Найти ошибку в определении понятия соболь ценный пушной зверек

Операция определения понятия

Река

Волк

Обобщение Ограничение
1. Хищное млекопитающее семейства собачьих (Сатйае) 1. Североамериканский капот (Саnis latrans)
2. Хищное млекопитающее 2. Североамериканский кайот, обитающий в североамериканских прериях
3. Млекопитающее 3. Североамериканский кайот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях
4. Позвоночное животное  
5. Животное  
б. Организм  
Ограничение Обобщение
1. Река в Африке 1. Большой пресный проточный водоем
2. Река в Африке, впадающая в Среди­земное море 2. Пресный проточный водоем
3. Большая река в Африке, впадающая в Средиземное море 3. Пресный водоем
4. Большая река в Египте 4. Водоем
5. Река Нил  

Проверьте себя:

1. Что такое ограничение понятия?

2. Что представляет собой логическая операция обобщения понятия?

3. Каким образом ограничения и обобщения понятий складываются в логические цепочки? Каковы пределы цепочек ограничений и обобщений?

4. Какие ошибки часто допускают при ограничении и обобщении понятий? Продемонстрируйте на самостоятельно подобранных примерах, что целое и часть нельзя путать с видом и родом.

5. Всякое ли понятие можно подвергнуть ограничению или обобщению? Какие понятия не поддаются этим логическим операциям?

6. Правильно ли проведены ограничения:

Строение — комната;

строение — беседка;

населенный пункт — столица — центр столи­цы — центр современной столицы?

Степная птица — редкая степная птица — редкая степная птица вы­сотой около метра (дрофа).

7. Правильно ли проведены обобщения:

а) береза — лиственное дерево — смешанный лес — лес;

б) улица — квартал — поселок городского типа — город — насе­ленный пункт.

в) верблюд — самое выносливое и неприхотливое домашнее жи­вотное пустыни — выносливое и неприхотливое домашнее живот­ное пустыни — домашнее животное пустыни — домашнее животное — животное.

г) соболь — ценный пушной зверек — пушной зверь — зверь.

8. Подберите пять любых понятий и проделайте с ними ограничение и обобщение, т. е. подберите для каждого как видовое, так и родовое понятие, иллюстрируя эти операции схемами Эйлера.

Определение (дефиниция) (от лат. definitio- определение) понятия — логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.

С помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Примеры: “Информатика — наука, предметом которой являются процессы и системы получения, хранения, передачи, распространения, использования и преобразования информации” (1); “Правильной дробью называется простая дробь, числитель которой меньше знаменателя” (2).

Давая такие определения, мы отличаем науку информатику от других наук, а правильные дроби от всех других дробей, например, неправильных или десятичных.

Приведем еще несколько определений понятий, взятых из школьных учебников, которые принадлежат к двум различным видам определений (реальным и номинальным). “Зоология — это наука о животных, об их разнообразии, строении, поведении, раз­множении, развитии, происхождении, а также о значении в при­роде и жизни человека” (3); “Слово зоология происходит от двух греческих слов: зоон — животное и логос — слово, учение, нау­ка” (4) (Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы. М., 1979. С. 5). “Число, которое показывает, во сколько раз умень­шены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже, называ­ется масштабом” (5) (Учебник по природоведению для 2 клас­са. М., 1977.С. 121).

Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия.

Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется оп­ределяемым понятием (definiendит, сокращенно Dfd), а то по­нятие, посредством которого оно определяется, называется опре­деляющим понятием (definiепсе, сокращенно Dfп), Правиль­ное определение устанавливает между ними отношение равен­ства (эквивалентности).

Определения делятся на явные и неявные.

Явное определение непосредственно раскрывает содержание понятия, даёт прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например: «Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры», – явное определение. Неявное (контекстуальное) определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: «Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1 000 °C», – косвенно следует ответ на вопрос: «Что такое термометр?» – вытекает неявное определение этого понятия. Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. В дальнейшем речь пойдёт именно о них.

В явных определе­ниях даны определяемое понятие и определяющее, объемы ко­торых равны, т. е. Dfd = Dfп. К их числу относится самый распространенный способ определения через ближайший род и видовое отличие, где формулируются существенные признаки определяемого понятия. Например: “Барометр — прибор для из­мерения атмосферного давления”; “Треугольник — многоуголь­ник с тремя сторонами”; “Гротеск — способ сатирического изо­бражения жизни, отличающийся резким преувеличением, соче­танием реального и фантастического”.

Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа ко­торых нужно выделить определяемое множество предметов, на­зывается родовым признаком, или родом. В приведенных выше примерах это “прибор”, “многоугольник”, “способ сатирическо­го изображения жизни”. Признаки, при помощи которых выделя­ется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию, называется видовым отличием (их может быть один или несколько).

