Найдите предложение с ошибкой вызванной смешением паронимов

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
  1. Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
  3. Три года учёбы пролетели незаметно.
  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
  1. В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты выходят в сад.
  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
  1. По щучьему велению
  2. Не всё коту масленица
  3. Спустя рукава
  4. Сматывать удочки
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Громкий — тихий
  2. Лидер – аутсайдер
  3. Дерзкий – безрассудный
  4. Активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1.  В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1.  В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
  1.  Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
  2. Прикусить язык – испугаться
  3. Без царя в голове – не иметь ума
  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно — чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1.  Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
  1. Коренной житель – коренной вопрос
  2. Человек худой – худой мир
  3. Больной заснул – больной ребёнок
  4. Спутник Марса – спутник по дороге
  5. Пачка газет – пачка балерины
  6. Звезда эстрады – звезда на небе
  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)
  2. Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)
  3.  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
  4. Мы сёла – в пепел;  грады  — в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс                                        Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.
  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  
  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. Душа в душу
  2. Задать перцу
  3. Во весь опор
  4. Нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Сытый – голодный
  2. Альянс – союз
  3. Типичный – уникальный
  4. Хитрый – простодушный
  1. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  2. Это был человек представительской внешности.
  3. Марья была искусственная мастерица
  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  1.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  2. Бежать сломя голову – очень быстро
  3. Белая ворона – человек в белом
  4. Как снег на голову – неожиданно.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  2. Здоровый, мощь, зима, чужой
  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  2. Корзина, кружево, зодчий, невод
  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

Ответы:

1 вариант

  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 3
  12. 2
  13. 1, 2
  14. 2
  15.  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
  16. 2, 5
  1. 2

2 вариант

  1. 1
  2. 3
  3. 3
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 2
  10. 3
  11. 4
  12. 3
  13. 2, 3
  14. 3
  15.  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

 5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

 11) олицетворение,  12) сравнение

                         16)  1

                         17)  2

3

Вариант 2.

1.В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2. Обед как всегда был сытным и вкусным.

3. Царственная красота зимнего леса поразила его.

4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

2.В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

3.Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

1. Душа в душу

2. Задать перцу

3. Во весь опор

4. Нога за ногу

4.В каком ряду слова не являются антонимами?

1. Сытый – голодный

2. Альянс – союз

3. Типичный – уникальный

4. Хитрый – простодушный

5.В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

1. Эпитетом

2. Сравнением

3. Метафорой

4. Олицетворением

6. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:

1. “Нет, это мой след”, просто ответил старик.

2. Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.

3. Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”

Прочитайте текст и выполните задания.712

(1) Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим

внимание на ту её сторону, которая внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего

духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть

формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы

составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой

независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё

действительно своим, — идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы

образовали в нас личность, можно лишь путём долго и упорного изучения наук. (6) Имея свои убеждения, мы

становимся в определённое отношение окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно

доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его

на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё

духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в

их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных

преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Если человек достиг известного

положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения

становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей,

которые, по своей ли вине или просто изза дурных условий существования, не получив в молодости

достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве

полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей

лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются

образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после

Контрольный
тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

1.  В каком
предложении нарушены лексические нормы?

1)      В зимнем
лесу есть своя неповторимая красота.

2)      Туристам
пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3)      Андерсен
родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4)      Живописный
лес тянется вдоль реки.

2.    В каком
предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)      Испуганный
котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2)      Высокие
тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3)      У
охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4)      Сильный
ветер внезапно загудел в вышине.

3.    Отметьте
предложение,  в котором допущена речевая избыточность?

1)      Тропинка
шла вдоль прибрежного обрыва.

2)      Речь
главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3)      Взошло
солнце и осветило всё вокруг.

4.    В каком
предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)      Радуясь
солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2)      Многие
птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3)      Три года
учёбы пролетели незаметно.

4)      Не бойтесь
погрустить немного вместе с музыкой.

5.    В каком
предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?

1)      Пока не
найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2)      Лучший
способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3)      Утомлённые
долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4)      Русская
литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

6.    В каком
предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)      В ясные
зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2)      Окна моей
комнаты выходят в сад.

3)      Снежная
лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4)      Незнакомец
показался ему человеком добрым.

