Найдите три ошибки в приведенном тексте идиоадаптация путь эволюции

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Ароморфоз как путь эволюции». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Ароморфозы наряду с идиоадаптациями и общей дегенерацией  — главные пути достижения биологического прогресса. (2) Ароморфозы  — это изменения, приводящие к частным приспособлениям (3) В результате ароморфозов формируются новые семейства и виды. (4) Эволюционные изменения организмов могут приводить к освоению новых сред обитания. (5) Выход животных на сушу сопровождался ароморфозами. (6) Примером ароморфоза у птиц служит разнообразие клювов. (7) Ароморфозы и идиоадаптации позволили птицам и млекопитающим широко распространиться на Земле.

Помогите, пожалуйста. Очень срочно! 
1. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают
приспособленность организмов к определенным условиям среды –

А)
идиоадаптация

Б) дегенерация

В) биологический прогресс

Г) ароморфоз

2. Важный ароморфоз позволивший
выйти на сушу позвоночным животным,  —
появление:

А) лёгочного дыхания

Б) жаберного дыхания

В) челюстей

Г)
позвоночника

3. Идиоадаптацией у птиц является

А)
облегчение скелета  Б) разнообразие клювовВ) появление лёгочных мешков

Г)  двойное дыхание

4. Идиоадаптацией у цветковых
растений является –

А) разнообразие цветков

Б) появление цветка

В) появление семени

Г) появление эндосперма

5. В состоянии биологического
прогресса находится –

А) белый медведь

Б) уссурийский тигр

В)
серая крыса

Г) журавль серый

6. Важнейший ароморфоз у птиц – появление

А) лёгочного дыхания

Б) двух кругов кровообращения

В) четырёхкамерного сердца

Г) сухой кожи

Выбрать три ответа

7) К идиоадаптациям относят:

А) развитие образовательной ткани
у растений

Б) наличие насекомоядных
аппаратов у растений

В) отсутствие хлорофилла у
растений – паразитов

Г) появление триплоидного
эндосперма у покрытосеменных

Д)  мелкая сухая пыль у ветроопыляемых растений

Е) железистые волоски на листьях
душистой герани

8. Характеристики биологического
регресса:

А) сужение ареала вида

Б) увеличение численности особей
вида

В) сокращение численности особей
вида

Г) увеличение численности видов

Д) вымирание вида

Е) расширение ареала
Установить 
соответствие

    1) ароморфоз; 2) идиоадаптация

А) формирование 
конечностей копательного типа у крота

Б) появление покровительственной окраски у гусеницы

В) появление лёгочного дыхания у земноводных

Г) утрата конечностей у китов

Д) появление многоклеточных растений и животных Е) появление четырехкамерного сердца и
теплокровности у птиц и млекопитающих
10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите
номера предложений, в которых они сделаны, объясните их:

1) Идиоадаптация представляет собой мелкие
эволюционные изменения, которые упрощают строение организма. 2) Это главный путь достижения биологического прогресса. 3)
Примеры идиоадаптаций – защитная окраска 
животных. 4) пример идиоадаптаций у 
растений – многообразие приспособлений к распространению плодов. 5)
Путем идиоадаптаций возникают крупные систематические группы, рангом выше
семейства.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2)Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3)У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4)С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5)Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6)Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.


📜Теория для решения:
Макроэволюция и ее доказательства


Посмотреть решение

Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации, в отличие от ароморфоза.

Появление легких у земноводных – это ароморфоз, до амфибий никто из животных на сушу не выходил.

Пятипалые конечности рычажного типа позволили земноводным перемещаться по суше, это тоже ароморфоз.

Присоски и перепонки у квакш – идиоадаптация, т.к эти присоски пример частного приспособления конкретного семейства.

Направленные вперед глаза квакш – идиоадаптация, это не повлияло на общий уровень организации, просто так эффективнее охотиться.

Изменения в кровеносной системе – ароморфоз. До земноводных, у рыб, сердце было двухкамерное, кровь не разделялась на артериальную и венозную, круг кровообращения был всего один. Так как амфибии вышли на сушу, у них появился второй круг кровообращения – легочный.

Ответ: 345

Ксения Алексеевна | Просмотров: 416

Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по биологии

Подборка вариантов ЕГЭ 2021 по биологии для 11 класса в формате ЕГЭ 2021.

