Найдите предложение с речевой ошибкой эти функции возлагаются на

КИМы по родному языку составлены для промежуточной аттестации в 5-9 классах на основе тех программ, которые составлялись нашими членами отделения.

Составитель: Евдокимова Любовь Николаевна

Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса

1 вариант

  1. Что такое родной язык?

а) Это язык, на котором ты говоришь.

б) Это язык того народа, к которому относит себя человек.

  1. Из какого языка заимствовано слово «алфавит»?

а) Из французского

б) Из английского

в) Из греческого.

  1. Какое значение фразеологизма «попасть как кур во щи»?

а) Мешать что-то делать.

б) Неожиданно попасть в неловкое положение.

в) Рассказывать, что происходит дома.

  1. Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды.

а) Сарафан – род длинной одежды.

б)  Убрус – платок, вышитый узорами, расшитый золотом, жемчугом.

в) Шугай – старинный русский головной убор замужней женщины  в виде легкой мягкой шапочки.

  1. Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.

а) Артель — группа людей, объединившаяся для совместной работы, хозяйственной деятельности.

б) Полба – блюдо, приготовленное из ячменя.

в) Ячневый – вид пшеницы.

  1. Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: холодная встреча, железный характер, теплое отношение?

а) Олицетворение

б) Метафора

  1. Выберите правильное продолжение определения «эпитет».

а) Сравнение предметов, явлений, свойств по некоторым общим признакам.

б) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.

в) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

  1. Найдите крылатое выражение.

а) На чужой сторонушке рад родной воронушке.

б) По заслугам и честь.

в) Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

  1. Проведи соответствия между именем и его значением.

1.Ольга                А. Победитель (ница)

2.Владимир           Б. Святой (ая)

3.Виктор               В. Владеет миром

  1. Расставьте ударение в словах

Тортов, цемент, столяр

  1. Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Тургенев – потрясающий писатель своего времени.

б) Эти функции возлагаются на классного руководителя.

в) Хорошие ученики всегда выполняют домашнее задание.

  1. Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже.

а) Башен, блюдец, хлопьев

б) Макаронов, носок, полотенец

в) Носков, полотенцев, килограммов.

  1. С какими словами приветствия уместно обратиться к друзьям, пришедшим к вам на день рождения?

а) Привет честной компании!

б) Добрый вечер! Проходите, пожалуйста.

в) Привет. Заходите. Мама, ты знаешь всех моих друзей. Мы к столу.

14. Что такое монолог?

а) Это речь одного лица.

б) Это речь двух и более лиц.

  1. Что не относится к композиционным частям текста?

а) Вступление

б) Заключение

в) Микротема

Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса

2 вариант

  1. Что такое государственный язык?

   а) Это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве символа.

   б) Это язык, на котором говорят в государстве.

  1. Кто был составителем азбуки?

а) Ростислав.

б) Кирилл и Мефодий.

в) Владимир.

  1. Какому выражению из болгарского языка соответствует фразеологизм «Как кур во щи»?

а) «Как петух в пеньку».

б)  «Как козел в колодец»

  1. Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды

а) Сафьяновый – сделанный из сафьяна, обтянутый сафьяном – тонкой и мягкой козьей или овечьей кожей яркого цвета.

б) Повойник – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки

в) Сарафан – старинная женская одежда в виде короткополой теплой кофты с рукавами.

  1. Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.

а) Волоковое окно – задвигавшееся доской окно в крестьянской избе старой постройки, а также отверстие для выхода дыма в избе.

б) Конник – предметы для запряжки лошадей.

в) Упряжь – ящик, прилавок в жилой части крестьянского дома, около дверей.

  1. Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: спит черемуха, ночь сходила за курган, туман вставал?

а) Метафора

б) Олицетворение

  1. Выберите правильное продолжение определения «сравнение».

а)  Образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

в) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.

  1. Найдите крылатое выражение.

