Найдите предложение в котором есть пунктуационная ошибка днем жарко

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 1

1. Сколько частей в сложном предложении?

Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя  мать и кому она униженно кланялась.

             1) 3;  2) 4;   3) 5;  4) 6.

2. Какое предложение является сложным?

1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.

2) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.

3) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальными способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.

4) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом (Паустовский).

2) Псы тихонько подвывали: очень уж хотелось им попасть в освещенную и теплую комнату (Паустовский).

3) В ее голосе слышалось удивление, точно ей казалось невероятным, что у нее тоже может быть хорошо на душе.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?

Была уже осень и даже раки которые за последнее время  стали очень серьезным подспорьем в нашем хозяйстве забились  в норы и не соблазнялись больше моими лягушками.

1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;

2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и  подчинительной;

3) бессоюзное сложное предложение;

4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:

1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).

2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.

3) Все было ясно батальон передавался  в распоряжение дивизий.

4) Мне все прощалось все меня любили любовались мною и снисходительно смотрели на все чтобы я ни сделал.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Узкие тропинки тянулись по полям (1) пропадали в лощинках по пригоркам (2) и (3) на одной из них (4) которой в пятистах шагах впереди нас приходилось пересекать нашу дорогу (5) различил я какой-то поезд (Тургенев).

1)1,2,3,4,5;  2)1,2,4,5;  3)1,4,5;  4) 1,3,4,5.

7. Сколько запятых в данном предложении?

По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова).   

 1) 2;  2) 3;  3) 4;  4) 5.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:

1) Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.

2) После пяти часов вечера погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев).

3) Я обратился к секундантам объявив что нынче стреляться не намерен и поединок тем и кончился (Пушкин).

4) Бояться волков быть без грибов (пословица).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами (1) и (2) мы слышали (3) как оно спустилось на реку недалеко от нас (Тургенев).

1)1,2,3;  2)1,3;  3) 2,3; 4)1,2.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Если сделать рукой козырек от солнца (1) и смотреть на лесную полянку (2) то нити паука бывают от солнца радужными (3) а колечки паутинной сети (4) подвешенные над поляной (5) колышутся перемещением радужного сектора (Пришвин).

1) 1,2,3,4,5;  2)2,3,4,5;   3)1,2,3;   4) 2,3.

 11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что я ни делал (по Л. Толстому).

2) Кружили чайки, и их резкие крики звучали, как будто несмазанное колесо быстро вертелось на деревянной оси (Вересаев).

3) Под ногами гремел лед, и я понимал подо мною гулкое, опасное пространство глубокой воды (Катаев).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче (Арсеньев). 

2) Печь покосилась, бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится (Чехов).

3)Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на затылок и на развившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя (Достоевский).

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 2

1. Сколько частей в сложном предложении?

На мой взгляд пробел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью и самобытностью если оно несет миру красоту  и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека  чье стремление к совершенству как известно безгранично и неиссякаемо
 
1) 3;    2) 4;   3) 5;    4) 7.

2. Какое предложение является сложным?

1) Она рисует так (же) хорошо как и пишет стихи. 

2) Вы все так (же) молоды как десять лет назад.

3)Правовые документы регулируют отношения имеющие значение для интересов государства точно так (же) как и для жизнедеятельности людей.

 4) Мне пришлось в воскресенье вечером остаться дома подруге так (же) не удалось пойти на спектакль.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

2) Заря охватила полнеба, и на фоне зари резко отделились беловато-матовые громады гор (Л. Толстой).

3) Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному!
предложению?

Она тотчас же через головы шедших перед ней увидела его и он видел как просияло ее лицо (Л. Толстой).

1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;

2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;

3) бессоюзное сложное предложение;

4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с бессоюзной и подчинительной связью;

1) Я глянул и то что увидел превысило мои ожидания (Булгаков).

2) Хорошая книга точно смычок великого артиста касается.

 моего сердца и оно поет стонет от гнева и скорби радуется если этого хочет писатель (Горький).

3) В одном углу стояла клетка с попугаем у него был такой вид как будто он каждое утро моется с мылом (Каверин).

4) На чистом подоконнике стояла герань и каждый листик так блестел точно фея начистила его зубным порошком.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Темнота шумела за стенам плеском дождя (1) и (2) ударами ветер(3) и страшно было подумать о тех (4) кого (5) может быть (6) застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах (Паустовский).

1)1,2,3,4,5,6;    2)1,3,4,5,6;   3)3,4,5,6;   4) 1,2,3,4.

7. Сколько запятых в данном предложении?

 Снег засыпал танк  и когда танкисты чтобы дышать свежим воздухом выбирались из  башни снег мгновенно покрывал их шлемы их разгоряченные потные лица (Симонов).

1) 3;   2) 4;   3) 5;   4) 6.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить гире:

  1. Был уже август кое-где на березах висели первые пожелтевшие листья.
  2. Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двухсот и более лет (Асеева).
  3. Невежи судят точно так в чем толку не поймут то все у них пустяк (Крылов).
  4. За прикрытой дверью было тихо постукивали часы-ходики (Арсеньев).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Невдалеке протекал ручей (1) но его берега не были видны (2) так как кругом стояла вода (3) и (4) границы ручья были обозначены только (5) торчащей из воды осокой (Э. Казакевич).

1) 1,2,3,4,5;   2)1,2,3,4;   3) 1,2;   4) 1,2,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Старик всегда был чем-нибудь занят (1) и (2) если не было домашней  работы (3) он на дворе рубил дрова про запас (4) копал гряды (5) ухаживал за своей лошадью (Мамин-Сибиряк).

1)1,2,3,4,5;  2) 2,3,4,5; 3)1,3,4,5;  4) 3,4,5.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне,  и жадно я  припал к волне (Лермонтов).

2) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила, и кому униженно кланялась моя мать (Платонов).

3) Я глянул, и то, что увидел, превысило мои ожидания (Булгаков).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Как заколдованные богатыри поднимались стога, и, в то время как подножия их уже тонули в сизоватой мгле густеющих сумерек, вершины еще золотели в лучах заката (Полевой).

2) Псы тихонько подвывали: очень уж им хотелось попасть в освещённую и теплую комнату (Паустовский).

3) Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л. Толстой)

Сложные предложения с различными видами связи   

Вариант 3

1.         Сколько частей в сложном предложении?

Я не мог понять что сделалось с сестрой она была сконфужена так что слёзы выступили у неё на глаза и что смущение её дойдя до крайней степени перешло в досаду на себя и на Катеньку которая видимо дразнила ее (Тургенев).

1) 4;  2) 5;  3) 6;  4)7.

2. Какое предложение является бессоюзным?

1) Благодарю вас за (то) что вы пригласили меня на этот спектакль.

2) Узок круг этих революционеров страшно далеки они от народа (Ленин).

3) Они (за) то любили учителя что был он удивительным человеком.

4) Спасибо (за) то что был со мной и в горе и в радости.

3. Укажите бессоюзное предложение:

1) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать (Ажаев).

2) За окном в ночных потемках шумела буря, какою обыкновенно природа разражается перед грозой (Арсеньев).

3) С первым движением льда началось беспокойство: колыхалась расшатанная плотина, вода бурлила и буйствовала, гомонили утки и кулики (Грин).

4. Укажите предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью:

1) Печь покосилась бревна в стенах лежали криво и казалось что изба сию минуту развалится (Чехов).

2) Когда поднимался ветер то на поверхности озера вздулись и бежали будто торопясь мелкие короткие волны а листья ветел вдруг подергивались серебристой сединой.

3) Стоит отступить шаг и не останется ничего что бы напоминало о следах человека (Соколов-Микитов).

4) Потертый коврик под иконой в прохладной комнате темно и густо плющ темно-зеленый завил широкое окно (Ахматова).

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Блеснула огненная нить (,) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени (Сергеев-Ценский).

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложноподчинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

3) Бессоюзное предложение, перед союзом и запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

6. Какое предложение соответствует синтаксической характеристике: сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью?

1) Во время штормов плетеные кресла с террасы свалили в кучу около этого окна чтобы они не намокали от брызг (Паустовский).

2) Солнце целый день не видно и только вечером замечаешь след его потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе (Бунин).

3) Хороша киргизская степь хорошо голубое небо которое опрокинулось над ней бездонным куполом (Мамин-Сибиряк).

7.  Какая синтаксическая характеристика соответствует предложению?

Он действительно заинтересовал меня и я был очень раздосадован когда через четверть часа мы подъехали к питомнику и сторож с винтовкой за плечами сказал нам что питомник для осмотра закрыт (Каверин).

1) бессоюзное сложное предложение;

2) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью;

3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;

4) сложноподчиненное предложение.

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колеса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экмпаж (Гоголь). 

1)1,2,3,4,5,6;   2)1,2,5,6;   3)1,2,3,4,6.

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Когда спустились к пристани (1) уже синела над Волгой синяя летняя ночь (2) и уже много разноцветных огоньков было рассеяно по реке (3) и огни висели на мачтах (4) подбегающего (5) парохода (Бунин).

1)1,2,3,4,5;   2)1,2,3;  3)1,2,3,4;   4)1,2,3,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Мне стало холодно от жалости и восторга (1) и (2) я лег (3) потому что был шестой час (4) и на улице кто-то уже шаркал метлою (Каверин).

1)1,2,3,4;   2)1,3,4;   3)1,3;   4) 2,3,4.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется, что пусто, то сам виноват (Пришвин).

2) Туман таял, и уже видно было, как от самого берега тянулся к лодке зыбкий, голубовато блестевший лунный столб, и как маячили пятнышки кувшинок и лилий (Полевой).

3) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу, и вскоре дворня меня окружила (Пушкин).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) И будет жизнь с ее насущным хлебом, с забывчивостью дня, и будет все — как будто бы под небом и не было меня! (Цветаева)

2) Матросы дружно гребли по штилевому океану, который серебрился под луной, и брызги воды казались бриллиантами (Станюкович).

3) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она, и где живет (Чехов).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант  2

Вариант 3

1

3

3

3

2

3

4

2

3

3

1

3

4

1

1

1

5

2

3

4

6

2

3

2

7

4

4

3

8

1

2

1

9

2

3

2

10

2

1

3

11

3

2

2

12

3

1

3

1. Определите, как надо расставить запятые в предложении:

Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.

а) 1, 2, 3
б) 3
в) 1, 2
г) 1, 3+

2. Отметьте правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной кры­ше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.

а) сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна
б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
в) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая+
г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3. Определите предложение, в котором допущена пунктуацион­ная ошибка.
а) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за гриба­ми и ягодами.
б) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
в) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви скло­нились до самых колосьев.
г) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.+

4. Отметьте противительный союз.
а) то…то
б) также
в) или
г) однако+

5. Найдите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий.
а) Буран стих, зато установился сильный мороз.
б) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.+
в) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда.
г) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.
д) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса.

6. Найдите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены)
а) Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака.+
б) К нам приходили звуки то с той то с другой стороны.
в) Не то ему не передали приглашения не то он был занят.
г) Последние тени сливались да мгла глядела слепая, необъятная.
д) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса.

