Вопрос школьника по предмету Русский язык
. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения
Ответ учителя по предмету Русский язык
Ответ:
3)
абонемент — это право пользования чем-либо в течение определённого срока и документ, подтверждающий это право.
абонент — владелец абонемента.
Предложения под вариантами А и Б составлены с ошибками. Рассмотрим эти ошибки подробнее:
А. Сообщи в газету о свободных вакансиях. Вакансия — это свободная должность (рабочее место). Незнание лексического значения этого слова привело к возникновению тавтологического сочетания (сообщи о свободных свободных должностях).
Б. Мы вернулись в родные пенаты. Пенаты — это римские боги хранители и покровители домашнего очага. Поэтому можно вернуться «к пенатам», т.е. вернуться к родным богам, значит в свой дом. Правильный вариант написания этого предложения — «мы вернулись к родным пенатам».
Остальные предложения составлены правильно.
Значит ответ к этому заданию — варианты А и Б.
ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку
Продолжение. См. № 15/2008
8-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1) ЛгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками,
вызванными незнанием лексического значения
слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного
художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной
сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь
Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники;
2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет;
4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в
переполненной комнате (3) не обращая ни на кого
внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей
наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь;
2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь;
4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы
(вертикали) причастного оборота определены
неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору
каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в
вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным
блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить
тире?
1) Геология это наука о строении, составе,
истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город;
2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана;
4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег;
2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения;
4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_;
2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_;
4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется
буква н?
1) На улице безветре_о;
2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна;
4) не раз чита_ая книга.
А13. Укажите ошибку в определении части речи,
которая ведет к неверному написанию слова.
Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли, и никакая сила не могла бы ее
заставить молчать.
1) Ни перед кем – частица ни с
местоимением;
2) не побоялась – частица не с
глаголом;
3) никакая – местоимение с частицей ни;
4) не могла бы – частица бы.
А14. В каком предложении есть пунктуационная
ошибка?
1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине
рычаг, раздувавший кожаные мехи.
2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и
он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок
язык, белые клыки.
3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием
хрустевшим под ногами, а с боков обставлены
большими розовыми раковинами.
4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на
истоптанный за ночь песок.
А15. В какой строке допущена ошибка в
употреблении падежной формы?
1) Согласно приказу;
2) оплатив проезд;
3) отличать плохое от хорошего;
4) благодаря хорошего расписания.
А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) В течени_ пятнадцати минут;
2) напиток наподоби_ кофе;
3) в следстви_ вмешался прокурор;
4) впоследстви_ я узнал.
А17. В каком предложении выделенное
слово – предлог?
1) (В)следствии по этому делу были допущены
ошибки.
2) (На)счет в банке поступили новые средства.
3) (В)следствие включились новые люди.
4) (В)течение месяца мы завершили работу.
А18. В каком предложении частица,
заключенная в скобки, пишется слитно?
1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.
2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река,
так(же) шумел лес.
3) Я хочу жить так(же), как и ты.
4) Это было то(же) здание.
А19. В каком предложении на месте пропуска
пишется буква е?
1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли.
2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!
3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас
книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас
не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть
поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас
отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть
и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу
по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на
свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймете, что есть много книг, без которых нельзя
жить, которые важнее и интереснее, чем многие
передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть
телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6)
Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.
(7) Читайте же больше и читайте с величайшим
выбором. (8) Определите сами свой выбор,
сообразуясь с тем, какую роль приобрела
выбранная вами книга в истории человеческой
культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит,
что в ней что-то существенное есть. (10) А может
быть, это существенное для культуры человечества
окажется существенным и для вас?
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и
прекрасном)
ЧАСТЬ 2
В1. Определите часть речи слова поудобнее
в предложении 2.
В2. Выпишите из текста деепричастия.
В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).
В4. Из 1-го предложения выпишите слово,
образованное суффиксальным способом.
В5. Из 8-го предложения выпишите слово(а), в
котором(ых) букв меньше, чем звуков.
В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.
ЧАСТЬ 3
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Напишите,
согласны или не согласны вы с точкой зрения
автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.
9-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно обозначен ударный
гласный?
1) ЭкспЕрт;
2) кОклюш;
3) дремотА;
4) катАлог.
