- Дисциплина: Биология
- Номер вопроса в билете: 24
- Баллы: 3
- Сложность: Высокий
-
Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Живое вещество биосферы — это совокупность всех организмов, живущих в данный момент на нашей планете. 2. Биогенное вещество образовано организмами и абиогенными процессами одновременно. 3. К биогенному веществу относят уголь, торф, горные породы. 4. Сложное происхождение в биосфере имеет биокосное вещество, созданное организмами и абиогенными процессами одновременно. 5. Почва — биокосное вещество. 6. Космогенное вещество представлено метеоритами и космической пылью. 7. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в поддержании постоянства газового состава атмосферы.
Данную задачу проверяют не автоматически, а вручную.
Ознакомьтесь с критериями оценки, правильным решением и сами себе поставьте оценку от 0 до 3 баллов.
Даже если вы ошиблись в цифровом ответе, можно получить несколько баллов за правильный ход решения.
Форма для оценки находится внизу страницы.Критерии оценки вопроса
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы Элементы ответа:
1) 2 — биогенное вещество образовано соединениями, созданными организмами давних эр и периодов (ИЛИ — вещество, образованное организмами и абиогенными процессами одновременно — биокосное вещество);
2) 3 — горные породы — это косное вещество;
3) 7 — концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в накоплении в телах организмов разных химических соединений (ИЛИ — газовая функция живого вещества биосферы заключается в поддержании постоянства газового состава атмосферы)Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 2 Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 Подробное решение
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы Элементы ответа:
1) 2 — биогенное вещество образовано соединениями, созданными организмами давних эр и периодов (ИЛИ — вещество, образованное организмами и абиогенными процессами одновременно — биокосное вещество);
2) 3 — горные породы — это косное вещество;
3) 7 — концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в накоплении в телах организмов разных химических соединений (ИЛИ — газовая функция живого вещества биосферы заключается в поддержании постоянства газового состава атмосферы)
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 2 Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 Оцените своё решение
0
1
2
3
- Подробное решение
-
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы Элементы ответа:
1) 2 — биогенное вещество образовано соединениями, созданными организмами давних эр и периодов (ИЛИ — вещество, образованное организмами и абиогенными процессами одновременно — биокосное вещество);
2) 3 — горные породы — это косное вещество;
3) 7 — концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в накоплении в телах организмов разных химических соединений (ИЛИ — газовая функция живого вещества биосферы заключается в поддержании постоянства газового состава атмосферы)
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 2 Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3
3 * Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Живое вещество биосферы выполняет ряд важных функций. 2. Растения, потребляя углекислый газ из атмосферы, выполняют концентрационную функцию. 3. При накоплении морскими водорослями йода осуществляется газовая функция. 4. Разлагая органические вещества, редуценты участвуют в накоплении в биосфере энергии. 5. Функции живого вещества обеспечивают круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «3 * Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Живое вещество биосферы …» по предмету 📙 Биология, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Биология » 3 * Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Живое вещество биосферы выполняет ряд важных функций. 2. Растения, потребляя углекислый газ из атмосферы, выполняют концентрационную функцию.
«Школа
современного учителя»
«Специфика
предметного содержания»
Выполнила: _Куликова Валентина
Александровна
МКОУ «Боевская СОШ». Каширский
район.Воронежская обл.____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«Основы
цитологии»
Рассмотрите
рисунок.
1.Клетка какого царства изображена. Ответ
поясните.
_Ответ:__Царство
Животные _____1. Отсутствие клеточной стенки.2.Ядро (5) в центре.3._Наличие
клеточного центра(2)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Каким
номером на рисунке обозначен органоид, который участвует в окислительном
фосфорилировании? Ответ поясните.
______Ответ:_В
реакции окилительного фосфорилирования принимают участие__митохондрии(10)__.Окислительное
фосфорилирование-метаболический путь, при котором энергия, образовавшаяся при
окислении питательных веществ, запасается в митохондриях в виде АТФ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Рассмотрите
рисунок.
3.Какими номерами на рисунке обозначены
органоиды, присущие только растительной клетке.
Ответ поясните:__
Овет:_Растительной клетке присущи
наличие:а)клеточной стенки(7); б)вакуолей(1); в) пластид (4)( хлоропласты)________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какие черты
сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию
происхождения эукариотической клетки? Ответ поясните.
_____Ответ:___1.Наличие
кольцевой хромосомы, сходной с бактериальной; 2.Наличие собственной системы
биосинтеза белка, которая близка по своим свойствам к прокариотической;3.Способность
размножаться делением.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Установите правильную последовательность процессов,
протекающих при фотосинтезе.