7. Найдите сложное предложение.
а) Скирды старой и новой соломы, большие и высокие, как дома, образовали целый город.
б) Внизу лежал белый снег, пушистый и холодный.
в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
г) Говорят, пицундская голубая сосна подревнее мамонта.
д) Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета.+

8. Найдите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) День безветренный, но морозец крепкий, январский.
б) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре.
в) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице.
г) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.+
д) Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое.

9. Необходимо поставить только одну запятую:
а) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
б) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.+
в) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
г) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.

10. Найдите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами.
а) Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.+
б) Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались как изваяния.
в) То ли она рассказывает ему что-то дорогое, то ли он передаёт ей свои стариковские думы.
г) Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел.
д) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий.

11. Отметьте сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
а) Никакой рыбы мы не поймали, зато наши ребята получили большое удовольствие.
б) Воздух казался сладким, и дышать было очень легко.+
в) Заяц мчался очень быстро, однако волк с каждой минутой становился всё ближе и ближе.
г) Волны ещё окатывали палубу, но их напор ослабевал.
д) То соловей защёлкает в лесу, то звонко закричит иволга.

12. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) Солнце ещё не поднялось из-за низкорослого березняка, но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву.
В ) Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило, да с тёмным берегом уныло шептала горная река.
в) То ярко светит солнце, то снег лежит.+
г) Уже много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
д) День уже склонялся к вечеру, когда мы подъехали к большому аулу.

13. Выберите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
а) Как ночь, надвигались на меня горести и страдания, и наступал час разлуки со всем родным.+
б) Ветер валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания.
в) Будем брести, пока не свалимся.
г) И, скрепивши сердце, опять я брал в руки свой страннический посох, а подъёмы к новому счастью были высоки и трудны.
д) Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами.

14. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором перечисляются явления, происходящие одновременно:
а) Тягуче скрипнула дверь, и наружу просунулась голова деда Щукаря.
б) Закончился футбольный матч, и зрители покинули стадион.
в) Он на вопрос не отвечал и с каждым днём приметно вял, и близок стал его конец.
г) У него затекли ноги и заболела спина.+
д) Выспится Саша, поднимется рано, чёрные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей.

15. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором явления следуют одно за другим:
а) Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из-за тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма.
б) Звёзды уже начали бледнеть, и небо серело.
в) Мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони стояли странные и золотые.
г) Люди уходят, и остаются вещи, безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев.+
д) Шумели листья, да слышался треск сучьев.

16. Выберите сложносочинённое предложение.
а) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.
б) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
в) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.+
г) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
д) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

17. Выберите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
а) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
в) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
г) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
д) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.+

18. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая:
а) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.+
б) Я глядел на счастливое лицо дяди и мне почему-то было жаль его.
в) Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.
г) С каждой секундой ропот становился всё громче и слышался со всех сторон.
д) Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер поднимая с земли пыль.

19. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) Голова болела, но сознание было ясное, отчётливое.
б) Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой.
в) В притихшей роще шелестит под ногами листва да слышится таинственный шёпот.
г) То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.+
д) Все деревья в лесу покрылись молоденькой листвой, дубы же стояли всё ещё обнажённые.

20. Отметьте сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.+
б) Наступил вечер, и мы долго бродили по лесу.
в) Лето быстро пройдёт, а на землю вновь обрушатся холодные осенние дожди.
г) Буран стих, зато установился очень сильный мороз.
д) Ни лист в поле не зашуршит, ни птица не запоёт.

21. Выберите сложносочинённое предложение, содержащее разделительный союз.
а) В саду уже поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
б) На крышах ещё лежал снег, а на земле уже появились тёмные пятна.
в) Тусклый месяц едва освещал лесную тропинку, да яркие звёзды помогали путникам не терять путь.
г) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево восходящей луны осветило ночное небо.+
д) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём.

22. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором запятая не ставится:
а) Огонь в лампе дрогнул и через минуту снова разгорелся.
б) Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
в) За окном брезжил рассвет и кричали петухи.+
г) Конец мая и в поле ещё прохладно.
д) Тёплый ветер гуляет по траве и поднимает пыль.

23. Сколько пропущено знаков препинания?
И пока Иван не скрылся из виду он всё стоял и не уходил в избу и надо бы оглянуться Ивану и повернуть назад и сказать Колесникову слова прибережённые про запас на особый случай не сказанные в суете и незначительности мелких разговоров а теперь уж они не будут сказаны никогда.
а) 7
б) 8+
в) 6
г) 9
д) 10

24. Сколько пропущено знаков препинания?
Над горизонтом проползла туча и оттого даль казалась тёмной близкой фиолетовой и освещённые солнцем чётко обозначенные в воздухе рисовались над ней одинокие блестящие колосья.
а) 7+
б) 4
в) 3
г) 2
д) 5

25. Союзы, употребляющиеся в сложносочинённых предложениях:
а) Как будто, словно, поскольку, ибо, или, а то, не то, а, но.
б) Но; да; а; зато; и; да и; также; тоже; ни-ни; не только…но и; то-то; не то не то; или; либо.+
в) Который; какой; чей; то-то; не то-; то ли- то ли; а; да; но; зато.
г) Что; чтобы; будто; как; когда; зачем; почему; отчего.
д) Чтобы, и, когда, потому, что, по и.

26. Мне хотелось либо заночевать в степи, либо я готов был бродить всю ночь напролёт.
Определите значение сложносочинённого предложения:
а) причинно-следственное.
б) возможность одного из названных событий, действий.+
в) последовательность событий.
г) одновременность событий.
д) чередование явлений.

