Налоги в учетной политике ошибки

280-основа.png

Налоговое законодательство в некоторых случаях допускает для налогоплательщика возможность выбора способа определения доходов и расходов, метода списания расходов, порядка уплаты авансовых платежей. Эти и другие выбираемые показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть зафиксированы в специальном документе учетной политике для целей налогообложения, к которому многие налогоплательщики совершенно напрасно формально подходят.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Предусмотрена ли в отношении налогоплательщика ответственность, если учетная политика содержит ошибки или устаревшие положения?

Ответственность за допущенные в самом документе ошибки не установлена. Но следование устаревшим положениям может привести к неправильному определению налоговой базы, занижению суммы налога. Обнаружив в учетной политике ошибочные положения (предположим, неправильно определена дата реализации применительно к недвижимому имуществу), налоговый орган получает основания для целенаправленной проверки подобных вопросов.

Как применять учетную политику в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок в ней?

В этом случае нужно исчислять налоги без учета такого рода положений и внести коррективы в учетную политику. В качестве основания их внесения следует указать изменение законодательства о налогах и сборах. Срок, когда поправки по данному основанию должны быть внесены в учетную политику, НК РФ не устанавливает. Статья 313 НК РФ предусматривает только, что начало действия таких изменений в учетной политике не может быть раньше начала действия нового законодательства, т.е. они могут вводиться в течение налогового периода и иметь обратную силу.

Нужно ли представлять учетную политику в налоговый орган?

Обязанности налогоплательщика направлять учетную политику в налоговый орган к какому-либо установленному сроку нет. Поэтому представлять учетную политику нужно, если получено соответствующее требование налогового органа в рамках налоговой проверки. Обратите внимание, что в таком случае представлению подлежат приказ об утверждении учетной политики, собственно учетная политика, все приложения, входящие в ее состав.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.

Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.

Что это значит?

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Что может быть включено в общую часть учетной политики?

В общие положения рекомендуется включать основы порядка ведения налогового учета: форма и способ его ведения.

Иными словами, ведется ли учет с использованием регистров бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета с дополнительными реквизитами и (или) регистров налогового учета. Ведутся ли такие регистры на бумажных носителях и (или) в электронной форме. Осуществляется ли ведение учета и исчисление налогов бухгалтером или специализированной организацией. При этом учетная политика не должна превращаться в регламент взаимодействия структурных подразделений общества.

Какие позиции в части НДС нужно отразить в учетной политике?

Может быть и никакие, если организация осуществляет только облагаемые по ставке 18% операции и не имеет обособленных подразделений.

Если организация совершает операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то содержанием учетной политики должны стать: правила ведения раздельного учета, правила принятия к вычету либо учета в стоимости предъявленных продавцами сумм налога, правила распределения сумм налога, если в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины таких совокупных расходов. При формулировании правил раздельного учета учитываются нормы статьи 170 НК РФ.

Также, если общество совершает операции, облагаемые по ставке 0%, то в учетную политику включается порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%.

Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?

Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.

Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Какие положения в учетной политики следует посвятить амортизации?

Во-первых, помимо уже упомянутой амортизации основных средств, бывших в употреблении, это, прежде всего, выбор метода амортизации: линейный или нелинейный.

Во-вторых, срок амортизации нематериальных активов: исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель, на использование программы для ЭВМ, базы данных (подпункты 1–3, 5–7 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 НК РФ). По таким нематериальным активам срок полезного использования может составлять два года.

В-третьих, амортизационная премия. Целесообразно закрепить включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

В-четвертых, применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

Отдельно нужно отметить, как затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов: в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию или нет. Это связано с тем, что с 2015 года организация на основе экономически обоснованных показателей может предусмотреть более длительный срок списания стоимости затрат на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (более одного отчетного периода).

На какие еще расходы следует обратить внимание в учетной политике?

Нужно решить, будут ли создаваться в налоговом учете резервы. К ним относятся резервы под предстоящие ремонты основных средств, по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и некоторые другие. Если да, то следует установить порядок их формирования.

Необходимо обратить внимание и на порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, оказывающих услуги. На основании учетной политики организация сможет относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. При отсутствии данных положений следует определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Нужно ли предусматривать способ нормирования процентов по долговым обязательствам?

С 1 января 2015 года статья 269 НК РФ не будет предусматривать для налогоплательщиков привычных способов отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.
В учетную политику могут быть включены только положения об использовании для признания процентов в доходах и расходах по контролируемой сделке, одной из сторон которой является банк, интервала предельных значений ставок, содержащегося в пункте 1.1 статьи 269 НК РФ. Отсутствие данных положений может влечь автоматическое использование рыночных цен по сделкам.

Наряду с этим, следует оговорить особенности определения размера убытка при уступке (переуступке) права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации (долговым обязательством) срока платежа. Какой показатель для расчета убытка будет использоваться:

  • максимальная ставка процента, установленная для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;
  • ставка процента, подтвержденная методами, установленными разделом V.1 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрено использование методов оценки ранее произведенных расходов…

Да, и во всех случаях, когда такая оценка предусмотрена, в учетной политике должен быть заявлен выбранный метод оценки. В числе методов оценки сырья и материалов при списании их в производство, стоимости покупных товаров при их последующей реализации, действуют:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов (товара);
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Не лишним будет подтвердить учетной политикой, что при реализации имущества и (или) имущественных прав, общество уменьшает доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Будьте внимательны, с 2015 года метод ЛИФО в налоговом учете не применяется.

