Найти предложение с речевыми ошибками сказки пословицы и загадки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа завершает изучение раздела «Культура речи» родного языка (русского) в 8 классе (учебное пособие О.М.Александровой). Помимо вопросов в разработке содержатся ответы, критерии их оценивания и правила перевода набранных баллов в отметку.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «Культура речи», 8 класс»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ», 8 КЛАСС

_______________________________________________________

Укажите, в каких словах ударение падает:

на первый слог__________________________________________________________________

на второй слог__________________________________________________________________

на третий слог__________________________________________________________________

5. по-зво-нишь

Орфоэпия – это…

А) словарный состав языка Б) раздел лингвистики, изучающий звуки речи

В) раздел лингвистики, изучающий нормы литературного произношения

Г) раздел лингвистики, изучающий нормы постановки ударения в словах

3) В каком предложении вместо слова «сытый» должно употребляться слово «сытный»

А) Сытый голодного не разумеет. Б) Обед был сытым и вкусным.

В) Вид у кота был сытый, довольный. Г) Сытые волки всё равно хищники.

4) Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка, запишите верный вариант

А) заразительный смех Б) подмосковная здравица

В) отдыхать в пансионате Г) адресат выбыл

5) Найдите в предложениях лишние слова и запишите их.

А) Незащищённые ладони рук сильно замёрзли. Б) Затем выступил старый ветеран.

В) Необходимо беречь каждую минуту времени. Г) Дома меня ждал неожиданный сюрприз.

6) К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Запишите соответствия.

А) без царя в голове 1) выйти из себя

Б) идёт как по маслу 2) ни гроша за душой

В) голубая кровь 3) семи пядей во лбу

Г) денег куры не клюют 4) чёрная кость

Д) держать себя в руках 5) идет со скрипом

7) Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования, запишите верный вариант.

А) младше Б) дальше В) красивше Г) тоньше

8) Найдите пример, в котором нормы формообразования НЕ НАРУШЕНЫ.

А) более лучший Б) сильно хуже В) менее худший Г) лучше

9) Выберите грамматически правильное продолжение предложения «Пользуясь толковым словарем, …»

А) сначала читается вступительная статья.

Б) меня поразило богатство нашего языка.

В) обратите внимание на иллюстративный материал.

Г) многие слова окажутся вам неизвестными.

10) Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленные варианты.

Понимать о необходимости сотрудничества; обвинить за трусость; фрагмент из произведения; оплатить за проезд; не понимали о том, что допущена ошибка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Просклоняйте словосочетание «265 столов» (числительное пишите словами)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Напишите ответ на вопрос: «В чем вы видите важность изучения норм русского литературного языка?» Мнение свое докажите.

Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Литвинова Евгения Сергеевна

1. Какие из понятий не рассматриваются в разделе «Лексика и фразеология»?

1) лексическое значение слова; 2) грамматическое значение слова;

3) словарный состав языка; 4) состав слова.

2. Найдите лексическое значение слова «невежда»:

1) невоспитанный, невежливый человек;

2) незнающий, неграмотный человек.

3. Найти слова с безударной гласной А:

1) дружеская к..мпания; 2) посевная к..мпания;

3) избирательная к..мпания 4) к..мпания приятелей

4. В каком словаре можно найти лексическое значение слова?

1) орфографическом; 2) толковом;

3) морфемном (словаре строения слова); 4) этимологическом.

5. Найти верные суждения:

1) Синонимы – многозначные слова;

2) Антонимы – одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению слова;

3) Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, называется переносным;

4) Разные значения многозначного слова даются в одной словарной статье.

6. Найти общеупотребительные слова:

1) шествовать; 2) дрыхнуть; 3)идти; 4) спать; 5) почивать.

7. Найти слова из разговорно-бытовой лексики:

1) окно; 2) ловкий; 3) прыткий; 4) окошко.

8. К каким словам в толковом словаре есть помета высок.?

1) озарение; 2) вылечить; 3) исцелить; 4) солнце; 5) светило.

9. Найти диалектные слова:

1) тутошний 2) шибко 3) очень 4) дом 5) кочет.

10. Найти среди слов профессионализмы:

1) вокал; 2) музыка; 3) инструмент; 4) стамеска.

11. Найти заимствованные слова:

1) массаж; 2) каучук; 3) рассвет; 4) абажур.

12. Найти слова французского происхождения:

1) футбол; 2) гравюра; 3) территория; 4) акварель; 5) брошюра.

13. Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:

1) афоризм – предложение; 2) аллегория – иносказание;

3) эрудиция – начитанность; 4) реформа – обсуждение.