а) У сильного всегда бессильный виноват.

б) Где сосна взросла – там она и красна.

в) С тобой разговориться – что меду напиться.

  1. Что такое ономастика?

а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей

б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.

в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.

  1. Расставьте ударение в словах

Звонит, цепочка, оптовый.

  1. Найдите предложение с речевой ошибкой.

  а) Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.

б) Это была храбрая мысль.

в) Продается жилой дом.

  1. Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже

а) Чулок, грамм, абрикосов.

б) Шорт, оладьев, гектаров.

в) Дел, граммов, бананов.

  1. Какую фразу не рекомендуется употреблять по правилам речевого этикета?

а) Я буду чай, а она (о присутствующей подруге) не хочет.

б) Я буду чай, а Юля будет  какао.

14. Что такое диалог?

а) Это речь одного лица.

б) Это речь двух и более лиц.

  1. Что не относится к композиционным частям текста?

а) Основная часть произведения.

б) Ключевые слова.

в) Заключение.

Промежуточная аттестация по родному языку для 6 класса

1 вариант

  1. Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?

а) Епанча.

б) Кафтан.

в) Пальто.

  1. Что не относилось к предметам русского быта?

а) Водопровод.

б) Лучина.

в) Ступа.

  1. Найдите предложение, где средством выразительности является метафора.

а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.

б) Закружилась листва золотая.

в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.

  1. Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.

а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.

б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.

в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

  1. Что такое фольклор?

а) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

б) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

  1. Приведите примеры сравнений.
  2. Среди предложенных вариантов найдите пословицу.

а) Мал, да удал.

б) Как собака на сене.

в) Не зная броду, не суйся в воду.

  1. Что не относится к антропонимам.

а) Фамилия.

б)  Кличка животного.

в) Никнейм.

  1. Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.

Екатерина А. Муся

Мария Б. Нюся

Анастасия В. Катарина

10. Паронимы — это

а) слова близкие по  звучанию, но различающиеся частично значением;

б)  слова, противоположные по значению;

в) одинаковые по произношению, но  разные по значению слова.

  1. Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Завтра мы пойдем в кино.

б) Сегодня на улице похолодало.

в) Желаю долгого творческого долголетия.

  1. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а) Оплачивайте  проезд.

б) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо.

в) Сегодня она выглядела красивше, чем вчера

  1. Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.

а) Пара ботинок, пять помидоров, нет цыган.

б) Пара ботинков, пять помидоров, нет цыган.

в) Пара ботинок, пять помидор, нет цыган.

14. Перечислите средства связи предложений в тексте.

  1. Подчеркните все известные вам орфограммы.

За деревянными домиками раскинулся сосновый бор.

Промежуточная аттестация по родному языку для 6 класса

2 вариант

1.Что не составляло предмет одежды древнего  русского костюма?

а) Ферязь.

б) Шапка-ушанка.

в) Бекеша.

  1. Что не относилось к предметам русского быта?

а) Рушник.

б) Ухват.

в) Полотенец.

  1. Определите пример предложения, где содержится метафора.

а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.

б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.

в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

  1. Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.

а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.

б) Закружилась листва золотая.

в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.

5. Что такое фольклор?

а) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях

б)  Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

6. Приведите примеры творительного сравнения.

7. Среди предложенных вариантов найдите поговорку.

а) Мал, да удал.

б) Пустая бочка гремит громче.

в) Не зная броду, не суйся в воду.

8. Что не относится к антропонимам?

а) Имя.

б) Псевдоним.

в) Название города.

9. Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.

  1. Дарья А.Муся
  2. Мария Б. Нюся
  3. Анастасия В. Одарина 

10. Паронимы — это

а)  слова, противоположные по значению;

 б) слова близкие по  звучанию, но различающиеся частично значением;

в) одинаковые по произношению, но  разные по значению слова.

11. Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) На поезд мы успели вовремя.

б) Поезд тронулся.

в) На улице свежо.

