Найдите предложение с пунктуационной ошибкой в сентябре лес реже


8

Найдите пунктуационную ошибку а) В сентябре лес реже и светлее,и птичьи голоса тише б)Впереди были люди и, следовательно,бояться

Найдите пунктуационную ошибку
а) В сентябре лес реже и светлее,и птичьи голоса тише
б)Впереди были люди и, следовательно,бояться,мне было нечего
в)Улыбка была слабая,чуть заметная,и,несмотря на улыбку,строгое выражение глаз не изменилось
ПОЖАЛУЙСТА ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ ОТВЕТ

1 ответ:



0



0

а) запятая не нужна, так как лес и голоса это подлежащие и между ними стоит и.
б) после бояться запятая не нужна(не знаю, как обьяснить)
в) после улыбку запятая не нужна

Читайте также

1)В аудиторию вошли два незнакомых мальчика.2)У подъезда стояли четыре молодые женщины.3)В семье нас трое.4)Пятеро ребят отправились на конкурс чтецов в Благовещенск.5)Охотники нашли в лесу двух медвежат.6)Комендант вязчла из каждой группы по двум ребятам на уборку снега.7)В кабинет вошли четыре незнакомых лица.8)Пятеро суток люди боролись со стихией.9)Полярники пожили на льдине около девяноста трех суток.10)Для занятий купили четере пар ножниц.11)Нас было пятеро.12)Прошло двадтцать двое суток.13)На факультет выделели двадтцать три граблей,двадтцать четыре вилы,двадцать два садовых ножниц.14)На фестиваль поехали семеро юнушей и пятеро девушек.15)Десять делых две десятых процента-результат самообследования группы.

Вот и сказке конец кто думал тот молодец

Чтобы составить эти предложения, нужно знать значения этих слов.
пролонгировать — продлить действие чего-нибудь.
Договор был пролонгирован.
мизантроп — человек, не любящий людей.
Он был мизантропом.
антагонизм — противоречие.
Капиталисты и рабочие — два класса антагонистов.
инсинуация — клевета
брифинг — общение руковолителя компании с журналистами
вернисаж — выставка искусства, картин и скульптур, например
гносеология и генезис — не помню, погугли
пиар — реклама
диссидент — противник политической системы в своей стране.
Андрей Дмитриевич Сахаров был советским диссидентом.
интеграция — внедрение какого-нибудь прибора в другой прибор.
В сотовый телефон интегрирована видеокамера.
суверенитет — независимость государства от других государств
ксенофобия — нетерпимость к не таким людям, как большинство.
бомонд — элита, высший свет

книга-книг корень а окончание

книжка-книж корень к суффикс а окончание

Повествовательной, не восклицательный, сложное, 1 простое — двусоставное, распространенное, ничем не осложнено, 2 простое- одно составное, распространенное, ничем не осложнено

ЧАСТЬ1       I вариант     
1.  Какие из следующих утверждений верны?

               А.
Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненны­ми,
сложноподчиненными.

Б. Простые предложения
могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения
могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов. 

2.  Союз, 
связывающий   части   сложного   предложения
  
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как
в декабре,
является…

А. подчинительным  Б.
соединительным В. разделительным Г. противительным

3.  Какими 
союзами  соединяются   части  сложносочиненного
предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность
одного явления из двух или нескольких?

А. и,
да
(в значении и), ни ни, тоже  Б. или , либо, то-
то, не то- не то В. а, но, да (в значении но),
однако, зато, же

4.  Определите вид предложения
Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья
и, промо­кая, ложились на мокрую траву луга.

А. простое  Б.
сложносочиненное  В. сложноподчиненное  Г. бессоюзное 

5.  Найдите  среди 
данных  предложений, сложносочиненное.

А. Я совсем
растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на од­ном месте, бессмысленно
смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не
хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние
остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели
отдыхать на шпалы.
 

6.  Найдите предложение с
пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была
слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не
изменилось.

Б. В сентябре лес
реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди
и, следовательно, бояться мне было нечего.
 

7.  В  предложение
Деревья сбросили листву,  и не слышно птичьих голосов вставьте
общий второстепенный член и запиши­те полученное предложение. 