Разновидностью определения через род и видовое отличие яв­ляется генетическое определение, в котором указывается способ образования только данного предмета. Например: “Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них”; “Коррозия металлов — это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла”. Много генетических определений в математике, к их числу относятся такие, как “цилиндр вращения”, “конус вращения”.

Определения через ближайший род и видовое отличие и генетические определения входят в класс реальных определений, ибо они определяют само понятие, например, “информатика”, “треугольник”, “кислота” и др. К явным относятся и номинальные определения. Последние дают определение термина, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие (обычно в свой состав они включают слово “называется”. Они часто встречаются в математике. Например: “Конус называется круговым, если основание его — круг”; “Прямая, соединяющая вершину конуса и центр основания, называется осью конуса”. Номинальными определениями, вводящими знаки, являются следующие: “g-ускорение свободно падающего тела”, “т — масса тела”, “знак u обозначает строгую дизъюнкцию” и т. п. В приведенных выше примерах определения (1), (3) — реальные, а определения (2), (4) и (5) — номинальные.

Принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует. Они различаются, как правило, по форме, но не по сути.

Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: «Астрономия – это наука о небесных телах», – построено по классическому способу. В нём определяемое понятие «астрономия» сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие «наука» (астрономия – это обязательно наука, но наука – это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук: «…о небесных телах». Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию, конечно, если определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что означает, соответственно. Например, нам требуется дать определение понятию «квадрат». Следуя классическому способу, сначала подведём его под родовое понятие: «Квадрат – это геометрическая фигура», – а затем укажем его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак: «Квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые». Давая определение понятию «квадрат», мы могли бы подвести его под более близкое родовое понятие «прямоугольник», и тогда определение получилось бы следующим: «Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны», – однако и приведённое выше определение квадрата раскрывает содержание соответствующего понятия и является верным. Обратите внимание на то, что фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе, например в толковых словарях, построены по классическому способу.

Существует несколько логических правил определения. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается и определение не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении:

1. Определение не должно быть широким, т. е. определение не должно превышать своим объёмом определяемое понятие. Например, определение: «Солнце – это небесное тело», – является широким: определение «небесное тело» по объёму намного больше определяемого понятия «Солнце». Из приведённого определения не вполне понятно, что такое Солнце, ведь небесное тело – это и планета, и комета и т. п. В данном случае можно также сказать, что, пользуясь классическим способом определения, мы подвели определяемое понятие «Солнце» под родовое понятие «небесное тело», но не сделали второй шаг – не указали на его видовое отличие.

Приведем пример из истории философии. Древнегреческий философ Платон дал такое определение понятия “человек”:

“Человек — это двуногое животное без перьев”. На лекцию Пла­тона в Академию другой философ Диоген с целью доказать ло­гическую ошибку Платона в определении понятия принес ощи­панного петуха и выпустил его в аудиторию со словами: “Вот человек Платона”. Утверждают, что Платон признал свою ошиб­ку и уточнил первоначальное определение: “Человек — это дву­ногое животное без перьев с широкими ногтями”.

2. Определение не должно быть узким, т. е. определение не должно быть по своему объёму меньше определяемого понятия. Например, определение: «Геометрия – это наука о треугольниках», – является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере определение получилось по объёму меньше определяемого понятия, в результате чего из приведённого определения не совсем ясно, что такое геометрия, содержание понятия не раскрывается.

3. Определение в одном отношении широкое, в другом — узкое. Например: “Ящик — тара для хранения овощей”. С одной стороны, это широкое определение, так как тарой для хранения овощей может быть мешок и контейнер и т. д., с другой стороны, это узкое определение, так как ящик пригоден для хранения и цемента, и песка, а не только овощей.

Как видим, ошибка узкого определения противоположна ошибке широкого определения. Если определение не должно быть широким и не должно быть узким, то каким же тогда оно должно быть? Оно должно быть соразмерным, т. е. понятие и его определение должны быть равны друг другу. Вернёмся к определению: «Астрономия – это наука о небесных телах», – которое является соразмерным. В этом примере определяемое понятие «астрономия» и определение: «…наука о небесных телах» находятся в отношении равнозначности: астрономия – это именно наука о небесных телах, а наука о небесных телах – это только астрономия. Определение является соразмерным тогда, когда между его первой частью (определяемым понятием) и второй (определением) можно поставить знак « = ». Если же между первой и второй частью определения ставится знак « > » или « < », то оно является ошибочным – широким или узким соответственно. В данном случае мы видим проявление одного из основных законов логики – закона тождества.

4. В определении не должно быть круга, т. е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

Круг возникает и тогда, когда определяемое понятие характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий. Например: “Смешное — это то, что вызывает смех”.

