Налогоплательщик обнаружил ошибки в налоговой декларации

В каких случаях подается уточненная декларация

^К началу страницы

Уточнённая налоговая декларация подается в следующих случаях: 

При обнаружении ошибок или недостоверных сведений в представленной в налоговый орган налоговой декларации, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести соответствующие изменения путём представления уточнённой декларации (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

При обнаружении ошибок или недостоверных сведений в представленной в налоговый орган налоговой декларации, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести соответствующие изменения путём представления уточнённой декларации (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Порядок подачи уточненных деклараций

^К началу страницы

Уточнённая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Существует три случая представления уточненной декларации:

  1. Уточненная налоговая декларация представлена в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации.

    Такая декларация считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

  2. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

  3. Уточнённая налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения, или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

3. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления уточненной налоговой декларации имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

5. Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

6. При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

6.1. В случае, если участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), предоставил участникам договора инвестиционного товарищества копию уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц в связи с их участием в договоре инвестиционного товарищества, обязаны подавать уточненную налоговую декларацию (расчет).

Уточненная налоговая декларация (расчет) должна быть представлена в налоговый орган по месту учета участника договора инвестиционного товарищества не позднее пятнадцати дней со дня, когда ему была передана копия уточненного расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

При этом, если уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган в сроки, указанные в абзаце втором настоящего пункта, участник договора инвестиционного товарищества, не являющийся управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, освобождается от ответственности.

Если участник договора инвестиционного товарищества обжалует акты или решения налогового органа, которыми были изменены финансовые результаты инвестиционного товарищества, он обязан представить уточненную налоговую декларацию (расчет) не позднее пятнадцати дней со дня, когда вышестоящим налоговым органом было принято решение по результатам рассмотрения его жалобы.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении уточненных расчетов сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

253-основа.png

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. 

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

  • уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

  • до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений…».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции. 

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил налогоплательщику требование о представлении пояснений и внесении исправлений, из которого явно следует, что инспекторами были выявлены какие-то несоответствия, искажения, ошибки в декларации (например, часто распространенное явление — вопрос о несоответствии объема выручки по данным декларации по налогу на прибыль и данным деклараций по НДС). Конечно, такое требование не означает, что налогоплательщик непременно должен сдать «уточненку», скорее всего заданные вопросы объяснимы. Но если есть понимание, что показатели в декларации действительно нужно исправить — потребуется «уточненка». И тогда вопрос о начислении штрафных санкций станет актуальным. При этом если уже получен акт камеральной проверки, где выявлена соответствующая ошибка, то штрафных санкций не избежать. А вот если такой акт не получен, то ситуация будет выглядеть достаточно спорно, ведь налоговый орган наверно знал о допущенной ошибке, когда направлял соответствующее требование о представлении пояснений. Как будут развиваться дальнейшие события предсказать достаточно сложно, всё будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

  • проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
  • начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
  • налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
  • даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015  № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка». 

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки. 

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
  • назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
  • проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском. 

Какие ошибки обязательно исправлять уточненкой

Не каждая ошибка в налоговом отчете грозит штрафами. Есть определенные случаи, когда подавать уточняющую декларацию обязательно не зависимо от того, сколько времени прошло с даты первичного отчета. В остальных ситуациях бухгалтер сам решает, уточнять данные или нет.

Обязательно сдавать уточненку, если:

  • Ошибка привела к занижению налогооблагаемой базы и бюджет недополучит деньги.

  • Организация на УСН продала основное средство до истечения срока, который предусмотрен п. 3 ст. 346.16 НК.

В остальных случаях налогоплательщикимеет право исправить данные отправленной декларации, но не обязан. Например, если налогооблагаемая база была завышена, а не занижена.

Чтобы вам было проще распознать опасные ошибки в отчетности, в таблице ниже – распространенные виды ошибок и подсказки, как действовать.

Вид

Суть ошибки

Сдавать ли уточненку

Арифметические

Неправильно посчитаны суммы, например, доходов или расходов. Это самая серьезная ошибка.

Обязательно, если была занижена налогооблагаемая база.