Кроме того, не смешивайте понятия бухгалтерского и налогового учета при описании методов учета расходов.

Какие положения должна содержать учетная политика в части порядка уплаты налога на прибыль?

Традиционно в учетную политику включают положения о способе уплаты авансовых платежей и показателе расчета доли прибыли для распределения налога между головной организацией и обособленными подразделениями (среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда).

Организация может производить исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Вторым вариантом является выбор в качестве отчетных периодов по налогу первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.

Обратите внимание, что независимо от изменений в учетной политики, изменение системы авансовых платежей требует уведомления налогового органа не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором предполагается применять новый порядок уплаты (пункт 2 статьи 286 НК РФ).

Какие особенности формирования учетной политики существуют для налогоплательщиков, совершающих сделки с ценными бумагами?

Целый блок учетной политики может быть связан с определением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, причем для некоторых категорий, к числу которых относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, есть дополнительная специфика.

Режим налогообложения операций с ценными бумагами будет действовать, если организацией не будут установлены:

  • критерии отнесения операций с ценными бумагами к операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • правила квалификации сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива, для целей признания ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения;
  • критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

При заключении сделок с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, выбор в учетной политике применимого законодательства для целей отнесения ценных бумаг к обращающимся, может быть осуществлен на основе места нахождения самого налогоплательщика. В этом случае подлежит применению законодательство РФ.

С 2015 года организация сможет не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 НК РФ. Взамен этих методов при определении финансового результата по сделкам с обращающимися ценными бумагами может быть использована расчетная цена сделки, определяемая с применением методов трансфертного ценообразования главы 14.3 НК РФ. Для применения расчетной цены должно соблюдаться хотя бы одно из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5% соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1% соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Отсутствие данных положений в учетной политике повлечет применение правил ценообразования статьи 280 НК РФ, не учитывающих указанные особенности.

Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг – вправе закрепить уменьшение налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке 20%, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, в отношении которой не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Также организация – профучастник может формировать резерв под обесценение ценных бумаг.

Должен ли быть выбран метод оценки стоимости ценных бумаг при их последующей реализации?

Как и в прочих случаях реализации ранее приобретенного имущества, в учетной политике должен быть определен метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг, в том числе учет выбывающих (возвращающихся) ценных бумаг по операции РЕПО:

  • по стоимости первых по времени приобретений – ФИФО (в первую очередь закрываются позиции, которые были открыты ранее);
  • или по стоимости единицы.

Кстати, по операциям РЕПО также должны быть установлены некоторые иные показатели, включая порядок закрытия короткой позиции в течение одного дня:

  • с учетом последовательности сделок по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг;
  • или по итогам этого дня в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

Применение некоторых опций в учетной политике требует дополнительного подзаконного регулирования. Так, должны быть изданы требования Центрального банка и (или) Министерства финансов к формированию портфеля ценных бумаг в зависимости от срока и целей их приобретения для возможности применения выбранного метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг в отношении каждого портфеля ценных бумаг.

Для действующих организаций формально крайним сроком является 31 декабря года, предшествующего календарному году начала ее применения. На практике приказ об утверждении учетной политики нередко оформляется позднее, но обязательно датируется указанной датой…

Обязанности по ежегодному утверждению учетной политики нет. Однако переутверждать учетную политику или вносить в нее изменения приходится достаточно часто в силу постоянных изменений в законодательстве. 

Ситуация

Возражая в суде против позиции налоговых органов, налогоплательщик заявил, что расходы на энергию и ГСМ в ст.318 НК РФ, устанавливающей перечень прямых расходов, не упомянуты, а учетной политикой организации они отнесены к косвенным расходам и правомерно признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль единовременно. Кроме того, у налогоплательщика есть право самостоятельно формировать перечень прямых расходов и данные расходы, по его мнению, являются сопутствующими производству пиломатериалов, их невозможно распределить на готовую продукцию.

Положения учетной политики, не учитывающие технологические особенности производства налогоплательщика, не принимаются судами во внимание

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, глава экспертного совета «Правовест Аудит», к. э. н.

Решение

Суды поддержали доначисления налога на прибыль, произведенные налоговым органом, так как налоговики доказали, что по технологии производства расходы на электричество и ГСМ непосредственно формировали стоимость продукции (пиломатериалов) и должны учитываться в расходах по мере ее реализации (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Поддерживая налоговый орган, суды указали:

  • НК РФ не ограничивает налогоплательщика в отнесении к прямым расходам иных расходов, не входящих в минимальный перечень прямых расходов ст. 318 НК РФ;

  • учетная политика не должна быть в отрыве от технологии производства, т.е. право самостоятельно определить перечень прямых и косвенных расходов одновременно требует от налогоплательщика обоснования принятого решения исходя из специфики деятельности и технологического процесса, поскольку такое распределение должно быть экономически оправданным;

  • налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели. В данном случае такая возможность была, что удалось доказать налоговым инспекторам на основе изучения технологии производства пиломатериалов.

