Найдите ошибку в приведенном утверждении законы подлежат официальному опубликованию

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Министерство
общего и професиионального образования Свердловской области Государственное
автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Свердловской области

ГАОУ СПО СО «Краснотурьинский
индустриальный колледж
»

Методическая
разработка

РАБОЧАЯ
ТЕТРАДЬ

для
самостоятельной работы

по
дисциплине

 «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

Автор
– составитель:

 преподаватель юридических  дисциплин

                                                                                      
Бояринцева  Ольга Викторовна

г.Краснотурьинск

2014

    РЕЦЕНЗИЯ

на  рабочую тетрадь по дисциплине Конституционное
право  преподавателя юридических дисциплин ГАОУ СПО СО «Краснотурьинский
индустриальный колледж» Бояринцевой
Ольги Викторовны.

              
Рабочая тетрадь по Конституционному праву  представлена на 12 страницах,
включает титульный лист, содержание, основную часть с заданиями.

        
Рабочая тетрадь состоит из перечня заданий для самостоятельного выполнения по
основным темам конституционного права.   Данная дисциплина является
приоритетной для студентов обучающихся по
специальности
030912 «Право и организация социального обеспечения» и входит в  П.00 –Профессиональный
цикл ОП.02- Обще профессиональные дисциплины

                  
 Работа структурирована, последовательна, логична. Содержание рабочей
тетради соответствует тематике рабочей программы. Практическая значимость
работы заключается в том, что  студенты имеют возможность пользоваться
тетрадью, тем самым расширять и углублять свои знания, повторить пройденный
материал.

Цель разработки:

}  развивать общие и профессиональные компетенции студента (научиться
самостоятельно изучать  и анализировать лекционный материал);

}  систематизировать знания, развивать долговременную память.

 Рабочая
тетрадь
по дисциплине Конституционное право преподавателя
юридических дисциплин ГАОУ СПО СО «Краснотурьинский индустриальный колледж» Бояринцевой Ольги Викторовны  может
быть оценена положительно и  рекомендована для применения по специальности 400201
«Право и организация социального обеспечения».

Рецензент                                                                                           
Сергеева Э.В.

преподаватель КИК,

председатель ЦК управления и права

Аннотация

            Рабочая тетрадь — не
самая новая форма самостоятельной работы студента. Однако и ее можно увидеть
по-новому, применительно к преподаванию юридических дисциплин. Как правило,
рабочие тетради ориентированы на определенный учебник или учебное пособие по
конкретной дисциплине и без него не могут использоваться в полном объеме. На
мой взгляд, более целесообразным является такая постановка задачи, которая
позволит разрешить ее с позиций действующего законодательства. Это основано на
том, что основными навыками для юриста должны быть умение работать с
нормативной базой и применять ее в своей повседневной деятельности. Рассмотрим
примерную модель рабочей тетради по конституционному праву.
Учебная дисциплина «Конституционное право» является обще профессиональной
дисциплиной в структуре основной профессиональной программы специальности

               Данная дисциплина входит в  цикл  ОП —
общепрофессиональных дисциплин. Предназначена для студентов 1 курса
специальности 400201 (030912.52) «Право и организация социального обеспечения» ,
обучающихся по стандартам III поколения. Подготовлена с учетом современных
образовательных технологий. Развивает необходимые навыки и умения,
предусмотренные программой.  Формирует алгоритм эффективной коммуникации при
изучении дисциплины «Конституционное право». В результате студент обладает ОК
(ОК  2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 9).

Конституционное право является определяющим для
других отраслей права, так как Конституция занимает особое место в иерархии
законодательных актов любого государства. Закрепляемые в ней особенности
государственного устройства, основы правового положения личности, принципы
взаимоотношений различных ветвей власти — юридический фундамент остального
законодательства. Все прочие нормативные акты должны соответствовать нормам
действующей Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В
этом проявляется верховенство Конституции, ее высшая юридическая сила.