А2. Укажите фразеологизм со значением
«большое количество чего-либо».
1) Между двух огней;
2) ни два ни полтора;
3) как звезд на небе;
4) лежать мертвым грузом.
Укажите слово с суффиксом -ок-.
1) Срок;
2) стожок;
3) клок;
4) ток.
А4. В каком предложении слова одеть –
надеть употреблены неверно?
1) Мама песню напевала, одевала дочку.
2) Девочка надевала белую сорочку.
3) В такой бесконечный дождь нужно одеть
резиновые сапоги.
4) Одень, обуй и накорми его.
А5. В какой строке на месте пропуска пишется
буква а?
1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить,
тр_нслировать;
2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;
4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.
А6. В каком слове на месте пропуска пишется
буква е?
1) Он дыш_т;
2) он распил_т;
3) он тон_т;
4) он слыш_т.
А7. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Учиться в лице_;
2) бежать по дорожк_;
3) жить в Кита_;
4) находиться в здани_.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?
1) Сокращ_нный;
2) борщ_вый;
3) горяч_;
4) шапч_нка.
А9. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Посе_в;
2) запомн_вший;
3) стел_щийся;
4) вер_щий.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
1) Свеж_;
2) замуж_;
3) стрич_ся;
4) из-за рощ_.
А11. В каком слове на месте пропуска в
приставке пишется и?
1) Пр_следовать;
2) пр_ходить;
3) пр_забавный;
4) пр_рвать.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?
1) Уставле_а вазами;
2) писа_ая красавица;
3) слушал сосредоточе_о;
4) услыша_ы всеми.
А13. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) Ничего (не)соображая;
2) дорога (не)освещена;
3) (не)законченная работа;
4) поступил (не)по-товарищески.
А14. На месте каких цифр пишется буква и?
Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда
свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто
н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.
А15. Укажите неопределенно-личное
предложение.
1) Уже совсем стемнело.
2) В дверь постучались.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) В избе жарко натоплено.
А16. В какой строке дано правильное
объяснение пунктуации предложения?
Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было
душно в ущелье темном. (М.Горький)
1) В этом предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и, запятая перед ним
не ставится;
2) это предложение сложное (сложносочиненное),
перед и запятая ставится;
3) в этом предложении однородные члены
соединены союзом и, перед и
запятая ставится;
4) это предложение сложносочиненное, запятая
перед и не ставится.
А17. В какой строке правильно указано, чем
осложнено предложение?
Лебедь красиво подплыл, вышел на берег,
встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих
кривых черных ногах, направился к избушке.
1) Однородными членами;
2) однородными членами и обособленным
обстоятельством;
3) однородными членами и обособленным
определением;
4) уточняющими членами предложения.
А18. В каком предложении необходимо
обособить деепричастный оборот?
1) Он бежал сломя голову.
2) Нельзя сидеть сложа руки.
3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.
4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.
А19. Укажите предложение, которое осложнено
обособленным приложением (знаки не расставлены).
1) Здесь под Воронежем было много таких трав и
цветов.
2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому
сбились в одну кучу.
3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был
тщательно занавешен.
4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер
попал в писательский дом отдыха случайно.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С.
(1) Возникновению географии как определенной
области знаний предшествовал длительный процесс
развития человеческого мышления. (2) Истоки
географической науки можно обнаружить даже в
первобытном обществе. (3) Дело в том, что
способность мыслить пространственно,
«географически» (в отличие от способности
мыслить во времени), связанная с необходимостью
ориентироваться на местности, относится к числу
основных способностей человека… (4) Даже на заре
своей истории люди всегда что-то знали о той
местности, в которой жили. (5) Они знали, где
находится лес, кустарник или луг, знали, чем
богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как
пройти из одного селения в другое, и отчетливо
представляли себе, какая погода преобладает в
летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие
народы могли ничего не знать – и не знали! – о
собственной истории, но они знали свои владения,
потому что без этих знаний не смогли бы выжить.
(7) Следовательно, у всех народов даже на самых
ранних ступенях общественного развития имелись
зачатки географических знаний, имелись
отчетливые представления об окружающем
пространстве.
(Из журнала «Вокруг света»)
ЧАСТЬ 2
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в
которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4
выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7
выберите номер предложения с вводным словом.
