5303. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (2)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (3)В агробиоценозе преобладает монокультура. (4)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (5)В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвлённые сети питания. (6)В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. (7)Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5:
1) Агробиоценоз является неустойчивой экосистемой, которая не может длительно существовать без поддержки человека
2) В агробиоценозе, кроме солнечной энергии, используются дополнительные источники энергии (вносимые человеком удобрения)
5) В агроценозах, в отличие от биоценозов, сети питания слабо разветвленные (пищевые цепи короткие)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 5303.
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 24 Задание на анализ биологической информации (Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова) |
Общая биология
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Изменчивость – одно из свойств живых систем. 2) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 3) Наследственную изменчивость еще называют генотипической. 4) Ненаследственная изменчивость связана с изменением генотипа. 5) Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется генотипом. 6) Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной. 7) примером неопределенной изменчивости является полиплоидия.
2 — комбинативная изменчивость – разновидность наследственной.
4 – ненаследственная изменчивость связана с изменением фенотипа, а не генотипа.
5 – норма реакции – это предел модификационной, ненаследственной (фенотипической) изменчивости.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. 2) Наиболее распространенным типом этих мутаций является полиплоидия. 3) В клетках полиплоидных организмов содержится гаплоидный (n) набор хромосом. 4) Полиплоидия используется как в селекции растений, так и в селекции животных. 5) Многие сорта культурных растений – полиплоиды. 6) избыток хромосом у полиплоидов повышает устойчивость растений к болезням. 7) Кроме того, полиплоиды часто продуктивнее своих диплоидных диких предков.
1 – геномные мутации приводят к изменению числа хромосом.
3 – в клетках полиплоидов содержится полиплоидный набор хромосом (3n, 4n).
4 – полиплоидия не используется в селекции животных.
3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2) Мутация – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3) Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4) Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5) Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными. 6) Мутации всегда полезны организму. 7) Мутации создают вариативность в популяции, что служит материалом для естественного отбора.
3 – это генная мутация.
5 – это геномная мутация.
6 – мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными.
4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Эукариотические клетки начинают подготовку к митотическому делению в профазе. 2) При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. 3) В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. 4) Митотическое деление состоит из четырех фаз. 5) В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. 6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. 7) Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.
1 – подготовка к митотическому делению начинается в интерфазу.
3 – удвоение центриолей клеточного центра, митохондрий и пластид происходит не в первую фазу митоза (профаза), а при подготовке к делению (интерфаза).
6 – к полюсам клетки в митозе расходятся хроматиды хромосом, а не гомологичные хромосомы.
5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Хромосомы, содержащиеся в ядре одной клетки животного, всегда парные, то есть одинаковые, или гомологичные. 2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. 3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). 4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. 5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. 6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. 7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.
2 – хромосомы разных пар отличаются друг от друга
5 – соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом.
6 – соматические клетки образуются в результате митоза.
6. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Каждому организму в процессе жизнедеятельности необходима энергия. 2) Гетеротрофные организмы поглощают из внешней среды готовые органические вещества. 3) К гетеротрофам относят многочисленных животных, паразитические бактерии, вирусы и др. 4) Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать органические вещества из воды и углекислого газа. 5) Они получают воду и углекислый газ, питаясь различными организмами. 6) Окисляя эти вещества, гетеротрофы получают необходимую им энергию. 7) Гетеротрофные организмы в истории развития жизни на Земле появились вслед за автотрофами.
3 – вирусы не питаются: их не относят ни к автотрофам, ни к гетеротрофам.
5 – они получают готовые органические вещества с пищей.
7 – гетеротрофные организмы на Земле появились первыми.
7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Широко распространенной формой бесполого размножения является партеногенез. 2) При партеногенезе развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки. 3) Партеногенез присущ как беспозвоночным, так и позвоночным животным. 4) Особо он распространен среди хордовых. 5) Наиболее изучен партеногенез у пресноводных рачков дафний и тлей. 6) При благоприятных условиях у них развивается несколько летных партеногенетических поколений, состоящих преимущественно из самцов. 7) Значение партеногенеза заключается в возможности размножения при редких контактах разнополых особей, а также в возможности резкого увеличения численности потомства.
1 – партеногенез – форма полового размножения.
4 – для хордовых он возможен, но не распространен.
6 – летние партеногенетические поколения состоят преимущественно из самок.