Знание Конституции РФ необходимо всем гражданам
России, но в первую очередь — юристам. От того, в какой мере они проникнутся
сутью Конституции, насколько правильно воспримут выраженную в ее тексте волю
народа, во многом зависит построение демократического правового государства в
России.
Конституционное право является одной из прикладных юридических дисциплин,
поэтому очень важно подготовить студентов к практическому решению некоторых
теоретических вопросов.
Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление разделов и тем
на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и
углубить теоретические знания.
Основной целью рабочей тетради является оказание помощи студентам юридической
специальности в познании основ российского конституционного права в процессе
самостоятельной работы с нормативно — правовой базой.
Основным источником конституционного права является Конституция Российской
Федерации. По своей структуре собственно текст Конституции состоит из девяти
глав. Исходя из этого, предлагаю составить рабочую тетрадь из девяти основных
разделов, соответствующих по содержанию главам Конституции:

  1. «Основы конституционного строя»,
  2.  «Права и свободы человека и гражданина»,
  3. «Федеративное устройство»,
  4. «Президент Российской Федерации»,
  5. «Федеральное Собрание»,
  6. «Правительство Российской Федерации»,
  7. «Судебная власть»,
  8. «Местное самоуправление»,
  9. «Конституционные поправки и пересмотр
    Конституции».
    К каждому разделу рабочей тетради разрабатываются разнообразные задания:
    • Составление и восстановление логических схем.

• Заполнение сравнительных таблиц.

• Обоснование собственной позиции
студента по спорным вопросам
конституционного права и актуальным вопросам государственного
строительства.
• Тестирование и обоснование своего ответа.

• Решение практических ситуаций.

• Анализ и толкование статей
Конституции РФ.

• Составление и решений кроссвордов.

• Выявление ошибок в приведенных суждениях
и правовое обоснование
правильного решения.

Задачи самостоятельной работы:

Практические задачи:

— развить навыки пользования нормативно-правовыми актами;

—  совершенствовать знания  для развития способности уверенно
действовать в нештатных ситуациях;

— развить умение организовывать свое время на самостоятельную работу.

Образовательные задачи:

— применять имеющиеся знания в конкретной профессиональной
ситуации;

— формировать умение организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество;

— расширение кругозора;

— совершенствовать навыки использования образовательных
возможностей сети Интернет;

— формировать умения анализировать и обобщать учебный
материал.

Развивающие задачи:

— развивать инициативу учащихся, мышление;

— развивать интуицию, основываясь на полученных знаниях;

Воспитательные задачи:

— развивать ответственность за работу и выполнение задания;

Компетенции, развиваемые самостоятельной работой:

Код

Наименование

ПК
1.1

Осуществлять
профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав
граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты

ПК
2.3

Организовывать и координировать социальную
работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в
социальной поддержке  и защите.

ОК -2

Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество,

ОК -4

Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития,

ОК-5

Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности

ОК-8

Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации

ОК-9

Ориентироваться в условиях постоянного
изменения правовой базы.

Раздел 1 рабочей тетради «Основы конституционного
строя»:
ЗАДАНИЕ № 1.
Используя текст
Конституции РФ, поясните следующие конституционные характеристики Российского
государства.

ЗАДАНИЕ № 2:

На
основании анализа норм Конституции РФ определите форму российского государства.
Распишите подробно каждый элемент (форму правления, форму государственного
устройства и политический режим).

Раздел 2 рабочей тетради «Права и свободы человека и
гражданина»:
ЗАДАНИЕ № 1
Решите ситуацию:

Редакция
еженедельника «Аргументы и факты» опубликовала ряд статей, в которых
утверждалось, что депутатская фракция Государственной Думы «Женщины России»
никому не известна и ее деятельность не продуктивна в силу особенности ее
состава. Члены фракции сочли, что этими нормами нарушаются конституционные
нормы. Какие?


ЗАДАНИЕ № 2:

Определите,
кто из ниже перечисленных граждан не может принимать участие в выборах:

  1. священнослужитель;
  2. военнослужащий;
  3. заключенный,
    находящийся в местах лишения свободы по приговору
    суда;
    4. подозреваемый, находящийся в следственном изоляторе;
  4. лицо,
    не достигшее 18 лет;
  5. душевнобольной.

Ответ обоснуйте.

ЗАДАНИЕ № 3:

На основании норм конституции заполните следующие таблицы:

Права

Статьи КРФ

Расшифровка

Личные

Политические

Юридические

Экологические

Культурные

Обязанности

Статьи КРФ

Расшифровка

Свободы

Статьи КРФ

Расшифрока

Раздел 3 рабочей тетради «Федеративное устройство»:
ЗАДАНИЕ № 1:
Используя текст
Конституции РФ, заполните таблицу:
Важнейшие элементы конституционно — правового статуса РФ.
 

ЗАДАНИЕ № 2:

Может
ли быть изменен статус субъекта РФ:
1. Да.

2.
Нет.

Ответ:

Обоснование:

ЗАДАНИЕ № 3:

Используя
статьи Конституции заполните следующую таблицу:

Субъект РФ (примеры)

Количество (штук)

Итого

Раздел 4 рабочей тетради «Президент Российской Федерации»:
ЗАДАНИЕ № 1:

Используя
Конституцию РФ, составьте схему: «Основания прекращения полномочий Президента
РФ».

