Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания сырыма датулы

Тема: Восстание
казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы (1783-1797г.г.)

Цель
урока:

Создать условия для формирования информационно — коммуникативных
компетентностей через систематизацию и расширение полученных знаний по теме
занятия; подготовка к внешнему контролю качества знаний.

Задачи
урока:


раскрыть условия и причины движения на основе конкретных фактов;


развить у учащихся навыки логического мышления, эффективного использования
дополнительной литературы;


помочь учащимся понять историческое значение национально-освободительного
движения казахского народа.

Тип
урока
:
Изучение нового материала

Вид
урока:

интерактивный.

Методы
обучения:

Частично-поисковый, аналитический.

Приемы
обучения:

-постановка
проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации;

-раскрытие
практической значимости темы, сравнение и аналогия.

Оборудование
урока:
интерактивная
доска, карта «Участие казахов в крестьянской войне и восстание Сырыма Датулы»,
ватман, фломастеры, исторические документы, раздаточный материал, презентация,
мозаика «Портрет Сырыма Датулы».

 Понятия:

Марионетка
– человек, политический деятель, слепо действующий по воле другого.

Расправа
– орган управления царской администрации в Младшем жузе.

Старшина
– управитель рода.

План
урока:

1.Причины
и движущие силы национально-освободительного движения.

2.Сырым
Датов- деятель, оратор и би, лидер национально-освободительного движения.

3.Повод
и начальный этап национально-освободительного движения.

4.Реформы
барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

5.Причины  
поражения восстания. Историческое значение национально-освободительного
движения 1783-1797 г.г.

Ход
урока:

1.Вводно-мотивационный
этап. Организация учебной деятельности.

2.Изучение
нового материала через поисковую деятельность с выполнением
компетентностно-ориентированных заданий.

3.Систематизация
и закрепление.

4.Итоги
урока.

5.Рефлексия.
Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.

6.Д/З

Ход урока:

Вводно-мотивационный
этап. Организация учебной деятельности.


Сегодня
наш урок пройдет в форме работы по группам, на которые я вас разделила с
помощью карточек (собрать мозаику «Портрета  Сырым Датулы»)  дать объяснения
картинке и вывести тему урока.

 -У
вас на столах лежат цветные листочки, на которых вы сейчас напишите свои
фамилии, и я вас прошу, поставить цифру 1 написать один словом ваше
настроение.  Отложите пока эти листочки. В каждой группе вы должны выбрать
командира, таймспикера, докладчика, советника и  помощника.

-Рассказ
 учителя с использованием опорных схем, карты.

Национально-освободительное
движения на территории Казахстана в
XVIII века:

1.Участие
казахов в крестьянской войне 1773-1775 г.г. под предводительством Емельяна
Пугачева.

2.Восстание
казахов Младшего жуза 1783-1797г.г.под предводительством Сырыма Датулы.

-Вопрос
классу с целью актуализации знаний:
Каким было социально-политическое
положение в Младшем жузе в 70-80 –х годах
XVIII века? – ответы
учащихся и
  работа с картой.

2.Изучение
нового материала через поисковую деятельность с выполнением
компетентностно-ориентированных заданий.

Цель
(для учеников):
познакомиться  с восстанием казахов Младшего жуза под
предводительством Сырыма Датулы (1783-1797г.г.) и применять полученные знания
на практике при составлении схемы или кластера.

Итак,
сейчас каждая группа возьмет один по одному вопросу из нашего плана урока, и
дополнительный материал, который есть у вас на партах. Ваша задача в течение 6
минут раскрыть свою тему в виде схемы, кластера. Для этого я вам предлагаю
использовать ватман и фломастеры. Таймспикеры должны обязательно следить за
временем. После того, как все команды будут готовы, по моему хлопку спикер
каждой команды начнет движение по часовой стрелке. Когда спикер приходит в
другую группу ему дается 1,5 минуты для объяснения своей темы. После этого как
все команды будут пройдены, спикеры вывешивают работы групп на доску.

Темы
для команд:

(по жребию)

1.Причины
и движущие силы национально-освободительного движения.

2.Сырым
Датов- деятель, оратор и би, лидер национально-освободительного движения.

3.Повод
и начальный этап национально-освободительного движения.

4.Реформы
барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.

5.Причины  
поражения восстания,Историческое значение национально-освободительного движения
1783-1797 г.г.

Защита
проектов. Обсуждения. Формативное взаимооценивание с помощью цветных стикеров.

Упражнения
«Займите позицию».

«Герой»
«Мститель»
«Воздержавшиеся»

Учащиеся
аргументируют свою позицию.

