Нам выдали такие замечания исправьте лексические ошибки

Нарушена лексическая сочетаемость.

Нам сделали следующие(такие) замечания. Пообщались, отдохнули, нашли нужные контакты( связи). Не люблю делать комплименты. Эта передышка, по словам Дион, нужна, чтобы обрести душевное равновесие и прийти в себя. Чаще всего меня посещают при этом совсем другие мысли.

Смысловая избыточность (плеоназм)

И в завершение — ремешки, которые станут изюминкой любого наряда. Счастливчик уедет из казино на выигранном автомобиле. Досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями.

Тавтология.

Ваша помощь была очень кстати — мы частично погасили долги и ускорили строительные работы. В оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди уже давно распланировали свой день (дела). Ничего не буду говорить — смотрите фильм, уже по названию все можно понять.

Нарушение логики.

Ваша жизнь похожа на жизнь мужа нашей героини.

Не забывайте оценивать ответы экспертов, которые потратили на вас свое время и силы. Спасибо.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи» для студентов II курса СПО.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи» предназначена для студентов I курса СПО. Всего представлено 4 варианта. В каждом варианте 5 заданий.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_po_distsipline_kultura_rechi.doc 35.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

1. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, аналог, арахис, бармен, валовой, вероисповедание, ветеринария, газопровод, диспансер, договор.

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. Радостное известие привело его в минорное настроение – он был готов запрыгать от счастья.
  2. Нам выдавали такие замечания.
  3. Мы сделали самые низкие цены.
  4. О моей автобиографии я уже рассказал во вступительной статье.
  5. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
  6. Преступники украли несколько частных и собственных машин.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

Шампунь, тюль, картофель, кенгуру, безе, такси.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Апельсины, носки, солдаты, помидоры, грузины, граммы, макароны.

5. Просклоняйте числительное 578.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

1. Поставьте ударение в следующих словах: досуг, еретик, жалюзи, завидно, закупорить, избаловать, каталог, квартал, километр, коклюш.

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
  2. Не люблю давать комплименты.
  3. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
  4. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.
  5. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.
  6. Маяковский стоял у источников новой поэзии.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

Желе, пони, рояль, пюре, кольраби, памперо.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Помидоры, сапоги, места, яблоки, монголы, килограммы, джинсы.

5. Просклоняйте числительное 684.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

1. Поставьте ударение в следующих словах: маркетинг, начать, некролог, нефтепровод, новорожденный, обеспечение, премировать, приговор, процент, таможня.

2. Исправьте лексические ошибки.

1. Благодаря пожару сгорел большой участок леса.

2. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.

3. Что ни говорите, а дождь за окном настроения не прибавляет.

4. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами.

5. Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы.

6. В искусстве он совершенный невежа.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

Шимпанзе, вуаль, пальто, салями, фламинго, жюри.

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Ананасы, чулки, нервы, рельсы, турки, клипсы, баржи.

5. Просклоняйте числительное 956.

Контрольная работа по дисциплине «Культура речи»

1. Поставьте ударение в следующих словах: сабо, свекла, оптовый, столяр, танцовщица, торты, трубопровод, туфля, ходатайство, цемент,

2. Исправьте лексические ошибки.

  1. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
  2. Экскурсии полезны для повышения кругозора.
  3. Безопасность охраняют многочисленные телохранители.
  4. Между человеком и природой уже не существует существенной разницы.
  5. Машину в срочном порядке преобразовали и переоборудовали в гоночный автомобиль.

6. Наши успехи привели к заметному регрессу и в других областях.

3. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в прошедшем времени, например: какао – горячее какао остывало.

Какаду, моль, пенсне, маэстро, алоэ, депо

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Лимоны, гольфы, дебаты, браслеты, башкиры, ботики, баклажаны.

5. Просклоняйте числительное 873.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по выполнению контрольных работ по английскому языку студентами технических специальностей

Пособие состоит из теоретической и практической части. Представляет собой грамматический справочник по английскому языку и методические рекомендации по выполнению контрольных р.

Практикум «Контрольные и проверочные работы по биологии» для студентов 1 курсов (учащихся 10-11 классов)

Данное методическое пособие по биологии «Практикум для 1 курса» составлено в соответствии с действующей рабочей программой для средних специальных учебных заведений, осуществляющих обучени.

