Нас встретил седой величественный старичок тип ошибки


Предмет: Русский язык,


автор: Nadezhdavuazov

Ответы

Автор ответа: natanata58





25

1) Перед приёмом пищи надо вымыть руки
2) Нас встретил седой величественный старик
3) боевого коня
4) для уборки картофеля
5) будущие каникулы
6) была заверена

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: Аноним

как разобрать предложение по главным членам ? Алина пришла в лес и услышала пение птиц .

1 месяц назад

Предмет: Русский язык,
автор: Thebrain1

допиши предложение так, чтобы в каждом были одеородные члены. шофёр вышел из машины, …
Зоя любит мороженое, но …
Иногда Катя не идёт в школу, а …

1 месяц назад

Предмет: Английский язык,
автор: измученнаямама

допишите недостающие утвердительные, отрицательные или вопросительные предложения. she won’t come to the party

1 месяц назад

Предмет: Математика,
автор: artemsaidov184

Помогите сделать К2 пожалуйста

5 лет назад

Предмет: География,
автор: kotovaleksandr000

Какие факторы оказзывают влияние на развитие туризма?

5 лет назад

Найти чужеродные, иностилевые элементы.

Записать правильный вариант предложения

1.

Перед принятием пищи надо вымыть руки.

2. Нас встретил седой величественный старичок.

3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь.

4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.

5. Грядущие каникулы я проведу уморя.

6. Поданная мною справка была завереша секретаршей деканата.

Перед вами страница с вопросом Найти чужеродные, иностилевые элементы?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Теоретические сведения и языковой анализ

      Лексика (от греч. — словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Наука, изучающая лексический состав языка, называется лексиколо­гией.
      Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

§ 25. Слово и его лексическое значение

      Слово — основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий и отношений между ними.
      Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящим­и на данном языке.
      Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, например: береза — лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями; Библия — собрание священных книг иудейской и христианской религий.
      Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Например, слово машина в русском языке имеет 4 значения: 1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая машина. Паровая машина. Вычислительная машина. 2. Перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и четко. Государственная машина. Военная машина. 3. То же, что автомобиль. Служебная машина. 4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед.
      Большинство слов в русском языке являются многозначными. Значения многозначных слов в речи определяются по контексту.

Упр. 47. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дайте определения значений следующих слов: держава, негативный, звезда, эталон, альтернатива, великодушие, интерпретация, эксклюзивный, ореол, менталитет, патриархальный, покаяние, вернисаж. Составьте с данными словами предложения, запишите их.

§ 26. Прямое и переносное значение слова

      Развитие многозначности слов связано со способностью человеческого мышления устанавливать связи между похожими предметами, явлениями или признаками и переносить названия с одного предмета или явления на другие. Ср., например: золотое кольцо и золотое сердце, вершина горы и вершина успеха.
      Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо и служащее для этой цели непосредственно, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, признака и т. п. на другой, называются переносными.

Упр. 48. Прочитайте образцы словарных статей из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Какие значения приведенных слов являются основными, какие — производными?

      ЖЕСТКИЙ, -ая, -ое. 1. Твердый, плотный на ощупь. Ж. диван. Ж. мясо. Ж. волосы. 2. На транспорте: с твердыми деревянными сиденьями. Ж. вагон. Жесткая плацкарта (для проезда в жестком вагоне). 3. Перен. Суровый, грубоватый, резкий. Ж. характер. Жесткие черты лица. 4. Перен. Не допускающий отклонений, безоговорочный. Ж. срок. Жесткие условия. 5. О воде: насыщенная известковыми солями.

Упр. 49. Самостоятельно найдите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова однозначные и многозначные. Выпишите их в две колонки.

Упр. 50. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.

      Буря, железный, океан, болото, тряпка, сладкий, хвост, закат, дворник, голова, лопух, глухой.

§ 27. Тестовые задания

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
      а) совесть
      б) долг
      в) стыд
      г) благородство

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
      а) порядочный
      б) гуманный
      в) преданный
      г) добрый

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?
      а) мировоззрение
      б) наука
      в) кругозор
      г) мнение

4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
      б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
      в) аналогия — противоположность чему-либо
      г) привилегия — преимущественные права, льготы

5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) полиглот — человек, равнодушный к пище
      б) посягать — покушаться
      в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественно­й группы
      г) полый — имеющий внутри пустоту

6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный, аккуратный
      б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом
      в) пиетет — глубокое уважение, почтение
      г) постный — придерживающийся диеты

7. Какое из указанных слов является многозначным?
      а) тополь
      б) фонетика
      в) классификация
      г) сладкий

8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
      а) черное платье
      б) черная душа
      в) черный вторник
      г) черные мысли

9. Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении?
      а) площадь
      б) вокзал
      в) собралась
      г) густая

10. Какое из слов в предложении Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы употреблено в переносном значении?
      а) летний
      б) дремлют
      в) бледно-красен
      г) блестят

11. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу?
      а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления
      б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений
      в) здание, в котором происходят представления
      г) совокупность драматических произведений какого-либо писателя

12. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст?
      а) очень требовательный, взыскательный
      б) не допускающий никаких снисхождений, суровый
      в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно
      г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали

§ 28. Основные разряды лексических единиц

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы

      Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Например: ключ — металлический стержень для отпирания и запирания замка и ключ — родник; купюра — сокращение, пропуск в литературном, научном, музыкальном произведении (книжн.) и купюра — ценная бумага — облигация или денежный знак (спец.). От многозначных слов омонимы отличаются тем, что между их значениями нет никакой связи.
      Среди омонимов разграничиваются собственно омонимы, омофоны, омографы и омоформы.
      Собственно омонимы бывают полными (совпадают по звучанию и написанию во всех формах) и неполными (совпадают по звучанию и написанию в ряде форм; например: лук (оружие) — слово имеет форму единственного и множественного числа; лук (растение) — слово имеет форму только единственного числа).
      Омофоны — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию: гриб и грипп; лук и луг; Роман и роман.
      Омографы — это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию: замок и замок, парить и парить.
      Омоформы — это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах. Омоформами, как правило, являются слова различных частей речи: три (повелит. наклонение глаг. тереть) и три (числит.); печь (сущ.) и печь (глаг.); слив (род. п. мн. ч. сущ. слива), слив (отглаг. сущ.) и слив (дееприч.).