12. Найдите предложение с грамматической ошибкой.

а) Ему было впору биться о стенку.

б) Задали задание.

в) Они ездиют по всем городам области.

13. Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.

а) Пять апельсин, нет мест, пара туфель.

б) Пять апельсинов, нет местов, пара туфель.

в) Пять апельсинов, нет мест, пара туфель.

14. Перечислите средства связи предложений в тексте.

15. Подчеркните все известные вам орфограммы.

Дачный поселок расположился на песчаной горе у самого моря.

Промежуточная аттестация по родному языку для 7 класса

1 вариант

1. Что такое историзмы? Приведите примеры.

2. Найдите соответствия.

1.Ланиты           А. Плечи

2.Очи                 Б. Щеки

3.Рамена            В. Глаза

3.Расставь ударения в словах.

Сливовый, шарфы, сироты.

4.Выберите правильно продолжение определения термина  «паронимы».

а) Слова близкие по  звучанию, но различающиеся частично значением.

б) Слова, противоположные по значению.

в) Одинаковые по произношению, но  разные по значению слова.

5. Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?

а) Привет.

б) Здорово.

в) Здравствуйте.

6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.

7.Что относится к основным признакам текста?

а) Стилевое единство

б) Цельность

в) Повторы

8.Определите, что относится к типам речи.

а) Разговорный стиль.

б) Описание.

в) Художественный стиль.

9.Что не относится к аргументированному типу речи?

а) Описание.

б) Объяснение.

в) Доказательство.

10.Перечислите правила поведения в споре.

11.Составьте текст рекламного объявления.

12.Определите тип речи.

а) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…

б) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

в) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.

13.Найдите соответствия

1.Художественный стиль         А. Заявление

2.Разговорный стиль               Б. Повесть

3.Официально-деловой стиль  В. Беседа с одноклассником о походе в кино

14.Перечислите особенности языка художественной литературы.

15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие.

Промежуточная аттестация по родному языку для 7 класса

2 вариант  

1.Что такое архаизмы? Приведите примеры.

2.Найдите соответствия.

1.Пиит       А. Рыбак

2.Зерцало  Б. Поэт

3.Рыбарь   В. Зеркало

3.Расставь ударения в словах.

Банты, приняла, баловать

4. Выберите правильно продолжение определения термина «паронимы».

а) Слова, противоположные по значению.

б) Слова близкие по  звучанию, но различающиеся частично значением.

в) Одинаковые по произношению, но  разные по значению слова.

5.Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?

а) Добрый день.

б) Пока.

в) Привет.

6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.

7.Что относится к основным признакам текста?

а) Наличие антонимов.

б) Завершенность.

в) Цельность.

8.Определите, что относится к стилям речи.

а) Публицистический стиль.

б) Рассуждение.

в) Повествование.

9.Что не относится к аргументированному типу речи?

а) Доказательство.

б) Рассуждение.

в) Повествование.

10.Перечислите правила поведения в споре.

11.Составьте текст рекламного объявления.

12.Определите тип речи.

а) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать

б) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…

в) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

13.Найдите соответствия.

1.Публицистический      А.Статья в энциклопедии

2.Научный                    Б.Стихотворение

3.Художественный       В. Статья в газете

14.Перечислите особенности языка художественной литературы.

15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.

Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетенных в монотонные дни.

Промежуточная аттестация по родному языку для 8 класса

1 вариант

1.Кто был создателем русского алфавита?

а) Кирилл и Мефодий.

б) М.И. Кутузов.

в) А.С.Пушкин.

2.Найди соответствия.

1.Сесть в калошу                  А.Обманывать кого-либо, скрывать истинные намерения

2.Играть в жмурки                Б. Попасть в неудобное положение

3.Задеть за живое                В.Глубоко волновать, заставить переживать

3.Что является поводом к пополнению словарного состава русского языка?

