Нарушение сочетаемости речевая ошибка или средство выразительности презентация

1.

Нарушение лексической
сочетаемости как речевая
ошибка
Выполнил студент
500В группы
Крылов Максим Сергеевич

2.

Содержание
Введение
I. Лексическая сочетаемость слова.
• 1.1. Тип лексических значений.
• 1.2. Сочетаемость слов.
II. Логическая сочетаемость слов. Понятие алогизма. Основные
логические ошибки.
• 2.1. Логическая сочетаемость слов.
• 2.2. Понятие алогизма. Основные логические ошибки.
III. Речевая недостаточность и речевая избыточность.
• 3.1. Речевая недостаточность
• 3.2. Речевая избыточность
Список литературы

3.

Введение
Какие же типы ошибок встречаются в нашей речи? Каким должен быть принцип их
классификации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить понятия
«язык» и «речь».
Язык — это стихийно возникшая и развивающаяся система знаков, используемая в
процессе общения людей. Если пренебречь деталями, то можно сказать, что язык это
совокупность слов и правил их соединения. Речь же — это конкретное применение языка
с целью общения, это процесс общения с помощью языка, это язык в действии.
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение,
необходимо еще учитывать особенности их сочетаемости.

4.

Лексическая сочетаемость слова- это его способность вступать в сочетания
не с любыми словами, а только с некоторыми. Например, существует класс
слов, объединяемых общим смыслом «множество, совокупность» :
Стадо, табун, стая, рой, косяк и т.д.
При обозначении множества каких-нибудь животных нельзя
сочетать название любого животного с любым из этих слов
Говорят : стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк
рыбы (но не «стая рыбы», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.)

5.

Основой учения о сочетаемости слов
является теория академика В.В. Виноградова.
Известный лингвист предположил, что
способность единиц речи к созданию связи
друг с другом зависит от типа их
лексических значений. Всего их три:
I.
a)
b)
c)
d)
II.
a)
b)
c)
d)
На основе парадигматических
отношений:
Номинативное (прямое);
Номинативно-производное (переносное,
нет образности);
Метеорическое (опосредованная связь);
Экспрессивно-синонимическое.
На основе синтагматических отношений:
Свободное;
Фразеологический связанное;
Конструктивно ограниченное;
Синтаксически обусловленное;

6.

Повысить можно то, к чему приложим параметр высокий: высокая
урожайность — повысить урожайность; высокая скорость – повысить скорость.
Поэтому нельзя сказать: «повысить подготовку специалистов» (только: улучшить
подготовку специалистов), «повысить выпуск станков» (увеличить выпуск
станков).
Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга
смысловые признаки: «вследствие предстоящего отъезда». Предлог
вследствие подразумевает, что действие уже осуществилось, однако
прилагательное предстоящий предполагает обратное. Следует сказать :
ввиду предстоящего отъезда.
Ошибки в сочетаниях могут быть связаны с тем, что одно из слов
употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а
другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее. Например:
полчища (-) тружеников (+); благодаря (+) болезни (-).
Сочетаемость слова имеет свои границы.
Например:

7.

Логическая сочетаемость слов
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания
не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с
некоторыми
Различают логичность предметную и понятийную.
Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений
языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной
деятельности.
Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два
вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в
единстве. Одно из условий логичности высказывания – его непротиворечивость.

8.

Понятие алогизма. Основные логические ошибки
Алогизм – тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических
разрывах, в бездоказательных и неправильных выводах.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к
непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санитарнолесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем большим опытом».
Соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложении порядок слов определяет взаиморасположения компонентов
словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка
слов приводит к нарушению логической последовательности изложения к неясности смысловых акцентах в
нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении:
«Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство место и устранить слово «все»:
«На базы отдыха дети без путевок не принимаются».

9.

Речевая недостаточность – это пропуск в предложении
необходимого
слова.
Речевая
недостаточность
часто
порождает неясность высказывания и комизм, неуместный в
официально-деловой
речи:
Больные,
не
посещавшие
амбулаторию в течение трех лет, вкладываются в архив (речь в
данном случае идет о карточках больных); Я ударил его за то, что
он выкрутил болт у моего старшего брата (какой болт?
откуда?); Сейчас стали модными призывы не допускать на
страницы печати и телевидения высказывания, способные
разжечь межнациональную вражду (“страница телевидения”?).
Речевая недостаточность и речевая избыточность

10.