В4. Укажите тип связи в словосочетании можно
обнаружить во 2-м предложении.
В5. Каким членом предложения является слово мыслить
из 3-го предложения?
В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.
(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)
ЧАСТЬ 3
С. Что изучает география? Когда возникла
география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите
сочинение-рассуждение.
Карта XVI в. Герардуса Меркатора |
Номер задания |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
9-й класс |
А1 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 |
А2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 |
А4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
А5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
А6 | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 |
А7 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
А8 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 |
А9 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
А10 | 1 | 2, 3 | 4 | 2 | 3 |
А11 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 |
А12 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
А13 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 |
А14 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
А15 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 |
А16 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
А17 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 |
А18 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 |
А19 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 |
В1 | летние | гроздь | одесскую | наречие | своей, местности |
В2 | превосходных | слетаться | розовеющий | не торопясь, сообразуясь | (2) |
В3 | говорить, свалилась |
видим | приобретал | не, же | (7) |
В4 | ворчат | картину, виноград | улицы | частично | примыкание |
В5 | 3 | 2 | краткое прилагательное | какую, выбранная |
несогласованное определение |
В6 | 2 | 2 | 3 | но, и, что, | даже, ли |
Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва
Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова
Одной из самых распространённых речевых лексических ошибок является употребление слова в несвойственном ему значении вследствие незнания значения слова.
Например, в школьном сочинении есть такая фраза: Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты. В данном контексте слово репродукция не может быть употреблено, поскольку оно означает «картина, рисунок, воспроизведенные посредством печати».
Такого рода лексические ошибки можно встретить не только в разговорной речи или в школьных сочинениях, но и в печати, теле- и радиопередачах, даже в научных текстах и официальных документах.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные (иноязычные) слова, термины, а также слова ограниченного употребления.
Например, в предложении: Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько измененным составом дуэта – ошибочно использовано иноязычное слово дуэт, поскольку оно может обозначать двух исполнителей, двух участников спортивного соревнования только в том случае, если они действуют совместно, а в данном случае речь идёт о противоборстве.
Частотность данного типа ошибок проявляется и в том, что они становятся основой для многих анекдотов, например:
Анка подходит к Петьке:
– Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
– Дура, не фужер, а – фураж!
– Сам дурак. Пойдем, уВасиль Ивановича спросим.
Подходят к Василию Ивановичу.
– Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
– Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
Очень часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава – устаревших слов и слов, недавно вошедших в состав лексики русского языка.
В состав устаревших слов входят историзмы и архаизмы. Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, которые они обозначали.
Например, в современном русском языке историзмами являются слова, называющие такие виды средневекового оружия, как палица, арбалет. К этому пласту лексики относятся и слова, обозначающие социальные группы прошлого, такие как опричник, фрейлина, урядник, квартальный.
Утрата явления приводит к постепенной утрате слова. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, но они могут употребляться в художественных произведениях или в специальных текстах.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые заменяются в современном русском языке другими, с тем же значением.
Например, архаизму выя соответствует слово из активного словарного состава – шея, архаизму лицедей – актёр, местоимению сей – местоимение этот.
В текстах достаточно часто встречается неуместное использование устаревшей лексики (представьте нелепость в устном бытовом общении фразы: У меня выя затекла и очи слезятся), а также неправильное употребление таких слов в связи с полным незнанием или неточным знанием их значения.
Например, в одной из телепередач ведущий произнёс такую фразу: Я даже не буду комментировать эти обвинения в адрес нашего канала, сиречь они кажутся мне абсолютно вздорными. В данном случае использование архаизма сиречь недопустимо, поскольку этот союз имеет значение не «потому что», а «то есть».
Подобные ошибки достаточно частотны и при употреблении неологизмов, то есть слов, недавно вошедших в язык, созданных обычно для обозначения новых предметов, явлений. Так, в последние десятилетия изменилась экономическая, политическая ситуация в нашей стране. Это привело к появлению большого числа неологизмов. Их активно используют не только специалисты, но и публицисты, к сожалению, далеко не всегда достаточно образованные.