14. Найти неверное суждение:

1) Профессиональными называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

2) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

3) Диалектными называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

4) Неологизмы – новые слова, возникшие в языке.

15. Найти неологизмы:

1) менеджер; 2) олимпиада; 3) гимнастика; 4) театр; 5) сайт.

16. Найти устаревшие слова:

1) алтын; 2) лицей; 3) неряха; 4) уста; 5) колодец.

17. Найти предложения с фразеологическими оборотами:

1) Он набрал в рот воды и прополоскал горло.

2) Безобразничал, а как отвечать – воды в рот набрал.

3) Нас с другом водой не разольешь.

4) Трудно заполнить узкий сосуд, не разлив воды.

18. Найти неверные значения фразеологизма:

1) засучив рукава – усердно, энергично 3) белая ворона – плохой человек

2) китайская грамота – что-то неясное, непонятное 4) среди бела дня – открыто, явно.

19. Найти неправильный разбор предложения:

1) Я беру свои слова назад.

2) Я беру свои слова назад.

3) Я беру свои слова назад.

20. Найти предложения с речевыми ошибками:

1) Моя автобиография очень короткая.

2) Знание родного языка играет большое значение в жизни.

3) Поставь свою подпись под документом.

4) Сегодня у меня был очень удачливый день.

Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

1. Что изучается в разделе «Лексика и фразеология»?

1) словарный состав языка; 2) грамматическое значение слова;

3) лексическое значение слова; 4) фразеологические обороты.

2. Найти лексическое значение слова «компания»:

1) военные действия; 2) мероприятия для проведения политической или хозяйственной задачи; 3) группа лиц, чем-либо связанных, а также торговое или промышленное товарищество.

3. Найти слово с безударной гласной О:

1) хорошее об..няние 2) об..ятельная девушка 3) красота об..яние молодости.

4. Толковый словарь – это словарь, в котором

1) разъясняется значение слов; 2) разъясняется написание слов;

3) дается строение слов, способ их словообразования.

5. Найти верные суждения:

1) Лексика – это то, что слово обозначает.

2) Синонимы – противоположные по значению слова.

3) Однозначные слова имеют только 1 лексическое значение.

4) Все значения многозначного слова обязательно имеют между собой что-то общее.

6. Найти общеупотребительные слова:

1) упал; 2) шлепнулся; 3) есть; 4) лопать; 5) вкушать.

7. Найти слова из разговорно-бытовой лексики:

1) электропоезд; 2) неправда; 3) вранье; 4) электричка.

8. Найти диалектные слова:

1) пимы; 2) свекла; 3) бурак; 4) дюже.

9. Найти среди слов профессионализмы:

1) фонема; 2) морфема; 3) работа; 4) лексика.

10. Найти заимствованные слова:

1) поэт; 2) арифметика; 3) рассада; 4) кросс.

11. Найти пары, в которых неверно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:

1) финал – конец; 2) алчный – бескорыстный;

3) монумент – памятник; 4) антракт – обед.

12. Найти верные суждения:

1) Диалектными называются слова, которые употребляются людьми определенной профессии.

2) Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

3) Фразеологизмы – новые слова, возникшие в языке.

13. Найти неологизмы:

1) документ; 2) спонсор; 3) абзац; 4) видеоролик.

14. Найти устаревшие слова:

1) аршин; 2) лицедей; 3) гражданин; 4) гимназия.

15. Найти предложения с фразеологическими оборотами:

1) Носить в руках тяжести вредно.

2) Отец очень любил дочь и готов был всю жизнь на руках носить.

3) До моего дома от школы рукой подать.

4) Удержать в руках пудовую гирю не каждый может.

16. Найти неверное значение фразеологизма:

1) пускать пыль в глаза – хвастать, обманывать;

2) держать язык за зубами – обидеться;

3) делать из мухи слона – преувеличивать;

4) ни к селу ни к городу – некстати, невпопад.

17. К каким словам в толковом словаре есть помета высок.?

1) установить 2) воздвигнуть 3) сыновья 4) сыны.

18. Найти слова немецкого происхождения:

1) джемпер 2) арена 3) штатив 4) шпионаж.

19. Найти правильный разбор предложения:

1) Он как сквозь землю провалился.

2) Он как сквозь землю провалился.

3) Он как сквозь землю провалился.

20. Найти предложения с речевыми ошибками:

1) Сказки, пословицы и загадки – произведения народного фольклора.

2) Роспись родителей в дневнике была неразборчивой.

3) Мой приятель своей подсказкой оказал мне плохую медвежью услугу.

4) Большое значение в математике имеет логика рассуждений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология», 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология», 5 класс, УМК С.И. Львовой.

Тест по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» для 6 класса

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» для 6 класса в формате ГИА. Напечатать можно книжечкой.

