых козявок.

а) 3, 4;

б) 1, 2;

в) 1, 2, 3, 4;

г) 1, 3, 4.

задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ

УПРАЖНЕНИЕ 8.

ВАРИАНТ II.

Выполните тестовые задания.

8.1. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Она (1) перед кем (2) когда (3) открывает сокровенных движений сердца, (4) кому (5) поверяет душевных тайн.

а) 1, 3, 4, 5;

б) 3, 4, 5;

в) 2, 3, 5;

г) 1, 2, 4.

__________________________________________________________________

8.2. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

(1) Зверь, (2) птица, (3) одно деревце (4) осмеливались нарушить молчание первого зимнего утра.

а) 1, 3, 4;

б) 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.3. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Из-за болезни он (1) мог (2) пить, (3) есть, (4) спать.

а) 1, 3, 4;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.4. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Природа (1) дала ему (2) какой резкой заметной черты, (3) дурной, (4) хорошей.

а) 1, 3, 4;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.5. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Откуда (1) возьмись налетел ветер, который (2) только мешал нашему продвижению вперед, но и нагнал на полнеба туч, грозящих нам (3) то снегом, (4) то дождем.

а) 1;

б) 3, 4;

в) 2, 3;

г) 1, 2, 3.

__________________________________________________________________

8.6. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Эта работа доставит мне удовольствие, какого я еще (1) когда (2) испытывал и какого мне (3) сможет доставить (4) что иное.

а) 1, 2, 3, 4;

б) 1;

в) 1, 4;

г) 2, 3.

__________________________________________________________________

8.7. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Это горе (1) объяснялось одной печалью об отце, как велика она (2) была, как страстно моя мать его (3) любила, как свято (4) сохраняла память о нем. (И.С. Тургенев)

а) 1;

б) 2, 3,4;

в) 2, 3;

г) 3.

__________________________________________________________________

8.8. На месте каких (-ой) цифр (-ы) пишется ни?

Он [Павел Владимирович] был гостеприимен, но (1) кто (2) льстился на его гостеприимство; он охотно тратил деньги, но (3) полезного, (4) приятного результата от этих трат (5) для кого (6) когда (7) происходило. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

а) 1, 3, 5, 6;

б) 2, 7;

в) 1, 3, 4, 5, 6;

г) 1, 3, 4, 5, 6, 7.

задания

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

Ответ

УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ I.

Выберите не или ни. Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы, проставьте недостающие знаки препинания.

1) Дрок (н_)мало гордился тем что пока (н_)одной девочки (н_)было в семье. (С.Н. Сергеев-Ценский)

2) В Фамусове он был _)подражаем и умер (н_)оставив после себя достойного преемника (н_)в Петербурге (н_)в Москве. (В.А. Каратыгин)

3) Ле_кая пыль лежала на дороге еще (н_)тронутая со вчерашнего дня (н_)колесом (н_)ногой.

4) Прие_жали на эту ярмарку и тороватые купц_ из ближнего городишка торчавшего где(то) за (пол)торы тысячи (н_)кем (н_)мере(н,нн)ых верст. (В.Я. Шишков)

5) Взошли толпой (н_)поклонясь икон (н_)зам_чая за стол садя_ся (н_)молясь и шапок (н_)сн_мая. (А.С. Пушкин)

6) Как(бы) придирчивый глаз (н_)искал в фигуре Иоанна слабых (н_)выр_зительных мест – он (н_)найдет их.

7) Валько был человек (н_)многословный и (н_)кто (н_)когда (н_)знал что совершае_ся в душе его. (А.А. Фадеев)

8) И все вместе с пеной у рта пытались док_зать что она (н_)какая (н_)писательница и что читать ее (н_)возможно.

9) Если бы (н_)поч_тительное обращение я (н_)смог(бы) пробыть среди (н_)знакомых мне людей и минуты.

10) Природа еще (н_)подготовившаяся к дремоте (н_)сбросила своих одежд.

УПРАЖНЕНИЕ 9.

ВАРИАНТ II.

Выберите не или ни. Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы, проставьте недостающие знаки препинания.