1)
восстановление НАДФ+ до НАДФ · 2Н
2)
поглощение квантов света молекулами хлорофилла
3)
фиксация СО2
4)
переход электронов в возбуждённое состояние
5)
синтез глюкозы
Ответ:___24135_____________
6. Найдите три ошибки в
приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
(1)При
биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. (2)К реакциям матричного
синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. (3)В результате
транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК.
(4)Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. (5)Информационная РНК
участвует в синтезе тРНК. (6)Транспортная РНК обеспечивает доставку аминокислот
для сборки белка. (7)На соединение каждой из аминокислот с тРНК расходуется
энергия молекул АТФ.___________________________________________________________________________
____Ответ:___2-Репликация,транскрипция.трансляция.
3-Не вся молекула ДНК, а определенный участок-ген._5- И-РНК участвует в синтезе
белка._____235_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
7.Молекулы тРНК, несущие
соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: 3’ЦГЦ5′,
3’ЦЦУ5′, 3’АЦГ5′, 3’АГА5′, 3’АЦГ5′. Определите последовательность нуклеотидов
смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле
синтезированного фрагмента белка. Ответ поясните.
1.3-ЦГЦЦЦУАЦГАГААЦГ-5
2.
5-ЦГЦУЦЦГЦААГАГЦА-3
3.По
принципу комплиментарности определяем последовательность и-РНК
5-ГЦГАГГЦГУУЦУЦГУ-3
4.Нуклетидная
последовательность транскрибируемой и смысловой цепей ДНК
5-ГЦГАГГЦГТТЦТЦГТ-3
3-ЦГУТЦЦГЦУАГАГЦА-5
5.Находим
последовательность аминокислот
Ала-Арг-Арг-Сер-Арг
8. Известно, что
виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент
молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет
следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь – смысловая, нижняя –
транскрибируемая):
5′-ТГЦГЦТГЦАЦЦАГЦТ-3′
3′-АЦГЦГАЦГТГГТЦГА-5′
Установите нуклеотидную последовательность
участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5′ и 3′
концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта
тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5 конца соответствует
антикодону тРНК. Ответ поясните.
Т-РНК
5-УГЦГЦУГЦАЦЦАГЦУ-3
Третий триплет
Т-РНК (антикодон) 5-ГЦА-3
Комплементарный
кодон мРНК 3-ЦГУ-5
Переворачиваем
5-УГЦ-3
Кодон
соответствует Цис-цистеин
9.Некоторые вирусы в
качестве генетического материала несут РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего
генома в геном хозяйской клетки. В клетку проникла вирусная РНК следующей
последовательности: 5′-АУГАЦУУЦУГЦА-3′ Определите, какова будет
последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза иРНК служит цепь,
комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного
фрагмента ДНК, укажите 5′ и 3′ концы цепей.
1.По принципу комплементарности находим нуклеотидную
последоательность ДНК
5-АТГАЦТТЦТГЦА-3
3-ТАЦТГААГАЦГТ-5
2. По принципу комплементарности находим нуклеотидную
последовательность И-РНК
5-АУГАЦУУЦУГЦА-3
3По таблице Генетического кода определяем последовательность
вирусного белка
Мет-Тре-Сер-Ала
10.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны. Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке
клетке?
1.Наличие
хлоропластов
2.
Наличие гликокаликса
3.
Способность к фотосинтезу
4.
Способность к фагоцитозу
5.
Способность к биосинтезу белка
6.
Поддержание формы только с помощью цитоскелета
Ответ:
136
«Основы
эволюционного учения»
11.Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Основные
постулаты клеточной теории сформулировали
1. М.
Шлейден
2. Ч.
Дарвин
3. Р.
Гук
4. А.
Левенгук
5. Т.
Шванн
6. 6.
Р. Вирхов
Ответ:_156____________
12. Все
приведённые ниже методы, кроме трех, используются при описании клеточной
инженерии. Определите три метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1. Пересадка
природных генов в ДНК бактерий или грибов
2. Получение
антибиотиков, диагностикумов
3. Выращивание вне
организма в искусственных условиях кусочков органов, тканей или отдельных
клеток
4. Получение
межвидовых гибридов клеток
5. Создание
искусственных гибридов антител
6. Получение
человеческого инсулина
Ответ:__126___________
13. Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
и после исправьте эти ошибки.
1. Биотехнология — прикладная наука,
использующая биологические системы и процессы в разных областях сельского
хозяйства, промышленности и медицины. 2. В клеточной инженерии осуществляют
манипуляции с целыми хромосомами или их участками. 3. Клеточная технология
использует метод выращивания клеток и тканей на питательных средах. 4.