4.Затранскрибируйте слова:

а) конечно

б) сделанный

в) ямки

5.Расставь ударения в словах

Баловаться, ходатайство, поняла

6.Найдите глагол, который употреблен неверно.

а) Не ложите руки на стол.

б) В этот выходной мы  поедем на экскурсию.

в) Перцовый пластырь сильно жжет кожу.

7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

а) Я одел пальто и вышел на улицу.

б) На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината.

в) Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

а) Папа построил новый каменистый дом.

б) Мы уплатили за проезд.

в) Он готов пожертвовать жизнью ради успеха общего дела, поэтому во время боя он выхватывает знамя из рук падшего бойца и ведет за собой солдат в атаку.

9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Заваривая чай,

а) у меня упала чашка;

б)  я уронил чашку;

в) у нее упала чашка.

10.Запишите предложения в исправленном виде

а) Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

б) Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха.

в) Приехавшего последним гостя все очень ждали.

11.Запишите предложения в исправленном виде.

а) Любой, кто сдает экзамен, должны помнить о согласовании.

б) Повествование в романе ведутся от имени трех рассказчиков.

в) Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.

12.Перечислите эффективные приемы чтения и слушания.

13.Что относится к основным признакам текста?

а) Стилевое единство.

б) Цельность.

в) Повторы.

14.Напишите автобиографию

Промежуточная аттестация по родному языку для 8 класса

2 вариант

1. Кто был создателем русского алфавита?

а) А.С.Пушкин.

б) Кирилл и Мефодий.

в) А.Невский.

2. Найди соответствия

1.Вставлять палки в колеса            А. Рассказывать секреты

2.Бить баклуши                              Б. Мешать

3.Выносить сор из избы                  В. Бездельничать

3.Почему  словарный состав русского языка постоянно пополняется?

4.Затранскрибируйте слова:

а) юный

б) булочная

в) сбиться

5.Расставь ударения в словах

Сливовый, шарфы, сироты

6.Найдите причастие, которое употреблено неверно.

а) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

б) В комнате убрато.

в) Построенный дом был очень красив.

7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

а) Вам необходимо поставить роспись на документе.

б) Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.

в)  Я одела платье и вышла в магазин.

8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

а) Граждане пассажиры, оплатите за проезд.

б) Я стану дипломатом музыкального конкурса.

в) Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока.

9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Наблюдая за облаками,

а) я чувствовал спокойствие;

б)  мне было спокойно;

в) ему стало страшно.

10.Запишите предложения в исправленном виде.

а) Дети играли в мяч, вышедшие во двор.

б) Я разговариваю с мамой, готовившей пирог.

в) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

11.Запишите предложения в исправленном виде

а) Большинство одобряют политику президента.

б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.

в) К нам приехали двадцать один студент.

12.Основные виды переработки текста.

13.Что относится к основным признакам текста?

а) Наличие антонимов.

б) Завершенность.

в) Цельность.

14.Напишите свою биографию.

Промежуточная аттестация по родному языку для 9 класса

1 вариант

1.Продолжите определение.

Крылатые слова —

а) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.

б) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.

в)  изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.

2.Поставьте ударения в словах.

Балованный, валовой, добралась.

3.Затранскрибируйте слова.

Мял, ёж, с деревьев

4.Отредактируйте предложения.

Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 

5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).

6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.

а) Когда я возвращался домой, меня застиг дождь

б)  Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

в) Меня застиг дождь, когда я возвращался домой

7.Составьте памятку «Правила информационной безопасности в сетях».

Промежуточная аттестация по родному языку для 9 класса

2 вариант

1.Продолжите определение.

Крылатые слова —

а) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.

б) изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.

в) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.

2.Поставьте ударения в словах.

Донельзя, жалюзи, закупорить

3.Затранскрибируйте слова.

С яблони, пятак, замерзший.

4.Отредактируйте предложения.

Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 2. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 3. Продается пожилой дом. 4. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 5. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.