ЗАДАНИЕ № 2:

Первый
Президент России Б. Н. Ельцин избирался на пост Президента по Конституции РСФСР
года в 1991г. сроком на 5 лет. В 1996 году он был переизбран о Конституции РФ
сроком на 4 года.
Мог ли Б. Н. Ельцин баллотироваться на пост Президента РФ третий раз в 2000
году? Ответ обоснуйте, опираясь на Конституцию РФ.

ЗАДАНИЕ № 3:

На
основании статей КРФ,  требования к Президенту РФ и распишите полномочия
Президента РФ.

Приведите
примеры нормативно-правовых актов, которые издает Президент РФ.

Раздел 5 рабочей тетради «Федеральное Собрание»:
ЗАДАНИЕ № 1.

Используя
текст Конституции РФ, решите задачу:

На
повестке дня Государственной Думы стояли следующие вопросы:
1. рассмотрение закона о федеральном бюджете на следующий год.
2. освобождение от должности Генерального прокурора РФ
3. объявление амнистии.
4. назначение на должность министра финансов РФ
5. принятие закона «Об Уполномоченном по правам человека».

Какие вопросы включены правомерно, а какие не входят в компетенцию
Государственной Думы?

Ответ
обоснуйте.

ЗАДАНИЕ №2:

Найдите
ошибку в приведенном утверждении:
«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы
применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, могут применятся, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения».
Сформулируйте его правильно, опираясь на текст Конституции РФ.

ЗАДАНИЕ № 3:

Распишите
состав Федерального Собрания РФ (ответ изобразите в виде схемы). Изучите
подробно полномочия верней и нижней палаты Федерального Собрания РФ.

Раздел 6 рабочей тетради «Правительство Российской
Федерации»:
ЗАДАНИЕ № 1:

Используя
Конституцию РФ, заполните пропуски в предложениях: Председатель Правительства
РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в следующие
сроки:

1.
не позднее после вступления в должность вновь
избранного Президента РФ.
2. не позднее после отставки Правительства РФ.
3. в течение со дня отклонения кандидатуры
Председателя Правительства РФ, внесенной Президентом РФ на рассмотрение
Государственной Думы.

ЗАДАНИЕ №2:

Составьте
схему «Основания досрочного прекращения полномочий Правительства РФ по Конституции
РФ».

ЗАДАНИЕ № 3:

Изучите
состав Правительства РФ (ответ изобразите в виде схемы). Изучите подробно
полномочия  Правительства РФ.

Раздел 7 рабочей тетради «Судебная власть»:
Опираясь на нормы Конституции РФ,
определите, какое лицо в РФ обладает такими элементами правового статуса, как
независимость, несменяемость и неприкосновенность:
1. Президент РФ,

2.
депутат Государственной Думы РФ,

3.
судья Конституционного Суда РФ,

4.
судья районного суда.

Ответ
обоснуйте статьями КРФ.

ЗАДАНИЕ № 2: Составьте
схему «Судебная система РФ».

Раздел 8 рабочей тетради «Местное самоуправление»:
ЗАДАНИЕ № 1:

Заполните
таблицу: «Конституционные гарантии местного самоуправления»
  

ЗАДАНИЕ № 2:

Составьте
схему: «Формы осуществления местного самоуправления на территории ГО
Краснотурьинск, ГО Карпинск, ГО Североуральск и тд.».


Раздел 9 рабочей тетради «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»:

ЗАДАНИЕ №1:

Решите
задачу:

На
заседании Совета Федерации один из его членов внес предложение об изменении ст.
12 Конституции РФ. Это предложение было принято на совместном заседании Совета
Федерации и Государственной Думы простым большинством голосов депутатов Федерального
Собрания. Какие статьи Конституции РФ нарушены в данном случае?

ЗАДАНИЕ № 2:

Используя
текст Конституции РФ, опишите порядок принятия Конституции РФ.

Ответ
представьте в виде схемы.

Рабочие
тетради выдаются студентам в начале изучения предмета индивидуально каждому. По
завершении изучения раздела Конституции РФ, студенты самостоятельно выполняют
соответствующие задания в рабочей тетради и сдают ее на проверку преподавателю.
По окончании изучения определенного предмета (в нашем случае — конституционного
права), студент представляет выполненную рабочую тетрадь преподавателю для
получения промежуточного зачета по семинарским или практическим занятиям и
допуска к экзамену.