27. Потянуло ветром, и вздрогнула, затрепетала уже покрасневшими листьями осина.
Определите значение сложносочинённого предложения:
а) одно событие противопоставляется другому.
б) чередование событий.
в) одновременность событий.
г) равнозначность суждений.
д) причинно-следственные отношения.+

28. Сколько пропущено знаков препинания?
Со своими лихими жигитами Утемис отец Махамбета не раз отводил беду от родных юрт уводил свой аул в такие дали куда боялись подступиться наёмники хана и караульные отряды казачьих атаманов а когда сын Айчуака Жанторе был избран ханом Младшего жуза Утемис не признал его.
а) 7
б) 6
в) 9
г) 10
д) 8+

29. Сколько пропущено знаков препинания?
Летом он уехал на заимку Ивана Малофеевича а осенью его зачислили учеником охотника и на следующий год он работал самостоятельно у него уже была своя избушка на Симонухе протоке реки Убы и охотились они теперь в паре с Колесниковым встречались раз в полмесяца на Усть-Убинке небольшой горной речке.
а) 5
б) 7+
в) 8
г) 4
д) 6

30. Выберите сложное предложение.
а) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
б) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
в) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
г) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.+
д) Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду чувствовалось приближение осени.

Тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

Часть А

А1. Какое из утверждений неверно?

1) Сочинительные союзы делятся на три группы: соедини­тельные, противительные, разделительные.
2) Если есть общий второстепенный член предложения, то запятая отсутствует между частями сложносочинённого предложения.
3) Простые предложения в составе сложносочинённого свя­заны только интонацией.
4) Части сложносочинённого предложения равноправны.

А2. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле не­слись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.
4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

1) Смеркалось, и мне захотелось вернуться в тепло и уют.
2) Пошёл мелкий осенний дождь, зато воздух стал свежее.
3) Необходимо совершенствовать свои знания, или про­изойдёт деградация.
4) Все студенты пошли на лекцию, я тоже пошёл.

А4. Укажите предложение с составным союзом.

1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит аро­матом.
2) В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
4) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

А5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуацион­ная ошибка.

1) Туман то заволакивал вершины гор, то спускался в доли­ну, то вдруг поднимался кверху.
2) Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.
3) К вечеру небо очистилось от туч, а ночь обещала быть холодной.
4) Мальчики сидели за столом, выполняя какую-то работу, и я старался не мешать им.

А6. Укажите сочинительный соединительный союз.

1) то…то
2) и
3) но
4) будто

А7. Как надо расставить запятые в предложении?

Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.

1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 2, 4
3) 1, 2, 5
4) 1, 2, 3, 4

А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фиолетовые тучи низко ползли над притихшей землёй () и наполовину окутывали сероватой пеленой седые горы.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Тишина в природе нарушалась однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.
2) Снег медленно падал то на лицо и руки то на рукава то на землю.
3) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.
4) Надвинулась тёмная туча и через несколько минут подул сильный ветер.

А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

Во льду река и мёрзлый тальник,
А поперёк, на голый лёд,
Как зеркало на подзеркальник,
Поставлен чёрный небосвод.

1) сложноподчинённое предложение
2) простое предложение с однородными членами
3) сложносочинённое предложение с противительным союзом
4) сложное бессоюзное предложение

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.

(1)Как быстро летело время. (2)Был уже целый ряд хо­лодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покрас­нели осины. (3)Вода в реке потемнела, и сама река каза­лась больше, потому что берега оголели, береговая поросль быстро теряла листву. (4)Холодный осенний ветер обрывал листья, засыхавшие от мороза, и уносил их.
(По Д. Мамину-Сибиряку)

В1. Выпишите сочинительные союзы из предложения 2.

В2. Напишите номер сложносочинённого предложения с проти­вительным союзом.

В3. Напишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 3.

В4. Укажите, простое или сложное предложение 4.

Часть С

С1. Используя сложносочинённые предложения, продолжите описание осени Д. Мамина-Сибиряка.

Вариант 2

Часть А

А1. Какое из утверждений неверно?

1) Части сложносочинённого предложения всегда отделя­ются друг от друга запятой.
2) Части сложносочинённого предложения связаны между собой союзом и интонацией.
3) Союзы однако и зато являются противительными.
4) Запятая в сложносочинённом предложении не ставится, если есть общий второстепенный член.

А2. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.
2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.
3) Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лес­ной край терялся в сумерках.
4) За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.

А3. Укажите предложение с противительным союзом.

1) Прошла гроза, и небо посветлело.
2) Сумерки, но от фонарей льётся свет.
3) То падал туман, то припускал дождь.
4) День и ночь.

А4. Укажите предложение с составным союзом.

1) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.
2) Не только птицы замолчали перед дождем, но и всё в природе притихло.
3) В синем небе поднималось солнце, но иней на прибреж­ной траве ещё не растаял.
4) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.

A5. Укажите предложение, в котором допущена пунктуацион­ная ошибка.

1) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за гриба­ми и ягодами.
2) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
3) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви скло­нились до самых колосьев.
4) Ростки травы появляются до начала спада воды и все вокруг становится сиреневым.

А6. Укажите противительный союз.

1) то…то
2) также
3) или
4) однако

А7. Как надо расставить запятые в предложении?

Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.

1) 1, 2, 3
2) 3
3) 1, 2
4) 1, 3

А8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной кры­ше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запя­тая не нужна
2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

А9. В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.
2) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.
3) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.
4) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.

А10. Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.

1) сложное бессоюзное предложение
2) сложноподчинённое предложение
3) простое предложение с однородными членами
4) сложносочинённое предложение с соединительным союзом

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1-В4.

(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью по­сле дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!
(По А. Муранову)

В1. Запишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 1.

В2. Укажите, каким является предложение 2 — сложным или простым; если сложным, то союзным или бессоюзным.

В3. Какой вид союза связывает части сложного предложения 3?

В4. Выпишите союз из предложения 4.

Часть С

С1. Продолжите описание радуги (см. текст к заданиям В), используя сложносочинённые предложения.