1) Лицо третьего Ильюши было довольно (н_)значительно горбоносое вытянутое подслеп_ватое оно выр_жало какую(то) тупую, болезне_ую заботливость; сжатые губы его (н_)шевелились _двинутые брови (н_)ра_ходились. (И.С. Тургенев)

2) Они (н_)стары но успели уже побывать по два по три раза во всех (Е,е)вропейских столицах. (А.П. Чехов)

3) Когда кто(нибудь) кто(бы)то (н_)было скажет лож_ он подн_мает голову и (н_)глядя (н_)на что (н_)смущаясь говорит (Н_)правда! (А.П. Чехов)

4) Любовь (н_)терпит (н_)чего (н_)определенного бесформе(н,нн)ого. (А.П. Чехов)

5) Он (н_)смотря на свою физическую мизерность и (н_)солидность сиял бл_стал и сверкал. (А.П. Чехов)

6) (Н_)одна душа (н_)знала что прои_ходит когда он (н_)бывает дома.

7) Немецкое команд_вание (н_)могло (н_)знать что в городе нет (н_)воинских частей (н_)вое(н,нн)ых об_ектов. (А.А. Фадеев)

8) После гибели сем_и ему (н_)от кого было получать пис_ма и (н_)кому было больше писать. (Н_)кто в полку (н_)знал о его (н_)счаст_е. (В.П. Катаев)

9) Выражение этого взора было (н_)определе(н,нн)о но (н_)насмешл_во. (М.Ю. Лермонтов)

10) И (н_)смерть Малаши (н_)болез_нь Гордея и Гали с которых подрядчица делала вычеты за (н_)выход на работу (н_)нарушали этого вольного духа и молодой бе_заботности. (Ф.В. Гладков)

УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ I.

Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы, проставьте недостающие знаки препинания.

Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов но (н_)кто во всем околотке (н_)звал его иначе как Обалдуем. И действительно это прозвище как (н_)льзя лучше шло к его (н_)значительным вечно в_тревоже_ым чертам. Обалдуй был загулявший холостой дворовый человек который (н_)имея (н_)какой должности (н_)получая (н_)гроша жалованья находил однако средство каждый день п_кутить за чуж_й сч_т. У него было множество знакомых которые поили его в_ном и чаем сами (н_)зная (за)чем (по)тому что он (н_)только (н_)был в обществе забавен но даже (на)против надоедал всем своей бе_мысле_ой болтовней (н_)сносной навязчивостью лихорадочными телодвижениями и бе_преста_ым (н_)естестве_ым хохотом. Он (н_)умел (н_)петь (н_)плясать (от)роду (н_)сказал (н_)только умного даже путного слова все «лотошил» да врал что (н_)попало. И между тем (н_)одной попойки на сорок верст кругом (н_)обходилось без того что(бы) его долговязая ф_гура (н_)вертелась тут(же) между гостями так уж к нему привыкли и переносили его присутствие как (н_)избежное зло. Моргач (н_)сколько (н_)походил на Обалдуя. К нему то(же) шло название Моргача хотя он глазами (н_)моргал более других людей. (Н_)смотря на мое ст_рание выв_дать пообстоятельнее прошлое этого человека в жизни его для меня остались темные пятна. Это человек опытный себе на уме (н_)злой и (н_)добрый а более рас_ч_тливый. Он осторожен и в то(же) время предприимчив как лисица. Я (н_)когда (н_)вид_вал более прон_цательных и умных глаз как его крошечные лукавые «гл_делки». Они (н_)когда (н_)смотрят прямо все высматр_вают да подсматр_вают. Его (н_)любят (по)тому что ему самому (н_)(до)кого дела нет.

(По И.С. Тургеневу)

УПРАЖНЕНИЕ 10.

ВАРИАНТ II.

Впишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы, проставьте недостающие знаки препинания.

Июльская жара

Еще только оди_адцатый час (на)исходе а уже (н_)куда (н_)дет_ся от тяж_лого зноя каким дыш_т июльский день. Раскале_ый воздух (едва)едва колыш_тся над (не)моще_ой но чистой и гладкой дорогой. (Н_)коше_ая трава никнет и стел_тся от зноя почти (н_)выносимого для живого существа. Дремл_т без живительной влаги зелень рощ_ и пашен. Что(то) (н_)внятное, (н_)преста_ое лепеч_т в (полу)дремоте (н_)угомон_ый кузнечик. (Н_)человек, (н_)животное, (н_)насекомое (н_)кто уже больше (н_)борется с истомой. (По)видимому все сдались убедившись в том что сила истомы овладевшей ими (н_)победима (н_)преодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя (по)прежнему и как (н_)(в)чем (н_)бывало пляшет (без)устали в пахучей хвое. На лугах (н_)ветерка (н_)росинки. В роще под пологом листвы так(же) душно как и в открытом поле. Вокруг бе_предельная суш_ а на небе (н_)облачка. Бе_шумно едва пр_метно струится в низких берегах (кристально)чистая вода зовущая освежить и_томле_ое зноем тело в прохладной глубине.