5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 2. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 3. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 4. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 5. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.

а) Мне стало холодно, когда я подходил к лесу

б) Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.

в) Подходя к лесу, мне стало холодно.

7.Составьте памятку «Правила делового письма».

Контрольная работа № 1 по теме « Современные орфоэпические, лексические и грамматичекие нормы русского языка”

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лекторОв занятА ходАтайствовать добелА кУхонный

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва цЕпочка чЕрпать наделИт крАны

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

2. Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

3. У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

4. Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

5. Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем — полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывала уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель

пара ТУФЕЛЬ

новые ДОГОВОРЫ

ПОЛОЖИ на стол

с ЧЕТЫРЬМЯМИ студентками

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ

ДВУХСТАМ посетителям

ЛЯГТЕ на спину

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель

пара ЧУЛОК

7. Исправьте нарушение морфологической нормы. Поясните свой ответ.

У грузинов

В две тысячи первом годе

Не ложи на стол

Нет претензиев

С полтораста чемоданами

8. Значение какого слова определено неверно? Объясните значение этого слова.

1) колоритный — сытный, содержащий много калорий.

2) амикошонство — чрезмерная фамильярность.

3) альвеолы — скопление микроскопических воздушных пузырьков в бронхах.

4) витиеватый — замысловатый.

9. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Студент, не успевший подготовить ответ, грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5) Татьяна любила гадать и старинные предания.

6) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

9) После получения копий накладных Алексей спросил фамилии курьеров, доставлявших заказы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ультрафиолетовое излучение солнышка губительно действует на многие организмы, атмосфера же задерживает большую его часть.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вольтеровская сатира жива ещё и потому, что она наполнена храброй мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далёкое будущее.

12. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция — не лучшая стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.

3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу.

13. Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть, и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.

14. Отредактируйте предложения.

Эти функции поручаются отделам рекламы. В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Они работают как самые отъявленные специалисты. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

Ответы:

  1. лекторов

  2. цепочка

  3. эффективность

  4. безоглядная

  5. четырьмя

  6. двумстам

  7. У грузин, в две тысячи первом году, не клади на стол, нет претензий.

  8. 1

  9. 41652

  10. солнца

  11. смелой

  12. 234

  13. 4

Эти функции возлагаются на отделы рекламы.

В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.

Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.

Они работают как самые опытные специалисты.

Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.

В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.

Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.

Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.

В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Промежуточная аттестация  по
родному (русскому) языку. (5 класс)

1       
вариант.

1.Из
какого языка заимствовано слово «алфавит»?

а) Из французского

б) Из английского

в) Из греческого

2.Каким
средством выразительности являются следующие словосочетания: 1)холодная
встреча, железный характер, теплое отношение?

а) Олицетворение

б) Метафора

3.Выберите
правильное продолжение определения «эпитет».

а) Сравнение предметов, явлений, свойств по некоторым общим
признакам.

б) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление
из ряда других.

в) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления
природы или животных.

4.Найдите
предложение с речевой ошибкой.

а) «Сережа, ты одел  шапку?»- спросила мама.

б) Эти функции возлагаются на классного руководителя.

в) Хорошие ученики всегда выполняют домашнее задание.

5. Что
такое монолог?

а) Это речь одного лица.

б) Это речь двух и более лиц.

6.Что
не относится к композиционным частям текста?

а) Вступление

б) Заключение

в) Микротема

7.
Расставить ударения в словах: каталог, позвонишь, квартал, кухонный,
поняла, украинский, банты, заржаветь, километр, красивее.

8.Определить род
имен существительных:
кофе, тюль, мелочь,
аллергия, киви, манго, йогурт,  мораль, шампунь, контроль,  лимузин, жюри,
карате.

9. Укажите, к
какому стилю относятся тексты:
1) художественный     2)
научный    3) разговорный   4) публицистический   5) официально-деловой

    А) «Фонетика
– это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».