Например, пожилая женщина, выражая недовольство тем, как одеваются современные звёзды эстрады, говорит корреспонденту: Раньше все красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастёрках, хакеры что ли? В данном случае следует обратить внимание на явное незнание значения слова хакер – 1) «программист высокого класса, способный работать в машинных кодах и хорошо знающий операционные системы компьютеров, что позволяет ему вносить изменения в программы, не имеющие документации»; 2) «программист, занимающийся поиском незаконных способов преодоления систем защиты данных». Здесь существительное хакернеправомерно связывается с созвучным иноязычным словом хаки – «плотная ткань серовато-зелёного с коричневым оттенком цвета, а также форменная одежда из этой ткани (обычно у военных)».
В последнее время вышло достаточно большое количество словарей иноязычных слов, толковых словарей, отражающих изменения в словарном составе русского языка в конце ХХ–начале ХХI века. Поэтому при затруднении или сомнении не поленитесь и проверьте значение малознакомого слова по этим словарям.
6.3. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению
Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются такие, которые связаны с неразграничением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
1. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
Например: адресат – адресант; советник – советчик; болотный – болотистый.
Наличие общего корня может привести к тому, что паронимические пары могут частично совпадать по значению. Это и создает условия для их путаницы.
Например, в паронимической паре представить – предоставить глагол представить имеет значения «вручить для ознакомления, решения; познакомить кого-либо с кем-либо; выдвинуть для поощрения; мысленно воспроизвести, вообразить», тогда как глагол предоставить – «отдать что-либо в чьё-либо распоряжение». Поэтому ошибочными будут фразы: На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината; Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
· Но общность в значении паронимов всегда будет лишь частичной. Поэтому обычно члены паронимической пары имеют разную сочетаемость. Например:
а) поворотный рычаг, механизм; пункт, момент – поворотливый человек; судно, повозка;
б) исток реки, ручья; размолвки, распри, легенды – источник минеральный; письменный, надёжный; сырья, доходов, просвещения, слухов;
в) экономика страны, сельского хозяйства; развивающаяся, высокоразвитая – экономия средств, материалов, ресурсов; огромная, незначительная, планируемая.
· Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть. Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка). Именно поэтому некорректной будет фраза: Я одел пальто и вышел на улицу; правильно: Я надел пальто и вышел на улицу.
· Не менее часто даже в официальной речи наблюдается смешение паронимов подпись и роспись. Существительное роспись имеет значения – «письменный перечень чего-то» (роспись доходов и расходов); «разнесение записей в разные места» (роспись цифровых данных); «настенная живопись» (роспись старинного храма). Но в просторечии под влиянием значений глагола расписаться и паронима подпись существительное роспись начинает использоваться в значении «собственноручно написанная фамилия» (Вам необходимо поставить роспись на документе). Однако в литературном языке такое словоупотребление недопустимо. Корректной будет фраза: Вам необходимо поставить подпись на документе.
2. Достаточно частотной ошибкой в речи является смешение не только паронимов, но и синонимов. Синонимы – это слова, близкие или тождественные по значению. Однако абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по значению и по употреблению, в языке очень мало:
языкознание – лингвистика, бегемот – гиппопотам.
· Как правило, синонимы различаются либо сферой употребления – глаза, очи (о стилистических синонимах см. п. 5.6), либо оттенками значения – мастер, виртуоз, либо и тем, и другим – миловидный, хорошенький, смазливый.
· Синонимы могут в большей или в меньшей степени избирательно сочетаться с теми или иными словами – карие глаза, коричневое платье.
· Если не учитывать данные особенности употребления синонимов, то это может привести к речевой ошибке.
Например, во фразе: Вчера мне было печально – неудачно использовано наречие печально. В данном контексте более точным будет использование синонима грустно, но можно: грустно/печально улыбнулся.
3. Лексические ошибки могут возникать и при смешении слов, частично совпадающих по своему значению.
Например, существительные собрание, совещание, форум имеют общий компонент в своих значениях. Все они обозначают совместное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединённых. Однако каждое из данных существительных имеет специфику в значении и употреблении.
· Собрание – акцентирует внимание именно на совместном присутствии где-то людей, объединённых чем-либо (собрание трудового коллектива).
· Совещание – акцентирует внимание на обсуждении какого-либо вопроса (совещание животноводов).