При завышенной базе можно, но необязательно (см. в статье дальше)

Орфографические

Ошибки в название организации или в ФИО сотрудника. Самая незначительная ошибка.

Необязательно

Опечатки в данных, не влияющих на базу

Неверно указан период, за который подана декларация, или дата. Ошибка в кодах организации: ОГРН, ИНН, ОКТМО и пр.

Обязанности подавать уточненку нет, но ошибочный период лучше исправить. Иначе налоговики сочтут, что вы не сдали отчет и оштрафуют.

Ошибки по форме

Нарушен порядок заполнения декларации или не хватает какого-то листа

В таком случае приемная программа ФНС попросту не пропустит ваш отчет, если будут нарушены контрольные соотношения и не доберется обязательных для заполнения листов

Таблица. Ошибки в декларациях: уточнять или нет

Как правильно составить уточненную декларацию

Чтобы не допустить ошибок повторно и сдать уточненку с первого раза, придерживайтесь трех основных правил:

  • Форма. Для уточненки используйте ту же форму, по которой сдавали первичную декларацию. Например, вы только сейчас обнаружили ошибку в декларации 2021 года. С тех пор форма отчета изменилась. Несмотря на изменения, уточненку заполняйте по форме, которая действовала в 2021 году, когда сдавали первичную декларацию.

  • Коды. На титульном листе при первичном уточнении декларации номер корректировки надо поставить «1», если второй раз меняете данные – «2», и т. д.

  • Порядок заполнения. Форму заполняйте полностью. Там, где была ошибка, данные поменяйте, а остальные оставьте прежними.

Совет. Чтобы налоговики быстрее разобрались с вашей уточненной декларацией, можно приложить к ней сопроводительное письмо. В письме укажите, за какой период корректируете декларацию, какие значения меняете и почему. Возможно, вашего объяснения им будет достаточно, чтобы не инициировать проверку (это одно из возможных последствий уточненки, о которых будем говорить дальше в статье).

В какой срок важно успеть

Иногда срок сдачи уточненки имеет значение, чтобы инспекторы не начислили штрафы. Все зависит от вида ошибки, кто ее обнаружил – вы или инспекция, и какой период уточняете.

Допустим, вы первым нашли ошибку в сданном отчете. Если она приводит к занижению налоговой базы, то лучше подать уточненку чем быстрее, тем лучше. Так вы опередите налоговиков и не возникнет риска начисления пеней и штрафов. Когда же вопроса о недоимке не возникает, большой срочности нет.

Другая ситуация, если вы хотите вернуть переплату. Это возможно сделать только за последниетри года. Вернуть переплату, например, пятилетней давности не получится. Будьте готовы, что налоговая может организовать проверкупо факту снижения суммы налога. У вас запросят подтверждающие документы, на основание которых возникла переплата.

Если вы уверены, что все документы в порядке и сумма переплаты большая, то смело подавайте уточненку. В иных случаях сначала приведите документацию в порядок или вообще ничего не подавайте, если не готовы к проверке.

Самый строгий срок подачи уточненки будет, если ошибку в декларации найдут налоговики в ходе камералки. В этом случае пришлют требование. С момента его получения у вас есть пять дней, чтобы отправить им уточненную декларацию.

Автоматизируйте все процессы бухгалтерского учета и отчетности в облачной программе 1С:Бухгалтерия вместе с сервисом 1С-Отчетность.
Программу 1С можно взять в аренду в «Е-офис 24». Вы получите круглосуточную техническую поддержку, доступ к ИТС и обновлениям 1С, консультации специалистов 1С, помощь специалистов при отправке отчетности.

Ведите учет без ошибок и своевременно сдавайте отчетность из любой точки мира. Попробуйте бесплатно оптимальное решение для бухгалтера: Облачная 1С:Бухгалтерия + сервис 1С-Отчетность

Что будет, если сдать уточненку: изменения 2023 года

Последствия уточнений зависят от того, когда их подали, и была ли недоимка. Рассмотрим все возможные ситуации.

