1.К морфологическим особенностям научного стиля относятся:
А) употребление отыменных
предлогов;+
Б) точность, ясность,
логичность:
В) прямая и косвенная речь;
Г) паронимы и многозначность;
Д) цепная и параллельная
связь.
2. Текст – это …:
А) наличие
стандартных выражений;
Б) предложения
с пассивной конструкцией;
В) наличие
основной мысли;+
Г) стечение
слов в родительном падеже.
3.
Назовите лексический признак официально-делового стиля:
А) абстрактные,
вещественные значения слов;+
Б) стандартные
выражения, например: бюджетная сфера;
В) название
временных ролей: больной, пассажир, студент;
Г) предложение: Береза
растет в средней полосе России.
4. Перечислите жанры
официально-делового стиля:
А) статья,
новости, конференция;+
Б) статья,
глава, доклад;
В) статья,
информация, выступление;
Г) дневник,
сонет, ода.
5. Укажите
отглагольные прилагательные:
А) измученный
взгляд;
Б) измученная
лошадь;+
В) открытая
дверь;
Г) открытое
предприятие.+
6. Определите тип
вводного слова в предложении: Мы, без сомнения, предпримем все возможое, что
зависит от нас.
А) уверенность+
Б) предположение;
В) опасение;
Г) сожаление.
7.
Морфологические признаки научного стиля:
А) стечение
существительных в родительном падеже;
Б) отглагольные
существительные;+
В) существительные
единственого числа в значении множественности;
Г) частота
указательных местоимений.
8.
Назовите синтаксические признаки
официально-делового стиля?
А) СПП
с придаточными условными;
Б) Безличные
предложения;
В) Предложения
с пассивной конструкцией;
Г) Предложения
с однородными членами предложения.+
9. Определите
значение вводного слова в предложении: Материал, таким образом, принял
другую форму, что облегчило его разностороннее применение.
А) источник
высказывания;
Б) порядок
мыслей;+
В) способ
выражения мыслей;
Г) уверенность-неуверенность.
10. Стиль
учебников, пособий, диссертаций:
A. официально-деловой;
B. публицистический;
C. научный;+
D. дипломатический.
11. Публицистический
стиль используется для:
A. установления
ответственности между гражданами;
B. изложения
способов поиска;
C. выражения
отношения к предмету интереса;
D. информирования
о новом проекте закона.+
12. особенности
научного стиля:
A. доказательность,
информационная насыщенность
B. точность,
логичность, оценочность;
C. непринужденность,
диалогческая форма;
D. объективность
изложения, отвлеченность.+
13.
Для чего служат стандартные выражения в публицистическом стиле?
A. точная передача
информации;
B. быстрая
передача информации;+
C. ясность
информации;
D. логичность
информации.
13.
Какие из данных выражений относятся к стандартным выражениям
A. усилия
репортера;
B. пробегая
глазами статью,
C. уловить
ее главный смысл;
D. служба
занятости;+
14.
Какие слова относятся к терминам:
А) взаимосвязь;
Б) обсуждение;
В) связь;+
Г) комплекс.
15.
Какие предлоги используются в научной речи:
А) в
течение, в связи, в отношении к, в соответствии с+
Б) включая,
благодаря, спустя;
В) напротив,
вдоль, вблизи;
Г) из,
по, в , с.
16.
Определите стилевую принадлежность стандартных выражений:
1) официальный визит,
территориальная целостность,2) общая площадь, причиненный ущерб, 3) привлекает
внимание, первостепенное значение.
А) ОДС, ПС, НС+
Б) ОДС, НС, ПС
В) НС, ОДС, ПС
17. Какое слово в
научном стиле выражает постоянное значение:
А) укорочен+
Б) выкопать
В) открыл
18. Дайте
правильные определение термина
«аннотация»
А) Это
критическое описание какой-нибудь
научной работы, мнение, оценка.
Б)Это
письменный разбор, комментирование
основных положений авторской мысли.
В) Это
слово греческое, означает
опись, перечень.
[Г)Это
краткое изложение содержания
книги, статьи, его основу
образует сжатый ответ на вопрос,
о чем сообщается в тексте.+
19.К
какому подстилю относится
текст: Трансцендентальная эстетика
изучает чувственность и ее
законы, трансцендентальная’ диалектика
изучает разум и ее структуры.
Разум есть способность к познанию.
А) Собственно
научный
Б) Учебно-научный
В) Научно-справочный+
Г) Научно-популярный+
20.
Укажите значение вводного слова в предложении. Одним словом, общение с
детьми развивает в человеке многие добрые свойства.
A. Оценка
стиля высказывания
B. Различные
чувства
C. Способ
оформления мысли+
D. Источник
высказывания
E. Уточнение
способа высказывания
21. Прочитайте
абзац и определите способ его распространения:
«Заслугой
студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ
новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве
Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается
тщательное сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813
году грамот, и начинающему ученому удается внести в эти публикации немало
ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и
лингвистическими примечаниями» (По В.Макарову).
