Найдите три ошибки в приведенном тексте белки это нерегулярные

Тип 1 № 633498

i

(задание учителя)

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2) Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3) Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4) Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5) Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6) Удерживается такая структура водородными связями.

Спрятать решение

Решение.

1) Мономерами белков являются аминокислоты.

4) Вторичная структура удерживается водородными связями.

6) Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.

Источник/автор: Виктория Соколова

Нововведения в оценивании второй части ЕГЭ по биологии

  • Задание 23. Содержит от 3 до 4 критериев. Если ответ включает в себя все названные элементы, полагается 3 балла.
  • Задание 26. Это задание, посвященное темам «эволюция» или «экология», подразумевает от 3 до 6 элементов ответа. Чтобы получить 3 балла, нужно осветить не менее 4 критериев (иногда не менее 5).
  • Задание 27. Содержит от 3 до 4 критериев. Четвертым элементом, как правило, является объяснение. Если ответ включает в себя все (3 или 4) названные элементы, полагается 3 балла.

Советы педагогу

  • Научите ребят определять количество критериев в вопросе. В формулировке обязательные элементы ответа не всегда могут быть очевидны. 
  • Объясните, что ответы не должны быть бытовыми.
  • Напомните, что в заданиях на поиск ошибок утверждения не исправляются путем простого отрицания.
  • Повторите с учениками принципы оформления решений задач по генетике (правила прописаны в учебниках).
  • Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу. А чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии основательно и свести вероятность ошибки к минимуму, можно заглянуть в Справочник, выпущенный специально для подготовки к итоговому испытанию. 

Тема: Биология как наука

Каким методом и в какой фазе деления изучается кариотип человека? Что выясняется этим методом?

Элементы ответа
  1. Метод цитогенетический (микроскопия); фаза, в которой хорошо видны хромосомы — метафаза.
  2. Этим методом определяют наличие хромосомных или геномных мутаций и наличие (или отсутствие) наследственных заболеваний.

Комментарий. Тема «методы исследования» достаточно трудна для усвоения выпускниками. Именно поэтому необходимо обращать внимание на точность формулировки.

Ответ выпускника № 1
  1. Этот метод генетический. 2. С его помощью можно посчитать количество мутаций и узнать пол человека.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 и 1 балл. Сказано про пол.

Ответ выпускника № 2
  1. Этот метод микроскопический. 2. С его помощью рассматривают строение хромосом в метафазе.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Названы метод и фаза деления клетки.

В чем заключается суть метода микроклонального размножения растений?

Элементы ответа
  1. Этот метод применяется для выращивания культур клеток и тканей растений.
  2. Некоторое количество клеток помещают в питательную среду и выращивают определенное время.
  3. При добавлении гормонов, обеспечивающих рост и дифференцировку клеток, получают рассаду растений, которые потом высаживают на поля.
Ответ выпускника
  1. Этим методом размножают растения. 2. Их выращивают из кусочков ткани (каллус). 3. Выращенные саженцы высаживают на поля.

Комментарий. Оценки экспертов – 1 и 2 балла. Ответ не содержит биологических ошибок, но он не проясняет сути метода: не сказано о необходимости специальной среды для выращивания, об обработке культуры гормонами, дифференцировке клеток и формировании полноценного растения.

Какие методы исследования позволили экспериментально доказать, что ДНК реплицируется полуконсервативным путем?

Элементы ответа
  1. Применялись методы меченых атомов и центрифугирования.
  2. Полуконсервативный способ репликации ДНК был доказан с помощью изотопа N15 и последующего разделения смеси ДНК на две фракции с двумя изотопами азота и N14.
Ответ выпускника № 1
  1. Применялся биохимический метод. 2. Этим методом доказали, что ДНК реплицируется.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Ответ содержит ошибки и не отвечает смыслу вопроса.

Ответ выпускника № 2
  1. Применялся метод центрифугирования смеси молекул ДНК. 2. Было выделено два вида ДНК: старая и новая.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Выпускник указал второй из методов исследования (центрифугирование) и пояснил, что была старая и новая ДНК. Ответ неполный. Не указан ни метод меченых атомов, ни его суть в данном эксперименте.

Тема: Клетка как биологическая система

Какие особенности строения молекулы воды обеспечивают выполнение ее функций в организме?

Элементы ответа
  1. Полярность молекул воды определяет ее функции растворителя солей, кислот и других гидрофильных соединений, входящих в состав слизей, секретов.
  2. Наличие водородных связей определяет ее теплопроводность, плотность.

Комментарий. Приведенные примеры ответов не являются единственно возможными. Важно, чтобы ответ не искажал смысла вопроса и не содержал биологических ошибок.

Ответ выпускника № 1
  1. Вода – хороший растворитель. 2. Вода замерзает при 0 градусов.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Нет связи между строением и функциями воды.

Ответ выпускника № 2
  1. Молекулы воды полярны, поэтому в ней гидрофильные вещества диссоциируют на ионы. 2. Вода имеет три агрегатных состояния и может обладать разными свойствами.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Второй ответ не соответствует смыслу вопроса

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.

Элементы ответа.
  1. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
  2. 1 — Мономерами белков являются аминокислоты.
  3. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
  4. 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.
Ответ выпускника

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1 — Мономерами белков нуклеотиды не являются. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями. 6 — Третичная структура не удерживается водородными связями.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Балл получен за второй критерий. Остальные предложения исправлены неверно простым отрицанием «не».

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.

(1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. (7)Активность ферментов зависит от его количества, температуры, и рН-среды.

Элементы ответа
  1. Ошибки допущены в предложениях 2,3,4
  2. 2 — Каждый фермент катализирует одну определенную реакцию.
  3. 3 — Фермент, расщепляющий белок, не взаимодействует с жирами. Ферменты специфичны по отношению к субстрату.
  4. 4 — Ферменты могут быть образованы комплексами с небелковыми компонентами — витаминами, металлами.
Ответ выпускника

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5. 1 — Ферменты и гормоны расщепляют химические вещества. 2 — Один фермент — одна реакция. 5 — В результате реакции фермент разрушается и на его место приходит новый.

Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Исправление ошибки во втором предложении может быть истолковано экспертами по-разному. Главное слово в задании: разные. Выпускник написал «одна», а не несколько. Может возникнуть вопрос: всего одна или один тип реакций (что имел в виду выпускник?).

Какими путями вещества могут поступать в клетку?

