Нарушение согласования это какая ошибка

Согласование
– такой способ подчинительной связи,
при которой зависимое слово, имеющее
форму прилагательного, причастия,
местоимения, числительного, отвечающих
на вопросы «какой»,
«каков»,
стоит в той же форме рода, числа и падежа,
что и главное слово.

Конструкции
согласования:

«существительное
+ прилагательное»

«существительное
+ причастие1»

«существительное
+ местоимение»

«существительное
+ числительное»

Обычно
при согласовании форма зависимого слова
легко проверяется по вопросу, который
ставится к нему от главного слова
(существительного): окончания вопроса
и зависимого слова буду совпадать, или
грамматически сочетаться:

Белая
берёза

(какая?);
по
син
ему
морю

(какому?);
на
седьм
ом
этаже

(каком?);
в
перв
ый
вагон

(в
как
ой?)

В
практике деловой и юридической
документации нарушение согласования
обычно случается при несогласовании
причастия, образующего причастный
оборот, с определяемым словом, например:
«Согласно
постановлению судьи от 13 декабря 2005 г.
направляется уголовное дело по обвинению
Емельянова С.Ю. по ч.2 ст.303 УК РФ для
устранения
нарушений,
допущенн
ый
при утверждении обвинительного
заключения
».
Здесь определяемое слово «нарушений»
отвечает на вопрос «каких?»,
следовательно, определяющее его причастие
должно иметь форму родительного падежа:
каких?
– «допущенных».
Данная ошибка градируется как нарушение
согласования

причастия «допущенный»
(надо – «допущенных»)
с определяемым словом «нарушений».
Эту ошибку нельзя
путать
с
ошибкой в построении причастного
оборота, поскольку последняя сопровождается
нарушением структуры самого причастного
оборота, о чём речь впереди, а не только
формы одного причастия, образовавшего
в данном конкретном случае причастный
оборот «допущенных
при утверждении обвинительного
заключения
».

Из
других общих правил построения
согласования нужно помнить, что
определение к существительному, имеющему
приложение другого рода, согласуется
так же, как сказуемое, т.е. с сохранением
рода определяемого приложением
существительного, которое в словосочетании
является главным: отремонтированная
столовая-кафе
(«кафе» – приложение), новая
закусочная
-атомат
(«автомат» – приложение), участвовавшая
в экспертизе специалист Александрова
(«специалист» – приложение). Следует
не путать эти случаи согласования со
связью между подлежащим и сказуемым,
когда сказуемое, выраженное существительным,
обозначает профессию: Александрова –
опытный специалист.

Если
определение относится к словам общего
рода (сирота,
неженка,
забияка,
разиня),
то согласуется по смыслу. т.е. принимает
род в зависимости от пола названного
лица: он
кругл
ый
сирота
,
она
кругл
ая
сирота
.

Определения,
в состав которых входит числительное,
при словах, обозначающих лиц мужского
пола, употребляются в форме родительного
падежа множественного числа: Два
допрошенн
ых
свидетеля
дали противоречивые показания
,
а при словах, обозначающих лиц женского
пола, — в именительном падеже множественного
числа: Две
допрошенн
ые
свидетельницы
подтвердили показания потерпевшей
.
Если же прилагательное стоит впереди
числительного, то оно употребляется в
форме именительного падежа: допрошенные
два
свидетеля
.

К
существительным могут относиться два
определения, и в этом случае существительное
употребляется: 1) в форме единственного
числа, если необходимо подчеркнуть
связь между перечисляемыми разновидностями
предметов: Виновность
подсудимого подтверждается результатами
судебно-медицинской и дактилоскопической
экспертизы;
2) в форме множественного числа, если
надо подчеркнуть наличие нескольких
предметов: Виновность
подтверждается результатами
судебно-медицинской и дактилоскопической
экспертиз.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка,
которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в
предложении, а также знать основные правила:

·        
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные,
полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный
оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по
смыслу понятия.

·        
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах,
требующих разного управления. Эта ошибка также называется «
Нарушение управления при
однородных членах предложения».

·        
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо
соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

·        
Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка
в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении предложения с однородными членами», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Занятия
ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое
слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они
требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в
творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит
зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно
сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия
ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово
«мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением
кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к
кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть
общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Недалеко
от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово
«жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж
(увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в
творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так,
чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко
от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит»
находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба
слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Простудам
подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны.
Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми
понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных
из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все
перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам
подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

ПРИМЕР 6

Предложение:

Книга
не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным
союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на
своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга
предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

ПРИМЕР 7

Предложение:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены
двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть
двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на
верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Ошибка в построении сложного предложения

2016-05-26
20:42:41

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто
требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из
равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных
частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется
найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении
сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

·        
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним
существительному того же рода;

·        
Составные союзы не должны быть искаженными;

·        
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка
в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении сложного предложения», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой
закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного
союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится
сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить,
равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый
бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Матрёна
была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части.
Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода,
значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части
к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что
союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову
«праведником».