Упр. 51. Определите, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составьте со всеми словами словосочетания. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.

      Печать, ножка, дно, почка, крона, мех, крыло, наречие, высокий, бор, свет, мир, держава, наряд.

Упр. 52. Разграничьте следующие пары слов. Определите, какие типы омонимов они представляют.

      Овсянка (каша) — овсянка (птица), мука — мука, стекла (род. п. сущ. стекло) — стекла (глаг.), рой (сущ.) — рой (глаг.), сторожил — старожил, костный — косный, насыпь — насыпь.

      Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или употреблением в речи (стилистической окраской). Например: огромный — громадный, бегемот — гиппопотам.
      Среди синонимов разграничиваются:
      а) 

полные

(абсолютные) синонимы: орфография — правописание; везде — всюду; осел — ишак;
      б) 

смысловые

(семантические) синонимы: смелый — храбрый — мужественный; блеск — сверкание — сияние; молодость — юность;
      в) 

стилистические

синонимы: глаза (нейтр.) — очи (высо­к., поэтич.); принадлежность (нейтр.) — атрибут (книжн.);
      г) 

семантико-стилистические:

бродить («ходить без цели», нейтр.) — шататься («ходить без всякого дела», прост.) — блуждать («плутать, терять дорогу», книжн.).
      Синонимы могут быть общеязыковыми и контекстуальными. Ср. контекстуальные синонимы: День был

августовский

,

знойный

,

томительно-скучный

. (А. П. Чехов)

Упр. 53. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте их смыcловые и стилистические различия.

      Беспорядок, грустить, доходный, известный, купить, мошенничество, название, негодяй, недостаток (нехватка), ошибка, продать, старый, срочный, торговец, убить, храбрый.
      Идентичный, инцидент, легальный, презентовать, криминал, имитация, аналогия, ресурсы, декрет, база, аргумент, регулировать, оригинальный, вакансия.

      Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: хороший — плохой, высоко — низко, правда — ложь, крошечный — громадный. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
      Антонимы, как и синонимы, могут быть не только общеязыковыми, но и контекстуальными. Например: Волк зайцу не товарищ.

Упр. 54. Подберите синонимы и антонимы к слову свежий, учитывая его значения.

      Образец: свежий ветер — прохладный (синоним) — теплы­й (антоним).
      Свежая газета, свежий вид, свежий хлеб, свежий воротник, свежее утро, свежий взгляд, свежие цветы.

Упр. 55. Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность.

      Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, грубый.

      Паронимы — это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) — единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) — фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении).

Упр. 56. Объясните разницу в значениях словосочетаний. В случае затруднений обращайтесь к словарю паронимов.

      Опасный человек — опасливый человек; главный герой — заглавный герой; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить возможность — предоставить возможность; тактичные шаги — тактические шаги; техническое исполнение — техничное исполнение; хозяйские дела — хозяйственные дела.

Упр. 57. Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них.

      Факт — фактор, командированный — командировочный, одеть — надеть, абонент — абонемент, отборный — отборочный, будний — будничный, добровольный — добровольческий; демократический — демократичный, длинный — длительный, нестерпимый — нетерпимый, невеж­да — невежа, духовный — душевный, компания — кампания, пребывать — прибывать.

§ 29. Тестовые задания

1. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
      а) идиллия
      б) брак
      в) линейка
      г) давление

2. В каких синонимических рядах содержится «лишнее» слово?
      а) доходный — прибыльный — выгодный — рентабельный
      б) известный — знаменитый — популярный — именитый — прославленный
      в) купить — приобрести — взять — присвоить
      г) ошибка — неточность — недочет — погрешность — оплошность — ляпсус

3. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подо­браны неправильно?
      а) авангардный — передовой
      б) ресурсы — запасы
      в) имитация — подражание
      г) декрет — запрет

4. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
      а) деликатный — тактичный
      б) вульгарный — корыстный
      в) чуткий — отзывчивый
      г) гуманный — человечный

5. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
      а) печаль
      в) смятение
      б) праздник
      г) блаженство

6. Какое из слов противоположно по значению слову «лицемерный»?
      а) искренний
      б) противоречивый
      в) фальшивый
      г) деликатный

7. В каком предложении нет антонимов?
      а) Книга учит различать добро и зло.
      б) Корень учения горек, да плод его сладок.
      в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
      г) Ученье способно и украшать, и утешать.

8. В каком варианте пары слов не являются антонимами?
      а) потомок — предок
      б) печаль — скорбь
      в) позор — почет
      г) богатство — нищета

§ 30. Лексика общеупотребительная
и лексика ограниченного употребления

      Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски.
      С точки зрения степени распространения и активности употребления в словарном составе русского языка разграничивается лексика общеупотребительная, т. е. известная всему русскому народу и употребляемая всеми носителями русского языка (читать, пять, белый, человек, город и т. п.), и лексика необщеупотребительная, т. е. ограниченная в своем употреблении или территорией, или рамками социальных групп (в том числе профессиональных), или временем существования в русском языке.
      Основными разрядами лексики ограниченного употребления являются диалектизмы и специальная лексика.
      Диалектизмы — это слова, которые употребляются преимущественно жителями какой-либо местности. Диалектизмы являются принадлежностью народных говоров (территориальных диалектов). Например: гутарить (южнорусское) — говорить, баить (северорусское) — говорить.
      Специальная лексика — это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий. Ядро специальной лексики составляют термины — слова, обозначающие строго определенные понятия различных наук (гипотенуза — в математике: сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла; аффикс — в грамматике: морфема, заключающая в себе словообразовательное или собственно формальное значение; репрессалии — в международном праве: принудительные меры, применяемые государством в ответ на неправомерные действия другого государства).
      Периферию специальной лексики составляют профессионализмы и жаргонизмы.
      Профессионализмы — это слова и словосочетания, свойственные людям определенной профессии. Например: кок — повар (в речи моряков), окно — свободное время между занятиями (в речи учителей, студентов).
      Жаргонизмы — это слова и выражения, используемые отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от основной части носителей языка. Например: клава — клавиатура, аська — программа общения (в компьютерном жаргоне), клипак — видеоклип, тусить — гулять, веселиться в компании (в молодежном жаргоне).
      Профессионализмы и жаргонизмы находятся за пределами общелитературного языка.
      К лексике ограниченного употребления относятся также устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и новые слова (неологизмы).
      Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из обихода в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. Например: кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец, кибитка — крытая дорожная повозка, бекеша — мужское пальто (на меху или на вате) со сборками на талии.
      Архаизмы — это устаревшие слова, называющие предметы или понятия, для которых в языке появились новые наименования. Например: сей — этот, жалованье — оклад, зарплата, ланиты — щеки.
      Неологизмы — это новые слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны, необычности. Например: в 80-е гг. ХХ в. — перестройка — коренные изменения в политике и экономике, направленные на установление рыночных отношений, развитие демократии и гласности; в 90-е гг. ХХ в. — бутик — небольшой магазин дорогостоящих модных товаров, массмедиа — средства массовой информации, слоган — лозунг.
      Большинство неологизмов обычно довольно быстро переходит в разряд общеупотребительных слов; некоторые неологизмы могут существовать как индивидуально-авторские новообразования, или окказионализмы (например: сливеют губы — у В. В. Маяковского, пушкиноты — у В. Хлебникова).