Элементы ответа

Вещества могут поступать в клетку путем:

  1. диффузии и осмоса по градиенту концентрации;
  2. активного ионного транспорта (калий-натриевый насос) или с участием транспортных белков;
  3. фагоцитоза и пиноцитоза.
Ответ выпускника
  1. Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей.

Комментарий. Оценка экспертов 1 балл. На апелляции возможно отстоять еще один балл: выпускник, по существу, ответил правильно, обозначив пути проникновения веществ в клетку. Однако — не понял вопроса. Более точными были бы вопросы: «Какими способами вещества поступают в клетку из внешней среды?», «Какие „механизмы“ обеспечивают поступление веществ в клетку?», «Какими путями вещества проникают в клетку через клеточную мембрану?».

В аппарате Гольджи различают два полюса. Один расположен ближе к эндоплазматической сети, другой – к цитоплазматической мембране. Как такое положение связано с функциями органоида? Для каких клеток это может быть наиболее характерно?

Элементы ответа
  1. Аппарат Гольджи накапливает вещества, синтезируемые на эндоплазматической сети.
  2. В мембранных пузырьках синтезированные вещества направляются к цитоплазматической мембране и удаляются из клетки.
  3. Аппарат Гольджи лучше всего развит в клетках эндокринных желез и желез внешней секреции, а также в синапсах.
Ответ выпускника
  1. Аппарат Гольджи переносит от ЭПС к цитоплазматической мембране синтезируемые на ЭПС вещества. 2. Эти вещества удаляются из клетки через плазматическую мембрану и идут к местам своей активности. 3. Больше всего этого органоида в клетках эпителиальной ткани.

Комментарий. Оценки экспертов – 2 и 3 балла. В третьем пункте нет точного ответа на вопрос. Тем не менее, сам вопрос поставлен так, что допускает данный ответ, который не содержит биологических ошибок и соответствует смыслу вопроса. Если бы спрашивалось «Для каких структур или органов….?», тогда ответ мог быть не засчитан.

Как строение цитоплазматической мембраны связано с выполняемыми ею функциями?

Элементы ответа
  1. Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
  2. Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
  3. Углеводы гликокаликса выполняют сигнальную и строительную функции.
  4. Пластичность мембраны обеспечивает функции фаго- и пиноцитоза.
Ответ выпускника № 1
  1. Мембрана состоит из липидов и белков. 2. Через мембрану проникают вещества в клетку и удаляются из нее. 3. Строение мембраны позволяет ей выполнять много функций.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов.

Ответ выпускника № 2
  1. Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 или 3 балла. Ответ содержит основные пункты эталона.

ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся — самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.

Купить

Тема: Метаболизм — энергетический и пластический обмен веществ, фотосинтез

Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

Ответы на этот и другие вопросы легко найти в учебнике «Биология. Углубленный уровень» для 11 класса.

Элементы ответа
  1. При реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию.
  2. Реакции ассимиляции протекают с затратой энергии.
  3. При реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ.
  4. Реакции диссимиляции идут с выделением энергии.
Ответ выпускника
  1. При ассимиляции образуются новые органические вещества особи, а при диссимиляции они разрушаются с образованием более простых веществ. 2. Первый процесс идет с поглощением энергии, а второй – с выделением энергии. 3. Таким образом, эти два процесса противоположны по своим результатам.

Комментарий. Оценка экспертов – 3 балла. Ответ полностью соответствует смыслу вопроса, это один из возможных вариантов ответа.

Как вы понимаете фразу: Код ДНК однозначен, триплетен, вырожден?

Элементы ответа
  1. Код «триплетен» означает то, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.
  2. Код «однозначен» означает, что один кодон соответствует определенной аминокислоте.
  3. Код «вырожден» означает, что одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами.
Ответ выпускника
  1. Код триплетен — означает, что код состоит из трех кодонов. 2. Код однозначен — означает, что три нуклеотида кодируют последовательность аминокислот в белке. 3. Код вырожден — значит, что не все триплеты кодируют аминокислоты и их последовательность в белке.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Все ответы содержат биологические ошибки. Третий вариант не относится к понятию «вырожденность».

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2)Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3)Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4)В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды — фотолиз. (5)В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. (6)Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.

Элементы ответа
  1. Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
  2. 2 — Атмосферный азот не участвует в процессах фотосинтеза. Участвуют углекислый газ и вода.
  3. 3 — Только цианобактерии способны к фотосинтезу, остальные прокариоты к нему не способны. (или: У фотосинтезирующих цианобактерий в клетках отсутствуют хлоропласты. Остальные прокариоты не фотосинтезируют).
  4. 5 — В темновой фазе фотосинтеза кислород не выделяется.
Ответ выпускника № 1

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ. 3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны. 5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответы к предложениям 2 и 3 не содержат исправление ошибок. Ответ к пятому предложению ошибочен.

Ответ выпускника № 2

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — Вторым исходным веществом является вода, а не азот. 3 — Не все прокариоты способны к фотосинтезу. 5 — Кислород образуется в световой стадии.

Комментарий. Оценка – 2 балла. Не все требования к исправлению ошибок соблюдены.

Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: АЛА — ПРО — ЛЕЙ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, кодоны иРНК и триплеты ДНК, которые кодируют эти аминокислоты. Какое свойство генетического кода иллюстрирует это задание?

Элементы ответа
  1. Аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦГА , ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ.
  2. Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ГГА, ГГГ, ГГТ, ГГЦ.
  3. Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами и-РНК: УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты: ААТ, ААЦ, ГАГ, ГАТ, ГАЦ, ГАА.
  4. Задание иллюстрирует такое свойство генетического кода как вырожденность.
Ответ выпускника
  1. Пользуясь таблицей генетического кода иРНК, я определил, что аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. 2. Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. 3. Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, код вырожден.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Эксперты снизили оценку на 1 балл, так как выпускник не написал цепей ДНК, кодирующих информацию. Ошибка в трех пунктах одинаковая.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Что произойдет с фрагментом полипептида и его свойствами после возникшей мутации ДНК? Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода.