Уточненку сдали в рамках срока сдачи первичной декларации

Здесь вообще никаких проблем не будет – сроком подачи декларации будет считаться дата подачи уточненки. Сроки вы не нарушили, потом негативных последствий никаких нет.

Срок для декларации прошел, но срок уплаты налога еще не наступил

Если ошибку вы обнаружили сами, а не налоговая при проверке, то в этом случае штрафов тоже никаких не будет. Главное, что вы уточнили данные. Дальше важно вовремя и правильно заплатить налог.

Все сроки прошли, а при уточнении образовалась недоимка

Раньше, до 2023 года при обнаружении ошибки в данной ситуации необходимо было сначала оплатить сумму недоимки и пени, и только после этого отправлять в ИФНС уточненную декларацию. При неоплате этих сумм грозил штраф.

С1 января 2023 года, ситуация изменилась в лучшую сторону. Теперь уточненка – одно из оснований для формирования сальдо на едином налоговом счете (ЕНС). Если оно положительное и вы отправили корректировку из-за занижения базы, то налоговая сама спишет деньги со счета при условии, что их там достаточно. Сначала списываются недоимки, потом текущие платежи и в последнюю очередь пени (п. 8 ст. 45 НК).

Во избежание штрафов для начала советуем посчитать сумму недоимки в бюджет, а также сумму пеней. После этого проверить сальдо ЕНС. Если денег точно хватает, уточненку можете смело отправлять. Далее при необходимости внесите дополнительные средства на свой ЕНС на оплату текущих налоговых обязательств.

Сумму недоплаты в бюджет выявила налоговая в ходе проверки

В этом случае вместе с недоимкой и пенями придется заплатить штраф в размере 20% от суммы неуплаты (ст. 122 НК).

Способы отправки уточненки

Уточненную декларацию нужно передавать в налоговую таким же способом, как и первичную:

  • с помощью ТКС;

  • через личный кабинет налогоплательщика;

  • лично на бумажном носителе;

  • по почте.

Конечно же, лучше всего сдавать отчеты онлайн и не тратить время на дорогу в ИФНС. В этом поможет «Е-офис 24». Мы подключим вас к сервису 1С-Отчетность – и вы сможете взаимодействовать с контролирующими органами не выходя из программы 1С.

Попробовать один месяц бесплатно

Реклама: ООО «Е-Офис 24», ИНН 6672281995, erid: LjN8KMBpW

image_pdfimage_print

Уточненная налоговая декларация представляет собой новое письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Уточненная декларация изменяет и дополняет поданные ранее налоговые декларации, поэтому сумма, подлежащая уплате на основе (основной) декларации, определяется с учетом всех внесенных в нее изменений и дополнений.

Подача уточненной декларации влечет возникновение налоговых обязательств, исчисленных по этой уточненной декларации.

Такое новое заявление подлежит самостоятельной камеральной налоговой проверке, вне зависимости от результатов камеральной проверки первичной декларации и предыдущих уточненных деклараций, то есть сведения уточненной налоговой декларации не могут опровергаться сведениями первичной декларации, а также сведениями предыдущих уточненных деклараций.

Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (пункт 5 статьи 81 НК РФ).

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает уточненную налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Право и обязанность налогоплательщика представить уточненную декларацию

Налогоплательщик должен представлять налоговые декларации только в тех случаях, когда такая обязанность прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Только при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

В этом случае обязанности налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность инспекции принять эту декларацию и в установленный срок провести камеральную проверку.

Иных дополнительных оснований, кроме случаев занижения суммы налога, обязывающих налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию, налоговое законодательство не содержит.

То есть в иных случаях подача уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Поэтому если налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует.

Указанный подход законодателя, позволяющий исправлять ошибки в периоде их выявления, направлен на реализацию принципа установления реальных налоговых обязательств налогоплательщика и ведет к соблюдению баланса интересов публично- правового образования и налогоплательщика при определении действительного размера налоговых обязательств.

Налогоплательщик самостоятельно, сообразно своей хозяйственной деятельности, заявляет о достигнутом экономическом результате, в связи с чем, не может быть понужден к уточнению ранее заявленных им сведений.

