Наполеон как то сказал ошибка

Вопрос 3: Наполеон как-то сказал, что «Бог тоже занимался литературой. Его проза —
это… (пропуск), его поэзия — это… (пропуск)». Вставьте пропущенные
слова, и пусть в этом вам помогут Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме.

Ответ: Мужчина и женщина.

Комментарий: Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме — исполнители главных ролей в фильме
«Мужчина и женщина».

Источник(и): «Большая книга веселого досуга», «RD», 2002 г., 19 апреля.

Автор: Вадим Дёмин

8.3. Согласование сказуемого с подлежащим

ВВЕДЕНИЕ

Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

СОДЕРЖАНИЕ

→В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

→Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

  →В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

  →В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

  →В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

→Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

  →Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

  →Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

→Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

  →Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

  →Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

→Подлежащее выражено однородными членами

→Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

8.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

А) Если подлежащее выражено местоимениями КТО, ЧТО, НИКТО, НИЧТО, КОЕ-КТО, НЕКТО, КТО БЫ НИ, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Например: [Те, (кто пренебрегает мнением других), рискуют остаться в одиночестве].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знали].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знаЛ].

Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: [ТЕ, (кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].

Это предложение построено по такой модели:

[Те, (кто+ сказуемое), …сказуемое…]. И это  — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должЕн самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не сможЕт забыть это необыкновенное явление].

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЮт отпуск на лето), покупают билеты весной ].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должНЫ самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не смоГУТ забыть это необыкновенное явление].

В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЕТ отпуск на лето), покупают билеты весной ].

В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотеЛ ехать на республиканский конкурс].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].

Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 8.3.3, часть Б.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

НАВЕРХ

8.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

а) от собирательного существительного нет зависимых слов

Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

Сказуемое ставят
в единственном числе, если во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

Большинство авторов согласилось с замечаниями.

Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

Ряд работников привлечён к ответственности.

Часть произведений была опубликована.

Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.

Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

Большинство предметов лежало в беспорядке

Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

На активность также указывает ряд однородных членов:

Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий было выполнено недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора издано в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

НАВЕРХ

В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

НАВЕРХ

8.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

Рассмотрим частные случаи.

А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

Например: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЕ основы предложения].

Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

А вот так выглядит предложение с ошибкой: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЮ основы предложения]. Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Главное, (чему необходимо уделить внимание), — это идейной стороне произведения]

ПРИМЕР 2 [Последнее, (на чём следует остановиться), — это на композиции книги]

ПРИМЕР 3 [Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это к исполнению мечты]

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

ПРИМЕР 2[Последнее, (на чём следует остановиться), — это ккомпозициЯ книги]

ПРИМЕР 3[Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это исполнениЕ мечты]

НАВЕРХ

Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки.

ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

НАВЕРХ

8.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

Рассмотрим предложения с ошибками

ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 8.3.5

НАВЕРХ

8.3.5 При подлежащем находится приложение

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: город (какой?) Сочи, птица (какая?) колибри, сайт (какой?) «РешуЕГЭ»

По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

Приложение —имя нарицательное:

цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

Приложение — имя собственное

река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

НАВЕРХ

А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

НАВЕРХ 

Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

Отец вместе с матерью уехал за город.

Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

я с другом приду; ты с мамой поссорился

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

НАВЕРХ

1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Одним из упрямцев, умевших отстоять своё мнение перед преподавателем, был Дельвиг—друг Пушкина.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Балаклава сегодня не только удобная морская бухта, а также и один из самых популярных курортов Крыма.

В)ошибка в построении предложения с однородными членами

Два часа спустя экипаж остановился пред крыльцом деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого красной черепицей.

Г)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Эту статью опубликовали в газете «Известия».

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Отвечая на вопросы радиослушателей, у журналиста возникала необходимость в некоторых статистических данных.

Как только родители вернулись из Болгарии, они сразу же начинали заниматься обустройством дома.

Те из учеников, кто невнимательно делал домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.

Благодаря хорошей погоде школьники удачно сходили в поход.

Согласно официальных источников причиной пожаров в крае стало самовозгорание торфа.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Все те, кто прежде поддерживал инициативу правительства, после публикаций в прессе обрушился на министров с критикой.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

И снова отсечённая от танков пехота залегла на голом склоне.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В российской экранизации романа «Доктора Живаго» Олег Янковский блестяще справился с одной из самых сложных ролей.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

Прочитав всего один параграф учебника по астрономии, я понял, что этот предмет очень сложен для изучения.