8.  Прочитайте предложение
Выпал снег и… . Продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое;   
б) простое предложение. 

9.  Запишите предложение
Надвинулась туча, и подул силь­ный ветер, вставив обособленный оборот
после союза и.

10.  Присоедините последнее простое
предложение к преды­дущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Приближался теплый фронт, облака не
выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.
 

 ЧАСТЬ 2   1. Найдите
сложноподчиненное предложение
.

А. Грачи давно расхаживали по двору,
скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств,
кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают
искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало. 

2. Прочитайте предложение 
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и
костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Придаточное
предложение в нем стоит :

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения 

3. Сделайте   синонимическую  
замену    простого   предложения  
с   причастным   оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи
кукурузы. 

4.  Составьте из двух простых предложений сложное с
придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса. 

5.  Сделайте  синонимическую замену сложносочиненного
предложения сложноподчиненным  с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких
растений.
 

6.  Определите вид придаточного обстоятельственного в
сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда
косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени Б. придаточное определительное В.
придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с
придаточным места.

А. Я
рассказал, где прошло мое детство..Б. Я поехал туда, где прошло
мое детство.В. Я побывал в городе, где прошло мое детство. 

8. Какое предложение соответствует схеме:  http://borzova5.narod.ru/imag001.jpg

А. Если вы
будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир
безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко
работать, когда знаешь, что труд твой ценят. 

9.  Какая схема соответствует предложению
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник
в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю
Михаила Пришвина? 

А. http://borzova5.narod.ru/image002.jpg                         
Б.  http://borzova5.narod.ru/imag003.jpg                       
В. [, (  ), ]. 

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

              А. Для
того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно
художественного образа.

Б. Особенно
мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу
примолкает.

В. На
задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается
кверху, непременно надо ждать затяжного дождя

Ключи ч1

1 Вариант

1. Б

2. Г

3. Б

4. А

5. Б

6. В

7.   В лесу деревья
сбросили листву  и не слышно птичьих голосов

8.       Выпал
снег и накрыл землю пушистым одеялом

         
Выпал снег, и всё вокруг побелело.

9. Надвинулась
туча, и, поднимая пыль по дороге, подул силь­ный ветер.

10. Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска,
треснули, и  из них повалил снег.

.

Часть 2  

  I вариант

1. Г

2. Б

3. На речной
пойме, которую заливает в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Когда вечерняя
заря погасла,  мы вернулись из леса.

5. Хотя на севере
суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Б

7. Б

8. А

9. Б

10. В

II  Вариант
часть 1

1. Б, В

2. В

3. В

4. А

5. Б

6. Б

7. Дул легкий
ветерок, и перепадал сне­жок.

8. Отец заправил
бензином маши­ну и поехал на работу.

    Отец
заправил бензином маши­ну, и мы стали собираться в дорогу.

9. А

10. А. Мальчики
сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли,
по-видимому,  какую-то работу, и я старался им не ме­шать.

       Б. Ветер срывал листья с
деревьев и дорожки сада усыпал разно­цветным ковром.

       В. Уже вечерело, и народ
возвращался с полей.

       Г. Его добрые глаза
светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

ЧАСТЬ 2

II
вариант

1.
Г

2.
В

3. Войдя в комнату, я увидел брата, который
приехал из города.

4. Когда я учился в школе, мой брат уже
работал на  заводе.

5.
Хотя Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным
механиком.

6.
Б

7.
В

8.
А     

9.
Б   

10.
В

ВАРИАНТ
2    ЧАСТЬ 1    
1.  Какие из следующих утверждений
верны?

                А. Простые предложения,
объединяясь в сложное по смыслу, обла­дают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения
бывают союзные и бессоюзные.

В. Союзные сложные
предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными. 

2.  Прочитайте предложение
Голова болела, сознание же бы­ло ясное, отчетливое. Простые
предложения соединены в нем в сложное при помощи…

А.
подчинительного союза Б. союзного слова В. сочинительного союза Г.интонации 

3.  Какими  союзами 
соединяются  части  сложносочиненного предложения, в котором одно
явление противопоставляется дру­гому?