В ходе проведенных мероприятий налогового контроля (осмотр производственных площадок, цехов, допросы начальника производства и главного энергетика) получены сведения о технологическом процессе производства пиломатериалов и производственном оборудовании, применяемых сырье и материалах, произведенных затратах. В деле имеется описание осуществляемого в обществе технологического процесса, протоколы допросов свидетелей, обосновывающие вывод о том, что ГСМ и электрозатраты в спорных суммах, расходуются непосредственно на технологические, двигательные цели, подлежат включению в себестоимость продукции как прямые затраты.

Так, было установлено, что процесс производства пиломатериалов не может протекать без сушки, а она требует потребления большого количества энергии и ГСМ. Производственный процесс переработки сырья и получения готового продукта невозможен без электроэнергии и дополнительных энергозатрат.

Прямые затраты, распределяются налогоплательщиком по цехам. В каждом цехе имеются отдельные приборы для электроэнергии, ведется технический учет объемов подачи электроэнергии по объектам (цехам) по отдельным счетчикам с ежемесячным распределением затрат на электроэнергию. В каждом цехе установлено не менее двух счетчиков: один счетчик фиксирует потребление электроэнергии на технологический процесс, второй счетчик на освещение.

Данные по распределенным затратам на электроэнергию ежемесячно передаются в бухгалтерию. ГСМ, которые списываются в цехах, расходуются для производственных нужд, обеспечивают смазку оборудования для снижения трения в его узлах.

Таким образом, налоговый орган в суде доказал, что:

  1. Потребление электроэнергии и ГСМ является необходимой частью технологии изготовления пиломатериалов;
  2. Налогоплательщик имел реальную возможность определить кол-во энергозатрат и включить расходы на энергию и ГСМ в состав себестоимости готовой продукции, а значит, такие расходы должны учитываться в качестве прямых.

Налогоплательщик не смог отстоять положения своей учетной политики в суде, так как она не в полной мере учитывала технологию производства пиломатериалов.

Результат

Налоговые органы все чаще проявляют повышенное внимание к составу прямых расходов и порядку их распределения на остатки готовой продукции и НЗП. Подходы строятся на основе изучения технологических процессов производства налогоплательщика. Положения учетной политики, не учитывающие технологические особенности производства налогоплательщика, не принимаются судами во внимание. В спорных ситуациях касающихся прямых и косвенных расходов суды, исходят из правовой позиции ВАС РФ (Определение от 13.05.2010 N ВАС-5306/10), позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 25.04.2019 N 876-О, а также принимают во внимание письма Минфина РФ от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428:

  • квалификация расхода в качестве прямого или косвенного не может зависеть исключительно от произвольного усмотрения налогоплательщика, а должна быть обоснованной;
  • налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством товаров (работ, услуг), затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели.

Примеры этому есть в постановлениях АС ЗСО от 31.01.2020 N Ф04-7329/19 по делу N А27-27580/2018, АС ДВО от 11.06.2020 N Ф03-1414/20 по делу N А73-12029/2019.

Рекомендуем проверить, соответствие технологии вашего производства положениям учетной политики для целей налога на прибыль с учетом судебной практики.

Проведите аудит своей учетной политики.

Оптимальным решением для исключения налоговых рисков является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет.

Рассчитать стоимость

2021-12-13
1715

Проблемы с Учетной политикой?

Время чтения: 4 минут

Нужна консультация

Учетная политика – это основной документ, регламентирующий порядок ведения учета в компании.

Закон позволяет компаниям в особых случаях делать выбор самостоятельно и отражать хозяйственные операции так, как им удобно. Выбранный вариант организация обязательно указывает в Учетной политике. Это применимо как для бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Нужно ли переписывать Учетную политику?

Учетная политика не нуждается в обновлении. Ее формируют один раз на этапе создания компании. После ее используют на постоянной основе. Новую Учетную политику утверждают только в том случае, если изменилось законодательство.

Чем грозит работа без Учетной политики?

Учетная политика – это внутренний документ компании. Но ничего не мешает налоговой потребовать его при очередной проверке. Отдельной статьи, где был бы прописан штраф за нарушение положений Учетной политики, нет. Вас могут оштрафовать по статье 126 НК РФ за отсутствие документов для налогового контроля.

Не стоит забывать, что Учетная политика должна соответствовать современному законодательству.

Что нового в Учетной политике 2022 года?

С 2022 года обязательно применять новые ФСБУ (правила ведения бухгалтерского учета). Все, кто не работал по ним досрочно, должны проверить свою Учетную политику и при необходимости внести в нее изменения.

ФСБУ «Запасы» уже вступил в силу, а с 1 января 2022 года вступят ФСБУ «Основные средства», «Капитальные вложения», «Аренда», «Документы и документооборот». Все эти изменения компании отражают в своей Учетной политике.

Чтобы избежать ошибок при составлении учетной политики, лучше обратиться к специалистам. Кстати, в «ГЭНДАЛЬФ» есть такая услуга, которой вы можете воспользоваться.

Чем мы можем помочь?

Вы получите готовый внутренний документ для вашей организации, который регламентирует порядок бухгалтерского и налогового учета в ней.

