Найдите сложноподчиненное предложение с грамматической ошибкой

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

[ 3 ]
Найдите сложноподчинённое предложение с грамматической ошибкой
(ошибкой в построении). Исправьте ошибку. В ответ запишите предложение
в исправленном виде.
Вопрос безопасности обсуждался на совещании, на котором было принято
соответствующее решение.
Лучше переоценить риск, чем не заметить его.
Те, кто приехал позже, не успел сообщить персональные данные.
Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на
этой неделе, внезапно заболел.​


13

[ 3 ]
Найдите сложноподчинённое предложение с грамматической ошибкой
(ошибкой в построении). Исправьте ошибку. В ответ запишите предложение
в исправленном виде.
Вопрос безопасности обсуждался на совещании, на котором было принято
соответствующее решение.
Лучше переоценить риск, чем не заметить его.
Те, кто приехал позже, не успел сообщить персональные данные.
Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на
этой неделе, внезапно заболел.​

1 ответ:



0



0

Ответ:

Те, кто приехал позже, не УСПЕЛИ сообщить персональные данные.

Те — подлежащее во множ. числе, значит сказуемое УСПЕЛИ тоже должно стоять во множеств.

Объяснение:

Читайте также

[ заич’и]-6 букв,5 звуков
[птич’и]-6 букв,5 звуков
[бесдел’е]-8 букв,7 звуков

<span>Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, «смотрел, вздыхая, на восток…». Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал «по стороне своей родной». Однажды «во цвете лет» он исчез под покровом осенней ночи. Его нашли через три дня в степи, «Он страшно бледен был и худ /И слаб…» Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь: «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог». Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских «сумрачных стенах» стесняло грудь и в конце концов стало невыносимым. «Дитя неведомой страны» вырывается на свободу из тихой обители. И открывшийся огромный мир обрушился на юношу всею мощью, природа захлестнула его, он «сам, как зверь, был чужд людей. /И полз и прятался, как змей». В окружающей природе он видит единение, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе. Страна отцов, красбты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу. ..Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог. Однако Мцыри заблудился, и гармония была разрушена встречей с могучим барсом. Смертельная схватка состоялась между Мцыри и барсом, свободными, сильными отпрысками природы. Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков… …Казалось, что слова людей Забыл я… В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы продолжить путь. Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! Едва он «блаженство вольности познал», судьба приводит его к «тюрьме», спасшей когда-то ему жизнь. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в схватке с барсом, а еще от того, что: Меня печалит лишь одно: Мой труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной… Он остался непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями: Но что мне в том? — пускай в раю, В святом заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.</span>

БОЛЬШОЙ ОГРОМНЫЙ, СКОРЫЙ БЫСТРЫЙ , СМЕЛЫЙ ОТВАЖНЫЙ , ГОСТЕПРИИМНЫЙ РАДУШНЫЙ, ГУСТОЙ ЧАСТЫЙ

Теж дуже потрібно)але  я незнаю))))

Дышать значит жить          

пснпмнавыпнг

не обращайте внимания                                              

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

  1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
  2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
  3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
  4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
  5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
  6. Неправильное использование союзов и союзных слов:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

  1. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
  2. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».

Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»

Тест на тему Сложное предложение. Обобщение

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
  • Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2

Предложение:

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант:

Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Пример 3

Предложение:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Верный вариант:

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Пример 4

Предложение:

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Верный вариант:

Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Пример 5

Предложение:

Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите словосочетания с лексической ошибкой эффективные меры
  • Найдите словосочетания с лексической ошибкой серьезная причина
  • Найдите словосочетания с лексической ошибкой праздный ужин
  • Найдите словосочетания с лексической ошибкой починка автомобиля
  • Найдите словосочетания с лексической ошибкой дождливая туча