Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
(Не) которые считают что человек взраслеит в каком нибудь оприделённом возрасте например, к 18 (___________________) лет , когда он становиться совершенно летним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость озночает самостоятельность, то есть умение обходится без чьей-либо помощи опеки. Человек обладающий этим качеством всё делает сам, и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодалевать сам. Конечно бывают ситуации, когда человеку одному не справится. Понимая это, ему приходиться просить помощи у друзей, родственников, и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь, и оценивает себя не пологаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависет от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависет не от возраста, а от жизненного опыта от стремления прожить жизнь без нянек.
Исправленный текст
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, к 18 (восемнадцати) годам, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Понимая это, он просит помощи у друзей, родственников и знакомых. Однако в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Если верно посчитала, то здесь 14 орфографических, 13 пунктуационных и 1 грамматическая. Вместе – 28 баллов.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Уневирсального рецепта того, как выбрать правильный, единствено верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбераем друзей, учимся строить отношения с ровестниками играть.
Но большенство самых важнейших решений оприделяющих жизненный путь мы всё таки принемаем в юности. Как считают учёные вторая половина второго дисятилетия жизне – самый ответственный пириод. Именно в это время человек выберает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, проффесию.
Понятно, что такой выбор дело ответственное. От него невозможно отмахнутся, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеятся, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И не верные решения без последствий не останутся. Ведь успех преходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор верит в себя, и упорно достегает намеченных целей.
Исправленный текст
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.
Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
Грамотеи («Испорченный текст»)
Прочитайте текст, исправьте орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, подробно объясняя ваш выбор. За каждую найденную ошибку и верно объяснённую орфограмму вы получаете балл. Найдите как можно больше ошибок, чтобы победить в игре! Удачи!
Я вспоменаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочеться стать? Сильным храбрым мужественным умным находчевым бестрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставиться в один ряд с такими рождающими уважение, доблестями как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты серца – невозможна душевная красота человека. И опыт потверждает, что добрые чуства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитанны в детстве, их никогда не воспитаешь. Человечность доброта доброжелательность рождаются в заботах, и волнениях, и радостях и печалях. Говоря о добрых чувствах имеется в виду, что это особая эмоциональная культура. Следование путём добра путь самый приемлимый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Исправленный текст
Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими рождающими уважение доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- 7 мифов о копирайтерах
- Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
- Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
- Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
- Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…
Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…
У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…
За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…
SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Найди и исправь орфографические ошибки. Запиши исправленный текст
Время лесных малышей.
Пришло теплое лето. На лисной опушке распускаюца калаколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Необижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
Ежи.
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел покинуть мой дом.
Солнце.
Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Джульбарс.
Надень рождения коле подорили маленького щенка. коля очень любил своего жжульбарса.
Началась вайна. Тижело было расстаться с собакой, но коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. джульбарса на учили там находить мины.
И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пашёл сильный дождь, потом у дарил морос. Поле покрылось толстой коркой льда. Только сабака смогла обнаружить мины.
Всю войну джульбарс верно служыл людям.
Орфографические разминки «Исправь ошибки». 4 класс
Ф.И.__________________________
Карточка №1 Проверь текст, исправь ошибки.
Прашло знойная лето. Наступила залатая осинь. Загляни влес.
Поопушкам растут грибы. Среди пажухлай тровы кроснеют
подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди,
душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Моховые
болота усыпаны румяной клюквой. Напаляне горят гроздя рябины.
Задание: разбери слово подосиновик по составу. В 6 предложении подчеркни главные
члены и второстепенные.
Карточка № 2 Проверь текст, исправь ошибки.
На ступила радосная висна. Сонце со грела землю. Подарошкам
и трапинкам по бежали висёлые ручи. Подкарнями старой бирёзы
была нара. Там спал всю зиму сирдитый ёжык. Халодный ручей раз
будил звирька. Он вы бижал налисную паляну и осматрелся.
Свежый витерок разнасил полесу висенние запохи. Ёш лёг
наспинку. Тёплые лучи солнышка со грели его.
(По Г.Скребицкому)
Задание: определи в третьем предложении части речи.
Карточка № 3 Проверь текст, исправь ошибки.
В заповеднике жыл петька. Это была бальшая, чорная, серьёзноя
птица. Аднажды я дал ворону пиченье. Он взял пиченье и спрятал в
подклювный мишок. Я вынул маленькую монетку и паказал
петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слител на
дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок падарки.