A. усиление
темы абзаца;
B. подтверждение
темы абзаца;+
C. дополнение
мысли, отраженной в тематическом предложении;
D. детализация.
22. Какое
значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем
возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
A. Называть
числа в последовательном порядке;
B. определять
точное количество кого-чего-нибудь;
C. делать
какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;+
D. принимать
в расчет, во внимание.
23. Отметьте фразу, содержащую
положительную оценку научного сочинения.
A.
Мы придерживаемся другой точки зрения…
B.
Трудно согласиться с автором…
C.
Представляется ошибочным…
D.
Следует признать достоинство такого подхода к решению…+
24. Какое коммуникативное качество
речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
A.
Богатство речи;
B.
чистота речи;
C.
уместность речи;
D.
выразительность речи.+
25. Какому
жанру научного стиля присущи следующие признаки: изложение основных положений,
отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация?
A.
Реферат;
B.
аннотация;
C.
конспект;
D.
тезисы.+
26. Какой жанр научного стиля
предполагает критический разбор какого-либо
научного произведения и содержит
аргументированную оценку?
A.
Рецензия;+
B.
аннотация;
C.
конспект;
D.
тезисы.
27. Какой пункт не является
композиционной частью научной статьи?
A.
Сведения об авторе.+
B.
постановка задачи, обоснование актуальности темы;
C.
процесс исследования фактов;
D.
формулировка выводов.
29. Какое из утверждений является
неверным: Конспектирование – это
процесс…
A.
отбора информации;
B.
переформулировки информации;
C.
фиксации важной и новой информации;+
D.
оценки информации.
30. Назовите причину возникновения
ошибки в тексте рецензии: задача,
поставленная исследователем, достигнута.
A.
Нарушение сочетаемости слов;+
B.
нарушение стиля;
C.
неоправданный повтор слова;
D.
неразличение паронимов.
31. Найдите предложение, которое не
содержит речевой ошибки.
A.
Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей
неделе.
B.
Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
C.
Тезисы к статье получились очень неудачными.
D.
Аннотация к монографии написана научным руководителем.+
32. Какое значение реализует глагол
«считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на
данный вопрос.
A.
Называть числа в последовательном порядке;
B.
определять точное количество кого-чего-нибудь;
C.
делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;+
D.
принимать в расчет, во внимание.
33. Какой из способов выступления
требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?
A.
Чтение текста;
B.
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;
C.
воспроизведение по памяти заученного текста;
D.
импровизация.+
34.
В научной сфере общение происходит преимущественно
между
A.
начальником и подчиненными
B.
между преподавателями и студентами
C.
между учеными+
D.
между ученым и книгами
35. Деловая сфера общения предполагает
A. только
устные формы речи
B. только
письменные формы речи
C. как
устную, так и письменную форму речи
D. устную
форму речи, которая обязательно закрепляется письменно+
36. Учебная и научная речь являются
A. стилями
речи
B. подстилями
речи+
C. сферами
общения
D. устной
и письменной формой речи
37. Основные признаки
текста
A.
подчиненность единой теме и цели+
B. определенный
объем
C. раскрытие
темы в соответствии с авторским замыслом
D. адресованность
высказывания кому-либо
38. Высказывание характеризуется завершенностью
A. в
объеме
B. в
передаче информации
C. в
раскрытии темы+
D. в
выражении авторского замысла
39. Типами речи не являет(ют)ся
A. повествование,
B. описание,
C. воздействие+
D. рассуждение
40. Главная функция заголовка текста
A. раскрыть
его содержание и смысл
B. привлечь
внимание+
C. задать
стиль текста
D. завершить
его структурное оформление.
41. Выстройте наименования отрезков текста по возрастанию их
объема
A. глава
B. параграф
C. часть
D. абзац
1)
B, C, A, D
2)
C, B, A, D+
3)
B, C, D, A
42. Отметьте фразу, содержащую
положительную оценку научного сочинения.
A.
Мы придерживаемся другой точки зрения…
B.
Трудно согласиться с автором…
C.
Представляется ошибочным…
D.
Следует признать достоинство такого подхода к решению…+
43. Найдите
фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
A. Автор
справедливо указывает на…
B. Автор
критически относится к…+
C. Автор
упускает из вида очевидное несоответствие…
D. Можно
согласиться с автором, что…
44. Найдите языковую формулу,
неуместную в научной речи.
A. Мы
довольны полученными результатами…
B. Мы
жутко довольны полученными результатами…+
C. Результатами,
полученными в ходе исследования, мы довольны.
D. Результаты
нас вполне удовлетворяют.
45. Найдите
причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная
работа выполнена на скорую руку.
A. Употребление
слова в несвойственном ему значении;
B. нарушение
правил сочетаемости слов;
C. нарушение
стиля;+
D. нарушение
паронимов.
46. Какое
коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания
отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное
словесное выражение?
a.
Точность речи;
b.
выразительность речи;
c.
уместность речи;+
d.
логичность речи.