Процесс работы выглядит так:

  • вы предоставляете информацию о своей деятельности и способах учета в вашей организации;
  • наш специалист составляет приказ об учетной политике, охватывающий все аспекты деятельности организации и полностью соответствующий действующему законодательству;
  • вы получаете составленный приказ о применении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на год;
  • вы согласовываете окончательный вариант приказа.

*Услуга не включает настройку Учетной политики в «1С».

Стоимость услуг

Стоимость услуги фиксированная и зависит от системы налогообложения предприятия:

  • 3000 руб. – для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ПСН);
  • 5000 руб. – для предприятий, применяющих общую систему налогообложения.

Срок оказания услуги

Готовый документ будет предоставлен в течение 7 рабочих дней со дня заполнения вами анкеты.

Нужна учетная политика?
Мы готовы ее составить

Оставить заявку

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Налоговые риски из-за ошибок в учетной политике: как избежать

На Практикуме разобрали: 1) Прямые и косвенные расходы: как правильно разделить? 2) Как обосновать косвенные расходы? Перечень аргументов на основе судебной практики. 3) Уступка права требования долга: как признать убыток и избежать доначислений? 4) Методика раздельного учета НДС: как прописать в учетной налоговой политике?

Спасибо, что просмотрели первый день нашего практикума. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, консультация, аудит или обучение? Обращайтесь в личку.

Учетная политика

Налоговое законодательство в некоторых случаях допускает для налогоплательщика возможность выбора способа определения доходов и расходов, метода списания расходов, порядка уплаты авансовых платежей. Эти и другие выбираемые показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть зафиксированы в специальном документе учетной политике для целей налогообложения, к которому многие налогоплательщики совершенно напрасно формально подходят.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Предусмотрена ли в отношении налогоплательщика ответственность, если учетная политика содержит ошибки или устаревшие положения?

Ответственность за допущенные в самом документе ошибки не установлена. Но следование устаревшим положениям может привести к неправильному определению налоговой базы, занижению суммы налога. Обнаружив в учетной политике ошибочные положения (предположим, неправильно определена дата реализации применительно к недвижимому имуществу), налоговый орган получает основания для целенаправленной проверки подобных вопросов.

Как применять учетную политику в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок в ней?

В этом случае нужно исчислять налоги без учета такого рода положений и внести коррективы в учетную политику. В качестве основания их внесения следует указать изменение законодательства о налогах и сборах. Срок, когда поправки по данному основанию должны быть внесены в учетную политику, НК РФ не устанавливает. Статья 313 НК РФ предусматривает только, что начало действия таких изменений в учетной политике не может быть раньше начала действия нового законодательства, т.е. они могут вводиться в течение налогового периода и иметь обратную силу.

Нужно ли представлять учетную политику в налоговый орган?

Обязанности налогоплательщика направлять учетную политику в налоговый орган к какому-либо установленному сроку нет. Поэтому представлять учетную политику нужно, если получено соответствующее требование налогового органа в рамках налоговой проверки. Обратите внимание, что в таком случае представлению подлежат приказ об утверждении учетной политики, собственно учетная политика, все приложения, входящие в ее состав.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Должна ли организация оговорить в учетной политике все особенности, предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет. В учетную политику следует включать те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Принимать учетную политику с учетом особенностей, предназначенных НК РФ для видов деятельности, которые организация не осуществляет – напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика должна являться инструментом, позволяющим налогоплательщику в максимальной степени использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д.

Поэтому можно рекомендовать оговаривать в учетной политике применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как «налогоплательщик вправе», если они направлены на реализацию вышеназванной цели.

Что это значит?

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Что может быть включено в общую часть учетной политики?

В общие положения рекомендуется включать основы порядка ведения налогового учета: форма и способ его ведения.

Иными словами, ведется ли учет с использованием регистров бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета с дополнительными реквизитами и (или) регистров налогового учета. Ведутся ли такие регистры на бумажных носителях и (или) в электронной форме. Осуществляется ли ведение учета и исчисление налогов бухгалтером или специализированной организацией. При этом учетная политика не должна превращаться в регламент взаимодействия структурных подразделений общества.

Какие позиции в части НДС нужно отразить в учетной политике?

Может быть и никакие, если организация осуществляет только облагаемые по ставке 18% операции и не имеет обособленных подразделений.

Если организация совершает операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то содержанием учетной политики должны стать: правила ведения раздельного учета, правила принятия к вычету либо учета в стоимости предъявленных продавцами сумм налога, правила распределения сумм налога, если в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины таких совокупных расходов. При формулировании правил раздельного учета учитываются нормы статьи 170 НК РФ.

Также, если общество совершает операции, облагаемые по ставке 0%, то в учетную политику включается порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%.

Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?

Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.

Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Какие положения в учетной политики следует посвятить амортизации?

Во-первых, помимо уже упомянутой амортизации основных средств, бывших в употреблении, это, прежде всего, выбор метода амортизации: линейный или нелинейный.

Во-вторых, срок амортизации нематериальных активов: исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель, на использование программы для ЭВМ, базы данных (подпункты 1–3, 5–7 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 НК РФ). По таким нематериальным активам срок полезного использования может составлять два года.