Элементы ответа
  1. Последовательность нуклеотидов на и-РНК определяется по исходному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ по принципу комплементарности.
  2. Последовательность на и-РНК определяется по измененному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ.
  3. Фрагмент полипептида и его свойства не изменяются, так как триплеты АЦА и АЦУ кодируют одну аминокислоту ТРЕ — следовательно, генетический код вырожден (избыточен).
Ответ выпускника
  1. Последовательность на и-РНК по исходному фрагменту цепи ДНК – АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ. 2. Последовательность на и-РНК по измененному фрагменту цепи ДНК АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ. 3. фрагмент полипептида и его свойства не изменяются.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответ верный, но без объяснений. Нужно полностью выполнять требования заданий!

Тема: Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство. Митоз, мейоз. Их сходство и отличие; значение. Развитие половых клеток у растений и животных

У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ в каждом случае.

Элементы ответа
  1. Перед началом мейоза набор хромосом и ДНК равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК.
  2. В анафазе мейоза I число хромосом и ДНК в клетке не изменяется и равно 2n4c.
  3. В профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c; 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.
Ответ выпускника
  1. Перед мейозом набор 2n4c. 2. В анафазе мейоза I число хромосом гаплоидное n2c. 3. В профазе II число хромосом равно 24, число молекул ДНК — 48.

Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Задание требует объяснения каждого пункта ответа. Ответы неполные, хотя биологическая ошибка содержится только во втором пункте.

У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Элементы ответа
  1. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК — 120, число хромосом — 60; после мейоза I число хромосом — 30, ДНК — 60.
  2. Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется — 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.
  3. Мейоз I — редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.
Ответ выпускника
  1. Перед мейозом I число молекул ДНК удваивается, а число хромосом остается прежним. 2. После первого деления мейоза число хромосом и молекул ДНК становится 30 и 60 соответственно. 3. В результате мейоза I образуются гаплоидные клетки с формулой n2c.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 и 3 балла. Ответ верный и представляет собой один из возможных вариантов.

Решение задач по генетике

Задача 1. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.

Комментарий. При решении таких задач необходим тщательный анализ условий. В данном случае выпускник может не обратить внимание на положение «сцепление гена окраски глаз», неверно записать генотип самца. Это особенно сложно при иной формулировке задания.

Элементы ответа

Первое скрещивание

1.

♀ XaXabb X ♂ X AY BB

Бел. гл. укор. кр

Кр.гл норм. кр.

G Xab

AB, YВ

F1 ♀ X AXaBb

♂ X аY Bb

Кр.гл норм. кр

Бел. гл норм. кр

Второе скрещивание

2.

Р ♀ X AX ABB Х ♂ X аY bb

Кр.гл норм. кр

Бел. гл. укор. кр

G X AB

Xab , Yb

A XaBb

AY Bb

Все с красными глазами и нормальными крыльями.

Объяснение. По гену глаз, сцепленному с Х-хромосомой, наблюдается разное расщепление, а по гену окраски расщепление не зависит от пола (допускается иная генетическая символика).

Задача 2. У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой окраской. Гибридные растения имеют розовую окраску. Узкие листья не полностью доминируют над широкими листьями. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство и в каких отношениях получится от скрещивания красноцветкового растения, имеющего средние по ширине листья, с растением, имеющим розовые цветки и средние листья. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Создайте схему скрещивания, используя решетку Пеннета.

Элементы ответа

Схема решения задачи. А — красные цветки, а — белые цветки, В — узкие листья, в — широкие листья.

1.

Р ♀ ААВв

♂ АаВв

красные цветки

розовые цветки

средние листья

средние листья

Гаметы

АВ, Ав

АВ, Ав, аВ, ав

2.

АВ

АВ

аВ

Ав

АВ

ААВ В

ААВ в

АаВВ

АаВв

Ав

ААВ в

ААвв

АаВв

Аавв

3. F1 1/8 c красными цветками и узкими листьями, 1/4 с красными цветками и средними листьями, 1/8 с красными цветками и широкими листьями, 1/8 с розовыми цветками и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветками и средними листьями, 1/8 с розовыми цветками и широкими листьями.

Комментарий. Ответы учеников при неверном выполнении задания сопровождаются следующими ошибками: пишутся генотипы родителей (сразу ставится 0 баллов), не подписываются фенотипы (несмотря на требование условия), не полностью даются соотношения генотипов или фенотипов, не даются объяснения результатов (когда они требуются условием).

Задача 3. Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женится на женщине — носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, вероятность рождения детей-дальтоников с первой группой крови и генотипы родителей, у которых родятся дети с указанными признаками. Объясните результаты скрещивания.

Элементы ответа

1.

Родители

♂I АI 0Х dY x ♀ I 0 I 0 X D X d

Гаметы

АХ d , I АY, I0Х d , I0Y

I0 X D, I 0d

2. F1 ♀ I 0 I 0Х d X d девочки с первой группой крови, дальтоники

♂ I 0 I 0d Y мальчики с первой группой крови, дальтоники

Вероятность рождения мальчиков и девочек с первой группой крови, дальтоников (вместе) 25%.

3. Гены дальтонизма сцеплены с Х-хромосомой. Поэтому патология проявляется только у мальчиков. Наследование происходит в соответствии с Законом независимого наследования признаков (Третий закон Г. Менделя) и наследования, сцепленного с полом.

Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. (Красный) ВЕРТИКАЛЬ

Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. (Красный) ВЕРТИКАЛЬ

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по биологии для 10—11 классов, создан на основе оригинальной программы под руководством В. В. Пасечника. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. Данная линия учебников (5—11 классы) построена по концентрическому принципу. Учебник для 10—11 классов посвящен проблемам общей биологии, которые освещены в нем более глубоко и подробно, чем в учебнике 9 класса, где учащиеся впервые познакомились с ними, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки.

Купить

Задача 4. У человека отсутствие потовых желез определяется рецессивным геном, сцепленным с Х—хромосомой, а низкий голос — аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий низкий голос (АА) и страдающий отсутствием потовых желез, женится на женщине с высоким голосом и имеющей потовые железы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения в этой семье мальчиков без потовых желез. Рассмотрите все возможные случаи.

Элементы ответа

Первый вариант

Р. ♂ ААХРУ Х ♀ ааХрХ р

Низкий голос и нет потовых желез

Высокий голос и есть потовые железы

Гаметы

АХр , АУ

аХр

F1 ♂ АаХрУ ,

♀ АаХРХ р

Низкий голос, есть потовые железы

Низкий голос, есть потовые железы

Вероятность рождения мальчика без потовых желез равна нулю.