47. Какое
коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и
этических норм?
A.
Богатство речи;
B.
чистота речи;
C.
уместность речи;
D.
выразительность речи.+
48. Какому
жанру научного стиля присущи следующие признаки: изложение основных положений,
отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация?
A.
Реферат;
B.
аннотация;
C.
конспект;
D.
тезисы.+
49. Какой
жанр научного стиля предполагает критический разбор какого-либо научного произведения
и содержит аргументированную оценку?
A.
Рецензия;+
B.
аннотация;
C.
конспект;
D.
тезисы.
49. Какой
пункт не является композиционной частью научной статьи?
A.
Сведения об авторе.+
B.
постановка задачи, обоснование актуальности темы;
C.
процесс исследования фактов;
D.
формулировка выводов.
50. Отметьте, какая черта не присуща
тезисам?
A.
Изложение основных положений;
B.
выделение главной информации;
C.
«компрессия» (сжатие) информации;
D.
привлечение фактического материала.+
51. Какое
утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…
A.
С определения темы;+
B.
с нахождения цитаты;
C.
с составления плана;
D.
с набросок тезисов.
52. К
какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация
материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.
A.
Принципу экономии;
B.
принципу органического единства;+
C.
принципу усиления;
D.
принципу последовательности.
53. Что из перечисленного не является
недостатком композиции выступления:
A. нарушение
логической последовательности;
B. большое
количество затронутых вопросов;+
C. отсутствие
доказательности;
D. апелляция
к событиям, известным оратору и аудитории.
54. Какие
нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?
A.
Нарушает чистоту речи;+
B.
нарушает логичность речи;
C.
нарушает точность речи;
D.
нарушает частоту речи.
55. Чего
не должен делать оратор в конце выступления?
A. Повторять
основные положения доклада.
B. Извиняться,
что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.
C. Благодарить
слушателей за внимание.
D. Говорить
аудитории комплименты.+
56. Что
призван подчеркнуть внешний вид оратора?
A. Характер;
B. профессионализм;+
C. происхождение;
D. принадлежность
к определенной социальной группе.
57. Какое
утверждение соответствует действительности? Успех выступления
прежде всего зависит…
A.
от наличия плана выступления;
B.
от наличия контакта с аудиторией;+
C.
от внешнего вида оратора;
D.
от мимики и жестов оратора.
58. Какая
речь требует особенно тщательной подготовки?
A.
Информационная речь;
B.
траурная речь;
C.
приветственная речь;
D.
научный доклад.+
59. В официально-деловых
текстах не употребляются…
А) риторические вопросы+
Б) деепричастные обороты
В) причастные обороты
Г) сложные предложения
60. В официально-деловых
текстах неуместно употребление предложно-падежной формы…
А) из-за болезни
Б) в связи с болезнью
В) причине болезни+
Г) вследствие болезни
61. Для официально-деловой
речи характерны предложно-падежные формы…
А) для успешной учебы
Б) на основании принятого решения+
В) по линии сотрудничества
Г) меры к работнику
62. Употребление
предлога благодаря неуместно в словосочетании…
А) низкая производительность труда+
Б) внедрение новой технологии
В) помощь соседей
Г) эффективная работа отдела
63. Языковые стандарты,
готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, –
это…
А) речевые клише
Б) речевые штампы+
В) фразеологизмы
Г) крылатые слова
64.
К числу речевых клише относятся словосочетания…
А) без уважительной причины
Б) занятия по расписанию
В) в установленном порядке+
Г) решили на собрании
65.
Для текстов официально-делового стиля не характерно…
А) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его
построения
Б) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского
рода для обозначения лиц женского пола по профессии
В) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность+
Г) точность формулировок, не допускающая иного толкования
66. Укажите
правильный вариант официально-делового стиля:
А) настоящим ставим Вас в известность
Б) лишён возможности принять участие+
В) Вам нужно произвести платёж
Г) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату
67.
Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.
А) нерегламентированный процесс записи информации
Б)
стандартизация и унификация языковых и текстовых средств
В) коммуникативная точность
Г) широкое использование языковых формул+
68. .
Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи:
а) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
б) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной
лексики и терминов; отсутствие образных средств +
в) общественно-политическая лексика
69.
Три пласта научного стиля речи:
а) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
б) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные +
70.
Термины относятся к:
а) узкоспециальной лексике +
б) общеупотребительной лексике
в) общественно-политической лексике
71.