В определении: «Клеветник – это человек, который занимается клеветой», – присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т. е. фактически – через само себя. Если бы, услышав приведённое определение, мы спросили, что такое клевета, нам могли бы ответить: «Клевета – это то, чем занимается клеветник». Присутствующий в определении круг (или тавтология, с греч. – повтор) приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным. Однако наверняка найдутся люди, которые скажут, что из определения: «Клеветник – это человек, который занимается клеветой», – вполне понятно, и кто такой клеветник, и что такое клевета. Они могут так утверждать только потому, что им ранее было известно значение слов «клеветник» и «клевета».

Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как “масляное масло”, “трудоемкий труд”, “порученное поручение”, “прогрессирующий прогресс”, “заданная задача”, “изобрету изобретение”, “поиграем в игру”, “памятный сувенир”, “подытожим итоги”, “старый старик” и др. Иногда можно встретить выражения типа “Закон есть закон”, “Жизнь есть жизнь” и т.д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: “закон”, “жизнь” или др.

4. Определение не должно быть двусмысленным, т. е. в нём нельзя употреблять слова (термины) в переносном значении. Вспомним хорошо знакомое с детства определение: «Лев – это царь зверей». В данном определении слово «царь» используется в переносном значении, но у него есть и прямое значение. Получается, что в определении употребляется одно слово, а возможных значений у него два, т. е. определение является двусмысленным (вновь нарушается логический закон тождества: одно слово, два значения: 1 ≠ 2).

Двусмысленность вполне уместна в качестве художественного приёма, но в определении она недопустима, поскольку содержание понятия в данном случае не раскрывается.

Не являются правильными определениями следуют суждения: “Лень — мать всех пороков”; “Природа — это наука, способствующая пониманию вопросов, относящихся к духовной истине” (Р. Эмерсон); “Упрямство — порок ума”; “Такт — это разум сердца” (К. Гуцков); “Неблагодарность — род слабости” (И. В. Гете). Эти истинные суждения представляют собой интересные метафоры, поучительные афоризмы, которыми мы пользуемся при передаче информации, но они не являются опре­делениями понятий.

5. Определение не должно быть сложным и непонятным.

Рассмотрим следующее определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу». Это определение взято не из научного доклада и не из докторской диссертации, а из учебника для студентов гуманитарных специальностей[2]. Данное определение не широкое и не узкое, в нём нет круга и двусмысленности, оно верно и с научной точки зрения. Это определение кажется безупречным с тем только исключением, что оно является сложным и непонятным для людей, которые не занимаются специально естественными науками, т. е. для большинства из нас. Определение должно быть понятным для того, кому оно адресовано, иначе при всей своей формальной правильности оно не будет раскрывать содержания понятия для своего адресата. Непонятные определения также называют некоммуникабельными, т. е. создающими преграды для общения между людьми.

6. Определение не должно быть только отрицательным. Например, определение: «Квадрат – это не треугольник», – является только отрицательным. Квадрат – это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия «квадрат», ведь, указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не сказали, чем же он является (окружность, трапеция, пятиугольник – это тоже не квадраты). Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. Например, определение: «Квадрат – это не треугольник, а прямоугольник, у которого все стороны равны», – правильное.

Тег video не поддерживается вашим браузером.

Купить за 10 руб.

Купить

весь предмет

help

Помощь и тех.поддержка
©Сайт «Вопросники» 2017-2023


Подборка по базе: Тестовые вопросы к разделу 4_ просмотр попытки.pdf, Ответы на вопросы.docx, АСР Тема 10.docx, Тестовые вопросы к разделу 3_ просмотр попытки.pdf, Анатомия центральной нервной системы (Тесты по темам).docx, Практическое занятие №1 по темам 1-3.docx, Тестовые вопросы к Разделу 5.docx, Экзаменационные вопросы по хирургической стоматологии 3 курс, , + Тема 1.6. Практическая работа 3 Управленческий проект.docx, + Тема 1.4. Практическая работа 2 Инновационные практики (2).doc


Тема 3. Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое понятие? Каждое ли общее имя выражает понятие?

Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов.

Понятие — общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. 
2. Как выразить понятие с использованием языка логики предикатов?

3. Каковы основные виды признаков?
4. В чем различие между  логическим и  фактическим  содержаниями и объемами понятий?

5. Каковы основные виды понятий?

Понятия делятся на виды по: 

1) количественным характеристикам объемов понятий; 

2) типу обобщаемых предметов; 

3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.
6. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам?

7. Как осуществляются операции  обобщения и ограничения  понятий?

