Нарушение согласования – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.
Частным случаем нарушения согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.
Нарушение согласования: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
Верный вариант:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
Пример 2
Предложение:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Верный вариант:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Иногда
встречаются речевые ошибки грамматического
типа, в частности, связанные с нарушением
согласования или управления.
Речевые
ошибки грамматического типа, связанные
с нарушением согласования членов
предложения.
Например:
Были
даны консультации учителям, обратившихся
за помощью.
Время,
выделенного
на повышение квалификации учителей,
было явно недостаточно.
В
первом примере причастная форма
дательного падежа (учителям, обратившимся
за помощью) ошибочно заменена формой
родительного падежа.
А
во втором примере слово время
следует
употребить в родительном падеже (времени,
выделенного на повышение квалификации).
В
обоих случаях нарушено грамматическое
согласование причастия с существительным.
Большинство
этих художников было
(следует:
были)
мастерами цвета. – Глагол
– связка составного именного сказуемого
согласуется не с подлежащим, а со своей
именной частью (т.н. обратное согласование).
Примеры
с нарушением лексико-грамматического
управления слов:
В
школьной мастерской был проведен ремонт
четырем
станкам.
Пусть
Владимир Иванович поделится
с нами о
том,
что его волнует.
В
первом примере следует употребить форму
родительного падежа (ремонт четырех
станков), а не дательного. Во втором —
возвратный глагол поделится
требует
формы творительного падежа (поделится
тем), но не предложного.
Многочисленны
ошибки на смешение предложного и
беспредложного управления.
Например:
оплачивайте
за проезд (вместо:
оплачивайте
проезд)
описывает
о чем-либо (вместо:
описывает
что-либо)
Иногда
управляемое слово ставится не в той
падежной форме, которую требует
управляющее слово.
Например:
заведующий
библиотеки (вместо:
заведующий
библиотекой)
Часто
в падежных сочетаниях употребляются
не те предлоги, которые необходимы.
Например:
зол
против него (вместо:
зол
на него)
преимущество
над кем-либо (вместо:
преимущество
перед кем-либо
Неясность
высказывания может возникнуть в
результате двузначности
некоторых форм косвенных падежей.
Например,
дательный падеж может обозначать и
субъекта действия, и адресата. Если эти
значения не различаются, высказывание
теряет ясность:
Журналисту
приходилось многое объяснять – неясно,
объяснял ли журналист или ему объясняли.
Возможны
ошибки и при употреблении однородных
членов предложения, требующих разных
падежей управляемого слова.
Например:
Как
разводить и ухаживать за кроликами
(вместо:
как
разводить кроликов и ухаживать за ними).
Следует
избегать расположения цепочкой нескольких
однородных падежных форм – нанизывания
падежей.
Например:
Проверка
будет произведена назначенной
администрацией комиссией.
1.5.2.2.3 Речевые ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении
Речевые
ошибки могут быть связаны с неправильным
порядком слов и предложении.
Например:
Космодром
согревает теплыми лучами солнце.
Фраза
получилась двусменной. Не заменяя самих
слов, следует лишь первое и последнее
слова
поменять местами:
Солнце
согревает теплыми лучами космодром.
Возможен
и второй
правильный вариант:
Космодром
согревается теплыми лучами солнца.
Еще
примеры:
Сделанный
доклад Сережей о развитии портретной
живописи все слушали с большим интересом.
Правильный
вариант: Доклад
о развитии портретной живописи, сделанный
Сережей, все слушали
с большим интересом.
Дубровский
поймал крестьян Троекурова в своих
лесах, кравших у него дрова (из
изложения школьника).
Правильный
вариант: Дубровский
поймал в своих лесах крестьян Троекурова,
кравших у него дрова.
Для
того, чтобы таких ошибок не делать
следует знать некоторые особенности
порядка
слов в предложении.
Некоторые
особенности порядка слов в простом
предложении.
I.