Методические указания для проведения практических работ по биологии для студентов 1 курса (специальности технического профиля)

Методические указания для проведения практических работ по биологии составлены для студентов 1 курса. Содержат 12 практических работ, которые включают название работы, цель, сформулированные задания, .

Контрольная работа по информатике для студентов 1 курса заочного отделения.

Контрольная работа составлена в четырёх вариантах. Включены темы «Системы счисления», MS Excel, MS Word. Может быть использована для проведения контрольного занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» в.

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века».

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»

Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ для студентов заочной формы обучения всех специальностей

АНОТАЦИЯ:Контрольная работа по математике для студентов заочной формы обучения содержит теоретическую часть, которая поможет студентам самостоятельно разобрать необходимый материал и практическую част.

Определите тип лексической ошибки и исправьте ее

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку и культуре речи

I. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1). Мягкий или твердый согласный перед [е]?

Агрессия, интервью, интерьер, интернат, адекватный, адепт, анестезия,

компьютер, бассейн, атеист, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бекон,

брюнет, девальвация, декада, декан, демарш, демпинг, интерпретация,

депозит, депонент, диспансер, законопроект, индекс, интервал, интернет,

кодекс, кофе, коэффициент, купе, купейный, менеджер, музей, паштет,

резюме, свитер, стратегия, тест, темп, тенденция, термин, сессия, террор,

френч, фанера, чартер, шинель, энергия, юриспруденция.

2). [чн] или [шн]?

Булочная, бутылочный, горчичник, подсолнечник, убыточный, перечница,

лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, нарочно, отличник, двоечник,

троечник, почечный, порядочный, пустячный, Саввична, сердечный,

скучный, съемочный, скворечник, сливочный, взяточник, шапочный,

уличный, яичница, прачечная, горничная, полуночник.

Орфоэпический минимум.

Жа′люзи — жалюзи′, ката′лог — катало′г, кварта′л — ква′ртал, на′чатый —

нача′тый, облегчи′ть — обле′гчить, ту′фля — туфля′, щаве′ль — ща′вель,

погну′тый — по′гнутый, за′видно — зави′дно, преми′ровать — премирова′ть,

диспа′нсер — диспансе′р, неду′г — не′дуг, зна′мение — знаме′ние, мусоропрово′д

— мусоропро′вод, путепрово′д — путепро′вод, ходата′йство — хода′тайство,

хода′тайствовать — ходата′йствовать, некроло′г — некро′лог, уме′рший —

у′мерший, новорожде′нный — новоро′жденный, цепо′чка — це′почка, зво′нит —

звони′т, дозвони′шься — дозво′нишься, искра′ — и′скра, наме′рение —

намере′ние, вероиспове′дание — вероисповеда′ние, запломби′ровать —

запломбирова′ть, ба′ловать — балова′ть, избало′ванный — изба′лованный, на

догово′рной основе — на договорно′й основе, углу′бленный — углубле′нный, 29

гу′сеница — гусени′ца, э′ксперт — экспе′рт, пригово′р — при′говор, загово′р —

за′говор, че′рпать — черпа′ть, укра′инский — украи′нский, цы′ган — цыга′н.

II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Вариант 1.

Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.

Экскурсии полезны для повышения кругозора. Житель графства Норфолк

покорил в этот раз все рекорды. Он рассказал нам еще несколько своих

воспоминаний. В Атланте я совершенно трезво понимал свои возможности.

Судьи подвели итоги результатов конкурса. Ужасно досадно, что мы

позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Мы надеемся

получить более уточненные данные о боевиках. Россия уже шагнула один

шаг вперед, но этого мало. Далее нашу музыкальную программу продолжат

рок-группы. В этом фестивале участвовало целое созвездие звезд. Меня до

глубины волнует этот вопрос. Книги предлагают рецепты на все основные

2. Составьте предложения с паронимами:

обосновать – основать, скрытный – скрытый, дипломник — дипломант.

Вариант 2.

Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.

Нам выдали такие замечания. Пообщались, отдохнули, навели нужные

контакты. Не люблю давать комплименты. Эта передышка, по словам Дион,

нужна для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Чаще

всего я испытываю при этом совсем другие мысли. И в завершение –

ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. Везучий

счастливчик уедет из казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле.

Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими

иллюзиями. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги

и ускорили строительные работы. В спортивно-оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди

уже давно распланировали свои планы. Ничего не буду говорить – смотрите

фильм, само название уже говорит. Ваша жизнь похожа с мужем нашей

2.Составьте предложения с паронимами:

бережливый – бережный, комплект – комплекс, враждебный — вражеский.

Вариант 3.

Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.

Многие граждане не принимают активной роли в политической жизни

страны. Не было необходимости предпринимать такие меры. Я не делаю

каких-либо поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить. Мы

были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.

Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зрелище. Жители

близлежащих районов старательно и с большим усердием трудятся на этом

предприятии. Это очень музыкальная музыка. Это нормальный

парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы. Президент

сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. Целью

расследования была служба безопасности. После этого они написали

заявления по собственному желанию.

2. Составьте предложения с паронимами:

нетерпимый — нестерпимый, невежа – невежда, мелкий — мелочный.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Сделайте необходимую правку.

Предложение из текста Исправленное предложение
1.Поэтому кости их , конечно, растут, но при недостатке кальция становятся очень хрупкими, вследствие чего возрастает риск развития переломов.
2.Нам выдавали такие замечании.
3.Эксперты составляют аналогии между Арнольдом Шварцнеггером в кино и Нел в индустрии компьютерных игр.
4.Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.
5.Чтобы обеспечить себя от ее преследований, нужно казаться веселым , а это более всего сбивает с толку.
6.Пообщались, отдохнули, контакты , опять же , навели нужные.
7.И мне, например, большого сомнения по ряду кандидатов никогда в голове не укладывалось.
8.Не имеют ли ваши препараты побочных эффектов и не возникнут ли у меня проблемы с кожей в процессе принятия курса похудения?
9. Не люблю давать комплименты.
10. Все делается для того, чтобы напомнить об этом привольно отдыхающим гражданам.
11. Вряд ли найдется мужчина , способный выдержать ее чары.
12. И вот тогда-то с ней и приключилась эта пикантная авантюра.
13. Главное наследство, которое она приняла от отца – знаменитая фамилия.
14. Эта передышка, по словам Дион, нужна ей чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя.
15. Чаще всего при этом я испытываю совсем другие мысли.
16. При резком увеличении содержания фенилэтиламина в мозге может возникнуть внезапная вспышка любви к совершенно чужому человеку , который случайно оказался рядом в момент «солнечного удара».
17. Граждане, остающиеся на позиции подданных , не принимают активной роли в политической жизни.
18.Эта территория снискала в последнее время какие только есть лавры по своей криминальности.
19. Устал ты или нет, какое у тебя настроение – все играет огромное значение.

Упражнение №-3

Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях;

Внесите стилистическую правку.

Предложение из текста Исправленное предложение
1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, состоялась лекция.
2. На том памятном собрании шла речь о том, чтобы успехи , которых мы достигли по производству и продаже государству продуктов животноводства, не кружили бы отдельным людям головы.
3. В результате осуществления ряда технических мероприятий пробег легкового автомобиля «Волга» без капитального ремонта увеличен до 200 тыс. км, а грузового автомобиля ГАЗ-53 уже сама конструкция его обеспечивает пробег без капитального ремонта 120 тыс. км.
4. Закулисные переговоры лидеров реакционных партий имели своей целью создать широкий союз всех правых сил в парламенте, который пресса окрестила «большим альянсом».
5. Все, кто знают К .Воротникова по службе, глубоко уважают его и благодарны за помощь , которую он постоянно оказывает.
6. Докладчик заострил внимание на вопросе , что нередко поднимается на подобных совещаниях.
7. Желательно бы , чтобы на страницах нашей газеты выступили экономисты.
8. Тогда многие вещи трудно было представить , как они будут реализованы.
9. Анигололедный состав совершенно безвреден и для растений, поскольку деревья в Москве страдают в основном от чрезмерного количества соли.
10. Его работа – нравственность, и он с ней справляется.
11. Самое главное – правильно комментировать то, как есть в хронологическом событии.

Упражнение №-4

Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов;

Внесите стилистическую правку.