Но отправи_ся купа_ся (н_)хоч_ся, да и (не)(за)чем после купания еще больше ра_париш_ся на солнцепеке. Одна надежда на грозу лишь она одна может ра_будить скова_ую жаром природу и р_веять сон. Нам однако приход_ся двига_ся и вот уже виднеется в зарослях (н_)частый и очень (н_)высокий старый заборишк_.

Сторожка лесника оказалась (н_)чем иным, как бревенч_той избенкой. Одной стороной она примыкает к (н_)густому смеша_ому лесу, с другой стороны ра_стилае_ся обширная цветущая луговина в дальнем краю которой угадывае_ся река. Шагах в ст_ – ст_ пятидесяти пяти от избушки растет листве_ица. Под ее тенью можно было(бы) расположи_ся. Но в знойный день в лесу нельзя (н_)только сесть отдохнуть но даже останови_ся тотчас(же) появляе_ся рой мошек и комаров и (н_)чем иным, кроме безостановочного движения, от них (н_)отделаеш_ся.

С приближением к воде меняется и растительность появляются (ярко)малиновые (н_)большие но стройные башенки лесного чистца, рядом – пурпурные стрелы-росточки плакун-травы.

Берега (н_)широкой но достаточно глубокой реч_нки соверше_о заросли густой почти (н_)проходимой порослью молодых кустарников лесной смородины. Мы распол_гаемся на отдых.

(По В.А. Солоухину)

Ответы

Упражнение 1. Вариант I.

1) Имена существительные: 11, 19, 28.

2) Имена прилагательные: 1, 3, 18, 23.

3) Наречия на -о (-е): 2, 30.

4) Неопределенные наречия: 14, 17.

5) Неопределенные местоимения: 6, 15.

6) Отрицательные местоимения: 7, 29.

7) Отрицательные наречия: 16.

8) Глаголы: 4, 13.

9) Деепричастия: 8, 20, 26, 27.

10) Причастия: 5, 9, 12, 22, 24, 25.

11) Другие части речи: 10, 21.

Упражнение 1. Вариант II.

1) Имена существительные: 4, 11, 20, 24.

2) Имена прилагательные: 3, 10, 14, 21.

3) Наречия на -о (-е): 5.

4) Неопределенные наречия: 1, 6.

5) Неопределенные местоимения: 9.

6) Отрицательные местоимения: 25, 29.

7) Отрицательные наречия: 7, 16.

8) Глаголы: 2, 27.

9) Деепричастия: 17, 19, 30.

10) Причастия: 12, 13, 15, 22, 28.

11) Другие части речи: 8, 18, 23, 26.

Упражнение 2. Вариант I.

1) Слово не употребляется без не-: 1, 15, 27.

2) Можно подобрать близкое по значению выражение без не-: 2, 6, 7, 8, 11, 12, 18, 20, 28, 29.

3) Есть противопоставление: 5, 21.

4) Местоимение не имеет предлога: 4, 14, 16, 30.

5) У местоимения есть предлог: 10.

6) Отрицательное или неопределенное наречие: 13, 24, 26.

7) Имеются слова, усиливающие отрицание: 3, 17, 23.

8) Пишется только раздельно: 9, 19, 22, 25.

Упражнение 2. Вариант II.

1) Слово не употребляется без не-: 1, 9, 15, 21.

2) Можно подобрать близкое по значению выражение без не-: 2, 4, 6, 7, 13, 17, 26, 28.

3) Есть противопоставление: 3, 16, 27, 30.

4) Местоимение не имеет предлога: 10, 18, 25, 29.

5) У местоимения есть предлог: 11, 19.

6) Отрицательное или неопределенное наречие: 12.

7) Имеются слова, усиливающие отрицание: 5, 8, 20.

8) Пишется только раздельно: 14, 22, 23, 24.

Упражнение 3. Вариант I.

1) Слово не употребляется без приставки не-: 10, 12, 17.