В
русском языке широко распространены
предложения с прямым порядком главных
членов, когда подлежащее (или группа
подлежащего, т. е. подлежащее с
зависимыми от него словами) стоит впереди
сказуемого (или группы сказуемого, т.
е. сказуемого с зависимыми от него
словами).
Например:
Костер
догорел…
Лагерь
проснулся
(Г.
Ф.);
Сюжет
романа
всецело раскрывает его идейную
направленность (Посп.).
Примечания:
1.
Подлежащее всегда стоит на первом месте
в предложениях с составным именным
сказуемым при нулевой связке.
Например:
Мой
брат
—
врач
В
таких предложениях при изменении
места главных членов изменяется смысл
предложения: Врач
—
мой
брат.
2.
На
первом месте в предложении подлежащее
стоит и тогда, когда только порядок слов
помогает отличить его от прямого
дополнения.
Например:
Троллейбус
обогнал автобус (т.е.
троллейбус двигался быстрее автобуса);
при
изменении места существительного
меняется смысл предложения.
Например:
Автобус
обогнал троллейбус (т.
е. автобус двигался быстрее троллейбуса).
II.
Сказуемое
стоит впереди подлежащего (обратный
порядок главных членов) в предложениях,
которые сообщают о лице, предмете,
времени и сказуемыми которых выступают
глаголы бытия, возникновения, течения
действия/
Например:
Жили-были
Сима
с Петей (М.);
Наступил
день
спектакля (Ф.
Ш.);
Шла
последняя
попытка в метании диска у женщин (газ.).
В
таких предложениях глаголы имеют
ослабленное лексическое значение.
III.
В составных сказуемых глагол-связка
или вспомогательный глагол предшествует
именной части или неопределенной форме
глагола.
Например:
Жизнь
является
высшим
мерилом
искусства
(А.
Н. Т.);
«Борис
Годунов» был
закончен 7
ноября 1825 г. (А.
Н. С);
Гагин
начал
копаться в
своих рисунках (Т.).
IV.
Внутри групп подлежащего и сказуемого
расположение второстепенных членов
связано со способом их морфологического
выражения.
Так,
согласованное определение стоит впереди
определяемого слова.
Например:
Тихий
ветер
дует с мутной
реки
(М.
Г.)
При
наличии нескольких
неоднородных
определений, выраженных прилагательными,
ближе к определяемому слову стоит
относительное прилагательное.
Например:
Желтые
дубовые
заросли
стояли в росе (Пауст.)
Несогласованное
определение стоит после определяемого
слова.
Например:
Муза
Пушкина
была
вскормлена и воспитана творениями
предшествующих поэтов
(Бел.)
Впереди
определяемого слова стоят притяжательные
местоимения его,
ее, их.
Например:
Звук
его
голоса
также изумил меня (Т.)
Дополнение
стоит обычно после слов, к которым
относится.
Например:
Я
прекратил свои вопросы
и
велел поставить чайник
(П.)
При
наличии прямого и косвенного дополнений
прямое обычно ставится перед косвенным.
Например:
Пантелей
ел кашу
из
деревянной чашечки (Ч.)
Однако
при обозначении лиц косвенное дополнение
в дательном падеже обычно помещается
перед прямым.
Например:
Он
прочел мне
повесть
наизусть (П.);
Я
тотчас сообщил кучеру
его
[Касьяна]
предложение
(Т.)
Обстоятельства
образа действия, выраженные
качественными наречиями на -о,
-е, и
обстоятельства степени обычно стоят
перед словом, к которому относятся.
Например:
Приезд
его сильно
не
понравился Савельичу (П.);
Анатоль
искренне
любил
Долохова (Л.
Т.);
Инсаров
казался очень
грозным
(Т.)
Другие
обстоятельства чаще употребляются
после тех слов, к которым относятся.
Например:
Человечество
идет вперед
(Ч.);
Ручеек
поворачивал направо
и
струился вдоль
оврага (Сол.);
Плавание
по реке было опасно вследствие
быстроты течения
(Арс.).