Важнейшее качество термина:
а) многозначность
б) многозначимость
в) однозначность +
72. Выберите общенаучные слова:
а) величина, орфоэпия, персонаж
б) энергия, деталь, скорость +
в) центр, сила, пять
73. В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая
обработка металла, холодное копчение, холодный циклон:
а) общеупотребительном
б) узкоспециальном +
в) широкоспециальном
74. Методы
логической организации научного текста:
А) индукция +
Б) дедукция +
В) аналогия
Г) сравнение
75. Слова и обороты,
подчеркивающие логическую последовательность научного изложения:
A. первоочередной
вопрос
B. во-первых
+
C. напротив
D. в
дальнейшем
E. в связи с
тем, что
F. таким же
путем
76. Слова и обороты в научном тексте,
указывающие на источник сообщения:
A. предположим,
что…
B. было
установлено, что…
C. в статье
А.А.Иванова отмечается…
D. по мнению
ученого… +
E. автор
учебника доказывает, что…+
77. Способы введения чужой речи в научный
текст:
A. вводные
слова
B. причастные
обороты
C. прямая
речь
D. косвенная
речь +
78. Слова и выражения в научном тексте,
содержащие вывод, итог:
A. таким
образом
B. особенно
важно
C. подведем
итоги +
D. следовательно
79. Слова и выражения, необходимые для
введения иллюстративного материала в научный текст:
A. возьмем в
качестве примера+
B. вот
наглядный пример
C. допустим
D. более
того
80. Слова и выражения, используемые для
введения в текст таблиц, графиков, схем:
A. рассмотрим
исследуемый материал с помощью схемы
B. то же
самое можно сказать
C. согласно
графику
D. представим
экспериментальные данные в виде таблицы+
E. перейдем
к основной части
81. Слова и выражения, передающие
сопоставительные отношения в научном тексте:
A. подобным
образом
B. вместе с
тем
C. с другой
стороны
D. в
противоположность
E. в отличие
от
F. Предположим+
82. Конструкции,
выражающие причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями
научного текста:
A.
что
и является причиной +
B.
в
то же время
C.
в
результате чего
D.
на
основании того, что
E.
по
прогнозам ученых
F.
благодаря
этому
83. Глагольные
формы, свойственные научной речи:
A.
Является+
B.
достигается
C.
думает
D.
поражает
E.
служит
+
F.
дышит
84. Использование
абстрактных и вещественных существительных во множественном числе (типа глины,
стали) в научной речи
A.
считается
ошибкой
B.
допускается
+
C.
неуместно
85. Страдательные
(пассивные) конструкции, свойственные научной речи:
A.
В
статье предлагается…
B.
Еще
ученые древности отмечали…
C.
В
работе рассматривается… +
86. Языковые
формулы, выражающие уверенность:
A.
автор
абсолютно убежден +
B.
нет
сомнения в том, что
C.
предположим,
что
D.
автор
убедительно доказывает
E.
сомнительно,
что
87. Языковые
формулы, выражающие критику (несогласие):
A.
отмечать
недостатки
B.
высказать
свое предположение
C.
расходиться
во взглядах
D.
автор
не раскрывает содержания+
E.
важно
отметить, что
F.
не
подтверждает вывода фактами +
88. Языковые
формулы, выражающие неуверенность:
A.
за
счет того, что
B.
можно
предположить
C.
вне
всякого сомнения
D.
трудно
сказать
E.
по
всей вероятности
F.
сомневаюсь,
что+
89. 1. Конструкции для выражения квалификации лица,
предмета, явления:
a. Что есть что+
b. Являться чем.
c. Представлять собой что.
90. Для выражения соотношения частного и
общего, части и целого состава вещества и предмета:
a. Относиться (принадлежать) к чему.
b. Входить во что (в число чего).
c. Состоять из чего.
d. Какая часть (какое количество,
сколько процентов) чего приходиться на что (на долю чего).
e. Составлять какую часть чего.+
91. Для выражения наличия или отсутствия
предмета:
1.Что существует как (как долго).
2.Где (у кого, у чего) существует (имеется,
встречается) что в каком количестве (в каком виде, в виде чего).
3.Иметь что – не иметь чего.+
92. Для выражения характеристики признака лица,
предмета, явления:
a. Иметь какую форму (структуру,
строение, объем, размеры).+
b. Предмет какой формы (структуры,
строения, объема, размера).
c. Составить какой вес (объем,
размер).
d. Достигать какого веса (объема,
размера).
93. Для выражения сравнения, сопоставления:
a.
Сравнить
(сопоставить) что и что, что с чем.+
b.
Равен
(одинаков, различен) по чему.
94.Для выражения использования применения,
назначения, замены предмета:
a. Пользоваться чем (как чем).
b. Использовать (применять,
употреблять, потребить) что, как, что.
c. Найти (находить, иметь, получать,
получить) применение в качестве чего (в чем, где, при чем).+
95.Для выражения процессов содействия,
противодействия, борьбы и результатов этих процессов:
a.
Помогать
делать (сделать, решить, закончить) кому (чему).
b.
Помогать
(содействовать, способствовать; оказать содействие, поддержку) в чем кому
(чему).+
c.
Способствовать
(содействовать) тому, чтобы (тому, что).
Укажите тип ошибки в следующем предложении из отзыва
на научное сочинение.
Научная работа выполнена на скорую руку.
Выберите один ответ:
a.
Смешение паронимов.
b.
Нарушение лексической сочетаемости слов.
c.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
d.
Нет верного ответа
e.
Смешение стилей речи.