Тест по теме «Лексика и фразеология» в 10 классе

Тестовая работа предназначена как для проверки знаний после изучения темы, так и для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология»

Материал может быть использован на итоговом уроке по теме «Лексика и фразеология». 5 класса (УМК С.И.Львовой).

Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология» (ФГОС)

Цель контрольной работы: оценить способность школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по темам «Лексика» и «Фразеология» на основе сформированности предметных знаний и умен.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН.

Контрольная работа по теме «Культура речи»

Шофер, договор, квартал, мышление, алкоголь, документ, завидно, заплаченный, газопровод, добыча, оптовый, столяр, цемент, красивее, некролог, каталог, новорожденный, торты, порты, ходатайствовать, обеспечение

4.Отметьте тип ошибки: 1.неправильно выбран синоним; 2.неправильно выбран пароним; 3. тавтология; 4. плеоназм.

1.Закоренелые москвичи особенно любят свой город.2.Моя автобиография небольшая. 3.Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 4.В составе команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.5.Беседа, которую мы провели , подошла к завершающему концу.6. На мебель были одеты чехлы,что придавало комнате нежилой вид.

^ 5.Запишите цифры словами .

1.Частное от деления 7980 на 95 равно 84.2.Разность 576 и 178 равна 398.

3.Успеваемость в классе не более 73,589(процент). 4.В порт вошёл теплоход с 2485 пассажирами.5.За год библиотека пополнилась 38475 книгами.

^ 6.Найдите ошибки, исправьте их.

1.Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.2.Прочитав эту роль, в первый момент мне стало смешно. 3.Авария произошла понадеявшись на случай.4.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.5.Ноздрёв — большой любитель купить и менять свои вещи. 6.Медленно чахнул тополь под окном.7.Эта тема сочинений более уже, чем та, которая была в прошлый раз.

^ 7.Поставьте фамилии в нужную форму.

1.Тетрадь (Ременчук Николай),(Ременчук Ирина).2.Спроси у (Карл Зегерс и Анна Зегерс).3.Отец и сын (Ойстрах) – знаменитые музыканты.4.К нам зашли Ольга и Александр (Корбут).4.Попроси помочь Антона (Друбич).5.Многие фигуристы тренировались у Александра (Жук).6.Военачальника (Уборевич) репрессировали. 7.Тетрадь отдай Толе (Никитюк).8.Учебник возьми у Ромы(Кэлем)8.У меня назначена встреча с мистером (Питкин).

^ 8.Как называются данные слова, составьте с ними словосочетания.

Дельный – деловитый, эффектный – эффективный, нетерпимый – нестерпимый, бережный – бережливый

^ 9.Исправьте ошибку, определите её тип.

1. Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2.Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. 3. Очень замечательные пироги печёт Пульхерия Ивановна.4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

^ 10.Перепишите предложения, устранив двусмысленность и нелепость, связанную с неправильным употреблением личных местоимений.

3.Больной попросил сестру налить себе воды. 4. За дорогой на вершине холма – хвойный лес. А на его склонах раскинулись луга.

11Образуйте формы 1 лица единственного лица настоящего и будущего времени от глаголов:

очутиться, дерзить, пылесосить, запретить, затмить, лазить, шелестеть.

^ 13.Найдите в тексте ошибки, отредактируйте его, перепишите в исправленном виде.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которое вынудило молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

^ 14.Образуйте краткую форму следующих имён прилагательных:

бездейственный, беспочвенный, двусмысленный, легкомысленный, многочисленный, мужественный, невежественный., посредственный.

^ 16.Исправьте ошибки в образовании форм глаголов, прилагательных и местоимений

1.Человек метается по комнате. 2.Саша помогает мне доплысть до берега.

3.На деревьях набухли почки и дожидают своего времени. 4.Я ложу книгу в портфель, он становится ещё более толще, и я с трудом закрываю его. 5.Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

^ 17.Раскройте скобки.

1..Я не нашла магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2 (килограммы) (помидоры) и (яблоки). 2.В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (якуты)

Какие предложения называются сложными?

2. Укажите сложные предложения. Расставьте запятые.

На припёке пахли травы цветы крапива. Ветер заметает снегом дома и дороги

засыпает тротуары и прохожих. Когда он вышел из дома дождь ещё моросил.

Потянулись журавли в небо плавно догонял их листопад за селом.

Укажите, чем осложнены предложения.

Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок. Старик видимо хорошо знал прошлые времена. Метели снега и туманы покорны морозу всегда. Листья были разные красные жёлтые зелёные.

Предложения, состоящие из нескольких простых , называются … .