Учитель: Кто же
на самом деле   Сырым? Герой? Мститель? — ответ учащихся.

Учитель: На этот вопрос  поможет
ответить  работа А.И. Левшина, уделившего внимание характеристике С. Датулы:
«Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью.

Учитель: Таким
образом, Сырым  и герой, и  мститель, т. е. человек неординарный.

Учитель:
Каковы же причины поражения восстания? Какую ошибку допустил Сырым Датулы?
Как поступили бы вы наместе Сырыма Датулы?

Учитель: Итеак,
мы выяснили причины, движущие силы, характер, причины поражения движения,
узнали о  личности — Сырыма Датулы .

 
3.Систематизация
и закрепление.

  
Задание 1.  Соотнести даты и события: (учителю)

Дата

Событие

1

1778
г.

1

Во
время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С.
Датулы

2

1783-1797
гг.

2

Годы
восстания С. Датулы

3

1782
г.

3

Указ
правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье
Урала, только при условии найма земли

4

Весна
1783 г.

4

Набеги
казахов на Уральскую линию

5

1785
г.

5

Место
сражения в районе Нижнеуральской линии

6

1784
г.

6

Главой
Оренбурской губернии стал барон О.А. Игельстром

7

1786
г.

7

О.А.
Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана
Оренбургская пограничная комиссия.

8

1791
г.

8

Ералы
султан избран ханом Младшего жуза

9

1792
г.

9

С.
Датулы атаковал Илецкую защиту

10

1797
г.

10

Отряды
С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима

11

1801
г.

11

Год
создания Внутренней Орды

     
Для учащихся

Дата

Событие

1

1778
г.

1-8

1

О.А.
Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана
Оренбургская пограничная комиссия.

2

1783-1797
гг.

2-7

2

Место
сражения в районе Нижнеуральской линии

3

1782
г.

3-9

3

Отряды
С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима

4

Весна
1783 г.

4-10

4

Главой
Оренбурской губернии стал барон О.А. Игельстром

5

1785
г.

5-2

5

С.
Датулы атаковал Илецкую защиту

6

1784
г.

6-4

6

Год
создания Внутренней Орды

7

1786
г.

7-1

7

Годы
восстания С. Датулы

8

1791
г.

8-11

8

Во
время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С.
Датулы

9

1792
г.

9-5

9

Указ
правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье
Урала, только при условии найма земли

10

1797
г.

10-3

10

Набеги
казахов на Уральскую линию

11

1801
г.

11-6

11

Ералы
султан избран ханом Младшего жуза

Задание
2. «Продолжи предложение» (оценивается в 2 балла)

1.     
С.
Датулы возглавлял отряд из __2700____ человек, старшины Барак – из __2000_____
и Тленши – из __1500__

2.     
В
1778 году во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами __погибли
дети С. Датулы
___

3.     
Восстание
казахов 1783-1797 гг. под предводительством С. Датулы охватило территорию
______Младшего жуза_____________________________

4.     
Основной
движущей силой восстания под руководством С. Датулы были _______казахские
шаруа, старшины, бии, батыры
______

5.     
Первое
крупное столкновение С. Датулы с казачьими отрядами произошло в ___июнь 1784
г.
____

6.     
Весной
1786 г. Нуралы бежал под прикрытие Российского правительства на Уральскую казачью
линию. Он скончался ____в Уфе, 1790 г._______________________________

Задание
3. Тесты.

1.
Кто освободил Сырыма из казачьего плена весной 1784 года?

А)
хан Абылай

В)
хан Нуралы

С)
Елизавета Петровна

D) Ханский
совет

Е)
суд биев

2.
Старшиной, какого рода был Сырым Датов?

А)
Бериш

В)
Жагалбайлы

С)
Шомекей

D) Адай

Е)
Байбакты

3.
Автор письма в Петербург, написавшего об участии Сырыма на завершающем этапе
восстания Е. Пугачева?

А)
Суворов

В)
Нуралы хан

С)
Сорокин

D)
Рейнсдорф

Е)
Неплюев

4.
Найдите ошибку в перечне целей восстания С. Датулы?

А)
возвратить земли, веками являвшиеся собственностью аульной общины

В)
восстановить сложенную веками традицию маршрутов кочеваний казахских родов

С)
прекратить захват земель Сибирскими казачьими отрядами

D)
прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель

Е)
ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения

5.
Сколько человек сражались под знаменем Сырыма в ноябре 1784 г. в районе р.
Сагыз?