Светило науки — 1862 ответа — 16162 помощи
Ответ:
е) смешение стилей речи
Объяснение:
фразеологизм «на скорую руку» уместен в разговорном или художественном стиле речи, но никак в официально-деловом. А отзыв на научное сочинение должен быть именно в официально-деловом.
метки: Научный, Причина, Ошибка, Возникновение, Стиль, Лексика, Студент, Газета
А. Сведения об авторе.
Б. постановка задачи, обоснование актуальности темы;
- В. процесс исследования фактов;
- Г.
формулировка выводов.
25. Для научного стиля речи не характерна лексика:
А. Общеупотребительная;
- Б. общенаучная;
- В. просторечная;
- Г.
терминологическая.
Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
А. Мы придерживаемся другой точки зрения…
Б. Трудно согласиться с автором…
В. Представляется ошибочным…
Г. Следует признать достоинство такого подхода к решению…
Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
А. Употребление слова в несвойственном ему значении;
- Б. нарушение правил сочетаемости слов;
- В. нарушение стиля;
- Г. нарушение паронимов.
Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
А. Господа студенты и преподаватели!
Б. Уважаемые преподаватели и студенты!
В. Друзья и преподаватели!
Г. Дамы и господа!
Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
30. Библиографический список это…
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/naydite-prichinu-vozniknoveniya-oshibki-v-otzyive-na-nauchnoe/
А. звено справочного аппарата научной (курсовой и дипломной) работы, служит свидетельством, документирующим степень изученности конкретной проблемы и составляется по определенным правилам и принципам;
11 стр., 5347 слов
Личности студента и преподавателя
… занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех … выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность». Личность является не только предметом психологии, … способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность …
- Б. совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска;
— В. совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов, и предназначенных для идентификации и общей характеристики документа.
Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
Эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы характерны для стиля
А. научного
Б. художественного
В. публицистического
Г. разговорного
Д. официально-делового
3. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс СОШ № 20 г. Уральска».
А. художественный
Б. научный
В. разговорный
Г. публицистический
Д. официально-деловой
При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них будет предпочтительней в официальной обстановке, если партнер по общению ваш начальник.
А. Я с вами не согласен.
Б. Думаю, что Вы не совсем правы.
В. Вы ошибаетесь
Г. Это абсурд
5. Чтобы к слову построить подобрать слово близкое по значению, нужно воспользоваться словарем…
А. иностранных слов
Б. паронимов
В. синонимов
Г. антонимов
Д. толковым
6. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
А. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
Б. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
В. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
Г. Образность, эмоциональность, конкретность.
Д. Смысловая точность.
7. Назовите стиль по его особенностям:
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.
А. научный
Б. публицистический
В. художественный
Г. официально-деловой
Д. разговорный
Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
ТЕСТЫ
Тест 1. Автор научного текста обычно пишет от имени:
1-го лица единственного числа;
1-го лица множественного числа;
2-го лица множественного числа;
3-го лица единственного числа.
Тест 2. Для научного стиля речи не характерна лексика:
Общеупотребительная;
общенаучная;
просторечная;
терминологическая.
Тест 3. Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.
Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.
Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.
Тест 4. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.
Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
Тезисы к статье получились очень неудачными.
Аннотация к монографии написана научным руководителем.
Тест 5. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
Называть числа в последовательном порядке;
определять точное количество кого-чего-нибудь;
делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;
принимать в расчет, во внимание.
Тест 6. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
Мы придерживаемся другой точки зрения…
Трудно согласиться с автором…
Представляется ошибочным…
Следует признать достоинство такого подхода к решению…
Тест 7. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
Автор справедливо указывает на…
Автор критически относится к…
Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
Можно согласиться с автором, что…
Тест 8. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
Мы довольны полученными результатами…
Мы жутко довольны полученными результатами…
Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.
Результаты нас вполне удовлетворяют.
Тест 9. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
Употребление слова в несвойственном ему значении;
нарушение правил сочетаемости слов;
нарушение стиля;
нарушение паронимов.
Тест 10. Что означает знак P.S.?
Так!
Хорошо, заметить себе.
Приписка к тексту.
Очень важно.
Ответ:
Особенности текстов научного стиля речи
1. Автор научного текста обычно пишет от имени 1-го лица множественного числа.
2. Для научного стиля речи не характерна лексика просторечная.
3. Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.
4. Не содержит ошибки предложение: Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
5. Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос. — Считать — имеет значение делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать.
6. Фраза, содержащая положительную оценку научного сочинения: Следует признать достоинство такого подхода к решению…
7. Фраза, содержащая отрицательную оценку научного сочинения: Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
8. Языковая формула, неуместная в научной речи: Мы жутко довольны полученными результатами…
9. Научная работа выполнена на скорую руку. Ошибка в построении фразы состоит в нарушении стиля: фразеологизм на скорую руку носит разговорный характер.
10. P.S. post scriptum (лат. после написанного) — приписка к тексту.
Объяснение:
2. Просторечная лексика характерна для разговорного стиля речи.