Составлены в соответствии с демоверсией 2021 года.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по биологии

ЕГЭ 100 баллов (с решениями)
Вариант 1 скачать
Вариант 2 скачать
Вариант 3 скачать
Вариант 4 скачать
Вариант 5 скачать
Вариант 6 скачать
Вариант 7 скачать
Вариант 8 скачать
Вариант 9 скачать
Вариант 10 скачать
variant 11 скачать
variant 12 скачать
variant 13 скачать
variant 14 скачать
variant 15 скачать
variant 16 скачать
СтатГрад
вариант 1-2 критерии
ответы

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. Ответом к заданиям части 1 (1–21) являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). На чистом листе укажите номер задания и запишите его полное решение.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Источник

31.05.2021 Биология 11 класс новые тренировочные варианты ЕГЭ 2021 с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ

2 новых тренировочных варианта ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 31.05.2021 (31 мая 2021 год).

Тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021: скачать задания

Тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021: скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы

Ответами к заданиям 1-21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поле ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Решать онлайн тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс:

Решать онлайн тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021 по биологии 11 класс:

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

3)Сколько хромосом содержит клетка эпидермы пшеницы, если ее эндосперм содержит 36 хромосом? В ответ запишите только число.

Правильный ответ: 24

4)Все приведённые ниже понятия, кроме двух, употребимы при описании процесса энергетического обмена. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гликолиз 2) диссимиляция 3) анаболизм 4) окисление 5) репликация

Правильный ответ: 35

6)Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите, какой процент серых жизнеспособных особей родится при скрещивании серой овцы и черного барана. Ответ запишите в виде числа.

Правильный ответ: 50

7)Все приведенные ниже термины, кроме двух, гаплоидные стадии развития мха. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. 1) сперматозоид 2) листья 3) спора 4) спорангий 5) зигота

Правильный ответ: 45

9)Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки, присущие земноводным. 1) развитие только на суше 2) отсутствие грудной клетки 3) дыхание кожно-легочное 4) кожа сухая, без желез 5) наличие диафрагмы 6) сердце трехкамерное

Правильный ответ: 236

11)Установите правильную последовательность таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двудольные 2) Растения 3) Вишня 4) Розоцветные 5) Покрытосеменные 6) Вишня песчаная

Правильный ответ: 634152

12)Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображен головной мозг человека. Запишите цифры, под которыми указаны верные ответы. 1) большое полушарие 2) мост 3) мозжечок 4) гипоталамус 5) продолговатый мозг 6) промежуточный мозг

Правильный ответ: 136

14)Установите последовательность процесса свертывания крови. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) образование тромба 2) попадание фермента свертывания в плазму крови 3) разрушение тромбоцитов 4) превращение фибриногена в фибрин 5) повреждение тканей

Правильный ответ: 53241

15)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описание географического критерия вида Черепаха средиземноморская (греческая или кавказская). Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Черепаха средиземноморская обитает в Северной Африке, Южной Европе и Юго-Западной Азии. (2) Она встречается в пустынях, полупустынях, степях, предгорьях, горных и низинных лесах и в некоторых других биотопах. (3) На территории России средиземноморская черепаха встречается на черноморском побережье Кавказа. (4) Летом наибольшая активность черепах наблюдается в утренние и вечерние часы. (5) Днём и ночью они прячутся под кустами и корнями деревьев, в норах грызунов, под камнями и в толстой лесной подстилке. (6) Средиземноморская черепаха обитает, в частности, в Грузии, Армении и Азербайджане.

Правильный ответ: 136

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для биосферы? 1) образована совокупностью биогеоценозов 2) не изменяется во времени 3) образовалась с появлением человека 4) изменяется в результате деятельности человека 5) образовалась одновременно с геологическими оболочками Земли 6) сформировалась с появлением жизни на Земле

Правильный ответ: 146

19)Установите последовательность процессов, происходящих при заражении бактерии бактериофагом. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) внедрение молекулы РНК вируса в клетку 2) синтез вирусных белков и частиц 3) прикрепление бактериофага к стенке бактерии 4) сборка новых вирусов и их выход наружу 5) создание ДНК-копии вирусного гена в нуклеоиде

Правильный ответ: 31524

22)При прослушивании сердца с использованием фонендоскопа можно различать два четких вибрирующих звука – тона сердца. Объясните механизм их появления, с какими частями сердца связаны эти звуки и при каких фазах сердечного цикла они образуются. Ответ поясните.