Обобщениенекоторого понятия есть операция образования из этого понятия некоторого нового с более широким объемом, что означает обобщение и выделение более широкого круга предметов. Обратная операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом называется ограничениемпонятия. В геометрии, например,  идут от наиболее общих понятий к наименее общим: от характеристики треугольников вообще к характеристикам отдельных видов треугольников – прямоугольных, равносторонних, равнобедренных, остроугольных и т.д. Хотя в той же математике имеют место и обратные процессы. Например, от рассмотрения целых положительных и целых отрицательных чисел – к целым числам вообще., от целых и дробных – к рациональным и иррациональным, затем – к действительным.

     Уточнение мысли путем обобщения также обычно ограничивается одной операцией, хотя это не исключает многократного ее применения. Пределом обобщения являются  наиболее широкие по объему понятия – категории. Так, последовательное обобщение понятия «трапеция» даст следующую цепочку понятий: «трапеция» — «многоугольник» — «геометрическая фигура» — «математическая абстракция» — «абстракция» — «мысль».

    Согласно закону обратного отношения при увеличении объема понятия содержание его ослабляется. Но это не значит, что при этом уменьшается количество его признаков. Это значит лишь то, что содержание второго понятия логически следует из содержания первого.

    Пределами ограничения являются единичные понятия. Сложнее дело обстоит с вопросом о пределах обобщения. Здесь надо различать вопрос о пределах обобщения отдельно взятого понятия( вне какой-либо системы знаний) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания, в рамках некоторой теории. Вопрос о пределах обобщения понятия в системе знания решается конкретно для каждой науки или теории.

Следует отметить то, что над пустыми  понятиями нельзя провести  операции обобщения и ограничения.
8. Каков состав определения?

9. В чем различие между номинальными и реальными, явными и неявными определениями?

Номинальные определения – это соглашения относительно смысла вновь вводимых языковых выражений, а также соглашения о том, в каком из различных имеющихся смыслов следует употреблять выражение в данном контексте.

Пример: « Будем называть гомеостазисом совокупность внешних условий, обеспечивающих возможность существования данного организма».

Реальными являются определения, в которых придается точный смысл выражениям, значения которых с большей или меньшей степенью определенности уже известны.

Пример: «Улика – это доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении».

Явными называют определения, которые имеют структуру 

«А (дефиниендум – dfd) есть В (дефиниенс-dfn)». Называют их еще определениями через род и видовое отличие, которые имеют следующие разновидности:1) атрибутивно-реляционные определения, 2)генетические определения, 3) операциональные определения.

Примеры: 1) «Чеком называется ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму».

2) «Круг есть фигура, получающаяся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в плоскости».

3)«Кислота – это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумаги последняя окрашивается в красный цвет».

Неявные определения не имеют структуры «А есть В».

                                             НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

(1)                                                                                                                      (2)

 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ ​КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ

К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ

  (1) Широко распространены в философии. 

Пример: « Причина – это явление, которое при определенных условиях обязательно вызывает другое явление называемое следствием».

(2) В контекстуальных определениях выясняется смысл контекста, в который входит определяемый термин.

Пример: «Предложение «р» истинно, если и только если р». Контекстуальные определения имеют форму: К(а) =Т, где а – определяемое выражение ( в примере «бы
10. Каковы правила определения и ошибки в определениях?

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ.

ПРАВИЛО №1. Определение (лат.-дефиниция) должно быть соразмерным, т.е. значения (объемы) определяемого (дефиниендума) и определяющего 

(дефиниенса) выражений должны совпадать (должны быть равны друг другу).

     При нарушении правила соразмерности возникают ошибки: 

1) слишком широкое определение (объем определяющего выражения больше объема определяемого),

Пример: «Логика – это наука о мышлении».

2) слишком узкое определение (объем определяющего выражения меньше объема определяемого),

Пример: « Озеро – замкнутый  в берегах большой естественный водоем с пресной водой».

3) перекрещивающееся определение (объемы находятся в отношении перекрещивания).

Пример: «Философ – это человек, разрабатывающий научную методологию».

4) Определено «как попало» (объемы не имеют общих элементов).

Пример: «Материализм – это теория, которая рассматривает Вселенную как нечто, состоящее только из твердых объектов».

ПРАВИЛО №2. Определение не должно заключать в себе круга

( определяться через самое себя). При нарушении данного правила возникает ошибка, имеющая название «круг в определении».

Пример: «Что такое возможность?» — Потенциальная действительность. Что такое действительность? – Реализованная возможность».

 ПРАВИЛО №3. Определение должно быть ясным, т.е. должны быть известны смыслы или значения терминов, входящих в определяющее выражение. При нарушении этого правила возникает ошибка «неясное определение».

Пример: «Как известно, категориями называются такие понятия, в которых отражаются и фиксируются действительные связи и отношения наиболее широкой общности».