Микробиологические технологии основаны на культивировании специально выведенных
сортов растений. 5. Основным методом генной инженерии служит получение
рекомбинантной ДНК с последующим её внедрением в бактериальную клетку. 6.
Материалом для искусственного отбора в селекции служит модификационная
изменчивость. 7. Различают две основные формы искусственного отбора: массовый и
индивидуальный.
Ответ:__2-Манипуляции с клеточными
хромосомами и ли их участками, называют генной хромосомной инженерией;
4-Микробиологические технологии основаны на культивировании специально
выведенных штаммов для промышленного получения антибиотиков, гормонов,
витаминов:6- При модификационной изменчивости наследственный материал не
изменяется. 246___________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Выберите три верных ответа из шести и
запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков
можно использовать для описания
клетки бактерий?
1. Ядерная оболочка отсутствует
2. Содержит митохондрии
3. Клеточная стенка состоит из муреина
4. Генетический материал представлен
кольцевой молекулой ДНК
5. Способна к фагоцитозу
6. Имеет центриоль в основании жгутика
Ответ:___134________________
15.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны
описания основных идей Ж. Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
(1)Эволюция — это
направленное изменение наследственных характеристик популяции. (2)При этом
каждый организм стремится к развитию и совершенствованию. (3)В результате
естественного отбора сохраняются только полезные признаки. (4)Кроме того,
организмы дополнительно упражняют те органы, которые им наиболее важны в их
среде обитания. (5)В результате наследования приобретённых полезных признаков
организмы совершенствуются. (6)Таким примером может служить редукция зрения у
крота.
Ответ: _245_______________________
16.Прочитайте
текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ч.
Дарвина, касающихся эволюционных механизмов. Запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
(1)Численность каждой популяции может увеличиваться неограниченно в условиях
избытка ресурсов. (2)Однако в реальности численность каждой популяции, как
правило, относительно постоянна. (3)Таким образом, внутри популяции существует
борьба за существование. (4)Поскольку при этом существует наследственная
изменчивость, которая создает разнообразие генотипов и фенотипов, некоторые
особи более приспособлены к условиям окружающей среды. (5)В результате
естественного отбора выживают более приспособленные особи. (6)В качестве
примера можно привести одновременное существование на Галапагосских островах
разных видов вьюрков.
Ответ: __345_______________
17.Установите
последовательность действия движущих сил эволюции.
1. Борьба
за существование
2. Размножение
особей с полезными изменениями
3. Появление
в популяции разнообразных наследственных изменений
4. Сохранение
преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными
изменениями
5. Формирование
приспособленности к среде обитания
Ответ:
__31245_____________________
18.
Установите соответствие между признаками отбора и его видами.
ПРИЗНАК |
ОТБОР |
|
А) Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды Б) Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений. В) Способствует созданию организмов с нужными человеку Г) Проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида Д) Действует в природе миллионы лет. Е) Приводит к образованию новых видов и формированию Ж) Проводится человеком. |
1) естественный отбор 2) искусственный отбор |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19. Сопоставьте
форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
|
А) действует против особей с крайними значениями признаков Б) приводит к сужению нормы реакции В) обычно действует в постоянных условиях Г) происходит при освоении новых местообитаний Д) изменяет средние значения признака в популяции Е) может приводить к появлению новых видов |
1) Движущий 2) Стабилизирующий |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20.
Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора и
факторами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРА |
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ |
|
А) один из источников эволюционного материала Б) представляет собой колебания численности популяций В) действие фактора направленно Г) обеспечивает селекцию генотипов Д) носит случайный характер Е) изменяет частоту аллелей в генофонде популяции |
1) популяционные волны 2) естественный отбор |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
«Основы
учения о биосфере»
21.Установите
соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно
классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ |
|
A) речной песок Б) горная порода B) морской ил Г) почва Д) колония кораллов Е) плесневые грибы |
1) косное 2) живое 3) биокосное |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
22.Установите
соответствие между примерами и видами вещества биосферы: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ ВЕЩЕСТВА |
|
А) известняк Б) гранит В) почва Г) ил Д) нефть Е) песок |
1) биогенное 2) биокосное 3) косное |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
1.
Найдите три ошибки в приведенном тексте
«Вещество биосферы». Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их. (1)Живое вещество биосферы – это совокупность всех организмов,
живущих в данный момент на нашей планете. (2)Биогенное вещество образовано
организмами и абиогенными процессами одновременно. (3)К биогенному веществу
относят уголь, торф, речной грунт. (4)Сложное происхождение в биосфере имеет
биокосное вещество, созданное организмами и абиогенными процессами
одновременно. (5)Почва – биокосное вещество. (6)Космогенное вещество
представлено метеоритами и космической пылью. (7)Концентрационная функция
живого вещества биосферы заключается в поддержании постоянства газового состава
атмосферы.__________________________________________________________________________
___Ответ:___2.Вещество,
образованное организмами и абиогенными процессами –биокосное.3 Горные породы
относятся к косным веществам.7.Концентрационная функция живого вещества
биосферы заключается в накоплении в телах организмов химических соединений.