А)
500

В)
1000

С)
2000

D) 3000

Е)
4000

6.
Найдите ошибку в перечне руководителей карательных отрядов направленных для
подавления восстания С. Датулы?

А)
генерал-майор Смирнов

В)
старшина Колпаков

С)
старшина Понамарев

D) князь
Г.А. Потемкин

Е)
майор Назаров

7.
Найдите ошибку в перечне причин провала реформы Игельстрома в Младшем жузе?

А)
часть повстанцев выступила за сохранение веками существовавшей ханской власти

В)
непоследовательность политики самого Сырыма

С)
нарастание антимонархических движений против династии Романовых

D) часть
феодалов, крупных родоправителей выдвинули на ханский престол султана Каипа

Е)
часть повстанцев выступила за окончательную ликвидацию ханской власти в степи

8.
Назовите главный повод начала нового этапа восстания в 90-е гг. 18 в.?

А)
провал реформы Игельстрома

В)
назначение ханом Младшего жуза Ералы султана

С)
поражение войско Сырыма в районе нижнего Урала

D)
нападения и грабеж атамана Донскова на казахские аулы

Е)
все выше перечисленное

9.
В какой район Сырым предложил перекочевать родам Торткара и Кердеры, с целью
сохранения мирной обстановки в аулах?

А)
к Каспийскому морю

В)
к Мугоджарским горам

С)
к правобережью Урала

D) к
Астраханской степи

Е)
к Среднему жузу

10.
Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы?

А)
разногласия среди старшин Младшего жуза

В)
разнородность требования основной движущей силы

С)
слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их
формировании

D)
отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы

Е)
нападение Сырыма на не поддержавших его аулы

4.Итоги
урока.

А сейчас вы должны обменяться с соседом по парте
листочками, и на инетрактивной доске я выведу правильные ответы. ПРОВЕРКА.
Поднимайте руку ребята, согласно критериям о которых я буду говорить и
показывать. Критерии оценивания данной работы:

28-33-
правильных ответов
– «вы отлично поработали на уроке»

22-27
правильных ответов
– «вы хорошо усвоили тему»

16-21
правильных ответов
– «вы не до конца разобрались с пройденной темой, еще
раз вам нужно ее прочитать»

0-15
правильных ответа
– «вам нужно обратиться к источнику и прочитать
данную тему, пересказать и снова прочитать, для того, чтобы лучше ее запомнить»

            Вывод
урок:
Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова
явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского
царизма. Восстание 1783—1797 гг. было крупным выступлением казахских шаруа,
направленным против феодальной и колониальной эксплуатации, подорвавшим основы
ханской власти в Младшем жузе, что приблизило ее окончательную ликвидацию.

Воинственный и в то же время дипломатичный склад ума
С. Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с
колониальными властями, и с ханско-султанской верхушкой. В памяти народа Сырым
остался как один из влиятельных политических деятелей последней трети
XVIII века.

В 2000 году в городе Уральске установлен
конный памятник Датову.

В месте, где по легендам зарождалось
народно-освободительное движение — Сырымском районе Западно-Казахстанской области,
названном народом Сырым-тобе (Холм Сырыма), в 2007 году построен мемориальный
комплекс Сырыма Датова. Дата смерти Сырыма Датова никому не известна.

5.Рефлексия.
Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.


Я вас прошу вернуться к нашим цветным листочкам, поставить на них цифру 2
написать одним словом ваше настроение на данный момент. Все? Спасибо. Эти
листочки я потом соберу.


А сейчас, я вам предлагаю оценить результат нашего урока одни жестом!

6.
Домашнее задание

·        
параграф
4, с. 24-29

·        
каждому
индивидуально составить 10 тестовых вопросов по домашнему параграфу: 1 лист А-4
– вопросы (5 вариантов ответа), обязательно наверху указать свою фамилию; 2
лист А-4 – ответы (цифра — буква), обязательно наверху указать свою фамилию.