8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Критерий вида – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2) Под морфологическим критерием понимают территорию, занимаемую особями вида. 3) В основе физиологического критерия лежат процессы, обусловленные действием факторов внешней среды. 4) Генетический критерий – это характерный для каждого вида кариотип. 5) помимо приведенных критериев, рассматривают другие – биохимический, географический, экологический и пр. 6) Для установления видовой принадлежности в настоящее время достаточно использовать какой-нибудь один критерий вида.
2 – под морфологическим критерием понимают всю совокупность внешних и внутренних признаков организмов.
3 – в основе физиологического критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.
6 – для установления видовой принадлежности недостаточно использовать какой-нибудь один критерий, необходимо использовать их совокупность.
9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Зимующие стадии растений и беспозвоночных животных имеют много сходных физиологических особенностей. 2) У них повышается интенсивность обмена веществ. 3) Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов. 4) Обычно увеличивается содержание воды в тканях, особенно в семенах и зимних почках растений. 5) Покоящиеся стадии могут длительно переживать условия зимовки. 6) анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. 7) В мире животных в анабиоз не впадают простейшие, для них характерна циста.
2 – у растений и животных понижается интенсивность обмена веществ.
4 – обычно уменьшается содержание воды в тканях.
7 – анабиоз характерен для простейших, он наблюдается на стадии цисты.
10. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Основоположником генетики по праву считают Г. Менделя. 2) Он установил, что при моногибридном скрещивании происходит расщепление признаков в соотношении 3:1. 3) При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 1:2:1. 4) Такое расщепление происходит, если гены расположены в негомологичных хромосомах. 5) Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то и признаки наследуются исключительно вместе, то есть сцепленно. 6) Такие гены образуют группу сцепления. 7) Количество групп сцепления равно диплоидному набору хромосом.
3 – при дигибридном скрещивании соотношение 9:3:3:1.
5 – сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.
7 – количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) При биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. 2) К реакциям матричного синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. 3) В результате транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК. 4) Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. 5) Информационная РНК участвует в синтезе тРНК. 6) Транспортная РНК обеспечивает доставку аминокислот для сборки белка. 7) На соединение каждой из аминокислот с тРНК расходуется энергия молекул АТФ.
2 – к реакциям матричного синтеза относят репликацию, транскрипцию и трансляцию.
3 – матрицей для синтеза иРНК служит участок одной цепи ДНК (ген).
5 – иРНК участвует в синтезе белка (тРНК синтезируется на ДНК в ядре).
12. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) По типу организации различают про- и эукариотические клетки. 2) У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем у прокариот. 3) В клетках эукариот имеется нуклеоид. 4) В клетках прокариот нет мембранных органоидов. 5) В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды. 6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы. 7) Растения, грибы, животные – это эукариоты.
3 – в клетках эукариот имеется ядро (или нуклеоид имеют прокариоты).
5 – хлоропласты присутствую только в растительных клетках.
6 – эукариоты используют связанный азот из неорганических или органических веществ.
13. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Классификацией, то есть группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии – систематика. 2) Клеточные организмы делят на два надцарства: прокариоты и эукариоты. 3) Прокариоты – доядерные организмы. 4) К прокариотам относят бактерии, цианобактерии и водоросли. 5) К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 6) Клетки прокариот, как и эукариот, делятся митозом. 7) Группа прокариот – хемобактерии – используют энергию, выделяемую при окислении неорганических веществ, для синтеза органических веществ из неорганических.
4 – водоросли относят к эукариотам.
5 – к эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
6 – у прокариот митоз отсутствует, клетки прокариот делятся надвое.
Анатомия
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Кровеносная система человека образована сердцем и сосудами. 2) Сердце – полый мышечный орган, в правой части которого находится венозная кровь, а в левой – артериальная. 3) При сокращении желудочков сердце выбрасывает кровь в аорту и легочную артерию. 4) Давление крови в аорте и венах одинаково. 5) Скорость движения крови в сосудах неодинакова: в аорте она максимальная, а в венах меньше, чем в капиллярах. 6) Тканевая жидкость попадает в лимфатические капилляры, которые собираются в лимфатические сосуды. 7) Крупные лимфатические сосуды впадают в артерии.
4 – давление крови в сосудах разное, оно максимально в аорте и минимально в полых венах.
5 – минимальная скорость тока крови в капиллярах, а не в венах.
7 – крупные лимфатические сосуды впадают в вены, а не в артерии.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Сердце у человека располагается в грудной полости. 2) Его предсердия сообщаются между собой. 3) Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4) Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка — в легочную вену. 5) Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6) Работоспособность сердца объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков. 7) На работу сердца оказывают влияние импульсы, поступающие по симпатическим и парасимпатическим волокнам.
