Найдите ошибку в согласовании глагола сказуемого с однородными подлежащими

Тест №1

Словосочетание

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы                      б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками                      г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть
на отмели:

а) согласование                б) управление               в)
примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же
способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике:
главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи
– примыкание:

а) зимой покрылась                         б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески                 г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление                б) доволен поездкой

в) полностью согласен             г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу
примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе
которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с
главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах,
что и главное

                      1 – примыкание;       2 – управление;          3
– согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами
связи:

а)  хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

Тест №1

Словосочетание

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы                      б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками                      г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть
на отмели:

а) согласование                б) управление               в)
примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же
способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике:
главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи
– примыкание:

а) зимой покрылась                         б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески                 г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление                б) доволен поездкой

в) полностью согласен             г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу
примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе
которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с
главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах,
что и главное

                      1 – примыкание;       2 – управление;          3
– согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами
связи:

а)  хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

Тест №2

Предложение

1. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных
слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

2. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения:
Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека                 б) заставляет взять

в) взять перо                                 г) что заставляет взять

3. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

4. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными                        б) повествовательными

в) побудительными                           г) вопросительными

5. Определите предложение Самому умному философу трудно отвечать
на глупые вопросы
по составу и по цели высказывания:

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

6. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в
предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а
несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

7. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают…

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…

в) по количеству грамматических основ предложения бывают…

  1 – простые и сложные;                   2 – односоставные и
двусоставные;   

  3 – распространённые и нераспространённые

8. Какое из
предложений соответствует схеме 
_._._  ‗‗‗‗       ____  

                                                                         
˜˜˜˜

а) Любо в лесу мне
бежать.

б) Долго-долго падают
кленовые листья.

в) Вот девочка
подняла кудрявую голову.

г) С детских лет
великий Пушкин мне знаком.

Тест № 3

Главные члены предложения

1. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

2. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

а) Семеро одного не ждёт.

б) Где двое говорят, тут третий не приставай.

в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

г) Прибыл первый отряд туристов.

3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

4. Определите вид сказуемого в предложении: Научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости.

а) составное глагольное            б) составное именное                
в) простое глагольное

5. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и
сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и  сказуемое выражены существительным или
числительным в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или
количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а
другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4              б) 1, 3, 4            в) 2, 3,
4               г) 1, 2, 4

6.  Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

а) существительным в именительном или творительном падеже;

б) краткими прилагательными;              в)
наречиями;                  г) деепричастиями;

д) краткими страдательными причастиями

7. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не
употребляется в настоящем времени?

а) быть                  б) являться                   в)
становиться                     казаться

8. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего
грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей
его основное лексическое значение, называется:

а) простым глагольным                       б) составным
именным                      в) составным глагольным

9. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное
именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем
прилагательным

а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности
человека.

б) Лето в этом году было сухим и жарким.

в) Дождь перестал лить только в сумерки.

г) Мужество есть великое свойство души.

Тест № 4

Второстепенные члены предложения

1. Определите соответствие:

а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета
и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем
существительным;

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия
или состояния;

в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и
зависит от сказуемого или другого члена предложения

1 – дополнение;             2 – обстоятельство;                   3 –
определение

2. Укажите прямое дополнение в предложении В одной из старинных
книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

а) книг               б) рассказ                в) Америго
Веспуччи             г) именем               д) Америка

3. В каком из предложений нет прямого дополнения?

а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

б) Учёные доказали существование жизни в космосе.

в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

4. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?

С классическим произведением(1) вы не
потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все
вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную
литературу(4).

а) 1, 2, 4             б) 1, 3               в) 2, 3, 4                
г) 1, 2, 3, 4

5. Чем не может выражаться согласованное определение?

а) существительным;                         б)
местоимением;                          в) именем прилагательным;

г) причастием                      д) порядковым числительным

6. В каком из предложений имеется несогласованное определение?

а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.

б) По ночам иногда дул холодный ветер.

в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое
народа.

г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.

7. В каком из предложений нет приложения?

а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М.П.Мусоргский.

б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.

в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец»
наборщиком.

г) Художник В.Г.Перов – это целая эпоха в русской живописи.