23)Рассмотрите рисунок. Назовите структуры уха, обозначенные на рисунке буквами В и Ж, Какую функцию выполняет каждая из этих структур. Под какой буквой обозначены структуры уха, в которых усиливаются в 50 раз звуковые колебания. Назовите их. Где происходит окончательное распознавание звука? Укажите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы.

24)Найдите три ошибки в приведенном тексте «Идиоадаптация как путь эволюции». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Эволюционный процесс осуществляется постоянно в направлении приспособления организмов к условиям окружающей среды. (2) Эволюция всегда приводит к биологическому прогрессу и процветанию вида. (3) Идиоадаптация – это мелкие эволюционные изменения, которые обеспечивают приспособление организмов к определенной экологической нише. (4) Идиоадаптация приводят к появлению новых типов, классов и других крупных таксонов. (5) Идиоадаптации возникают путем дивергенции признаков в исходной предковой группе организмов. (6) Появление плаценты, разных форм черепа, разнообразие конечностей – это идиоадаптации в эволюции млекопитающих. (7) Отсутствие конечностей у змей – пример идиоадаптации у пресмыкающихся.

25)Известно, что икринка лягушки состоит из темного яйца и слизистой толстой прозрачной оболочки, которая обладает свойством собирающей линзы. Какое значение для развития эмбриона лягушки имеет каждая особенность в строении икринки?

26)Какие ароморфозы в строении цветка появились у покрытосеменных растений в ходе эволюции. Обоснуйте значение этих ароморфозов в жизни покрытосеменных.

27)Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны. Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5/ края. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5/ к 3/ концу. Дан фрагмент: 5 / — ЦТАТГАГТЦГТАТТАТЦГТЦ -3 / 3 / — ГАТАЦТЦАГЦАТААТАГЦАГ -5 / Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи, объясните последовательность решения. Полипептидная цепь начинается с метионина.

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

3)В РНК на долю нуклеотидов с урацилом и аденином приходится по 10%. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином входящих в состав комплементарной, двуспиральной цепи ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

Правильный ответ: 10

4)Все приведенные ниже признаки, кроме двух, подходят для описания строения и свойств аминокислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) в состав белков входит огромное число аминокислот, равное 41000, потому что аминокислоты состоят из 4 нуклеотидов (аденин, тимин, гуанин и цитозин) в разных комбинациях; 2) аминокислоты представляют из себя амфотерные соединения из-за наличия двух химически активных центров; 3) помимо двух активных центров в молекуле аминокислоты есть также радикал – отличающаяся группа, которая и обуславливает отличие аминокислот друг от друга; 4) некоторые аминокислоты не синтезируются в организме человека и животных и должны поступать с пищей — незаменимые; 5) в кодировке аминокислоты участвует три триплета молекулы ДНК

Правильный ответ: 15

6)Укажите соотношение генотипов при скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании? Расположите цифры в порядке убывания.

Правильный ответ: 211

7)Все приведенные ниже методы, кроме двух, можно использовать для исследования генетики человека. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) инбридинг 2) гибридологический 3) цитогенетический 4) близнецовый 5) генеалогический

Правильный ответ: 12

9)Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры, под которыми они указаны. Если в результате эволюции у организма сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны: 1) кожа с обилием кожных желез 2) 1 круг кровообращения 3) теплокровность 4) роговой слой чешуи 5) отсутствие артериальной крови в большом круге 6) 1 шейный позвонок

Правильный ответ: 156

11)Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Ластоногие 2) Тюлень гренландский 3) Хордовые 4) Млекопитающие 5) Тюлень 6) Животные

Правильный ответ: 251436

12)Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Внутренняя среда организма человека образована. 1) кровью 2) цитоплазмой клеток 3) лимфой 4) плевральной полостью 5) тканевой жидкостью 6) ферментами пищеварительного канала

Правильный ответ: 135

14)Установите правильную последовательность процессов, происходящих при вдохе. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) передача нервного импульса к мышцам 2) повышение концентрации СО2 в крови 3) возбуждение дыхательного центра 4) увеличение объема грудной клетки 5) сокращение диафрагмы