Критерии по уровням
деятельности с учетом всех формируемых общих компетенций на процедуре дифференцированный
зачет

Уровни
деятельности

Критерии
оценки

Оцениваемые

компетенции

Эмоционально-психологический

·        
Проявляет интерес к будущей профессии; проявляет эмоциональную
устойчивость при выполнении задания.

ОК 2

Регулятивный

·        
Владеет знаниями об основных понятиях конституционного права

·        
Ориентируется в  системе конституционного права.

·        
Владеет навыками поиска нпа в правовых системах.

·        
Владеет навыками чтения и анализа Конституции РФ

ОК 2

ОК 5

ОК 9

ПК 1.1. 

Социальный

·        
Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
.

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 8

Аналитический

·        
Объясняет содержание  основных положений Конституции РФ,

·        
Находит противоречия нпа с реальной жизнью

ОК 4

ОК 5

ПК 1.1 

Творческий

·        
Предлагает варианты выполнения заданий при разрешении
профессиональных и  проблемных ситуация

ОК 2

Самосовершен

ствования

·        
Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

ОК 2

ОК 8

Список
используемых источников

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 №; 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ.
2009, N 1, ст. 1., 2.

О военном положении: Федеральный конституционный закон
от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 03.11.2010): СЗ РФ. 2002, N 5, ст. 375; 2010. №
6. Ст. 2013.

О Государственном флаге Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 23.07.2010) //
СЗ РФ. 2000, N 52 (Часть I); 2010, N 30, ст. 3985.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) // СЗ РФ.
1997, N 51, ст. 5712, 2010, N 30, ст. 3984.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ.
1997, N 1, ст. 1.; 28.12.2009, N 52 (1 ч.), ст. 6402.

О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 10.11.2009) // 2000, N 52
(Часть I), ст. 5021, 16.11.2009, N 46, ст. 5417.

Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от
10.06.2008) // СЗ РФ. 1997, N 9, ст. 1011, 2008, N 24, ст. 2788.

О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный
закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001, N 23, ст.
2277. 2005, N 10, ст. 753.

О Государственном гимне Российской Федерации:
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) //
СЗ РФ. 2000, N 52 (Часть I), ст. 5022;  2001, N 13, ст. 1139.

Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // СЗ РФ. 2002, N 24, ст. 2253;
2010, N 31, ст. 4191.

О политических партиях: Федеральный закон от
11 июля 2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.11.2010) // СЗ РФ. .2001, N 29, ст. 2950;
2010, N 23, ст. 2798.

О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный
закон от
18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // СЗ РФ. 2005, N
21, ст. 1919; РГ. 2010. 27 дек.

О гражданстве Российской Федерации: Федеральный
закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. 2002, N 22, ст.
2031, 2009, N 26, ст. 3125.

Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 29.12.2010) // РГ. 2003. 8 окт.; 2010. 31 дек.

О мировых судьях в Российской Федерации:
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // СЗ РФ. 1998, N
51, ст. 6270; 2010. 27 декаб.

О прокуратуре Российской Федерации: Закон
Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2010) // СЗ РФ.
1995, N 47, ст. 4472, 2010, N 27, ст. 3416

О помощи беженцам и вынужденным переселенцам:
Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 // Бюллетень международных договоров. 1995.
№ 5. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.11.1994 N 40-ФЗ // СЗ
РФ. 1994, N 31, ст. 3191.

О государственном суверенитете Российской
Советской Федеративной Социалистической Республики: Декларация СНД РСФСР от 12
июня 1990 N 22-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990, N 2, ст. 22.

О Декларации прав и свобод человека и
гражданина: Декларация от 22 ноября 1991
г. N 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991, N 52, ст. 1865

Об Уполномоченном при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 // СЗ РФ.
2009, N 36, ст. 4312.

О полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 N
849 (ред. от 07.09.2010) // СЗ РФ. 2000, N 20, ст. 2112, 2010, N 37, ст. 4643

Конвенция о защите прав человека и основных
свобод  (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. 2001,
N 2, ст. 163.

Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои  строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.
 

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ

Собрание законодательства РФ1. «Собрание законодательства РФ»  – название этого издания говорит само за себя — здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы.  «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru 

2. «Парламентская газета» –  совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» — это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

3. «Российская газета» — как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» — это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru. 
«Российская газета» — это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994  № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы — для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: «настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования». Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).
 