д) М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин – мои самые любимые поэты.

8. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?

а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных
центров России.

б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.

в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.

г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать
осторожность.

9. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и
способ проявления действия указывают:

а) обстоятельства цели;           б) обстоятельства образа
действия;               в) обстоятельства причины;        

г) обстоятельства времени;              д) обстоятельства места              
е) обстоятельство условия

10. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги
встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.

а) обстоятельство времени;        б) дополнение;         в) обстоятельство
места;          г) определение

Тест № 5

Односоставные предложения

1. Какое из предложений отличается от других по
составу:

а) В дверь робко постучали.

б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.

в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.

г) В тишине услышишь голоса птиц.

2. Определите соответствие:

а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица
множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного
числа в прошедшем времени;

б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го
лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или
в форме повелительного наклонения;

в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не
может быть подлежащего.

1 – неопределённо-личное;           2 – безличное;                   3
– определённо-личное

3. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени
считают.

а) обобщённо-личное;          б) неопределённо-личное           в)
безличное;        г) определённо-личное

4. Какое из предложений не назывное?

а) Ночная тень соснового леска.                                  б) А в
самом-то деле всего три часа дня.

в) Мороз и солнце.                                                        
г) С утра морозит.

5. Какое из предложений безличное?

а) Хочу гулять по берегу моря.                                б)
Старайся читать внимательнее.

в) Не стоит спешить с ответом.                               г) Просим
соблюдать тишину.

6. Какое из предложений обобщённо-личное?

а) Что посеешь, то и пожнёшь.                           б) Сейчас
костёр разведём.

в) Сегодня же меня здесь не будет.                    г) Здесь продают
билеты в цирк.

7. Укажите безличное предложение, в котором главный
член выражен неопределённой формой глагола
.

а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.

б) Можешь больше не приходить.

в) Соловьёв не слыхать в том краю.

г) Буду долго тебя вспоминать.

8. Из какого назывного предложения невозможно
образовать безличное?

а) Мороз.               б) Рассвет.              в)
Ветер.               г) Зима.                д) Шторм.

9. Укажите неверный вариант ответа.

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.

б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.

в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.

г) Все дороги снегом занесло – безличное.

10. Укажите неполное предложение:

а) Морозно и солнечно.

б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.

в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

г) Рассветает.

Тест № 6

Однородные члены предложения

1. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
признаки однородных членов.

1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же
члену предложения;

2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;

3) могут иметь при себе зависимые слова;

4) всегда выражаются словами  одной части речи;

5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной
интонацией и сочинительными союзами.

а) 1, 3, 4, 5;           б) 2, 3, 4, 5;            в) 1, 2, 3,
5;                 г) 1, 2, 3, 4, 5

2. В каком случае между однородными членами,
соединёнными союзами, запятая не ставится?

а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся
соединительным или разделительным союзом;

б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;

в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;

г) между однородными членами перед противительными союзами

3. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с
однородными подлежащими.

а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и
обновление во времени.

б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от
спорта.

в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.

г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и
гибкость нашего языка.

4. Укажите предложение, в котором между однородными
членами не ставится запятая:

а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.

б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам
всех народов и времён.

в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.

г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.

5. Укажите вариант ответа, в котором определены все
предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:

1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.

2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.

3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.

4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.

а) 1, 2, 4;           б) 1, 2, 3, 4;             в) 2, 3,
4;               г) 1, 2, 3

6. Укажите предложение с неоднородными определениями
(знаки препинания не расставлены):

а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую
повесть.

б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.

в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.

г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных
книг.

7. Определите вариант ответа, в котором правильно
указаны запятые между однородными членами.

Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном
особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный
материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но
яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного
детства до ранней (6) безвременной смерти.

а) 1, 2, 4, 5, 6;                 б) 2, 3, 4, 6;                  в) 1,
3, 5, 6;                    г) 1, 4, 5, 6

8. Определите соответствие в постановке знаков
препинания с обобщающими словами при однородных членах:

а) обобщающее слово стоит после однородных членов;

б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них
предложение продолжается.

              1 – двоеточие;                 2 – тире;                 
3 – двоеточие и тире.

9. Укажите предложение с однородными определениями
(знаки препинания не расставлены):

а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.

б) Спорт стал массовым народным явлением.