Правильный ответ: 23154

15)Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Большой пестрый дятел. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Большой пестрый дятел имеет черное оперение с белыми полосками и ярко-красным подхвостьем. (2) У самца имеется красная поперечная полоса на затылке. (3) Дятел имеет крепкий, заостренный, долотообразный клюв. (4) Питается дятел насекомыми, например, жучками и их личинками, которых он достает из-под коры. (5) Осенью и зимой большой пестрый дятел питается семенами хвойных деревьев, каждый день он разбивает до 100 шишек. (6) Селится дятел в дуплах, глубина которых достигает 28-35 см.

Правильный ответ: 456

17)Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите общие признаки, характерные как для естественных, так и для искусственных экосистем. 1) представляют собой открытые системы 2) содержат продуцентов, консументов и редуцентов 3) испытывают действие естественного отбора 4) имеют сбалансированный круговорот веществ 5) используют дополнительные источники энергии 6) устойчивы во времени

Правильный ответ: 123

19)Установите правильную последовательность стадий транскрипции иРНК у эукариот. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) выход РНК из ядра 2) дозревание молекулы РНК 3) отсоединение предшественника РНК 4) присоединение РНК-полимеразы к гену 5) расплетение спиралей ДНК 6) присоединение нуклеотидов к растущей цепи

Правильный ответ: 456321

22)Во время тренировок спортсмены обычно выполняют физические упражнения двух типов: статические и динамические. В чем их различия? При каком типе упражнений утомление мышц наступает быстрее?

23)Назовите структуру, обозначенную на рисунке буквой А. Укажите название органа, частью которого она является. Перечислите основные функции названной структуры. Перечислите изменения в строении этого органа у земноводных в процессе эволюции, объясните значение этих изменений.

24)Найдите три ошибки в приведенном тексте «Плоские черви». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Тело плоских червей обычно имеет листовидную или лентовидную формы. (2) У плоских червей пространство между органами заполнено жидкостью. (3) Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. (4) Свободноживущие плоские черви имеют нервную систему в виде брюшной нервной цепочки. (5) У свободноживущих плоских червей пищеварительная система включает в себя рот, глотку и слепозаканчивающийся кишечник. (6) Все плоские черви – трехслойные животные. (7) К плоским червям относят бычьего цепня, белую планарию, печеночного сосальщика и человеческую аскариду.

25)Какова роль крови в процессе дыхания в организме человека? Объясните, как происходит перенос углекислого газа из тканей в легкие. Какие соединения при этом образуются? Какой физиологический процесс обеспечивает газообмен в тканях?

26)Какое преимущество дает полная перегородка желудочка в сердце у птиц и млекопитающих перед пресмыкающимися?

27)Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны. Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5/ края. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5/ к 3/ концу. Дан фрагмент: 5 / — ЦТАТГАГТЦГТАТТАТЦГТЦ -3 / 3 / — ГАТАЦТЦАГЦАТААТАГЦАГ -5 / Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи, объясните последовательность решения. Полипептидная цепь начинается с метионина.

Источник

Цель урока: Активизация познавательной активности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса по основным понятиям темы: биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация.

Развивающие:

  • продолжить развитие умений правильно определять направления и пути эволюции;
  • определять гомологичные и аналогичные органы;
  • продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи между путями и направлениями и результатами эволюции.

Воспитательные:

  • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Тип урока: обобщающий.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассуждение, беседа);
  • практические (работа с тестами, рисунками, текстами, таблицами, карточками);
  • репродуктивные (воспроизведение полученных знаний);
  • частично-поисковые (установление причинно-следственных связей)

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная беседа;
  • наглядные;
  • работа в группах;
  • практические;
  • словесные.

Оборудование:

  • карточки с заданиями
  • проектор
  • презентация

Структура урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы работаем группами, на столах у каждой группы находится кейсы с заданиями к уроку, лист самоконтроля. Выберите, пожалуйста, куратора своей группы, который будет заполнять лист самоконтроля.

2. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску, на ней размещены понятия, о которых пойдёт сегодня речь. Весь урок вы будете работать с тем запасом знаний, который вы получили при изучении данной темы.