Сложными называются предложения, состоящие из … .

Простые предложения в составе сложного связываются между собой … .

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на … .

Сложные предложения, в которых простые соединяются между собой при помощи интонации и союзов И, А, НО, ДА, ИЛИ, называются … .

В сложносочинённых предложениях простые соединяются между собой при по

^ Задания олимпиады по русскому языку 10 – 11кл.

1 Поставьте ударение в следующих словах, отметьте е – ё.

Звонишь, договор, квартал, мышление, алкоголь, даришь, завидно, начал, начала, начали, газопровод, добыча, оптовый, столяр, цемент, красивее, некролог, каталог, новорожденный, торты, порты, обеспечение, ходатайствовать

^ 2.Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа .

Инженер, токарь, маляр, столяр, шофер. пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, профессор, директор, диспетчер, инспектор, тренер, договор, выговор, торт, порт, сорт

^ 3.Отметьте тип ошибки: 1.неправильно выбран синоним; 2.неправильно выбран пароним; 3. тавтология; 4. плеоназм.

1.Закоренелые москвичи особенно любят свой город.2.Моя автобиография небольшая.3.Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 4 результатов на соревнованиях.5.Беседа, которую мы провели , подошла к завершающему концу.6. На мебель были одеты чехлы,что придавало комнате нежилой вид.

^ 4.Запишите цифры словами .

1.Частное от деления 7980 на 95 равно 84.2.Разность 576 и 178 равна 398. 3..В порт вошёл теплоход с 2485 пассажирами.4.За год библиотека пополнилась 38475 книгами.5. Мы отмечаем 360 – летие города, 750 — миллиардный.

^ 5.Найдите ошибки, исправьте их.

1.Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.2.Прочитав эту роль, в первый момент мне стало смешно. 3.Авария произошла, понадеявшись на случай.4.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.5.Ноздрёв — большой любитель купить и менять свои вещи. 6.Медленно чахнул тополь под окном.7.Эта тема сочинений более уже, чем та, которая была в прошлый раз.

^ 6.Поставьте фамилии в нужную форму.

1.Тетрадь (Ременчук Николай),(Ременчук Ирина).2.Спроси у (Карл Зегерс и Анна Зегерс).3.Отец и сын (Ойстрах) – знаменитые музыканты.4.К нам зашли Ольга и Александр (Корбут).4.Попроси помочь Антона (Друбич).5.Многие фигуристы тренировались у Александра (Жук).6.Военачальника (Уборевич) репрессировали. 7.Тетрадь отдай Толе (Никитюк).8.Учебник возьми у Ромы(Кэлем)8.У меня назначена встреча с мистером (Питкин).

^ 7.Как называются данные слова, составьте с ними словосочетания.

Дельный – деловитый, эффектный – эффективный, нетерпимый – нестерпимый, бережный – бережливый

^ 8.Исправьте ошибку, определите её тип. 1. Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2.Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. 3. Очень замечательные пироги печёт Пульхерия Ивановна.4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

^ 9.Перепишите предложения, устранив двусмысленность и нелепость, связанную с неправильным употреблением личных местоимений.

1.Больной попросил сестру налить себе воды. 2. За дорогой на вершине холма – хвойный лес. А на его склонах раскинулись луга.

^ 10.Образуйте формы 1 лица единственного лица настоящего и будущего времени от глаголов:

очутиться, дерзить, пылесосить, запретить, затмить, лазить, шелестеть.

^ 11.Найдите в тексте ошибки, отредактируйте его, перепишите в исправленном виде.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которое вынудило молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

^ 12.Образуйте краткую форму следующих имён прилагательных:

бездейственный, беспочвенный, двусмысленный, легкомысленный.

14. Сколько человек сидело в комнате? Ср:

а) За столом сидели хозяйка дома, её сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестрёнка и я.

б) За столом сидели хозяйка её сестра — подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестрёнка и я.

^ 15. Каким членом предложения являются выделенные слова:

И стоит себе лес улыбается.

Сам граф подушку поправлял.

Деревня вся высыпала на улицу.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Глаза его блестели тихим блеском.

Принёс себе воды.

Я отказался по неумению.

Вопреки ожиданиям, погода стояла хорошая.

Он попросил налить чаю.

^ 16.Какое это предложение?

У меня в кармане гвоздь

17.Назовите языковую особенность стихотворения, Почему её использовал поэт?

Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум —

Буря на море и думы,

Много мучительных дум —

Буря на море и думы,

хор возрастающих дум –

Чёрная туча за тучей,

Моря сердитого шум

^ 18. Расставить знаки препинания

У моря видел дуб зелёный

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил

Одну я помню сказку эту

Поведаю теперь я свету

^ 19.Запиши высказывание о русском языке

20.Какое из предложений является неполным?