3. Вводное слово видно, союз да, слово пшеница носят разговорный оттенок и неуместны в научной речи.
4. В примерах 1, 3, 4 содержатся грамматические ошибки: слово рецензия употребляется с П.п. (рецензия на статью), слова тезис, аннотация употребляются с Р.п. (тезисы статьи, аннотация книги).
8. Мы жутко довольны полученными результатами… Слово жутко носит разговорный характер.
Тесты по культуре речи и деловому письму
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тесты по дисциплине «Культура речи и деловое письмо»
Составила Пугачева Н.А
- Русский литературный язык — это
- язык художественной литературы
- вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях
- высшая форма национального языка
- язык русской нации
- Лексикология – это:
- наука о звуках
- наука о словарях
- наука о значении слов
- наука о составе слов
- Что является языковой единицей во фразеологической системе?
- слово
- фразеологизм
- словосочетание
- предложение
- Кто автор словаря «Живого великорусского языка»
- М.Ломоносов
- Н.Петровский
- Д.Ушаков
- В.Даль
- Какое обращение уместно на защите курсовой работы?
- Господа студенты и преподаватели
- Уважаемые преподаватели и студенты
- Друзья и преподаватели
- Дамы и господа
- Знание человека о мире отражается в словаре:
- энциклопедическом
- этимологическом
- толковом
- иноязычных слов
- Какое из перечисленных ниже явлений не относится к функциональным разновидностям русского литературного языка:
- научный стиль
- стиль художественной литературы
- язык фольклора
- публицистический стиль
- Какие правила отражают синтаксические нормы русского языка?
- правила написания слов
- правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
- правила образования слов и форм слова
- правила построения словосочетаний, предложений
- Найдите неверное утверждение: Офицально-деловой стиль ещё называют-
- деловым
- административным
- державным
- официальным
- Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на
- Автор критически относится к
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие
- Можно согласиться с автором, что
- Основными чертами какого стиля являются точность, объективность, логичность, абстрактность?
- публицистического
- научного
- официально-делового
- разговорного
- Какие правила отражают фразеологические нормы русского языка?
- правила написания слов
- правила употребления слов и устойчивых словосочетаний
- правила образования слов и форм слова
- правила построения словосочетаний, предложений
- Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
- просторечие
- территориальные диалекты
- жаргоны
- литературный язык
- Какое из перечисленных понятий не является тропом (средством словесной образности)?
- метафора
- олицетворение
- сравнение
- повтор
- Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
- синтаксический
- орфографический
- грамматический
- фонетический
- Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
- правильность речи
- точность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
- деловое письмо
- контракт
- постановление
- приказ
- Что такое тавтология?
- сопоставление несопоставимых понятий
- употребление в речи близких по смыслу и потому логически лишних слов
- употребление однородных определений
- повторная передача одной и той же мысли
- Укажите, какие черты свойственны официально—деловому стилю речи.
- эмоциональность, экспрессивность
- научная терминология
- регламентированность, четкость
- использование жаргонизмов
- Как называется самостоятельная квалификационное учебно-научное исследование студента, которое выполняется на окончательном этапе обучения?
- рецензия
- дипломная работа
- доклад
- аннотация
- Не относится к лингвистическим словарям:
- энциклопедический
- терминологический
- орфографический
- синтаксический
- Какая лексика не используется в официально-деловом стиле?
- аббревиатура и сложносокращенные слова
- устойчивые сочетания слов, не используемые в других стилях
- разговорная лексика
- общеупотребительная лексика
- Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами
- Мы жутко довольны полученными результатами
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
- Результаты нас вполне удовлетворяют
- Какой язык относится к восточнославянским языкам?
- русский язык
- чешский язык
- болгарский язык
- македонский язык
- Определите стиль, в котором слово не только несет информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:
- научный
- художественный
- официально-деловой
- разговорный
- Какое из перечисленных понятий является тропом?
- антонимы
- омонимы
- гипербола
- риторический вопрос
- В этимологическом словаре:
- объясняются реалии (предметы, явления)
- сообщаются сведения о различных событиях
- раскрывается происхождение слов
- объясняется значение слов
- Что составляет основу публицистического стиля?
- художественная литература
- периодическая печать
- государственные документы
- учебники
- Как называется самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определённой дисциплине?
- рецензия
- курсовая работа
- доклад
- аннотация
- Какой из перечисленных признаков не характерен для официально-делового стиля?
- объективность изложения
- точность изложения
- экспрессивность изложения
- наличие реквизита
- Для научного стиля речи не характерна лексика:
- общеупотребительная
- общенаучная
- просторечная
- терминологическая
- Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это
- нормы ударения и произношения
- нормы построения словосочетаний и предложений
- нормы употребления многозначных слов
- нормы образования грамматических форм
- Отметьте верное высказывание:
- толковый словарь объясняет значение слов
- толковый словарь отмечает морфемное членение
- толковый словарь объясняет частотность употребления слова в речи
- толковый словарь объясняет происхождение слов
- Какой из перечисленных жанров не принадлежит к официально-деловому стилю?
