Найти ошибки в определении способа словообразования

Типичные ошибки

В данной статье:

  • Ошибочное определение начальной формы
  • Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами
  • Ошибочное определение слова, от которого образовано данное
  • Ошибочное определение средств словообразования
  • Ошибочное определение способа словообразования

1. Ошибочное определение начальной формы:

  • в словах,  имеющих формообразующие суффиксы, например: идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав
  • в неизменяемых словах, например, осенью, днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще
  • в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч.
  • в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу

Правильно:

  • идти, смотреть, крупный, красивый, думать, придумать
  • осенью, днём, ночью — начальной формы, как и форм вообще, нет
  • переписывать, нарисовать, прыгнуть, прыгать
  • поехать, слетать, приезжать, летать, лететь, проходить, привезти, водить

2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами:

Примеры:
пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи

Правильно:
прий-, учи-, весел-, должен-, занят-, освободи-, смотре-, выруча-, хоте-, ес-, тряс-, замёрзну-, бы-

3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное.

Примеры:
передвижник, передвижничество, передвижной, передвинуть не образованы от слова двигать.

Правильно: 
передвижникпередвижной 
передвижничество ← передвижник
передвижной ← передвигать
передвинуть ← двинуть

4. Ошибочное определение средств словообразования: 

Приставок:

послезавтра, назавтра, сверхмощный, бездействовать, заставить, заиграть, зажжение, выпроводить, беспристрастный

Правильно:
послезавтра ← завтра, средство словообразования (далее — средство): после-
назавтра ← завтра, средство: на-
сверхмощный ← мощный, средство: сверх-
бездействовать ← действовать, средство: без-
заставить ← ставить, средство: за-
заиграть ← играть, средство: за-
зажжение ← жжение, средство: за-
выпроводить ← проводить, средство: вы-
беспристрастный ← пристрастный, средство: бес-

Суффиксов:

 письмишко, утречком, вечером, учитель, родительница, крикун      

Правильно:
письмишко ← письмо, средство: -ишк-
утречком ← утром, средство: -ечк-
вечером ← вечер, средство: -ом
учитель ← учить, ссредство: -тель-
родительница ← родитель, средство: -ниц-
крикун ← крик, средство: -ун-

Приставок и суффиксов:

 беспризорный, настенный, по-прежнему, покрикивать, подснежник, снова

Правильно:
беспризорный ← призор, средство: бес- + -н-
настенный ← стена, средство: на- + -н-
по-прежнему ← прежний, средство: по- + -ему
покрикивать ← кричать, средство: по- + -ива-
подснежник ← снег, средство: под- + -ник-
снова ← новый, средство: с- +

5. Ошибочное определение способа словообразования,

т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей.  

Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.

Другие способы, такие как  сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение, сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них. Проверь, помнишь ли ты  все способы образования слов. Если нет, см.: Как устроен наш язык.  Глава 5. Словообразование.

Смотрите также

  • Глава 5. Словообразование
  • Особенности словообразовательного разбора
  • Советы. Как приступить к делу
  • Примеры и комментарии
  • Первые шаги — подготовительные задания
  • Тренинг «Словообразовательный разбор»
  • Итоговые тесты «Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ»
  • В1 — В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
  • Словообразование

6 класс

 Контрольная работа. «Словообразование.
Орфография»

Вариант 1

1. В
каком варианте ответа указаны ряды, в которых пропущены только безударные
гласные корня, проверяемые ударением?

А) уд..вляешься, пом..риться, уд..литься;

Б) т..миться, бл..снуть, к..саться;

В) прист..гнуться, гл..тать, раздр..жать;

Г) запл..сать, заг..рать, р..сти.

1) Б,Г               2) В,Г                 3)
А,В                    4) А,Б

2. Найдите
слово с пропущенной чередующейся гласной.

А) р..стаять;

Б) р..скошный;

В) л..жбинка;

Г) сл..гать.

3. В
каком слове на месте пропуска пишется буква А?

А) заг..рать;

Б) сл..жить;

В) отр..сль;

Г) прик..сновение.

4. Найдите
ошибку в определении способа образования слова?

А) цветник – суффиксальный;

Б) водопровод – сложение основ;

В) ванная – переход одной части речи в другую;

Г) переходник – приставочный.

5. В
каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

А) непр..ступный;

Б) пр..задуматься;

В) пр..возмочь;

Г) пр..дорожный.

6. В
каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к орфографической
ошибке?

А) пр..старый – приставка пре-, сходна со значением
слова очень;

Б) к..сание – в корне -кас- пишется А, так как
после него следует суффикс -а-;

В) сверх..нтересный – после приставки на согласный пишется Ы,
если слово без приставки начинается на И;

Г) заг..реть – в безударном положении в корне с чередующейся
гласной пишется -гор- .

7. Как
правильно сказать?

А) ДПС установил новые правила парковки автомашин;

Б) ДПС установила новые правила парковки автомашин;

В) ДПС установило новые правила парковки автомашин;

Г) ДПС установили новые правила парковки автомашин.