Речевая избыточность, или многословие, проявляется в употреблении
большего количества слов, чем требуется для выражения мысли.
Многословие может быть вызвано плеоназмом, тавтологией,
употреблением слов, ничего не прибавляющих к сказанному
Различают несколько видов речевой избыточности: абсурдизм, тавтология, плеоназм,
повтор слов и др.
Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания
называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он
образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825
году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир
еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады – в
самоутверждении самоочевидной истины. Ляпалиссиады придают речи
неуместный комизм, утверждая очевидные истины. А неуместность, как правило,
выражается в том, что подобные обороты всплывают в ситуациях, связанных с
самыми что ни на есть трагическими обстоятельствами.

11.

Плеоназм (с греч. pleonasmos –
“излишество”)

смысловая
избыточность, употребление в речи
близких по смыслу и потому
излишних слов.
Например:
Все
гости
получили
памятные
сувениры (сувенир — «подарок на
память поэтому памятные в этом
предложении – лишнее слово).
У
него
своеобразная
мимика
лица. Мимика – это «выражение
лица» или в мае месяце, или 100
рублей денег.
Тавтология (с греч. tauto – “то же
самое”,
logos

“слово”)

повторение однокоренных слов или
одинаковых морфем:
Руководители
предприятий
настроены
на
деловой
настрой;
Пилот
был вынужден совершить вынужденн
ую
посадку;
Сегодня
в
стране
сложилась
сложная
ситуация;
Питательная
маска питает кожу; Хоккеисты
предприняли ответную контратаку. В
одних высказываниях необходимо
тавтологическое слово заменить на
синоним, в других – совсем убрать
его. Например: Питательная маска
обогащает
кожу.
Хоккеисты
предприняли ответную атаку.

12.

В заключение можно сказать, что
внимательное отношение к слову, к
особенностям лексической сочетаемости в
русском языке поможет избежать подобных
ошибок в речи, а в иных случаях – позволит
использовать необычные сочетания слов для
создания ярких образов или как источник
юмора.

13.

Список литературы
1. Русский язык и культура речи; И. А. Ипполитова, О. Ю.
Князева, М. Р. Саввова; Москва, Проспект; 2006
2. Стилистика современного русского языка и культуры
речи; Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева; 3-е издание,
стереотипное; Москва, издательский центр
«Академия»; 2005
3. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск –
1994.
4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
М. – 1982.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • На примере  конкретных примеров покажите своеобразие  чеховского пейзажа
 Пос...

    1 слайд

    На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа
    Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак.
    Охотник долго прицеливался, но все же промахнулся мимо.
    Реклама парикмахерской обещала эффективные стрижки.
    Это было по меньшей степени странно.

  • Трудные случаи 
лексической сочетаемости

    2 слайд

    Трудные случаи
    лексической сочетаемости

  • Толковый словарь

  • Расслоение лексикиПросторечная  лексикаРазговорная лексикаНейтральная лексика...

    5 слайд

    Расслоение лексики
    Просторечная лексика
    Разговорная лексика
    Нейтральная лексика
    Книжная лексика

  • Лексическая сочетаемость – это способность слова  соединяться с другими слова...

    6 слайд

    Лексическая сочетаемость – это способность слова соединяться с другими словами
    Свободная сочетаемость слова
    Несвободная сочетаемость слова

  • Речевая избыточность (или многословие)
Тавталогия (однокоренные или повторени...

    7 слайд

    Речевая избыточность (или многословие)

    Тавталогия (однокоренные или повторение)
    (проливной ливень, спроектировать проект)
    Плеоназм (одинаковое значение)
    (первая премьера)

  • Проект «Нарушение сочетаемости – речевая ошибка или средство выразительности»...

    9 слайд

    Проект «Нарушение сочетаемости – речевая ошибка или средство выразительности»
    Проект «Словарь плеоназмов»
    Проект «Русская культура в зеркале фразеологии»

Речевые ошибки
Предисловие

  • Одним из критериев оценивания экзаменационных
  • изложения и сочинения является критерий
  • «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
    1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
    2.
    Допущены 3 ошибки – 1 балл
    3.
    Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
  • Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
  • называют речевыми, и продемонстрирует основные
  • типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
  • экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми?

  • Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
  • в употреблении слова.
  • Например: Они потеряли на войне двух
  • единственных сыновей.
  • Комментарий: Само по себе слово «единственный»
  • ошибки не содержит, оно лишь неудачно
  • употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
  • сочетается по смыслу со своим ближайшим
  • окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Например: Мы были шокированы прекрасной
  • игрой актёров.
  • Комментарий: В данном случае неуместно слово
  • «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
  • чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
  • своим поведением, нарушением правил приличия,
  • общепринятых норм поведения. Это слово нужно
  • заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

  • Например: Были приняты эффектные
  • меры.
  • Комментарий: В данном контексте слово
  • «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
  • значит «производящий эффект, впечатляющий».
  • Его следует заменить однокоренным
  • «эффективный» — значит «дающий эффект,
  • действенный».

Неразличение синонимичных слов

  • Например: В конечном  предложении
  • автор применяет градацию.
  • Комментарий: В данном случае вместо
  • прилагательного «в конечном» необходимо
  • употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Например: Автор, обращаясь к этой
  • проблеме, пытается направить людей
  • немного в другую колею.
  • Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
  • звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Например: Астафьев то и дело прибегает
  • к употреблению метафор и олицетворений.
  • Комментарий: Эмоционально-окрашенное
  • выражение «то и дело» следует заменить
  • стилистически нейтральным синонимом
  • «неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Например: Таким людям всегда удаётся
  • объегорить других.
  • Комментарий: В данном предложении
  • просторечное слово «объегорить» следует
  • заменить стилистически нейтральным синонимом
  • «обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости

  • Например: Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные
  • особенности.
  • Комментарий: Слово «особенности» необходимо
  • заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Например: молодой юноша
  • очень прекрасный
  • бесплатный подарок
  • Комментарий: В этих словосочетаниях
  • выделенные слова являются лишними, т.к. они
  • дублируют лексическое значение невыделенных
  • слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • Например: В этом рассказе
  • рассказывается о реальных событиях.
  • Комментарий: В данном предложении
  • необоснованно повторяются однокоренные слова.
  • Одно из них следует заменить синонимичным:
  • вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
  • «рассказывается» — «повествуется».

Неоправданное повторение слова

  • Например: Герой рассказа не задумывается
  • над своим поступком. Герой даже не
  • понимает всей глубины содеянного.
  • Комментарий: Во втором предложении
  • повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
  • личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Например: Когда писатель пришёл в
  • редакцию, его принял главный редактор.
  • Когда они поговорили, писатель отправился
  • в гостиницу.
  • Комментарий: В данном случае оба предложения
  • построены однотипно: они представляют собой
  • сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
  • которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
  • речевую ошибку, придаточное во втором предложении
  • можно заменить существительным с предлогом
  • «после разговора».

Неудачное употребление местоимений

  • Например: Данный текст написал В.Белов.
  • Он относится к художественному стилю.
  • Комментарий: Употребление личного
  • местоимения «он» делает второе предложение
  • двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
  • художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие

  • Будьте внимательны!
  • Не допускайте ошибок!

Слайд 1Типы речевых ошибок
и их исправление

Типы речевых ошибок 
 и их исправление


Слайд 2Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были

шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении

всего текста.

Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на протяжении всего текста.

Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.


Слайд 3Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой

и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не

поменялось.
Были приняты эффектные меры.

Мое отношение к этой проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные меры.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к


Слайд 4Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет

градацию.
Старик трудился поставить телегу на колеса.

В последнем

предложении автор применяет градацию.
Старик старался поставить телегу на колеса.

Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. Старик трудился поставить


Слайд 5Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к

этой проблеме, пытается направить людей немного в

другую колею.
Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
Читатель захлебывается во множестве примеров.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
Читатель утопает во множестве примеров.

Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить


Слайд 6Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то

и дело прибегает к употреблению метафор и

олицетворений.
Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к


Слайд 7Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается

объегорить других.
Петя шел взади.
На вратаре майка,

напяленная на рубашку.