Второй вариант

Р. ♂ ААХРУ Х ♀ ааХрХ р

Низкий голос, нет потовых желез

Высокий голос, есть потовые железы

Гаметы

АХр , АУ

аХр , ахр

F2 а) АаХр У — низкий голос, есть потовые железы. б) АаХр Х р — низкий голос, есть потовые железы. в) АаХрУ — низкий голос, есть потовые железы. г) Аа Х р У — низкий голос, нет потовых желез. Вероятность рождения мальчика без потовых желез 25%

Тема: Циклы развития растений

Рассмотрите рисунок жизненного цикла Хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1,2,3. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

Элементы ответа
  1. 1 — гаметы, 2 — зигота, 3 — взрослый организм.
  2. Гаметы образуются в результате митотического деления гаметофита.
  3. Гаметофит представлен взрослым организмом, спорофит — зиготой.

Комментарий. Так как школьники могут плохо различать споры и гаметы, то имеет смысл найти прием, который поможет им понять последовательность развития водоросли. Например: из зиготы развиваются только споры, а споры образуются только в результате мейоза. Или: гаметы у животных образуются мейозом, а у растений митозом. Нужен жесткий алгоритм при обучении. У задания могут быть варианты.

Ответ выпускника
  1. 1 — гаметы, 2 — зигота (спорофит), 3 — взрослая особь. 2. Гаметы всегда образуются мейозом. 3. Гаметофит — представлен клеткой со жгутиками.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Ответ содержит одну ошибку.

Какими способами деления, и в каких органах растения образуются споры мха Кукушкин лен и его гаметы? В результате какого процесса образуется спорофит мха?

Элементы ответа
  1. Споры мха Кукушкин лен образуются в результате мейоза из материнских клеток спорангия (коробочки).
  2. Гаметы образуются на гаметофитах в антеридиях и архегониях путем митоза.
  3. Спорофит образуется в результате оплодотворения яйцеклетки на женском растении мха.
Ответ выпускника
  1. Споры мха образуются из материнских клеток мха. 2. Гаметы образуются в половых органах растения. 3. Спорофит — это коробочка, образующаяся на женском растении из зиготы.

Комментарий. Оценка экспертов 1 балл. В первом пункте допущена ошибка (клетки мха, а не спорангия). Во втором пункте отсутствует терминология (антеридии и архегонии). Третий пункт не соответствует вопросу по смыслу: надо назвать процесс, а не структуру. Тем не менее, ответ в первых двух пунктах неполно, но дан.

Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

Элементы ответа
  1. Набор хромосом заростка папоротника — n; гамет — n.
  2. Заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза.
  3. Гаметы развиваются на гаплоидном заростке путем митоза.
Ответ выпускника
  1. Набор хромосом у заростка гаплоидный. 2. Заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза. 3. Гаметы всегда образуются путем мейоза.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Выпускник не понимает, что гаплоидные клетки не могут делиться мейозом и не знает способа образования гамет у растений.

Какие клетки, и каким способом деления, образуются в тычинках покрытосеменных растений? Каким клеткам, и в результате какого деления, дают начало образовавшиеся клетки?

Элементы ответа
  1. Из материнских клеток спор пыльника образуются гаплоидные микроспоры.
  2. Они образуются путем мейоза.
  3. Они дают начало мужским гаметофитам — пыльцевым зернам, образующимся в результате митоза микроспор.
Ответ выпускника № 1
  1. В тычинках образуются микроспоры. 2. Они образуются путем митоза, так как клетки тычинок диплоидны. 3. Путем дальнейшего митоза образуются пыльцевые зерна.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Ответ 2 содержит биологическую ошибку, демонстрируя непонимание процесса мейоза.

Ответ выпускника № 2
  1. В тычинках образуются микроспоры. 2. Они образуются мейозом. 3. Они дают начало вегетативным и генеративным клеткам, делясь митозом.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 и 3 балла. Второй эксперт учел третий ответ как правильный.

Тема: Разнообразие организмов. Растения

Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях? Ответ объясните.

Элементы ответа
  1. Во всасывающей зоне корня развивается корневое давление, которое обеспечивает подъем минерального раствора на определенную высоту, благодаря разнице между концентрациями раствора в почве и в растении.
  2. Транспирация (присасывающая сила листьев) также поднимает растворы на достаточно большую высоту по сосудам.
  3. Поступление растворов в ткани растения обеспечивается также механизмами осмоса и диффузии.
Ответ выпускника № 1

Вода поднимается по растению вверх благодаря корневому давлению и сосущей силе листьев.

Комментарий. Оценки экспертов 1 и 2 балла. Оценку в 1 балл трудно апеллировать, поскольку механизмы процессов не раскрыты.

Ответ выпускника № 2
  1. Корневые волоски всасывают растворы из почвы. 2. Это происходит в результате осмоса и диффузии, направленных по градиенту концентрации. 3. Испарение воды листьями также способствует подъему раствора по растению.

Комментарий. Оценка экспертов – 3 балла.

На каком основании заразиху, петров крест и раффлезию относят к растениям? Какой образ жизни они ведут?

Элементы ответа
  1. Эти организмы относят к растениям, потому что у них есть цветки и вегетативные органы, характерные для растений.
  2. Это растения-паразиты, питающиеся органическими веществами растений-хозяев, к корням которых они присасываются.
Ответ выпускника № 1
  1. Это растения, потому что у них есть цветок. 2. Они растут всю жизнь и создают органические вещества из неорганических.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Второй ответ неверен.

Ответ выпускника № 2
  1. Заразиха и петров крест — паразиты, имеющие цветок. Про раффлезию не знаю. 2. Наверное, у них нет хлорофилла, и они вынуждены получать пищу из других растений-хозяев.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла.

Как можно продлить жизнь цветов, поставленных в вазу с водой? Ответ объясните.

Элементы ответа
  1. В проводящие сосуды срезанных цветов попадает воздух, преграждающий путь воде.
  2. Нужно обрезать часть стеблей под водой, чтобы вытеснить воздух из растения.
  3. В некоторых случаях рекомендуют растворить в воде немного аспирина или сахара (1 ч. ложку).

Комментарий. Вариантов ответов достаточно много. Главное, чтобы они соответствовали смыслу вопроса. В основном выпускники указывают: добавить сахар, поместить в отстоявшуюся воду, соблюдать температурный режим. Про правила обрезки вспоминают редко.