- заявление
- справка
- приказ
- заметка
- Функциональный стиль – это…
- стилистически отмеченные слова, словосочетания и предложения
- словесное изображение какого-либо явления действительности
- исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения
- тип речи, обладающий специфическими чертами композиционной организации и бытующий только в письменной форме
- Для текстов научного стиля не характерно(-а)…
- логическая последовательность изложения
- широкое использование лексики и фразеологии других стилей
- преимущественное употребление существительных вместо глаголов
- научная фразеология
- Для текстов разговорного стиля не характерно(-а)…
- тесная связь с невербальными средствами общения
- неполнота выражения (эллиптичность)
- стремление к экономии языковых средств
- точность (точное определение понятий)
- К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится…
- отвлеченно-обобщенный характер
- объективность изложения
- точность формулировок
- предписывающе-долженствующий характер
- Укажите, что характерно для публицистического стиля:
- сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях
- отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности
- немотивированное использование терминов
- тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения
- Какое утверждение не соответствует действительности?
- Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка
- Функциональный стиль – это разновидность литературного языка
- Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения
- Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения
- Отметьте ошибочное утверждение: Выделяют следующие книжные стили.
- официально-деловой
- научный
- авторитарный
- публицистический
- Какому стилю речи характерны такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения?
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- Какую языковую функцию выполняет разговорный стиль?
- аккумулятивную
- когнитивную
- коммуникативную
- эстетическую
- Какая из перечисленных черт не относится к особенностям разговорного стиля?
- Неофициальность и непринужденность речи
- спонтанность и автоматизм
- точность и логичность речи
- обыденность содержания
- Какая лексика не характерна для разговорного стиля?
- научная терминология
- разговорные слова
- общеупотребительные слова
- просторечные слова
- В каком стиле речи канцеляризмы не являются недостатком?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный
- В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный стиль
- В каком стиле речи представлена не только лексика литературного языка?
- научный стиль
- официально-деловой стиль
- публицистический стиль
- художественный
- Какая стилевая черта не характерна для научного стиля речи?
- абстрактность
- точность
- логичность
- эмоциональность
- Социальная оценочность является доминантой стиля?
- научного
- официально-делового
- публицистического
- художественного
- Для какого стиля доминантой является понятийная точность и абстрактность?
- Официально-делового
- научного
- художественного
- публицистического
- На какой стиль большое влияние оказывают экстралингвистические факторы?
- публицистический стиль
- официально-деловой стиль
- научный стиль
- разговорный стиль
- Доминантой художественного стиля является?
- абстрактность и точность
- образность и эстетическая значимость
- стандартность
- оценочность и призывность
- К какому стилю вы отнесете текст, в котором содержатся графики, схемы, диаграммы?
- художественный
- научный стиль
- публицистический
- официально-деловой
- С каких слов может начинаться письмо-просьба:
- Направляем информацию
- Напоминаем Вам, что
- Просим выслать в наш адрес
- В соответствии с Вашим письмом
- Какие выражения не рекомендуется употреблять в текстах служебных писем:
- институт не считает возможным
- в порядке обмена
- уважаемые коллеги
- с глубоким почтением
- Какое письмо может иметь следующий текст: «Сообщаем Вам о том, что Ваше предприятие не может выступить покупателем в соответствии со статьей закона…»:
- письмо-сообщение
- письмо-извещение
- письмо-отказ
- письмо-рекламация
- Какие слова не могут быть заключительными в тексте письма:
- Рассчитываем на предложение взаимовыгодного сотрудничества
- Надеемся на плодотворное сотрудничество
- С глубочайшим уважением
- Просим извинить за задержку
- Кому адресуется письмо-приглашение с предложением принять участие в семинарах, совещаниях:
- руководителю организации
- заместителю руководителя организации
- руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник
- в отдел кадров организации
- Сколько адресатов может быть в письме?
- не более двух
- не более одного
- не более трех
- не более четырех
- Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
- сведения об авторе
- постановка задачи, обоснование актуальности темы
- процесс исследования фактов
- формулировка выводов
- Какое из утверждений является неверным: Конспектирование – это процесс…
- отбора информации
- переформулировки информации
- фиксации важной и новой информации
- оценки информации
- Какой из признаков не относится к конспекту?
- Содержательная целостность
- смысловая целостность
- структурная целостность
- эмоциональная целостность
- Что означает знак P.S.?
- Так
- Хорошо, заметить себе
- Приписка к тексту
- Очень важно
- Найдите языковую формулу, соответствующую норме рецензии.
- автор использовал богатый опыт по изучению костного мозга своего руководителя
- верное содержание уничтожает скверное изложение
- произведя ряд расчетов, задача была решена
- в заключении представлены выводы по проделанной работе и намечены её перспективы
- Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументированно выражать мысль?
- точность речи
- выразительность речи
- уместность речи
- логичность речи
- Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
- богатство речи
- эмоциональность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?