Д)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Подводя итоги обсуждения нового проекта, докладчиком были намечены основные задачи развития компании.

Благодаря оперативному вмешательству судей ситуация на товарищеском матче разрешилась благополучно.

В Андах можно заметить немало не только интересных особенностей в природе, но и в местных обычаях.

Оба катера довольно быстро шли навстречу друг другу, не снижая скорости.

Вопреки желания родителей Игорь стал геологом.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Посмотрев в заплаканные глаза Маруси, мне всё стало ясно.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Чичиков приезжает в город и встречается с чиновниками, подготавливая почву для задуманной им авантюры.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Все, кто слушал доклад академика, был ошеломлён красотой и необычностью речи оратора.

Г)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В романе «Войне и мире» Л. Н. Толстой считал наиболее значимой «мысль народную».

Д)ошибка в построении сложного предложения

Согласно новому постановлению, выдача справок осуществляется по письменному заявлению клиента.

Обломов — не просто герой, а герой-тип, имя которого давно стало нарицательным.

По окончанию института Григорий отправился на стажировку в Англию.

Кенгуру находился совсем рядом с решёткой и с любопытством разглядывал посетителей зоопарка.

Михаил спросил, что не возникают ли у меня сложности в работе.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

Б)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

В)ошибка в построении предложения с однородными членами

Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Г)нарушение построения предложения с причастным оборотом

Принципы изображения Москвы в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова отчётливо напоминают принципы изображения гоголевского Петербурга, когда реальное очень тесно сплетается с фантастическим.

Д)неправильное построение предложения с косвенной речью

Когда Суриков приступил к работе над картиной «Боярыней Морозовой», он прочитал много исторических книг.

Няня поднялась ко мне в комнату и спросила, буду ли я обедать.

В своих воспоминаниях о Ф. И. Шаляпине В. А. Рождественский говорит о том, что «я гораздо чаще привык видеть его в домашней обстановке, чем на сцене».

Каждому времени нужен как свой летописец в области исторических событий, так и быта и уклада.

В поэзии Ахматовой извечная тема «поэта и поэзии» и связанные с нею литературные традиции получают своеобразное преломление, соответствующее особой логике её поэтического мира.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Наполеон как-то сказал о себе, что я могу проиграть битву, но не могу потерять минуту.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В романе «Солярисе» Станислава Лема многие читатели увидели попытку автора расширить рамки жанра фантастики.

В)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Пиктограмма представляет собой рисунок, который может изображать не только предметы, но и события.

Г)неправильное построение предложения с косвенной речью

Благодаря действий сотрудников охраны торгового центра, все люди были эвакуированы из горящего здания.

Д)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Те, кто хоть раз побывал в Барселоне, без сомнения, слышал о Гауди.

Изображая животных в сказке «Медведь на воеводстве», М. Е. Салтыков-Щедрин отчасти следует фольклорной традиции.

Те, кто любит и умеет читать, как правило обладают богатым словарным запасом.

Матросы отправились на берег за провизией, и бочки вскоре наполняются свежей речной водой.

Одним из первых исследователей, возродивших интерес к искусству русской иконописи, был историк Николай Петрович Лихачёв.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

Б)неправильное построение предложения с косвенной речью

М. Ю. Лермонтов писал о своём поколении, что и ненавидим мы, и любим мы случайно.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Стук ставни и завывание ветра заставляли бледнеть не только женщин и детей, но и мужчин.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

Для раскрытия художественной идеи романа важна не только история жизни Уленшпигеля, а также история его любви к Нелли.

Д)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Делая ремонт в своей квартире, Сергей решил обратиться за помощью к профессиональному электрику.

Согласно предания, прародителем римлян считается герой Трои Эней, сын богини Афродиты.

Сюжет поэмы Гоголя «Мёртвых душ» действительно основан на реальных событиях.

Многие из тех, кто видел бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро, считает его самым зрелищным праздником Латинской Америки.

Работа была выполнена в течение месяца согласно приказу директора.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Станислав Лем — не только один из остроумнейших писателей своей эпохи, но и человек, который определил направление развития фантастики XX века.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Важную роль в романе «Тихом Доне» играет эпизодический образ коммуниста, кузнеца Гаранжи.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В период работы над окончательным вариантом рукописи автора ничто так не вдохновляло, как будущий успех его книги.