Домашнее задание:
Ответить на вопросы:
1. Казахи каких жузов приняли участие в восстании Пугачева?
2. Сколько казахских сарбазов приняли участие в осаде Оренбурга?
3. Старейшиной какого рода был Сырым Датулы?
4. Сколько лет продолжалось восстание Сырыма Датулы в Младшем жузе?
5. Найдите ошибку ошибку в перечне причин восстания Сырыма Датулы?
6. Куда откочевал Сырым Датулы после поражения восстания:
7. Вытеснить «киргиз-кайсацких разбойников» до реки Эмбы, лишив их поддержки аулов в ходе восстания под руководством Сырыма Датулы, приказал глава военной коллегии:
8. Какого хана убили восставшие под руководством Сырыма Датулы?
9. Явившись 30 августа 1797 г. на заседание ханского совета, Сырым Датулы объявил: 10. Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы:

Ответы

Ответ:

Только 1 вопрос знаю

Объяснение:

1 Младший и Старший жузы

Интересные вопросы

17.04.2010, 02:18, Суббота | Сообщение 2

Участие казахов в крестьянской войне 1773-1775 гг. под руководством E. Пугачева

Присоединение Казахстана к России носило прогрессивный характер. Но при этом нельзя забывать, что одновременно казахский народ подвергался колониальному гнету со стороны царизма и его основной опоры — помещиков. Политика царизма в Казахстане преследовала определенные классовые цели. Его законы всегда стояли на страже интересов господствующего класса. Так, указы 1742 и 1756 годов запретили населению Младшего и Среднего жузов перегонять скот через Яик и Иртыш, в низовьях Ишима и Тобола, к побережью Каспийского моря. Для подкрепления указов в названных районах были построены линии военных укреплений, вдоль рек установлена запретная десяти верстная полоса.

Насильственные акты колониальной администрации и феодальный гнет до предела ухудшили положение казахских крестьян, обострили классовую борьбу в аулах и вылились в цепь крупных восстаний в конце XVIII в. Знаменательным событием в жизни Казахстана этого времени было участие казахов Младшего и Среднего жузов в Крестьянской войне 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева.


Емельян Пугачев.

Восстание в Казахстане началось под влиянием манифестов Пугачева. В них Пугачев обещал казахам землю, воду, леса, оружие, свинец, одежду. Еще до начала восстания, летом 1773 года, Пугачев лично побывал в кочевьях Младшего жуза, интересовался положением казахов, надеясь заручиться их поддержкой раныше, чем поднимать яицких казахов. Пугачев посетил ка-захские аулы тайно, опасаясь разглашения его планов до нача-ла восстання. Но в декабре он вновь прибыл в Младший жуз в сопровождении большого отряда в 400 человек. В отряде были русские, чуваши, черемисы, башкиры, татары, калмыки. Этим пестрым составом своего отряда Пугачев хотел наглядно показать казахам многонациональность своего войска.


Войско Емельяна Пугачева

Следуя призыву Пугачева, тысячи казахских джигитов приняли участие в восстании. Казахи были прекрасно вооружены: имели ружья, сабли, садаки (луки) со стрелами, пики, дротики. У воинов были кожаные шлемы и панцири. Часть казахских отрядов входила в кавалерийские полки армии Пугачева. Известно, что один из отрядов вошел в полк яицкнх казахов, кото-рым командовал атаман Андрей Овчинников. Были также смешанные по национальному составу отряды (например, казахско-калмыцкий).

Казахские отряды принимали участие в осаде и организованном штурме не только мелких, но и крупных, хорошо укрепленных военных крепостей: Оренбурга, Яицка, Гурьева, Орска, Саратова и Пензы. Нередко в многодневных и упорных сражениях с царскими войсками казахи-воины выходили победителями.


Карта восстания Емельяна Пугачева

В сражениях казахи обычно наступали лавиной или обходили противника с флангов, хорошо маневрировали и мужественно сражались. Отступая, они шли на некоторую тактическую хитрость: быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдалении для нового удара Перед нападением казахи обычно про-водили разведку, а, отправляясь в поход, двигались скрытно, с целью напасть внезапно. При штурме крепостей пытались в первую очередь поджечь деревянные строения внутри укрепления, для чего зажигали бересту, прикрепленную к стрелам, а затем начинали наступление на крепостной вал и стены. Остановить их не мбгла даже артиллерия, так как штурмовавшие умели тушить ядра и бомбы мокрым войлоком.

Так, у стен Оренбурга и в прилегающих районах действовало несколько тысяч казахов. Они принимали участие не только в осаде крепости, но и снабжали армию Пугачева провиантом и фуражом, контролировали дороги, сражались с царскими войсками на подступах к городу, на Самарской дистанции и у Татишевой крепости.


Движение отряда Пугачева

Часть казахских отрядов была послана Пугачевым на Нижние яицкие форпосты. Здесь они влились в отряды сподвижников Пугачева — атамана Толкачева и татарина Тангаева. Эти отряды взяли Кулагинскую крепость. В Гурьеве казахи поддержали восставший местный гарнизон и пришедшего им на помощь атамана А. Овчинникова.