2) Не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно: 3, 6, 13, 14, 22, 27.

3) У причастия есть зависимые слова, значит, не – частица: 1, 5, 8, 11, 16, 23, 26, 28.

4) У причастия нет зависимых слов, значит, не пишется слитно: 20, 24, 30.

5) Причастие является кратким страдательным: 2, 9, 21, 25, 29.

6) Имеется противопоставление: 4, 15.

7) Не пишется только раздельно: 19.

8) Не- является частью приставки: 7, 18.

Упражнение 3. Вариант II.

1) Слово не употребляется без приставки не-: 1, 10, 13, 17, 20, 21, 26.

2) Не с глаголом и деепричастием обычно пишется раздельно: 3, 5, 7, 12, 14, 25, 29.

3) У причастия есть зависимые слова, значит, не – частица: 2, 8, 11, 15, 24.

4) У причастия нет зависимых слов, значит, не пишется слитно: 4, 9, 16, 28.

5) Причастие является кратким страдательным: 6, 18.

6) Имеется противопоставление: 19.

7) Не пишется только раздельно: 23, 27, 30.

8) Не- является частью приставки: 22.

Упражнение 4. Вариант I.

Не пишется слитно в сочетаниях: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 17, 18, 20, 22, 25, 27, 28, 29, 30.

Упражнение 4. Вариант II.

Не пишется слитно в сочетаниях: 1, 2, 5, 6, 8, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 23, 26, 27, 29, 30.

Упражнение 5. Вариант I.

задания

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Ответ

3

3

1

2

3

1

3

1

Упражнение 5. Вариант II.

задания

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Ответ

4

3

3

4

3

3

1

4

Упражнение 6. Вариант I.

1. – а), е). 9. – а).

2. – д). 10. – а).

3. – в), а). 11. – в).

4. – в). 12. – б).

5. – г). 13. – а), д), е).

6. – ж). 14. – ж), а), д).

7. – в), а). 15. – б).

8. – а). 16. – в).

Упражнение 6. Вариант II.

1. – а). 9. – в), а).

2. – а). 10. – в).

3. – г). 11. – а).

4. – ж). 12. – в), а).

5. – в). 13. – ж).

6. – ж), е). 14. – г).

7. – а). 15. – а), е).

8. – ж). 16. – в), д), а).

Упражнение 7. Вариант I.

Ошибки допущены в сочетаниях: 1, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 29.

Упражнение 7. Вариант II.

Ошибки допущены в сочетаниях: 1, 2, 6, 7, 11, 13, 14, 18, 20, 22, 26, 27, 28.

Упражнение 8. Вариант I.

задания

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

Ответ

б

в

б

г

в

г

б

б

Упражнение 8. Вариант II.

задания

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

Ответ

г

г

б

б

а

в

б

в

Инструкция по выполнению части II: задания располагаются на 4 страницах, правильные ответы отмечаются
непосредственно в листе заданий, нужный вариант обводится кружком

1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

а) воробьи,
перешьют, поставь;

б) объедки,
уязвить, обжечься;

в) увлечься,
мальчонка, съешьте;

г) маячить,
разрежьте, бурьян.

2. В каком ряду все согласные звуки имеют пары
по глухости-звонкости?

а) [б], [ф], [ш],
[м];

б) [п] , [к], [д],
[г];

в) [в], [н], [з],
[л];

г) [ж], [р], [с],
[т].

3. В каком ряду расположены слова, в которых
все согласные звуки – звонкие?

а) сбросил,
ежевика, чемодан;

б) южный, мороз,
резвый;

в) деревня,
царица, небесный;

г) ножны, сделали,
вьюжная.

4. Укажите значение слова образ в
предложении: Когда же слушаем чей-то рассказ, то чем отчетливее рассказчик, тем
ярче и мы представляем словесные образы.

а) вид, облик;

б) живое,
наглядное представление о чем-то;

в) обобщенное
художественное представление действительности;

г) порядок,
направление, способ.

5. В каком ряду не все фразеологические
обороты являются синонимами?

а) важная птица,
птица высокого полета, сильные мира сего;

б) в мгновение
ока, в два счета, одним духом;

в) во весь голос,
во всю ивановскую, во время оно;

г) сломя голову,
что есть мочи, во все лопатки.

6. В каком ряду не все слова являются
синонимами?