Ответы на тест по русскому языку Сложносочинённое предложение 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-2
А6-2
А7-4
А8-4
А9-4
А10-3
В1. а, и
В2. 2
В3. 4
В4. простое
Вариант 2
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-4
А7-4
А8-3
А9-2
А10-4
В1. 2
В2. сложное союзное
В3. противительный
В4. Зато

9 класс

Тест за первое полугодие по русскому языку

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить

работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из

20 заданий с кратким ответом.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только

после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте

задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после

выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным

заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь

выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

1. Укажите сложносочинённое предложение:

1) В лесу родилась елочка, в лесу она росла.

2) День жаркий, на небе ни облачка.

3) Прискакал к утёсу, а там река ревет, как бешеный зверь.

4) Приветствую тебя, первый гость обновлённой природы, милый певец жаворонок!

2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

1. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2. Можно было пройти по всему дому и не встретить ни души.

3. Длинная аллея привела меня к кустам шиповника, за которыми возвышался зелёный холм.

4. Прихватил мороз, и на первом рассвете выпал зазимок.

3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

1) То шёл пушистый снег, то каплями летела в лицо изморось.

2) Небо начало проясняться, но было ещё сумрачно.

3) Ветер был довольно сильный, и сосны издавали негромкий скрип.

4) Я слышал, как ко мне постучал хозяин.

4. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом:

1) Над Москвой было ещё светло, и небо зеленело к западу.

2) Ночью шёл тихий дождь, однако к вечеру погода разгулялась.

3) Мимо то пролетали гуси, то с тоскливыми криками проносились журавли.

4) Пробил третий звонок, и поезд тронулся.

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

1) Рано появилась на небе мутная луна, и осветила тусклым светом окрестность.

2) В темноте не было ничего видно, но путники продвигались к месту своего назначения.

3) Всё небо было в звёздах, таинственно струилось с вышины, их голубое мерцание.

4) Заря занималась и птицы начали свой перезвон.

6. Укажите правильную характеристику предложения:

День был безветренный, и жара усиливалась с каждым часом.

1) сложноподчинённое предложение

2) сложное бессоюзное предложение

3) сложносочиненное предложение

4) простое предложение с однородными членами

7. Укажите предложение, которое соответствует следующей характеристике:

сложносочиненное, состоит из двух частей, связанных противительным союзом.

1) Темнело, и сбоку несло речным холодом.

2) Небо уже не грохотало, а издавало сухие трескучие звуки.

3) Было очень рано, и лес ещё не шумел.

4) Постепенно надвинулась тёмная туча, однако на востоке ещё голубело небо.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении (знаки

препинания не проставлены):

Шумно отгремел страшными грозами тёплый июль () и жаркое лето вдруг сразу

перемахнуло на осень.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

9. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

1) Туман то заволакивал вершины гор, то спускался в долину, то вдруг поднимался кверху.

2) Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

3) К вечеру небо очистилось от туч и ночь обещала быть холодной.

4) Мальчики сидели за столом, выполняя какуюто работу, и я старался не мешать им.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Фиолетовые тучи низко ползли над притихшей землёй () и наполовину окутывали

сероватой пеленой седые горы.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

11. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) Пугачёв вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную.

2) В актовом зале было много людей, однако было светло.

3) Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух.

4) Война разгоралась, и театр её приближался к русским границам.

12. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение

находится перед главным:

1) Пока на свете цветут цветы, горе не может быть окончательным.

2) Я не прошу вас разделить моё мнение, если моя выходка кажется вам смешной.

3) Он настороженно следил за ними, как рыболов смотрит за поплавком.

4) Я вошёл, когда все сидели за столом.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Когда закрылась дверь сада, он немного побродил по дорожкам.

2) Хозяйка, хотя я просил её не делать этого наглухо затворила окна.

3) Не знаю, решился ли бы я заговорить с нею.

4) Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с союзным словом:

1) Пока он купался, накрыли на стол.

2) Я молча вручил ему приказ, чтобы придать уверенности.

3) На поезд мы не успели, так как проводы затянулись.

4) Я собрал книги, которые отложил раньше.

15. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Начинало смеркаться, когда я пришёл к комендантскому дому.

2) Она не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон улыбкой.

3) Я собрал книги, которые отложил раньше, и подошёл к библиотекарю.

4) Он спросил, что мы будем делать летом.

16. Укажите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Чтобы понять народ, надо вспомнить его историю.

2) Я долго смотрел на степь, по которой неслась тройка.

3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.

4) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Я попрежнему такой же нежный (1) и мечтаю только лишь о том (2) чтоб (3) скорее

от тоски мятежной (4) воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

1) 1, 2, 3 3) 2

2) 1, 3 4) 2, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Перед глазами ребят (1) расстилалась широкая река (2) по обеим берегам (3) которой (4)

выросли дома.

1) 1,2,3,4 3)1,4

2)

2,4 4)2

19. Укажите предложение с придаточным времени:

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава

2) Где отвага, там и победа.

3) Как только пробило девять часов, я не мог усидеть в комнате.

4) Нельзя было предполагать, чтобы он сожалел об этом.

20. Укажите предложение с придаточным причины:

1) Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.

2) Лаврецкий подхватил платок, прежде чем он успел упасть.

3) Мы были на середине реки, когда лошадь вдруг оступилась.

4) Я именно оттого и уезжаю, что мы не друзья.

9 класс

Итоговый тест по русскому языку

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить

работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из

20 заданий с кратким ответом.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только

после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте

задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после

выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным

заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь

выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 2

1. Укажите сложносочинённое предложение:

1)Ктото шепчет и смеётся сквозь лазоревый туман.

2) Луна зашла за тучу, и берега стало не видно.

3) Сверкали молнии, гремел гром, лил дождь.