Г)ошибка в построении сложного предложения

Каждый, кто не умел плавать, должны были переправляться через реку на самодельных плотах.

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Читая романы Тургенева, нам открывается особый мир русской дворянской усадьбы.

Благодаря существенным успехам в учёбе Нине вскоре удалось стать лучшей ученицей в своем классе.

Согласно договора арендатор обязан освободить помещение в течение месяца.

В последнее время власти города эвакуируют из дворов множество старых машин, потому что которые были брошены их владельцами.

Работая в журнале «Современник», Белинский выступил с критическими разборами произведений Герцена и Тургенева.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)нарушение построения предложения с причастным оборотом

1)Раскрашивая картинку, маленькому Гоше никак не удавались ровные контуры.

Б)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)Навстречу Евгению по переулку шла его старая знакомая.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)Каждый из туристов, кто сумел подняться на вершину горы, смогли увидеть великолепную панораму бухты.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

4)Автор пьесы «Горя от ума» и сам немало претерпел от «общественного мненья» Москвы.

Д)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

5)Молодое поколение художников стремится и выбирает для себя новые ценности и ориентиры в искусстве.

6)Кое-кто из моих знакомых, давно забывшие об утренней зарядке, вдруг стал жаловаться мне на слабое здоровье.

7)По возвращении из экспедиции геологи первым делом перефотографировали составленные в горах карты.

8)Поощряемая хозяйкой вечера публика собралась около клавикорд и арфы.

9)Благодаря руководителю нашей экспедиции мы не только научились преодолевать трудности походной жизни, но и узнали много нового.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

9.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1)Получив высшее образование, Михаил с лёгкостью поступил в аспирантуру.

Б)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)Те, кто на самом деле любит природу, никогда не станут браконьерами.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

4)Елизавета очень любила и восхищалась своей матерью.

Д)неправильное построение предложения с причастным оборотом

5)Лекция профессора была интересна как первокурсникам, так и аспирантам.

6)Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившую его о своём единственном сыне Борисе.

7)Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.

8)Поезд прибыл в Ярославль согласно расписанию.

9)В романе-эпопее «Войне и мире» показана история трёх семейств: Болконских, Ростовых и Курагиных.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

10. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию ц3 второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1)Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.

Б)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)Благодаря удачному стечению обстоятельств мы побывали летом в Сочи и Геленджике.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)В очерке «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь даёт определение «меньшего рода эпопеи» как жанра, находящегося посередине между эпопеей и ромдном.

Г)неправильное построение предложения с причастным оборотом

4)По возвращении в Москву Анатолий Витальевич решил заехать к нам в гости сразу из аэропорта.

Д)нарушение СВязи между подлежащим и сказуемым

5)Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важцый символ поэтического мира Пушкина — образ «поэта-жреца».

6)В. В. Набоков писал, что для Гоголя пейзажи, портреты и интерьеры намного важнее, чем сюдсеты.

7)В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокоеть обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.

8)Он не унывцл вопреки отсутствию удачи, с улыбкой принимая все капризы судьбы.

9)Когда вы записывали формулу, вами должна быть повторена устойчивая комбинация математических знаков.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

11. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное построение предложения с косвенной речью

1)Песня звучала всё сильнее и сильнее, покрывая шум барабанившего дождя по мокрому асфальту.

Б)нарушение построения предложения с причастным оборотом

2)Те, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, никогда не смогут разлюбить поэзию.

В)неправильное построение предложения с косвенной речью

3)Читая письма прабабушки, Ольгу всегда охватывал невольный трепет прикосновения к семейным тайнам.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

4)Вопреки прогнозам синоптиков погода была отличная.

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)Петербургский период в творчестве А. С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.

6)Язык и стиль комедии «Горя от ума» заслуживают особого рассмотрения.

7)В рассказе Ю. Нагибина «Река Гераклита» противопоставляются небо городское и небо деревенское.

8)У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

9)Анна Сергеевна очень строгим голосом спросила, что был ли я вчера в институте.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

12.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Провожая взглядом осенний караван журавлей, в душе у деда Семёна всегда просыпалось тоскливое чувство какой-то важной утраты.

Б)нарушение построения предложения с причастным оборотом

Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга.

В)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто только был в зале, с улыбкою радости смотрели на старичка.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

Пародия принадлежит к типичным для М. Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в «Истории одного города».

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вопреки переживаниям матери и сестры, Антон часто возвращался домой поздно вечером.