ПРАВИЛО №4.Определение не должно быть отрицательным. Нельзя принимать номинальные определения за реальные.
11. Каковы правила деления и ошибки в делениях?

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ. ОШИБКИ.

ПРАВИЛО №1. Деление должно быть соразмерным, т.е. в случае таксономического деления объединение объемов членов деления должно дать объем делимого понятия, а в случае мереологического деления мысленное соединение значений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.

    При нарушении этого правила возникают следующие ошибки:

1) неполное деление ( пропущены какие-то члены деления),

Пример: « Видами развития являются развитие в неорганической природе, развитие в органической природе и  развитие в познании»

(нет «развития в обществе»).

2) деление с излишними членами – в число членов деления включаются понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия (в случае таксономического деления), или к членам деления отнесены понятия, значения которых не являются частями делимого предмета ( в случае мереологического деления).

Пример: химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы  ( сплавы не являются химическими элементами).

ПРАВИЛО №2. Деление должно производится по одному основанию, т.е. характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой характеристикой. 

При нарушении этого правила возникает ошибка, имеющая название «сбивчивое деление».

Пример: « Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными».

ПРАВИЛО №3.  Члены деления должны исключать друг друга, т.е. их объемы не должны иметь общих элементов в случае таксономического деления и их значения не должны иметь общих частей в случае мереологического деления.

Ошибка – члены деления не исключают друг друга.

Пример: « Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние».

ПРАВИЛО №4. Деление должно быть последовательным, т.е. в случае таксономического деления от родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереологического – от целого к его частям, а от частей – к частям частей и т.д.

Ошибка – скачок в делении.
12. Что представляет собой классификация?

КЛАССИФИКАЦИЯ – это систематическое распределение предметов некоего рода по классам, в которых каждый предмет занимает строго определенное и точно фиксированное место.  Классификация – это деление или система таксономических или мереологических делений, которые обладают рядом свойств.

1) Классификация – это система делений, которые произведены с точки зрения характеристик, существенных для решения теоретической или практической задачи.

2) При классификации предметы распределяются по группам таким образом, чтобы по их месту в классификации можно было судить об их свойствах.

3) Результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут представлены в виде таблиц  или схем.

Задания для самостоятельной работы студентов:

 I. Определите содержание и  объем  в следующих понятиях: спутник Юпитера, закон Бойля-Мариотта, дед Мороз, океан, парад планет Солнечной системы в 1982 г., экватор, ненастье, Джек Лондон, К.Э.Циолковский, невменяемость, отдаленное место.

II. Установите вид понятий:

Ценная бумага, Организация Объединенных наций, страна восходящего солнца, хромосомная теория наследственности, человек, незнающий страха, Афродита.

III.            Определить отношения между следующими понятиями:

3.1. Законченная повесть, незаконченная повесть.

3.2. Строение, дом, деревянный дом, беседка, недостроенное строение.

3.3. Трусливый человек, нетрусливый человек.

3.4. Карлик, великан.

3.5. Университет, биологический факультет.

3.6. Кошка. Хвост.

3.7. Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.

 3.8. Населенный пункт, город, город на Днепре, столица, город Украины.

3.9. Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Луна, спутник Юпитера, Марс.

   3.10. Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог, молния.

3.11. Подобрать понятия, отношения между которыми изображаются кругами Эйлера так:

 IV. Тождественны ли следующие понятия? Изобразите их объемы с помощью кругов Эйлера.

4.1. Крокодил, аллигатор, представитель отряда водных пресмыкающихся.

4.2. Русский живописец-передвижник И.Е.Репин (1844-1930); художник, написавший картину «Бурлаки на Волге»; автор замечательных по психологической и социальной характеристике портретов «Протодьякон» (1877) и  «Мусоргский» (1881).

V. Найдите в приводимых ниже стихах слова — омографы (от греч. Homos – одинаковый и  grapho – писать), обозначающие слова, имеющие одинаковый графический облик, но различающиеся значением и ударением.

Кто что делает
Косит
 косец, а зайчишка косит,
Трусит
 трусишка, а ослик трусит.

В лесном замке
На двери замка
Нет замка.

Живет щегол здесь — первый щеголь,
И утром белка
Из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.

Треска зазналась
В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал Селедке:

— Треска зазналась!
Ишь как много треска
Изволила поднять на сковородке!’

VI. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих определений:

6.1. Дентин — особое вещество, покрывающее зубы.

6.2. Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных
частей тела.

6.3. Пьеса — форма художественного произведения.

6.4. Мировоззрение учащегося — система его взглядов на окружающий мир.

6.5. Архаизмы — это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

6.6. Желудок — это орган, обладающий сложным строением.

6.7. Фразеология — раздел науки о языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических единиц, их типы и функционирование в речи.

6.8. Такое развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое, называют развитием  с  полным превращением.