Таким людям всегда удается обмануть других.
Петя шел сзади.
На вратаре майка, одетая на рубашку.

Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Петя шел


Слайд 8Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные

особенности.
У девочки были коричневые глаза.
Дешевые цены.

Автор усиливает

впечатление.
Автор использует художественные средства.
У девочки были карие глаза.
Низкие цены.

Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. У девочки


Слайд 9Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
Красоту

пейзажа автор передает нам с помощью художественных

приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный.

Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
Это был прекрасный юноша.

Употребление лишних слов,
  в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает


Слайд 10Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В

этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
В рамках

исторического развития русского общества развивается и «личность человека.»

В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека».

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о


Слайд 11Неоправданное повторение слов
Герой рассказа не задумывается над

своим поступком. Герой даже не понимает всей

глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

Неоправданное повторение слов Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже


Слайд 12Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел

в редакцию, его принял главный редактор. Когда

они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял


Слайд 13Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В.Белов. Он

относится к художественному стилю.
Встреча Чацкого с

Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.


Слайд 1



Слайд 2

Описание слайда:

Фактические — любая неточность в содержании высказывания — искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.
Логические — передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики:
А) неоднозначность;
«Стадион запустили» — то ли начал работать, то ли зарос травой.
Б) противоречивость;
У писателя не было детей, но живы его внуки.
В) непоследовательность;
Чапаев был очень смелый. Он даже пел песни.
Г) абсурдность;
Захар ходил в сером жилете с широкими и густыми бакенбардами.


Слайд 3

Описание слайда:

Собственно-речевые — нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность и краткость.


Слайд 4

Описание слайда:

орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);
орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);
орфоэпические и акцентологические (неправильное ударение и произношение);
морфологические — неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление:
Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу.
В обоих (обеих) ссылках поэт много работает.
словообразовательные — неумелое словотворчество:
У нее был вспыхчивый характер;
Много раз страдальная планета.


Слайд 5

Описание слайда:

А) ненормативное словоупотребление — употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
А) ненормативное словоупотребление — употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
Пришли порядка (около) тридцати человек.
Яблоня покрылась белым саваном (цветом).
Б) семантическая несочетаемость:
Сережа Иванов — художественное существо.
В) паронимия — сходные по звучанию, но различные по смыслу слова:
Апрель — месяц — период массивного прилета птиц.
Г) плеоназм — неоправданное употребление однозначных единиц языка:
Пушкин самый величайший поэт.
Д) анахронизм — немотивированное объединение лексики разных эпох:
На шее у каждого раба висела его техническая характеристика.


Слайд 6

Описание слайда:

А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
Мы готовы идти за ни в огонь и в пламя (в воду).
Б) фразеологическая несочетаемость:
Ты что молчишь, как рыба об лед?
Уши у него торчат кто куда.
Раненый хотел пить как резаный.
В) плеоназм — избыточность:
Он дал торжественную Аннебалову клятву.


Слайд 7

Описание слайда:

А) смешение прямой и косвенной речи:
А) смешение прямой и косвенной речи:
Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает).
Б) ошибочный порядок сов или предложений:
После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым.
В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов:
Лучше быть убитым, чем полоненному.
Г) ненормативные синтаксические связи слов или предложений:
Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает.
Д) независимый деепричастный оборот:
Проверяя контрольную, в ней было много ошибок.
Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже.
Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах:
Здесь каждый может узнать и увидеть о всех новинках.


Слайд 8

Описание слайда:

А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
Мам, а куры употребляют в пищу червячков?
Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни.
Намеренно: изобразительно-выразительный эффект.
Ненамеренно: речевая ошибка.
Б) неоправданное объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки:
Уже с детства Пушкин занимался писаниной.
В) немотивированные повторы.
Г) речевые штампы — единицы, которые от частого употребления потеряли выразительность, превратившись в казенные слова. Например: «широкий отклик», «люди преклонного возраста».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушение построения предложения с причастным оборотом ошибка в построении
  • Направляйся в этом же направлении ошибка
  • Нарушение построения предложения с несогласованным приложением примеры ошибок
  • Направления в буддизме указать ошибку
  • Нарушение построения предложения какая ошибка