7.    В каком
предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)      Он был
бойцом не робкого десятка.

2)      Сам
заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3)      Сергея все
без меры хвалили, возносили его до небес.

4)      По этой
дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

8.    Какой
фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1)      По щучьему
велению

2)      Не всё
коту масленица

3)      Спустя
рукава

4)      Сматывать
удочки

9.    В каком
ряду слова не являются антонимами?

1)     Громкий —
тихий

2)     Лидер –
аутсайдер

3)     Дерзкий –
безрассудный

4)     Активный –
пассивный

10.  Укажите, чем
являются слова горевать – печалиться?

1)     Синонимами

2)     Антонимами

3)     Паронимами

4)     Омонимами

11.   В предложении
«Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева)
подчёркнутое слово является

1)      Эпитетом

2)      Сравнением

3)      Метафорой

4)      Олицетворением

12.   В каком
словаре можно уточнить значение непонятного слова?

1)      Словообразовательном

2)      Толковом

3)      Орфографическом

4)      Энциклопедическом

13.   Укажите два
предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)      Отец узнал
об этом по происшествии двух лет.

2)      Набеги
кочевником привели к опустению этих земель.

3)      Крещение
Руси – поворотный момент в её истории.

4)      Язык – средоточие
и выражение народного духа.

14.   Значение
какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1)     Верста
коломенская – человек очень высокого роста

2)     Прикусить
язык – испугаться

3)     Без царя в
голове – не иметь ума

4)     Поставить
с ног на голову – исказить факты.

15.  Укажите, какими
лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире,
спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане,
то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые
огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно — чёрных (4)
полотнищах
теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа,
(6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою
теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое
впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески
своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко –
ласков,
и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно
рука ребёнка.

16.   Найдите
словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1)      Коренной
житель – коренной вопрос

2)      Человек
худой – худой мир

3)      Больной
заснул – больной ребёнок

4)      Спутник
Марса – спутник по дороге

5)      Пачка
газет – пачка балерины

6)      Звезда
эстрады – звезда на небе

17.  Найдите
предложения, в которых используется оксюморон?

1)      И
царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М.
Лермонтов)

2)      Будь
счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)

3)       Уходим
мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

4)      Мы сёла –
в пепел;  грады  — в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный
тест по теме  «Лексикология и фразеология»
10класс                                        Вариант 2

1.      В каком предложении
нарушены лексические нормы?

1)   Багровое зарево
над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2)   Алёне стало
грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3)   Ему вспомнились
стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.

4)   Мост, по которому
переправлялся взвод, был построен недавно.

2.      В каком
предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)   Всё, что делал
сын, всегда имело для неё огромное значение.

2)   Во время жизни в
Париже поэт тосковал по родине.

3)   Жизнь убеждала её:
хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4)   И. Бунин высоко
ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

3.      Отметьте
предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1)   Разлука с родиной
ослабила творческие возможности художника.

2)   Я, однако, не
терял ни бодрости, ни надежды.

3)   Много сил
понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

4.      В каком
предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)   Бесшумные капли
дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2)   Смелые побеждают –
трусливые погибают.

3)   Солнце село, но в
лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4)   В окнах сверкала
молния, и  стёкла дрожали от грома.

5.      В каком
предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  

1)   Важно не только
написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2)   Обед как всегда
был сытным и вкусным.

3)   Царственная
красота зимнего леса поразила его.

4)   Около соседского
дома стояла девочка лет пяти.

6.      В каком
предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)      Волны моря
бились о гранитные камни набережной.

2)      Я
остановился в густой тени старой сосны.

3)      Отвечать
за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4)      Во время
войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

7.      В каком
предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)   Так и ушли друзья
несолоно хлебавши.

2)   Правды не скроешь,
все знают: на воре шапка горит.

3)   Так и сидела
ленивица у окна весь день, ворон считала.

4)   Жил он припеваючи,
как у Христа за пазухой в масле катался.

8.      Какой
фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

1)   Душа в душу

2)   Задать перцу

3)   Во весь опор

4)   Нога за ногу

9.      В каком
ряду слова не являются антонимами?

1)   Сытый – голодный

2)   Альянс – союз

3)   Типичный –
уникальный

4)   Хитрый –
простодушный

10.  Укажите, чем
являются  слова планировка – планирование?

1)   Синонимами

2)   Антонимами

3)   Паронимами

4)   Омонимами

11.  В отрывке «Ветер
хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово
является

1)   Эпитетом

2)   Сравнением

3)   Метафорой

4)   Олицетворением

12.  В каком словаре
можно уточнить написание слова?

1)   Словообразовательном

2)   Толковом

3)   Орфографическом

4)   Энциклопедическом

13.  Укажите два
предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)   Ей
нравилась его прямота и непринуждённость.

2)   Это был человек представительской
внешности.

3)   Марья была искусственная
мастерица

4)   В магазине
продавались изделия из искусственного шёлка.

14.   Значение
какого фразеологизма определено неправильно?

1)   Стоять как
вкопанный – не двигаясь

2)   Бежать сломя
голову – очень быстро

3)   Белая ворона –
человек в белом

4)   Как снег на голову
– неожиданно.

15.  Укажите, какими
лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра –
остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3)
как кафедральные соборы
.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к
поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих
сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую
птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру,
— на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми
срезами
лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки.
Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах
можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В
необыкновенной, никогда не слыханной
тишине зарождается рассвет.(10) Голубым
хрусталём
загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё
спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги,
рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как
комья белого пуха.

16.   Найдите строку,
в которой все слова являются старославянизмами?

1)   Здравый, мощь,
добродетель, чуждый

2)   Здоровый, мощь,
зима, чужой

3)   Здравый, мочь,
добродетель, чужой

4)   Здоровый, мочь,
зима, чуждый

17.  Найдите строку, в
которой все слова являются исконно русскими?

1)   Свеча, солнце,
утюг, тулуп

2)   Корзина, кружево,
зодчий, невод

3)   Ребёнок, сказка,
шуба, зонтик

Ответы:

1 вариант

1)      2

2)      1

3)      2

4)      1

5)      1

6)      3

7)      4

8)       3

9)      3

10)  1

11)  3

12)  2

13)  1, 2

14)  2

15)   1) метафора, 2)
метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8)
эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

16)  2, 5

17)  2

2 вариант

1)      1

2)      3

3)      3

4)      1

5)      1

6)      3

7)      4

8)       3

9)      2

10)  3

11)  4

12)  3

13)  2, 3

14)  3

15)   1) метафора, 2)
эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

 5)
сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8)
метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

 11)
олицетворение,  12) сравнение

                        
16)  1

                        
17)  2

Материал опубликовала

Граф Анна Родионовна2831

Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею…

Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

2

Тест «Лексика и фразеология родного языка»

Щербакова Анастасия, гр.ПКД1/1

Тест по теме «Лексика и фразеология»

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по Родине.
  3. Жизнь убеждала её хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И.А. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый»
  1. Отметьте предложение, в котором есть лишнее слово.
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой земли.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя ног.
  4. Русская литература сыграла существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал её как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. душа в душу
  2. задать перцу
  3. во весь опор
  4. нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. громкий – тихий
  2. лидер – аутсайдер
  3. дерзкий – безрассудный
  4. активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова планировка-планирование?
  1. синонимами
  2. антонимами
  3. паронимами
  4. омонимами

Ответы:

  1. 2
  2. 3
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 3

Автор материала: А. Щербакова (1 курс)

Дата проведения: с 18 ноября по 20 ноября

Опубликовано 18.11.20 в 15:28 в группе «Бесплатное участие+Сертификат»



В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
Верста коломенская – человек очень высокого роста.

Поставить с ног на голову – исказить факты.

Прикусить язык – испугаться.

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

Найдите словосочетание, в котором слова являются омонимами?
Коренной житель – коренной вопрос.

Спутник Марса – спутник по дороге.

Пачка газет – пачка балерины.

Везде один вариант ответа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите предложение с ошибкой вошедший снял промокшее пальто
  • Найдите предложение с ошибкой в управлении
  • Найдите предложение с ошибкой в согласовании
  • Найдите предложение с ошибкой в расстановке знаков препинания
  • Найдите предложение с ошибкой в пунктуационном оформлении прямой речи