Упр. 58. Подберите к общенародным словам (левая колонка) диалектные синонимы (правая колонка); сравните способ выражения близких понятий.

ухват

рогач

гудеть

рукотерник

прятки

утирка

гриб-дождевик

слаборукий

полотенце

брунжать, жундеть

драчливый

пуховка

колокольчик

хоронушки, ловички

носовой платок

позвонок

Упр. 59. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

      Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Упр. 60. Пользуясь толковыми словарями, определите значения устаревших слов, разграничьте историзмы и архаизмы.

      Боярин, чело, оратай, ланиты, десница, опричнина, казна, конюший, лорнет, сей, сеча, художество, терем, толмач, ярём.

Упр. 61. Пользуясь современными толковыми словарями русского языка, определите значения новых для русского языка слов. Подумайте, каковы причины их появления.

      Разгосударствление, постсоветский, СНГ, думец, бизнесмен, офис, маркетинг, пейджер, сканер, принтер, киллер, мафиози, гамбургер, кетчуп, топ-модель, триллер, портфолио.

§ 31. Стилистические разряды русской лексики

      С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда: 1) стилистически нейтральная лексика; 2) стилистически окрашенная лексика.
      Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.
      В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.
      Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.
      Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.
      Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).
      Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов: а) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квАртал вместо квартАл и т. п.); б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.

Упр. 62. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

      Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Упр. 63. Определите значения просторечных слов, замените литературными.

      Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

§ 32. Тестовые задания

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
      а) бежать
      б) четыреста
      в) гипотенуза
      г) время

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
      а) клевый
      б) классный
      в) крутой
      г) отличный

3. Какое слово не относится к книжной лексике?
      а) абсолютно
      б) конференция
      в) учитель
      г) перпендикуляр

4. Какое из слов является разговорным?
      а) планетарий
      б) начертать
      в) картошка
      г) усыновитель

5. Какое из слов является просторечным?
      а) голова
      б) глава
      в) головушка
      г) башка

6. Какое из слов является диалектным?
      а) солнце
      б) ратник
      в) зеленя
      г) меломан

7. Какое из слов является устаревшим?
      а) священник
      б) кочевник
      в) нигилист
      г) бражник

8. Какое слово является термином?
      а) зачетка
      б) камзол
      в) инъекция
      г) писатель

§ 33. Фразеологизмы как единицы языка.
Типы фразеологизмов

      Фразеологизмы (фразеологические обороты) представляют собой несвободные целостные единицы, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. По значению фразеологизмы могут соответствовать одному слову (кот наплакал — мало, зарубить на носу — запомнить, семи пядей во лбу — умный) или целому выражению (ловить рыбку в мутной воде — извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, садиться на мель — попадать в крайне затруднительное, тяжелое положение).
      В предложении фразеологизмы выступают как один член предложения Он мастер на все руки.
      С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок — из англ. яз., сальто-мортале — из итал. яз., медовый месяц — из франц. яз.).
      С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:
      1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;
      2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:
      а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман);
      б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка);
      в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).
      Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы — к разряду высоких, торжественных.

Упр. 64. Подберите фразеологизмы с указанными значениями.
      Например: «приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться» — вешать (повесить) голову.

      Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.
      Для справок: висеть на волоске, жить чужим умом, как ни в чем не бывало, задирать нос, встать с левой ноги, взять себя в руки, не верить своим глазам, вдоль и поперек.

Упр. 65. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

      Делить шкуру неубитого …, купить … в мешке, платить той же …, беречь как … ока, согнуть в … рог, толочь … в ступе, не в бровь, а в …, выйти … из воды, … в мешке не утаишь, надуться как … на крупу.

Упр. 66. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

1. Ахиллесова пята
2. Дамоклов меч
3. Кануть в Лету
4. Книга за семью печатями
5. Прометеев огонь
6. Двуликий Янус
7. Глас вопиющего в пустыне
8. Троянский конь

Двуличный человек
Бесследно исчезнуть из памяти людей
Неугасимое стремление к дости­жению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе
Слабое, уязвимое место
Напрасный призыв к чему-либо, остающийс­я без ответа, без внимания
Дар врагу с целью его погубить
Постоянно угрожающая опасность
Что-либо совершенно непонятное, недоступно­е разумению

§ 34. Тестовые задания

1. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
      а) считать ворон — бездельничать
      б) в час по чайной ложке — медленно
      в) тертый калач — опытный (о человеке)
      г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

2. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
      а) поставить на ноги — вылечить
      б) бок о бок — вместе
      в) как снег на голову — неожиданно
      г) ждать у моря погоды — рассчитывать, надеяться на что-либо

3. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
      а) куры не клюют
      б) семь пятниц на неделе
      в) тьма тьмущая
      г) хоть пруд пруди

4. В каком предложении не используется фразеологизм?
      а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
      б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
      в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
      г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

5. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
      а) раскрыть карты
      б) попасть впросак
      в) смотреть сквозь пальцы
      г) камень преткновения

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 35. Употребление слов в соответствии
с их лексическим значением

      Правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями называются лексическими нормами русского литературного языка. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.

Упр. 67. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.