В Среднем жузе в восстании приняли участие казахи, кочевавшие в верховьях рек Ишима и Тобола. В 1773—1774 гг. они сформировали отряд и направили его на помощь армии Пугачева к Оренбургу. Е. Пугачев постоянно вел переговоры и переписку с родовыми старшинами Среднего жуза. Он договорился об объединении двух армий, но поражение Пугачева под Троицкой крепостью помешало их объединению. Поэтому казахские отряды вынуждены были начать самостоятельные действия. Волнения в Среднем жузе были настолько сильны, что царское правительство перебросило сюда войска из Сибири и Оренбургской губернии, где в это время действовала армия Пугачева.

После того, как Пугачев ушел со своей армией в Башкирию, часть казахских отрядов осталась в прияицких степях, а другие последовали с армией повстанцев в среднее и нижнее Поволжье. В августе 1774 г. армия Пугачева была разбита под Царицыном, цосле чего казахские отряды рассеялись по степи, а частью пошли за Пугачевым вниз по Волге, где, переправляясь на лодках или вплавь, ушли в прияицкие степи.


Казнь Емельяна Пугачева

Восстание в Казахстане разгоралось, его пламя еще два года после казни Е. Пугачева бушевало в степях. К 1775 году участились выступления крестьянства против местных феодалов. Наиболее острыми были выступления в Западном Казахстане.

Активно действовали отряды из родов байбакты, табын, тама.

Часть отрядов возглавляли выходцы из простого народа, как братья Джамбулат и Тохбулат Айвазовы. Казахские отряды действовали в огромном районе От Каспийского моря до Волги и Уральских гор. Против восставших царское правительство направило карательные отряды. Казахское население оказывало им мужественное сопротивление. Рядом с мужчинами сражались женщины, но силы оказались неравными, и повстанцы были разбиты.

Царизму удалось жесточайшими репрессиями на время по-давить восстание. Но с сентября 1775 года оно возродилось вновь. Во главе движения встала казахская женщина Сапара. Она обещала казахам скорое возвращение Пугачева и призывала их продолжать борьбу. Под ее влиянием казахи возобновили антиправительственные выступления, совершили нападения на ряд крепостей и собирались идти на Саратов. В результате предательства феодальной знати это движение было подавлено.

В период Крестьянской войны 1773—1775 годов окрепли узы дружбы между народами России, плечом к плечу впервые выступившими против гнета самодержавия, притеснений местных феодалов. Восстание Пугачева и участие в нем казахов еще раз наглядно подтвердило важность сближения казахского и русского народов, прогрессивность присоединения Казахстана к России.

Из манифеста Пугачева Е. к казахскому народу. 1773 г.

…Вам объявляю: когда всевышни господь бог мне даст волю, то я вас всех не оставлю и буду вас жаловать верно, нелицемерно землиою, водою и травами, и ружьями и провиантом, реками, солью и хлебом, и свинцом, от головы до ног обую. И моим верным слугам и войскам объявить: и будет от меня вольным и невольным всем моим, которыя меня почитающим, воля, чтоб и войска ваше не противились, что я буду за них стоять, також и они б для меня, великого государя, постарали бы… Для вас неприятель, тож, и для меня. В том сей именной указ объявляется всем.
Российский государь Петр третий руку приложил…

Запись рассказа казака Т. Сейткулоза о приезде Пугачева в Младший жуз. 4774 г.

«Блис моря, на месте, называемом ими Атрау, куда и на нынешнюю зимовку они прикочевали и перед самым зимним временем… от Яика, казачьего городка, был в приезде к Нуралы-хану в числе четырехстах российских, чуваш, черемис, башкир, татар и калмык, называющийся российским ханом… Ныне же собрав сам себе из разных нацей до пяти тысяч человек, намерен России мстить разорением городов Яика и протчих лежащих вверх внутри России, для чего и Нуралы-хана ко всепомоществованию ему склонял».