8. В
каком ряду во всех словах пропущена буква И?

А) пр..готовить, пр..морский, пр..небречь;

Б) пр..сутствовать, пр..вратить, пр..выкнуть;

В) пр..ручить, пр..целиться, пр..глядеться;

Г) пр..влечь, пр..рекаться, пр..тронуться;

9. Найдите
ошибку в определении способа образования слова:

А) предыстория – приставочный;

Б) распахать – приставочный;

В) плащ-палатка – сложение основ;

Г) безграмотный – приставочно-суффиксальный.

10. Найдите
ошибку в написании сложного слова:

А) мореплаватель; Б) путепровод; В) баснеписец; Г)
местожительство.

Вариант 2

1. В
каком варианте ответа указаны ряды, в которых пропущены только безударные
гласные корня, проверяемые ударением?

А) водор..сли, прир..сла, приг..реть;

Б) зар..било, пот..нуть, объед..нить;

В) потр..сти, сокр..тить, обв..зать;

Г) бл..стеть, перег..реть, р..сток

1) А,Б 2) В,Г 3) Б,В 4) Б,Г

2. Найдите
слово с пропущенной чередующейся гласной.

А) к..солапый;

Б) приг..рок;

В) к..ситься;

Г) р..стительность.

3. В
каком слове на месте пропуска пишется буква О?

А) отр..сль;

Б) заг..релый;

В) распол..гать;

Г) к..саться.

4. Найдите
ошибку в определении способа образования слова?

А) развеселый – приставочный;

Б) дымчатый – суффиксальный;

В) листопад – сложение основ;

Г) пришкольный — приставочно-суффиксальный.

5. В
каком слове на месте пропуска пишется буква И?

А) пр..сытиться;

Б) пр..встать;

В) пр..образовать;

Г) пр..пятствие.

6. В
каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к орфографической
ошибке?

А) г..реть – в корне пишется А, проверочное слово гарь;

Б) пр..кратить – приставка пре-, близка по значению к пере-
(перестать);

В) пред..стория – после приставки на согласный пишется Ы, если
слово без приставки начинается на И;

Г) к..снулась – в корне кос- пишется О, так как дальше нет
суффикса -А- .

7. Как
правильно сказать?

А) СМИ сообщила о землетрясении;

Б) СМИ сообщил о землетрясении;

В) СМИ сообщили о землетрясении;

Г) СМИ сообщило о землетрясении.

8.
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

А) пр..огромный, пр..вокзальный, пр..помнить;

Б) пр..пятствие, пр..одолеть, пр..творить мечту;

В) пр..зирать ложь, пр..гласить, пр..городный;

Г) пр..быть в город, пр..своить, пр..подавать.

9. Найдите
ошибку в определении способа образования слова:

А) бесчестный – приставочный;

Б) залететь – приставочный;

В) лесопарк – сложение основ;

Г) бесполезный – приставочно-суффиксальный.

10. Найдите
ошибку в написании сложного слова:

А) зверолов; Б) птицелов; В)
д
ождимер; Г) пешеход

Ответы

Вариант 1

1. 3;

2. Г;

3. В;

4. Г;

5. В;

6. В;

7. Б;

8. В;

9. Г;

10. В.

                                                                  
Вариант
2

1. 3;

2. Г;

3. Б;

4. Г;

5. Б;

6. А;

7. В;

8. Б;

9. Г;

10. В.

15. Укажите ошибку в определении способа образования слов.
перечитать – приставочный;
окололунный — приставочно-суффиксальный;
разбег – бессуфиксный;

16. В какой строке все слова пишутся с –НН-?
1. деревя.. ый, демонстрацио .. ый, полотня..ый;
плоскодо ..ый, карти.. ый, шмели .. ый;
племе ..ой, иллюстрацио ..ый, урага ..ый;
кожа..ый, сенсацио.. ый, ремесле ..ый;

17. Укажите ошибку в употреблении числительных.
четверо друзей;
не хватает полутораста страниц;
гордиться шестистами девяносто шестью концертами;
нет сорока школьников.

18. Какое слово пишется раздельно?
сколько(то); 3) (кое)о(чём);
сколько(нибудь); 4) сколько(либо).

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Найди ошибку в определении способа образования слова

А. болтун — суффиксальный

Б. пылесос-сложение слов

В. ванная-переход одной части речи в другую

Г. переходник-приставочный

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Найди ошибку в определении способа образования слова А. болтун — суффиксальный Б. пылесос-сложение слов В. ванная-переход одной части речи …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Найди ошибку в определении способа образования слова А. болтун — суффиксальный Б. пылесос-сложение слов В. ванная-переход одной части речи в другую Г. переходник-приставочный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найти ошибки в речевой речи
  • Найти ошибки в предложении 2 класс карточки
  • Найти ошибки в тексте и дайте правильный ответ
  • Найти ошибки в образовании формы слова онлайн
  • Найти ошибки в рассказе о финляндии ответ