В-третьих, амортизационная премия. Целесообразно закрепить включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

В-четвертых, применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

Отдельно нужно отметить, как затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов: в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию или нет. Это связано с тем, что с 2015 года организация на основе экономически обоснованных показателей может предусмотреть более длительный срок списания стоимости затрат на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (более одного отчетного периода).

На какие еще расходы следует обратить внимание в учетной политике?

Нужно решить, будут ли создаваться в налоговом учете резервы. К ним относятся резервы под предстоящие ремонты основных средств, по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и некоторые другие. Если да, то следует установить порядок их формирования.

Необходимо обратить внимание и на порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, оказывающих услуги. На основании учетной политики организация сможет относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. При отсутствии данных положений следует определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Нужно ли предусматривать способ нормирования процентов по долговым обязательствам?

С 1 января 2015 года статья 269 НК РФ не будет предусматривать для налогоплательщиков привычных способов отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.
В учетную политику могут быть включены только положения об использовании для признания процентов в доходах и расходах по контролируемой сделке, одной из сторон которой является банк, интервала предельных значений ставок, содержащегося в пункте 1.1 статьи 269 НК РФ. Отсутствие данных положений может влечь автоматическое использование рыночных цен по сделкам.

Наряду с этим, следует оговорить особенности определения размера убытка при уступке (переуступке) права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации (долговым обязательством) срока платежа. Какой показатель для расчета убытка будет использоваться:

  • максимальная ставка процента, установленная для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;
  • ставка процента, подтвержденная методами, установленными разделом V.1 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрено использование методов оценки ранее произведенных расходов…

Да, и во всех случаях, когда такая оценка предусмотрена, в учетной политике должен быть заявлен выбранный метод оценки. В числе методов оценки сырья и материалов при списании их в производство, стоимости покупных товаров при их последующей реализации, действуют:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов (товара);
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

Не лишним будет подтвердить учетной политикой, что при реализации имущества и (или) имущественных прав, общество уменьшает доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

Будьте внимательны, с 2015 года метод ЛИФО в налоговом учете не применяется.

Кроме того, не смешивайте понятия бухгалтерского и налогового учета при описании методов учета расходов.

Какие положения должна содержать учетная политика в части порядка уплаты налога на прибыль?

Традиционно в учетную политику включают положения о способе уплаты авансовых платежей и показателе расчета доли прибыли для распределения налога между головной организацией и обособленными подразделениями (среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда).

Организация может производить исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Вторым вариантом является выбор в качестве отчетных периодов по налогу первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.

Обратите внимание, что независимо от изменений в учетной политики, изменение системы авансовых платежей требует уведомления налогового органа не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором предполагается применять новый порядок уплаты (пункт 2 статьи 286 НК РФ).

Какие особенности формирования учетной политики существуют для налогоплательщиков, совершающих сделки с ценными бумагами?

Целый блок учетной политики может быть связан с определением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, причем для некоторых категорий, к числу которых относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, есть дополнительная специфика.

Режим налогообложения операций с ценными бумагами будет действовать, если организацией не будут установлены:

  • критерии отнесения операций с ценными бумагами к операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • правила квалификации сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива, для целей признания ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения;
  • критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

При заключении сделок с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, выбор в учетной политике применимого законодательства для целей отнесения ценных бумаг к обращающимся, может быть осуществлен на основе места нахождения самого налогоплательщика. В этом случае подлежит применению законодательство РФ.

С 2015 года организация сможет не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 НК РФ. Взамен этих методов при определении финансового результата по сделкам с обращающимися ценными бумагами может быть использована расчетная цена сделки, определяемая с применением методов трансфертного ценообразования главы 14.3 НК РФ. Для применения расчетной цены должно соблюдаться хотя бы одно из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5% соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1% соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Отсутствие данных положений в учетной политике повлечет применение правил ценообразования статьи 280 НК РФ, не учитывающих указанные особенности.

Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг – вправе закрепить уменьшение налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке 20%, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, в отношении которой не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Также организация – профучастник может формировать резерв под обесценение ценных бумаг.

Должен ли быть выбран метод оценки стоимости ценных бумаг при их последующей реализации?

Как и в прочих случаях реализации ранее приобретенного имущества, в учетной политике должен быть определен метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг, в том числе учет выбывающих (возвращающихся) ценных бумаг по операции РЕПО:

  • по стоимости первых по времени приобретений – ФИФО (в первую очередь закрываются позиции, которые были открыты ранее);
  • или по стоимости единицы.

Кстати, по операциям РЕПО также должны быть установлены некоторые иные показатели, включая порядок закрытия короткой позиции в течение одного дня:

  • с учетом последовательности сделок по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг;
  • или по итогам этого дня в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

Применение некоторых опций в учетной политике требует дополнительного подзаконного регулирования. Так, должны быть изданы требования Центрального банка и (или) Министерства финансов к формированию портфеля ценных бумаг в зависимости от срока и целей их приобретения для возможности применения выбранного метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг в отношении каждого портфеля ценных бумаг.

Для действующих организаций формально крайним сроком является 31 декабря года, предшествующего календарному году начала ее применения. На практике приказ об утверждении учетной политики нередко оформляется позднее, но обязательно датируется указанной датой…

Обязанности по ежегодному утверждению учетной политики нет. Однако переутверждать учетную политику или вносить в нее изменения приходится достаточно часто в силу постоянных изменений в законодательстве. 