· Форум – это широкое представительное собрание, причём данное существительное ограничено по сфере употребления, поскольку относится к высокой книжной лексике (всемирный форум молодёжи). Поэтому как лексическая ошибка будет расценено употребление существительного форум в контексте: На прошлой неделе в нашем районе состоялся форум животноводов. В данном случае более точным будет использование слов – совещание, съезд.
· Очень часто в устной речи можно услышать фразы типа: Вы не подскажете, как пройти к театру оперы и балета?; Подскажите, на какой остановке мне следует выйти, чтобы попасть в центр города? Использование в данном случае глагола подсказатьприводит к понятийной неточности, поскольку данный глагол имеет значения: прямое – «шепнуть или незаметно сказать кому-либо забытое им или неизвестное ему» (подсказать стихотворение; подсказать ход решения); переносное – «навести на мысль» (опыт подсказывает иное решение). Когда же Вы обращаетесь к кому-то с просьбой сообщить Вам какую-то неизвестную информацию, то не требуете, чтобы это делалось тайно, незаметно, шепотом. Поэтому более точным в таких ситуациях будет употребление таких слов и словосочетаний, как сказать, посоветовать, дать совет.
· Ошибки подобного рода возникают в устной речи под влиянием известной тенденции к «вежливости», «смягченности» просьб и обращений. Этим же обусловливается и употребление глагола кушать вместо глагола есть; супруга – вместо жена; подъехать к кому-то вместо приехать к кому-то.
· Так, глагол кушать в литературном языке имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь при приглашении кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям (кушайте, пожалуйста). Его не употребляют в первом лице (нельзя: я кушаю; надо: я ем). С осторожностью следует использовать этот глагол и в форме вежливости (второе лицо множественного числа) – Вы заливную рыбу кушаете?, поскольку такие фразы звучат слащаво. Поэтому уместнее всё же использовать в таких случаях глагол есть (Вы заливную рыбу едите?). Употребление слова кушать – ложная вежливость, восходящая к лакейскому – кушать подано.
· Точно также в устной речи часто воспринимается как более «вежливая» форма фраза: Вы не возражаете, если я подъеду к Вам через час? Однако и она звучит нарочито слащаво. Более точным по значению и ситуативно уместным будет употребление глагола приехать (Вы не возражаете, если я приеду к Вам через час?).
· В современном русском языке употребление существительных супруг, супруга ограничено главным образом официальной речью. Поэтому не рекомендуется говорить или писать по отношению к себе: Я и моя супруга любим отдыхать на даче; Мы с супругом прожили пять лет. Лучше употреблять в таких случаях слова – муж, жена.
· Достаточно часто речевые ошибки возникают при смешении слов, близких в функциональном отношении, но различающихся значением и временем бытования самих предметов, явлений.
Например: Лиза была домработницей в доме Фамусовых. Лиза – крепостная девушка, прислуживающая в доме своего хозяина. Домработница – это наемная работница, которая прислуживает в доме за определённую плату. Главное же – в данном случае мы имеем дело с явным анахронизмом, то есть с хронологической неточностью, с ошибочным отнесением события, явления одной эпохи к другой, поскольку домработницы появились в России лишь в ХХ веке. Таким образом, в данном случае допущена не только понятийная, но и предметная неточность.
4. Причиной нелогичности высказывания, искажения смысла иногда является смешение неоднородных понятий, например, конкретных и отвлеченных.
· Так, в рекламном объявлении: Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний – речь идёт о заболевании, то есть об отвлеченном понятии. Неоднородные понятия не могут быть однородными членами. Поэтому в данном контексте более точным будет употребление не конкретного существительного алкоголик («человек, страдающий алкоголизмом»), а абстрактного – алкоголизм («болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков»): Гарантируем полное излечение алкоголизма и других заболеваний.
· В другом примере, отрывке из школьного сочинения: Казачество поддержало Пугачева, и на защиту Белогорской крепости вышло только дворянство и «инвалидная команда» капитана Миронова – напротив, неправомерно употреблены отвлечённые и собирательные существительные казачество, дворянство, тогда как речь идёт о конкретных представителях этих социальных групп. В данном случае более точным будет использование существительных – казаки, дворяне.
· Логические ошибки в речи – большое зло. Они не только порождают неточность в изложении мысли, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму.