4)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

1)Луна взошла, но нам её было не видно.

2)Тишина не нарушалась ничем, однако какието звуки витали в воздухе.

3) День был безветренный, и жара усиливалась с каждым часом.

4)Или мне было плохо от сказанных сгоряча слов, или это начиналась мучающая меня

лихорадка.

3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом

1) Целый день шёл дождь, и теперь тоже тихонько накрапывало.

2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит.

3) За мною жадно бушевало море, а вдали высились и гудели тополя.

4) В комнату пробился свет, и больной недовольно поднял голову.

4. Укажите сложносочиненное предложение с противительным союзом

1) Погода была ветреная и сырая, зато воздух был свеж и прохладен.

2) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.

3) Ночью шумел за окнами ливень, днём также было дождливо.

4) Я притаился у забора, и мальчик верной поступью прошёл мимо меня.

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки:

1) Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

2) Споров больше не затевалось после обеда все были в хорошем расположении духа.

3) Белые медведи, похоже, скоро исчезли если бы не было запрета охотиться на них.

4) Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

6. Укажите правильную характеристику предложения:

На земле и на небе было спокойно, и только легкий ветерок обвевал иногда лицо.

1) сложноподчинённое предложение

2) сложное бессоюзное предложение

3) сложносочиненное предложение

4) простое предложение с однородными членами

7. Укажите предложение, которое соответствует характеристике: сложносочиненное,

состоит из двух частей, связанных противительным союзом:

1) Под липой, казалось, было прохладнее, свежее и спокойнее.

2) Ночь ещё только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано.

3) Стало темнеть, и улицы малопомалу опустели.

4) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней листве.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении (знаки препинания не

проставлены):

Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья () и над ними по хмурому небу

промчались клочки серых туч.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

9. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

1) Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.

2) От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят

колокольчики, радостно приветствуя гостя.

3) В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.

4) Ростки травы появляются до начала спада воды и всё вокруг становится сиреневым.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и не

ожиданно быстро потеплело.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

11. Укажите сложноподчинённое предложение:

1) Он почувствовал, как чьято мускулистая рука сжала ему запястье.

2) Они шли быстро, и им было тепло.

3) Снежная буря улеглась, и снова стало ясно.

4) Он вспомнил об этом случае, и его осенило.

12. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное находится

внутри главного предложения:

1) Никто не знал, каким образом он спасся.

2) Она была слишком молода, чтобы предаться отчаянию.

3) Первое, что поразило его, было отсутствие страха.

4) Если вы отправитесь к нему, то можете разминуться.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Ямщики подвязывали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

2) Она ещё раз взглянула в окно по которому стекал дождь.

3) Он знает, как скучно без друзей.

4) Есть люди, которые разговаривают сами с собой.

14. Укажите сложноподчинённое предложение с союзным словом:

1) Он простил, хотя прощение нелегко далось ему.

2) Мне вспомнилось предание, которое рассказывает об этом подземном ходе.

3) Так как ехать приходилось ночью, он имел при себе заряженные пистолеты.

4) Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли шёл ветерок.

15. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.

2) Видно было, как по краю дороги спешили кудато назад облака и их тени.

3) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

4) Она не любила, чтобы к ней приходили в старый дом.

16. Укажите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку.

2) Пьер чувствовал, как чтото ужасное, безобразное поднимается в душе его.

3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жил минувшим.

4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходили их

задушевные беседы.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны

стоять запятые в предложении:

Ты прохладой (1) меня не мучай (2) и (3) не спрашивай (4) сколько мне лет. (С. Есенин)

1) 2,3 3) 2

2) 1,3 4) 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны

стоять запятые в предложении:

Вчера (1) я встретил старого знакомого (2) в жизни которого (3) произошло немало

интересного.

1) 1,2,3 3)2

2) 1, 3 4)3

19. Укажите предложение с придаточным места:

1) Где ты будешь, там буду я.

2) Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

3) Комната, где меня обычно устраивали, была занята.

4) Легенда умалчивает, сохранился ли этот замок.

20. Укажите предложение с придаточным причины:

1) Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо.

2) Звёзды одна за другой гасли по мере того, как розовел восток.

3) Так как мы уже встретились, дайте мне вашу руку.

4) Я догадываюсь, зачем ты хотел приехать.

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Словосочетание. Виды синтаксической связи

1. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании могущества человека из приведённого ниже предложения.

В слове ораторы видели главное основание могущества человека.

2. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании редкая поездка из приведённого ниже предложения.

Редкая поездка по столице обходится без метро.

3. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «примыкание».

Подрастающий человек обычно идеализирует жизнь.

4. Из приведённого ниже предложения выпишите словосочетание со связью «согласование».

Все лучшие качества человека связаны с верой и верностью.

Ответы: 1 — управление; 2 — согласование; 3 — обычно идеализирует; 4 — лучшие качества.

Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения

1. Укажите предложение, в котором неправильно обозначено сказуемое.

2. Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

  3. Укажите предложение, в котором есть простое глагольное сказуемое.

  1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (А. С. Пушкин)

  2) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

  3) На закате солнце кажется огромным красным шаром.

  4) Енот-полоскун — цирковой артист от природы.

4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей предложения?

  В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

  1) было      

  2) было так холодно

  3) отменили      

  4) занятия отменили

Ответы: 1 — 2; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 3.

Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения

1. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

  1) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

  2) Она девушка с характером.

  3) Знание сила.

  4) С другом и горе не беда.

2. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены неправильно.

  1) Рвать первоцветы — большой вред для природы.

  2) Сердце — не камень.

  3) Тире — разделительный знак, отделяющий один главный член предложения от другого.

  4) Компьютер — электронно-вычислительная машина.

  3. Укажите нераспространённое предложение.