В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму , головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения.

В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму , головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, а также калий и минеральные удобрения.

(сопоставление несопоставимых понятий)

Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях , которые могут помешать работа.

Из номера в номер в газете рассказывается не только об успехах, но и откровенно говорится о тех трудностях , которые могут помешать работа.

(употребление слова в несвойственном ему значении).

На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.

На остановке стояли мужчины , а также женщины с детьми

(сопоставление неоднородных понятий)

Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин.

Завод приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей , а также не состоящих в браке рабочих .

(сопоставление неоднородных понятий)

В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля.

В работе надо как можно больше использовать не только людской труд, но и лошадей, которые бы помогали управляться с уборкой картофеля.

Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить , строители добились высоких производственных показателей.

Любящие свою работу и стремящиеся ее хорошо выполнить , строители добились высоких производственных показателей

(ошибка в построении предложения с причастным оборотом : любящие – причастие, стремясь – деепричастие).

На обратном пути друзья снова заезжали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и воспоминаниях.

На обратном пути друзья снова заезжали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и вспоминали прошлое.

( используются слова из разных синонимических рядов, воспоминания не синоним к словам разговор и беседа).

У борта теплохода стояла группа русских и грузин.

У борта теплохода стояла группа русских и несколько грузин

(сопоставление несопоставимых понятий)

Были заготовлены тонны варенья из лепестков розы, ежевики и зеленого ореха.

Были заготовлены тонны зеленого ореха и варенья из лепестков розы, ежевики.

Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

У автобуса высокие подножки , и поэтому он имеет низкие динамические показатели

(сопоставление несопоставимых понятий)

На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки , шляпы и сумочки.

На выставке дизайна женщины с удовольствием примеряли юбки , шляпы , выбирали сумочки.

(сопоставление несопоставимых понятий . Юбки и шляпы предметы женской одежды, сумочка- скорее аксессуар).

В Германии запрещались : пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти.

В Германии запрещались идеи тоталитарной власти , а также пропаганда фашизма, нацизма.

(Сопоставление несопоставимых понятий. Слова «пропаганда» и «идеи» не тождественны и в данном ряду сопоставляться не могут.)

Как нефть, так и рыба – это вещь, в которую не надо вкладывать деньги, она сама растет.

Нефть– это вещь, в которую не надо вкладывать деньги, она как и рыба сама растет.

( ошибка в использовании фразеологизма – нарушен состав фразеологизма).

Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты.

Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и позволяющие перекрывать большие пролеты.

(ошибка в построении предложения с причастным оборотом)

В качестве материала для монтажных плит могут использоваться как материалы , нашедшие применение в технике песчаного монтажа, а также и такие материалы , как керамика, бериллий и изолированные материалы.

Для монтажных плит могут быть использованы материалы, нашедшие применение в технике песчаного монтажа, а также такие как керамика, бериллий и изолированные материалы.

(неоправданный повтор одного и того же слова в пределах одного предложения).

Орошение проводилось и в период начала появления метелок и кончая наливом зерна в три приема.

Орошение проводилось в три приема: начиная с появления метелок и заканчивая во время налива зерна.

(нарушение порядка слов в предложении, сопоставляются понятия разных грамматических категорий – начало (имя сущ) , кончая (дееприч).)

Ученик, не понимая всех условий задачи , однако пытался ее решить.

Ученик не понимал всех условий задачи, однако пытался ее решить

(Ошибка при образовании деепричастного оборота).

источники:

http://lektsii.org/3-13494.html

http://lektsia.com/5x62fe.html

  1. Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.

Нам выдали такие
замечания. Пообщались, отдохнули,
навели нужные

контакты. Не люблю давать
комплименты. Эта передышка, по словам
Дион,

нужна для того, чтобы
получить душевное равновесие и прийти
в себя. Чаще

всего я испытываю при
этом совсем другие мысли. И в
завершение –

ремешки, которые придадут
особую изюминку любому наряду. Везучий

счастливчик уедет из
казино «Голден пэлэс» на выигранном
автомобиле.