А. и,
да
(в значении и), ни- ни, тоже Б. или , либо, то-то,
не то-
не то В. а, но, да (в значении но), однако,
зато, же
 

4.  Определите вид предложения
Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на
бесконеч­ный тоннель.

А. простое Б.
сложносочиненное В. сложноподчиненное Г. бессоюзное 

5.  Найдите  среди  данных
 предложений   сложносочиненное.

А. Смешно сказать,
более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми
руками.

Б. Споров больше не
затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

В. Белые медведи,
похоже, скоро исчезли бы, если бы не было за­прета охотиться на них.

6.  Найдите предложение с
пунктуационной ошибкой
.

                 А. В избушке,
распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по
основному полю пробежала первая волна, рванул ветер  и в воздухе
закружилась пыль.

В. Допевают свои
весенние песни соловьи, еще сохранились в за­тишных местах одуванчики и, может
быть, где-нибудь белеет ландыш. 

7.  В
предложении
  Днем дул легкий ветерок и перепадал сне­жок опустите
общий второстепенный член и запишите получен­ное предложение. 

8.  Прочитайте предложение
Отец заправил бензином маши­ну и … .Продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуе­мое;   
б) простое предложение. 

9.  Укажите
предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не
расставлены):  
[безличное], и [безличное].

А. Небо
заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об
окончании обеденного перерыва и. приступили к прополке свеклы.
В. Становилось
темно и мы долго плутали по лесу.
 

10.   Спишите  
предложения,   расставляя   знаки   препинания
.
А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова
выполняли по-видимому  какую-то работу и я старался им не ме­шать.

Б. Ветер
срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разно­цветным ковром.
В.
Уже вечерело и народ возвращался с полей.

Часть
2
 1. Найдите сложноподчиненное предложение.   А.
Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.

Б. Мост
снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист,
как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. Г.
Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. 

2. Прочитайте предложение 
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем
привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной
пичуги.
Придаточное предложение в нем стоит:

А. перед главным предложением Б. после главного предложения В.
в середине главного предложения 

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с
обособленными членами сложноподчиненным предложением.     
Войдя
в комнату, я увидел брата, приехавшего из города. 

4.  Составьте из двух простых предложений сложное с
придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат
уже работал на  заводе.
 

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного пред­ложения 
сложноподчиненным  с  придаточным  уступительным
.   
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком. 

6.  Определите вид придаточного обстоятельственного в
сложноподчиненном предложении
Когда командир не робеет,
бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное Б.
придаточное условия В. придаточное времени 

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с
придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.Б. Я знал, куда
меня направили. В. Я приехал туда, куда меня направили 

8. Какое предложение соответствует схеме: http://borzova5.narod.ru/imag001.jpg

А. Чем больше знает человек, тем сильнее
он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий
скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую 
надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на
пользу которого направлен этот труд. 

9.  Какая схема соответствует предложению
Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься,  что он не
успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. http://borzova5.narod.ru/image004.jpg                        
Б. http://borzova5.narod.ru/image005.jpg            
В. http://borzova5.narod.ru/image006.jpg 

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

           А. В то время как мы 
готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел
жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал  ее рассказа и молчал,
боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

1 Перечень контрольных работ по русскому языку 9 класс Входная контрольная работа по русскому языку 9 класс ( уч. год) Диктант с грамматическим заданием. А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький зверёк Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал всё, что происходило. На то он и был Хозяин, чтобы все видеть, всё знать и ничему не мешать. Ещё раньше, выглядывая из норы, из своего давнего убежища на берегу мельничной протоки, он видел, что с вечера взошли и скоро погасли звёзды. Он не любил смотреть в небо, оно вводило его в неясное, беспричинное беспокойство и пугало своей грозной бездонностью. Пускай туда смотрят и утешаются люди. Ночь была тёплая и тихая. Но в этой сонной и живой тишине легко различались и журчание воды на ближнем мысу, и глухой шум переката на левом чужом берегу, и редкие мгновенные всплески запоздало играющей рыбы. ( По В. Распутину) Грамматическое задание: 1. Выполнить синтаксический разбор указанного предложения. 2. Выполнить морфемный разбор слов: погасли, беспричинное

2 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 1 четверть (Тема: «Сложное предложение») Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она толькотолько оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая. Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру. Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами. Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя. Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде! Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.) Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», (стр. 116) Грамматическое задание: 1.Указанное предложение разобрать синтаксически. 2.Выполнить морфемный разбор слов: штормовую, безбрежное, замирает.