237__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23.Выберите три верных ответа
из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из утверждений относятся к
живому веществу биосферы?
1. Живое вещество распространено по
всей атмосфере.
2. Живое вещество пронизывает всю
гидросферу.
3. Одной из функций живого вещества является
окислительно-восстановительная функция.
4. Живое вещество распространено в
биосфере равномерно.
5. В ходе эволюции функции живого
вещества не изменялись.
6. Живое вещество входит в состав
биокосного вещества.
Ответ:__236____________________
24.Выберите три верных
ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите три функции
живого вещества биосферы.
1. Транспортная
2. Гравитационная
3. Тектоническая
4. Средообразующая
5. Фотопериодическая
6. Энергетическая
Ответ: __136______________
25. Установите последовательность этапов
круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование в клетках растения глюкозы
2) поглощение углекислого газа в процессе
фотосинтеза
3) образование углекислого газа в процессе
дыхания
4) образование крахмала в клетках растений
5) использование органических веществ в
процессе питания
Ответ:24135
Задания с развернутым ответом
1.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Вещество биосферы».
Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Живое вещество биосферы – это
совокупность всех организмов, живущих в данный момент на нашей планете.
(2)Биогенное вещество образовано организмами и абиогенными процессами
одновременно. (3)К биогенному веществу относят уголь, торф, речной грунт.
(4)Сложное происхождение в биосфере имеет биокосное вещество, созданное
организмами и абиогенными процессами одновременно. (5)Почва – биокосное
вещество. (6)Космогенное вещество представлено метеоритами и космической пылью.
(7)Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в поддержании
постоянства газового состава атмосферы.
2.
Назовите молекулу, ее части, обозначенные на рисунке цифрами
1,2. Какую функцию выполняет эта молекула? В каких органоидах
эукариотической
клетки эти молекулы синтезируются?
3.
Какие продукты световой фазы используются в темновую фазу
фотосинтеза, а какие не используются?
4.
Фрагмент гена имеет следующую последовательность нуклеотидов
(верхняя цепь смысловая, нижняя – транскрибируемая):
5′-ГЦАТГТАТЦГЦТЦГГГЦА-3′
3′-ЦГТАЦАТАГЦГАГЦЦЦГТ-5′
В результате замены одного
нуклеотида в молекуле ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида
заменилась на аминокислоту Лей. Определите аминокислоту, которая кодировалась
до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида?
Благодаря какому свойству генетического кода каждая аминокислота кодируется
более чем одним кодоном? Ответ поясните.
эукариотической
клетки эти молекулы синтезируются?
3.
Какие продукты световой фазы используются в темновую фазу
фотосинтеза, а какие не используются?
4.
Фрагмент гена имеет следующую последовательность нуклеотидов
(верхняя цепь смысловая, нижняя – транскрибируемая):
5′-ГЦАТГТАТЦГЦТЦГГГЦА-3′
3′-ЦГТАЦАТАГЦГАГЦЦЦГТ-5′
В результате замены одного
нуклеотида в молекуле ДНК третья аминокислота во фрагменте полипептида
заменилась на аминокислоту Лей. Определите аминокислоту, которая кодировалась
до мутации. Какие изменения произошли в ДНК, иРНК в результате замены одного нуклеотида?
Благодаря какому свойству генетического кода каждая аминокислота кодируется
более чем одним кодоном? Ответ поясните.
5.
Некоторые вирусы в качестве генетического материала несут
РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего генома в геном
хозяйской клетки. В клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности:
5′-АУГАЦУУЦУГЦА-3′
Определите, какова будет
последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза иРНК служит цепь,
комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного
фрагмента ДНК, укажите 5′ и 3′ концы цепей.
6.
Известно, что виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент
молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет
следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь – смысловая, нижняя –
транскрибируемая):
5′-ТГЦГЦТГЦАЦЦАГЦТ-3′
3′-АЦГЦГАЦГТГГТЦГА-5′
Установите нуклеотидную
последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте,
обозначьте 5′ и 3′ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую
будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5
конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.
6.
