Налогоплательщика в налоговый орган ошибки

Дата публикации: 28.10.2021 06:51

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы.

Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если по мнению налогоплательщика в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

  • для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» — через личный кабинет налогоплательщика;
  • для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.




Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки — точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

  • Нарушение права проверяемого налогоплательщика (организации либо ИП) участвовать в рассмотрении материалов по ходу проверки, а также непредставление возможности давать пояснения по возникшим вопросам в ходе проверки.
  • Налоговыми органами не указаны документы, которые послужили основанием для начислений.

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

 Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по «общей» доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено — в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное — помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Сверим расчеты

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.

По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:

  • допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;

  • с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.

Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).

Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;

– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».

Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.

То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.

Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.

С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок взаимодействия с налоговым органом

Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.

Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.

Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Способов подать заявление три:

  • представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;

  • представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;

  • разместить через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.

Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).

На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.

Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.

Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.

Пример

Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.

Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.

Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно. 

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@). 

Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.

Когда уточнение платежа невозможно?

В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».

Как же все это увязать?

Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.

Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).

В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.

Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.

В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.

Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

* * *

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.  

ФНС неправильно рассчитала налог - что делать

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.

По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:

  • допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;

  • с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.

Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).

Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;

– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».

Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.

То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.

Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.

С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок взаимодействия с налоговым органом

Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.

Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.

Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Способов подать заявление три:

  • представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;

  • представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;

  • разместить через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.

Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).

На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.

Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.

Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.

Пример

Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.

Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.

Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно. 

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@). 

Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.

Когда уточнение платежа невозможно?

В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».

Как же все это увязать?

Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.

Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).

В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.

Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.

В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.

Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке.

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

* * *

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.  

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль

Ошибки каких видов встречаются в налоговых уведомлениях

О том, что в документе отражена неправильная (завышенная) сумма, плательщики узнают, если замечают, что налог рассчитан за имущество, которое им не принадлежит. Также часто в уведомлении по транспортному налогу указывается неправильная мощность автомобиля.

  1. Ошибки каких видов встречаются в налоговых уведомлениях

  2. Подготовка заявления в налоговый орган

  3. Отправка заявления в налоговый орган

  4. Получение нового налогового уведомления

  5. Если ошибочно рассчитанный налог уже уплачен

  6. Как засчитывается и возвращается излишне уплаченный налог

Что касается земельного налога, то в этом случае ошибка со стороны налоговиков допускается в части кадастрового номера. И наконец, сомнения в правильности расчетов возникают, если сумма сильно от отличается от уплаченной в прошлом налоговом периоде.

Для предотвращения переплаты следует своевременно направить заявление в ФНС

В каждом случае, во избежание переплаты, необходимо оперативно решать вопрос — до крайнего срока уплаты имущественного налога. Сервис Бробанк.ру представляет вниманию читателей пошаговую инструкцию.

Подготовка заявления в налоговый орган

При обнаружении в уведомлении ошибок и несоответствий, завышающих сумму налога, необходимо составить письменное заявление. Его бланк прилагается к уведомлению. Заполняется оно в соответствии с формой, с указанием номера налогового уведомления, адреса отдела ФНС, ФИО и ИНН плательщика.

Бланк заявления не всегда прикрепляется к налоговому уведомлению, в этом случае обращение налогоплательщик составляет в свободной (произвольной) форме. В тексте указывается допущенная фискальным органом ошибка.

К документу прикладываются данные, подтверждающие неправильность расчета: копия свидетельства о регистрации права собственности на недвижимость, или копия паспорта транспортного средства, в котором указана мощность двигателя.

Отправка заявления в налоговый орган

Заполненный бланк в отделение ФНС отправляется несколькими способами, в числе которых: подача лично или через представителя (по доверенности), отправка по почте или передача в электронной форме — через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте Налоговой Инспекции России.

Если заявление налогоплательщик приносит в отдел ФНС лично, то рекомендуется сделать его дубликат. На втором экземпляре сотрудник налогового органа проставит печать о принятии заявления, а также дату. Дубликат остается у налогоплательщика.

При отправке заявления по почте, необходимо делать опись вложения. Это важно, так как у налогоплательщика сохраняется доказательство того, что в конкретный день он отправил документы для устранения ошибки при расчете суммы налога.

Следует сделать дубликат заявления, если вы подаете его лично в отделе ФНС

Получение нового налогового уведомления

После обработки заявления, поступившего от налогоплательщика, налоговый орган самостоятельно проверяет информацию о допущенной ошибке. Если она подтверждается, то сумма налога пересчитывается, и физлицу направляется новое уведомление уже с верными данными. Правильные цифры указываются в графе «Исчисленная сумма налога», а прежние данные в графе «Сумма налога, исчисленная ранее».

Рассмотрение заявления по срокам занимает до 30 рабочих дней с момента его регистрации. В исключительных случаях этот срок продлевается еще на 30 дней (ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ). Срок увеличивается, к примеру, если налоговые органы не получили от других ведомств информацию по вопросу налогоплательщика.

Новое уведомление с корректной суммой высылается налогоплательщику не позднее 30 дней до даты уплаты налога, которая в нем указана. К примеру, срок крайний срок 1 декабря, значит, документ высылается физическому лицу не позднее 1 ноября. Это необходимо для того, чтобы гражданин уложился в сроки и заплатил налог.

Если ошибочно рассчитанный налог уже уплачен

При обнаружении ошибки в уведомлении после совершения платежа, выход из ситуации есть. В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ, переплата может быть возвращена или зачтена в счет будущих налоговых платежей. Какой именно формой воспользоваться, налогоплательщик решает самостоятельно. Но на практике чаще всего используется вариант с зачтением переплаты в счет будущих платежей. Для этого необходимо:

  1. В течение трех лет со дня совершения платежа подать заявление в налоговый орган.
  2. Дождаться обработки обращения и принятия конечного решения.

Заявление, подтверждающее переплату, будет обработано в течение 10 рабочих дней

К заявлению нужно приложить копию платежного документа, подтверждающего переплату, а также уведомление с перерасчетом налога. В обоих случаях (перерасчет или возврат) заявление обрабатывается в течение 10 рабочих дней. Далее сообщение о принятом решении направляется гражданину в течение 5 рабочих дней.

Как засчитывается и возвращается излишне уплаченный налог

Если по заявлению налогоплательщика принимается положительное решение, ФНС сначала проверит его на наличие задолженности, недоимки, а также пеней и штрафов за все прошлые налоговые периоды. При обнаружении таковых переплата сначала зачисляется в этом направлении. Если от суммы остается какая-то часть, она возвращается на счет, указанный налогоплательщиком в заявлении.

Что касается возврата денег, то эта опция регламентируется п. п. 5, 6 ст. 78 НК РФ. Остаток суммы переплаченного налога зачисляется на счет налогоплательщика не позднее 30 рабочих дней с даты принятия заявления. Срок конечного поступления средств зависит от банка, в котором у плательщика есть счет.

Источники:

  1. Статья 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  2. НК РФ.
  3. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы.

Комментарии: 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Налогоплательщик юл печать с ошибками
  • Налогоплательщик юл ошибки при формировании транспортного контейнера
  • Налогоплательщик юл ошибка это не таблица
  • Напольный водонагреватель термекс 200 литров ошибка е1
  • Напольные электронные весы выдают ошибку lo