Переплата налога в результате совершения ошибки при исчислении налоговой базы в более раннем периоде не несет негативных последствий для бюджетной системы и не может служить основанием для доначисления налога или начисления пеней как способа компенсации потерь бюджета.

Излишняя уплата суммы налога представляет собой умаление имущественной сферы налогоплательщика (хотя бы и в результате его собственных ошибочных действий), подлежащее устранению в предусмотренном законом порядке.

Механизм восстановления имущественной сферы налогоплательщика, нарушенной вследствие неосновательного отчуждения в бюджет части его имущества, представляет собой гарантию права собственности.

В Определении от 16.07.2009 № 927-О-О Конституционный суд РФ указал, что возможность корректировки налоговой базы в текущем налоговом (отчетном) периоде путем ее пересчета в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, направлена на защиту, а не на ограничение прав налогоплательщиков.

Количество уточненных налоговых деклараций. Срок давности представления отчетов

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ограничений по количеству и срокам представления уточненных налоговых деклараций.

Как указано в письме ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)», в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации (расчета). Уточненную налоговую декларацию (расчет) за отчетный период, по которому истек срок исковой давности (три года), полученную в текущем году и последующие годы, инспектор обязан зарегистрировать.

Таким образом, ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса РФ не содержат.

В тоже время Налоговым кодексом РФ предусмотрены временные ограничения на совершение действий участниками налоговых правоотношений, которые учитываются в ситуациях, связанных с представлением уточненных деклараций.

В частности, речь о сроке на возврат излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ), а также о ситуации, касающейся возмещению суммы НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат излишне уплаченного налога и уточненная декларация

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 года № 17750/10 разъяснил, что юридические основания для возврата налога по итогам его финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Из статей 78, 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08).

Поэтому срок исковой давности не может исчисляться с даты подачи уточненных налоговых деклараций, так как данный подход приведет к искусственному продлению сроков на возврат (Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2015 по делу № А51-25441/2014).

Совершение налогоплательщиком действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации не является основанием для изменения порядка исчисления срока исковой давности, который должен исчисляться с даты представления им первоначальной налоговой декларации (Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2021 по делу № А12-27281/2021).

В соответствии с письмом ФНС России от 12.12.2006 № ЧД-6-25/1192@ при отражении в карточке «Расчеты с бюджетом» уточненных налоговых деклараций «к уменьшению» должен быть соблюден порядок приема уточненных налоговых деклараций за периоды, по которым истек срок исковой давности в силу ограничений пункта 7 статьи 78 НК РФ.

Следовательно, если указанные налоговые декларации поданы «к уменьшению» и в отношении них может быть принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании пункта 7 статьи 78 НК РФ, то такие налоговые декларации только регистрируются, а строки начислений налога (сбора) в карточке расчеты с бюджетом не создаются.

Возмещение суммы НДС и уточненная декларация

В пункте 2 статьи 173 НК РФ указано, что если сумма налоговых вычетов по НДС в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Данное условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм НДС совпадает с закрепленным в качестве общего правила в пункте 7 статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога.

В пунктах 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2217/10 заявление налогоплательщиком налогового вычета в более позднем периоде, чем период, в котором такое право возникло, само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение вычета. Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и возмещения НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога, заявленного в налоговой декларации, в том числе уточненной в течение трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов, применение которых ведет к возникновению суммы возмещения (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу № А33-20276/2017, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020  по делу № А81-9115/2019).

Если в уточненной налоговой декларации, представленной за пределами трехлетнего срока, отражены налоговые вычеты, которые ранее были заявлены в первичных налоговых декларациях, представленных в пределах установленного трехлетнего срока, то в целях применения пункта 2 статьи 173 НК РФ налогоплательщиком соблюден срок заявления сумм НДС к возмещению, установленный данной нормой НК РФ (Письма Минфина России от 26.03.2013 № 03-07-11/9532, ФНС России от 20.03.2013 № АС-4-3/4811, Решение Арбитражного суда Томской области от 25.09.2019 по делу № А67-11264/2018).