      1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Л. Н. Толстой был ярким феноменом своего века. 3) Оратор говорил очень конспективно. 4) Многочисленные предки А. С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. 5) Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности. 6) На празднике было немало веселых инцидентов. 7) Этот галантный сервиз, сервированный на крахмальной скатерти, произвел на меня незабываемое впечатление.  Индейцы — коренные аборигены Америки. 9) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

§ 36. Употребление синонимов и паронимов в речи

      Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы.

Упр. 68. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов. Объясните характер ошибки.

      1) Я уже давно не кушаю в этой столовой. 2) Я мыслю, что сдам экзамены. 3) Ученики малость переигрывают в спектакле. 4) В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы. 5) Медведь натыкался на гвозди, что делало ему боль. 6) Екатерина была поставлена на престол.

Упр. 69. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

      1) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7) В полку царило воинствующее настроение.  Народ терпел двойственный гнет.

§ 37. Лексическая сочетаемость слов

      Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться в речи друг с другом. Некоторые слова в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, слово карие — со словом глаза, слово закадычный — со словом друг и т. д.

Упр. 70. Раскройте скобки. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных.

      Единый, один (момент, миг); карий, коричневый (глаза, костюм); крепкий, сильный (дружба, впечатление); тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание); истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

Упр. 71. а) Из глаголов и существительных составьте и запишите словосочетания. Укажите вид связи.

      Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть, внести, принять, предпринять.
      Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение.

б) Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

      Уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание, сделать поступок.

§ 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

      Правила употребления слов в соответствии с их стилистической окраской называются стилистическими нормами русского языка.
      Стилистическая окраска формируется у слова в результате его постоянного функционирования в той или иной разновидности русского языка (языке литературном, в диалектах, жаргонах или просторечии), а также в той или иной сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической или бытовой).
      Стилистической окраской обладает любое слово русского языка. Ср.: человек — лит., общелит.; картофель — лит., офиц.-дел.; чело — лит., худ.-поэт., устар., высок.; пузо — прост., сниж.
      Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определенной речевой ситуации. Употребление в речи слов с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка.

Упр. 72. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.

      1) Перед принятием пищи надо вымыть руки. 2) Нас встретил седой величественный старичок. 3) Завод вы­пускает специальные агрегаты для уборки картошки. 4) Грядущие каникулы я проведу у моря. 5) Поданная мною справка была заверена секретаршей директора. 6) Из очей малыша брызнули слезы. 7) Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.  В анкете следует указать профессию папы и мам­ы.

Упр. 73. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

      1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки. 2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра. 3) Российские солдаты-чеченцы должны пользоваться дополнительными льготами. 4) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу. 5) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром.

§ 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи

      Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и в употреблении фразеологизмов, т. е. цельных, устойчивых сочетаний, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

Упр. 74. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.).

      1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет.  Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.

§ 40. Тестовые задания

1. В каком предложении содержится ошибка, вызванная не­оправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
      а) Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.
      б) Решение данных вопросов входит в юрисдикцию России.
      в) М. В. Ломоносов был выдающимся корифеем науки.
      г) Экономика многих стран четко ориентирована на экспорт.

2. В каком предложении содержится ошибка, вызванная не­оправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
      а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом.
      б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине.
      в) Этот вопрос вне нашей компетенции.
      г) Современные массмедиа перегружены рекламой.

3. Какое слово уместно употребить на месте пропуска в следующем предложении?
      Для борьбы с вредителями наш магазин предлагает __________ средство.
      а) эффективное    б) эффектное

4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
      а) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.
      б) Хроникальное сообщение — образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.
      в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов.
      г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.

5. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно упо­требить ВРАЖДЕБНЫЙ?
      а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
      б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
      в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
      г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.

6. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
      а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы.
      б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
      в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги.
      г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

7. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норм­е?
      а) дать отпор
      б) оказать впечатление
      в) долгосрочный кредит
      г) потерпеть поражение

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норм­е?
      а) придерживаться точки зрения
      б) вынести приговор
      в) оказать покровительство
      г) играть большое значение

9. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
      а) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
      б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
      в) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
      г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

10. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
      а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
      б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
      в) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
      г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

11. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
      а) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
      б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
      в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
      г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

МОРФОЛОГИЯ

      Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

§ 41. Основные сведения о частях речи

      Слова русского языка по своему общему значению, особенностям образования и грамматическим характеристикам, одинаковой синтаксической роли в предложении делятся на несколько групп, называемых частями речи. Среди них выделяются два основных разряда: самостоятельные и служебные части речи.
      Самостоятельные части речи включают слова, которые называют предметы (имя существительное), признаки (имя прилагательное), действия (глагол) и др.
      Слова всех самостоятельных частей речи, кроме наречий и слов категории состояния (безлично-предикативных слов), как правило, склоняются или спрягаются, образуя различные формы одного и того же слова.
      Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных слов и различных предложений (предлоги, союзы) или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом (частицы).
      Особое место среди частей речи занимают междометия — слова, которые выражают чувства и побуждения, не называя их (ух, ах, эй, ура).

Части речи

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол (причастие, деепричастие)

Наречие (слова категории состояния)

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

Междометия

Упр. 75. Укажите, к каким частям речи относятся следующие слова.

      а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
      б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.

Научный стиль характеризуется жесткими
требованиями к написанию, Научный стиль
используется среди ученых, а также в
среде образования. Отличительная
особенность научного стиля заключается
в его объективности и всестороннем
подходе к рассматриваемому вопросу.
Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы,
монотонная окраска и закономерности –
вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи:

Исходя из результатов эксперимента,
можно сделать заключение, что объект
имеет мягкую однородную структуру,
свободно пропускает свет и может изменять
ряд своих параметров при воздействии
на него разности потенциалов в диапазоне
от 5 до 33 000 В. Исследования также показали,
что объект необратимо изменяет свою
молекулярную структуру под воздействием
температуры свыше 300 К. При механическом
воздействии на объект с силой до 1000 Н
видимых изменений в структуре не
наблюдается.

2. Публицистический стиль

В отличие от научного стиля, публицистический
стиль более противоречивый и неоднозначный.
Главная его особенность: он используется
для «промывки мозгов» в СМИ, а,
следовательно, изначально необъективен
и содержит оценку автора происходящих
событий, явлений или объектов.
Публицистический стиль широко используется
для манипулирования.