V.
Первое место в предложении могут
занимать обстоятельства или дополнения,
которые в таком случае приобретают
большую самостоятельность, относясь
ко всему предложению в целом.
Например:
В
период южной ссылки Пушкина его
литературная слава все растет (А.
Н.
С);
Через
несколько минут они
подошли к развалинам крепости (Пауст.);
В
ее голосе слышалось
удивление (Ч.)
VI.
Выше
были рассмотрены основные случаи
порядка слов в предложении, отражающие
современные нормы. Как видно, размещение
слов в предложении относительно
свободно, что и позволяет пишущему
изменять их обычный порядок, чтобы
добиться большей выразительности,
экспрессивности речи. Особое расположение
слов в предложении, не совпадающее с их
обычным порядком, называется инверсией
(от лат. inversio
—
перестановка, переворачивание). Чаще
всего к приему инверсии прибегают
писатели и публицисты. Отметим некоторые
ее случаи.
Вынесение
подлежащего в конец предложения.
Например:
Вдали
появляется противник. Брута… играл я
(Станисл.).
(Ср. обычный порядок: Я
играл Брута.)
Расположение
согласованного определения после
определяемого слова, а несогласованного
— перед ним.
Например:
Следует
говорить о текущей литературе Союза
Советов как о работе коллективной
(М.
Г.) (Ср. обычный порядок: Следует
говорить о текущей литературе Союза
Советов как о коллективной работе.);
Он
изучал истории законы.
(Ср.
обычный порядок: Он
изучал законы истории.)
Вынесение
на первое место в предложении именной
части составного сказуемого.
Например:
Широки
знойные
степи (С.-М.).
(Ср. обычный порядок: Знойные
степи широки.)
Разъединение,
размещение на расстоянии синтаксически
связанных членов предложения.
Например:
Успех
я
имел огромный
(Ф.
Ш.)
(Ср. обычный порядок: Я
имел огромный успех.);
Широкие
открывались
взору пространства
(С.-М.)
(Ср. обычный порядок: Взору
открывались широкие пространства.);
Ночевать
мы
отправились
на
протоку (Наг.).
(Ср. обычный порядок слов: Мы
отправились ночевать на протоку.)
VII.
При
построении предложений следует обращать
серьезное внимание на порядок слов. В
частности, неоправданное разъединение
синтаксически связанных слов, неудачное
их расположение могут привести к
затруднениям в восприятии текста, к
нежелательной двусмысленности.
Например:
В
основе сюжета пьесы «Гроза»
лежит с жестоким «темным царством»
трагический конфликт главной героини
(подлежащее
неоправданно отделено от сказуемого:
следовало сказать: В
основе сюжета пьесы «Гроза» лежит
трагический конфликт главной героини
с жестоким «темным царством» или
Трагический
конфликт главной героини с жестоким
«темным царством» лежит в основе сюжета
пьесы «Гроза»);
После
слов Софьи моментально
присутствующие узнают
о сумасшествии Чацкого (обстоятельство
образа действия неправомерно
поставлено перед подлежащим
присутствующие
вместо
сказуемого узнают,
поэто
му
возникло комически звучащее сочетание
моментально
присутствующие; следовало
сказать: После
слов Софьи присутствующие моментально
узнают о …).
Порядок
слов в предложениях с обособленными и
необособленными распространенными
определениями.
I.
Причастный оборот и прилагательное с
зависимыми словами должны стоять до
или после существительного, к которому
относятся, и не должны включать его
в свой состав.
Например:
Он
не
мог вынести укора, написанного
в глазах товарищей или
Он
не мог вынести написанного
в глазах товарищей укора.
Но
неправильно: Он
не мог вынести написанного
укора в глазах товарищей;
Публика
встретила поэта с радостью, неожиданной
для него или
Публика
встретила поэта с неожиданной
для него радостью.
Но
неправильно: Публика
встретила поэта с неожиданной
радостью для него
II.