Принято считать, что Сочи стало курортом в 1909 году, когда открылся гостиничный комплекс «Кавказская Ривьера».

Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке.

Внимательно изучив правила, вы с лёгкостью справитесь с этим тестом.

В романе Л. Н. Толстого «Анне Карениной» выражены многие общественно значимые идеи той эпохи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

   Г

13. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)ошибка в построении сложного предложения

1)На семинаре студентка выступила с докладом о повести Булгакова «Собачьем сердце».

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2)В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)Создавая проект ландшафтного дизайна участка, архитектором не были учтены климатические особенности местности.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4)Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах.

6)Согласно правилам современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.

7)Разве те вещи, что принадлежат мне, не принадлежат также и тебе?

8)Учитель внимательно следил за Валей и заметил, что насколько она была невнимательна на уроке.

9)Все, кто собирался вместе с нами в путешествие, уже упаковали чемоданы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

14 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1)По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

Б)неправильное построение предложения с косвенной речью

2)При ярком свете солнца стало видно город, лежащий в речной излучине.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)Принципиальное новаторство Горького состоит в том, что ни любовная, ни социальная коллизии не являются главным сюжетообразующим стержнем в его поздних произведениях.

Г)нарушение построения предложения с причастным оборотом

4)В этом стихотворении Сергей Есенин говорит о себе, что я последний поэт деревни.

Д)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)Алексей не мог подобрать слов, передававших бы всю глубину его чувства.

6)Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

7)Л. Н. Толстой писал роман «Война и мир» с 1863 по 1869 годы.

8)Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

9)Навстречу Коле, весело размахивая ушами, бежал пёс Трезор.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

   Б

   В

  Д

  Г

15. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

Предложения

А)неправильное построение предложения с косвенной речью

1)Когда я читал последнюю главу «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, мне вспомнилась трагическая история жизни писателя.

Б)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2)А. С. Пушкин с гордостью писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу».

В)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)Все, кто приезжал в Судак, любовались Генуэзской крепостью.

Г)ошибка в построении предложения с однородными членами

4)Свою решимость Александр Иванович подтвердил словами о том, что при необходимости готов выступать свидетелем в суде.

Д)ошибка в построении сложного предложения

5)В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия.

6)Поздний период творчества А. С. Пушкина можно подразделить на этапы, поскольку что он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произведениями.

7)Те, кто впервые обратился к поэзии Б. Пастернака, бывает ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.В нашем лесу росли не только сосны и берёзы, но и лиственницы.

8)В этот момент Гринёв получил от Маши письмо, в котором девушка рассказала о своей беде, и решает спасти её.

9)Когда я читал последнюю главу «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, мне вспомнилась трагическая история жизни писателя.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  А

   Б

   В

  Д

   Г

Вопрос пользователя по предмету Русский язык

1. Найдите и укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!» Б) Павка сказал резко: «Ты потише!» В) «Погоди… — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?» Г) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно». 2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик. Б) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.» В) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!» Г) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга. 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) «За все ответите!» — грозно сказала мать. Б) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?» В) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет». Г) «Уходите!», — твердо сказал Пашка. 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) «Ура!» — кричали люди на площади. Б) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется». В) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!» Г) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.» 5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» Б) «Это что за птица?» — спросила Зиночка. В) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером». Г) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?» 6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! Б) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней. В) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы». Г) И боец сказал: «Понятно!» 7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. В) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло». Г) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!» 8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) «Здорово, парень, — сказала она печально. — Как живешь?» Б) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» В) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». Г) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали. 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Б) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа. В) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать. Г) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь». 10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой А) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов. Б) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин». В) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет». Г) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

Ответ учителя по предмету Русский язык

Ответ:

1)Б,

2)Г

3)А

4)

Объяснение:

Тесты по теме «способы передачи чужой речи»
8 класс

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа.
3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать.
4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

«Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов.
2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».
3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».
4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»
Вариант 2

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
3) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» — кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди… — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

«Здор?во, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа.
3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать.
4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

«Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов.
2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».
3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».
4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.»

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой


1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой  

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наполеон в чем его основная ошибка
  • Наполеон в москве и его ошибки
  • Напечатать текст онлайн с исправлением ошибок
  • Наполеон бонапарт и его ошибки
  • Напечатать текст и проверить на ошибки и знаки препинания