2 – предсердия не сообщаются друг с другом.
3 – клапаны открываются в сторону желудочка.
4 – кровь из правого желудочка поступает в легочную артерию.
3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Предсердия при сокращении выбрасывают кровь в аорту и легочный ствол. 2) При сокращении сердца кровь поступает в малый и большой круги кровообращения. 3) Давление крови в артериях и венах одинаково. 4) Кровь по сосудам движется только в одном направлении. 5) В венах имеются клапаны, которые совместно с сокращением скелетной мускулатуры нижних конечностей способствуют движению крови против силы тяжести. 6) Скорость движения крови в сосудах неодинакова, а аорте она максимальная. 7) Скорость движения крови в капиллярах выше, чем в венах.
1 – желудочки при сокращении выбрасывают кровь в аорту и легочный ствол (или при сокращении предсердий кровь поступает в желудочки).
3 – давление крови в сосудах разное: в артериях оно высокое, в венах – низкое.
7 – скорость движения крови в капиллярах ниже, чем в венах.
4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких. 2) Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. 3) Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4) В легких находится большое количество легочных пузырьков. 5) Через многослойные стенки легочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. 6) Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7) Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.
3 – дыхательные пути заканчиваются мелкими бронхами (бронхиолами).
5 – стенки легочных пузырьков (альвеол) однослойные.
6 – центр безусловного дыхательного рефлекса находится в продолговатом мозге.
Грибы
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2) Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3) Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4) Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5) Запасным питательным веществом является гликоген. 6) Грибы обладают автотрофным типом питания. 7) Рост грибов прекращается после созревания спор.
1 – грибы – это эукариоты.
6 – у грибов гетеротрофный тип питания.
7 – грибы растут в течение всей жизни.
Ботаника
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. 2) Наряду в автотрофным питанием существует гетеротрофное. 3) К гетеротрофам относят паразитические и сорные растения. 4) Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и СО2. 5) Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. 6) Растения-паразиты поглощают Н2О и СО2 из организмов растений, на которых паразитируют. 7) Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.
3 – сорные растения относят к автотрофам.
4 – сорные растения не конкурируют с культурными за СО2.
6 – растения-паразиты поглощают органические вещества из организмов растений, на которых паразитируют.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) В природе существует две формы самовоспроизведения организмов – половое и бесполое. 2) У мхов, папоротников и других растений образуются споры. 3) Размножение спорами – это один и способов полового размножения. 4) Споры – это специализированные клетки, которые часто имеют защитные оболочки, предохраняющие от неблагоприятных воздействий среды. 5) Также споры часто служат для расселения растения. 6) Споры у растений образуются в результате митоза. 7) При благоприятных условиях спора многократно делится путем мейоза, и таким образом формируется новый организм.
3 – размножение спорами – это один из способов бесполого размножения.
6 – споры у растений образуются в результате мейоза.
7 – спора многократно делится путем митоза.
Экология
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. 2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. 3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. 4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. 5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. 6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. 7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.
3 – хемосинтезирующих бактерий не относя к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ.
4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов.
6 – энергия, в отличие от веществ, не может передавать по замкнутому кругу.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Пищевую цепь, начинающуюся с растений, называют цепью разложения, или детритной. 2) Другой тип пищевых цепей начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, поэтому ее называют цепью выедания (пастбищной). 3) В районах открытого океана цепи начинаются с фитопланктона. 4) На больших глубинах большая часть биомассы оседает на дно, где, разложившись, используется как детрит. 5) Все типы пищевых цепей всегда существуют в сообществе таким образом, что член одной цепи является также членом другой цепи. 6) Соединение цепей образует экологическую пирамиду биогеоценоза. 7) Термин биогеоценоз ввел в науку русский ученый В.Н. Сукачев.
1 – пищевую цепь, начинающуюся с растений, называют цепью выедания (пастбищной).
2 – другой тип пищевых цепей начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, поэтому ее называют цепью разложения (детритной).
6 – соединение цепей образует пищевую сеть.
3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) В создаваемых человеком искусственных биоценозах подбор видов идет исходя из хозяйственной ценности. 2) Ведущим фактором, так же как и в естественных биоценозах, является естественный отбор. 3) Значительная часть питательных веществ в агроценозах выносится с урожаем, поэтому круговорот веществ в них не замкнутый. 4) В агроценозах образуются многочисленные разветвленные сети питания. 5) Агроценозы могут существовать на одной территории длительное время – сотни и тысячи лет. 6) В состав агроценоза входяти незначительное число видов, так как в нем преобладает монокультура. 7) Агроценозы, как правило, требуют постоянного внесения дополнительных источников питательных веществ.