а) подарок, дар,
подношение, презент, гостинец;

б) поэт,
стихотворец, пиит, певец, лауреат;

в) нарядиться,
разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться;

г) объединение,
союз, ассоциация, федерация, коалиция.

7. В каком ряду все имена существительные
общего рода?

а) белоручка,
жадина, ябеда, ласточка;

б) сладкоежка,
простофиля, забияка, соня;

в) тихоня,
сорвиголова, бродяга, бабулечка;

г) выскочка,
зазнайка, запевала, лисичка.

8. В каком ряду все слова являются
причастиями?

а) оскалившийся,
проговоривший, удержав, неожиданный;

б) лечащий,
нагретый, перелистан, поевший;

в) заплакано,
ударивший, придержав, непредвиденный;

г) летающий,
мытый, рассчитавшись, побывав.

9. В каком ряду
во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

а) соприк…сновение, притв..ряться, одухотв..ренный;

б) возг..рание,
прил..житься, р..стительный;

в)
неук..снительный, р..сточек, прик..саться;

г) скл..нение,
предпол..жение, оз..ренный.

10. В каком
ряду во всех словах на месте пропуска пишется приставка при-?

а) пр..права, пр..нудительный, пр..менить;

б) пр..глашение,
пр..дирчивый, пр..следовать;

в) пр..бой,
пр..вередливый,пр..успевающий;

г) пр..готовить,
пр..тягательный, пр..вратный.

11. В каком ряду предложений не со словами
пишется раздельно?

а) Говорил он
(не)громко и отчетливо. (Не)ясная речь –мутное зеркало. (Не)кому доверить свой
секрет.

б) Дальше тянулись
(не)яркие, мигающие огни деревни. Собеседник (не)ожиданно рассмеялся.
(Не)возмутимое спокойствие быстро улетучилось.

в) Эта комната
(не)большая, а очень маленькая. Он ничуть (не) огорчен. (Не)исправленная
учеником ошибка была замечена.

г) Время
(не)умолимо идет вперед. Его (не)долюбливали. Нас подвела (не)внимательность.

12. В каком ряду все глаголы относятся к
первому спряжению?

а) рубить, смотреть, дышать, звать;

б) мыть, ловить, терпеть,
знакомить;

в) брать, веять, найти, стелить;

г) запереть, узнавать, вставать,
гнать.

13. В каком предложении что(бы) пишется
слитно?

а) ЧТО(БЫ) он ни предлагал, к нему
все равно люди относились с опаской и недоверием.

б) Мы долго раздумывали над тем,
ЧТО(БЫ) еще купить ребенку.

в) Он никогда не говорил о
товарищах такого, ЧТО(БЫ) могло навредить им.

г) ЧТО(БЫ) рыбку съесть,
надо в воду лезть.

14. В каком ряду предложений все выделенные
слова пишутся слитно?

а) (ТОТ)ЧАС
прозвучал (НЕ)ИСТОВЫЙ крик. (НЕ)ДУГ (ПО)НЕМНОГУ стал отступать.

б) Николаю
все (НЕ)УДАВАЛОСЬ, и (НЕ)ЛОВКО было приступить к разговору. (НИ)КОГДА плуг
(НЕ)ПРОХОДИЛ по этим полям.

в) И
Касьян приходил в смятение, (ПО)ЧЕМУ ему так (НЕ)ПРИЯТНО и тягостно. Я тебе
(НИ)ЧЕГО (НЕ)СКАЖУ.

г) Я
тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ. КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

15. В каком ряду предложений все выделенные
слова пишутся слитно?

а) (НЕ)ПРИЯТНОСТИ
(НИ)СКОЛЬКО не остановили Андрея. Буря (НЕ)ИСТОВСТВОВАЛА (НЕ)СКОЛЬКО часов.

б) Путешественник
(НЕ)СУМЕЛ обратиться к (НЕ)ЗНАКОМЦУ. (НИ)ЧЕГО я не хочу, (НИ)ЧЕГО мне
(НЕ)НУЖНО.

в) (НЕ)ХУДО
БЫЛО(БЫ) съездить к озеру. Кожа на его щеках (НЕ)ЗДОРОВАЯ, (КАК)БУДТО не спал
всю жизнь.

г) ВСЕ(ТАКИ)
(НЕ)ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома. (НЕ)СМОТРЯ на сильный ветер, холода я
(НЕ)ОЩУЩАЛ.