3 Контрольный диктант 2 четверть (Тема «Сложносочинѐнное предложение») Осенние воспоминания. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идѐшь домой к ужину. Темнеет. В саду горит костѐр, и крепко тянет душистым дымом вишнѐвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружѐнное мраком, и чьи-то чѐрные, точно вырезанные из чѐрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чѐрная рука в несколько аршин, то чѐтко нарисуются две ноги. Вдруг всѐ это скользнѐт с яблони и тень упадѐт по всей аллее. Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберѐшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в тѐмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенѐшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (По И.А. Бунину) Грамматическое задание: Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы.

4 Тесты по теме «Сложносочиненное предложение» I вариант 1. Какие из следующих утверждений верны? A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочиненными, сложноподчиненными. Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов. B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов). 2. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является… A. подчинительным Б. соединительным B. разделительным Г. противительным 3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких? A. и, да (в значении и), ни ни, тоже Б. или (иль), либо, то ~ то, не то не то 4. Определите вид предложения Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга. A. простое Б. сложносочиненное B. сложноподчиненное Г. бессоюзное 5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека. Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы. 6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось. Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего. 7. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов

5 вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение. 8. Прочитайте предложение Выпал снег и… Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. 9. Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после союза и. 10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег. 11. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [двусоставное]. А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды. Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от него пахло весной. В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы. 12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости. Б. Темнело и сбоку несло речным холодом. B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу. 13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам: а) [двусоставное], и [безличное]; б) [безличное], [однако… двусоставное]; в) [безличное], и [безличное]. 14. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому…, указывая на следствие.

6 Тесты по теме «Сложносочиненное предложение» 2 вариант 1. Какие из следующих утверждений верны? A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью. Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными. 2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи… A. подчинительного союза Б. союзного слова B. сочинительного союза Г. интонации 3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? A. и, да (в значении и), ни ни, тоже Б. или (иль), либо, то то, не то не то B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же 4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель. A. простое Б. сложносочиненное B. сложноподчиненное Г. бессоюзное 5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками. Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа. B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них. 6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш. 7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите

7 общий второстепенный член и запишите полученное предложение. 8. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. 9. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [безличное]. A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы. B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу. 10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать. Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным. 11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы. К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной. 12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит. 13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам: а) [безличное], [зато… двусоставное]; б) [двусоставное], [также… двусоставное]; в) [неопределенно-личное], и [двусоставное]. 14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого…, указывая на следствие.

8 Контрольный диктант по теме «Сложноподчинѐнное предложение» Скрипучие половицы. Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всѐ лето тянуло жаром. Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнате сладко пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрѐпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам. Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами. Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоѐт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклѐнной прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал еѐ. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стѐкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. Но когда-нибудь всѐ это он воплотит в своей музыке. (По К.Г. Паустовскому) Грамматическое задание: Сделайте синтаксический разбор указанного придаточного. предложения, определите тип

9 Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения» I вариант 1. Какие из следующих утверждений верны? A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинѐнными, сложноподчинѐнными. Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов. B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов). 2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является… A. Подчинительн ым. Б. Соединительным. B. Разделительны м. Г. Противительным. 3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких? A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни. Б. Или (иль), либо, то-то, не то. B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же. 4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жѐлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга». A. Простое. Б. Сложносочиненное. B. Сложноподчиненн ое. Г. Бессоюзное. 5. Найдите среди данных предложений сложносочинѐнное. A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека. Б. Ни о чѐм не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания,

10 мутные, неясные, как сон. B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы. 6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой. A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз изменилось. Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише. B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего. 7. В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение. 8. Прочитайте предложение: «Выпал снег и…», продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. 9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив обособленный оборот после союза И. 10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение. Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег 11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура которого соответствует схеме: [безличное], и [двусоставное]. A. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды. Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от него пахло весной. B. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы. 12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости. Б. Темнело и сбоку несло речным холодом. B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу. 13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам. A. [двусоставное ], и [безличное]. Б. [безличное], и [однако… двусоставное]. B. [безличное], и [безличное]. 14. Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому…», указывая на следствие.