Глеб, за доктором!

16. Отметьте предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются

А. Ехавший верхом офицер натянул поводья.

Б. Кругом было поле безжизненное, унылое.

В. Не остывшая от зноя степь блистала.

Г. Мы испуганные шли молча

17. А. Месяц золотясь плыл по небу.

Б.Только звёзды как будто рады морозу.

В.Вернусь домой может быть весной

Г.Испугавшись выстрела сорвались с болота утки.

18.А.Хвалю тебя верный брат

Б.Ох лето красное! Я больше всего люблю тебя.

В.Однажды утром часов в десять он зашёл к нам.

Г.Он стоял белый как снег.

^ 19. Запятая не ставится :

А.После грозы всё блестело и дышалось легко.

Б. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились.

В.Пахли травы и в воздухе чувствовалась духота.

Г.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

^ 20. Двоеточие ставится:

А.Лето припасает зима поедает.

Б. Всё казалось ему сказочным и лес , и поля, и дома.

В .В Мещёрском крае у меня много приятелей шустрых мальчишек, мудрых стариков.

Г. Я огляделся торжественно и царственно стояла ночь.

^ 21. Тире ставится:

А.Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Б. Я сел на доброго коня , а Савельич на тощую клячу.

В.Счастье и горе, и радость всё было.

Г.Я.оглнулся у дороги стоял мужичок.

^ 22. Отметьте номера пропусков, где ставится запятая

Если бы каждый человек (1) на куске земли своей сделал всё (2) что он может (3) как прекрасна была бы земля наша.
Олимпиада по русскому языку 6 класс
1.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
^ 2. Сколько звуков в словах сшить, лётчик?
3. Как называются выделенные слова?

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Сквозь неведомых дорог.
4.Какое слово пропущено в словообразовательно цепочке?

вода – водный — — обезводить

^ 5. Можно ли корень считать неизменяемой частью речи? Своё мнение докажите .

6.Есть ли среди существительных среднего рода одушевлённые имена? Приведите примеры.

7. К какой части речи относятся выделенные слова:

К нам пришёл на выходной

Шурка – слесарь в мастерской,

Он такой степенный,

прямо как военный.
^ 8.Выпишите имена существительные одушевлённые.

Кукла, дерево, мертвец, луна, насекомое
9.Каким членом предложения являются выделенные слова?

Сапожник бился , бился и наконец за ум схватился.
^ 10.Правильно ли построено предложение? Если нет, устраните ошибку.

Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит кружком спортивной гимнастики.
^ 12.От каких частей речи преимущественно образуются существительные с суффиксом — ость ( -есть), а от каких — с – ени7
13.Какой образ создаёт звук л. Как называется повторяемость согласных звуков ?

Русалка плыла по воде голубой,

озаряемая полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

серебристую пену волны.

^ 14. В каком слове количество букв и звуков совпадает

А. бьющаяся Б. подстричь В. прелестное Г. июльский
16. Это слово образовано приставочно – суффиксальным способом?

А. подбородок Б. закавказский В. перелёт Г. снегопад
17 В каких словах пишется С

А.ра…твориться Б ра…ежаться В. бе…заботный Г ….жимать Д. не…добровать
18. Ъ.

А. в…южный Б. с…узить В. с…ёмка Г трёх…этажный Д. от…явленный
19. Ё

А. ч…рствый Б. ш…мпол В. врач…м Г. скач… Д . печ…т
^ 20.Вставь нужное слово в словообразовательную цепочку:

пар — парить — —- испарение
21.Укажи слова, в которых правильно выделено окончание:

сп – ишь, л –ишь, т – ишь, пь — ёшь
22.Какое слово « лишнее» и почему?

свадьба, женитьба, косьба, молотьба
^ 23. Что значат выделенные слова в отрывке из « Сказки о царе Салтане»?
Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.
^ 24. На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» — дочка ответила четырьмя местоимениями. Что именно она сказала?
25. Какие слова можно считать однокоренными?

полёвка, половик, полярный, полевой, поленница, разнополые

В. Драчук «Дорогами тысячелетий». Гл. «Предметное письмо»

План Тезисы
1.Первый шаг на пути к письму. 1.Первый шаг на пути к письму —

использование предметов в

2.Условные знаки, обозначающие 2.

оговоренное заранее.
3.Сообщение числового характера. 3.
4. 4. Счётные шнуры для правильного

Помогите, пожалуйста)

Укажи предложения с речевыми ошибками. Исправь их и запиши в правильном виде.

а) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.

б) Будьте осторожны, отправляясь в горы.