Ужасно досадно, что мы
позволили себе увлечься оптимистическими

иллюзиями. Ваша помощь
очень помогла нам – мы частично погасили
долги

и ускорили строительные
работы. В спортивно-оздоровительном
центре работают спортивные секции:
каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные
люди

уже давно распланировали
свои планы. Ничего не буду говорить –
смотрите

фильм, само название
уже говорит. Ваша жизнь похожа с
мужем нашей

героини.

2.Составьте предложения с паронимами:

бережливый – бережный,
комплект – комплекс, враждебный —
вражеский.

Вариант 3.

1. Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.

Многие граждане не
принимают активной роли в политической
жизни

страны. Не было
необходимости предпринимать такие
меры. Я не делаю

каких-либо поступков,
которые могли бы кому-нибудь мешать
жить. Мы

были вынуждены спросить
интересующие нас вопросы по телефону.

Зрителю было представлено
восхитительно прекрасное зрелище.
Жители

близлежащих районов
старательно и с большим усердием
трудятся на этом

предприятии. Это очень
музыкальная музыка. Это нормальный

парламентский процесс,
это внутренняя разборка внутри Думы.
Президент

сегодня обратился с
радиообращением по случаю выборов.
Целью

расследования была
служба безопасности. После этого они
написали

заявления по собственному
желанию.

2. Составьте предложения с паронимами:

нетерпимый — нестерпимый,
невежа – невежда, мелкий — мелочный.

III. Грамматические нормы

Задание 1.

Подберите определения,
правильно согласуйте их с приведенными
ниже

словами. Словосочетания
запишите.

1). Рояль, бра, кофе,
тюль, какаду, папарацци, пари, жюри,
авеню, киви,

сирокко, виски, салями,
хиппи, Сочи, Миссисипи, Калахари, табу.

2). Евро, камикадзе,
шимпанзе, Тбилиси, Килиманджаро,
секьюрити,

барбекю, мозоль, шампунь,
толь, кольраби, кенгуру, тамагочи,
кутюрье.

Задание 2.

Из двух форм
существительных, приведенных в скобках,
выберите

нормативную. Употребите
ее в нужном падеже.

1. Домик на пригорке был
черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень,
ставня)

слетел (а) с петли. 3.
Ударили по (рельс, рельса), подвешенн…
к дереву. 4.

Мы вошли в светл… больш…
(зал, зала). 5. Ветром был… разбросан…
(скирд,

скирда).

Задание 3.

От данных существительных
образуйте формы предложного падежа
с

предлогом В.

Сад, край, отпуск, цех,
шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт,
чай.

Задание 4.

От данных существительных
образуйте форму именительного падежа

множественного числа.

Бухгалтер, вексель,
табель, год, директор, инспектор,
кондуктор, китель,

корпус, отпуск, порт,
слесарь, тенор, торт, шофер, якорь,
инженер.

Задание 5.

От данных существительных
образуйте форму родительного падежа

множественного числа.

Апельсины, баклажаны,
буряты, вафли, гектары, гусары, калмыки,

килограммы, кочерги,
носки, полотенца, рельсы, сапоги,
свечи, туркмены,

туфли, чулки, цапли,
яблоки, якуты, ясли.

Задание 6.

Определите род имен
существительных. К существительным
общего рода

подберите согласованные
определения.

Бездарь, вертушка,
воротила, выскочка, вышибала, жертва,
запевала, коллега,

лакомка, лиса, мазила,
марионетка, невежда, недотрога, недоучка,
писака,

старшина, стрекоза,
судья, тамада, тряпка, тупица, умница,
ябеда.

Задание 7.

От предложенных
существительных образуйте форму
единственного числа

и согласуйте с ними
подобранные определения.

1. Жирафы, степи, скирды,
неряхи, яблоки, ставни, присоски, шинели,

медали, унты, гуси,
клавиши, манжеты, занавеси, старосты,
идиомы.

2. Рояли, рельсы,
босоножки, пожарища, погоны, бандероли,
запевалы,

грозди, санатории,
ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы,
судьи,

боты.

Задание 8.

Подберите к существительным
женского рода существительные мужского

рода. Отметьте случаи
отсутствия родовых пар.

Балерина, гонщица,
доярка, массажистка, маникюрша,
санитарка,

секретарша, сиделка,
солистка, студентка, телеграфистка,
ткачиха,

чемпионка.

Задание 9.