Например, если поверить рекламе чудодейственного средства: Фирма гарантирует уменьшение веса на сто процентов, то клиенты этой фирмы полностью теряют вес и превращаются в «ничто».
6.4. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов
Достаточно часто в речи допускаются лексические ошибки, связанные с использованием омонимов и многозначных слов.
1. Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
Ср.: брак – супружество и брак – испорченная продукция.
· Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
· Это явление может обыгрываться, например, в каламбурах * (Хорошее дело браком не назовут), анекдотах (Реклама на дом.Новые подушечки «Стиморол» – теперь без наволочки).
· Однако чаще в речи мы встречаемся с ненамеренной двусмысленностью.
Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо).
· Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов – разных слов, одинаково звучащих, но имеющих разное написание (луг – лук, туш – тушь), омоформ – разных слов, совпадающих в звучании лишь в отдельных формах (лечу больных и лечу на самолёте; ветер стих и декламировать стих).
Так, двусмысленной является фраза: «Я экскурсии вожу», поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.
· Кроме того, в ряде случаев говорящий может просто не разграничивать значений омонимов, омофонов, что также приводит к лексической ошибке.
Например, орфографическая ошибка в предложении: В области началась избирательная компания – вызвана тем, что автор не разграничивает омофоны: компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время (дружная компания); торговое или промышленное объединение предприятий, предпринимателей (энергетическая компания); кампания – совокупность военных операций (русско-японская кампания); мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи (избирательная кампания, посевная кампания).
2. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений. Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель.
· Поэтому при использовании многозначных слов мы должны быть очень внимательны, должны следить за тем, чтобы слушателю (читателю) было понятно, в каком именно значении употреблено данное слово. Иначе возникает двусмысленность.
Например, М. Горький, прочитав в рукописи начинающего автора фразу: Дробью рассыпался пулемёт, иронически заметил: «Простодушный читатель может задуматься: как же это – стреляет пулями, а рассыпается дробью?» Не запланированный автором каламбур возникает оттого, что употреблённое в переносном значении воспринимается читателем в основном, прямом значении, которое «проявляется» под влиянием контекста.
· При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостаточность нередко вызывает неясность высказывания.
Например: Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. Неуместный каламбур (можно прийти к заключению, что наша спортсменка отставала от соперницы в интеллектуальном развитии) возник вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова: следовало уточнить шахматный термин – развитие партии.
· Подобного рода двусмысленность нередко возникает в устной разговорной и публичной речи.
Ср.: реплика покупателя у кассы в продуктовом магазине: Выбейте мне мозги; призыв политика в телепередаче: Пора ликвидировать нынешнее руководство отраслью.
· Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок.
6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
- не смыкать взгляда (правильно: не смыкатьглаз);
- уютное впечатление (правильно: приятноевпечатление; впечатлениеуюта);
- встреча созвана (правильно: встречасостоялась);
- повысить кругозор (правильно: расширитькругозор).
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов):
- удовлетворять требования – отвечать потребностям;
- возместить ущерб – взыскать деньги, штраф;
- принять меры – предпринять шаги;
- приобрести известность – заслужить уважение;
- постоянная помощь – неослабное внимание;
- играть роль – иметь значение.
При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.
Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Незнание лексического значения слова примеры
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
6.2. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова
Одной из самых распространённых речевых лексических ошибок является употребление слова в несвойственном ему значении вследствие незнания значения слова.
Например, в школьном сочинении есть такая фраза: Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты. В данном контексте слово репродукция не может быть употреблено, поскольку оно означает «картина, рисунок, воспроизведенные посредством печати».
Такого рода лексические ошибки можно встретить не только в разговорной речи или в школьных сочинениях, но и в печати, теле- и радиопередачах, даже в научных текстах и официальных документах.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные (иноязычные) слова, термины, а также слова ограниченного употребления.
Например, в предложении: Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько измененным составом дуэта – ошибочно использовано иноязычное слово дуэт, поскольку оно может обозначать двух исполнителей, двух участников спортивного соревнования только в том случае, если они действуют совместно, а в данном случае речь идёт о противоборстве.
Частотность данного типа ошибок проявляется и в том, что они становятся основой для многих анекдотов, например:
Анка подходит к Петьке:
– Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
– Дура, не фужер, а – фураж!