2 – ведущим фактором в искусственных экосистемах является искусственный отбор.
4 – в агроценозах не образуются многочисленные сети питания, цепи питания довольно бедны.
5 – агроценозы не могут существовать на одной территории длительное время, так как это неустойчивые сообщества.
4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2) В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3) В агробиоценозе преобладает монокультура. 4) В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5) В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвленные сети питания. 6) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7) Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.
1 – агробиоценоз является неустойчивой экосистемой.
2 – в агробиоценозе, кроме солнечной энергии, используются дополнительные источники энергии (деятельность человека).
5 – для агроценозов характерны неразветвленные цепи питания.
5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. 2) Жизнь на Земле возможно лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3) В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека, способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса. 4) На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 5) Ультрафиолетовые лучи не воспринимаются глазом человека, но они являются важным источником внутренней энергии. 6) Солнечный свет проникает в глубину океана до 800 м. 7) На больших глубинах автотрофы используют другие источники энергии.
2 – озоновым экраном задерживаются коротковолновые (ультрафиолетовые) лучи.
3 – ультрафиолетовые лучи препятствуют возникновению рахита у человека и способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса.
5 – важным источником внутренней энергии являются инфракрасные лучи.
Эволюция
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых существ. 2) Различают движущий и методический отбор. 3) Пример движущего отбора – это возникновение темной окраски у бабочек при индустриализации экономики. 4) Методический отбор направлен в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. 5) Естественный отбор играет творческую роль. 6) Он создает новые, более совершенные и хорошо приспособленные к условиям существования породы, сорта. 7) Концепция естественного отбора лежит в основе современных представлений о механизмах эволюции.
2 – различают движущий и стабилизирующий отбор.
4 – стабилизирующий отбор направлен в пользу установившегося в популяции среднего значения признака.
6 – творческая роль естественного отбора в создании более совершенных и хорошо приспособленных к условиям существования видов организмов.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Среди животных, обитающих в морях и океанах, есть первичноводные и вторичноводные. 2) Предки первичноводных животных жили в воде; предки вторичноводных – на суше. 3) Китообразных относят к вторичноводным: у них видоизменены передние и задние конечности в ласты. 4) Также у них хорошо развит пояс задних конечностей. 5) Для китов и дельфинов, как и для других наземных млекопитающих, характерны четырехкамерное сердце, теплокровность, живорождение, млечные железы и другие особенности. 6) Китообразные хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, толстый слой жира, жаберное дыхание. 7) Все они обладают сложным поведеем.
3 – у китов задних конечностей (ластов) нет.
4 – пояс задних конечностей у китообразных рудиментарен.
6 – китообразные животные дышат с помощью легких.
Бактерии
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Бактерии – прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. 2) Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. 3) Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. 4) К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. 5) Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. 6) Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулезная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. 7) Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.
1 – бактерии имеют замкнутую (кольцевую) молекулу ДНК.
2 – среди бактерий есть автотрофы.
3 – азотфиксирующие бактерии обеспечивают связывание атмосферного азота и превращение его в соединения, доступные для использования высшими растениями (питания высших растений).
Зоология
1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Плоские черви – двусторонне-симметричные животные. 2) К типу Плоские черви относят белую планарию, свиного цепня, эхинококка, лошадиную аскариду и других червей. 3) Свободноживущие черви отличаются от паразитических форм строением, образом жизни и другими особенностями. 4) Белая планария – это активный хищник. 5) У нее имеется сквозной кишечник с ротовым и анальным отверстиями. 6) При активном образе жизни белой планарии необходимо много энергии, поэтому у нее хорошо развита дыхательная система. 7) В отличие от планарии, у ленточных червей кишечник полностью редуцирован.
2 – лошадиная аскарида – круглый червь.
5 – у белой планарии кишечник открывается наружу только одним отверстием.
6 – у белой планарии нет дыхательной системы, газообмен осуществляется через всю поверхность кожи.
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. 2) Они хорошо плавают между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. 3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. 4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. 5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. 6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. 7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.
5 – сердце у взрослых земноводных трехкамерное (у головастиков – личинок лягушки – сердце двухкамерное).
6 – у подавляющего большинства бесхвостых земноводных оплодотворение наружное.