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21 июня 2001 г. № 173-О, трехлетний срок предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, и его пропуск не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Полнота проверки уточненной декларации

Положениями статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций.

Исключений и особенностей проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Налоговый кодекс РФ не содержит.

Также ни статья 80 НК РФ, ни статья 81 НК РФ не содержат каких-либо специальных условий, ограничивающих налоговые органы в проверке уточненной налоговой декларации в полном объеме.

При изменении налогоплательщиком отчетных данных об объектах налогообложения в уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый период налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в полном объеме, а не только в части внесенных изменений (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по делу № А17-8697/2015, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 № по делу № А51-22106/2009).

Одинаковые сведения в налоговых декларациях, поданных Обществом, за один и тот же налоговый период, но в разное время, не лишают Инспекцию права осуществить самостоятельные камеральные проверки в отношении каждой из поданных деклараций в предусмотренные статьей 88 НК РФ процедуре и сроки (Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2019 по делу № А58-9333/2019).

Уточненная декларация и повторная выездная налоговая проверка

В соответствии с п.п. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

То есть, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению налоговый орган не связан 3-х летним ограничительным сроком при установлении периода проведения повторной выездной налоговой проверки.

Иное толкование положений статьи 89 НК РФ означало бы наличие у налогоплательщика неконтролируемого права снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненной налоговой декларации на пределе окончания 3-хлетнего срока для проведения выездной налоговой проверки, что противоречило бы правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 16.03.2010 № 8163/09, согласно которой праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.

В ином случае исключается сама возможность проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки, в случае если соответствующая уточненная налоговая декларация представлена за период, находящийся за пределами трех календарных лет предшествующих году, в котором представлена такая декларация.

Арбитражные суды указывают, что ограничение проверяемого периода тремя годами на данный вид проверок не распространяется (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № ВАС-15070/13 по делу № АЗЗ-11526/2012, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2013 по делу № АЗЗ-11526/2012, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2013 по делу № А27-14195/2012).

Минфин России в письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 придерживается аналогичной позиции, указывая следующее.

В соответствии с абзацем 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ в рамках повторной выездной налоговой проверки при представлении уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного, проверяется период за который представлена уточненная налоговая декларация.

Таким образом, проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки.

Налоговым кодексом РФ не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации, а также предельный срок для назначения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного.

Абзац 6 пункта 10 статьи 89 НК РФ прямо предусматривает проверку того периода, за который лицо представило уточненную налоговую декларацию, не связывая проверяемый период с датой вынесения решения о назначении повторной выездной проверки, с датой представления декларации в налоговый орган, с датой проведения контрольных мероприятий.

Камеральная проверка первоначальной и уточненной деклараций

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Исходя из содержания статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации не рассматривается налоговым законодательством в качестве повторной.

Налоговое законодательство рассматривает уточненную налоговую декларацию, как самостоятельный объект налоговых правоотношений, поэтому при проведении камеральной проверки по уточненной декларации действует общий порядок, установленный статьей 88 НК РФ.

Согласно письма ФНС РФ от 21.11.2012 № АС-4-2/19576, если уточненная налоговая декларация представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации, но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) акт налоговой проверки первичной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений, вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.

Выездная проверка и уточненная декларация

НК РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки.

С другой стороны, подача уточненных налоговых деклараций после проведения выездной налоговой проверки, не влечет перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика и не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов.

В силу статьи 101 НК РФ принятое по результатам выездной налоговой проверки решение является неизменным и его изменение (отмена) возможны только в порядке, установленном статьей 138 НК РФ, то есть путем административного или судебного обжалования.

Данный подход соответствует позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 4050/12, 16.04.2013 № 15638/12, Определениях Верховного Суда РФ от 29.09.2016 № 305-КГ16-11987, 31.10.2016 № 305-КГ16-13685, 11.07.2018 № 305-КГ18-8696.

Таким образом, то обстоятельство, что налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по налоговым периодам, проверенным в ходе выездной налоговой проверки, не может быть основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам такой выездной налоговой проверки.