Подберите к существительным
мужского рода существительные женского

рода. Определите
стилистические и семантические
различия между ними.

Отметьте случаи
отсутствия родовых пар.

Аквалангист, адвокат,
бригадир, врач, генерал, директор,
доктор, доктор

наук, защитник, инженер,
космонавт, кандидат в мастера,
кондуктор,

лаборант, машинист,
научный сотрудник, педагог, слесарь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
!!!

Проанализируйте материал заданий №2 – 5 и запишите слова и словосочетания, при употреблении которых Вы испытываете затруднения.
Мои лексические трудности

Слово / словосочетание Норма употребления

???Контрольные вопросы по теме

1.Что такое лексическая компетентность?

2. Какие лексические ошибки возникают, если говорящий не учитывает значение слова?

3.Почему некоторые словосочетания в современном русском языке недопустимы?

4. Что такое паронимы, и какие трудности связаны с их употреблением?

5. Найдите предложения, в которых паронимы употреблены правильно:

Архаизмы использованы поэтом для создания колорита эпохи.

Художник воссоздал картину жизни средневекового города.

Создать выдающееся произведение может только гениальный писатель.
Реалистические события легли в основу фильма.

Реальный человек послужил прототипом героя фильма.

Реальный доход гарантируют акции Газпрома.
Человек он расчётный.

Женщина эта на редкость расчётливая.

Переведите деньги на мой расчётный счёт.
Умственный человек не выставляет напоказ свои знания.

Умные машины облегчают труд людей.

Умственный труд оплачивается высоко.
В жилищных домах нет горячей воды.

Жилой вопрос пока ещё стоит остро.

Жилищная комиссия провела проверку.

6.Отметьте словосочетания, в которых сочетаемость слов не нарушена:

очень громадный,

памятный сувенир,

вздернутый кверху,

выдающийся учёный
молодой юноша,

проливной ливень,

сильный ураган,

повседневная обыденность

7.Приведите примеры фразеологизмов, имеющих книжную окраску,
разговорную окраску.
9. Определите тип лексической ошибки и исправите ее.
1. Экскурсии полезны для повышения кругозора. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды. Он рассказал нам еще несколько своих воспоминаний. В Атланте я совершенно трезво понимал свои возможности. Судьи подвели итоги результатов конкурса. Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Мы надеемся получить более уточненные данные о боевиках. Россия уже шагнула один шаг вперед, но этого мало. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы. В этом фестивале участвовало целое созвездие звезд. Меня до глубины волнует этот вопрос. Книги предлагают рецепты на все основные праздники.

2. Нам выдали такие замечания. Пообщались, отдохнули, навели нужные контакты. Не люблю давать комплименты. Эта передышка, по словам Дион нужна для того, чтобы получить душевное равновесие и прийти в себя. Чаще всего я испытываю при этом совсем другие мысли. И в завершение –ремешки, которые придадут особую изюминку любому наряду. Везучий счастливчик уедет из казино «Голден пэлэс» на выигранном автомобиле Ужасно досадно, что мы позволили себе увлечься оптимистическими иллюзиями. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги и ускорили строительные работы. В спортивно-оздоровительном центре работают спортивные секции: каратэ, теннис, у-шу. Все нормальные люди уже давно распланировали свои планы. Ничего не буду говорить – смотрите фильм, само название уже говорит. Ваша жизнь похожа с мужем нашей героини.
3. Многие граждане не принимают активной роли в политической жизни страны. Не было необходимости предпринимать такие меры. Я не делаю каких-либо поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону. Зрителю было представлено восхитительно прекрасное зрелище. Жители близлежащих районов старательно и с большим усердием трудятся на этом предприятии. Это очень музыкальная музыка. Это нормальный парламентский процесс, это внутренняя разборка внутри Думы. Президент сегодня обратился с радиообращением по случаю выборов. Целью расследования была служба безопасности. После этого они написали заявления по собственному желанию.

3.3 Грамматическая компетентность
Вопросы для обсуждения

1. Морфологические нормы языка.

2. Синтаксические нормы языка.

Практические задания

1.Что такое грамматическая компетентность?

2.Что понимается под морфологической компетентностью?

3.Что понимается под синтаксической компетентностью?

