Нарушение норм согласования какая ошибка

Нарушение согласования – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Пример 2

Предложение:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Согласование
– такой способ подчинительной связи,
при которой зависимое слово, имеющее
форму прилагательного, причастия,
местоимения, числительного, отвечающих
на вопросы «какой»,
«каков»,
стоит в той же форме рода, числа и падежа,
что и главное слово.

Конструкции
согласования:

«существительное
+ прилагательное»

«существительное
+ причастие1»

«существительное
+ местоимение»

«существительное
+ числительное»

Обычно
при согласовании форма зависимого слова
легко проверяется по вопросу, который
ставится к нему от главного слова
(существительного): окончания вопроса
и зависимого слова буду совпадать, или
грамматически сочетаться:

Белая
берёза

(какая?);
по
син
ему
морю

(какому?);
на
седьм
ом
этаже

(каком?);
в
перв
ый
вагон

(в
как
ой?)

В
практике деловой и юридической
документации нарушение согласования
обычно случается при несогласовании
причастия, образующего причастный
оборот, с определяемым словом, например:
«Согласно
постановлению судьи от 13 декабря 2005 г.
направляется уголовное дело по обвинению
Емельянова С.Ю. по ч.2 ст.303 УК РФ для
устранения
нарушений,
допущенн
ый
при утверждении обвинительного
заключения
».
Здесь определяемое слово «нарушений»
отвечает на вопрос «каких?»,
следовательно, определяющее его причастие
должно иметь форму родительного падежа:
каких?
– «допущенных».
Данная ошибка градируется как нарушение
согласования

причастия «допущенный»
(надо – «допущенных»)
с определяемым словом «нарушений».
Эту ошибку нельзя
путать
с
ошибкой в построении причастного
оборота, поскольку последняя сопровождается
нарушением структуры самого причастного
оборота, о чём речь впереди, а не только
формы одного причастия, образовавшего
в данном конкретном случае причастный
оборот «допущенных
при утверждении обвинительного
заключения
».

Из
других общих правил построения
согласования нужно помнить, что
определение к существительному, имеющему
приложение другого рода, согласуется
так же, как сказуемое, т.е. с сохранением
рода определяемого приложением
существительного, которое в словосочетании
является главным: отремонтированная
столовая-кафе
(«кафе» – приложение), новая
закусочная
-атомат
(«автомат» – приложение), участвовавшая
в экспертизе специалист Александрова
(«специалист» – приложение). Следует
не путать эти случаи согласования со
связью между подлежащим и сказуемым,
когда сказуемое, выраженное существительным,
обозначает профессию: Александрова –
опытный специалист.

Если
определение относится к словам общего
рода (сирота,
неженка,
забияка,
разиня),
то согласуется по смыслу. т.е. принимает
род в зависимости от пола названного
лица: он
кругл
ый
сирота
,
она
кругл
ая
сирота
.

Определения,
в состав которых входит числительное,
при словах, обозначающих лиц мужского
пола, употребляются в форме родительного
падежа множественного числа: Два
допрошенн
ых
свидетеля
дали противоречивые показания
,
а при словах, обозначающих лиц женского
пола, — в именительном падеже множественного
числа: Две
допрошенн
ые
свидетельницы
подтвердили показания потерпевшей
.
Если же прилагательное стоит впереди
числительного, то оно употребляется в
форме именительного падежа: допрошенные
два
свидетеля
.

К
существительным могут относиться два
определения, и в этом случае существительное
употребляется: 1) в форме единственного
числа, если необходимо подчеркнуть
связь между перечисляемыми разновидностями
предметов: Виновность
подсудимого подтверждается результатами
судебно-медицинской и дактилоскопической
экспертизы;
2) в форме множественного числа, если
надо подчеркнуть наличие нескольких
предметов: Виновность
подтверждается результатами
судебно-медицинской и дактилоскопической
экспертиз.

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Нарушение согласования

Нарушение согласования – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение согласования – задание 7 ЕГЭ русский язык».

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Содержание:

Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.

Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.

Ошибка

Правильно

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.

Ошибка

Правильно

Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.

Ошибка

Правильно

Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.

Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.

Ошибка

Правильно

Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.

Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.

Ошибка

Правильно

Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.

Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.

Неверно

Верно

Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

  • Ошибки в построении сложного предложения.

Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.

Неверное

Верно

Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

  • Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.

Ошибка

Правильно

По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно

Верно

Папа читает газету и выпил кружку кофе.

Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.

  • Нарушение управления.

Ошибка

Правильно

Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.

Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Методический материал на тему: «Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)

1 1 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в формах согласования и управления,

пути их устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.

С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:

Выбор падежной формы зависимого слова

Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания

Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.

В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию

вм. уделить внимание орфографии и.т.д.

Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.

Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.

Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.

Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.

Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.

Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.

При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.

Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.

Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.

6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

синтаксический разбор предложения

К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.

6. Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.

Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:

Составить синонимичные ряды для паронимов:

Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:

Нестерпимый – терпимый, слабый.

Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.

Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).

Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).

7 . Подобная система заданий призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих поколений.

источники:

http://bingoschool.ru/manual/197/

http://infourok.ru/metodicheskiy-material-na-temu-tipichnie-oshibki-v-formah-soglasovaniya-i-upravleniya-puti-ih-ustraneniya-klassi-431273.html

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 

Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  • на изученные правила;
  • негрубые (две негрубые считаются за одну):
  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
  • однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:
  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • прописная / строчная буквы
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
  • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  • слитное / дефисное / раздельное написание
  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
  • пунктуационные ошибки:
  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации;
  • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки и опечатки:  

— искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

— пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

— перестановки букв (новые наименования пордуктов);

— замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

— добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым какой тип ошибки
  • Нарушение лексической сочетаемости является какой ошибкой
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым как найти ошибку
  • Нарушение речевой нормы грамматическая ошибка
  • Нарушение прямой речи какая ошибка