6.9. Летучие мыши — рукокрылые небольшого размера.

6.10. Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуется определенная грамматическая форма с конкретным грамматическим значением, выражающая грамматическое подчинение данного слова  другому слову.

 VII. Какие способы введения понятий использованы в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, описание, характеристика, разъяснение посредством примера)?

7.1. «Долг перед отечеством — святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш новый гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи» (В.А.Сухомлинский)

7.2. Мед — это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке.

7.3. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним  можно сравнить с блужданием в потемках» (ВЛ.Сухомлинский).

7.4. Декоративные травянистые растения — это календула, львиный зев, астра, гвоздика и др.

7.5. «В 90-летнем возрасте Поль С.Брэгг был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша. Он ежедневно совершал 3-5 км пробежки, много плавал, ходил в горы, играл в теннис, танцевал, совершал длительные пешеходные походы, занимался гантелями и гирями, увлекался серфингом — катанием на специальной доске в волнах океанского прибоя. Его рабочий день  продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости, всегда был полон оптимизма, бодрости и желания помочь людям», — пишет Стив Шенкман.

VIII. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих делений и классификаций. Указать на ошибки, если они имеются:

8.1. Второстепенные члены предложения делятся по своему грамматическому значению на дополнения, определения и обстоятельства.

8.2. Клетки бывают шаровидные, дисковидные, призматические, кубические, веретенообразные и многогранные.

8.3. Артур Шопенгауэр пишет: «Аристотель (Eth.Nicom, I,8) разделил блага человеческой жизни на 3 группы: блага внешние, духовные и телесные».

8.4. В эволюции органического мира выделяются два вида отбора: естественный и искусственный.

8.5. Щелочи делят на активные и малоактивные.

8.6. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, отводками, усами, луковицами, частями корня.

8.7. Признаки весны: потепление, таяние снега, осадки в виде снега и дождя. Распускание листьев, цветение растения. Появление насекомых, прилет птиц. Люди ведут сев и посадку растений.

8.8. Струнные музыкальные инструменты (хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кемача), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково -клавишные (клавесины).

8.9. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия, роли, правила.

8.10. Игрушки делятся на образные, технические, игрушки-забавы, маскарадно-елочные, спортивно-моторные, музыкальные и озвученные, театральные, дидактические, строительный материал, игрушки-самоделки.

 IX. 1. Обобщить и ограничить следующие понятия:

кошка, вулкан, город на Урале, выдающийся современный ученый.

IX.2. Правильно ли проведены ограничения?

Строение — комната; строение — беседка; населенный пункт — столица — центр столицы— центр современной столицы?

IX.3. Правильно ли проведены обобщения?

а) береза — лиственное дерево — смешанный лес — лес;

б) улица — квартал — поселок городского типа — город — населенный  пункт.

IX.4. Правильно ли произведены обобщения понятий «верблюд» и «соболь»?
Верблюд — самое выносливое и неприхотливое домашнее животное пустыни; выносливое и неприхотливое домашнее животное пустыни; домашнее животное пустыни; домашнее животное; животное.

Соболь — ценный пушной зверек, пушной зверь, зверь.

IX.5. Правильно ли произведено ограничение понятия «птица»?

Степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа).

Задачи к теме “Понятие”

I.
Определите содержание, объем, подклассы
объема и эле­менты объема в следующих
понятиях (кавычки опущены); спут­ник
Юпитера, закон Бойля — Мариотта, дед
Мороз, океан, парад планет Солнечной
системы в 1982 г., экватор, ненастье, Джек
Лон­дон, К. Э. Циолковский, невменяемость,
отдаленное место.

II. Определить отношения между следующими понятиями:

1.
Законченная повесть, незаконченная
повесть.

2.
Строение, дом, деревянный дом, беседка,
недостроенное строение.

61

3.
Трусливый человек, нетрусливый человек.

4.
Карлик, великан.

5.
Университет, биологический факультет.

6.
Кошка. Хвост.

7.
Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.

8.
Населенный пункт, город, город на Днепре,
столица, город Украины.

9.
Спутник планеты, естественный спутник,
спутник Земли, Луна, спутник Юпитера,
Марс.

10.
Пожар, причина пожара, взрыв атомной
бомбы, поджог, молния.

Ш.
Подобрать понятия, отношения между
которыми изображаются кругами Эйлера
так:

IV.
Тождественны ли следующие понятия?
Изобразите их объ­емы с помощью кругов
Эйлера.

1.
Крокодил, аллигатор, представитель
отряда водных пресмы­кающихся.

2.
Русский живописец-передвижник И. Е.
Репин (1844-1930);

художник,
написавший картину “Бурлаки на Волге”;
автор заме­чательных по психологической
и социальной характеристике портретов
“Протодьякон” (1877) и “Мусоргский”
(1881).