Ворон вырвал клок травы и воткнул в писчаный домик.
1. Задание: найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем
однородные члены.
.
Карточка № 4 Проверь текст, исправь ошибки.
Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила
дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех.
Ярко заблистели на сонце лужи.
Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все
были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных
листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях
звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно
было на сертце.
Задание: выпишите из 1 предложения все словосочетания:……………………………………
………………………………………………………………………………………………………………..
Карточка № 5 Проверь текст, исправь ошибки.
Светлячки
Стаит тихая летняя ноч. Между диревями сгустилась тьма. В
воздухе раз лились чюдные запохи. Втрове и налистьях милькают
агоньки. Я по любовался ими и шогнул книзкому кустарнику.
Руками стал лавить загадочьные искры. Но вот я поймал один
аганёк. Это оказался маленкий жучок. Жывут свитлячьки всырых
лисных мистах. Ночъю они вы ползают из сваих укрытий.
Задание: в пятом предложении определи части речи.
Карточка № 6 Проверь текст, исправь ошибки.
Много ласей жывёт в лисах Расии. Иногда старые и
маладые лоси блиско подходят к людным селениям и шумным
гарадам. Люди заботливо беригут и охраняют редкосных красивых
звирей. А вот и сам сохатый лось с тижёлыми витвистыми рагами.
Как он прекрасен.
Задание: подчеркни антонимы одной чертой, а синонимы двумя чертами. У всех
существительных определи падеж.
Карточка № 7 Проверь текст, исправь ошибки.
Наступила зема раним утрам илья пашол на ахоту марос
щипал щоки вбирёзавай рощи тишина литучие мыши
забрались в дупло еш в наре прикрылся сухими листями
легушки зарылись в мох мидветь спит в бирлоги
белачка сминила на зиму шупку и пачинила гниздо
лесица в наре из листев мяхкую пастель сделала утрам рибята
атправились в бирёзавую рощу стояла чюдесная тишына.
Задание: Определи границы предложений. Сделай краткий звуко—буквенный разбор слов:
ягода— [ ] —….б., ….зв. Коньки — [ ] —….б., …..зв.
Карточка № 8 Проверь текст, исправь ошибки.
Зимля пакрылась белым кавром раним утром я и мой
таварищ атправились в зимний лес ночю вюга занисла все
дарошки и трапинки мы скальзили на лыжах по лисным
палянам вакрук стаяли диревя в зимнем убранстве стройные
бирёзы и асины пакрыты пушыстым снегом с ветки литит
мяхкий снижок мы падехали к избушке лисника ана стаит на
апушке сасновой рощи.
Задание: Спиши текст, определи границы предложения. Подчеркни главные и
второстепенные члены во 2 предложении.
Разбери слова по составу: стучит, лежат, заиграл, осветила.
Карточка № 9 Проверь текст, исправь ошибки.
Весна
Весна пашла пополям как маладая хозяйка. По дул тётлый
ветер. Скрыш ппалзал мокрый снег. За кречали галки. Заблестели
тёмные ведки деревев. Весело зошумел лес. Зацвили первые
цветы. Громче за звенели ручи.
Задание: придумай и запиши продолжение к тексту (2 предложения)……………………..
………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
Карточка № 10 Проверь текст, исправь ошибки.
Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запах сырости. Калючие
лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькие лисные
красавицы!
Ель — очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель
пает в скрипке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели.
Вгустом ельнике птицы укрываются от стужы и мители.
Задание: во 2 предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
В 3 предложении – определи падежи существительных.
Карточка № 11 Проверь текст, исправь ошибки.
Каждой травинке, хваинке хателось быстрее поймать первую
каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я
медлино шол по трапинке. Она вывила меня к опушке леса. Пошол
дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькой ус—
троился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что
он что—то шепчет ёлке.
Задание: во 2 предложении подчеркни главные и второстепенные члены. У всех глаголов
определи время.
Карточка №12 Проверь текст, исправь ошибки.
Остались на снигу заячи слиды — далеко ли было зайцу до
биды? Но заец не баится. Прилитела снижынок стая. Закружылись
белые птицы,заячий слет замитая. Напрасно сабака старалась рас—
познать слиды заячи. Выбилась из сил, прибижала на старое место
и думает: «Заец хитрый сдесь был, а куда ушол — неизвестно».