  1) Тёмная ночь.

  2) Жду тебя.

  3) Скоро рассветёт.

  4) Ты был прав.

  4. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

И золотая пчела на цветке, и разноцветные бабочки, и прыжки воробья на песке — всё веселит мои взоры.

  1) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

  2) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части

4) тире стоит между подлежащим и сказуемым

Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 4; 4 — 1.

Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения

1. Укажите двусоставное предложение.

  1) По окончании передачи смотрите новости.

  2) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз. (М. И. Цветаева)

  3) В коридор выходило несколько дверей.

  4) В саду было тихо, прохладно.

2. Укажите определённо-личное предложение.

  1) Спи ж, пока забот не знаешь, баюшки-баю!

  2) Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А. С. Пушкин)

  3) Нам предстоит сдавать экзамены.

  4) Мне нравится, что вы больны не мной. (М. И. Цветаева)

3. Укажите неполное предложение.

  1) Бросьте притворяться!

  2) Кто сегодня дежурный?

  3) Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  4) Потемнело в чистом поле.

Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Мы увлеклись игрой () и совсем забыли об уроках.

  1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

  2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

  3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

  4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На мокром прибрежном песке мы искали разные сокровища: разноцветные камешки; ракушки, ребристые снаружи и перламутровые внутри; окатанные кусочки стекла.

  1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части

  2) первая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится во второй части

  3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

  2) Пролился первый весенний дождь.

  3) Мама вставала каждый день ни свет, ни заря.

  4) Ветер то стонет, то злится, то воет и ревёт. (Я. С. Лесков)

4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1) Камыши были неподвижны и как будто дремали.

  2) Скрепя сердце он согласился на столь авантюрное дело.

  3) Месяц чистый и острый стоял над головой. (А. Н. Толстой)

  4) И отец и сын были растроганы.

Ответы: 1 — 1; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 4.

Вводные слова и предложения. Обращения

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наша футбольная команда (1) конечно (2) в неплохой форме (3) однако (4) ей часто не хватает стабильности.

  1) 3, 4

  2) 1, 2, 3

  3) 3

  4) 1, 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Познакомьтесь (1) дорогие телезрители (2) с прогнозом погоды. На следующей неделе (3) по сообщениям синоптиков (4) ожидаются дожди и грозы.

  1) 1, 2

  2) 1, 2, 3

  3) 3, 4

  4) 1, 2, 3, 4

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Дерево, несомненно, лучший материал для дома.

  2) Согласно прогнозу сейсмологов, возможно, ещё одно землетрясение.

  3) Пора, казалось бы, заканчивать письмо.

  4) Как выражаются моряки, ветер крепчал. (А. П. Чехов)

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Друг мой, друг далёкий, вспомни обо мне! (А. А. Фет)

  2) Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. (А. В. Кольцов)

  3) Пылай, камин, в моей пустынной келье. (А. С. Пушкин)

  4) Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай! (Ю. И. Визбор)

Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 2; 4 — 4.

Обособленные члены предложения

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Засучив рукава (1) отец начал с шумом умываться (2) а мать (3) улыбаясь (4) стояла с полотенцем в руках.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 2

  4) 1, 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в тёмном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4      

  4) 2, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В эту минуту в залу вошёл (1) насилу передвигая ноги (2) старик высокого роста (3) бледный и худой (4) в халате и колпаке. (А. С. Пушкин)

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4

  4) 2, 3

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Мальчик, как самый лёгкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.

  2) Луна как бледное пятно. (А. С. Пушкин)

  3) Лев известен как царь зверей.

  4) Что ты носишься, как угорелый?

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Тогда, три года назад я больше всего ценил в своём друге такие качества, как сила, ловкость, реакция.

  2) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл я в сарай и заснул глубоко. (Н. А. Некрасов)

  3) Арбенин, герой драмы, став жертвой светских интриг, отравил невинную жену и лишился рассудка.

  4) Вопреки ожиданиям, клёв оказался хорошим.

Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3;4 — 4; 5 — 1.

Сложносочинённое предложение

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

  Небо было почти безоблачное ( ) и дул слабый северный ветер.

  1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

  2) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

  3) сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая

  4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тут кто-то позвонил дяде по телефону (1) и (2) чем-то встревоженный (3) он заторопил старика Якова. (А. П. Гайдар)

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 2, 3

  3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Лучилось солнце, и раскидывалась широкая радуга.

  2) У Димки блеск в глазах пропал и храбрость куда-то улетучилась.

  3) Пламя перебежало на хвою, и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. (Б. Н. Полевой)

  4) Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.

4. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую.

  1) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. П. Чехов)

  2) Костёр разгорался неохотно и вяло двигались тени вокруг него.

  3) Выберите в меню имя команды отмеченное многоточием и откроется диалоговое окно.

  4) Загремела музыка двери в залу отворились и бал начался.

  Ответы: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 3; 4 — 2.

Сложноподчинённое предложение

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все помещики (1) в усадьбах (2) которых гостил Чичиков (3) имеют какую-то одну характерную черту.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Произведения Солженицына (1) печатать (2) которые долгое время было запрещено (3) сейчас изучаются в школе.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1, 3

  3) 1

  4) 2, 3

  3. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

  1) Поэзия Фета — сама природа, которая глядит через человеческую душу.

  2) Предсказать, как повернётся история в дальнейшем, не мог и пророк.

  3) Чтобы Жилин не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.

  4) Первая мысль, что пришла ему в голову, была мысль о побеге.

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Старый дуб, у которого было обширное потомство, доживал свой век.

  2) За всё, что делает человек, ему придётся ответить.

  3) Солнце зашло за горизонт, и птицы умолкли, когда мы дошли до реки.