16. В каком
ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) рассказывающий
о книге, сеющие в мае, скачущий конь

б) тяжело
дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае

в) проникающие
вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка

г) бегающий
по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение

17. В каком ряду все словосочетания со связью
согласование?

 а) в соседней
комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

 б) под шелковым
покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

 в) первый снег, из
веселой компании, под белыми березами;

 г) в новой шапке,
все общество, чувство ненависти.

18. В каком предложении сказуемое составное
именное?

а) Мне
хотелось бы купить новую кассету и переписать на нее концерт любимого певца.

б) И
эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

в) Все
реже слышен голос незнакомки.

г) Без
труда человек не может достичь желаемого.

19. В каком предложении неверно выделены
грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Величественные
горы уже по-весеннему зеленеющие натянули на свои
вершины зимние шапки опаляющие ледяным дыханием сады.

б) Как
только солнце начинает греть по-летнему многие отправляются
в романтическое путешествие.

в) Летели
с залива серые низкие тучи на берег поднималась вода
нагонял ее свистящий низовой ветер срывающий на
своем пути верхушки деревьев.

г) Все
смотрели
с удивлением на героя и видели что он смелее
прекраснее
их душой и лицом а глаза его горды
как у орла.

20. Какое предложение осложнено обособленным
определением? (Знаки препинания не расставлены.)

а)
Издалека едва слышна заглушаемая неумолчным шумом волн песня рыбаков.

б) Листва
из-под ног выходит плотно слежалая и серая.

в) Равнина
уже покрывшаяся первыми весенними цветами была прекрасна.

г) Угрюмо
шмель гудит толкаясь по стеклу.

21. Какое предложение является сложным? (Знаки
препинания не расставлены.)

а) Стараясь
не зацепиться за колючую проволоку Дмитрий перелез через забор передал часовому
узелок с едой а затем оглядываясь и пригибаясь осторожно побежал назад.

б) Василий
увидел дымок вьющийся из трубы родного дома знакомую зелень берез осеняющих
этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полосу Волги.

в) Они
быстро поднялись раскланялись немного энергичнее чем при встрече и быстро вышли
из комнаты озадачив всех присутствующих своим поведением.

г) К
сожалению я не помню когда впервые мы встретились с этим человеком.

22. В каком сложноподчиненном предложении
придаточная часть соединена с главной при помощи союзного слова?

а) Река
кипела на ветру, словно ее кипятили на сильном огне.

б) Не
забывай, что рядом с тобой человек.

в) Засмеялся
он, точно сталь зазвенела.

г) Зайцы
отлично понимали, что значат следы собачьих лап на их дороге.

23. Какое
предложение является простым? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

а) Я видел как они довольны мной.

б) Майор Олесов хорошо играл на гитаре вел себя
как покорный преданный слуга дамы был остроумен и хорош собою.

в) На песке как всегда бывает после ветра
лежала волнистая рябь.

г) Было непонятно как этот замкнутый человек
пронес через мучительное существование великий дар веры в человека и
застенчивую улыбку.

24. Сколько частей в сложном предложении? (Знаки
препинания не расставлены.)

Комната
в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел
с кем говорила моя мать и
кому она униженно кланялась.

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

25. В каком случае в
сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

а) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.

б) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.

в) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными,
что они отвлекают ваш ум от очевидности.

г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

26. В каком предложении нет вводных
конструкций? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Дверь
к моему удивлению оказалась незапертой и я зашел в эту комнату.

б) Мы
долго кружили по просторному заливу и разумеется заблудились.

в) Все
в этом доме казалось слаженным и обустроенным поэтому мы прекрасно чувствовали
себя в незнакомой обстановке.

г) Не
было ничего что бы по мнению бабушки не пригодилось в хозяйстве.

27. Какой знак нужно поставить в предложении
вместо скобок?

Будет
завтра хорошая погода () непременно
пойдем в лес.

а) двоеточие

б) тире

в) запятая

г) точка с запятой

Экзаменационная
работа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общеобразовательных и
гуманитарных дисциплин, протокол № _ от __  _______ 2017 г.

1

Зав.
кафедрой                                    Н.В. Десятниченко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Не имеет возможности исправлять ошибку в
  • Не каждую ошибку прощает жизнь
  • Не исправленная никем ошибка как пишется
  • Не извиняйся это моя ошибка
  • Не исправленная мною ошибка как пишется