в) Проделав это упражнение несколько раз, он остановился.

г) Исследуя причины, вызывавшие изменения климата, мне¬ния учёных разделились.

д) Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили приближающейся опасности.

е) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.

ж) Он повернулся и, увидев незнакомца, тут же остановился.

з) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 

производя ряд расчётов,задача была решена.владельцам вишнёвого сада грозит разорение.я очень сожалею о случившемся.наша группа была сплоченная,дружная.новый бухгалтер приступит к работе с понедельника.мы подготовили около двухсот специалистов,но только третья часть из них сдала экзамены.некоторые люди,особенно нашего поколения,не воспринимают современной музыки.перед праздником В магазине проводится распродажа чулок и носок.я себя чувствую более скромным телевизионным ведущим,нежели музыкантом.не все хотят платить за услуги,которые государство предоставляет населению.она взяла его под руку и сказала,что он лучший из людей,которых она знала В жизни.;;;;;;;пример успеха учёных,описывать детство,быть во главе движения, верность мужу,озабочен здоровьем детей,взаимное уважение друг к другу,коснуться темы любви,он похож на сестру,посвятить жизнь во благо родины,указать на недостатки,сформулировать ответ,задержаться из-за плохой погоды


Комплексное
 задание тестового характера

по 
Разделу
«Культура
речи»

1. __________ –
неоправданное употребление однокоренных слов в одном высказывании. Назовите
ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант
ответа).

А) Плеоназм;

Б) нарушение лексической сочетаемости;

В) речевая недостаточность;

Г) тавтология.

2.Укажите, в каких случаях прилагательные
употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).

 А) Он ответствен;

Б) он ответственен;

В) умнейший человек;

Г) самый умнейший.

3. Запишите слова в фонетической
транскрипции:бульон, антенна, занимается, чудесного, обжечься.

4. . Определить род имен существительных:
кофе, кафе, цеце, какао,какаду, шимпанзе, салями, пюре, Конферансье , фламинго,
авеню, интервью, кашне, пенсне, шоссе,кино.

5. В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное

слово. Исправьте лексическую ошибку,
подобрав к выделенному слову пароним. Запишите

подобранное слово.

а) Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не
прочёл.

б) Письмо Шумахера не дошло по назначению:
АДРЕСАТ заболел цингой и умер.

в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к
военнослужащему лишь в исключительных случаях

и только за совершенный им грубый проступок.

г) Юра поднимал модель как можно выше над
головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.

6. Определите, в каких словосочетаниях
присутствует плеоназм (выберите несколько вариантов ответа).

А) Свободная вакансия;

Б) обсуждать вопросы;

В) открытие вернисажа сезона;

Г) заброшенный парк.

7. . Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

а) Вопреки желанию больного его положили в
больницу.

б) Нужно обязательно оплатить проезд в
метро.

в) Урок-лекция впервые проведен в нашем
классе.

г) Платье-халат постирано и убран в шкаф.

8. Найти верные суждения:

1) Синонимы – многозначные слова;

2) Антонимы – одинаковые по звучанию, но
разные по лексическому значению слова;

3) Вторичное значение слова, которое
возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу,

называется переносным;

4) Разные значения многозначного слова
даются в одной словарной статье.

9. Укажите пример с ошибкой в образовании
формы слова.

1) килограмм помидоров;

2) будущие выборы;

3) в двух тысяч тринадцатом году;

4) опять ошиблась

10. Укажите предложение с грамматической
ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лучшие из русских народных сказок,
переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками

детей в разных странах.

2) В одном из старинных домов,
сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты

и писатели, композиторы и художники.

3) По приезду в Петербург экскурсанты
сразу же отправились в Русский Музей.

4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на
себе его благотворное влияние.

11. Найти предложения с речевыми ошибками:

1) Сказки, пословицы и загадки –
произведения народного фольклора.

2) Роспись родителей в дневнике была
неразборчивой.

3) Мой приятель своей подсказкой оказал
мне плохую медвежью услугу.

4) Большое значение в математике имеет
логика рассуждений.

12.Учитывая нормы орфоэпии, определите,
какое слово лишнее в каждом ряду.

А)звёздный, поездка, поздний

Б) скучно, отлично, вечный

В) ненастный, сердце, запястье

Г) крестьянин, чувство, известность

Д) хлестнуть, прелестный, ровесник

13.Прочитайте шуточные комплименты.
Объясните, какиеправила речевого этикета нарушили авторы этих комплиментов.

1 – Глядя на вас, невыносимо хочу стать
зятем вашей

мамы.

2 – Мне очень нравится у вас вот это и вот
это. А какая у

вас очаровательная эта… как ее… не знаю,
как называется.