Класс: «11» ___________
Тема: «Национально — освободительное движение Сырыма Датулы (1783 — 1797г. г.)».
Цель урока: Создать условия для формирования информационно — коммуникативных компетентностей через систематизацию и расширение полученных знаний по теме занятия; подготовка к внешнему контролю качества знаний.
Задачи урока:
— раскрыть условия и причины движения на основе конкретных фактов;
— развить у учащихся навыки логического мышления, эффективного использования дополнительной литературы;
— помочь учащимся понять историческое значение национально — освободительного движения казахского народа.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: интерактивный.
Методы обучения: Частично — поисковый, аналитический.
Приемы обучения:
— постановка проблемных вопросов и перевод их в проблемные ситуации;
— раскрытие практической значимости темы, сравнение и аналогия.
Оборудование урока: интерактивная доска, карта «Участие казахов в крестьянской войне и восстание Сырыма Датулы», ватман, фломастеры, исторические документы, раздаточный материал, презентация, мозаика «Портрет Сырыма Датулы».
Понятия:
Марионетка – человек, политический деятель, слепо действующий по воле другого.
Расправа – орган управления царской администрации в Младшем жузе.
Старшина – управитель рода.
План урока:
1. Причины и движущие силы национально — освободительного движения.
2. Сырым Датов — деятель, оратор и би, лидер национально — освободительного движения.
3. Повод и начальный этап национально — освободительного движения.
4. Реформы барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.
5. Причины поражения восстания. Историческое значение национально — освободительного движения 1783 — 1797 г. г.
Ход урока:
1. Вводно — мотивационный этап. Организация учебной деятельности.
2. Изучение нового материала через поисковую деятельность с выполнением компетентностно — ориентированных заданий.
3. Систематизация и закрепление.
4. Итоги урока.
5. Рефлексия. Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.
6. Д/З
Ход урока:
Вводно — мотивационный этап. Организация учебной деятельности.
— Сегодня наш урок пройдет в форме работы по группам, на которые я вас разделила с помощью карточек (собрать мозаику «Портрета Сырым Датулы») дать объяснения картинке и вывести тему урока.
— У вас на столах лежат цветные листочки, на которых вы сейчас напишите свои фамилии, и я вас прошу, поставить цифру 1 написать один словом ваше настроение. Отложите пока эти листочки. В каждой группе вы должны выбрать командира, таймспикера, докладчика, советника и помощника.
— Рассказ учителя с использованием опорных схем, карты.
Национально — освободительное движения на территории Казахстана в XVIII века:
1. Участие казахов в крестьянской войне 1773 — 1775 г. г. под предводительством Емельяна Пугачева.
2. Восстание казахов Младшего жуза 1783 — 1797г. г. под предводительством Сырыма Датулы.
— Вопрос классу с целью актуализации знаний: Каким было социально — политическое положение в Младшем жузе в 70 — 80 – х годах XVIII века? – ответы учащихся и работа с картой.

2. Изучение нового материала через поисковую деятельность с выполнением компетентностно — ориентированных заданий.
Цель (для учеников): познакомиться с восстанием казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы (1783 — 1797г. г.) и применять полученные знания на практике при составлении схемы или кластера.
Итак, сейчас каждая группа возьмет один по одному вопросу из нашего плана урока, и дополнительный материал, который есть у вас на партах. Ваша задача в течение 6 минут раскрыть свою тему в виде схемы, кластера. Для этого я вам предлагаю использовать ватман и фломастеры. Таймспикеры должны обязательно следить за временем. После того, как все команды будут готовы, по моему хлопку спикер каждой команды начнет движение по часовой стрелке. Когда спикер приходит в другую группу ему дается 1, 5 минуты для объяснения своей темы. После этого как все команды будут пройдены, спикеры вывешивают работы групп на доску.
Темы для команд: (по жребию)
1. Причины и движущие силы национально — освободительного движения.
2. Сырым Датов — деятель, оратор и би, лидер национально — освободительного движения.
3. Повод и начальный этап национально — освободительного движения.
4. Реформы барона Илельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе.
5. Причины поражения восстания., Историческое значение национально — освободительного движения 1783 — 1797 г. г.
Защита проектов. Обсуждения. Формативное взаимооценивание с помощью цветных стикеров.
Упражнения «Займите позицию».
«Герой»
«Мститель»
«Воздержавшиеся»
Учащиеся аргументируют свою позицию.
Учитель: Кто же на самом деле Сырым? Герой? Мститель? — ответ учащихся.
Учитель: На этот вопрос поможет ответить работа А. И. Левшина, уделившего внимание характеристике С. Датулы: «Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью.
Учитель: Таким образом, Сырым и герой, и мститель, т. е. человек неординарный.
Учитель: Каковы же причины поражения восстания? Какую ошибку допустил Сырым Датулы? Как поступили бы вы наместе Сырыма Датулы?
Учитель: И так, мы выяснили причины, движущие силы, характер, причины поражения движения, узнали о личности — Сырыма Датулы.