11 Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения» II вариант 1. Какие из следующих утверждений верны? A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью. Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными. B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными. 2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи: A. подчинительного союза; Б. союзного слова; B. сочинительного союза; Г. интонации. 3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому? A. Тоже, и, да (в значении И), нини. Б. Или (иль), либо, то-то, не то — не то. B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же. 4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель». A. Простое. Б. Сложносочиненное. B. Сложноподчиненно е. Г. Бессоюзное. 5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками. Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа. B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них. 6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет

12 ландыш. 7. В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок» опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение. 8. Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и…». Продолжите его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) простое предложение. 9. Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого ответствует схеме: [безличное], и [безличное]. A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится. Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы. B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу. 10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать. Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром. B. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным. 11.Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И: «К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной». 12.Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит. 13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме. A. [безличное], [зато… двусоставное]. Б. [двусоставное], [также… двусоставное]. B. [неопределенно-личное], и [двусоставное]. 14. Дополните предложение: «Тучи закрыли небо, и от этого…», указывая на следствие.

13 Самостоятельная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» 9. Варианты работы. К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, расставляя знаки препинания. I. 1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой в сей небрежной законодательнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот не любит Отчизны своей. 4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_ каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гляд_л Толя пел Борис молчал Николай ногой к_чал. II. 1. Такая чудесная погода какая бывает ре_ко в апреле. И вороны кричат (по)весеннему упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в деревн_ запел на всю округу. 2. Какая (не)обыкновенная картина предстала нашим очам. К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова). Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в беллетристике. Взор охв_тил лишь ширь земную Где тесно лишь для пустоты. И в чащу он проник лесную Где (н_)где прятаться в кусты. И вдруг в лучах утре_него солнца я увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она стояч ла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали. В те дни когда мне были новы Все впечатленья бытия Тогда какой(то) злобный гений Стал тайно посещать меня. Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти. Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попали совершенно (не)ожиданно..к-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Расставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частями. Составьте схемы сложноподчиненных предложений Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться с любимым делом посв_тил свою жизнь. Нельзя забывать того первого человека стал нуждаться в тебе. Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришла твоя собака единстве_ное (по)видимому существо—- ты

14 привязан. Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру» впрочем содержалось довольно доброе сердце. К-4. Исправьте ошибки в сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы или союзные слова. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и определите типы придаточных. 1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Сто ло жаркое лето на подоконнике, когда расцвели кактусы. 3. Когда распустились листья, HI деревьях в траве застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент для выпиливания npи помощи, которого решалась задача. 5. Я не выучил правило на основании которого решалась задача. 6. Мы издалека увидели наш дом на крыше которого вертелся флюгер. 7. Мы ходили на экскурсию в течение, которой я много узнал. К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль. Соедините простые предложения в сложноподчиненные. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ соединения частей предложение (союзы или союзные слова). Постройте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений. Не реже двух раз в год книги в домашней б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпкой. Пыль и сырость враги книги. Если в книжных «шкафах п_явилась сырость книги следует про тереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда они хорошо проветриваются. К-6. Прочитайте текст. Соедините, где возможно, простые предложения в слноподчиненные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи междду частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы получившихся сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных преложений. Московский ун_версите т основан по иниц_ативе М. В. Ломоносова — великого русск уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете имеется 23 факультета. В систему учреждений МГУ входят четыре научно(исследовательских ) института, учебно(научные) станц _и, астр _номическя обс _рватория, ботанический сад, библ_отеки, издательство и типография. К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте ее. Вставьте знаки препинания. При списывании объедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. связанные союзами или союзными словами. Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Запишите одним предложением, что такое конспект. В тексте всегда есть основная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книгах была только основная мысль то наверное они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине основная деталь мотор. Но если не будет остального колес руля тормозов машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме основной есть еще и другие