V.
Найдите в приводимых ниже стихах слова
— омографы (от греч. hотоs

одинаковый и grарhо

писать), обозначающие

62

слова,
имеющие одинаковый графический облик,
но различаю­щиеся значением и ударением.

Кто
что делает

Косит
косец, а зайчишка косит,

Трусит
трусишка, а ослик трусит.

В
лесном замке

На
двери замка

Нет
замка.

Живет
щегол
здесь — первый щеголь,

И
утром белка

Из
белка

Ему
сбивает гоголь-моголь.

Треска
зазналась

В
камзоле Баклажан

Был
полон блеска.

На
кухне утром он сказал Селедке:

  • Треска
    зазналась!

Ишь
как много треска

Изволила
поднять на сковородке!’

VI.
Дать характеристику (указать вид, состав,
правильность) следующих определений:

1.
Дентин — особое вещество, покрывающее
зубы.

2.
Регенерация — процесс восстановления
утраченных или по­врежденных частей
тела,

3.
Пьеса — форма художественного произведения.

4.
Мировоззрение учащегося — система его
взглядов на окру­жающий мир.

5.
Архаизмы — это слова, вышедшие из
употребления вслед­ствие замены их
новыми.

6.
Желудок — это орган, обладающий сложным
строением.

________________________

‘Стихи
из книги
Козловского Я.

“О словах разнообразных- одинаковых,
но разных” // Цит. по: Львова
С. И.

Язык в речевом общении. Книга для учителя.
М„ 1991. С. 67.

63

7.
Фразеология — раздел науки о языке,
изучающий смысло­вые и структурные
особенности фразеологических единиц,
их типы и функционирование в речи.

8.
Такое развитие, при котором насекомое
проходит четыре стадии: яйцо — личинка
— куколка — взрослое насекомое, назы­вают
развитием с полным превращением.

9.
Летучие мыши — рукокрылые небольшого
размера.

10.
Окончание — это изменяемая часть слова,
с помощью ко­торой образуется
определенная грамматическая форма с
конк­ретным грамматическим значением,
выражающая граммати­ческое подчинение
данного слова другому слову.

VII.
Какие способы введения понятий
использованы в приве­денных ниже
примерах (сравнение, различение, описание,
харак­теристика, разъяснение посредством
примера)?

1.
“Долг перед отечеством — святыня
человека. От нас, отцов и матерей, от
воспитателей, зависит, чтобы каждый наш
новый гра­жданин дорожил этой святыней,
как дорожит честный человек своим добрым
именем, достоинством своей семьи” (В.
А. Сухомлинский).

2.
Мед — это, образно говоря, кусочек солнца
на тарелке.

3.
“Воспитание без дружбы с ребенком, без
духовной общно­сти с ним можно сравнить
с блужданием в потемках” (В. А.
Су­хомлинский).

4.
Декоративные травянистые растения —
это календула, льви­ный зев, астра,
гвоздика и др.

5.
“В 90-летнем возрасте Поль С. Брэгг был
силен, подвижен, гибок и вынослив, как
юноша. Он ежедневно совершал 3-5 км
пробежки, много плавал, ходил в горы,
играл в теннис, танцевал, совершал
длительные пешеходные походы, занимался
гантеля­ми и гирями, увлекался серфингом
— катанием на специальной доске в волнах
океанского прибоя. Его рабочий день
продолжал­ся 12 часов, он не знал
болезней и усталости, всегда был полон
оптимизма, бодрости и желания помочь
людям”, — пишет Стив Шенкман’.

_________________________

‘См.:
Брэгг
П. С .

Чудо голодания. М., 1989. С. 5.

64

6.
“Самый большой чистый самородок.
“Приятный незнако­мец”, найденный
в Мольагуле, Виктория, Австралия, в 1869
г., весил 69,92 кг чистого золота”’.

7.
Поль С. Брэгг умер в 1976 г. в возрасте 95
лет. Во время катания на доске у побережья
Флориды его накрыла гигантская волна.
Его оплакивали 5 детей, 12 внуков, 14
правнуков и тысячи последователей.

8:
Кэтрин Хепберн (США). Ее вклад в
киноиндустрию на про­тяжении полувека
столь велик, что удостоен четырех
Оскаров2.

9.
Чаще всего выписываемое лекарство.
Больше всего по рецептам продано
противоракового средства зонтак,
изготовля­емого фирмой “Глаксо
Холдинге”. В 1986 г. от его продажи во всем
мире было получено более 1 млрд. долларов.
Зонтак хоро­шо продается в Великобритании,
на рынке лекарств, продавае­мых по
рецептам, за него было получено 70 млн.
ф. ст.3

10.
“Самый большой топаз. 21 327 карат.
Светло-голубой ка­мень “Бразильская
принцесса” был огранен из монокристалла
весом 334 кг и находится в Американском
музее естественной истории, Нью-Йорк,
с 10 декабря 1985 г. Камень, оцениваемый в
11 066 350 долларов и имеющий 221 грань,
считается самым крупным ограненным
камнем в мире”4.