    Б) «Волов
распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в
кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За
россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал
дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н. В.)

    В)
Привет! Как дела?

— Нормально. А у
тебя?

    Г)
«Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №2 г. Усинска».

    Д)
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со
свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли
ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за
собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и
затуманила солнце». (Чехов А.П.)

10. Что
такое ономастика?

а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей

б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.

в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.

11.
Составить текст — описание из 5 — 8 предложений на тему «Весенний лес»

Промежуточная аттестация  по
родному (русскому) языку. (5 класс)

2       
вариант.

1.Кто
был составителем азбуки?

а) Ростислав.

б) Кирилл и Мефодий.

в) Владимир.

2.Каким
средством выразительности являются следующие словосочетания: спит черемуха,
ночь сходила за курган, туман вставал?

а) Метафора

б) Олицетворение

3.Выберите
правильное продолжение определения «сравнение».

а)  Образное выражение, в основе которого лежит
сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по
какому-либо общему признаку.

б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления
природы или животных.

в) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление
из ряда других.

4.Что
такое ономастика?

а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей

б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.

в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.

5.Расставьте
ударение в словах

Звонит, цепочка, оптовый, каталог, позвонишь,
квартал, кухонный, поняла, банты,  красивее.

6. Что такое диалог?

а) Это речь одного лица.

б) Это речь двух и более лиц.

7.Найдите
предложение с речевой ошибкой.

  а) Каменистая школа была построена в срок.

б) Это была храбрая мысль.

в) Продается жилой дом.

8.Что
не относится к композиционным частям текста?

а) Основная часть произведения.

б) Ключевые слова.

в) Заключение.

9..Определить род
имен существительных, распределить по столбикам:

мозоль, рояль, шимпанзе, мадам, фланель, такси, удаль, пламя, невежда, шампунь,
марионетка, кофе, какао

10. Укажите, к
какому стилю относятся тексты:
1) художественный     2)
научный    3) разговорный   4) публицистический   5) официально-деловой

  А)
«Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха
от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер –
это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света.
Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на
юго-восток – северо-западный ветер».

   Б)
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с
ног сбивает!»

   В)
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения
звуков и ударения в словах».

   Г) «Любовь
к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И
ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою
землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».

   Д) «Серёжа
накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом
летит в ворота»

11. Составить
текст — повествование из 5 — 8 предложений на тему «В весеннем лесу

Укажи предложение с речевой ошибкой.
а)По словам очевидцев, землетрясение началось ещё ночью.
в)Он сказал,что: «Самовар тебе, Барин, готов, Пойдём пить чай.
г)»Что у тебя за рослый народ», — Заметил я старику,
г)»Дома Хорь?» — раздался за дверью знакомый голос.


Подборка по базе: Итоговая контрольная работа по родному (русскому) языку 1класс Ш, Использование интерактивных книг в обучении иностранному языку (, Практическая работа_ разработка технологической карты урока по р, стоматология общей практики (терапевтическая стоматология ) пром, Итоговая аттестация руководителей.docx, Итоговая аттестация для учителей.docx, Оценка и аттестация персонала.docx, !Итоговая аттестация 01.06.2023.pptx, Ф.04.3-07 Аттестация февраль.docx, Ф.04.3-07 Аттестация декабрь.docx


Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса
1 вариант

Что такое родной язык?

а) Это язык, на котором ты говоришь.
б) Это язык того народа, к которому относит себя человек.

Из какого языка заимствовано слово «алфавит»?

а) Из французского
б) Из английского
в) Из греческого.

Какое значение фразеологизма «попасть как кур во щи»?

а) Мешать что-то делать.
б) Неожиданно попасть в неловкое положение.
в) Рассказывать, что происходит дома.
Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды.

а) Сарафан – род длинной одежды.
б) Убрус – платок, вышитый узорами, расшитый золотом, жемчугом.
в) Шугай – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки.
Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.