15 важные мысли проблемы «подтемы». Если их найти и пересказать то получится краткий пересказ а если записать конспект. К-8. Прочитайте текст и запишите его основную мысль. Перестройте, где возможно, простые предложения, объединив их в сложные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений. Пам_ть бывает разная. Есть память чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения. А есть еще пам_ть на зап_хи. Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но что(бы) они (по)настоящему выручали о них надо заботиться тр_нировать и разв_вать К-9. Прочитайте текст. Запишите его основную мысль. При списывании соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите тип придаточного. Сахарный сок у клена (в)первые обнаружили л_нивые женщины. Так гл сит старая л_генда североамериканских индейц_в ирокезов. Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому роднику за чистой водой надрезали кору ближнего рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными и сла_кими. Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют сахарным деревом. Содержание сахара в сок_ такого клена достигает 3%. К-10. Прочитайте предложенный текст и его основную мысль, сформулированную ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и дополните. Соедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. При записывании расставьте знаки препинания. Определите средства связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных предложений. Трудно предпол_жить что такая простая и (не)обходимая процедура как умывание лица имеет свою курьезную историю. В XVIII веке например (не)обходимо было спец_альное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу_кого короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена сч_талось что после умывания водой лицо становится чу_ствительным к холоду грубее и летом сильно заг_рает. Нужно исполнять предписания врача. К-11. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков союзы или союзные слова.

16 1. После обеда в больш_м зале поставили рядами стулья с большими спинками. Стали соб_раться на собрание должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоровна Михель была самая пр_влекательная умная бл_стящая девушка того кружка вращался Иван Ильич. 3. Князь Андрей ск_кал в почтовой бричке испытывая чу_ство человека долго ждавшего и (на)конец достигшего начала желаемого счастья. 4.Князь Андрей не только после своего пут_шествия но и после своего похода во время был лиш_н всех удо_ств чистоты и изящества испытывал приятное чу_ство отдыха среди тех р_скошных условий жизни он пр_вык с детства. К-12. Отредактируйте текст, устранив ошибочное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания. Только нужный предмет который используется в практик_ получает наим_нование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб_рают у (не)с_едобных(же) которые (н_)кто (не)б_рет далеко не всегда есть название. Перевод гриба который ранее не употреблялся в пищу в класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым пр_дметом. К-13. Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания. ДОЛГОЛЕТИЕ ЦВЕТОВ Что вы знаете о продолжительност_ жизн_ цветов которые р_стут (во)круг наших домов в наших садах и парках? Куст пиона на одном месте может прожить лет. Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв_ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)пр_кратилась до нынешнего времени. О (не)обычном долголетии_ розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились кусты роз которые цвели еще при жизн_ Л. Н. Толстого. В Германии_ известен куст розы которая живет 500 лет. К-14. Спишите, исправляя ошибки в расстановке знаков препинания. Укажите тип придаточного предложения. 1. Искусство художника р_стет вместе с народом который, он изображает. 2. Только творя мы можем получить все то, счастье которое дает свободный труд. 3. Бывает храбрость которую, опасность сама пор_ждает. 4. Опасность — всегда существует для тех, кто ее боится. 5. Самый счастливый человек, тот который дает счастье наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к стране родной, те сердцем, нищие калеки. 7. Лживое лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8. Не в количестве знаний заключается образование но в полном понимании и искус_ном признании, всего того что знаешь. К-15. Спишите, расставляя знаки препинания и согласовывая союзные слова. 1. Я угнездился под деревом у котор_ сучья начинались ни_ко над землей