В клетках растений имеются хлоропласты с гранами и тилакоидами, митохондрии с кристами, ЭПС. Что общего в строении этих структур и каково биологическое значение этого сходства?

Элементы ответа
  1. Перечисленные органоиды образованы складками плазматических мембран.
  2. Эти складки увеличивают рабочую поверхность органоида и клетки в целом.
Ответ выпускника № 1
  1. Это мембранные органоиды. 2. Благодаря мембранам активность органоида повышается.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Нет объяснения повышению активности органоида.

Ответ выпускника № 2
  1. В каждом из этих органоидов идет синтез веществ. 2. В хлоропластах синтезируется глюкоза, в митохондриях – АТФ, на шероховатой ЭПС – белки.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Несоответствие ответа вопросу не позволяет оценить ответ положительно.


#ADVERTISING_INSERT#

Г. И. Лернер

Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ

Уважаемые читатели! Если вы выберете ЕГЭ
в качестве выпускного или вступительного
экзамена по биологии, то вам необходимо знать и
понимать требования, предъявляемые к сдаче этого
экзамена, характер вопросов и заданий,
встречающихся в экзаменационных работах. В
помощь абитуриентам в издательстве ЭКСМО выйдет
книга «Биология. Сборник заданий по подготовке к
ЕГЭ». Эта книга – тренировочное пособие, именно
поэтому вошедший в нее материал превышает
школьный уровень требований. Однако тем
старшеклассникам, которые решат поступать в
высшие учебные заведения на факультеты, где
сдают биологию, такой подход будет полезен.

В нашей газете мы публикуем только
задания части С к каждому разделу. Они полностью
обновлены и по содержанию, и по структуре
изложения. Так как это пособие ориентировано на
экзамены 2009/2010 учебного года, то мы решили дать
варианты заданий части С в значительно большем
объеме, чем это делалось в предыдущие годы.

Вам предлагаются примерные варианты
вопро-сов и заданий разного уровня сложности с
разным количеством элементов правильного
ответа. Это делается для того, чтобы на экзамене у
вас был достаточно большой выбор возможных
правильных ответов на конкретный вопрос. Кроме
того, вопросы и задания части С построены так:
дается один вопрос и элементы правильного ответа
к нему, а затем предлагаются варианты этого
вопроса для самостоятельного размышления.
Ответы на эти варианты должны получить вы сами,
применяя как знания, полученные при изучении
материала, так и знания, полученные при прочтении
ответов на основной вопрос. Отвечать на все
вопросы следует письменно.

Значительная часть заданий части С –
это задания в рисунках. Аналогичные им уже были в
экзаменационных работах 2008 г. В данном пособии их
набор несколько расширен.

Мы надеемся, что это учебное пособие
поможет старшеклассникам не только
подготовиться к экзаменам, но и даст возможность
желающим усвоить основы биологии за оставшиеся
два года обучения в 10–11-х классах.

Общая биология (часть С)

Задания этой части распределены по
разделам: цитология, генетика, эволюционная
теория, экология. В каждом из разделов
предлагаются задания всех уровней ЕГЭ. Такое
построение общебиологической части пособия
позволит вам более полно и системно
подготовиться к сдаче экзамена, т.к. часть С
включает в себя в обобщенном виде практически
весь материал частей А и В.

Задания группы С1 (повышенный уровень)

На все задания группы С необходимо
давать письменные ответы с объяснениями.

Вопросы по цитологии

1. Докажите, что
разделение органического мира по уровням
организации имеет под собой научные основания.

Ответ на это вопрос должен быть кратким,
но точным. Главными в этом вопросе являются слова
– «уровни организации» и «научные основания».
Уровень организации – это способ и форма
существования живых систем. Например, клеточный
уровень организации включает клетки.
Следовательно, необходимо выяснить то общее, что
позволило выделить уровни организации. Таким
общим является системность организации живых
тел и их постепенное усложнение (иерархия).

Элементы правильного ответа

Научными основаниями для разделения
живых систем на уровни служат следующие
положения.

1. Живые системы усложняются по мере
развития: клетка – ткань – организм – популяция
– вид и т.д.

2. Каждая более высоко организованная
живая система включает в себя предыдущие
системы. Ткани состоят из клеток, органы из
тканей, организм из органов и т.д.

Ответьте самостоятельно на следующие
вопросы

  • Какими общими свойствами обладают все
    уровни организации жизни?

  • Что общего и различного между
    клеточным и популяционным уровнями жизни?

  • Докажите, что на клеточном уровне
    проявляются все свойства живых систем.

2. Каковы преимущества и
недостатки метода моделирования перед методами
исследования, применяемыми для изучения живых
объектов?

Элементы правильного ответа

1. К модели можно применить воздействия,
неприменимые к живым телам.

2. Моделирование позволяет изменять
любые характеристики объекта.

Ответьте самостоятельно

  • Как бы вы объяснили высказывание И.П.
    Павлова «Наблюдение собирает то, что ему
    предлагает природа, опыт же берет у природы то,
    что он хочет»?

  • Приведите два примера использования
    экспериментального метода в цитологии.

  • С помощью каких методов исследования
    можно разделять различные клеточные структуры?

3. Какие особенности
строения молекулы позволяют воде выполнять ее
функции в организме?

Элементы правильного ответа

1. Полярность молекулы воды определяет
ее способность растворять другие гидрофильные
вещества.

2. Способность молекул воды к
образованию и разрыву водородных связей между
ними обеспечивает воде теплоемкость и
теплопроводность, переход из одного агрегатного
состояния в другие.

3. Малые размеры молекул обеспечивают их
способность проникать между молекулами других
веществ.

Ответьте самостоятельно

  • Что произойдет с клеткой, если
    концентрация солей в ней будет выше, чем вне
    клетки?

  • Почему в физиологическом растворе
    клетки не сморщиваются и не лопаются от
    набухания?

4. Несколько ученых в 1954 и
в 1972 г. получили Нобелевскую премию за
установление при- роды химической связи в
молекуле белка и за расшифровку структуры белка
(рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы?
Что они установили?

Элементы правильного ответа

1. Ученые выяснили, что молекула белка
имеет первичную, вторичную, третичную и
четвертичную структуры.

2. Ученые выяснили, что молекула белка
состоит из множества различных аминокислот,
связанных пептидными связями.

3. Ученые установили последовательность
аминокислотных остатков в молекуле
рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру.