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую  статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Справочные правовые системы в России или где ищут законы юристы

В далеком 2003-ем, когда я училась на первом курсе юридического факультета, мы с коллегами регулярно покупали тексты всех нужных нам законов в книжном магазине и носили их с собой, как учебники. На обложке каждого такого закона была надпись: «по состоянию … на «число.месяц.год». Это означало, что за пределами этой даты, текст закона может действовать уже в другой редакции. Например, статья № 5 могла быть уже другой, а № 6 точно такой же. Тогда нас учили так: покупать свежий номер российской газеты, вырезать текст нужной статьи закона в новой редакции и вклеивать поверх старой версии. Но это было, мягко говоря, не слишком-то удобно.
 

Сейчас все гораздо проще. Студенты на лекции приносят свои смартфоны, в которых вместе с Instagram и WhatsApp есть все законы (и другие акты) сразу – в нужной редакции, в полном объеме. Чудеса возникли не благодаря куче сайтов в Интернете, а благодаря справочным правовым системам (кратко — СПС) – специальным программам, которые облегчили жизнь миллионам (если не больше) юристов и всем, кому нужна точная правовая информация. О них, чудесных, дальше.

СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России» 

Полное название — Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763. 
 

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так: 



Нажимаем «Искать» и получаем результат — 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.



Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:



В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.



Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями — текст в действующей редакции.



Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.
 

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» — бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС —  «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов — перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И «Гарант», и «КонсультантПлюс» в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс» 

Полное название — справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт «Консультанта» появился в 1997-м, а сама система еще раньше — в 1992. Для будущих правозащитников мир «Консультанта» открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все «правильные» документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия «Консультанта».

Если вы читали книгу Максима Батырева «45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет», то наверняка помните собственную историю автора — о том, как он продавал программу «КонсультантПлюс» и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй — к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия «Консультанта» и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:



Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:



Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите «красный кирпич». Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням. 

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система «Гарант»

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru.  «Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда — «Гарант» и «КонсультантПлюс»

Сегодня  сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:



Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:



Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее. 

Поиск по фразе «закон об ООО» я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще. 

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте «Консультанта»,  а там он «закрыт», попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и «Консультант», и «Гарант» их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе «Законодательство России».

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В «ТехЭксперте» много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же «Консультанте»). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов — «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета», «Российская газета» и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем — «Консультант» и «Гарант» сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в «Гаранте», и в «Консультанте» есть справка с указанием источников публикации. 

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019

блиин, ребяята помогите пожааалуйста оочень надо(

 Опираясь на известную вам классификацию правовых норм , укажите , какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (назовите норму и её определение): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58). 

Разъясняет помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Булатова Л.В.

Официальное опубликование нормативного правового акта имеет важное значение, поскольку именно с этого момента правовые нормы вступают в силу и приобретают обязательный характер для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Конкретный порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Сегодня органы местного самоуправления все чаще включают в порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, признавая обнародование муниципального нормативного правового акта путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления достаточным для его вступления в силу.

Между тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2021 № 23-П, понятие «обнародование» — приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом, что по своему содержанию эти категории не тождественны. Конституция Российской Федерации разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.

Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

При этом, Конституционный суд Российской Федерации возложил обязанность на органы местного самоуправления не позднее чем через два года с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.

Отдельно следует отметить особенность вступления в силу уставов муниципальных образований, муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в территориальных органах юстиции.

С 7 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ         «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ранее опубликование (обнародование) вышеуказанных нормативных правовых актов осуществлялось главой муниципального образования в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Порядок официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов. Аппарат прокуратуры области

Разъясняет помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления области Булатова Л.В.

Официальное опубликование нормативного правового акта имеет важное значение, поскольку именно с этого момента правовые нормы вступают в силу и приобретают обязательный характер для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Конкретный порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ).

Сегодня органы местного самоуправления все чаще включают в порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, признавая обнародование муниципального нормативного правового акта путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления достаточным для его вступления в силу.

Между тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2021 № 23-П, понятие «обнародование» — приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом, что по своему содержанию эти категории не тождественны. Конституция Российской Федерации разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.

Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

При этом, Конституционный суд Российской Федерации возложил обязанность на органы местного самоуправления не позднее чем через два года с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.

Отдельно следует отметить особенность вступления в силу уставов муниципальных образований, муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в территориальных органах юстиции.

С 7 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ         «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ранее опубликование (обнародование) вышеуказанных нормативных правовых актов осуществлялось главой муниципального образования в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку в приведенном тексте укажите номера утверждений
  • Найдите ошибку в приведенном тексте популяция представляет собой совокупность
  • Найдите ошибку в приведенном тексте передние корешки
  • Найдите ошибку в приведенном тексте буквы которыми обозначены
  • Найдите ошибку в приведенном ниже тексте