17 и следовательно могли защитить меня от дождя и полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2. Муромский как образованный европеец под_ехал к своему противнику и учтиво его пр_ветствовал. Берестов отвечал с та-ким(же) усердием с каков_ цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожатого. К-16. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным определительным. Определите, где это можно, число, род и падеж союзного слова. Подчеркните в главном предложении слово, которое ж придаточном предложении заменено союзным. Древним грекам хорошо было известно масло. Его они употребляли не столько как продукт питания сколько в качестве крема для кожи и волос. В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют лепестки жасмина. Они придают напитку особый вкус и аромат. Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде супа. Он варится в котлах и подается в плоских чашках с солью маслом и молоком. Некоторые жители Аляски из племени квакиутль любят есть снег. Его взбивают до «густых сливок» смешивают с рыбьим жиром ч рной патокой и сырыми ягодам

18 Контрольный диктант с грамматическим заданием 3 четверть. (Тема: «Бессоюзные сложные предложения») Летний день. Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всѐ кругом! Всѐ проснулось, и всѐ молчит. Вы проходите мимо дерева оно не шелохнѐтся, оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете еѐ за близкий лес; вы подходите лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас всюду туман Но вот ветер слегка шевельнѐтся, и клочок бледноголубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жѐлтый луч ворвѐтся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрѐтся в рощу, — и опять всѐ заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей вышине. (И.С. Тургенев) Грамматические задания: 1. Сделайте синтаксический разбор указанного предложения. 2. Выполните морфемный разбор слов: извиваются, беловатой, охотники.

19 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 9 класс 4 четверть (Тема: «Сложное предложение с разными видами связи») Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса,она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем. Алёнка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез кудато. Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. Грамматические задания: 1. Сделайте синтаксический разбор указанного предложения. 2. Выполните морфемный разбор слов: разглядывая, отдаляться, водорослях.

20 Итоговый КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Кусака Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и промокшая, грязная вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями. И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. Грамматическое задание: Произвести полный синтаксический разбор указанных предложений и построить их схемы.

Тест  «Сложное предложение»  

1. Среди приведённых предложений сложносочинённое:

   б) Споров больше не затевалось, а  напротив, после обеда все были в  самом хорошем расположении духа.

2. Предложение с пунктуационной ошибкой:

    в) Воздух дышит весенним ароматом(,) и  вся природа оживает.

3. Предложение, структура которого  соответствует схеме:

[безличное], и [двусоставное]:

    а) На земле, на небе и всюду кругом было  спокойно, и ничто не предвещало  непогоды.

4. СПП с однородным подчинением.

    а) Пишут мне, что ты, тая тревогу,  загрустила шибко обо мне, что ты

часто ходишь на дорогу в старомодном  ветхом шушуне.

5. СПП с последовательным подчинением:

   б) Ночь была так черна, что в первые  минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать  дорогу.

6. СПП с несколькими придаточными:

   в) Как ни была она взволнована, она не  могла не ответить, что немцы не  располагают здесь зенитной  артиллерией.

7. СПП с неоднородным подчинением:

    в) Когда он наконец вышел на улицу,  последний туман, который держался  до обеда, рассеялся.

8. Такое предложение соответствует схеме ( ),[ ],( ):

   а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек,  обладающий скудными знаниями.

9. Неверное утверждение:

    б) Части БСП могут связываться только  сочинительной связью.

10. Правильный ответ:

В БСП одно предложение отделяется от другого тире, если…

    б) в первом предложении есть значение  времени и условия.

11. БСП:

в) Медленно плыли облака, моросил  мелкий дождь.

12. БСП, между частями которого ставится тире:

   г) Сомнений не было: где-то близко горел  костёр. (а именно)

Запятая пропущена во втором предложении пред союзом И. Это сложносочинённое предложение, состоящее из двух частей; грамматические основы: 1) подлежащее ворота + сказуемое выходили; 2) подлежащее ветки + сказуемое свешивались. В первом предложении, которое тоже является сложносочиненным, у двух частей есть общий член (в сентябре), поэтому запятая не ставится. Третье предложение осложнено однородными сказуемыми (писал и сотрудничал) и дополнениями (стихи и прозу), связанными одиночным союзом И, запятая не ставится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку суверенными субъектами международного права являются
  • Найдите ошибку солнце притягивает землю и упорядочивает ее движение
  • Найдите ошибку сижу 1 е лицо
  • Найдите ошибку семеро козлят одиннадцатеро цыплят четверо друзей
  • Найдите ошибку с а есенин