Пример публицистического стиля:

Невероятное открытие! Житель глухой
деревни Эксперименталовоизобрел новый препарат, заставляющий
куриц нести золотые яйца! Тайна, над
которой не одно столетие бились величайшие
алхимики мира, наконец, раскрыта нашим
соотечественником! Пока от изобретателя
никаких комментариев не поступало, он,
в данный момент, находится в сильном
запое, однако можно однозначно сказать,
что открытия таких патриотов, однозначно,
стабилизируют экономику нашей страны
и укрепят ее позиции на мировой арене
как лидера в области добычи золота и
производстве золотых изделий на десятки
лет вперед.

3. Художественный стиль речи

художественный стиль – это легкость,
яркость и насыщенность, образность и
эмоциональность, чувственность изложения.

Пример художественного стиля

Сидорович плохо спал ночью, то и дело,
просыпаясь под раскаты грома и сверкание
молний. Это была одна из тех ужасных
ночей, когда хочется закутаться под
одеяло, высунув нос для притока воздуха,
и представлять что ты в шалаше в дикой
степи за сотни километров до ближайшего
города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по
уху проехалась ладонь спавшей рядом
жены:

– Спи уже, путешественник хренов, –
простонала она, сонно причмокивая
языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись.
Он думал о Тайге…

4. Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль
всех деловых документов: писем, жалоб,
заявлений, нормативных актов и так
далее. Для него характерны жесткие
правила. Основные характеристики
делового стиля – это точность,
педантичность к деталям, императивность.
Этот стиль делает главный акцент на
передачи информации, не допускает
двойственности толкований и, в отличие
от научного стиля, может содержать
местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои
искреннюю благодарность сотрудникам
компании ООО «Пример», в частности,
Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий
уровень качества обслуживания и
оперативное урегулирование всех спорных
моментов прямо на месте и прошу поощрить
их в соответствием с условиями
коллективного договора ООО «Пример».

Задание 4 при выполнении задания
использовать
Словарь
иностранных слов

Объясните значения терминов. Подберите
к данным словам вариант из русского
языка. Не надо переписывать значение
слов, только дать вариант из русского
языка.

Перипетии
внезапное осложняющее событие , а также
смена, внезапные перевороты в ходе
событий, в судьбе. Сложные жизненные
перипетии (Устно).

перемена, осложнение, переворот.

Невербальный-несловесный; не
имеющий вербального выражения.

Стереотип(гр. stereos — твердый
+ typos — отпечаток) — 1) полигр. копия
типографского набора на металлической,
резиновой или пластмассовой пластине
для печатания большого или повторного
тиража; 2) неоригинальный, копирующий,
сделанный по шаблону; стандартный.

маска; привычка, образец, форма, копия

Одиозный (лат. odiosus — ненавистный,
отвратительный) — нежелательный,
вызывающий к себе резко отрицательное
отношение.

несимпатичный,
малоприятный, ненавистный, отвратительный,
неприятный, противный

Компетентность(от лат. competens —
соответствующий) — знания, опыт в той
или иной области; достаточная
осведомленность, необходимая для того,
чтобы решать вопросы в известной области
и произносить основательные суждения
по поводу определенного круга явлений.

авторитет, достоинство

Тренинг  (от англ. train — обучать,
воспитывать) — англ. training; нем. Training.

1. Специальный тренировочный режим,
тренировка. 2. Процесс получения навыков
и умений в к.-л. области.

тренировка

Обструкция— (от лат. obstructio — преграда
— помеха), намеренный срыв (какого-либо
заседания, собрания) как вид протеста,
прием борьбы (главным образом
парламентской); действия, демонстративно
направленные на срыв чего-либо

сопротивление

Визуальный— (от лат. visualis — зрительный)
воспринимаемый или производимый
посредством зрения. Воспринимаемый
зрительно (невооружённым глазом или с
помощью оптического прибора).

зрительный

Легитимный — (лат. legitimus, от lex, legis,
закон). Законный, правомерный.
Признание, объяснение и оправдание
социального порядка, действия, действующего
лица или события. Характеристика
признания членами общности существующего
социального порядка, наделение престижем,
который диктует нормы и устанавливает
образцы поведения.

законный

Мимикрия-(англ.
mimicry — от греч. mimikos — подражательный)

1) Защитное приспособление некоторых
видов животных и растений, выражающееся
в их сходстве с другими животными и
растениями, а также с предметами
окружающей среды (в биологии). 2) перен.
Беспринципное приспособление к окружающей
среде, обстановке.

сходство, маскировка

Этнос—  (греч. ethnos — группа, племя,
народ) — межпоколенная группа людей,
объединенная длительным совместным
проживанием на определенной территории,
общими языком, культурой и самосознанием.

народ

Сенсорный— (лат. sensus — восприятие,
чувство, ощущение)

1. Биол. Относящийся к ощущениям;
связанный с чувствами и органами
чувств. С-ая реакция человека. С-ая
физиология(физиология органов чувств). С.
голод (неразвитость или ограничение
чувственных восприятий из-за отсутствия
внешних впечатлений).

2. Техн. Реагирующий на прикосновение
(о приборе). С. датчик. С. пульт
дистанционного управления.

чувственный

Нонсенс
 (англ. nonsense — от
лат. non — нет и sensus — смысл),бессмыслица,
нелепость, несообразность.

Локальный — (лат.
locus – место). Свойственный только
определённому месту, не выходящий за
определённые пределы;

местный.

Инкогнито— (итал. incognito, от лат.
incognitus — неузнанный, неизвестный)

1) скрытно, тайно, не открывая своего
имени. 2) Лицо, обычно официальное,
скрывающее (не с преступными целями)
своё настоящее имя.

тайно

Инсинуация— (лат. insinuatio —
вкрадчивость, заискивание) злостный
вымысел, клевета с целью опорочить кого-
или что-л.;

сплетня.

Карт-бланш— (фр. carte blanche —
белая карточка, бланк). Чистый лист
бумаги, снабженный только подписью
какого-либо лица; в переносном знач.
неограниченное полномочие.

полномочия, права,
власть, свобода

Декларативный — 1. к Декларация
(1 зн.). Д-ое заявление. 2. Не
подкреплённый доказательствами;
словесный. Д-ые обещания.

внешний, торжественный, показной,
словесный.

Задание 5

Исправьте ошибки. Укажите тип речевой
ошибки.