а) Артель — группа людей, объединившаяся для совместной работы, хозяйственной деятельности.
б) Полба – блюдо, приготовленное из ячменя.
в) Ячневый – вид пшеницы.

Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: холодная встреча, железный характер, теплое отношение?

а) Олицетворение
б) Метафора
Выберите правильное продолжение определения «эпитет».

а) Сравнение предметов, явлений, свойств по некоторым общим признакам.
б) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
в) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
Найдите крылатое выражение.

а) На чужой сторонушке рад родной воронушке.
б) По заслугам и честь.
в) Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Проведи соответствия между именем и его значением.

1.Ольга А. Победитель (ница)
2.Владимир Б. Святой (ая)
3.Виктор В. Владеет миром
Расставьте ударение в словах

Тортов, цемент, столяр
Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Тургенев – потрясающий писатель своего времени.
б) Эти функции возлагаются на классного руководителя.
в) Хорошие ученики всегда выполняют домашнее задание.
Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже.

а) Башен, блюдец, хлопьев
б) Макаронов, носок, полотенец
в) Носков, полотенцев, килограммов.

С какими словами приветствия уместно обратиться к друзьям, пришедшим к вам на день рождения?

а) Привет честной компании!
б) Добрый вечер! Проходите, пожалуйста.
в) Привет. Заходите. Мама, ты знаешь всех моих друзей. Мы к столу.

14. Что такое монолог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.

Что не относится к композиционным частям текста?

а) Вступление
б) Заключение
в) Микротема

Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса
2 вариант

Что такое государственный язык?

а) Это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве символа.
б) Это язык, на котором говорят в государстве.

Кто был составителем азбуки?

а) Ростислав.
б) Кирилл и Мефодий.
в) Владимир.

Какому выражению из болгарского языка соответствует фразеологизм «Как кур во щи»?

а) «Как петух в пеньку».
б) «Как козел в колодец»
Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды

а) Сафьяновый – сделанный из сафьяна, обтянутый сафьяном – тонкой и мягкой козьей или овечьей кожей яркого цвета.
б) Повойник – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки
в) Сарафан – старинная женская одежда в виде короткополой теплой кофты с рукавами.
Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.

а) Волоковое окно – задвигавшееся доской окно в крестьянской избе старой постройки, а также отверстие для выхода дыма в избе.
б) Конник – предметы для запряжки лошадей.
в) Упряжь – ящик, прилавок в жилой части крестьянского дома, около дверей.

Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: спит черемуха, ночь сходила за курган, туман вставал?

а) Метафора
б) Олицетворение
Выберите правильное продолжение определения «сравнение».

а) Образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку.
б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
в) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
Найдите крылатое выражение.

а) У сильного всегда бессильный виноват.
б) Где сосна взросла – там она и красна.
в) С тобой разговориться – что меду напиться.

Что такое ономастика?

а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей
б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.
в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.
Расставьте ударение в словах

Звонит, цепочка, оптовый.
Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
б) Это была храбрая мысль.
в) Продается жилой дом.
Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже

а) Чулок, грамм, абрикосов.
б) Шорт, оладьев, гектаров.
в) Дел, граммов, бананов.

Какую фразу не рекомендуется употреблять по правилам речевого этикета?

а) Я буду чай, а она (о присутствующей подруге) не хочет.
б) Я буду чай, а Юля будет какао.

14. Что такое диалог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.

Что не относится к композиционным частям текста?

а) Основная часть произведения.
б) Ключевые слова.
в) Заключение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите предложение с речевой ошибкой сережа ты одел шапку
  • Найдите предложение с речевой ошибкой надо дать жизнь
  • Найдите предложение с речевой ошибкой мы были шокированы прекрасной
  • Найдите предложение с пунктуационными ошибками солнце поднимается над лугами
  • Найдите предложение с пунктуационными ошибками лес рубят щепки летят