С какой темой связаны данные понятия? (Макроэволюция)

Как вы думаете, какие основные задачи нашего урока (учащиеся высказывают своё мнение)

Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет при подготовке к контрольной работе и решению материалом ЕГЭ.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Аристотеля:

«Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле.»

3. Работа в группах

Какое направление эволюции можно проследить в следующих высказываниях?

1. Увеличение численности кроликов после заселения их в Австралию.

(Биологический прогресс)

Дайте характеристику биологическому прогрессу?

  • высокая численность
  • широкий ареал
  • большое количество подчиненных групп

Вывод: биологический прогресс — это результат успеха в борьбе за существование.

2. Снижение численности лишайников в густонаселенных районах

(Биологический регресс)

Дайте характеристику биологического регресса?

  • уменьшение численности.
  • сокращение ареала.
  • снижение числа систематических групп более низкого ранга.

Вывод: биологический регресс — отсутствие необходимого уровня приспособленности.

3. Чем опасен биологический регресс? (Приводит к вымиранию живых организмов)

4. Может ли деятельность человека способствовать биологическому регрессу? Какие примеры вы можете привести?

Вывод: Эволюция имеет необратимый характер, вот почему для сохранения видов созданы и создаётся Красная книга, охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Работа с кейсом №1. ( 5-7)

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие — (1) биологический прогресс либо (2) биологический регресс:
А) серая крыса
Б) зубр
В) уссурийский тигр
Г) пырей ползучий
Д) лошадь Пржевальского
Е) одуванчик обыкновенный

122121

2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп — (1) Биологический прогресс либо (2) Биологический регресс — и их признаками.
А) Многообразие видов.
Б) Ограниченный ареал.
В) Небольшое число видов.
Г) Широкие экологические адаптации.
Д) Широкий ареал.
Е) Уменьшение числа популяций.

122112

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биологический прогресс характеризуется
1) увеличением количества популяций и подвидов
2) повышением приспособленности к условиям среды
3) сужением ареалов
4) увеличением числа особей
5) редукцией органов
6) популяционными волнами

124

4.

Проанализируйте таблицу «Направления эволюционного процесса». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) упрощение организации
2) уменьшение численности
3) вымирание видов
4) численность особей не изменяется
5) уменьшение числа видов, подвидов, популяций или их вымирание
6) повышение уровня организации
7) образование новых классов, типов, отделов
8) увеличение численности

А-8, Б-2,В-3

5. Задание 5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Ответ: 356.

Задание 6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.

Ответ: 346

Проверка выполнения заданий

Мы повторили направления эволюционного процесса. Какими путями достигается биологический прогресс. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо разгадать кроссворд.

Работа с кейсом №2

1. Установите соответствие

1. Признак животного

 Путь эволюции

А. редукция органов зрения у крота

 1. арогенез

 2. аллогенез

 3. катогенез

Б. наличие присосок у сосальщика

В. возникновение теплокровности

Г. возникновение четырехкамерного сердца

Д. утрата пищеварительной системы цепнем

Е. уплощенное тело камбалы

321132

2.Установите соответствие между примерами и путями эволюционного процесса:

Примеры

Пути эволюции

1) ячеистые легкие у рептилий

А) Ароморфоз

2) голый хвост у бобра

Б) Идиоадаптация

3) отсутствие корней у повилики

В) Общая дегенерация

4) молочные железы у млекопитающих

5) отсутствие кровеносной системы у цепней

6) отсутствие потовых желез у собак

АБВАВБ

2. Проанализируйте таблицу «Главные пути эволюции». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) автотрофное питание
2) ароморфоз
3) биологический прогресс
4) биологический регресс
5) паразитические черви
6) половое размножение
7) повышается
8) не изменяется

А-1 Б-8 В-5

3. Выберите три варианта

1. Укажите признаки общей дегенерации у животных
1) общий подъем организации
2) снижение интенсивности жизнедеятельности
3) понижение уровня организации
4) исчезновение органов пищеварения при паразитизме
5) приспособления частного характера
6) упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни

346

2. К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации
2) увеличению числа популяций и видов
3) широкому распространению
4) упрощению организации
5) возникновению частных приспособлений к условиям среды
6) понижению плодовитости

235

3. К ароморфозам относят:
1) образование клубней у картофеля
2) появление семян у голосеменных
3) появление обтекаемой формы тела у дельфина
4) появление тканей и органов у растений
5) появление цветка у покрытосеменных
6) образование прицепок у плода череды