– Сам дурак. Пойдем, у Василь Ивановича спросим.
Подходят к Василию Ивановичу.
– Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
– Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
Очень часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава – устаревших слов и слов, недавно вошедших в состав лексики русского языка.
В состав устаревших слов входят историзмы и архаизмы. Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, которые они обозначали.
Например, в современном русском языке историзмами являются слова, называющие такие виды средневекового оружия, как палица, арбалет. К этому пласту лексики относятся и слова, обозначающие социальные группы прошлого, такие как опричник, фрейлина, урядник, квартальный.
Утрата явления приводит к постепенной утрате слова. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, но они могут употребляться в художественных произведениях или в специальных текстах.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые заменяются в современном русском языке другими, с тем же значением.
Например, архаизму выя соответствует слово из активного словарного состава – шея, архаизму лицедей – актёр, местоимению сей – местоимение этот.
В текстах достаточно часто встречается неуместное использование устаревшей лексики (представьте нелепость в устном бытовом общении фразы: У меня выя затекла и очи слезятся), а также неправильное употребление таких слов в связи с полным незнанием или неточным знанием их значения.
Например, в одной из телепередач ведущий произнёс такую фразу: Я даже не буду комментировать эти обвинения в адрес нашего канала, сиречь они кажутся мне абсолютно вздорными. В данном случае использование архаизма сиречь недопустимо, поскольку этот союз имеет значение не «потому что», а «то есть».
Подобные ошибки достаточно частотны и при употреблении неологизмов, то есть слов, недавно вошедших в язык, созданных обычно для обозначения новых предметов, явлений. Так, в последние десятилетия изменилась экономическая, политическая ситуация в нашей стране. Это привело к появлению большого числа неологизмов. Их активно используют не только специалисты, но и публицисты, к сожалению, далеко не всегда достаточно образованные.
Например, пожилая женщина, выражая недовольство тем, как одеваются современные звёзды эстрады, говорит корреспонденту: Раньше все красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастёрках, хакеры что ли? В данном случае следует обратить внимание на явное незнание значения слова хакер – 1) «программист высокого класса, способный работать в машинных кодах и хорошо знающий операционные системы компьютеров, что позволяет ему вносить изменения в программы, не имеющие документации»; 2) «программист, занимающийся поиском незаконных способов преодоления систем защиты данных». Здесь существительное хакер неправомерно связывается с созвучным иноязычным словом хаки – «плотная ткань серовато-зелёного с коричневым оттенком цвета, а также форменная одежда из этой ткани (обычно у военных)».
В последнее время вышло достаточно большое количество словарей иноязычных слов, толковых словарей, отражающих изменения в словарном составе русского языка в конце ХХ–начале ХХI века. Поэтому при затруднении или сомнении не поленитесь и проверьте значение малознакомого слова по этим словарям.
источники:
http://webkonspect.com/?room=profile&id=28094&labelid=237532
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/798-62_leksicheskie_oshibki__svyazannye_s_neponimaniem_znacheniya_slova.html
Стартовый контроль по русскому языку 8-й
КЛАСС
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1)
ЛгАла; 2) клАла;
3)
пролИла; 4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными
незнанием лексического значения слова.
1)
Побывать на вернисаже картин известного художника.
2)
Сегодня в театре аншлаг.
3)
Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4)
Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1)
В прославивш_м автора романе;
2)
с сильно бьющ_мся сердцем;
3)
в побледневш_м небе;
4)
на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1)
Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;
3)
бре_щий полет; 4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив
это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на
кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша
открыла дверь.
1)
1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5,
6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения Читая
текст учебника,
1)
не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;
3)
необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы
(вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не
проставлены).
1)
Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали
на мост.
2)
Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
3)
Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.
4)
Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить тире?
1)
Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.
2)
Лень и трусость самые дурные пороки.
3)
Льды как льды, пустыни как пустыни.
4)
У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не пишется слитно?
1)
(Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;
3)
работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска
пишется и?
1)
Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;
3)
разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска
пишется о?
1)
Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;
3)
наесться досыт_; 4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска
пишется буква н?
1)
На улице безветре_о; 2) поступать
ветре_о;
3)
студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..
Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.