Задание: определи падежи у всех существительных. Определи время глаголов.
Карточка № 13 Проверь текст, исправь ошибки.
Первый марос застиклил лужы и развесил надиревях иней.
Тёплые диньки кончились. Наступают халада.
Папа пошол во двор калоть драва. Саша и вася стали ему памагать.
Драва были сухие и калолись стреском. Малчики насили драва в
сарай. Работа заканчивалась. Папа показал рибятам на
витвистую ель. На ветке седела серенькая птичька с малиновой
груткой. Она быстр виртела галавой. Это был снигирь.
Задание: слова (деньки, малиновой, тёплые) разобрать по составу.
Карточка № 14 Проверь текст, исправь ошибки.
Птичька вспорхнула изкуста и закружылась над нашыми
галавами. Мы осторожно раздвинули зилёные ветки. Там было
гниздо. Мы не тронули гнизда, даже не коснулись его. Поивились
птинцы. Мы чясто прихадили кгнизду. Птинцы к нам привыкли.
Они нас не баялись. Птинцы выросли и улители. Мы уехали в
горот. Дома чясто вспоминали тёплое лето и нашых доверчивых
птичек.
Задание: определи время глаголов. В первом предложении определи части речи.
Карточка № 15 Проверь текст, исправь ошибки.
Прашло знойное лето наступила залатая осинь загляни влес
па апушкам ростут грибы среди пажухлай травы кроснеют
падасиновики па краю ельника можно найти скольские грузди,
душыстые рыжыки старые пни пакрыты апёнками махавые балота
усыпаны румяной клюквай на паляне гарят гроздя ребины дни
стаят пагожие в лису тешина и пакой.
Задание: определи границы предложений.
Карточка № 16 Проверь текст, исправь ошибки.
Собрался по первой пороше охотник звириные слиды
считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву
лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через
поляну осторожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где
тетерева спугнёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой
корягой нашол он мидвежью берлогу.
Задание: выпиши из первого предложения все словосочетания.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Карточка № 17 Проверь текст, исправь ошибки.
Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная
гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену
диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над
вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в
ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А
сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие
спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и
кувшынки.
Задание: дай характеристику 10 предложению и подчеркни в тексте фразеологизм.
__________________________________________________________________________
Карточка № 18 Проверь текст, исправь ошибки.
Наступила раняя висна. Яркое сонце рушыт последние снежные
крепости. Звонкая капель стучит по зимле. В лису пахнет ду—
шыстыми почьками. Зилёные ёлочьки важно вытинули свои калю—
чие ветки. С бирёски тичёт слаткий сок. Лучи сонца освитили всю
окресность. Ожыл лес. Над галавой послышалась звонкая трель.
Задание: определи спряжение у глаголов.
Проверь текст, исправь ошибки
18 карточек для проведения самостоятельных работ.
oshibki.docx
oshibki.pdf
Примеры
Ясный летний день. В глубине леса веднеется спокойная гладь маленького вадоёма. Витирок не проходит через стену диревьев. Он запутался в витвях бирёс. Наступает тишына. Над вадой играют стрекозы. Жызнь бьёт ключом. Плавуны нашли в ваде место для жызни. Они харашо себя чуствуют здесь. А сколько там красивых цвитов! Одни стоят на беригу рики. Другие спустились в неё. А со дна речьки поднимаются лилии и кувшынки.
Собрался по первой пороше охотник звириные слиды считать. Много слидов в лису. Пронислась от дерива к дериву лёхкая белочька. Вот ночью харёк проскакал. Пробижала через поляну ос-торожная хитрая лесица. Идёт ахотник по лесу. Где тетерева спуг-нёт, где белку подстрелит. Под бальшой толстой корягой нашол он мидвежью берлогу.
Позней осеню я пасадил молодые ябланьки. Наступила дружная висна. Подорогам зажурчяла вада. Быстра сошёл снех. Ярко заблистели на сонце лужи. Я пришёл в сат и осмотрел сваи яблоньки. Сучя и веточки все были целы. Лопнули почьки. Покозались алые края цвиточных листьев. Посаду разносились чудестные песни птиц. В песнях звучяла радость встречи с типлом и висной. Легко и спокойно было на сертце.