в) Спорт многогранное общественное явление.

г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.

10. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков
препинания при обобщающем слове:

а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки,
экспозиции, творческие вечера.

б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков,
стихов.

в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь
стеллаж.

г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может
заменить общение с книгой.

Тест № 7

Предложения с обособленными второстепенными членами

1. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:

а) относятся всегда к главным членам предложения;       б) выделяются
интонацией в речи;     

в) выделяются запятыми на письме;       г) иногда вместо запятой могут
выделяться тире.

2. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:

а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее,
ярче.

в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.

г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.

3. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи
обособления определений.

1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными
оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после
определяемого слова;

2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых
определения, стоящих после определяемого существительного;

3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения,
стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное
значение причины, уступки, времени;

4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному
местоимению.

а) 1, 3, 4;               б) 1, 2, 3, 4;              в) 1, 2,
4;             г) 2, 3, 4

4. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки
препинания не расставлены):

а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.

б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.

в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.

г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.

5. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным
определением:

а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.

б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.

в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.

г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.

6. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
случаи обособления приложений:

1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному
местоимению;

2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после
определяемого слова – существительного нарицательного;

3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения,
стоящие после определяемого слова – существительного собственного;

4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в
качестве»;

5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок
причинности.

а) 1, 2, 3, 5;                    б) 1, 3, 4, 5;                  в) 1,
2, 3, 4;                   г) 2, 3, 4, 5          

7. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
случаи обособления обстоятельств:

1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются
одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд
наречия;

2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,
одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному
глаголу-сказуемому;

3)  обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые
имеют уступительное значение;

4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные
деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.

а) 1, 3, 4;                  б) 1, 3;                    в) 2, 3,
4;                      г) 2, 3

8. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при
обособлении обстоятельств:

Снег растаял,(1) по многочисленным оврагам,(2)
затопляя луга и долины,(3) устремились бурные потоки,(4) сперва
прозрачные,(5) чистые,(6)а потом жёлтые,(7)
мутные.

а) 2, 3;             б) 1, 2, 3, 5;                  в) 1, 4, 5,
7;                  г) 2, 3, 4

9. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем
рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.

а) Запятые ставятся при обособленном приложении;

б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве;

в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;

г) Запятые ставятся при обособленном определении.

10. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская
ночь, … , окутала землю.

а) наступила очень рано;

б) поднимался туман;

в) облачная и туманная;

г) луны не было

Ключи к тестам

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест

№ 1

а

б

в

в

а

в

б

в

а-2;

б-1;

в-3

б

Тест

№ 2

в

г

г

а

б

г

а-2;

б-3;

в-1

б

Тест

№ 3

б

а

б

в

г

г

а

в

б

Тест

№ 4

а-3;

б-2;

в-1

б

г

б

а

в

д

б

б

а

Тест

№ 5

б

а-1;

б-3;

в-2

а

г

в

а

в

г

в

в

Тест

№ 6

в

а

б

б

б

а

г

а-2;

б-1;

в-3

а

в

Тест

№ 7

а

г

б

б

в

а

г

а

б

в

Анализ тестирований

№ вопроса

Мамоян С.

Скорняков И.

Пилюков В.

Хлянов А.

Шершин М.

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Тест

№ 3

Тест

№ 4

Тест

№ 5

Тест

№ 6

Тест

№ 7

№ вопроса

Мамоян С.

Скорняков И.

Пилюков В.

Хлянов А.

Шершин М.

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Тест

№ 3

Тест

№ 4

Тест

№ 5

Тест

№ 6

Тест

№ 7

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Род
сложносокращённых слов определяется
по ключевому слову

ООН
объявил
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

ООН
(организация)

объявила
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

Сказуемое
согласуется с главным словом сложного
существительного

Кресло-качалка
отремонтирована.

Кресло-качалка
отремонтировано.

Подлежащее
и сказуемое в главном предложении не
согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит
– в форме ед.ч.)

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнит
бродягу Варлаама.

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнят
бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Части
двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.

Можно
утверждать, что настроение было

не
только

главным

для создателя стихотворения,

но
и

для
читателей.

Можно
утверждать, что настроение было главным

не
только

для
создателя
стихотворения,
но
и

для
читателей.