- Тропы
- фонетическое благозвучие
- использование стилистических фигур
- мимика, жесты, пантомима
- К чему может привести нарушение порядка слов?
- К двусмысленности, искажению смысла
- к нарушению стилистической сочетаемости
- к нарушению лексической сочетаемости
- к нарушению грамматической сочетаемости
- Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
- Мы придерживаемся другой точки зрения
- Трудно согласиться с автором
- Представляется ошибочным
- Следует признать достоинство такого подхода к решению
- Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
- Автор справедливо указывает на
- Автор критически относится к
- Автор упускает из вида очевидное несоответствие
- Можно согласиться с автором, что
- Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
- Мы довольны полученными результатами
- Мы жутко довольны полученными результатами
- Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны
- Результаты нас вполне удовлетворяют
- Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
- употребление слова в несвойственном ему значении
- нарушение правил сочетаемости слов
- нарушение стиля
- нарушение паронимов
- Какого вида речевой деятельности не существует?
- чтение
- заучивание
- говорение
- письмо
- Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию.
- синтаксический
- орфографический
- грамматический
- фонетический
- Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания.
- правильность речи
- точность речи
- уместность речи
- выразительность речи
- Укажите, как называется особый тип документа, который менее жёстко регламентирован, но имеющий юридическую значимость:
- деловое письмо
- контракт
- постановление
- приказ
- В чем заключается цель написания курсовой работы?
- выявить навыки самостоятельной научной работы студента
- выявить, сможем студент написать курсовую работу
- выявить навыки составления библиографического списка
- выявить навыки правильной рубрикации текста
- Отметьте правильное оформление цитаты в курсовой работе.
- цитаты указываются без ссылок на источник и берутся в кавычки
- цитаты указываются без ссылок на источник и не берутся в кавычки
- цитаты указываются со ссылками на источник и берутся в кавычки
- цитаты указываются со ссылками на источник и не берутся в кавычки
- Какова структура дипломной работы?
- титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
- титульный лист, введение, основная часть, заключение библиография, приложения
- титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть
- задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения
- Рубрикация текста – это…
- написание библиографического списка
- раскрытие основной части курсовой работы
- его членение на логически самостоятельные составные части
- правила оформления курсовой работы
- Какое из данных утверждений является неверным? Русский язык – это…
- национальный язык Российской Федерации
- государственный язык Российской Федерации
- язык межнационального общения
- один из шести официальных языков ООН
- Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
- Язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы
- Язык – это система искусственных знаков
- Языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных
- Общество не может жить, не пользуясь языком
- Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это…
- аппарат для общения
- один из участников диалога
- общительный человек
- эрудированный человек
- Не относится к аспектам культуры речи.
- эстетический
- этический
- нормативный
- коммуникативный
- В каком виде делового документа отсутствует его название
- заявление
- приказ
- деловое письмо
- автобиография
- Признаком письменной деловой речи является
- эмоциональность
- унифицированность
- метафоричность
- выразительность
- В каком случае допущена ошибка в образовании формы местоимения 3-го лица?
- вокруг них
- он работает лучше ее
- навстречу ему
- сестра старше его
- В каком случае допущена ошибка в образовании формы числительного?
- свыше шестьсот пятидесяти пяти тонн
- не менее двух пятых посевной площади
- около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента
- четырьмястами тоннами
- К какому функциональному стилю относится следующий текст? «Работа выполнена качественно и в срок. Стороны претензий друг к другу не имеют».
- художественный
- научный
- официально-деловой
- публицистический
- Какое из нижеследующих словосочетаний является неправильным?
- благодаря руководству
- оплатить проезд
- повысить кругозор
- отвечать требованиям
- Найдите утверждение, не соответствующее действительности. Под культурой речи понимается:
- самостоятельная лингвистическая дисциплина
- использование слов в несвойственном им значении
- владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах
- выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации
- Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?
- правильная речь
- богатая речь
- точная речь
- чистая речь
- Какой из перечисленных стилей не относится к книжным?
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- Выделение какого книжного стиля нельзя считать общепризнанным?
- Научный
- художественный
- публицистический
- официально-деловой
- Укажите предложение с грамматической ошибкой
- Более пятиста школьников сдали экзамен хорошо
- Из девятисот шестидесяти трех участников съезда иногородних шестьсот девяносто восемь человек.
- В плен было взято двести пятьдесят две тысячи восемьсот сорок солдат противника и захвачено около пятидесяти танков
- Обе студентки сдали экзамен
- Укажите предложение с грамматической ошибкой.
- Университет располагает семью благоустроенными общежитиями и четырьмя столовыми.
- Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
- Двести десятый сезон открывает Большой театр
- По обеим сторонам дороги стояли стройные сосны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по культуре речи 10-11 класс
Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв и…
Тест по культуре речи, 7 класс
Тест по культуре речи предназначен для уроков русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой. Представлены два варианта. Тест состоит из 3-х частей: орфоэпические нормы, грамматические нормы…
- Мне нравится