Ответьте самостоятельно

  • Какие химические связи участвуют в
    образовании молекулы белка?

  • Какие факторы могут привести к
    денатурации белка?

  • Каковы особенности строения и функций
    ферментов?

  • В каких процессах проявляются защитные
    функции белков?

5. Какие общие функции
выполняют белки, липиды и углеводы в клетке?

Элементы правильного ответа

1. Указанные органические соединения
выполняют строительную (структурную) функцию.

2. Указанные органические соединения
выполняют энергетическую функцию.

Ответьте самостоятельно

  • Почему пищу, богатую целлюлозой,
    назначают для нормализации работы кишечника?

  • В чем заключается строительная функция
    углеводов?

6. Какие особенности
строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК
хранит и передает наследственную информацию?

Элементы правильного ответа

1. ДНК построена по принципу двойной
спирали в соответствии с правилом
комплементарности.

2. ДНК состоит из повторяющихся
элементов – 4 видов нуклеотидов. Разная
последовательность нуклеотидов кодирует
различную информацию.

3. Молекула ДНК способна к
самовоспроизведению, а следовательно, к
копированию информации и ее передаче.

Ответьте самостоятельно

  • Какие факты доказывают
    индивидуальность ДНК отдельной особи?

  • Что означает понятие «универсальность
    генетического кода»; какие факты подтверждают
    эту универсальность?

  • В чем заключается научная заслуга
    Д.Уотсона и Ф.Крика?

7. Чем объясняются
различия в названиях нуклеиновых кислот?

Элементы правильного ответа

1. Различия в названия ДНК и РНК
объясняются составом их нуклеотидов: в
нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза, а в РНК –
рибоза.

2. Различия в названиях видов РНК
(информационная, транспортная, рибосомальная)
связаны с выполняемыми ими функциями.

Ответьте самостоятельно

  • Какие два условия должны быть
    постоянными, чтобы связи между двумя
    комплементарными цепями ДНК не разрушались
    самопроизвольно?

  • Чем различаются ДНК и РНК по строению?

  • В состав каких еще соединений входят
    нуклеотиды и что вы о них знаете?

8. Каково значение
клеточной теории в развитии науки?

Элементы правильного ответа

1. Клеточная теория установила
структурную и функциональную единицу живого.

2. Клеточная теория установила единицу
размножения и развития живого.

3. Клеточная теория подтвердила общность
строения и происхождения живых систем.

Ответьте самостоятельно

  • Почему, несмотря на очевидные различия
    в строении и функциях клеток разных тканей,
    говорят о единстве клеточного строения живого?

  • Назовите основные открытия в биологии,
    позволившие сформулировать клеточную теорию.

9. Какими путями вещества
проникают в клетку?

Элементы правильного ответа

1. Вещества проникают в клетку путем
диффузии.

2. Вещества проникают в клетку благодаря
активному транспорту.

3. Вещества проникают в клетку путем
пиноцитоза и фагоцитоза.

Ответьте самостоятельно

  • Чем отличается активный транспорт
    веществ через клеточную мембрану от пассивного?

  • Какие вещества и как выводятся из
    клетки?

10. По каким признакам
различаются клетки прокариотных и эукариотных
организмов?

Элементы правильного ответа

1. У прокариот в клетке отсутствует ядро,
митохондрии, аппарат Гольджи и
эндоплазматическая сеть.

2. У прокариот нет подлинного полового
размножения.

Ответьте самостоятельно

  • Почему зрелые эритроциты или
    тромбоциты не относят к прокариотным клеткам,
    несмотря на отсутствие в них ядер?

  • Почему вирусы не относят к
    самостоятельным организмам?

  • Почему эукариотические организмы
    более разнообразны по своему строению и уровню
    сложности?

11. Какую информацию об
организме млекопитающего несет его хромосомный
набор?

Элементы правильного ответа

1. По хромосомному набору животного
можно определить его вид.

2. По хромосомному набору животного
можно определить его пол.

3. По хромосомному набору животного
можно определить наличие или отсутствие
наследственных заболеваний.

Ответьте самостоятельно

  • В каждой ли клетке многоклеточного
    организма существуют хромосомы? Ответ докажите
    примерами.

  • Как и когда можно увидеть хромосомы в
    клетке?

12. Назовите три
структурных элемента комплекса Гольджи.

Элементы правильного ответа

Структурными элементами комплекса
Гольджи являются:

1) трубочки;
2) полости;
3) пузырьки.

Ответьте самостоятельно

  • Каково строение хлоропласта?

  • Каково строение митохондрии?

  • Что должно содержаться в митохондриях,
    чтобы они могли синтезировать белки?

  • Докажите, что и митохондрии, и
    хлоропласты могут размножаться.

13. Представьте, что амебу
разрезали на две части – ядерную и безъядерную.
Чем будут отличаться процессы жизнедеятельности
у этих частей?

Элементы правильного ответа

Следует отметить различия в:

1) характере обмена веществ;
2) сроках жизни;
3) размножении.

Ответьте самостоятельно

  • Как скажется на одноклеточном
    организме пересадка ему ядра от другого
    организма?

14. Какие особенности
строения позволяют ядру выполнять его функцию?

Элементы правильного ответа

1. Наличие двойной мембраны с
характерными ядерными порами, за счет чего
обеспечивается связь ядра с цитоплазмой.

2. Наличие ядрышек, в которых
синтезируется РНК и формируются рибосомы.

3. Наличие хромосом, являющихся
наследственным аппаратом клетки и
обеспечивающих деление ядра.

Ответьте самостоятельно

  • Какие клетки не содержат ядер?

  • Почему безъядерные клетки прокариот
    размножаются, а безъядерные клетки эукариот –
    нет?

15. Назовите основные
признаки сходства и различия клеток?

Элементы правильного ответа

1. Большинство клеток сходно по основным
элементам строения, жизненным свойствам и
процессу деления.

2. Клетки отличаются друг от друга
наличием органоидов, специализацией по
выполняемым функциям, интенсивностью обмена
веществ.

Ответьте самостоятельно

  • Приведите примеры соответствия
    строения клетки ее функции.

  • Приведите примеры клеток с разным
    уровнем интенсивности обмена веществ.

16. Чем отличаются реакции
синтеза от реакций распада в процессе обмена
веществ?

Элементы правильного ответа

1. В результате синтеза образуются более
сложные вещества, чем вступившие в реакцию;
реакция идет с поглощением энергии.