3. Систематизация и закрепление.
Задание 1. Соотнести даты и события:
Дата Событие
1 1778 г. 1 Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С. Датулы
2 1783 — 1797 гг. 2 Годы восстания С. Датулы
3 1782 г. 3 Указ правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье Урала, только при условии найма земли
4 Весна 1783 г. 4 Набеги казахов на Уральскую линию
5 1785 г. 5 Место сражения в районе Нижнеуральской линии
6 1784 г. 6 Главой Оренбурской губернии стал барон О. А. Игельстром
7 1786 г. 7 О. А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана Оренбургская пограничная комиссия.
8 1791 г. 8 Ералы султан избран ханом Младшего жуза
9 1792 г. 9 С. Датулы атаковал Илецкую защиту
10 1797 г. 10 Отряды С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима
11 1801 г. 11 Год создания Внутренней Орды
Для учащихся
Дата Событие
1 1778 г. 1 — 8 1 О. А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Создана Оренбургская пограничная комиссия.
2 1783 — 1797 гг. 2 — 7 2 Место сражения в районе Нижнеуральской линии
3 1782 г. 3 — 9 3 Отряды С. Датулы совершили набег на ханскую ставку и убили хана Есима
4 Весна 1783 г. 4 — 10 4 Главой Оренбурской губернии стал барон О. А. Игельстром
5 1785 г. 5 — 2 5 С. Датулы атаковал Илецкую защиту
6 1784 г. 6 — 4 6 Год создания Внутренней Орды
7 1786 г. 7 — 1 7 Годы восстания С. Датулы
8 1791 г. 8 — 11 8 Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С. Датулы
9 1792 г. 9 — 5 9 Указ правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье Урала, только при условии найма земли
10 1797 г. 10 — 3 10 Набеги казахов на Уральскую линию
11 1801 г. 11 — 6 11 Ералы султан избран ханом Младшего жуза

Задание 2. «Продолжи предложение» (оценивается в 2 балла)
1. С. Датулы возглавлял отряд из __2700____ человек, старшины Барак – из __2000_____ и Тленши – из __1500__
2. В 1778 году во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами __погибли дети С. Датулы___
3. Восстание казахов 1783 — 1797 гг. под предводительством С. Датулы охватило территорию ______Младшего жуза_____________________________
4. Основной движущей силой восстания под руководством С. Датулы были _______казахские шаруа, старшины, бии, батыры______
5. Первое крупное столкновение С. Датулы с казачьими отрядами произошло в ___июнь 1784 г.____
6. Весной 1786 г. Нуралы бежал под прикрытие Российского правительства на Уральскую казачью линию. Он скончался ____в Уфе, 1790 г._______________________________

Задание 3. Тесты.
1. Кто освободил Сырыма из казачьего плена весной 1784 года?
А) хан Абылай
В) хан Нуралы
С) Елизавета Петровна
D) Ханский совет
Е) суд биев
2. Старшиной, какого рода был Сырым Датов?
А) Бериш
В) Жагалбайлы
С) Шомекей
D) Адай
Е) Байбакты
3. Автор письма в Петербург, написавшего об участии Сырыма на завершающем этапе восстания Е. Пугачева?
А) Суворов
В) Нуралы хан
С) Сорокин
D) Рейнсдорф
Е) Неплюев
4. Найдите ошибку в перечне целей восстания С. Датулы?
А) возвратить земли, веками являвшиеся собственностью аульной общины
В) восстановить сложенную веками традицию маршрутов кочеваний казахских родов
С) прекратить захват земель Сибирскими казачьими отрядами
D) прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель
Е) ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения
5. Сколько человек сражались под знаменем Сырыма в ноябре 1784 г. в районе р. Сагыз?
А) 500
В) 1000
С) 2000
D) 3000
Е) 4000
6. Найдите ошибку в перечне руководителей карательных отрядов направленных для подавления восстания С. Датулы?
А) генерал — майор Смирнов
В) старшина Колпаков
С) старшина Понамарев
D) князь Г. А. Потемкин
Е) майор Назаров
7. Найдите ошибку в перечне причин провала реформы Игельстрома в Младшем жузе?
А) часть повстанцев выступила за сохранение веками существовавшей ханской власти
В) непоследовательность политики самого Сырыма
С) нарастание антимонархических движений против династии Романовых
D) часть феодалов, крупных родоправителей выдвинули на ханский престол султана Каипа
Е) часть повстанцев выступила за окончательную ликвидацию ханской власти в степи
8. Назовите главный повод начала нового этапа восстания в 90 — е гг. 18 в.?
А) провал реформы Игельстрома
В) назначение ханом Младшего жуза Ералы султана
С) поражение войско Сырыма в районе нижнего Урала
D) нападения и грабеж атамана Донскова на казахские аулы
Е) все выше перечисленное
9. В какой район Сырым предложил перекочевать родам Торткара и Кердеры, с целью сохранения мирной обстановки в аулах?
А) к Каспийскому морю
В) к Мугоджарским горам
С) к правобережью Урала
D) к Астраханской степи
Е) к Среднему жузу
10. Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы?
А) разногласия среди старшин Младшего жуза
В) разнородность требования основной движущей силы
С) слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании
D) отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы
Е) нападение Сырыма на не поддержавших его аулы