Известно, что виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент
молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет
следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь – смысловая, нижняя –
транскрибируемая):
5′-ТГЦГЦТГЦАЦЦАГЦТ-3′
3′-АЦГЦГАЦГТГГТЦГА-5′
Установите нуклеотидную
последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте,
обозначьте 5′ и 3′ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую
будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5
конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.
7.
Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в
рибосому в следующем порядке: 3’ЦГЦ5′, 3’ЦЦУ5′, 3’АЦГ5′, 3’АГА5′, 3’АЦГ5′.
Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей
ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезированного фрагмента белка. Ответ
поясните.
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
9. Перечислите признаки высших растений.
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
Пояснение.
1) 3 – антропогенные факторы не выделялись отдельно в теории Сукачёва;
2) 4 – Сукачёв в качестве биогеоценозов называл только крупные наземные экосистемы;
3) 6 – биогеоценозы могут изменяться в результате сукцессии
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
Пояснение.
Ошибки в предложениях 3, 5, 7.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой. У цианобактерий нет ядерной оболочки.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах. У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе хлоропластов.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях (ошибка). У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе митохондрий.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
Пояснение.
Мицелий (грибница) состоит из гифов, или Мицелий состоит из множества тонких ветвящихся и переплетающихся нитей, которые называются гифами
Клеточная стенка содержит элементы хитина.
Клетки могут быть одно- и многоядерными.
Клетки не имеют хлорофилла (гетеротрофы).
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
Пояснение.
2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.
5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
Пояснение.
1) 3 — надгортанник закрывает вход в трахею.
2) 5 — кашель происходит при сильном выдохе.
3) 6 — гортань переходит в трахею.
Примечание.
предложение № 3 можно исправить следующим образом:
— Надгортанник закрывает вход в ГОРТАНЬ,
или
— Надгортанник закрывает вход в дыхательные пути
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
Пояснение.
3) В клетках прокариот имеется нуклеоид.
5) У эукариотов хлоропласты присутствуют только в зеленых клетках растений.
6) В синтезе белков эукариоты не могут использовать свободный азот атмосферы. В основном используется азот, входящий в состав минеральных солей и поступающий с пищей.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — цветок — видоизмененный побег;
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении;
3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные.
Примечание.
Как вариант, 5 предложение можно исправить:
Не все цветки имеют и пестик и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
Пояснение.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) 2 — ферменты по протокам поступают в двенадцатиперстную кишку;
2) 3 — глюкагон – гормон поджелудочной железы, который повышает уровень глюкозы в крови (адреналин вырабатывается надпочечниками);
3) 5 — белки расщепляются до аминокислот (до простых сахаров расщепляются углеводы в ротовой полости)
9. Перечислите признаки высших растений.
Пояснение.
У высших растений в теле имеются органы и ткани. В цикле развития происходит чередование полового и бесполого поколения. Высшие растения формируют специализированные органы, в которых созревают гаметы. Высшие растения приспособлены к жизни как в водной среде, так и на суше.
Примечание.
К высшим растениям относятся мохообразные и сосудистые растения (папоротниковидные, плауновидные, голосеменные и покрытосеменные).
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
Пояснение.
1. Предложение 2 – кенгуру живут только в Австралии.
2. Предложение 3 – кенгуру питаются только растениями.
3. Предложение 6 – кенгуру прыгает на двух лапах
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 – хромосомные мутации не так часто возникают, как генные мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
Пояснение.
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1. Предложение 3 — эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно исследовать цитогенетическим методом);
2. Предложение 4 — близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа);
3. Предложение 7 — характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ).
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и большинство не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их:
1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — 4 пары;
2) 3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые;
3) 5 — паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — в митохондриях происходит аэробное (кислородное) окисление органических веществ (анаэробное окисление происходит в цитоплазме);
2) 4 — в процессе дыхания происходит синтез АТФ;
3) 7 — в световой фазе происходит фотолиз (В темновой фазе фотосинтеза происходит синтез глюкозы).
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — серое вещество образовано телами нейронов;
2) 4 — зрительная зона находится в затылочной доле;
3) 5 — слуховая зона находится в височной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела;
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
Пояснение.
1) Роговица — прозрачная сферическая структура.
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.
3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
2) 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
3) 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.
Примечание.
1 предложение в критериях не исправлено, но мы считаем, что его также необходимо исправлять.
1 — Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
Из данного предложения нужно убрать бактерии, т.к. у бактерий нет мембранных органоидов. Среди прокариотических организмов многие группы обладают фотосинтетическими аппаратами и имеют в связи с этим особое строение. Для фотосинтезирующих микроорганизмов (синезеленые водоросли и многие бактерии) характерно, что их фоточувствительные пигменты локализуются в плазматической мембране или в её выростах, направленных в глубь клетки.