Части
двойного союза постоянны, их нельзя
заменять другими словами

не
только … но и

если
не…, то

как…,
так и

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей
как
в
природе,

а
также

и
в людских нравах.

(нет
союза
не только…, а также)

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей как в природе, так и в
людских нравах.

Ошибка
в построении предложения с однородными
членами.
Общее дополнение требует от однородных
членов предложения одного
падежа и предлога:

смотрит
(что?) и увлекается (чем?) сериалами

Раскольников
придумал
и
восхищается
своей
теорией.

Натянуть
и

выстрелить
из
лука

непросто.

Раскольников
придумал (кого? что?)

свою
теорию

и
восхищается (кем? чем?)

ею.

Натянуть
тетиву

и
выстрелить из лука непросто.

В
качестве однородных членов предложения
использованы слова разных частей речи

Я
люблю петь и живопись

Я
люблю пение и живопись.

Обобщающие
слова при однородных членах. (Все
однородные члены должны стоять в том
же падеже, что и

обобщающее
слово)

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголь,

Тургенев,
Толстой.

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголя,
Тургенева,
Толстого
.

Пропуск
предлога при однородных членах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

скверах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

в
скверах.

Смешение
родо-видовых понятий в ряду однородных
членов.

В
пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.

В
пакете лежали сок и фрукты: апельсины,
бананы.

Употребление
в качестве однородных членов причастный
оборот и определительное придаточное

Девушка,
сидевшая у окна и которая хорошо пела,
запомнилась всем.

Девушка,
сидевшая
у
окна и хорошо

певшая,
запомнилась всем.

Девушка,
которая
сидела

у
окна и

которая
хорошо
пела,
запомнилась всем.

Не
употребляются в качестве однородных
членов полная и краткая форма
прилагательного

Он
был
умён

и
богатый.

Он
был
умён

и
богат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

При построении простого предложения довольно часто нарушаются правила согласования сказуемого с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила:

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
  5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:

1) грамматическое: сказуемое ставится в единственном числе (Большинство граждан России пришло на выборы);

2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Форма множественного числа предпочтительна:

1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);

2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);

3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).

  1. В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, единственное число сказуемого употребляется:

1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски);

2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов);

3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать)

4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол — (Полгода пролетело)

Форма множественного числа сказуемого употребляется

1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);

2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);

3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах).

Прим. если сказуемое предшествует подлежащему, используется ед.ч.: На столе лежит несколько тетрадей.

  1. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музейквартира Владимира Высоцкого интересен всем)
  2. При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
  3. При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого:

1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении

2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы)

  1. В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным.

1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна).

2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив)

Существуют и особые случаи согласования сказуемого с подлежащим:

  1. если подлежащее выражено несклоняемым неодушевленным существительным, то сказуемое при нем употребляется в форме среднего рода. Например: Метро открыто. Исключение: слова типа кофе, тюль — мужского рода: Кофе уже стоял на столе. Густой тюль скрывал черты ее лица;
  2. если подлежащее выражено местоимением кто или производными от него местоимениями кто-то, кто-нибудь, кто-либо и т.п., то сказуемое употребляется в форме мужского рода. Например: Кто-то о вас сегодня спрашивал.;
  3. если подлежащее выражено местоимением что или производными от него, то сказуемое употребляется в форме среднего рода. Например: Что-то изменилось в ее голосе;
  4. если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, то сказуемое имеет форму как единственного, так и множественного числа.

Несогласованное сказуемое выражается неизменяемыми формами:

  1. инфинитивом: Что хочу, то и говорю, а ты – молчать;
  2. формой типа стук, бац, бряк, хвать, щелк: Окунь сорвался с крючка … и бултых в воду;
  3. формой глагола 2 лица повелительного наклонения со значением неожиданного действия: Она вдруг и останови коня.

Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например: Иванов был круглый сирота

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
Тест на тему Культура речи
Тесты на тему Согласование сказуемого с подлежащим

Тест на тему Определение рода аббревиатур
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку в следующем определении семейного бюджета
  • Найдите ошибку в следующей программе программа 1
  • Найдите ошибку в следующей программе program a1 var c
  • Найдите ошибку в склонении числительного 1568
  • Найдите ошибку в склонении прилагательного