4.Определите род имён существительных:

табель, мозоль, бюро, метро, картофель, резюме, коммюнике, непоседа, тюль, кенгуру, какаду, Конго, Перу, кофе, пенсне, какао, шампунь, Варшава, Париж.

5.Найдите ошибки в употреблении форм рода. Исправьте предложения.

На стол подали горячее кофе. Мама купила красящую шампунь. На лугу отдыхала серая кенгуру. Человекообразная шимпанзе живёт в Африке. Исполнялась попурри из русских народных песен. «Юманите» опубликовало это сообщение. Лицо женщины закрыто плотным вуалем. На окне висит красивая тюль. Мой больной мозоль мешает идти. Интервью с космонавтами близился к концу.
6. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

рояль, бра, кофе, тюль, какаду, папарацци, пари, жюри, авеню, киви, виски, салями, хиппи, Сочи, Миссисипи, Калахари, табу.

евро, камикадзе, шимпанзе, Тбилиси, Килиманджаро, секьюрики, барбекю, мозоль, шампунь, толь, кольраби, кенгуру, тамагочи, кутюрье,
7.Образуйте от данных имён существительных форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность выполнения по орфографическому или орфоэпическому словарю.

.

Джемпер, инженер, торт, шофёр, слесарь, ветер, корпус, тополь, директор, корм, офицер, порт, месяц, тренер, фронт, инспектор, бухгалтер клапан, прожектор, вексель, табель, год, кондуктор, китель, , отпуск, порт, слесарь, якорь.

8.Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже.

Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн… к дереву. Мы вошли в светл… больш… (зал, зала). Ветром был… разбросан… (скирд, скирда).

9.От данных существительных образуйте формы предложного падежа с

предлогом В.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

10.Образуйте от данных имён существительных форму родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность выполнения по орфографическому или орфоэпическому словарю.

Яблоко, апельсин, помидор, сапог, банан, чулок, носок, дело, место, рапорт, вафля, ясли, баклажан, гектар, килограмм, кочерга, полотенце, рельса, цапля.

11. Найдите ошибки в употреблении форм имён прилагательных.

Исправьте предложения.

Наш город скоро станет более красивее. Выступление студента Алексеева на собрании было самым убедительнейшим. Слова хорошо знакомой песни в этом зале звучат чище, звончее. Салфетка у неё более красивее. Надо находить самые наилучшие пути для решения проблемы. Ваше предложение более приемлемее, чем другие. У этой девочки глаза более чернее. Пушкин – самый талантливейший из поэтов. Эта зима более теплее.
12.Найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте предложения.

Когда Ростовы уезжали из Москвы, по настоянию Наташи было оставлено много вещей, а вместо их подводы брали раненых. Павел Корчагин ненавидел Лещинского за то, что мать его работает у них, а они над ним посмеиваются. Целую ночь артель ловила рыбу, она подходила к концу, когда закончили всю работу. Ихний товарищ заболел. Тетради проверяются учителем всякий день. Много на заводе трудолюбивой молодежи, работают они безукоризненно. Дед деспотически обращался с членами его семьи.
13. Найдите и исправьте ошибки в употреблении имён числительных.

Обои дочки радовали отца своими успехами. Обоими руками обнимаю тебя. По обеим сторонам реки росли ивы. От семьсот отнять двести пятьдесят. К семьсот семьдесят пять прибавить сто пятьдесят. В дветысячном году отцу оду исполнилось сорок пять лет. Трое девушек участвовали в конкурсе.
14.Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени мужского и женского рода.

Мигнуть, мокнуть, киснуть, встрепенуться, толкнуть, стукнуть, увянуть, высохнуть, исчезнуть.
15. Найдите ошибки в употреблении глагольных форм. Исправьте предложения.

Туристы сначала шли пешком, а потом больше недели проехали на теплоходе. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. С нетерпением жду зимних каникул, чтобы приехать в родное село и отдыхать после упорной учёбы. Иссякнули малейшие возможности добиться положительного решения вопроса. Он ложит в основу реферата высказывания критиков о творчестве поэта.
16. Найдите ошибки, связанные с порядком употребления главных и второстепенных членов предложения. Исправьте предложения.