Как следует из п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ после окончания налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающий материалы данной проверки, вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки. Данное право не может быть противопоставлено праву налогового органа провести дополнительную налоговую проверку скорректированных сведений по уточненной налоговой декларации по основанию, предусмотренному абзацем шестым п. 10 ст. 89 НК РФ.

В соответствии с письмами ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19576, от 16.07.2013 г. № АС-4-2/12705, в случае, если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, допросов свидетелей, истребования документов, проведения экспертизы и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

Ответственность в случае представления уточненной декларации. Случаи освобождения от ответственности

Из совокупности норм пункта 1 статьи 122 и подпункта 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ следует, что привлечение к ответственности может иметь место, если проверка уточненной налоговой декларации показывает, что в первоначальной (то есть поданной до срока уплаты налога) налоговой декларации налог был продекларирован в заниженной сумме. Таким образом, при представлении нескольких уточненных налоговых деклараций вопрос привлечения к ответственности должен решаться при сопоставлении первичной декларации и последней уточненной декларации.

Статьей 81 НК РФ предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока ее подачи, в том числе в случае подачи уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, либо о назначении выездной налоговой проверки.

То есть, указанная норма поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П).

С другой стороны, нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета для налогового органа в отношении самостоятельной проверки уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 88 НК РФ, даже в том случае, если при проведении первичных деклараций нарушений не выявлено.

Не выявление налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля в отношении первичной декларации фактов нарушения налогового законодательства не является обстоятельством, исключающим необходимость проведения мероприятий налогового контроля в отношении уточненной налоговой декларации, что в свою очередь не исключает ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проведения налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации налоговые правонарушения.

Под моментом окончания камеральной налоговой проверки следует понимать истечение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки.

Смягчающие обстоятельства для уменьшения штрафа

Самостоятельное представление налоговой декларации, а также уплата налога и пеней, после того как налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, следует рассматривать как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок и неточностей и представление уточненной налоговой декларации могут рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство даже в том случае, если при этом налогоплательщиком не были уплачены налог и пени (пункт 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если на дату уплаты налога у него имелась переплата по тому же налогу в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога, и на момент вынесения налоговым органом решения по результатам проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика (пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Исходя из вышеизложенного, представление уточненной налоговой декларации после того, как налогоплательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки, не освобождает налогоплательщика от штрафа даже в том случае, если до момента подачи уточненной декларации им были уплачены сумма налога и соответствующие ей пени. Однако данное обстоятельство может рассматриваться как смягчающее ответственность.

119 НК РФ

Факт подачи уточненной налоговой декларации после предусмотренного НК РФ срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением.

Вместе с тем в случае нарушения срока представления налоговой декларации изначально и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Тот факт, что положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную проверку в отношении первичной налоговой декларации в случае предоставления налогоплательщиком уточненной декларации до окончания камеральной налоговой проверки, не свидетельствует о том, что налоговая ответственность на основании ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной налоговой декларации в такой ситуации не наступает (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 7265/11).

В случае нарушения срока представления первичной налоговой декларации и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока налоговые декларации и указывающих в них неверные данные.

При привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, сумму штрафа следует исчислять исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, в данном случае указанной в уточненной налоговой декларации (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2011 по делу № А76-13844/2010-41-418).

Названный вывод соответствует правовой позиции, отраженной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 № 6161/06, от 15.05.2007 № 543/07.

Налоговый адвокат Гордон Максим Владимирович

Налоговые адвокаты и юристы ONLEX оказывают юридическую помощь, в том числе по вопросам связанным с представлением уточненных налоговых деклараций по всем налогам и сборам.

Связаться с нами

Пишите нам на электронную почту    info@onlex.pro

Звоните по телефону, оставляйте сообщения в чате WhatsApp, Viber, Telegram на номер    + 7 900 40 00 79

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Налоговый орган выявил ошибку в декларации
  • Налоговый орган выявил ошибки в налоговой декларации
  • Налоговый аудит ошибки при проверке
  • Налоговая сделала ошибку в егрюл
  • Налоговая проверка защищенного соединения закончилась с ошибкой