245

4. Установите правильную последовательность

1. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.
1) фотосинтез
2) образование семян
3) появление вегетативных органов
4) возникновение цветка и плода
5) возникновение многоклеточности

15342

2. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.
1) образование диффузной нервной системы
2) развитие коры мозга
3) возникновение переднего мозга
4) стволовая нервная система
5) узловая нервная система

14532

3. Установите последовательность возникновения ароморфозов в животном мире в процессе эволюции:
1) Специализация тканей и органов
2) Появление многоклеточности
3) Внутриутробное развитие зародыша
4) Двусторонняя симметрия тела
5) Внутреннее оплодотворение
6) Теплокровность

241563

Задание 5

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
(1)Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, – один из путей достижения биологического прогресса. (2)Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3)Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4)У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5)У змей произошла редукция конечностей, а у крота – редукция органов зрения. (6)Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.

Ответ: 124.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6)Продолжительность жизни на взрослой стадии развития у насекомых колеблется от нескольких часов до нескольких десятков лет.

Ответ: 235

3. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы

(1) Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2) Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3) Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4) У земноводных сформировались приспособления к жизни в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5) Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6) У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

Ответ: 135

Задание 6

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. (1) Большой вклад в исследование макроэволюции внес А.Н.Северцов, он сформулировал понятие биологического прогресса, регресса, установил основные направления и пути эволюции. (2) Биологический прогресс – эволюционный успех в развитии систематической группы, приводящий к увеличению числа входящих в нее видов, расширению их ареалов, повышению численности особей, совершенствованию приспособленности. (3) Биологический прогресс может достигаться ароморфозом, идиоадаптацией и регрессом. (4) Идиоадаптации – это крупные изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня организации. (5) Общая дегенерация – это упрощение организации организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов. (6) Примером общей дегенерации может служить утрата пищеварительной системы бычьим цепнем, редукция конечностей у гадюки

Пояснение

3. Биологический прогресс достигается: ароморфозом, идиоадаптацией, общей дегенерацией.
5. Идиоадаптация — это частные приспособления к условиям среды.
6. Редукция конечностей у гадюки — это идиоадаптация.

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Пояснение

1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.

2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.

5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

3. Назовите путь эволюции, изображенный на рисунке цифрой 1. К чему приводит данный путь эволюции, приведите не менее трех его примеров.

Пояснение

1) Идиоадаптация — одно из главных направлений эволюции, при котором у организмов развиваются приспособления к определенным, частным условиям среды.

2) Возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм.

3) Пример идиоадаптации:

  • это формирование разнообразной формы тела у рыб;
  • приспособление цветка к опылению пчелами, или ветром;
  • появление ластообразной конечности у китов.

Проверка выполнения заданий группами

Мы повторили пути биологического прогресса, каковы же причины биологического регресса? (Абиотические факторы, деятельность человека)

Вывод: Биологический прогресс и пути его достижения способствуют процветанию вида, биологический регресс приводит к сокращению биологического разнообразия и нарушению равновесия в природе.

4. Подведение итогов

  1. Из чего складывается весь процесс эволюции?
  2. Что является главной движущей силой эволюционного процесса?
  3. Можно ли запрограммировать естественный отбор?
  4. Можно ли запрограммировать эволюционный процесс?

Вывод: эволюция незапрограммированный процесс, она достигается процессами микроэволюции и макроэволюции, в основе которых действуют одни и те же механизмы: изменчивость борьба за существование, естественный отбор и главный результат этих процессов увеличение живых организмов и их усложнение.

5. Рефлексия

Кураторы команд сдают листы самоконтроля учителю, на основании которых выставляются оценки за урок.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (помещают туда разноцветные стикеры)

  • На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
  • Мясорубка – информацию переработаю.
  • Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

6. Домашнее задание

  1. Повторить все понятия данной темы, подготовиться к контрольной работе.
  2. Творческое задание. Найти в дополнительной литературе примеры животных территории Советского района находящихся в состоянии биологического регресса.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Презентация

Приложение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте зрительная сенсорная система
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте земноводные укажите номера
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте земноводные позвоночные животные
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте зеленые водоросли
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте закономерности наследственности укажите