При построении предложений, включающих
распространенные определения, нужно
учитывать возможность возникновения
нежелательной двузначности.
Например:
На
собрании было заслушано сообщение
командира студенческого отряда,
приехавшего
со
стройки (не
вполне ясно, кто приехал: командир или
отряд).
В
зависимости от смысла высказывания
предложение можно было бы построить
так: На
собрании было заслушано сообщение
командира приехавшего
со
стройки студенческого отряда
или
На
собрании было заслушано сообщение
приехавшего
со
стройки командира
студенческого
отряда.
Замена
придаточных предложений причастными
и деепричастными оборотами.
I.
Причастный
оборот близок по значению к определительному
придаточному предложению.
Например:
Счастлив
путешественник, попавший
в нетронутые края (С.-М.).
— Счастлив
путешественник, который
попал в нетронутые края
Таким
образом, придаточное определительное
предложение и причастный оборот являются
синонимическими, параллельными
конструкциями.
Разница
между ними состоит в следующем:
а) причастный
оборот, как и причастие, свойствен
книжным стилям, а придаточное
определительное — стилистически
нейтрально;
б) причастный
оборот обладает большей сжатостью и
краткостью (см. приведенный выше пример);
в) причастный
оборот может стоять и до, и после
определяемого существительного.
Например, вполне возможно: На
заросшем
молодым ельником берегу
лежит поваленная береза (С.-М.)
и На
берегу, заросшем
молодым ельником, лежит
поваленная береза.
Причастный
оборот нередко помогает избежать
нежелательного повторения слова
который
или
двусмысленности, двузначности
придаточного предложения.
Например:
Лесная
сторожка, в
которую мы
часто заходим, находится недалеко от
шоссе, которое
ведет
в город. —
Лесная
сторожка, в которую
мы
часто заходим, находится недалеко
от шоссе, ведущего
в
город;
Дом
отдыха стоял на берегу залива, который
был
покрыт мелкой галькой. —
Дом
отдыха стоял на покрытом
мелкой галькой берегу
залива
Следует
учитывать, что придаточное предложение
именно как предложение, имеющее свою
грамматическую основу, может передавать
более разнообразные значения сравнительно
с причастным оборотом; поэтому не
всегда придаточное определительное
предложение можно заменить
причастным оборотом. Так, нельзя
произвести замену причастным оборотом
придаточного определительного,
сказуемое которого выражено формой
будущего времени глагола или формой
сослагательного (условного) наклонения.
Например:
Мы
хотим пойти на публичную лекцию, которая
состоится
в
Доме культуры (замена
невозможна, так как в русском языке
нет причастия будущего времени
«состоящийся»);
Необходимы
опытные специалисты, которые
бы изучили эту
проблему (замена
невозможна, так как причастие не образует
форм сослагательного наклонения
«изучившие бы»)
Не
могут быть заменены причастным оборотом
придаточные предложения, если в них
слово который
стоит
в любом падеже, кроме именительного
падежа и винительного без предлога.
Например:
Пешеходный
туннель, который
соединяет противоположные
части улицы. —
Туннель,
соединяющий
…;
Войти
в туннель, который
соединяет …
.—
Войти
в туннель, соединяющий
…
. Но
невозможно перестроить: Туннель,
по
которому шли пешеходы; Туннель,
в
который вошли пешеходы
Примечание:
Сказанное
о причастных оборотах относится и к
распространенным обособленным
определениям, выраженным прилагательными
с зависимыми словами. Такие распространенные
определения могут выступать как
синонимические конструкции к
соответствующим придаточным
определительным предложениям.
Например:
На
небе замерли легкие облака, розовые
от заката. —
На
небе замерли легкие облака, которые
были розовыми от заката
II.
Деепричастный оборот синонимичен
некоторым придаточным предложениям:
времени, причины, условия, уступки,
сравнительным (образа действия).
Например:
Услышав
выстрел, Касьян
быстро закрыл глаза рукой (Т.).