Ситуация

Возражая в суде против позиции налоговых органов, налогоплательщик заявил, что расходы на энергию и ГСМ в ст.318 НК РФ, устанавливающей перечень прямых расходов, не упомянуты, а учетной политикой организации они отнесены к косвенным расходам и правомерно признаны в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль единовременно. Кроме того, у налогоплательщика есть право самостоятельно формировать перечень прямых расходов и данные расходы, по его мнению, являются сопутствующими производству пиломатериалов, их невозможно распределить на готовую продукцию.

Положения учетной политики, не учитывающие технологические особенности производства налогоплательщика, не принимаются судами во внимание

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, глава экспертного совета «Правовест Аудит», к. э. н.

Решение

Суды поддержали доначисления налога на прибыль, произведенные налоговым органом, так как налоговики доказали, что по технологии производства расходы на электричество и ГСМ непосредственно формировали стоимость продукции (пиломатериалов) и должны учитываться в расходах по мере ее реализации (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Поддерживая налоговый орган, суды указали:

  • НК РФ не ограничивает налогоплательщика в отнесении к прямым расходам иных расходов, не входящих в минимальный перечень прямых расходов ст. 318 НК РФ;

  • учетная политика не должна быть в отрыве от технологии производства, т.е. право самостоятельно определить перечень прямых и косвенных расходов одновременно требует от налогоплательщика обоснования принятого решения исходя из специфики деятельности и технологического процесса, поскольку такое распределение должно быть экономически оправданным;

  • налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели. В данном случае такая возможность была, что удалось доказать налоговым инспекторам на основе изучения технологии производства пиломатериалов.

В ходе проведенных мероприятий налогового контроля (осмотр производственных площадок, цехов, допросы начальника производства и главного энергетика) получены сведения о технологическом процессе производства пиломатериалов и производственном оборудовании, применяемых сырье и материалах, произведенных затратах. В деле имеется описание осуществляемого в обществе технологического процесса, протоколы допросов свидетелей, обосновывающие вывод о том, что ГСМ и электрозатраты в спорных суммах, расходуются непосредственно на технологические, двигательные цели, подлежат включению в себестоимость продукции как прямые затраты.

Так, было установлено, что процесс производства пиломатериалов не может протекать без сушки, а она требует потребления большого количества энергии и ГСМ. Производственный процесс переработки сырья и получения готового продукта невозможен без электроэнергии и дополнительных энергозатрат.

Прямые затраты, распределяются налогоплательщиком по цехам. В каждом цехе имеются отдельные приборы для электроэнергии, ведется технический учет объемов подачи электроэнергии по объектам (цехам) по отдельным счетчикам с ежемесячным распределением затрат на электроэнергию. В каждом цехе установлено не менее двух счетчиков: один счетчик фиксирует потребление электроэнергии на технологический процесс, второй счетчик на освещение.

Данные по распределенным затратам на электроэнергию ежемесячно передаются в бухгалтерию. ГСМ, которые списываются в цехах, расходуются для производственных нужд, обеспечивают смазку оборудования для снижения трения в его узлах.

Таким образом, налоговый орган в суде доказал, что:

  1. Потребление электроэнергии и ГСМ является необходимой частью технологии изготовления пиломатериалов;
  2. Налогоплательщик имел реальную возможность определить кол-во энергозатрат и включить расходы на энергию и ГСМ в состав себестоимости готовой продукции, а значит, такие расходы должны учитываться в качестве прямых.

Налогоплательщик не смог отстоять положения своей учетной политики в суде, так как она не в полной мере учитывала технологию производства пиломатериалов.

Результат

Налоговые органы все чаще проявляют повышенное внимание к составу прямых расходов и порядку их распределения на остатки готовой продукции и НЗП. Подходы строятся на основе изучения технологических процессов производства налогоплательщика. Положения учетной политики, не учитывающие технологические особенности производства налогоплательщика, не принимаются судами во внимание. В спорных ситуациях касающихся прямых и косвенных расходов суды, исходят из правовой позиции ВАС РФ (Определение от 13.05.2010 N ВАС-5306/10), позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 25.04.2019 N 876-О, а также принимают во внимание письма Минфина РФ от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428:

  • квалификация расхода в качестве прямого или косвенного не может зависеть исключительно от произвольного усмотрения налогоплательщика, а должна быть обоснованной;
  • налогоплательщик вправе отнести отдельные, связанные с производством товаров (работ, услуг), затраты к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели.

Примеры этому есть в постановлениях АС ЗСО от 31.01.2020 N Ф04-7329/19 по делу N А27-27580/2018, АС ДВО от 11.06.2020 N Ф03-1414/20 по делу N А73-12029/2019.

Рекомендуем проверить, соответствие технологии вашего производства положениям учетной политики для целей налога на прибыль с учетом судебной практики.

Проведите аудит своей учетной политики.

Оптимальным решением для исключения налоговых рисков является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет.

Рассчитать стоимость

2021-12-13
1715

Проблемы с Учетной политикой?

Время чтения: 4 минут

Нужна консультация

Учетная политика – это основной документ, регламентирующий порядок ведения учета в компании.