11.
Вот цитата из книги одного нашего
журналиста: “Когда я впервые увидел
токийскую зиму с ее снегопадами в
феврале, меня поразили две вещи: розовые
цветы на вечнозеленых кус­тах,
выглядывающие из сугробов, и первоклассники
в черных мундирчиках и коротких штанишках,
пробирающиеся снежны­ми тропинками
в школу. Их шеи были закутаны шарфами,
на руках надеты теплые перчатки, но ноги
оставались голыми, несмотря на мороз.

В
эти зимние дни на улицах часто встречались
состоятель­ные семьи, одетые, по нашим
понятиям, весьма странно — мать в дорогой
шубе’, отец в английском пальто, а с ними
— двое-трое

________________________

‘Книга
рекордов Гиннеса (1988). М., 1989.

2Тамже.М.,
1989. С. 6.

3Там
же. С. 78.

4“Там
же. С. 80.

65

детей,
одетых в кургузые пиджачки и короткие
штанишки. Их ноги и носы посинели от
холода”’. Так японцы осуществляют
закаливание своих детей.

Каким
способом, заменяющим определение
понятий, восполь­зовался журналист?

VIII.
Дать характеристику (указать вид, состав,
правильность) следующих делений и
классификаций. Указать на ошибки, если
они имеются:

1.
Второстепенные члены предложения
делятся по своему грам­матическому
значению на дополнения, определения и
обстоя­тельства.

2.
Клетки бывают шаровидные, дисковидные,
призматичес­кие, кубические,
веретенообразные и многогранные.

3.
Артур Шопенгауэр пишет: “Аристотель
th.
Niсот,
1, 8) разделил блага человеческой жизни
на 3 группы: блага внешние, духовные и
телесные”2.

4.
В эволюции органического мира выделяются
два вида от­бора: естественный и
искусственный.

5.
Щелочи делят на активные и малоактивные.

6.
Растения размножаются семенами,
черенками, клубнями, отводками, усами,
луковицами, частями корня.

7.
Признаки весны: потепление, таяние
снега, осадки в виде снега и дождя.
Распускание листьев, цветение растений.
Появле­ние насекомых, прилет птиц.
Люди ведут сев и посадку растений.

8.
Струнные музыкальные инструменты
(хордофоны) по способу звукоизвлечения
делятся на смычковые (например, скрипка,
виолончель, гиджак, кемача), щипковые
(арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные
(цимбалы), ударно-клавишные (фор­тепиано),
щипково-клавишные (клавесины).

9.
Основными структурными элементами игры
являются:

игровой
замысел, сюжет игры или ее содержание,
игровые дей­ствия, роли, правила.

10.
Игрушки делятся на образные, технические,
игрушки-заба­вы, маскарадно-елочные,
спортивно-моторные, музыкальные и

________________________

‘Преображенский
К.

Как стать японцем. М., 1989. С. 8-9.

2Шопенгауэр
А. Афоризмы житейской мудрости. СПб.,
1914. С. 7.

66

озвученные,
театральные, дидактические, строительный
мате­риал, игрушки-самоделки.

IX.
1. Обобщить и ограничить следующие
понятия: кошка, вулкан, город на Урале,
выдающийся современный ученый.

2.
Правильно ли проведены ограничения?
Строение — комната;

строение
— беседка; населенный пункт — столица —
центр столи­цы — центр современной
столицы?

3.
Правильно ли проведены обобщения?

а)
береза — лиственное дерево — смешанный
лес — лес;

б)
улица — квартал — поселок городского
типа — город — насе­ленный пункт.

4.
Правильно ли произведены обобщения
понятий “верблюд” и “соболь”?

Верблюд
— самое выносливое и неприхотливое
домашнее, жи­вотное пустыни; выносливое
и неприхотливое домашнее живот­ное
пустыни; домашнее животное пустыни;
домашнее животное; животное.

Соболь
— ценный пушной зверек, пушной зверь,
зверь.

5.
Правильно ли произведено ограничение
понятия “птица”? Степная птица, редкая
степная птица, редкая степная птица
вы­сотой около метра (дрофа).

67

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти ошибку в определении падежа
  • Найти ошибку в определении значения наречия
  • Найти ошибки в тексте работа
  • Найти ошибки в тексте процесс образования первичной мочи
  • Найти ошибки в тексте благодаря плодородным почвам жители аттики