3 – Какой вы интеллигентный, даже шляпа на
башке!

4 – Мне кажется, ваша пудpа вам очень к
лицу. А эти но-

ги очень вам идут.

5 – У вас такие пушистые ресницы. Когда вы
моргаете,

на меня дует!

14.В каком ряду во всех словах ударным
является третий слог?

А)позвонит, откупорить, ходатайство

Б) договоры, жалюзи, украинский

В) оптовый, дозвониться, избаловать

15.Выпишите омографы.

Печь (пирог) – (затопить) печь, лечу (в
Париж) – лечу (больных гриппом), (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много)
белок – белок (яйца), пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар,
(память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука,
(нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов,
(бараний) рог – (тяжёлый) рок, (дружная) компания – (предвыборная) кампания.

16. Устраните ошибки в употреблении форм
рода.

Интервью близился к концу.

Больше всего мне понравилось Тбилиси.

ГЭС расположен в центре города.

Маленькая колибри помещена в клетку.

17. Прочитайте формулы отказа и объясните,
какие ошибкидопущены героями известных российских фильмов.

1 – Измерить температуру забортной воды не
представляется возможным из-за отсутствия таковой! (м/ф «Приключения Капитана
Врунгеля»).

2 – Совсем не пью. Не имею физической
возможности(к/ф «Кавказская пленница»).

3 – На это я пойтить не могу. Мне надо
посоветоваться сшефом (к/ф «Бриллиантовая рука»).

4 – Нет уж, дудки, объясняйтесь сами! (к/ф
«Ирониясудьбы, или С легким паром»).

18. Подберите синонимичные слова и
выражения к разнымзначениям многозначного слова.

Например: бедный человек – нищий, бедный
словарныйзапас – ограниченный, бедный больной – несчастный.

1 Прямой путь, прямой ответ, прямой
депозит.

2 Гибкий спортсмен, гибкий график, гибкий
подход (кклиенту).

3 Свежий хлеб, свежая новость, свежий
воздух, свежийвзгляд.

4 Жесткий каркас, жесткий стандарт,
жесткий человек.

19. Запишите, заменив, где это возможно, в
словосочетанииполную форму прилагательного или причастия краткой. Объясните
свой выбор.

Злой человек, доверительный разговор,
блестящая презентация, блестящая монета, тактичная и воспитанная
девочка,спланированная пиар-кампания, современный дизайн, жилоепомещение, общие
сведения.

Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

Вариант 1

1. Какие из понятий не рассматриваются в разделе «Лексика и фразеология»?

1) лексическое значение слова;    2) грамматическое значение слова;

3) словарный состав языка;           4) состав слова.

2. Найдите лексическое значение слова «невежда»:

1) невоспитанный, невежливый человек;

2) незнающий, неграмотный человек.

3. Найти слова с безударной гласной А:

1) дружеская к..мпания;             2) посевная к..мпания;

3) избирательная к..мпания       4) к..мпания приятелей

4. В каком словаре можно найти лексическое значение слова?

1) орфографическом;                                   2) толковом;

3) морфемном (словаре строения слова);  4) этимологическом.

5. Найти верные суждения:

1) Синонимы – многозначные слова;

2) Антонимы – одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению слова;

3) Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, называется переносным;

4) Разные значения многозначного слова даются в одной словарной статье.

6. Найти общеупотребительные слова:

1) шествовать;    2) дрыхнуть;  3)идти;  4) спать;   5) почивать.

7. Найти слова из разговорно-бытовой лексики:

1) окно;    2) ловкий;   3) прыткий;    4) окошко.

8. К каким словам в толковом словаре есть помета высок.?

1) озарение;   2) вылечить;  3) исцелить;  4) солнце;  5) светило.

9. Найти диалектные слова:

1) тутошний  2)  шибко   3) очень  4) дом  5) кочет.

10. Найти среди слов профессионализмы:

1) вокал;   2) музыка;  3) инструмент;  4) стамеска.

11. Найти заимствованные слова:

1) массаж;   2) каучук;   3) рассвет;   4) абажур.

12. Найти слова французского происхождения:

1) футбол;   2) гравюра;  3) территория;  4) акварель;  5) брошюра.

13. Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:

1) афоризм – предложение;    2) аллегория – иносказание;

3) эрудиция – начитанность;  4) реформа – обсуждение.

14. Найти неверное суждение:

1) Профессиональными называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

2) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

3) Диалектными называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

4) Неологизмы – новые слова, возникшие в языке.

15. Найти неологизмы:

1) менеджер;  2) олимпиада;  3) гимнастика;  4) театр;  5) сайт.