— Когда
Касьян услышал выстрел, он
быстро закрыл глаза рукой (или:
Как
только Касьян услышал выстрел, он
быстро закрыл глаза рукой; Едва
Касьян услышал выстрел, он
…);
Я
несколько раз просыпался ночью, боясь
проспать утро (Л.
Т.). — Я
несколько раз просыпался ночью,
потому
что (так как, оттого что) боялся
проспать утро
Как
и причастный оборот, деепричастный
оборот свойствен книжным стилям. По
сравнению с параллельными придаточными
предложениями он отличается большей
краткостью и выразительностью. Однако
придаточные предложения, благодаря
наличию различных союзов, более четко
передают оттенки значений, характеризующие
каждый тип таких предложений.
Помимо
приведенных
выше примеров, ср. еще: Взявшись
за дело, доведи
его до конца. —
Если
(раз, когда, коли, ежели) взялся за
дело, доведи
его до конца.
Замена
придаточного предложения деепричастным
оборотом возможна тогда, когда главное
и придаточное относятся по смыслу к
одному подлежащему.
Например:
Когда
мы обсудили положение,
то
решили
продолжать путь без проводников. —
Обсудив
положение,
мы
решили продолжать
путь без проводников.
Однако
невозможна замена в таком, например,
предложении: Когда
мы
вышли
на
берег, солнце
было уже
низко над горизонтом (Арс.)
(в главном и придаточном предложениях
подлежащие разные)
Невозможна,
естественно, замена придаточного
предложения деепричастным оборотом и
тогда, когда от данного глагола
деепричастие не образуется.
Например:
Когда
он пишет
доклад,
то очень тщательно выверяет все факты
(замена
невозможна, так как в современном
языке деепричастие пиша
не
употребляется)
Ошибки
в построении сложноподчиненных
предложений.
При
употреблении сложноподчиненных
предложений весьма распространенными
являются следующие ошибки:
1. Придаточное
определительное предложение со словом
который
бывает
оторвано от определяемого существительного,
что затрудняет верное восприятие смысла.
Например:
Ряд
отрицательных явлений общественной
жизни можно встретить еще и в наши дни,
против которых были направлены
сатирические произведения поэта.
Это
предложение можно исправить так: Еще
и в наши дни можно встретить ряд
отрицательных явлений в общественной
жизни, против которых были направлены
сатирические произведения поэта.
-
Неправильно
совмещаются конструкции простого и
сложного предложений.
Например:
Пьеса
разоблачает «темное
царство» и
как
Дикие и Кабанихи жестоко
относятся
к зависимым от них людям (неправомерно
соединены дополнение и придаточное
предложение). Предложение можно
исправить, например, так: Пьеса
разоблачает
«темное
царство», показывает,
как
жестоко Дикие и Кабанихи относятся к
зависимым от них людям
-
Неправильно
объединяются на правах однородных
конструкций причастный оборот и
придаточное определительное предложение
Например:
На
столе у него лежала книга, открытая
на одной и той же странице и которую
он никогда не читал.
Предложение
можно было бы исправить так: На
столе у него лежала открытая
на
одной и той же странице книга,
которую он
никогда не читал.
-
В
предложениях с последовательным
подчинением неоправданно повторяются
одинаковые союзы.
Например:
Некоторые
критики полагали, что
автор
так молод, что
едва
ли сможет убедительно решить поставленную
проблему.
Предложение
можно исправить, например, так:
Некоторые
критики полагали, будто
автор
так молод, что
едва
ли сможет убедительно решить
поставленную проблему.
-
Неправомерно
повторяются близкие по значению
подчинительные союзы.
Например:
Он
считал, что
будто мы
его неправильно поняли.
В
этом предложении следовало употребить
один из союзов: Он
считал, что
мы
его
неправильно поняли (выражается
утверждение) или Он
считал, будто
мы
его неправильно поняли (выражается
предположение)
-
В
конструкции сложноподчиненных
предложений, представляющих собой
косвенную речь, включаются элементы
прямой речи.