  4) Душа, очевидно, слишком потрясена своими волнениями, чтобы быть внимательной к тому, что их вызывает или сопровождает. (Стендаль)

5. Укажите предложение с параллельным подчинением придаточных.

  1) По радио объявили, что надвигается шторм и суда в море выпускать не будут.

  2) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

  3) Когда судно уже вышло в море, выяснилось, что на борту оказались случайные люди.

  4) Мне приснился огромный сад, в котором, когда я был ещё ребёнком, росли сказочно красивые цветы.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Судья предупредил (1) что (2) если шум не прекратится (3) суд будет продолжен при закрытых дверях.

  1) 1, 2, 3      

  2) 1

  3) 1, 3

  4) 1, 2

Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 2; 4 — 3; 5 — 3; 6 — 1.

Бессоюзное сложное предложение

1. Укажите предложение, в котором вместо тире надо поставить двоеточие.

  1) Громко хлопнула дверь — она не обернулась.

  2) Любишь кататься — люби и саночки возить.

  3) Закроешь глаза — вся земля так и поплывёт под ногами. (И. А. Бунин)

  4) Вечером здесь было неуютно — фонари светили тускло и улицы были пусты.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Художник изобразил картину осени: неспешно течёт серая река, деревья стоят полуоблетевшие, ветер гонит по низкому небу обрывки туч.

  1) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

  2) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

  3) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

  4) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

  3. Укажите простое предложение с однородными членами.

  1) На столе стоят вырезанные из дерева чудесные фигурки: золотистая уточка, изящный лебедь, гривастый конь.

  2) Была у меня мечта: я очень хотел стать художником.

  3) Пассажиры с вещами сидели на площадках: вещи в вагон не влезали. (К. Г. Паустовский)

  4) Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А. А. Фет)

  4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу. (Ю. Олеша)

  2) Он знает: ошибка — шаг к истине.

  3) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. (И. С. Тургенев)

  4) Лист сухой валится, ночью вегер злится, да стучит в окно. (А. А. Фет)

  Ответы: 1 — 4; 2 — 1;3 — 1; 4 — 4.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи

1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

  1) Он (князь Андрей) редко смеялся, но зато когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. (Л. Н. Толстой)

  2) Я подумал, что если бы мой друг жил чуть ближе, мне не пришлось бы ждать автобус.

  3) Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге. (А. Азимов)

  4) Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. (А. И. Куприн)

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1) За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал.

  2) Естественно, правила приличия требовали, чтобы внешне всё выглядело, как всегда, благопристойно, но я несколько раз спрашивал себя: «Так ли уж трудно собравшимся сохранять спокойствие?» (А. Кристи)

  3) Иван Ильич почувствовал, что, когда все самые важные люди оказались у него в руках, они стали ему безразличны.

  4) Утром альпинисты начали подъём, который как они рассчитывали не был особенно трудным.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я возражал ей (1) что (2) если для неё и нет опасности (3) она велика для меня (4) ибо рано или поздно я буду узнан (5) и мне постоянно будет угрожать несчастье (6) которое я уже испытал. (А.-Ф. Прево)

  1) 1, 3, 5      

  2) 1, 2, 3, 4, 5

  3) 1, 2, 3, 4, 6

  4) 1, 4, 6

4. В каком варианте ответа правильно указано количество грамматических основ в предложении?

Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась чёрная точка лодки, которая возникала ниоткуда, а потом не двигалась никуда.

  1) 2  

  2) 3

  3) 4

  4) 5

Ответы: 1 — 2; 2 — 4; 3 — 3; 4 — 3.

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

1. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

  1) «Скоро я уезжаю, — сказал он и, помолчав, добавил: — Навсегда».

  2) Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

  3) «Где же спасатели? Времени у них было предостаточно, — решил Кливи. — Почему их ещё нет?» (Р. Шекли)

  4) «Холодновато у вас» — сказал приезжий и, присев на стул, ещё сильнее закутался в медвежью доху.

2. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

  1) Тогда я сказал, что если так, то пускай Гамзат едет в Ташкент.

  2) Но, холодно приняв привет её очей, в лицо перчатку ей он бросил и сказал: «Не требую награды». (Ф. Шиллер)

  3) «Цель энциклопедии — собрать знания, рассеянные по свету, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих и передать тем, кто придёт после нас», — писал знаменитый французский философ и писатель Дени Дидро.

  4) «Я провожу тебя, если ты боишься, — сказал он ей. — Ты мне позволишь идти подле себя?» (А. С. Пушкин)

Ответы: 1 — 4; 2 — 3.

Синтаксические нормы

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1) Эта музыка, к которой я никогда не мог оставаться равнодушным, снова поразила меня.

  2) В центре романа — герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.

  3) Приложение — особый вид определения, который выражен существительным или словосочетанием.

  4) Хлынул дождь, и мы бросились к сараю, который стоял на краю села.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

  1) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

  2) Трудно найти решение, которое бы всех устроило.

  3) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

  4) Сохраните файлы, которые вам нужны.

3. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

  1) Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.

  2) Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.

  3) В лесу дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой.

  4) Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осуществив заказ товаров, …

  1) …заказанные Вами товары доставляются нами в указанное вами место и время для того, чтобы вы могли с ними ознакомиться и принять решение о покупке.

  2) …вы не принимаете на себя никаких обязательств по их покупке.

  3) …мы привезём их вам на дом.

  4) …их список уже нельзя изменить.

Ответы: 1 — 1; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 2.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите предложение в котором есть пунктуальная ошибка
  • Найдите предложение в котором допущена стилистическая ошибка в
  • Найдите предложение в котором допущена пунктуационная ошибка спорт музыка
  • Найдите предложение в котором допущена пунктуационная ошибка путешествие
  • Найдите предложение в котором допущена пунктуационная ошибка прочитайте гоголя