2. При распаде образуются более простые
вещества, чем вступившие в реакцию; реакция идет
с выделением энергии.

Ответьте самостоятельно

  • Каковы функции ферментов в реакциях
    обмена веществ?

  • Почему в биохимических реакциях
    участвует более 1000 ферментов?

17. В какие виды энергии
превращается световая энергия при фотосинтезе и
где происходит это превращение?

Элементы правильного ответа

1. Световая энергия преобразуется в
химическую и тепловую энергию.

2. Все превращения происходят в
тилакоидах гран хлоропластов и в их матриксе (у
растений); в других фотосинтезирующих пигментах
(у бактерий).

Ответьте самостоятельно

  • Что происходит в световой фазе
    фотосинтеза?

  • Что происходит в темновой фазе
    фотосинтеза?

  • Почему экспериментально трудно
    обнаружить процесс дыхания растений в дневное
    время?

18. Как вы понимаете фразу
«Код ДНК триплетен, однозначен, вырожден»?

Элементы правильного ответа

1. Код «триплетен» означает, что каждая
из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.

2. Код «однозначен» – каждый триплет
(кодон) кодирует только одну аминокислоту.

3. Код «вырожден» означает, что каждая
аминокислота может кодироваться более чем одним
кодоном.

Ответьте самостоятельно

  • Зачем нужны «знаки препинания» между
    генами и почему их нет внутри генов?

  • Что означает понятие «универсальность
    кода ДНК»?

  • В чем заключается биологический смысл
    транскрипции?

19. Приведите примеры
организмов, в жизненном цикле которых
присутствуют половое и бесполое поколения.
Назовите их стадии развития.

Элементы правильного ответа

1. Примерами организмов, у которых
происходит чередование поколений, могут быть
мхи, папоротники, медузы и другие.

2. У растений происходит смена
гаметофита и спорофита. У медуз чередуются
стадии полипа и медузы.

Ответьте самостоятельно

  • В чем заключаются основные различия
    между митозом и мейозом?

  • В чем разница между понятиями
    «клеточный цикл» и «митоз»?

20. Что такое клеточные
культуры и зачем их создают?

Элементы правильного ответа

1. Изолированные клетки организма,
живущие в искусственной среде, называются
клеточной культурой (или культурой клеток).

2. Клеточные культуры используют для
получения антител, лекарственных веществ, а
также для диагностики заболеваний.

21. В чем заключается
биологический смысл интерфазы в жизненном цикле
клетки?

Элементы правильного ответа

1. Интерфаза необходима для запасания
веществ и энергии при подготовке к митозу.

2. В интерфазе происходит удвоение
наследственного материала, что впоследствии
обеспечивает его равномерное распределение по
дочерним клеткам.

Ответьте самостоятельно

  • Одинаковы или различны по своему
    генетическому составу гаметы, производимые
    организмом? Приведите доказательства.

  • Какие организмы имеют эволюционное
    преимущество – гаплоидные или диплоидные?
    Приведите доказательства.

Задания уровня С2

1. Найдите ошибки в
приведенном тексте. Укажите номера предложений,
в которых допущены ошибки, объясните их.

1. В составе клетки обнаружено около 80
химических элементов, входящих в таблицу Д.И.
Менделеева. 2. Группу макроэлементов образуют
водород, кислород, углерод и натрий. 3. В меньших
количествах в состав клетки входят калий, азот,
кальций и хлор. 4. Кальций и фосфор участвуют в
формировании костной ткани. 5. Кроме того, фосфор
– элемент, от которого зависит нормальная
свертываемость крови. 6. Железо входит в состав
гемоглобина – белка эритроцитов.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

В предложении 2 обратите внимание на
один из элементов, не относящийся к
макроэлементам.

В предложении 3 один из перечисленных
элементов ошибочно отнесен к микроэлементам.

В предложении 5 ошибочно указан элемент,
выполняющий названную функцию.

2. Найдите ошибки в
приведенном тексте. Укажите номера предложений,
в которых допущены ошибки, объясните их.

1. Белки – это нерегулярные
биополимеры, мономерами которых являются
нуклеотиды. 2. Остатки мономеров соединены между
собой пептидными связями. 3. Последовательность
мономеров, поддерживаемая этими связями,
формирует первичную структуру белковой
молекулы. 4. Следующая структура – вторичная,
поддерживается слабыми гидрофобными
химическими связями. 5. Третичная структура белка
представляет собой скрученную молекулу в виде
глобулы (шара). 6. Поддерживается такая структура
водородными связями.

Элементы правильного ответа

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.

В предложении 1 неверно указаны мономеры
белковой молекулы.

В предложении 4 неверно указаны
химические связи, поддерживающие вторичную
структуру белка.

В предложении 6 неверно указаны
химические связи, поддерживающие третичную
структуру белка.

Продолжение следует

3847. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Белки — биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2) Биосинтез белков — это матричная реакция. (3) Биосинтез белка осуществляет органоид клетки — клеточный центр. (4) Белки имеют несколько структурных уровней организации, которые обеспечивают их существование и определяют функции. (5) Первичная структура белка — это последовательность аминокислот в полипептидной цепи, связанных водородными связями. (6) Четвертичная структура свойственна не всем белкам, например инсулин не имеет четвертичной структуры. (7) Четвертичная структура белка гемоглобина состоит из четырех субъединиц.

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5:

1) Белки — биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты (нуклеотиды — мономеры нуклеиновых кислот)
3) Биосинтез белка осуществляет органоид клетки — рибосома
5) Первичная структура белка — это последовательность аминокислот в полипептидной цепи, которые соединены пептидными связями (водородные связи поддерживают вторичную структуру белка)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 3847.

  

Задания с развернутым ответом

Линия вопросов 24

Задание на анализ биологической информации

Общая биология (продолжение)

zadachi27 2 banner bio belok 

1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности растений. 2) Фотосинтез необходим для синтеза органических веществ из неорганических. 3) Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. 4) При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. 5) Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. 6) Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. 7) Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.

5 – темновая стадия не требует света, но происходит тоже днём;

6 – в дыхании может использоваться любой кислород (дыхание может происходить и днём, и ночью);

7 – главным источником энергии ночью является клеточное дыхание (окисление органических веществ)

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. 2) Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно-клеточной анемии, альбинизма. 3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. 4) Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. 5) С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации. 6) Популяционно-статистический метод основан на анализе кариотипа. 7) Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.