1. Перед приёмом пищи (Перед
едой)надо вымыть руки (смешение
стилей)
2. Нас встретил седой
величественный старичок
(ец) (лексическая несочетаемость)3.Князь оседлал боевую
лошадь (коня)
и двинулся в путь.(Лексическая
несочетаемость)
4.Завод
выпускает специальные агрегаты для
уборки картошки
(феля). (Смешение
стилей).5.Грядущие
(будущие)каникулы я проведу у моря.
(Лексическая несочетаемость).
6.
Подданная
(поданная)
мною справка была заверена секретарем
деканата.(Двусмысленность (Паронимы).

7. Из очей
(глаз) малыша
потекли слёзы. (Анахронизм).

Задание 6

Поставьте ударения
в следующих словах. С
использованием орфоэпического словаря.

Генезис,
знамение,
искра,
инсульт,
догмат,
статуя,
тотем,
эпилепсия,
опошлить,
индустрия,
истерия,
намерение,
переосмысление,
упрочение,
украинский,
оптовый,
еретик,
молох,
мышление,
вечеря,
благовест,
вероисповедание,
иконопись.

Задание 7

Спишите вставляя
пропущенные буквы. С
использование орфографического словаря.

Прикасаться
руками, прикоснуться
губами, убирать
лишнее, завтра заберёшь,
выращенный
в хороших условиях, маленький росток,
отрасль
народного хозяйства, жить на равнине,
положить
в мешок,
полагаться
на друзей, запирать
дверь, расстилать
постель.

Задание 8

Определите род несклоняемых
существительных. Подберите к ним
согласованные определения. Составьте
два предложения. Правило определения
: Все неодушевленные , типа метро, пальто,
рандеву – средний род; одушевленные ,
в том числе животные, — мужской род.
Исключения: кофе, пенальти – мужской
род, авеню, кольраби. Брокколи. Салями,
иваси – женский род. Слова типа :мозоль,
вуаль – женский род, толь, тюль, лебедь,
рельс – мужской род , определяем род по
словарю.

Метро — ср. р., Московское метро.

Кабальеро — м. р., высокородный кабальеро

Бра — ср.р. , яркое бра.

Пенальти — м. р., решающий пенальти.

Авеню — ж.р., Пятая авеню.

Пальто — ср. р., мужское пальто.

Кенгуру — м. р., быстрый кенгуру.

Капитан команды забил решающий пенальти.
Пятая авеню- одна из самых известных
улиц Нью-Йорка.

Задание 9

Составьте предложения с паронимами.

Поступок-проступок, дипломник- дипломант,
исторический — истерический

Поступок говорит о человеке больше, чем
слова. Проступок может совершить каждый,
но не всякий исправить сможет.

Дипломник выступал уверенно и в конце
рассказа о своей работе его похвалили.
Дипломант получил награду за успешное
выступление на конкурсе.

Исторический роман — это один и самых
популярных жанров современности.

Для клиники истерического синдрома характерны
многообразие и вариабельность симптомов.

Задание 10 с использованием словаря
современного русского языка.

Образуйте из данных слов формы
множественного числа родительного
падежа.

Сапоги — сапог, простыня — простынь и
простыней, георгины — георгинов, томаты
— томатов, яблоки — яблок , басни — басен,
плечо — плеч, сумерки — сумерек, грамм —
грамм и граммов.

Задание 11

Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «Что угрожает современному русскому
языку?». (Объем 1,5 страницы)

Введение.
Это ответ на поставленный проблемный
вопрос.

Ответ:
Русский язык – это почти что живой
организм. Он развивается, меняется.
Появляются новые слова, а что-то, наоборот,
уходит в прошлое.

Как любой живой организм,
язык тоже может «болеть» и страдать. Он
даже способен погибнуть, исчезнуть с
лица земли. Русскому языку такое не
грозит, потому что на нем говорят миллионы
людей. Но и у него есть свои «болезни».

Основная часть. Привести факты из
своего опыта и из опыта классиков
литературы.

Ответ. На мой взгляд, основными
угрозами русскому языку являются:

вытеснение русского слова фотографиями
и рисунками, кадрами телевизионных и
рекламных сюжетов;

«вестернизацию» русского языка, засорение
его терминами и словесными оборотами
иностранного, прежде всего западного,
происхождения;

широкое внедрение в русскую речь слов
и оборотов жаргонного характера.

Сегодня наиболее популярные среди
молодежи журналы максимально заполнены
красочными фотографиями и рисунками.
Слово на разукрашенных страницах
уступило место картинке. Как отмечают
многие ученые, занимающиеся данной
проблематикой, человек невольно
опускается в своем развитии на более
раннюю стадию. Когда-то именно речь
обеспечила выделение человека из
животного мира.

Иллюстрированные журналы и реклама
неуклонно ведут к снижению интеллекта
и нравственного начала у молодых людей,
подавляют в них нечто подлинно человеческое
и делают ее удобным объектом для
последующего зомбирования.

Например, все больше
понятий в русском языке обозначают
иностранными словами, обычно английскими.
Это новые понятия из сфер бизнеса,
компьютеров, современной культуры,
развлечений.

Никто не пытается придумать
русское обозначение для новых предметов,
например, техники. Все, как попугаи,
копируют английские названия. А еще
заменяют иностранными уже имеющиеся
русские слова. Например, не говорят
«продлить договор», а «пролонгировать»,
хотя это одно и то же.

Даже те слова, которые были
заимствованы раньше, и уже прижились в
русском языке, и те заменяют новыми. Уже
говорят не «мода», а «фешн». Все это в
большом количестве замусоривает наш
родной язык и показывает к нему неуважение.

Еще проблема: сейчас люди
употребляют много сленговых и бранных
слов. Конечно, они тоже часть языка, но
их место «на задах» словаря. А когда все
подряд их выкрикивают, язык становится
примитивным и грубым.

При этом люди забывают
хорошие, добрые, изящные слова и выражения,
они забываются и выходят из употребления.
Так можно вообще разучиться говорить
красиво! Язык теряет свой словарный
запас и беднеет.

Вывод. Обобщить весь
материал и проанализировать.

Вот такие угрозы я вижу
современному русскому языку. Хочется
верить, что вместе мы изменим ситуацию
к лучшему и предотвратим эти угрозы, а
не просто будем говорить о том, что
русский язык нужно беречь.