Например:
Корчагин
твердо заявляет, что
к
буденовцам я
обязательно
перейду
В
косвенной речи личные и притяжательные
местоимения (а также личные формы
глагола) передаются от лица автора,
рассказчика, а не того человека, чья
речь передается.
Например:
Корчагин
твердо заявляет, что он
к
буденовцам обязательно перейдет
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Типичные грамматические ошибки:
∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).
∙ Построение предложения с однородными членами.
∙ Построение предложения с причастным оборотом.
∙ Построение предложения с деепричастным оборотом.
∙ Построение сложного предложения.
∙ Построение предложения с прямой и косвенной речью.
Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1. |
Нарушение согласования |
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…) |
2. |
Нарушение управления |
Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: своего мнения). |
3. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…) |
4. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: и веселы). |
5. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами |
Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и) |
6. |
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами |
Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю). |
7. |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами |
Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема). |
8. |
Ошибки в построении сложных предложений |
Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…) |
9. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами). |
10. |
Нарушение границ предложения |
Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение). |
11. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени стал). |
Согласование подлежащего и сказуемого
- Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
- При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнований не получил первое место.
- При составных числительных, оканчивающихся на ОДИН, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
- Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнет.
Построение предложения с приложением
Приложение – это определение, которое выражено именем существительным.
Несогласованное приложение – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются: В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова. Если несогласованные приложения употребляются с определяемым существительным, то они не склоняются и употребляются в именительном падеже: В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман Ю.Полякова.
Построение предложения с однородными членами
- Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
- Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
- Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них требует другого предлога: На полях и лесах.
- Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные компоненты, например, существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.
Построение предложения с причастным оборотом
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом: Под струями свежего ветра, пробежавшего над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами. (Неправильно: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами).
- Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота: либо до него, либо после.
Построение предложения с деепричастным оборотом
Если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях (если у глагола-сказуемого и деепричастия разные деятели) использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.
Построение предложения с прямой и косвенной речью
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде сложноподчиненного предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.
Была в сети 04.05.2022 17:31
Бизимова Екатерина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
32 года
739
55 360
Виды ошибок
Виды речевых ошибок
Речевые ошибки — это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
Разновидности речевых недочетов |
Примеры |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мой брат стал дипломатом международного конкурса исполнителей |
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Сейчас производятся экономические электроприборы – они потребляют мало электроэнергии |
3. Нарушение лексической сочетаемости |
Причинять радость, уделять заботу |
4. Употребление лишнего слово (плеоназм) |
Окружить вокруг, старые ветераны |
5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) |
Учитель учит учеников, в следующей картинке прослеживается |
6. Неудачное употребление личных и указательных местоимений |
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол |
7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм |
Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом |
8. Повторение одного и того же слова |
Автор пытается показать нам разницу между Родиной и родными местами. Любовь к Родине начинается с ее культуры. |
9. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски |
Этот роман реально является одним из лучших романов Толстого. |
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки – это нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразовательные |
Ошибочное словообразование |
Заимообразный, назади, надсмехаться |
Морфологические |
1. Ошибки в образовании форм существительного |
Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль |
2. Ошибки в образовании форм прилагательного |
Более красивые, самый ярчайший, слаже |
|
3. Ошибки в образовании форм местоимений |
Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём |
|
4. Ошибки в образовании форм глаголов |
Дерзю, пылесосю, выжгет |
|
Синтаксические |
1. Нарушение согласования 2. Нарушение управления 3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Ошибки в построении предложения с однородными членами 7. Ошибки в построении сложного предложения 8. Смещение прямой и косвенной речи |
Это была известная депутат Сергеева. Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем. Двадцать один человек пришли на собрание. Открыв окно, начался дождь Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром. Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт». |
Виды логических ошибок
Логические ошибки – это нарушение последовательности (логики) изложения.
Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
17.01.2016 16:34