1 – генеалогический метод позволяет определить характер наследования признаков у человека (эффективен при исследовании генных мутаций)

2 – близнецовый метод позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды и их влияние на формирование фенотипа

6 – популяционно-статистический метод дает возможность рассчитывать в популяциях человека частоту встречаемости нормальных и патологических генов (позволяет предсказывать вероятность генетических аномалий)

3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Молекулы белка состоят из мономеров – моносахаридов. 2) Белки образуются в рибосоме на молекуле ДНК. 3) Процесс синтеза белка называется трансляция. 4) Белок может иметь первичную вторичную, третичную и четвертичную структуру. 5) Связь между мономерами белков в первичной структуре осуществляется за счет водородных связей.

1 – молекулы белка состоят из мономеров – аминокислот

2 – белки образуются в рибосоме на молекуле иРНК

5 — Связь между мономерами белков в первичной структуре осуществляется за счет пептидных связей.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Энергетический обмен проходит в два этапа. 2) Первый этап – подготовительный – происходит в пищеварительной системе. 3) На втором этапе при бескислородном расщеплении из одной молекулы глюкозы образуется 1 молекула АТФ. 4) Бескислородное ферментативное расщепление глюкозы называют гликолизом. 5) Суммарно в процессе клеточного дыхания в результате расщепления одной молекулы глюкозы образуется 42 молекулы АТФ.

1 — энергетический обмен проходит в три этапа.

3 – На втором этапе при бескислородном расщеплении из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ

5 — Суммарно в процессе клеточного дыхания в результате расщепления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ

5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Белый цвет шерсти у горностаевых кроликов – это пример модификационной изменчивости, так же как у кроликов-альбиносов. 2) Однако, когда горностаевых кроликов отсадили в более холодное помещение, у них изменилась белая окраска кончиков ушей, хвостика и мордочки на черную. 3) Этого не происходило с кроликами-альбиносами. 4) Когда у горностаевого кролика выщипывали на неболшом участке кожи шерсть и охлаждали это место при температуре ниже 2С, то там вырастала черная шерсть. 5) Этот признак присутствовал и у потомства горностаевых кроликов. 6) Следовательно, возникновение черной шерсти у всей популяции горностаевых кроликов после охлаждения – это проявление наследственной изменчивости.

1 — Белый цвет шерсти у горностаевых кроликов – это пример наследственной изменчивости

5 – темная шерсть не наследовалась потомством, так как изменения возникали у всех кроликов только при понижении температуры

6 — возникновение черной шерсти у всей популяции горностаевых кроликов после охлаждения – это проявление модификационной изменчивости

6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. 2) Один фермент катализирует несколько разных реакций. 3) Ферменты могут выполнять и гормональную функцию в организме, например, такую функцию выполняет инсулин. 4) Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться, в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует. 5) Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции. 6) Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. 7) Ферментативный катализ снижает энергию активации химических реакций.

2 – один фермент катализирует только один вид реакций

3 – инсулин- гормон, он не является ферментом и не выполняет каталитических функций

4 – ферменты специфичны и взаимодействуют с субстратом по принципу ключ-замок, т.е. не меняют своей пространственной конфигурации

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Белки представляют собой высокомолекулярные регулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. 2) Совокупность связанных между собой аминокислотных остатков образует первичную структуру белка. 3) Эта структура удерживается пептидными и водородными связями. 4) Белки выполняют в организмах множество функций: транспортную, энергетическую, каталитическую, гормональную, защитную, структурную, сигнальную, двигательную. 5) Белки функционируют в клетке в виде третичной или четвертичной структуры. 6) Каждый белок в клетках кодируется определенным геном. 7) Поэтому все дети пары родительских особей имеют набор одинаковых белков.

1 — белки представляют собой высокомолекулярные нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты

3 – первичная структура удерживается только пептидными связями

7 — дети пары родительских особей имеют разный набор белков, так как их клетки содержат разные комбинации генов

8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Молекула ДНК состоит из мономеров – нуклеотидов. 2) Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты. 3) Нуклеотиды двух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности. 4) Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене. 5) ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей. 6) Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией. 7) иРНК синтезируется на одной из цепей ДНК в соответствии с правилом комплементарности.

2 — каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты

4 – три нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка

6 — процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется транскрипцией

9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способы синтезировать органические вещества. 2) Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. 3) Процесс фотосинтеза начинается с фотолиза воды под действием энергии солнечного света. 4) Фотолиз и синтез АТФ происходят в световой фазе. 5) В темновой фазе фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. 6) Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов. 7) Результатом фотосинтеза является образование органических веществ из неорганических и выделение кислорода как побочного продукта.

2 – исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и вода

3 – процесс фотосинтеза начинается с фозбуждения молекул хлорофилла

5 — в темновой фазе фотосинтеза образуются глюкоза, а кислород образуется в световой фазе

10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. 2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. 3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится диплоидный набор хромосом и удвоенный набор молекул ДНК. 4) В метафазе первого деления мейоза хромосомы расходятся к полюсам клетки. 5) У полюсов образуются гаплоидные наборы двухроматидных хромосом. 6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. 7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

2 – количество хромосом перед началом мейоза не изменяется

4 – в анафазе первого деления мейоза хромосомы расходятся к полюсам клетки

6 – в гаметы попадают однохроматидные хромосомы

Список литературы:

1. ЕГЭ 2020. Биология : тренировочные варианты : 20 вариантов / Г.И. Лерней. – Москва : Эксмо, 2019

2. Биология ЕГЭ-2020. Тематический тренинг. Все типы заданий : учебное пособие / а.А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2019

3. Биология. Подготовка к ЕГЭ в 2020 году. Диагностические работы. – м.: МЦНМ, 2020

4. ЕГЭ 2020. Биология. Эксперт в ЕГЭ / А.А. Каменский, Н.А. Богданов, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – М. – Издателство «Экзамен», 2020


Просмотров: 23418

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите предложение с пунктуационной ошибкой река
  • Найдите предложение с пунктуационной ошибкой привлеченные светом
  • Найдите предложение с пунктуационной ошибкой поднявшись лайнер
  • Найдите предложение с пунктуационной ошибкой пес этот
  • Найдите предложение с пунктуационной ошибкой осенний ветер бушевал