7 – водяного ужа относят к пресмыкающимся.
Просмотров: 221361
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. (2)Термин предложил советский учёный В. Н. Сукачёв. (3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными. (4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд. (5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию. (6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
2017-06-29 (2013-11-25)
Найди ошибки в описании состава биоценоза
|
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
9. Перечислите признаки высших растений.
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
Пояснение.
1) 3 – антропогенные факторы не выделялись отдельно в теории Сукачёва;
2) 4 – Сукачёв в качестве биогеоценозов называл только крупные наземные экосистемы;
3) 6 – биогеоценозы могут изменяться в результате сукцессии
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
Пояснение.
Ошибки в предложениях 3, 5, 7.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой. У цианобактерий нет ядерной оболочки.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах. У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе хлоропластов.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях (ошибка). У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе митохондрий.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
Пояснение.
Мицелий (грибница) состоит из гифов, или Мицелий состоит из множества тонких ветвящихся и переплетающихся нитей, которые называются гифами
Клеточная стенка содержит элементы хитина.
Клетки могут быть одно- и многоядерными.
Клетки не имеют хлорофилла (гетеротрофы).
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
Пояснение.
2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.
5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
Пояснение.
1) 3 — надгортанник закрывает вход в трахею.
2) 5 — кашель происходит при сильном выдохе.
3) 6 — гортань переходит в трахею.
Примечание.
предложение № 3 можно исправить следующим образом:
— Надгортанник закрывает вход в ГОРТАНЬ,
или
— Надгортанник закрывает вход в дыхательные пути
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
Пояснение.
3) В клетках прокариот имеется нуклеоид.
5) У эукариотов хлоропласты присутствуют только в зеленых клетках растений.
6) В синтезе белков эукариоты не могут использовать свободный азот атмосферы. В основном используется азот, входящий в состав минеральных солей и поступающий с пищей.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — цветок — видоизмененный побег;
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении;
3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные.
Примечание.
Как вариант, 5 предложение можно исправить:
Не все цветки имеют и пестик и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
Пояснение.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) 2 — ферменты по протокам поступают в двенадцатиперстную кишку;
2) 3 — глюкагон – гормон поджелудочной железы, который повышает уровень глюкозы в крови (адреналин вырабатывается надпочечниками);
3) 5 — белки расщепляются до аминокислот (до простых сахаров расщепляются углеводы в ротовой полости)
9. Перечислите признаки высших растений.
Пояснение.
У высших растений в теле имеются органы и ткани. В цикле развития происходит чередование полового и бесполого поколения. Высшие растения формируют специализированные органы, в которых созревают гаметы. Высшие растения приспособлены к жизни как в водной среде, так и на суше.
Примечание.
К высшим растениям относятся мохообразные и сосудистые растения (папоротниковидные, плауновидные, голосеменные и покрытосеменные).
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
Пояснение.
1. Предложение 2 – кенгуру живут только в Австралии.
2. Предложение 3 – кенгуру питаются только растениями.
3. Предложение 6 – кенгуру прыгает на двух лапах
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 – хромосомные мутации не так часто возникают, как генные мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
Пояснение.
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1. Предложение 3 — эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно исследовать цитогенетическим методом);
2. Предложение 4 — близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа);
3. Предложение 7 — характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ).
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и большинство не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их:
1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — 4 пары;
2) 3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые;
3) 5 — паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — в митохондриях происходит аэробное (кислородное) окисление органических веществ (анаэробное окисление происходит в цитоплазме);
2) 4 — в процессе дыхания происходит синтез АТФ;
3) 7 — в световой фазе происходит фотолиз (В темновой фазе фотосинтеза происходит синтез глюкозы).
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — серое вещество образовано телами нейронов;
2) 4 — зрительная зона находится в затылочной доле;
3) 5 — слуховая зона находится в височной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела;
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
Пояснение.
1) Роговица — прозрачная сферическая структура.
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.
3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
2) 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
3) 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.
Примечание.
1 предложение в критериях не исправлено, но мы считаем, что его также необходимо исправлять.
1 — Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
Из данного предложения нужно убрать бактерии, т.к. у бактерий нет мембранных органоидов. Среди прокариотических организмов многие группы обладают фотосинтетическими аппаратами и имеют в связи с этим особое строение. Для фотосинтезирующих микроорганизмов (синезеленые водоросли и многие бактерии) характерно, что их фоточувствительные пигменты локализуются в плазматической мембране или в её выростах, направленных в глубь клетки.