4. Итоги урока.
А сейчас вы должны обменяться с соседом по парте листочками, и на инетрактивной доске я выведу правильные ответы. ПРОВЕРКА. Поднимайте руку ребята, согласно критериям о которых я буду говорить и показывать. Критерии оценивания данной работы:
28 — 33 — правильных ответов – «вы отлично поработали на уроке»
22 — 27 правильных ответов – «вы хорошо усвоили тему»
16 — 21 правильных ответов – «вы не до конца разобрались с пройденной темой, еще раз вам нужно ее прочитать»
0 — 15 правильных ответа – «вам нужно обратиться к источнику и прочитать данную тему, пересказать и снова прочитать, для того, чтобы лучше ее запомнить»
Вывод урок: Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского царизма. Восстание 1783 — 1797 гг. было крупным выступлением казахских шаруа, направленным против феодальной и колониальной эксплуатации, подорвавшим основы ханской власти в Младшем жузе, что приблизило ее окончательную ликвидацию.
Воинственный и в то же время дипломатичный склад ума С. Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с колониальными властями, и с ханско — султанской верхушкой. В памяти народа Сырым остался как один из влиятельных политических деятелей последней трети XVIII века.
В 2000 году в городе Уральске установлен конный памятник Датову.
В месте, где по легендам зарождалось народно — освободительное движение — Сырымском районе Западно — Казахстанской области, названном народом Сырым — тобе (Холм Сырыма), в 2007 году построен мемориальный комплекс Сырыма Датова. Дата смерти Сырыма Датова никому не известна.

5. Рефлексия. Обсуждение с детьми положительных моментов урока, роль и место.
— Я вас прошу вернуться к нашим цветным листочкам, поставить на них цифру 2 написать одним словом ваше настроение на данный момент. Все? Спасибо. Эти листочки я потом соберу.
— А сейчас, я вам предлагаю оценить результат нашего урока одни жестом!

6. Домашнее задание

Задание 1. Тесты.(8 балов)1. Кто освободил Сырыма из казачьего плена весной 1784 года?А) хан АбылайВ) хан НуралыС) Елизавета ПетровнаD) Ханский советЕ) суд биев2. Старшиной, какого рода был Сырым Датов?А) БеришВ) ЖагалбайлыС) ШомекейD) АдайЕ) Байбакты3. Автор письма в Петербург, написавшего об участии Сырыма на завершающем этапе восстания Е. Пугачева?А) СуворовВ) Нуралы ханС) СорокинD) РейнсдорфЕ) Неплюев4. Найдите ошибку в перечне целей восстания С. Датулы?А) возвратить земли, веками являвшиеся собственностью аульной общиныВ) восстановить сложенную веками традицию маршрутов кочеваний казахских родовС) прекратить захват земель Сибирскими казачьими отрядамиD) прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земельЕ) ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения5. Сколько человек сражались под знаменем Сырыма в ноябре 1784 г. в районе р. Сагыз?А) 500В) 1000С) 2000D) 3000Е) 40006. Найдите ошибку в перечне руководителей карательных отрядов направленных для подавления восстания С. Датулы?А) генерал-майор СмирновВ) старшина КолпаковС) старшина ПонамаревD) князь Г.А. ПотемкинЕ) майор Назаров7. Назовите главный повод начала нового этапа восстания в 90-е гг. 18 в.?А) провал реформы ИгельстромаВ) назначение ханом Младшего жуза Ералы султанаС) поражение войско Сырыма в районе нижнего УралаD) нападения и грабеж атамана Донскова на казахские аулыЕ) все выше перечисленное8. Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы?А) разногласия среди старшин Младшего жузаВ) разнородность требования основной движущей силыС) слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формированииD) отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбыЕ) нападение Сырыма на не поддержавших его аулы пожалуйста помогите

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку в перечне признаков общепринятого экономического районирования
  • Найдите ошибку в построении словосочетания справедливое жюри шумное сочи
  • Найдите ошибку в определении наклонения глаголов
  • Найдите ошибку в построении словосочетания обратите внимание на ошибки
  • Найдите ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами запишите