16. Найти устаревшие слова:

1) алтын;   2) лицей;  3) неряха;  4) уста;  5) колодец.

17. Найти предложения с фразеологическими оборотами:

1) Он набрал в рот воды и прополоскал горло.

2) Безобразничал, а как отвечать – воды в рот набрал.

3) Нас с другом водой не разольешь.

4) Трудно заполнить узкий сосуд, не разлив воды.

18. Найти неверные значения фразеологизма:

1) засучив рукава – усердно, энергично                       3) белая ворона – плохой человек

2) китайская грамота – что-то неясное, непонятное 4) среди бела дня – открыто, явно.

19. Найти неправильный разбор предложения:

1) Я беру свои слова назад.

2) Я беру свои слова назад.

3) Я беру свои слова назад.

20. Найти предложения с речевыми ошибками:

1) Моя автобиография очень короткая.

2) Знание родного языка играет большое значение в жизни.

3) Поставь свою подпись под документом.

4) Сегодня у меня был очень удачливый день.

Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

Вариант 2

1. Что изучается в разделе «Лексика и фразеология»?

1) словарный состав языка;         2) грамматическое значение слова;

3) лексическое значение слова;  4) фразеологические обороты.

2. Найти лексическое значение слова «компания»:

1) военные действия;  2) мероприятия для проведения политической или хозяйственной задачи;  3) группа лиц, чем-либо связанных, а также торговое или промышленное товарищество.

3. Найти слово с безударной гласной О:

1) хорошее об..няние  2) об..ятельная девушка  3) красота об..яние молодости.

4. Толковый словарь – это словарь, в котором

1) разъясняется значение слов;   2) разъясняется написание слов;

3) дается строение слов, способ их словообразования.

5. Найти верные суждения:

 1) Лексика – это то, что слово обозначает.

2) Синонимы – противоположные по значению слова.

3)  Однозначные слова имеют только 1 лексическое значение.

4) Все значения многозначного слова обязательно имеют между собой что-то общее.

6. Найти общеупотребительные слова:

1) упал;  2) шлепнулся;  3) есть;  4) лопать;  5) вкушать.

7. Найти слова из разговорно-бытовой лексики:

1) электропоезд;  2) неправда;  3) вранье;   4) электричка.

8. Найти диалектные слова:

1) пимы;   2) свекла;  3) бурак;  4) дюже.

9. Найти среди слов профессионализмы:

1) фонема;  2) морфема;   3) работа;  4) лексика.

10. Найти заимствованные слова:

1) поэт;  2) арифметика;   3) рассада;   4) кросс.

11. Найти пары, в которых неверно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:

1) финал – конец;                        2) алчный – бескорыстный;

3) монумент – памятник;           4) антракт – обед.    

12. Найти верные суждения:

1) Диалектными называются слова, которые употребляются людьми определенной профессии.

2) Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

3) Фразеологизмы – новые слова, возникшие в языке.

13. Найти неологизмы:

1) документ;  2) спонсор;   3) абзац;  4) видеоролик.

14. Найти устаревшие слова:

1) аршин;  2) лицедей;   3) гражданин;   4) гимназия.

15. Найти предложения с фразеологическими оборотами:

1) Носить в руках тяжести вредно.

2) Отец очень любил дочь и готов был всю жизнь на руках носить.

3) До моего дома от школы рукой подать.

4) Удержать в руках пудовую гирю не каждый может.

16. Найти неверное значение фразеологизма:

1) пускать пыль в глаза – хвастать, обманывать;

2) держать язык за зубами – обидеться;

3) делать из мухи слона – преувеличивать;

4) ни к селу ни к городу – некстати, невпопад.

17. К каким словам в толковом словаре есть помета высок.?

1) установить    2) воздвигнуть   3) сыновья   4) сыны.

18. Найти слова немецкого происхождения:

1) джемпер   2) арена  3) штатив   4) шпионаж.

19. Найти правильный разбор предложения:

1) Он как сквозь землю провалился.

2) Он как сквозь землю провалился.

3) Он как сквозь землю провалился.

20. Найти предложения с речевыми ошибками:

1) Сказки, пословицы и загадки – произведения народного фольклора.

2) Роспись родителей в дневнике была неразборчивой.

3) Мой приятель своей подсказкой оказал мне плохую медвежью услугу.

4) Большое значение в математике имеет логика рассуждений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти предложение с пунктуационной ошибкой улыбка была слабая
  • Найти предложение с пунктуационной ошибкой тест
  • Найти предложение с пунктуационной ошибкой осенний ветер бушевал
  • Найти предложение с пунктуационной ошибкой освещенный солнцем еловый лес
  • Найти предложение с пунктуационной ошибкой начатый разговор