Кое-где изредка светит пробивающийся луч света через тучу. Мы видим Суворова на быстром коне, указывающем треуголкой путь солдатам Только к исходу вторых суток несколько стих ураган. Изменяется земля на наших газах, преображаемая трудом народа. Выйдя из дома, у меня заболела голова.
17.Найдите ошибки, связанные употребления форм сказуемого. Исправьте предложения. Обоснуйте свой выбор.

На выставке побывали несколько сотен посетителей. Множество цветов росли на этой поляне. Кафе-столовая сегодня открыта. Диван-кровать стояла у стены. Десять студентов не сдало зачёт. В самолёте было трое человек. Кто читали эту книгу, запомнят её на всю жизнь. Чтение книг научили Алёшу жизни. Кто служит Родине, те остаются в памяти народа. Наука – крепость, которую должны взять молодёжь.

18.Найдите ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Исправьте предложения.

Юноша любит греблю и плавать. Народ столпился на тротуаре и смотрят на окно третьего этажа. Солдат стал рыться в земле и кричал. В курсовой работе встречаются стилистические ошибки, небрежное оформление и пунктуационные ошибки. Мать была огорчена и встревоженной. Студент говорил о внимании и помощи, которыми окружили его товарищи. Меня те только интересует спорт, но и театр.

!!!

  1. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм рода и числа имен существительных.
  2. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением степеней сравнения имен прилагательных.
  3. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм вида и времени глаголов.
  4. Приведите примеры ошибок, связанных с употреблением форм сказуемых.
  5. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным порядком слов.
  6. Приведите примеры ошибок, связанных употреблением однородных членов предложения.

???Контрольные вопросы по теме

1.Что такое грамматическая компетентность?

2. Какие ошибки возникают, если не учитываются морфологические признаки слова?

3.Отметьте словосочетания, в которых допущены морфологические ошибки:

больная мозоль

моющий шампунь

красивая тюль

прозрачная вуаль
крепкий кофе

большой кенгуру

крепкий виски

сладкое какао
двое студенток

двое студентов

двое суток

двое ножниц
4.Определите тип грамматической ошибки и исправите ее.

Школа не испытывает острых нужд в спортинвентаре. Геологи работали в самых труднейших условиях. Библиотека открыта всякий день. Крыша дачного домика капает. К жанру сказки Щедрин прибегнул неоднократно. Преклоняемся перед упорством исследователей, проникнувших в глубины океана. Жгя старые записи, он случайно бросил в огонь нужные бумаги. Журавлёнок был ещё неоперивший. Писатель в своих произведениях он показывает, как тяжело жилось крестьянам. Он любил музыку и танцевать. Ночь была дождливая и темна. Мы беседовали с руководителем ансамбля, который приехал в Москву. Приехав домой, у писателя возникает желание работать. Давыдов сказал, что умру, но сев завершу к сроку.

3.4.Орфографическая компетентность
Вопросы для обсуждения

1. Общественная значимость грамотного письма

2. Русская орфография и её нормы.

3. Проблемы русской орфографии.
Практические задания

1.Почему грамотное письмо является частью общей культуры человека?

2.Назовите основные этапы формирования русской орфографии.

3.Что исторически менялось в русской орфографии, с чем это было связано.

4.Как называется документ, в котором представлен свод правил, регламентирующих и упорядочивающих наше письмо?

5.Назовите основные проблемы современной орфографии.

Проблема Пример

6.Какие орфографические словари и справочники Вы нашли в библиотеке? Дайте их библиографическое описание.

автор название выходные данные

Задание10. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях. Отредактируйте.
1. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.
2. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привело к крайне положительным результатам.
3. Много нервов приходится тратить, исправляя и переделывая документы для ревизорской проверки.
4. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.
5. Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.
6. Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.
7. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.
8. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1по 5 сентября.
9. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
10. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
11. Хороших работников в нашей компании награждают Доской почета.
12. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
13. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.
14. Не из-за чего было ломать дрова.
15. В нашем городе начинают свою работу участковые избирательные кампании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нам выдавали такие замечания ошибка
  • Нам было очень весело ошибка
  • Наложенный платеж ошибка в фамилии
  • Наложение шины ошибки при наложений шины
  • Наложение жгута порядок и места наложения ошибки при наложении