ЧАСТЬ 2
(1)
Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор
заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее,
чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как
смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу,
отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и
интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть
телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то,
что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим
выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль
приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать
классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может
быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для
вас? (Д.С. Лихачев.
)
В1. Из 4-го предложения выпишите слова,
в которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4
выберите номер безличного предложения.
В3. Из
группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным
словом.
Номер |
8-й |
А1 |
2 |
А2 |
3 |
А3 |
2 |
А4 |
2 |
А5 |
3 |
А6 |
1 |
А7 |
2 |
А8 |
3 |
А9 |
1 |
А10 |
2 |
А11 |
1 |
А12 |
2 |
В1 |
наречие |
В2 |
не торопясь, |
В3 |
не, же |
Ответы к
заданиям в 8 классе
Стартовый
контроль по русскому языку 10 класс
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
$11) нормировАть 2)
прИбыв 3) нет
кОнусов 4) зАгодя
А2. В каком варианте ответа выделенное слово
употребляется неверно?
$11) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии
наук.
$12) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
$13) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
$14) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на
гору.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы
слова.
$11) С тремястами новобранцами $12) Жареные тетерева
$13) Ихние друзья $14) Лягте на кушетку
А4. Выберите грамматически правильное продолжение
предложения.
Решая
экзаменационные задачи,
$11) от учеников потребуется доскональное знание программы.
$12) вам понадобятся транспортир и калькулятор.
$13) будьте внимательны при записи ответа.
$14) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
$11) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не
бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.
$12) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное
своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».
$13) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены
от экзамена.
$14) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без
боя.
А6. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением,
выраженным причастным оборотом?
$11) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая
находилась за сто верст от замка графа.
$12) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы
закончиться для меня невыгодным образом.
$13) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили
неделю назад.
$14) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.
Прочитайте текст и выполните
задания А7 – А 12.
(1)…(2)Во время
цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при
опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности
дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не
только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших
участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по
многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие
сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного
землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная
обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты
его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой
волны.
А7. Какое из
приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
$11) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.
$12) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны
уменьшаются.
$13) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного
происхождения относятся цунами.
$14) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию,
выделившуюся при землетрясении.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний
слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
$11) Наоборот,
$12) Более
того,
$13) Чтобы
$14) Несмотря
на это,
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений
или в одной из частей сложного предложениятекста?
$11) Позволяет определить координаты (предложение 6)
$12) Такие нарушения происходят (предложение 3)
$13) Волны неожиданно появляются (предложение 2)
$14) Факт несёт информацию (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3)
предложениятекста.
$11) Сложное бессоюзное $12) Простое осложненное
$13) сложносочиненное $14) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями
А11. Укажите предложение, в котором есть
производный предлог.
$11) 4
2)
6
3) 5
4) 3
А12.
Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.
$11) Нижняя часть углубления, выемки $12) Низ, основание сосуда, вместилища
$13) Грунт под водой водоёма $14) Верхняя часть твёрдого головного убора
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется НН?
При посещении охотничьего замка
туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также
великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы
были прежние владельцы.
$11) 1, 3,
4
2) 1,
2
3) 1, 2,
3
4) 2
А14. В
каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
$11) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $12) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть
$13) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение
$14) Подтв..рдить,
ут..пический, бл..стательный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и
та же буква?
$11) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $12) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный
$13) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $14) Над..едливый, из..бразить, поз..быть
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска
пишется буква Е?
$11) Расплат..шься, угнета..мый $12) Бре..шься, прикле..вший
$13) Раска..шься, упорядоч..нный $14) Пристро..шь, атаку..мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква Е?
А. ноч..вать Б. надоедл..вый
В. продл..вать
Г. обманч..вый
$11) А, Б,
В
2) А,
Г
3) Б, В,
Г
4) А, В
Ответы
к заданиям по русскому языку для 10 класса
ВАРИАНТ 1
А1 |
|
|
|
А2 |
|
|
|
А3 |
|
||
А4 |
|
||
А5 |
|
||
А6 |
|
||
А7 |
|
||
А8 |
|
||
А9 |
|
||
А10 |
|
||
А11 |
|
||
А12 |
|
||
А13 |
|
||
А14 |
|
||
А15 |
|