Задание 12

Определите смысл фразеологизмов.
Подберите к ним противоположные по
смыслу фразеологизмы. Составьте
предложения.

С открытым сердцем— с полной
откровенностью, без хитрости, искренне.
[Идея социализма] уже близится к
осуществлению, народ с открытым сердцем
готов её принять. Ф.Э.Дзержинский. →камень за пазухой;

ума палата—  очень умный, умен. 
Деловой человек, это можно сказать —
умный человек! О, умен!Ума
палата
! Н.Г.Чернышевский. →
пустая голова,
глуп как пробка;

голова на плечах— кто-либо
достаточно умен, сообразителен, толков.

У этого студента голова на плечах.
голова садовая;

держать в черном теле— сурово, очень
строго обращаться с кем-либо. С ранней
молодости её держали вчёрном теле:
работала она за двоих, а ласки никакой
никогда не видала; одевали её плохо;
жалованье она получала самое
маленькое .(И.С. Тургенев. «Муму»). →носить на руках, холить и лелеять;

яблоку негде упасть —
О чрезвычайной
тесноте где-либо. Народу в вагоне —яблоку негде упасть! →кот
наплакал;

за уши не оттянешь — что-то очень
вкусное, доставляющее большое удовольствие.
Люблю мамины пироги , что за уши не
оттянешь. →нос воротить;

ворон
считать
— 1)быть невнимательным, не
проявлять быстрой реакции на что-либо.
— Весь класс внимательно слушал объяснение
учителя, и только новичок ворон считал.
смотреть во все глаза, не сводя глаз.
2)ничем не заниматься, бездельничать.
— Я сейчас вернусь, а ты, чем ворон
считать, почитай лучше книгу. →
гнуть спину.

Критерии
оценки знаний студентов при сдаче
экзамена

Критерии
выставления оценок:

– оценка «отлично», если студент обладает глубокими и прочными
знаниями программного материала; при
ответе на два вопроса продемонстрировал
исчерпывающее, последовательное и
логически стройное изложение; правильно
сформулировал понятия и закономерности
по вопросам; использовал примеры из
дополнительной литературы и практики;
сделал вывод по излагаемому материалу.

– оценка «хорошо», если студент
обладает достаточно полным знанием
программного материала; его ответ
представляет грамотное изложение
учебного материала по существу;
отсутствуют существенные неточности
в формулировании понятий; правильно
применены теоретические положения,
подтвержденные примерами; сделан вывод;
два вопроса освещены полностью или один
вопрос освещён полностью, а второй
доводится до логического завершения
при наводящих вопросах преподавателя.

– оценка «удовлетворительно», если
студент имеет общие знания основного
материала без усвоения некоторых
существенных положений; формулирует
основные понятия с некоторой неточностью;
затрудняется в приведении примеров,
подтверждающих теоретические положения;
один вопрос разобран полностью, второй
начаты, но не завершены до конца; три
при помощи наводящих вопросов доводятся
до конца.

– оценка «неудовлетворительно»,
если студент не знает значительную
часть программного материала; допустил
существенные ошибки в процессе изложения;
не умеет выделить главное и сделать
вывод; приводит ошибочные определения;
ни один вопрос не рассмотрен до конца,
наводящие вопросы не помогают.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
10 класс
Стилистические нормы

10 классСтилистические нормы


Слайд 2
Орфоэпическая разминка
Газопровод
Досуг
Звонит
Ходатайство
Свекла
Созыв
Форзац
Каталог
Премирование
Включенный
Вероисповедание
Жизнеобеспечение
Феномен
Балованный

Газопровод
Досуг
Звонит
Ходатайство
Свёкла
Созыв
Форзац
Каталог
Премирование
Включённый
Вероисповедание
Жизнеобеспечение
Феномен
Балованный

Орфоэпическая разминкаГазопроводДосугЗвонитХодатайствоСвеклаСозывФорзацКаталогПремированиеВключенныйВероисповеданиеЖизнеобеспечениеФеноменБалованныйГазопроводДосугЗвонитХодатайствоСвёклаСозывФорзацКаталогПремированиеВключённыйВероисповеданиеЖизнеобеспечениеФеноменБалованный


Слайд 3
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.


Слайд 4
Стилистические нормы
Различные условия общения и стили речи требуют

Стилистические нормыРазличные условия общения и стили речи требуют использования различных слов и фраз. (Вспомните, какие

использования различных слов и фраз. (Вспомните, какие стили речи

вы знаете?)
Квантовая теория, эксперимент, флексия, ангидрид?
Мобилизовать, массы, толерантный, активная гражданская

позиция, агрессия?
Взимать, реквизиты, резолюция, полномочный представитель, во исполнение решения?
Воспевать, сладострастный, грядущее, осенить, лазоревый, нисходить, уста, очи, нерушимый?
Пустомеля, сынок, врать, вздремнуть, непутёвый, посерёдке?
Выбранные вами слова и выражения должны соответствовать условиям общения и основному стилю изложения.


Слайд 5
Лексика русского языка
Стилистически нейтральные слова
Стилистические окрашенные слова
Литературные
Нелитературные
Книжные
Разговорные
Просторечные
Жаргонные
Диалектные

Лексика русского языкаСтилистически нейтральные словаСтилистические окрашенные словаЛитературныеНелитературныеКнижныеРазговорныеПросторечныеЖаргонныеДиалектные


Слайд 6
Стилистические нормы
Стилистически нейтральные: дом, вода, весна, человек, думать,

Стилистические нормыСтилистически нейтральные: дом, вода, весна, человек, думать, дышать, ходить, рисовать, высокий, давний, синий, лесной

дышать, ходить, рисовать, высокий, давний, синий, лесной и т.п.
Книжные:

генезис, интерпретировать, уведомление, адресат, мировоззрение, незыблемый, неуклонно, противоборствовать и т.п.
Разговорные:

газировка, вилок, затеять, белобрысый, каверзный, нынче, малость и т.п.


Слайд 7
Сгруппируйте приведённые слова по типу функционально-стилевой окраски (нейтральн.,

Сгруппируйте приведённые слова по типу функционально-стилевой окраски (нейтральн., книжн., разг.)Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий,

книжн., разг.)
Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность,

дефект, зачётка, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, квартиросъёмщик, картошка,

начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, работа, рот, трудиться, усыновитель, уста, эксперимент.


