Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
Тренер указал на то, что некоторые ребята не являются на занятия.
Фильм доставил мне большое удовольствие.
Петя объяснил причину опоздания на урок.
Петю нельзя убедить в том, что надо учиться.
Погода благоприятствовала лыжным соревнованиям.
От этого зависит все дело.
Найдите ошибки и недочёты в управлении слов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации. Исправьте предложения.
1. Я признался маме обо всех своих двойках. 2. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете. 3. Горечь о том, что его не понимают, терзала его душу. 4. Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит. 5. Это свидетельство о том, что резервы у коллектива есть. 6. Лектор подробно остановился о разных сторонах проблемы. 7. Неоднократно подчёркивалось о том, что такой прямолинейный подход вредит делу. 8. Сколько можно делать вид о том, что нас это не касается! 9. Об этом могут подтвердить все члены бригады. 10. Геологи рапортуют об открытии нового месторождения нефти.
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант:
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Пример 2
Предложение:
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант:
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Пример 3
Предложение:
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Верный вариант:
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
1.
Свою оценку о случившееся дают эксперты.
2. Губернатор заострил внимание президента
на то, что Свердловская область остаётся
в худшем положении по бюджетному
обеспечению. 3. Ввиду с сокращением
рейсов у нас интервал движения
восемнадцать минут. 4. «Красный крест»
невозможно разорвать от медицины. 5. Мне
хотелось подчеркнуть о том, что интерес
к этому есть и у наших предпринимателей.
6. Кубинский народ встречает сорок первую
годовщину революции с верой в успех и
оптимизмом в будущее. 7. Благодаря вас
у нас есть возможность по понедельникам
рассказывать о своей организации. 8. Эта
фотография позволяет определить о том,
что лётчик пытается вывести самолёт
из сложного положения. 9. Он старается
передать читателям боль и тревогу этим
отвратительным явлениям жизни. 10. Я
приветствую всех, кто включил радио на
нашу волну. 11. Перу Толстого достойно
описание этого эпизода. 12. Повторю
информацию, которую я говорил утром.
Ответ:
1.
Свою оценку случчившемуся дают эксперты.
2.
Губернатор заострил внимание президента
на том, что Свердловская область остаётся
в худшем положении по бюджетному
обеспечению.
3.
Всвязи с сокращением рейсов у нас
интервал движения восемнадцать минут.
(Предлог
«ввиду» не связан с предлогом»с»)
4.
«Красный крест» невозможно отделить
от медицины.
(слово
«отделить» больше подходит по смысловому
значению)
5.
Мне хотелось подчеркнуть то, что интерес
к этому есть и у наших предпринимателей.
6.
Кубинский народ встречает сорок первую
годовщину революции с верой в успех и
надеждой на будущее.
7.
Благодаря Вам у нас есть возможность
по понедельникам рассказывать о своей
организации.
(Благодаря
(кому?) Вам)
8.
Эта фотография позволяет определить
то, что лётчик пытается вывести самолёт
из сложного положения.
(позволяет
определить (что?) то,что..)
9.
Он старается передать читателям боль
и тревогу за эти отвратительные явления
жизни.
10.
Я приветствую всех, кто настроил радио
на нашу волну. ИЛИ: Я приветствую всех,
кто включил радио на нашей волне.
(включил
(где?) на волне)
11.
Пера Толстого достойно описание этого
эпизода.
12.
Повторю информацию, которую я передавал
утром.
20. Устраните ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1.
Заявление было написано на имя заведующего
лаборатории.
2.
Бедность многих людей и пороки в обществе
побуждают Раскольникова на убийство.
3.
Нас часто упрекают в том, что мы не всегда
добросовестно работаем.
4.
Критерий оценки деятельности МВД
является раскрываемость преступлений.
5.
Результаты опыта подтверждают о наших
предположениях.
6.
В газете опубликована рецензия о премьере
балета.
7.
В отзыве на книгу обязательно должны
быть указаны её выходные данные.
Ответ:
1.
Заявление было написано на имя заведующего
лабораторией.
2.
Бедность многих людей и пороки в обществе
побуждают Раскольникова к убийству.
3.
Нас часто упрекают тем, что мы не всегда
добросовестно работаем.
4.
Критерием оценки деятельности МВД
является раскрываемость преступлений.
5.
Результаты опыта подтверждают наши
предположения.
6.
В газете опубликована рецензия на
премьеру балета.
7.
В отзыве о книге обязательно должны
быть указаны её выходные данные.
21.
Укажите предложения с грамматической
ошибкой.
1.
Благодаря поддержке родных и друзей
мне удалось преодолеть трудности.
2.
Потерянное время пришлось возместить
усиленной работой.
3.
Отечественный производитель ещё не
учитывает и ослаблен инфляцией в
условиях свободного рынка.
4.
Не надо верить слухам.
22.
Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.
Выбирая
стиль одежды,
-
это
занимает много времени. -
руководствуйтесь
определёнными правилами. -
подчёркивается
индивидуальность. -
большую
роль играет цвет.
23.
Объясните и исправьте синтаксические
ошибки.
1.
Чтобы предприятие возродилось, первым
этапом – это нормальное финансирование.
2. Я немножко хочу остановиться о своей
первичной организации. 3. Первого сентября
наши студенты сели за парты, за столы и
стали изучать и готовиться к своей
профессиональной деятельности. 4. На
наше обращение столько много слушателей
нам позвонили. 5. Таким образом удалось
избежать возможную техногенную
катастрофу. 6. Цифры обращаемости к
врачам я в самом начале выступления
говорил. 7. Это книга о тех испытаниях,
которые выпали в нашей истории. 8. Он
приветствовал взаимодействие государств
как на политическом, так и военном
уровнях. 9. Его электорат не идут на
поводу у коммунистов. 10. Никакого решения
по результатам слушания предприниматься
не предполагается. 11. Эта школьная
методика может вызвать только стойкое
неприятие к литературе вообще. 12.
Исследования наши показывают о большой
роли педагогов в этом процессе.
Ответ:
1.Чтобы
предприятие возродилось, для начала
нужно нормальное финансирование.
2.
Я немножко хочу остановиться на своей
первичной организации.
3.
Первого сентября наши студенты сели за
парты, и стали готовиться к своей
профессии. ИЛИ: Первого сентября наши
студенты сели за парты и стали изучать
свою профессиональную деятельность.
4.
На наше обращение нам позвонило много
слушателей.
Сказуемое
«позвонили» должно стоять в единственном
числе, для прошедшего времени – в ср.
роде.
Слова
«очень» и «много» плохо сочетаются.
Слово «очень» — лишнее.
5.
Таким образом удалось избежать возможной
техногенной катастрофы.
6.
В самом начале выступления я озвучивал
цифры обращаемости к врачам..
7.
Это книга о тех испытаниях, которые
выпали на долю нашей истории.
8.
Он приветствовал взаимодействие
государств, как на политическом, так и
военном уровнях.
9.
Его электорат не идёт на поводу у
коммунистов.
10.
Никакого решения по результатам слушания
предприниматься не предполагается.
11.
Эта школьная методика может вызвать
только стойкое неприятие литературы
вообще.
12.
Наши исследования рассказывают о большой
роли педагогов в этом процессе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #