Найдите педагогические ошибки и неточности основная движущая сила

Основная литература

  1. Андреева
    Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект
    Пресс, 2008.

  2. Куницина
    В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.
    Межличностное
    общение. – СПб.: Питер,
    2003.

  3. Лабунская
    В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д.
    Психология затрудненного общения. –
    М.: Академия, 2004.

  4. Пиз
    А. Язык телодвижений. – СПб: изд. дом
    Гутенберг, 2008.

  5. Поваляева
    М.А., Рутер О.А. Невербальные средства
    общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  6. Рогов Е.И. Психология
    общения. – М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

  1. Браим
    И. Культура делового общения. – Минск:
    Экоперспектива, 2006.

  2. Григорьева
    Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
    общения. – Новосибирск: Изд-во Новосиб.
    ун-та, 2004.

  3. Добрович
    А. Общение: наука и искусство. – М.: Яуза,
    2006.

  4. Доценко
    Е.Л. Межличностное общение: семантика
    и механизмы. – Тюмень: Тогирро, 2008.

  5. Карнеги
    Д. Как завоевать друзей и оказывать
    влияние на людей. – М.: Академия, 2005.

  6. Психология
    и этика делового общения / Под ред. В.Н.
    Лавриненко — М.: ЮНИТИ, 2007.

  7. Сидоренко Е.В.
    Тренинг коммуникативной компетентности.
    – СПб.: Речь, 2003.

  8. Хорни
    К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.:
    Речь, 2007.

  9. Шейнов
    В.П. Конфликты в нашей жизни и их
    разрешение. – Минск, 2003.

Тема 5 Общие основы дидактики

2 Часа Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Основные
    дидактические концепции.

  2. Цели и содержания
    образования.

  3. Виды обучения.

  4. Теории и технологии
    обучения.

  5. Понятие о средствах
    обучения, их функции, классификация.

  6. Понятие о методах
    обучения, их классификация.

Категориальный
аппарат:
педагогическое
влияние, государственная политика в
сфере образования, диспозиция, интенция,
компенсирующее обучение, педагогический
диагноз, педагогический консилиум,
профессиональная компетентность,
групповая совместимость, дополнительное
образование, ВУЗ, школа, лицей, гимназия,
текущий контроль успеваемости, учебный
план, учебная программа, уровень
притязаний, честолюбие, сообщающее
обучение, проблемное обучение,
школоведение, язык обучения и воспитания.

Темы для докладов и рефератов

    1. Личностно-ориентированное
      обучение в школе.

    2. Двухсторонний
      характер процесса обучения.

    3. Виды
      обучения в современной школе.

    4. Активизация
      учебно-познавательной деятельности
      школьников.

    5. Новые
      информационные технологии в обучении.

    6. Развитие
      интереса к учению в школе.

    7. Формирование
      мотивов учения школьников.

    8. Восприятие
      учебного материала школьниками.

    9. Проблемы
      и преодоление неуспеваемости.

    10. Инновации
      в обучении в средней и высшей школе.

    11. Проблемное
      обучение в школе.

    12. Продуктивное
      обучение.

    13. Тесты
      как метод проверки знаний.

    14. Метод
      проектов в процессе обучения.

Тест для самопроверки

1. Предметом общей
дидактики являются:

а)
социальные условия формирования и
образования учащихся;

б)
принципы, цели, содержание, процесс
обучения, образования;

в)
психологическое развитие личности в
процессе обучения;

г)
теория обучения отдельному предмету.

2. Укажите правильное соответствие
групп дидактики с их понятиями

1)
традиционная — …,

2)
педоцентристская- …,

3)
современная -…;

а)
обучение сводится к спонтанной
деятельности детей;

б)
обучение понимается как управление
учением с опорой на активность ученика;

в)
обучение состоит в передаче готовых
знаний учащимся;

г)
структура процесса обучения близка к
научному поиску от обнаружения проблемы
до ее решения;

д)
процесс обучения строится адекватно
тому, чтобы формировать систему знаний
и обеспечить развитие личности;

е)
структуру процесса обучения образуют
сообщение, понимание, обобщение и
применение знаний.

3. Цели обучения
определяются…

а)
потребностями и возможностями общества;

б)
средствами обучения;

в)
индивидуальными особенностями учащегося;

г)
мастерством педагога.

4.
Педагогический процесс как целостная
структура объединяет в себя такие
процессы, как:

а)
обучение;

б)
развитие;

в)
формирование;

г)
воспитание.

5. Движущими силами
процесса обучения является (ются)…

а)
образовательная активность ученика;

б)
противоречия, возникающие в ходе
обучения;

в)
профессионализм педагога;

г)
закономерности и принципы его построения.

6. Классическими
принципами дидактики являются…

а)
принцип законности;

б)
принцип наглядности;

в)
принцип научности;

г)
принцип самофинансирования;

д)
принцип последовательности.

7. Установите
соответствие между понятиями и их
определениями:

1)
Целенаправленный процесс взаимодействия
педагога и детей, в ходе которого
осуществляется обучение и развитие
детей. — ……

2) Область педагогики,
исследующая закономерности процесса

обучения
-…

3)
Способы взаимосвязанной деятельности
детей и педагога по вооружению обучаемых
знаниями, умениями и навыками, их
воспитанию в процессе обучения — …

4)
Специальная конструкция самого процесса,
коллективная, групповая и индивидуальная
работа учащихся под руководством
педагога — …

а)
методы обучения

б)
дидактика

в)
процесс обучения

г)
форма обучения

8.
Основополагающим и определяющим
компонентом любой системы воспитания
являются…

а)
результаты воспитания;

б)
цели воспитания;

в)
методы, приемы и технологии воспитания;

г)
основные направления воспитательной
деятельности.

9. К методам
формирования сознания личности относятся…

а)
беседа;

б)
упражнение;

в)
пример;

г)
наблюдение.

10. Условия, которые
обеспечивает государство в целях
осуществления права на образование:

а)
открытость и доступность среднего
образования;

б)
обязательность религиозного образования;

в)
обязательная доступность высшего
образования для всех на конкурсной
основе;

г)
обязательное бесплатное образование
для всех;

д)
бесплатное образование только для
избранных.

11.
Найдите
педагогические ошибки и неточности:

а)
основная движущая сила процесса обучения
– противоречия между учителем и учеником;

б)
в процессе обучения происходит передача
знаний и умений;

в)
в процессе обучения учитель воздействует
на учащихся;

г)
результатом процесса обучения является
знание, усвоенное учеником.

д)
если учитель использует наглядное
пособие, то это значит, что он реализует
принцип наглядности;

е)
принцип обучения – это знание о том,
как учитель должен действовать;

ж)
недисциплинированность учащихся – это
закономерное явление;

з)
если изменить содержание учебного
материала, отобранного для урока, то
закономерно изменятся цели урока;

и)
цель обучения – изучить правило
сложения…;

к)
цель развития – развить умения учиться…;

л)
цель воспитания – воспитать
самостоятельность…;

м)
требования к знаниям и умениям учащихся
изложены во всех учебных документах,
раскрывающих содержание образования;

н)
важная особенность содержания начального
образования – доступность;

о)
приоритетная цель обучения – обеспечение
знаний и умений по предмету;

п)
учительница удачно использовала на
своем уроке методы стимулирования и
наглядные методы обучения…;

р)
учитель с помощью вопроса всегда
добивается внимания ученика, а ученик
своим вопросом всегда хочет проверить
учителя;

с)
учительница назвала номер упражнения
и велела его выполнять…;

т)
учительница начала урок русского языка
с актуализации знаний: она проверила
домашнее задание и убедилась, что все
ученики выполнили его правильно, кроме
Ванечки, который, как всегда, перепутал
номера упражнений…;

у)
методическая структура урока включала
опрос, изучение нового материала и его
закрепление;

ф)
тест позволяет определить уровень
знаний…;

х)
текущий контроль направлен на выяснение
текущих результатов учения;

ц)
оценивая ответ ребенка, учительница
произнесла: «Хорошо, садись!»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

принцип наглядности;

в) принцип научности;

г) принцип самофинансирования;

д) принцип последовательности.

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется обучение и развитие детей. — ……

2) Область педагогики, исследующая закономерности процесса

обучения -…

3) Способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию в процессе обучения — …

4) Специальная конструкция самого процесса, коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся под руководством педагога — …

а) методы обучения

б) дидактика

в) процесс обучения

г) форма обучения

8. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются…

а) результаты воспитания;

б) цели воспитания;

в) методы, приемы и технологии воспитания;

г) основные направления воспитательной деятельности.

9. К методам формирования сознания личности относятся…

а) беседа;

б) упражнение;

в) пример;

г) наблюдение.

10. Условия, которые обеспечивает государство в целях осуществления права на образование:

а) открытость и доступность среднего образования;

б) обязательность религиозного образования;

в) обязательная доступность высшего образования для всех на конкурсной основе;

г) обязательное бесплатное образование для всех;

д) бесплатное образование только для избранных.

11. Найдите педагогические ошибки и неточности:

а) основная движущая сила процесса обучения – противоречия между учителем и учеником;

б) в процессе обучения происходит передача знаний и умений;

в) в процессе обучения учитель воздействует на учащихся;

г) результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником.

д) если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности;

е) принцип обучения – это знание о том, как учитель должен действовать;

ж) недисциплинированность учащихся – это закономерное явление;

з) если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока;

и) цель обучения – изучить правило сложения…;

к) цель развития – развить умения учиться…;

л) цель воспитания – воспитать самостоятельность…;

м) требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования;

н) важная особенность содержания начального образования – доступность;

о) приоритетная цель обучения – обеспечение знаний и умений по предмету;

п) учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения…;

р) учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет проверить учителя;

с) учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять…;

т) учительница начала урок русского языка с актуализации знаний: она проверила домашнее задание и убедилась, что все ученики выполнили его правильно, кроме Ванечки, который, как всегда, перепутал номера упражнений…;

у) методическая структура урока включала опрос, изучение нового материала и его

Тематика семинарских занятий процесс обучения как целостная система. Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен

Подобный материал:

  • Маркова Ирина Валентиновна, 129.62kb.
  • Планы семинарских занятий по курсу «уголовный процесс» тема сущность, основные понятия, 623.72kb.
  • Тема 1 Понятие психологии общения, 208.48kb.
  • Процесс обучения как процесс познания нужно рассматривать в его противоречии, как процесс, 270.18kb.
  • Лекция по дисциплине: «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», 123.24kb.
  • Нп «сибирская ассоциация консультантов», 147.88kb.
  • Методические указания, планы семинарских занятий, тематика рефератов и курсовых работ, 871.49kb.
  • Семинарских занятий План лекций Тема, 84.04kb.
  • Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 9 тематика семинарских, 1612.28kb.
  • Тематика семинарских занятий для студентов очной формы обучения 11 тематика семинарских, 583.25kb.

Теория обучения детей младшего школьного возраста

(нормативный срок обучения 3 года)

Тематика семинарских занятий

  1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА.
  1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
  1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
  1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФОРМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Тема 1: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общее понятие об учебном процессе.
  2. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников.
  3. Характеристика процесса обучения как целостной системы.
  4. Функции педагогического процесса в начальных классах. Соотношение функций обучения.

Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Борытко.Педагогика.- М.:Академия,2006.
  2. Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006.
  3. Гребенюк О.С. Общая дидактика. — Калининград, 1996. — С.67-77.
  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2001. Гл. 2.
  5. Педагогика /Под ред.проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.
  6. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). – М., 1978.
  7. Осмоловская И.М. Дидактика.- М.:Академия,2006.- с.17.
  8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995. Гл.6.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999. Гл. 6.
  10. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996. Том 1. Ч. 2. Т. 1.
  11. Рыжов В.Н. Дидактика.- М.: Юнити,2004.- С.64.
  12. Ситаров В. А. Дидактика /Под ред. Сластёнина. — М. , Академия, 2004.
  13. Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002.
  14. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. , Гардарики, 2000.
  15. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.

Дополнительная.

1. Крылова Ната. Репродуктивность обучения и продуктивность учения.//Народное образование.- 2007.- №7.- С.152.

2.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980. № 3. (или в кн. Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика..- с.30).

3. Селивёрстова Е.Н.Развивающая функция обучения: современный дидактический взгляд.// Педагогика.- 2006.- №4.- С.45.

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям //Избр. пед. соч.: В 3-х т. М., 1979. Т.1. Гл.2.

5. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М. , 1979.

Задание.

  1. Сделайте выписки о соотношении обучения и развития, обучения и воспитания из работы И.Я.Лернера (с. 66-82).
  2. Сделайте выписки о развивающих и воспитывающих возможностях учебного труда из работы В.А.Сухомлинского (Гл.2. Разд. «Учение-частица духовной жизни ребенка», «Дайте ребенку радость умственного труда»).
  3. Законспектируйте статью Селивёрстовой Е.Н.
  4. Подготовьте сообщение по статье Трубайчук Л.В.Младший школьник как субъект учебной деятельности.//Начальная школа.- 2005.- №9.- С.6.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

  • какова структура процесса обучения?
  • каковы основные компоненты процесса обучения?
  • какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?
  • как доказать, что процесс обучения есть педагогическая система?
  • что является основной структурной единицей процесса обучения?
  • что изменяется в процессе обучения?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

  • «основная движущая сила процесса обучения — противоречия между учителем и учеником»;
  • «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;
  • «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся»;

Тема 2: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие и сущность содержания образования.
  2. Исторический характер содержания образования. Теория формального и материального образования.
  3. Стандартизация образования в начальной школе:
  1. государственный образовательный стандарт;
  2. виды образовательных программ в начальных классах;
  3. вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе.
Рекомендуемая литература
Основная
  1. Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006.
  2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. — Калининград, 1996. — С.27-34.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М., 2001. Гл. 5.
  4. Осмоловская И.М.Дидактика.- М.:Академия,2006.- с.37.
  5. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996.
  6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.
  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999. Гл. 10.
  8. Педагогика / Под ред. проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005. Гл.15.
  9. Рыжов В.Н. Дидактика.- М.:Юнити,2004.- с.37.
  10. Ситаров В. А. Дидактика /Под ред. Сластёнина. — М. , Академия, 2004.
  11. Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002.
  12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.

Дополнительная

1.Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. № 1. С.18-20.

2. Дидактика спедней школы /Под ред. М.Н.Скаткина.- М., 1982. С.90-128.

3.Зуев Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника //Педагогика 1995. № 1. С.3-10.

4. Зуев Д.Д. Школьный учебник.- М., 1983. С.51-83.

5.Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок.- М., 1988.

6.Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии. 1994. № 2. С.64.

Задание.

  1. Сделайте выписки об основных требованиях к учебным программам, ориентированным на развитие школьников, из статьи И.С.Якиманской.
  2. Сделайте выписки об основных функциях учебника из книги Д.Д.Зуеа «Школьный учебник».
  3. Сделайте выписки из статьи А.В.Даринского о критериях выделения регионального компонента в содержании образования, о месте регионального компонента в образовательном стандарте.

Практическая работа.

  1. Знакомство с учебными программами начального образования:

— структура учебной программы по предмету;

— анализ учебной программы по предмету с точки зрения отражения в ней всех компонентов содержания обучения, реализации воспитывающей и развивающей функции обучения.

  1. Знакомство с учебниками для начальных классов. Анализ учебника с точки зрения его структурных компонентов, реализации функций, дидактических требований, предъявляемых к учебнику.

3.Ознакомление с работой по отбору и конструированию конкретного содержания образования для уроков, формирование и развитие соответствующих умений с помощью следующих примерных заданий:

1.Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).

2.Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности, приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т.п. Расположите их от простого к сложному.

3.Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.).

4.Составьте варианты тестов.

5.Составьте варианты контрольных текстов.

6.Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.

7.Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально — дифференцированного подхода.

8.Составьте групповые задания по одной теме.

9.Составьте задания для разных этапов одного урока..

10.Составьте задания для работы с отстающими школьниками.

11.Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.

12.Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока.

13.Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.

14.Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.

15.Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

Контрольный блок

  1. Ответьте на вопросы:
  • почему содержание образования постоянно обновляется?
  • каково современное представление о сущности содержания образования?
  • что означает деятельностный аспект содержания образования?
  • как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?
  • каковы современные особенности разработки учебных документов, отражающих содержание образования?
  1. Найдите педагогические ошибки и неточности:
  • «требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования»
  • «важная особенность содержания начального образования — доступность»
  • «приоритетная цель обучения — обеспечение знаний и умений по предмету»

Тема 3: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Традиционное обучение (объяснительно-иллюстративное).
  2. Проблемное обучение (определение, сущность, понятийный аппарат проблемного обучения, виды проблемного обучения).
  3. Программированное обучение (сущность программированного обучения, его задачи, виды программирования).
  4. Технологии компьютерного обучения.
  5. Технологии развивающего обучения, используемые в начальной школе (системы Л.В.Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
  6. Педагогика сотрудничества (опыт В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Потаповой, И.П.Волкова, В.Ф.Шаталова и др.).
Рекомендуемая литература

Основная.

  1. Амонашвили Ш.А.Единство цели.- М.,1986.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.
  3. Векслер С.И. Современные требования к уроку.- М., 1986.
  4. Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006.
  5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М., 2001.
  6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М.,1990.
  7. Кроль В.М.Психология и педагогика.- М.:Высшая школа.- 2006.- Раздел 10.
  8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М., 1977. С. 92-101. ( Проблемное обучение. — М., 1975. Гл. 5.).
  9. Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах.- М.:Кнорус,2006.
  10. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1995. Гл. 6.
  11. Педагогика /Под ред.проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.
  12. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова.-М.,1988.
  13. Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996. Том 1.
  14. Рыжов В.Н. Дидактика.- М.: Юнити,2004.- С.267. (компьютеризация)
  15. Ситаров В. А. Дидактика /Под ред. Сластёнина. — М. , Академия, 2004.
  16. Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , 2002.
  17. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. , Гардарики, 2000.
  18. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.
  19. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., 1990.
  20. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М., 1980.

Дополнительная

1.Беспалько В.П.Программированное обучение:Дидактические основы.- М.,1971.

2. Ильницкая И.А.Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.- М., 1985.

3.Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). –М., 1978.

4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

5. Матюшкин А.В. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972.

6. Подласый И. Опираясь на закономерности //Народное образование.- 1991.- №3.

7.Цукарь А.Я. Элементы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике // Начальная школа 1991. № 1.

8.Шеншев Л.В.Компьютерное обучение: прогресс или регресс?//Педагогика – 1992.- №11.

9.Фридман Л.М. Проблемная организация учебного процесса.- М., 1990.

Задание.

  1. Подготовьте сообщение по работе В.Т.Кудрявцева об основных понятиях проблемного обучения (проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация, способы решения проблемных задач).
  2. Составьте библиографию статей журнала «Начальная школа», описывающих возможности компьютерных технологий обучения (Данное задание выполняет один из студентов группы)
  3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, найдите или смоделируйте 2-3 проблемных ситуации, которые можно использовать в обучении младших школьников.
  4. На основе анализа 3 главы (с.112-120) раскройте сущность дидактических принципов развивающего обучения, сравните их традиционными принципами дидактики: сознательности, научности, доступности.
  5. Проанализируйте 1-2 работы, описывающие передовой педагогический опыт, выделите особенности деятельности педагогов, приводящие к повышению эффективности урока.

Тема 4: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФОРМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

Вопросы для обсуждения.

  1. Проблема метода в дидактической теории. Методы, приемы и средства обучения.
  2. История развития методов обучения.
  3. Многомерные классификации методов обучения в современной дидактической теории.
  4. Характеристика методов обучения.

Рекомендуемая литература.

Основная.

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.

2.Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006.

3. Гребенюк О.С. Общая педагогика. — Калининград, 1996. — С.51 -60.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения.- М., 2001. Гл.6.

5.Каменская Е.Н.Педагогика.- М.:Дашков и К,2007.- С.130.(Классификации методов обч по источнику зн и ум; класс-ция М.Н.Скаткина,И.Я.Лернера;класс-ция Сластёнина В.А.).

6. Осмоловская И.М.Дидактика.- М.:Академия,2006.- с.56.

7.Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1995. Разд.2. Гл.9.

8.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова.- М.,1999. Гл.11,12.

9. Педагогика / Под ред. проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.- С.274.

10.Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996. Ч. 2. Т. 6.

11. Рыжов В.Н. Дидактика.- М.:Юнити,2004.- с.154.

12. Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002. – с.268.

13. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.

Дополнительная.

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985.

2.Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982. С.181-215.

3.Казанский Н.Г. , Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы).- М., 1978. С. 114-144.

4.Коменский Я.А.Великая дидактика.- М.,1986.

5.Митрохина С.В.Самостоятельная работа по геометрии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников// Начальная школа.- 2006.- №3.

6.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.- М., 1980.

7.Тупичкина Е.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики //Начальная школа. 1996. № 5.

Задание.

  1. Напишите аннотацию одной из статей журнала «Начальная школа» (по выбору), посвященных рассмотрению какого-либо метода обучения.
  2. Проанализируйте методы, используемые учителем на уроке по следующей схеме:
  • какие методы учебной работы последовательно использовались на уроке;

— назвать приемы обучения, определить, какие из них выполняли в основном воспитывающую функцию, какие — развивающую;

— определить, какой метод обучения особенно удался с точки зре­ния эффективности учебной деятельности и почему.

  • особенности реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций методов обучения;
  • каковы взаимосвязи между формой, содержанием и методами обучения на данном уроке.

Ответы на поставленные выше вопросы можно представить в виде таблицы. В выводах отметить особенности применения методов и приемов обучения в начальной школе.

Контрольный блок

  1. Ответьте на вопросы:
  • Какова сущность метода обучения?
  • Что можно сказать при сравнении методов обучения о функциях, которыми они обладают?
  • Каково соотношение между методами и приемами обучения?
  • Какова связь методов обучения с другими компонентами процесса обучения?
  • Какая классификация методов обучения представляется вам более совершенной, приемлемой и почему?
  1. Найдите педагогические ошибки и неточности:
  • «учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения….»
  • «учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет «проверить» учителя»
  • «учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять…»

Тема 5: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие о формах организации обучения. Характеристика основных форм организации обучения. Поиск путей их совершенствования.
  2. Урок как элемент целостной системы.
  3. Типология и структура урока.
  4. Требования, предъявляемые к современному уроку.

Рекомендуемая литература.

Основная.

1.Вергелес Г.И., Конева В.С.Дидактика.- М.: Высшая школа,2006. – С.100.

2.Гребенюк О.С. Общая педагогика. — Калининград, 1996. — С.34-51.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М., 2001. Гл. 8.

4.Каменская Е.Н.Педагогика.- М.:Дашков и К,2007.- С.124.

5. Осмоловская И.М.Дидактика.- М.:Академия,2006.- с.66.

6.Педагогика / Под ред. проф. Л.П. Крившенко.- М: Проспект,2005.- С.291.

7.Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1995. Разд. 2. Гл.11, 12.

8.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова.- М., 1999. Гл.13.

9.Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996. Ч. 2. Т. 6.

10.Рыжов В.Н. Дидактика.- М.:Юнити,2004.- с.201.

11.Сластёнин В. А. , Исаев И. Ф. , Шиянов Е. Н. Педагогика. – М. , Академия, 2002.- с.251.

12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.

Дополнительная.

1.Абасов З. Формы обучения – групповая работа //Директор школы. 1998. № 6. С.62-66.

2. Безрукова В.Достоинства и недостатки современного урока.//Директор школы.- 2004.- №1.- С.23; №2.- С.33.

3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982. С.216-250.

4.Дьяченко В.К. Коллективная и групповая форма организации обучения в школе //Начальная школа. 1998. № 1. С.17-24.

5. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 1980.

6. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. — Псков, 1996.

7. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990.

8. Махмутов М.И. Современный урок.- М., 1985.

9. Молоков Г.И. О логике и структуре урока // Педагогика. 1994. № 5. С.44-46.

10. Онищук В.А. Урок в современной школе. — М., 1981.

11. Попова С.В. Мой взгляд на современный урок //Начальная школа. — 2001. — № 4. — С. 70-74.

12. Приступа Т.Н. О типе, структуре и системе уроков //Начальная школа. — 1990. — № 11. — С.54-58.

13. Яковлев М.Н. , Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.- М., 1985.

Задание.

  1. Познакомьтесь с программой дидактического анализа урока. Опираясь на него, выполните письменный анализ урока.

А. Провести наблюдение урока (русского языка, математики, чтения, природоведения, труда и др.) и составить подробный протокол. В протоколе необходимо отмечать время урока, означающее начало каждого нового вида работы.

Б.Проанализировать уроки и определить:

  • дидактическую и методическую структуры урока (изобразите схематически, например, с помощью отрезка прямой линии, поделенной на участки, соответствующие элементам структуры урока);
  • тип и вид урока.

В. Ответить на вопросы:

— какой из элементов урока оказался наиболее длительным? самым коротким? самым продуктивным?

— на каком этапе каждого урока активность и работоспособность детей оказалась наиболее высокой? Чем это можно объяснить?

Г. Составить краткий письменный отчет о выполнении заданий.

Сделайте выводы относительно особенностей построения уроков в начальной школе.

  1. Подготовьте обзор статей по проблеме совершенствования урока по журналам «Начальная школа», «Педагогика», «Народное образование», обратите внимание на развивающий и воспитывающий характер обучения.
  2. Подготовьте сообщения

— о содержании и структуре современного урока, его достоинствах и недостатках по статье Безруковой В.

— об опыте использования групповых форм работы по статье З. Абасова.

  1. Сделайте выписки о типах, структуре и системе уроков, используемых в практике начальной школы, из статьи Т.Н.Приступы.

Контрольный блок

1.Ответьте на вопросы:

  • каковы существенные признаки урока?
  • как определяется тип и вид урока?
  • какой урок можно считать проблемным, интегрированным?
  • что является главным при планировании урока?
  • каковы важнейшие критерии оценки современного урока?
  1. Найдите педагогические ошибки и неточности:
  • «учительница начала урок русского языка с актуализации знаний: она проверила домашнее задание и убедилась, что все ученики выполнили его правильно, кроме Ванечки, который, как всегда, перепутал номера упражнений…»
  • «методическая структура урока включала опрос, изучение нового материала и его закрепление».

Движущие силы процесса обучения

Реферат: Движущие силы процесса обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всегда ли нужно помогать ребенку для выхода из затруднительной ситуации? Если нет, то в каком случае? Почему не все дети в классе испытывают противоречие при постановке одной и той же задачи? Можно ли обойтись в процессе обучения без противоречивых ситуаций? Почему? Влияние противоречий на результаты развития индивидуальности школьника. Основные понятия: противоречие, механизм развития в процессе… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Движущие силы процесса обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: противоречие, механизм развития в процессе обучения.

Требования к усвоению понятий:

  • — знать сущность противоречия как основной движущей силы;
  • — знать типичные противоречия, возникающие в процессе обучения;
  • — уметь объяснять возникновение типичных противоречий;
  • — знать механизм развития в процессе обучения;
  • — знать условия разрешения противоречий.

Дидактический аспект: противоречие — это основная движущая сила процесса обучения, это есть основа учебных ситуаций, обусловлено требованиями педагога, учебной задачи к возможностям ребенка.

Психологический аспект: противоречие есть движущая сила развития, если вызывает у школьника положительные мотивационные состояния и находится в зоне его ближайшего развития, разрешение противоречия ведет к переходу с уровня актуального развития на уровень ближайшего развития ребенка.

Методический аспект: противоречивые ситуации возникают как стихийно, так и преднамеренно, специальное создание противоречий между требованиями к знаниям и умениям по предмету и уровнем развития ребенка учитывает, прежде всего, возможности учебного предмета.

Задания

  • 1. Составьте набор противоречий, которые предположительно могут возникнуть у школьника в процессе обучения на уроке: а) при изучении нового материала, б) при выполнении домашней работы, в) при выполнении контрольной работы.
  • 2. Выполните предыдущее задание сучетом разных возрастных особенностей младших школьников, подростков и школьников старшего возраста.
  • 3. После наблюдения урока проанализируйте его с точки зрения движущих сил процесса обучения (какие и в каких ситуациях возникали противоречия, разрешались ли они и насколько успешно, что для этого предпринимал учитель).
  • 4. Предложите вероятные ситуации, в которых у вас могут возникать противоречия на лекции, на практическом занятии, во время педагогической практики в школе.
  • 5. Предложите свой вариант создания противоречивой ситуации на уроке, направленной на: а) развитие обученности, б) развитие индивидуальности школьника, в) развитие его как личности, г) целостное развитие ребенка.
  • 6. Если школьник будет затрудняться в выполнении учебной деятельности, как вы поступите в следующих случаях:
    • а) выполнение упражнения на закрепление нового материала; б) контрольная работа; в) домашнее задание; г) устный ответ на вопрос по домашнему заданию. Какие противоречия могут возникать у детей во всех этих случаях? Как можно создать условия для разрешения этих противоречий?
  • 7. Какие противоречия могут возникать в педагогической деятельности учителя, работающего: а) в начальных, б) в средних, в) в старших классах?

Учебно-исследовательская работа — написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем:

  • 1. Противоречие как основная движущая сила процесса обучения.
  • 2. Типология противоречий в образовательном процессе.
  • 3. Место противоречий в процессе обучения младших (старших) школьников.
  • 4. Влияние противоречивых учебных ситуаций на результаты обучения.
  • 5. Влияние противоречий на результаты развития индивидуальности школьника.
  • 6. Влияние противоречивых ситуаций на социализацию ребенка.

Контрольный блок.

  • 1. Ответьте на вопросы.
  • • Почему противоречие обеспечивает развитие ребенка, поступательное движение самого процесса обучения?
  • • Можно ли обойтись в процессе обучения без противоречивых ситуаций? Почему?
  • • Всегда ли нужно помогать ребенку для выхода из затруднительной ситуации? Если нет, то в каком случае?
  • • Почему не все дети в классе испытывают противоречие при постановке одной и той же задачи?
  • 2. Найдите педагогические ошибки и неточности:»основная движущая сила процесса обучения — противоречия между учителем и учеником».

Показать весь текст

Заполнить форму текущей работой

Другие работы

Диссертация: Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи

Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи

Семантический компонент выступает в качестве «стержневого» в структуре языковой способности не случайно, поскольку одним из центральных вопросов речевого онтогенеза является вопрос о развитии языкового значения. Представляя собой сложную структуру, лексическое значение определяется общими свойствами слова как знака: его семантикой, прагматикой и синтактикой. В семантическом смысле в структуре…

Диссертация

Курсовая: Становление новой модели правового образования в РФ

Становление новой модели правового образования в РФ

Правовое образование воздействует на правовую культуру, предопределяя качественное состояние правовой жизни общества, формируя ценностно-нормативную ориентацию индивида в правовой сфере. С другой стороны, правовая культура воздействует на правовое образование, обеспечивая его совершенствование и результативность. Правовая культура предполагает надлежащую степень знания и уважения субъектами…

Курсовая

Диссертация: Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий

Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий

Но-методическое пособие. М., 1997; Ахметзянов А. Информационные есурсы и образование//Высшее образование в России. 1996. N 2. .34−37- Липский И. А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. М., 1991; Мавруничев В. И. Организационно-педагогические проблемы применения ЭВМ в учебном процессе ВВУЗов: Дис… канд. пед. наук. М., 1984; Пирогов А. И. Информатизация российского общества…

Диссертация

Диссертация: Дидактические условия повышения качества юридической подготовки будущих социальных работников в вузе

Дидактические условия повышения качества юридической подготовки будущих социальных работников в вузе

Для решения проблемы повышения эффективности юридической подготовки особое значение имели работы, посвященные проблеме научного обоснования процесса обучения: его целей, принципов, содержания и методов (Б.С.Гершунский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, В. С. Леднев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) — теории личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская…

Диссертация

Реферат: Системы образования в Азербайджане

Системы образования в Азербайджане

Болонская декларация предполагает, что к диплому о высшем образовании вуз должен выдавать приложение — документ, в котором успеваемость выпускника указана в единой буквенной системе оценки знаний. «В соответствии с требованием Болонского процесса, начиная с 2005 года все вузы, принимающие участие в этом процессе, должны выдавать приложение к диплому. Болонская декларация преследует цель создать…

Реферат

Реферат: Подвижные игры как эффективная здоровьесберегающая технология

Подвижные игры как эффективная здоровьесберегающая технология

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы. Таким образом, в процессе ежедневного проведения подвижных…

Реферат

Диссертация: Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование народных сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Разработанная нами комплексная диагностическая программа способствовала изучению, анализу и измерению уровня нравственной воспитанности дошкольников. Основными показателями сформированности выделенного нами комплекса нравственных качеств (вежливость, бережливость, трудолюбие, доброжелательность, справедливость, щедрость, скромность) были: наличие у дошкольников представлений о моральном качестве…

Диссертация

Реферат: Создание П.Ф. Лесгафтом теории и методики подвижных игр

Создание П.Ф. Лесгафтом теории и методики подвижных игр

В. В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка: Серьезные требования В. В…

Реферат

Реферат: Значение координационных способностей в управлении движениями

Значение координационных способностей в управлении движениями

Роль физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста трудно переоценить, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни, в этот период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования. Поэтому, помимо…

Реферат

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку ширина территориального моря отсчитывается
  • Найдите ошибку царство растения тип покрытосеменные класс однодольные
  • Найдите ошибку файл это любая информация ответы
  • Найдите ошибку три слагаемые профессионализма юриста
  • Найдите ошибку театром войны не может быть