Закон позволяет компаниям в особых случаях делать выбор самостоятельно и отражать хозяйственные операции так, как им удобно. Выбранный вариант организация обязательно указывает в Учетной политике. Это применимо как для бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Нужно ли переписывать Учетную политику?

Учетная политика не нуждается в обновлении. Ее формируют один раз на этапе создания компании. После ее используют на постоянной основе. Новую Учетную политику утверждают только в том случае, если изменилось законодательство.

Чем грозит работа без Учетной политики?

Учетная политика – это внутренний документ компании. Но ничего не мешает налоговой потребовать его при очередной проверке. Отдельной статьи, где был бы прописан штраф за нарушение положений Учетной политики, нет. Вас могут оштрафовать по статье 126 НК РФ за отсутствие документов для налогового контроля.

Не стоит забывать, что Учетная политика должна соответствовать современному законодательству.

Что нового в Учетной политике 2022 года?

С 2022 года обязательно применять новые ФСБУ (правила ведения бухгалтерского учета). Все, кто не работал по ним досрочно, должны проверить свою Учетную политику и при необходимости внести в нее изменения.

ФСБУ «Запасы» уже вступил в силу, а с 1 января 2022 года вступят ФСБУ «Основные средства», «Капитальные вложения», «Аренда», «Документы и документооборот». Все эти изменения компании отражают в своей Учетной политике.

Чтобы избежать ошибок при составлении учетной политики, лучше обратиться к специалистам. Кстати, в «ГЭНДАЛЬФ» есть такая услуга, которой вы можете воспользоваться.

Чем мы можем помочь?

Вы получите готовый внутренний документ для вашей организации, который регламентирует порядок бухгалтерского и налогового учета в ней.

Процесс работы выглядит так:

  • вы предоставляете информацию о своей деятельности и способах учета в вашей организации;
  • наш специалист составляет приказ об учетной политике, охватывающий все аспекты деятельности организации и полностью соответствующий действующему законодательству;
  • вы получаете составленный приказ о применении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на год;
  • вы согласовываете окончательный вариант приказа.

*Услуга не включает настройку Учетной политики в «1С».

Стоимость услуг

Стоимость услуги фиксированная и зависит от системы налогообложения предприятия:

  • 3000 руб. – для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы (УСН, ПСН);
  • 5000 руб. – для предприятий, применяющих общую систему налогообложения.

Срок оказания услуги

Готовый документ будет предоставлен в течение 7 рабочих дней со дня заполнения вами анкеты.

Нужна учетная политика?
Мы готовы ее составить

Оставить заявку

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Налоговые риски из-за ошибок в учетной политике: как избежать

На Практикуме разобрали: 1) Прямые и косвенные расходы: как правильно разделить? 2) Как обосновать косвенные расходы? Перечень аргументов на основе судебной практики. 3) Уступка права требования долга: как признать убыток и избежать доначислений? 4) Методика раздельного учета НДС: как прописать в учетной налоговой политике?

Спасибо, что просмотрели первый день нашего практикума. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из вышеописанного.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС, консультация, аудит или обучение? Обращайтесь в личку.

Учетная политика

СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» подлежит применению с 1 января 2019 года и устанавливает единые:

  • требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики;
  • правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) последствий изменения учетной политики;
б) оценочных значений;
в) исправлений ошибок.

Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» доведены Письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. Обзор данных методических рекомендаций рассмотрим в данной статье.

Учетная политика

Учетная политика — это совокупность способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, приказы, распоряжения, постановления, порядок и т.д.), а также способ их издания (утверждения) — грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта, находится в компетенции субъекта учета.

При этом допустимо формирование учетной политики:

  • посредством принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета;
  • посредством принятия отдельных правовых актов, либо включением в отдельные правовые акты.

Что обязательно должно быть утверждено в составе учетной политики?

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» установлено, что в составе учетной политики обязательно утверждаются:

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией);
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то учреждению также необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики (например, метод начисления амортизации, метод определения справедливой стоимости и т.д.).

Что в составе учетной политики не утверждается?

Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть они не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Примером таких положений может являться то, что при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления; основные средства стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 и т. д.

Когда положения учетной политики могут быть изменены?

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Вместе с тем, в определенных случаях положения учетной политики могут изменяться. К таким случаям относятся:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, при котором повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Как правило, изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Однако, ее изменение возможно и в течение года. Если такое изменение не связанно с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, изменение положений учетной политики производится по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Что не считается изменением учетной политики?

Изменением учетной политики не считается:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее.
Например, не будет считаться изменением учетной политики:

  • установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах бухгалтерского учета Рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):
    — операций по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации «зарплатных проектов», при условии, что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);
    — операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору, либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;
    — объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике), объекты движимого имущества;
  • изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.
Например, у субъекта учета возникла новая функция его деятельности (новый вид деятельности).

Способы изменения учетной политики

Существует 2 варианта изменения учетной политики:

  1. Перспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.
  2. Ретроспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Последствия изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, связанного с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, отражаются в учете и отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, введение в действие СГС «Основные средства» предусматривает внесение изменений в документы учетной политики по методам амортизации. При этом переходными положениями СГС «Основные средства» предусмотрено, что сравнительная информация по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) за годы, предшествующие первому применению СГС «Основные средства», не пересчитываются.