Слайд 8
Нейтральные:
Забота
Норма
Нормальный
Работа
Рот
Трудиться

Книжные:
Актуальный
Анонс
Бартер
Взыскание
Вещий
Доверенность
Дефект
Иждивение
Вакуоль
Иск
Косинус
Квартиросъёмщик
Начертать
Пневмония
Усыновитель
Уста
Эксперимент

Разговорные:
Ахнуть
Вкалывать
Зачётка
Книжка
Картошка
Отлынивать

Проверь себя!

Нейтральные:ЗаботаНормаНормальныйРаботаРотТрудитьсяКнижные:АктуальныйАнонсБартерВзысканиеВещийДоверенностьДефектИждивениеВакуольИскКосинусКвартиросъёмщикНачертатьПневмонияУсыновительУстаЭкспериментРазговорные: АхнутьВкалыватьЗачёткаКнижкаКартошкаОтлыниватьПроверь себя!


Слайд 9
Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц

Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и

в соответствии с их стилистическими качествами и характеристиками, т.е.

стилистической окраской.
Стилистическая окраска слова
Функционально-стилистическая
— о преимущественной сфере употребления и принадлежности

к той или иной форме существования языка (лит., диалектам, просторечию, жаргонам);
— об отнесённости к функциональной разновидности литературного языка (научн., офиц.-дел., публиц., разг. или яз. худ. лит)

Экспрессивно-стилистическая
— об отнесённости к тому или иному временному или экспрессивному разряду язык. Средств (является устаревшим или современным, новым; высоким, торжественным или сниженным)


Слайд 10
Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам,

Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также

отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова

сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.
Голова (литер.)
Глаза (литер.)
Башка (прост., снижен.)
Очи

(книжн., устар., высокое)
Орган зрения (книжн., спец.)
Петух (литер.)
Кочет (диал.)

Шутливое: благоверный, новоиспеченный.
Ироническое: соблаговолить, хваленый.
Фамильярное: недурственный, шушукаться.
Неодобрительное: педант.
Пренебрежительное: малевать.
Презрительное: подхалим.
Уничижительное: хлюпик.
Вульгарное: хапуга.
Бранное: дурак.

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его возможную стилистическую закреплённость и экспрессивную окрашенность.


Слайд 11
«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп.

«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее

Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в

виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово

бракосочетаний. Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры.»
В.А.Солоухин


Слайд 12
К данным существительным подберите подходящие по экспрессивно-стилистической окраске

К данным существительным подберите подходящие по экспрессивно-стилистической окраске прилагательные.Старец, старичок, старикашка – горбатенький, согбенный, зловредный.Лик,

прилагательные.
Старец, старичок, старикашка – горбатенький, согбенный, зловредный.
Лик, личико –

славненький, божественный.
Очи, глаза, глазки – малюсенький, лучезарный, смеющийся.
Глас, голос, голосишко

– жиденький, вещий, низкий.
Година, времечко – распрекрасный, тяжкий.
Поиски, искания – духовный, интересный.
Труд, работёнка – пустяковый, самоотверженный.
Воин, вояка – жалкий, отважный.
Взыскание, наказание, возмездие – справедливый, роковой, административный.


Слайд 13
Найдите слова, которые по функционально-стилистической окраске выделяются из

Найдите слова, которые по функционально-стилистической окраске выделяются из ряда приведённых лексических единиц, и объясните почему.Работа,

ряда приведённых лексических единиц, и объясните почему.
Работа, письмо, вечерний,

интересный, любить, писать, хорошо, очень, миленький, десять, он.
Интенсивный, корреспондент, регресс,

чрезвычайно, констатировать, вздремнуть, созидание, местожительство.


Слайд 14
К общеупотребительным словам подберите стилистически окрашенные синонимы и

К общеупотребительным словам подберите стилистически окрашенные синонимы и синонимические выражения.НейтральныеСтилистически-окрашенныеБитьОбманутьЕстьГлазаСмотретьНаносить телесные повреждения, дубасить.Облапошить, надуть, дезинформировать,

синонимические выражения.
Нейтральные
Стилистически-окрашенные
Бить
Обмануть
Есть
Глаза
Смотреть
Наносить телесные повреждения, дубасить.
Облапошить, надуть, дезинформировать, ввести в

заблуждение.
Вкушать, уплетать.
Очи, зенки.
Вести наблюдение, глазеть.


Слайд 15
Найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки.
Перед принятием пищи

Найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки.Перед принятием пищи надо вымыть руки.Нас встретил седой величественный старичок.Князь

надо вымыть руки.
Нас встретил седой величественный старичок.
Князь оседлал боевую

лошадь и двинулся в путь.
Завод выпускает специальные агрегаты для уборки

картошки.
Грядущие каникулы я проведу у моря.
Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата.
Из очей малыша потекли слёзы.
Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений.
В анкете следует указать профессию мамы и папы.


Слайд 16
Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка,

Найдите случаи нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.Инвесторы,

связанные с использованием жаргонных слов и выражений.
Инвесторы, держатели ГКО

не хотят иметь дело с людьми, которые их обули и

кинули.
Вчера по ящику показывали фильм Э.Рязанова «Гараж».
Продвинутая молодежь слушает продвинутую музыку.
Среди своих друзей он считался крутым бизнесменом.


Слайд 17
Вопросы для зачета
Что называется стилистическими нормами?
Что такое стилистическая

Вопросы для зачетаЧто называется стилистическими нормами?Что такое стилистическая окраска языкового средства? Из чего она складывается?Какие

окраска языкового средства? Из чего она складывается?
Какие существуют типы

стилистической окраски?
Что входит в понятие функционально-стилистической окраски слова, словосочетания, предложения?
На

какие группы делятся слова русского языка в соответствии с их функционально-стилистической окраской?
Что такое стилистически нейтральные слова?
Что входит в понятие нелитературных слов?
Что представляет собой экспрессивно-стилистическая окраска слова?
Какие отношения существуют между функционально-стилистической и экспрессивно-стилистической характеристиками языкового средства?


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наряду с достижениями работа предприятия отмечена рядом недостатков ошибка
  • Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков ошибка лексическая
  • Нарушители пдд подвергаются штрафам и другим санкциям воздействия ошибка
  • Нарушив трудовой договор работник будет уволен деепричастный оборот ошибка
  • Нарушены границы предложений какая ошибка