Верный вариант:

Матрёна
была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего
был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части.
Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин),
становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из
предложения.

Верный вариант:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был
гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

ПРИМЕР 4

Предложение:

Мама
всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи»)
части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю
свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз
«потому что».

Верный вариант:

Мама
всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Текст
принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения
культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается
проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается
с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С.
Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения
культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову
«текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст»,
чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст,
в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит
перу Д.С. Лихачёва.

Неправильное употребление имени числительного

2016-05-26
20:13:57

Неправильное употребление имени числительного – ошибка, которая
встречается в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

·        
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у
порядковых числительных изменяется только последнее слово;

·        
Числительное «оба» употребляется только с существительными,
имеющими форму единственного числа;

·        
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с
существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

Неправильное
употребление имени числительного: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку
«Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Трое
спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как
существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант:

Три
спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как
существительное «сутки» сочетается только с ним.

Верный вариант:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Нарушение управления

2016-05-27
01:15:26

Нарушение управления –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет
форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не
меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или
причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения
управления является ошибка «Нарушение управления при 
однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к
примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово –
глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру».
Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой
предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в
пример Петра I.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к
предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к
предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова –
существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит
первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а
второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому
предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу
предательству.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории
Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют
общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в
винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для
связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение
управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово
«тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после
глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего
мира и познать их.

Нарушение согласования

2016-05-27
01:48:34

Нарушение согласования –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово
определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма
зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено
существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения
согласования являются ошибки «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и
«
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом».
Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых
пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием
«покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже,
поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это
неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»:
лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые
пеной.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием
«враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в
родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в
творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в
ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2016-05-25
16:01:02

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом –
ошибка, которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Данную ошибку можно также определить как «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в
случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется
запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может
быть названа «
Нарушение согласования», поскольку
определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении
причастный оборот, а также знать основные правила:

·        
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;

·        
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;

·        
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым
словом.

Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в
построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления
ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления
ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот
причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что
неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное
«антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления
ран.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Поражающий
парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части
определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный
оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий
своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в
Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР 3

Предложение:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он
относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи»
относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие
«притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить
причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Осенью
колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся
в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится
далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный
оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот
перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью
колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся
в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью
отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в
поле комбайны.

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом

2016-05-25
18:06:46

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется
определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в
предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол
должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и
исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа
предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему
«дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом
случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится
рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование
фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа
предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к
подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову
«оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены,
а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование
фабрики.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала
безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным
ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к
подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову
«беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином,
а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно
беседовали.

Нарушение согласования – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Пример 2

Предложение:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Типичные грамматические ошибки:

∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).

∙ Построение предложения с однородными членами.

∙ Построение предложения с причастным оборотом.

∙ Построение предложения с деепричастным оборотом.

∙ Построение сложного предложения.

∙ Построение предложения с прямой и косвенной речью.

Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1.

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…)

2.

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: своего мнения).

3.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…)

4.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: и веселы).

5.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и)

6.

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

7.

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

8.

Ошибки в построении сложных предложений

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

9.

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами).

10.

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение).

11.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени стал).

Согласование подлежащего  и сказуемого

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнований не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на ОДИН, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнет.

Построение предложения с приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным.

Несогласованное приложение – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются: В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова. Если несогласованные приложения употребляются с  определяемым существительным, то они не склоняются и употребляются в именительном падеже: В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман Ю.Полякова.

Построение предложения с однородными членами

  1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
  2. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
  3. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них требует другого предлога: На полях и лесах.
  4. Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные компоненты, например, существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.

Построение предложения с причастным оборотом

  1. Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом: Под струями свежего ветра, пробежавшего над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами. (Неправильно: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами).
  2. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота: либо до него, либо после.

Построение предложения с деепричастным оборотом

Если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях (если у глагола-сказуемого и деепричастия разные деятели) использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.

Построение предложения с прямой и косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде сложноподчиненного предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Напоминание ошибка загрузки игры genshin impact
  • Нарушение порядка слов вид ошибки
  • Нарушение согласования это грамматическая ошибка
  • Напольный кондиционер электролюкс ошибка p1
  • Нарушение согласования сказуемого с подлежащим речевая ошибка