Если же нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то последствия ее изменений отражаются в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие года, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

При ретроспективном применении измененной учетной политики входящие остатки на начало отчетного периода бухгалтерского баланса подлежат корректировке по строкам, отражающим соответствующие показатели, и по строке 0 401 30 000. Указанные изменения показателей баланса дополнительно отражаются в форме 0503173 (0503773) (по соответствующим строкам) с указанием причин изменений – «пересчитано» ввиду изменения учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

  • не может быть произведена, в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В отношении последствий изменения учетной политики обязательному раскрытию подлежит следующая информация:

  • обоснование изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, начиная с которой он применяется в связи с изменением учетной политики.

Раскрытие указанной информации осуществляется в Пояснительной записке (ф. 0503160, ф. 0503760).

Оценочное значение

Под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения (пункт 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств, нематериальных активов, прав пользования активами (в том числе условно определенные по договорам аренды с неопределенным сроком аренды);
  • величины оценочных резервов (например, резервов на предстоящую оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование; резервов предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки);
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (например, стоимостные значения справедливых стоимостей нефинансовых активов);
  • иные значения показателей, необходимых для ведения учета и (или) отражаемых в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа их определения (расчетная оценка).

Оценочные значения (оценки) должны быть в обязательном порядке документально подтверждены расчетом, прогнозом, оценочным экспертным суждением (в частности, заключением оценщика, решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов) и т.д.

Корректировка (изменение метода) оценочных значений

Пересмотр (корректировка) оценочных значений, отраженных в бухгалтерском учете, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, резерв по реорганизации (в части оплаты выходного пособия) может быть уточнен (пересчитаны значения ожидаемых выплат) в связи с появившимися новыми обстоятельствами — сокращением сотрудников, изъявивших желание продолжить работу на новых условиях оплаты труда.

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно. Перспективное признание результатов изменения оценочного значения и отражение их в отчетности осуществляется:

  • в отчетном периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
  • в периоде, в котором произошло изменение и в будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние.

Обратите внимание, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики, и подлежит раскрытию в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики.

Например, в 2018 году для определения оценочного значения поступившего в результате дарения объекта нефинансового актива (его справедливой стоимости) применялся метод амортизационной стоимости замещения, а с 01.01.2019 внесено изменение в учетную политику, предусматривающее определение справедливой стоимости поступивших в результате дарения объектов нефинансовых активов по методу рыночных цен.

Исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности.

Ошибка отчетного периода классифицируется в зависимости от периода, в котором она была допущена:

  • ошибка отчетного года — ошибка допущена в периоде (в году), за который субъект учета не сформировал отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который годовая отчетность сформирована, но не утверждена;
  • ошибка прошлых лет — ошибка допущена в периоде, за который годовая отчетность утверждена.

Как исправить ошибку отчетного года?

Исправление ошибки отчетного года осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

При этом формирование отчетности с учетом выявленных ошибок осуществляется:

  • по решению субъекта учета — при выявлении по результатам осуществления внутреннего контроля после подписания отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам камеральной проверки отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности);
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности).

В этих случаях записи по счетам бухгалтерского учета отражаются последней отчетной датой отчетного периода и (или) путем формирования отчетности, содержащей уточненные показатели с учетом выявленных и исправленных ошибок.

Как исправить ошибку прошлых лет?

Ошибка прошлых лет, допущенная при ведении бухгалтерского учета, исправляется в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью в период (на дату) обнаружения ошибки с применением спецсчетов (0 304 86 000, 0 304 96 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000, 0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000) и ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности — исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.

Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда осуществление такой корректировки не представляется возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».

К сравнительным показателям относятся, в частности: показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году), показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году), обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).

Пример исправления ошибки прошлых лет:
В отчетном периоде (в сентябре 2019 года) субъектом учета (казенным учреждением) обнаружена ошибка, допущенная в 2018 году, — расходы по текущему ремонту здания в сумме 1 200 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания и отражены следующими бухгалтерскими записями (в 2018 году):

  • Дт 1 106 11 310 Кт 1 302 25 730 — 1 200 000,00
  • Дт 1 101 12 310 Кт 1 106 11 310 — 1 200 000,00;

за 2018 год начисленная сумма амортизации отражена:

  • Дт 1 401 20 271 Кт 1 104 12 411 — 3 000,00.

В бюджетном учете (по дате обнаружения ошибки прошлых лет — сентябрь 2019 год) исправительные корреспонденции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Дт 1 101 12 310 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 304 86 831 Кт 1 106 11 310 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 106 11 310 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 401 28 271 Кт 1 104 12 411 — 3 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 401 28 225 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00.

Исправительные операции отражаются в отдельном регистре — Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет».

При этом показатели отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям, выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке 0 401 30 000, а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Опубликовано 29.10.2018

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти три ошибки в приведенном тексте укажите номера предложений
  • Налоговая декларация вид документа ошибка
  • Налог ру произошла ошибка загрузки файлов
  • Найти три ошибки в приведенном тексте углеводы органические соединения
  • Налоговая выявила ошибку в отчете